Научная статья на тему 'Политика модернизации промышленности России'

Политика модернизации промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПАРТНЕРСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОБОРУДОВАНИЕ / ТРАНСФЕР / ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПАСПОРТ / ПРИНЦИПЫ / РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИКА / FORMATION / MODERNIZATION / PARTNERSHIP / INDUSTRY / EQUIPMENT / TRANSFER / TECHNOLOGIES / BUSINESS / STATE / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP IN INDUSTRY / PASSPORT / PRINCIPLES / RESOURCES / ECONOMICS / NEOINDUSTRIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горчакова Е.В., Тюкавкин Н.М.

В статье обосновывается необходимость модернизации промышленного комплекса на современном этапе. В целях ее осуществления авторами разработана программа, а также определены принципы организации модернизационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF MODERNIZATION OF AN INDUSTRY OF RUSSIA

In the article the statement that on modern stage of development an industrial complex requires modernization is substantiated. For the purpose of carrying out the modernization of industry the authors develop programs and directions of development of modernization of industry. Moreover principles of organization of modernization process are defined.

Текст научной работы на тему «Политика модернизации промышленности России»

- ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.3

Е.В. Горчакова, Н.М. Тюкавкин* ПОЛИТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

В статье обосновывается необходимость модернизации промышленного комплекса на современном этапе. В целях ее осуществления авторами разработана программа, а также определены принципы организации модернизационного процесса.

Ключевые слова: формирование, модернизация, неоиндустриализация, партнерство, промышленность, оборудование, трансфер, технологии, бизнес, государство, государственно-частное партнерство в промышленности, паспорт, принципы, ресурсы, экономика.

В настоящее время в экономической политике России выбор модернизации рассматривается с техноцентрической точки зрения, согласно которой технологические и технические инновации открывают путь к модернизации. Такой подход ставит перед государством следующие вызовы (табл. 1).

Организация системы технологических преобразований в промышленности РФ требует разработки новых управленческих решений в сфере промышленной политики, новых организационно-экономических форм производства, основанных на интеграции промышленного комплекса с государством, а также учета интересов потребителей и населения страны [1]. Основные инновационно-технологические направления развития модернизации приведены в таблице 2.

Авторский подход к развитию модернизационных процессов в промышленности построен на использовании форм и методов организации современного наукоемкого производства, которые получили широкое распространение как в России, так и за рубежом: ГЧП, кластеры, технологические платформы, холдинги, технополисы, ОЭЗ и технозоны.

Системное совершенствование модернизации промышленного комплекса РФ в высокотехнологичном направлении предлагается осуществить на основе комплексного использования основных институтов модернизации промышленности [2].

В настоящее время к таким институтам можно отнести следующие.

* © Горчакова Е.В., Тюкавкин Н.М., 2014

Горчакова Екатерина Владимировна (egmu205@mail.ru), Тюкавкин Николай Михайлович (tnm-samara@mail.ru), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Таблица 1

Вызовы, требующие модернизационных решений

№ п/п Вызовы Содержание

1. Экономическая диверсификация [3] Модернизация промышленности будет зависеть от развития экономики. Необходима структурная перестройка экономики, которая связана со сменой технологического уклада. Данный подход относится к проведению диверсификации не только в промышленности, но и в организационных формах государственных структур и частного сектора

2. Развитие институтов модернизации промышленности [2] Развитие институтов модернизации промышленного сектора определяет «правила игры». Все проекты модернизации связаны решением вопроса, что и как будет определять развитие государства в настоящий момент времени и как будет происходить развитие его институтов в будущем

3. Социальное обеспечение На уровне государства благосостояние населения оценивается через экономическую политику и с помощью определенных индексов. На более низких уровнях управления это услуги в сфере социального обеспечения. Также необходимо учесть внутреннюю и международную миграцию, демографическое положение страны

4. Внешняя политика России Концепция российской внешней политики основывается на стремлении возвращения позиций «великой державы». Российская модернизация экономики определит, может ли страна иметь статус лидера, причем несилового лидера

5. Развитие культуры Модернизация в исторических аспектах базируется на тех культурных достижениях, которые имеет Россия. В В настоящее время необходимо решить ряд вопросов о культурном наследии страны и его роли в проведении модернизации

1. Федеральная контрактная система (Федеральный закон № 223-Ф3, введенный в действие с 01.09.2013 года вместо № 94-ФЗ), которая служит для выполнения работ (оказания услуг) для государственных и муниципальных нужд. Частный бизнес и государство в торгах выступают как заказчик и исполнитель, но ФКС включает стадии планирования, формирования, размещения и реализации заку-

Таблица 2

Инновационно-технологические направления развития модернизации в промышленном комплексе России

№ п/п Направления Краткое содержание

1. Развитие институтов технологической модернизации [54] Особое место в модернизации промышленности должно отводиться совершенствованию специальных институтов инновационной экономики, законодательной базы

2. Совершенствование комплексных подходов к модернизации Модернизация на основе активизации инновационной деятельности должна охватывать весь «технологический коридор» - от разработки научной идеи до практической реализации в соответствии с требованиями промышленности к технико-экономическим характеристикам, технологиям, сырью и оборудованию

3. Развитие сферы высоких технологий К основным задачам совершенствования модернизации промышленности относится развитие «высоких технологий» на базе коммерциализации результатов НИОКР, НТП, использования научно-технических заделов и разработок с невостребованным коммерческим потенциалом, реализации проектов с высокой экономической эффективностью

4. Формирование структур промышленных ГЧП Развитие партнерства государства с частным бизнесом, финансовыми структурами и промышленными предприятиями всех форм собственности должно начать осуществление с момента отбора, разработки и реализации основных инновационных проектов и программ, которые могут служить «локомотивами» технологического развития промышленности

5. Формирование ГЧП в сфере НИОКР [5] Важнейшей формой совершенствования участия государства в модернизации промышленности и научно-технологическом развитии является формирование и развитие государственного партнерства с наукой, которое должно основываться на формировании НИОКР, развитии науки и подготовке научных кадров, бюджетном финансировании разработок и исследований с последующим внедрением их результатов в промышленную деятельность

6. Совершенствование комплексной кластеризации промышленности [7] В целях совершенствования неоиндустриальной трансформации ядром модернизации российской промышленности должны выступать кластерные структуры предприятий. Развитие кластеров промышленных компаний меняет структуру промышленной политики, а избирательные методы государственной поддержки отдельных предприятий должны быть заменены общими мерами развития промышленных кластеров

7. Создание креативных корпораций [27] В качестве совершенствования модернизации российской промышленности предлагается создание креативных корпораций. Их миссия заключается в реализации творческого потенциала работников и достижении интеллектуального лидерства в своей отрасли. Это своего рода организации интеллектуального капитала

Окончание таблицы 2

8. Капитализация интеллекта [8] Капитализация интеллекта - это преобразование квалификации кадров в сертификаты и лицензии, знаний -в интеллектуальную собственность, а гудвилла предприятия - в бренды фирмы и финансовые гарантии

9. Формирование системы проектного управления инновационной экономикой Совершенствование проектного управления включает в себя: систему приоритетных проектов на основе концентрации ресурсов государства и бизнеса; механизм формирования стратегических приоритетов; процедуры взаимной ответственности государства и частного бизнеса в рамках данных проектов; мониторинг исполнения обязательств и эффективности функционирования

10. Масштабное использование информатизационных технологий В качестве совершенствования управления модернизацией необходимо масштабное применение информационно -коммуникационных технологий (ИКТ)

11. Структуризация взаимодействия государства и частного сектора Оптимизацию взаимодействия государства и частного сектора в модернизации промышленности предлагается осуществить следующим образом: - приоритетные направления развития модернизации, определение целей и перспектив - задача государства; - разработка и внедрение наукоемких и инновационных технологий - задача государства, государственных корпораций и крупного бизнеса; - внедрение высоких и прорывных технологий - задача деятельности венчурного бизнеса; - инвестирование инновационных проектов - объект интересов частного сектора

пок по госзаказу, а также предусматривает надзор, мониторинг, аудит и контроль в период выполнения контрактов. Эти функции выполняются некоммерческими организациями с государственным участием или за счет привлечения государством компаний для аутсорсинга.

Кроме этого государство имеет право вводить различные преференции частному бизнесу для госзакупок на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также организовывать запрет на закупки импортных товаров.

2. Совершенствование технологических платформ, технополисов, технозон, технопарков, ОЭЗ, предназначенных для объединения усилий государства, науки и бизнеса в разработке направлений долгосрочного научно-технического развития, создании и реализации программ НИОКР и внедрении результатов НТП.

В качестве одного из важных инструментов совершенствования функционирования платформ и реализации конкретных проектов в их рамках рассматриваются новые формы ГЧП, в частности партнерство государства и частных структур с наукой.

3. Совершенствование кластеризации промышленного комплекса. В настоящее время необходимость создания инновационных кластеров диктуют условия модернизации. Объединение промышленных, научных, инжиниринговых, учебных, финансовых и государственных структур позволяет синергетически использовать преимущества государства, внутрифирменной иерархии и рыночных отношений. Цель в данном случае — более быстрое и эффективное проведение модернизаци-онных процессов в промышленности, реализация изобретений и открытий, применение новых знаний, повышение экономической эффективности деятельности участников кластера за счет укрупнения кооперации и концентрации ресурсов.

4. Проведение государственной экспертизы инновационных проектов и программ развития кластеров силами специальной группы по развитию ГЧП в инновационной сфере.

5. Развитие рынка интеллектуальной собственности. В этой сфере необходимо обеспечить развитие и защиту интеллектуальной собственности, так как данный рынок находится еще в начальной стадии своего формирования, причем доля ком-мерциализованной интеллектуальной собственности, которая защищена патентами РФ, составляет приблизительно 14 %.

6. В связи с тем что в РФ существует внушительный дефицит квалифицированных кадров с международным уровнем подготовки, для экономического обеспечения функционирования российских промышленных производств, тем более в условиях работы в ВТО, одним из направлений совершенствования модернизации промышленности является развитие сферы подготовки кадров.

7. Основным фактором совершенствования государственной политики техно -логической модернизации промышленности является ее утверждение в качестве приоритета социально-экономического развития РФ с созданием единого центра организации и управления, интеллектуального и финансового обеспечения программ и проектов ГЧП, использованием мирового опыта модернизации промышленного комплекса и квалифицированной экспертизы всех программ. Целесообразным представляется формирование Агентства индустриального развития с полномочиями разработчика и организатора реализации Государственной программы технологической модернизации промышленности России.

8. Совершенствование комплексных программ развития экономики и промышленности. В настоящее время существуют программы развития, но, как показывает опыт, они плохо адаптированы к нуждам промышленности. В целях их совершенствования необходимо вернуться к принципу отраслевого программирования: энергетики, тяжелого машиностроения, электростроения и прочих — с контролируемым обеспечением и мониторингом исполнения.

9. Совершенствование геополитических преимуществ России, а также ее сырьевых возможностей с целью формирования ряда направлений государственной промышленной политики, что поможет произвести диверсификацию промышленного комплекса.

10. Приоритетное развитие на основе ГЧП базовых отраслей промышленного комплекса: атомной энергетики, ракетно-космической промышленности, радиоэлектроники, авиационной промышленности, судостроения, информационных технологий, энергомашиностроения.

11. Важным направлением совершенствования модернизационных процессов в промышленности является развитие внутреннего рынка отечественной продукции и спроса на нее. Это будет поддерживать высокую занятость населения и способствовать повышению уровня жизни.

Со стороны государства требуется ряд системных решений по совершенствованию модернизационных процессов (табл. 3).

Системный подход государства к проблемам модернизации промышленности на основе ГЧП с целью разработки алгоритма совершенствования должен предусматривать решение следующих основных задач [2].

1. Формирование концепции и стратегии промышленных ГЧП, которые должны включать: цели, задачи, факторы и принципы разработки ГЧП; этапы их реализации; организационно-экономическую структуру, систему и органы управления, механизм и инструменты функционирования; институциональные аспекты; руководящий орган, ответственный за проведение мероприятий.

2. Формирование необходимой законодательной, экономической и организационной среды.

Таблица 3

Системные решения государства в рамках совершенствования модернизации промышленного комплекса РФ [8]

№ Направление Цели совершенствования

п/п совершенствования

1. Приоритетное стимулирование Привлечение финансовых ресурсов, современной

прямых государственных, техники, новейших технологий для адаптации их

частных и иностранных в российской промышленности

инвестиции

2. Введение льготного Оптимизация налоговых ставок и структуры

налогообложения для налогообложения в целях создания эффективной

предприятий промышленного и конкурентной структуры промышленного

комплекса производства, перенос налоговой нагрузки с производственного сектора на другие отрасли экономики

3. Введение конкурентных Ввести вместо тарифов «равной доходности»

тарифов для естественных конкурентные тарифы для стимулирования роста

монополий промышленного производства

4. Развитие систем качества Усиление государственного технического

в промышленности контроля и регулирования, переход на стандарты международных ГОСТов и ISO

5. Совершенствование сферы Создание специальных агентств по защите

защиты прав потребителей прав потребителей, продукции и финансовых услуг, а также продукции и услуг естественных монополий

6. Организация ГЧП Формирование равных условий для развития

в промышленном секторе партнерства государства и частного сектора в промышленной сфере

7. Организация новых рабочих Организация в первые три года после принятия

мест в промышленности программы модернизации до 5 млн рабочих мест в ТПК (кластерах), основных технологических и промышленных парках, которые будут модернизироваться

8. Совершенствование сферы Организация свободного перемещения грузов по

логистики территории РФ, субсидирование государством тарифов по перевозке в дальних регионах

9. Финансирование комплексных Принятие государственного плана комплексного

программ развития стратегического развития производственного

модернизации сектора, масштабное государственное финансирование, применение госгарантий и государственных облигационных займов, использование инвестиций частного сектора в рамках ГЧП, переход к 5-летнему индикативному планированию

10. Формирование кредитного Создание государственного кредитного и

рейтинга лизингового агентства по кредитованию модернизационных мероприятий в промышленности под 2-4 % годовых

11. Интеграционные направления Создание гильдийско-кластерного партнериата Россия-Европа-Азия по обмену промышленными технологиями (трансфер) с использованием опыта «Сколково-2» и «Сколково-3» в интересах российских промышленных предприятий

3. Создание федерального органа (Федерального агентства по ГЧП), ответственного за реализацию политики промышленных ГЧП в России.

4. Подготовка кадров в области промышленных ГЧП, промышленных концессий, создание общественного мнения для передачи бизнесу права владения и пользования государственными и муниципальными объектами собственности, обеспечение доверия общественности к данному типу хозяйственных отношений.

От того, насколько качественно и полно, без противоречий, будет создана законодательная база, сформирована институциональная среда, проработаны экономические и организационные аспекты решения вопросов ГЧП, во многом зависит успех реализации данного социально-политического, экономического и промышленного преобразования существующих производственных отношений в РФ.

Библиографический список

1. Государственно-частное партнерство в инновационных системах / под общ. ред. С.Н. Сильверстова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

2. Саймон Г.А. Рациональное принятие решений в деловых организациях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 42—51.

3. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия / под науч. ред. А.Н. Шохина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. С. 25—28.

4. Воротников А.М., Королев В. А. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 2 (43).

5. Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы / А.В. Гладов [и др.] // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 66. С. 36—55.

6. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство в России // Право и экономика. 2006. № 8. С. 3-8.

7. Капитонов С.В., Тюкавкин Н.М. Разработка организационно-экономического механизма устойчивого развития отрасли промышленности с помощью системы базовых экономических показателей // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6 (6). С. 83-87.

8. Тюкавкин Н.М. Стратегическая эффективность деятельности компании // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5.

9. Тюкавкин Н.М. «Государственная» революция и приватизация в России // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3.

References

1. Public private partnership in innovative systems / under general editorship of S.N. Silverstov. M.: Izd-vo LKI, 2008.

2. Saymon G.A. Rational decision-making in business organizations // Psikhologicheskii zhurnal. 2002. V. 23. № 1. P. 42-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Business and power in Russia: theory and practice of interaction / under scientific editorship of A.N. Shokhin. M.: Izdatel'skii dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2011. P. 25-28.

4. Vorotnikov A.M., Korolev V.A. On the development of public private partnership in Russian regions // Nedvizhimost' i investitsii. Pravovoe regulirovanie. 2010. № 2 (43).

5. Ignatyuk N.A. Public-private partnership in Russia // Pravo i ekonomika. 2006. № 8. P. 3-8.

6. Foreign experience of realization of public private partnership: general characteristic and organizational and institutional foundations / A.V. Gladov [et al.] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 66. P. 36-55.

7. Kapitonov S.V., Tyukavkin N.M. Development of organizational and economic mechanism of sustainable development of a branch of industry with the help of the system of base economic indicators // Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava. 2012. № 6 (6). P. 83—87.

8. Tyukavkin N.M. Strategic effectiveness of an activity of a company // Audit i finansovyi analiz. 2007. № 5.

9. Tyukavkin N.M. «State» revolution and privatization in Russia // Audit i finansovyi analiz. 2008. № 3.

E.V. Gorchakova, N.M. Tyukavkin* POLICY OF MODERNIZATION OF AN INDUSTRY OF RUSSIA

In the article the statement that on modern stage of development an industrial complex requires modernization is substantiated. For the purpose of carrying out the modernization of industry the authors develop programs and directions of development of modernization of industry. Moreover principles of organization of modernization process are defined.

Key words: formation, modernization, neoindustrialization, partnership, industry, equipment, transfer, technologies, business, state, public private partnership in industry, passport, principles, resources, economics.

* Gorchakova Ekaterina Vladimirovna (egmu205@mail.ru), Tyukavkin Nikolay Mikhailovich (tnm-samara@mail.ru), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.