УДК 338
Н.М. Тюкаекин, П.П. Шутов*
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ
ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ
В статье приведены особенности функционирования отечественных электротехнических предприятий. Раскрыты факторы, влияющие на эффективность функционирования электротехнических предприятий. Детально раскрыты вопросы, касающиеся направлений дальнейшего развития электротехнической промышленности.
Ключевые слова: промышленность, электротехнические предприятия, направления развития, стратегия, эффективность, государственная поддержка, электроэнергетика, модернизация, ресурсосбережение.
Электротехническое машиностроение, обеспечивающее производство основной, наукоемкой продукции, поставляемой для электроэнергетики страны, которая эксплуатируется в самых экстремальных условиях, — это базовая отрасль современной российской промышленности, определяющей технологический и технический уровень энергетической безопасности страны, поэтому процесс опережающего и устойчивого развития электроэнергетической промышленности, в первую очередь, является основным условием успешного социально-экономического развития России.
Именно задача обеспечения всего промышленного комплекса страны необходимым электротехническим оборудованием возложена на данную отрасль.
Несмотря на потенциальные условия и возможности по производству современного энергетического оборудования, а также по широкомасштабному подключению трансформаторных подстанций нового поколения, повышению уровня генерации на базе использования инновационного электрооборудования, в российском электротехническом машиностроении необходимо реализовать комплекс мероприятий, сопряженных с совершенствованием и переоснащением производственной базы электротехнической промышленности и организацией новых производств, в том числе и интегрированных структур. Кроме этого, разработка и создание новых видов электротехнического оборудования и электрических установок, решение проблем технологического совершенствования производственного процесса требует осуществления комплексных научных исследований в области технологических, материаловедчес-ких, физико-технических, проектных и конструкторских проблем.
В настоящее время для электротехнического машиностроения стоимость и сроки разработки современных технологий, а также их освоение от запуска в производство до выпуска промышленных изделий очень велики, что даже и для основных мировых электротехнических компаний составляет серьезные вопросы. В передовых, индустриально развитых государствах выход из данного положения осуществляются путем постоянного создания различных технологических программ по освоению конструкционных материалов для электротехнической промышленности, разработке и внедрению в производство новых видов продукции, формированию и опытной апробации пилотных продуктов на эксплуатирующемся оборудовании.
В настоящее время российское производство электротехнической промышленности составляет 8,7 % всего товарного объема машиностроительного комплекса и более 1,8 % полной совокупности промышленной продукции в государстве. В электротехнической промышленности в настоящее время функционирует 448 предприятий, которые составляют 12 % от общего количества машиностроительных предприятий РФ, в том числе среди них 40 научно-исследовательских институтов и профильных конструкторских бюро. Из этого числа 30 государственных (в их числе 16 НИИ и КБ), а также 36 акционерных обществ, которые имеют государственную долю собственности (в их числе 6 НИИ и КБ) [1].
Количество работников электротехнической промышленности составляет 310,8 тыс. чел.
С начала 2000-х годов стало настойчиво формироваться мнение, что без полного государственного регулирования промышленной, инвестици-
* © Тюкавкин Н.М., Шутов П.П., 2013
Тюкавкин Николай Михайлович ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Шутов Павел Павлович ([email protected]), кафедра экономики Поволжского института бизнеса, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Галактионовская, 141, оф. 53.
онной, инфраструктурной и инновационной деятельности промышленность России не сможет сформировать достаточный уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и реализовать свои конкурентные преимущества на национальном и мировых рынках. В данном случае для стратегического развития промышленности, формирования и реализации ее современного инновационного уровня необходимо разработать новую государственную промышленную политику [2].
В течение последних десяти лет был разработан ряд концептуальных положений и стратегий развития отдельных отраслей промышленности, концепция государственной промышленной политики, сформирован и принят полный комплекс стратегических документов, указов и постановлений Президента и Правительства РФ, определяющих цели, задачи и направления стратегического развития промышленного потенциала страны.
Основные положения, определяющие государственную промышленную политику в области стратегического развития сформированы в указе Президента РФ № 596 «О долгосрочной социально-экономической политике в Российской Федерации» от 7 мая 2012 года, а также в ряде отраслевых стратегий.
Программные документы, представленные в законодательных актах, представляют целый комплекс мероприятий в сфере реализации государственных промышленных программ, взаимоувязаны как между собой, так и с основными положениями «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной 8 декабря 2011 года, распоряжением Правительства РФ за №° 2227-р и «Концепции долгосрочного социально-экономического разви-
тия Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной 17 ноября 2008 года распоряжением Правительства РФ за №° 1662-р (в ред. от 8 августа 2009 года №° 1121-р) [3].
Стратегические направления развития государственной промышленной политики и поддержки отраслей электротехнической промышленности включают в себя [4]:
— формирование и разработку приоритетных направлений развития электротехнического машиностроения на перспективу и определение путей их реализации;
— формирование стратегических и согласованных мероприятий органов государственной власти и бизнеса по основным направлениям развития электротехнического машиностроения в долгосрочной перспективе;
— формирование и реализацию перспективных направлений по разработке и корректировке нормативно-правовой базы для развития электротехнического машиностроения;
— комплексное финансирование НИОКР, разработок современных норм, требований и стандартов, участие в финансировании фундаментальных и прикладных исследований;
— разработку мероприятий, направленных на внедрение на электротехнических предприятиях нового инновационного оборудования, которое по своим эксплуатационным и техническим характеристикам сможет обеспечить на мировом рынке конкурентоспособность электротехнической продукции, а также импортозамещение и повышение отечественной энергетической безопасности.
В рамках реализации авторской инновационной стратегии повышения эффективности функционирования электротехнических предприятий предлагается решить следующие задачи (таблица 1).
Таблица 1
Основные задачи по повышению эффективности функционирования электротехнических предприятий [5]
№ п/п Задача Краткое содержание
1. Комплексное развитие электротехнической отрасли промышленности Формирование комплексной системы инновационного развития электротехники на основе НТП, НИОКР и имеющегося инновационного потенциала российских электротехнических предприятий, применения механизмов интеграции и механизмов государственночастного партнерства
2. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции Внедрение инновационного оборудования и технологий для выполнения стратегических задач повышения эффективности функционирования электротехнических предприятий, обеспечивающих надежную работу электрической системы России
3. Повышение технологической оснащенности предприятий Ликвидация технологического неравенства российской электротехнической промышленности от ведущих мировых электротехнических компаний за счет инновационных внедрений высокотехнологичных технологий и оборудования, а также модернизации электротехнических предприятий
Окончание таблицы 1
4. Модернизация инфраструктуры предприятий Формирование новой технологической и организационной инфраструктуры, которая способствует эффективным разработкам и внедрению нового оборудования и новых технологий для успешного решения стратегических задач развития электротехнической отрасли
5. Создание комплексной сети инжиниринговых центров Формирование сети инжиниринговых центров электротехнического машиностроения для организации комплексного процесса разработки и внедрения инновационного высокотехнологичного электротехнического оборудования в рамках реализуемых инвестиционных проектов
6. Переход на отечественные инновационные разработки [7] Локализация на электротехнических предприятиях выпуска оборудования по лицензиям иностранных производителей и постепенный переход на выпуск отечественной продукции
7. Повышение эффективности и устойчивости функционирования электротехнических предприятий Увеличение устойчивости, управляемости и эффективности электротехнической отрасли, в т.ч. формирование и реализация инновационного высокотехнологичного, автоматизированного оборудования для современных интеллектуальных электротехнических систем
8. Повышение ресурсосберегаемости и энергоэффективности выпускаемых изделий Разработка технологий для выпуска эффективных энергосберегающих изделий, снижения потерь электроэнергии
9. Развитие систем АСУ ТП Формирование и развитие телекоммуникационной, информационной и информатизационной инфраструктуры электротехнической промышленности для ускорения разработки и внедрения новой техники и технологий
10. Совершенствование организационной структуры предприятий Создание и внедрение современных промышленных интеграционных форм, современных систем управления предприятием и качеством продукции, комплексного мониторинга функционирования оборудования на объектах электроэнергетики
11. Повышение уровня квалификации персонала Внедрение на предприятиях непрерывной системы подготовки и повышения квалификации кадров, организация производственного обучения, аутсорсинга кадров для предприятий электротехнического машиностроения
12. Совершенствование нормативно правовой базы Формирование и совершенствование нормативноправовой базы в области инноваций электротехнического машиностроения
Стратегическая цель организационно-экономических направлений повышения эффективности функционирования электротехнических предприятий заключается в формировании механизма эффективного, конкурентоспособного и устойчивого развития на базе инноваций и опережающего роста уровня прибыли данных предприятий по сравнению с ростом объемов производства [5].
В связи с вышеуказанным автором предлагаются организационно-экономические, технологические, структурные, правовые, нормативные и институциональные направления стратегического повышения эффективности функционирования электротехнических предприятий на основе инноваций (табл. 2) [6].
Таблица 2
Стратегические направления повышения эффективности функционирования предприятий
электротехнической промышленности
Направления повышения эффективности функционирования Современное состояние основных факторов Предлагаемые направления повышения эффективности функционирования электротехнических предприятий
Комплексная автоматизация и модернизация электротехнических предприятий Незначительный уровень переоснащения предприятий современной техникой и оборудованием и внедрения модернизационных процессов в производство Проведение на отечественных предприятиях комплексной автоматизации и модернизации оборудования, автоматизация производственных процессов, трансферт техники и передовых технологий
Внедрение новых инновационных технологий Только 23% отечественных электротехнических предприятий соответствуют современным мировым технологиям, технологическим нормам и стандарта Разработка и трансферт современных инновационных технологий, партнерство с зарубежными электротехническими промышленными компаниями
Формирование и реализация новых организационноэкономических форм деятельности электротехнических предприятий В настоящее время в России небольшой охват интеграционными структурами предприятий электротехнической промышленности, также незначительное число СРО, ассоциаций и других организаций, объединяющих отечественных промышленников Интеграция электротехнических предприятий, создание корпоративных структур типа холдингов, промышленных кластеров, ГЧП с участием НИИ и других комплексов. Формирование профильных СРО и других организаций, представляющих интересы промышленных предприятий.
Организация смежного взаимодействия между отраслями промышленности на основе НИОКР Отсутствие во многих отраслях промышленности профильных НИИ и базы по НИОКР. Наличие слабого уровня кооперации с предприятиями смежных отраслей промышленности Государственное регулирование сферы НИОКР в промышленности. Координация деятельности смежных отраслей по выполнению НИОКР. Дальнейшая интеграция российской науки в международные исследования
Оптимизация финансовой сферы Наличие невыгодных условий лизинга оборудования, несовершенство инвестиционных проектов, слабое использование долгосрочного кредитования промышленных предприятий. Создание необходимых условий по повышению объемов долгосрочного кредитования отечественных электротехнических предприятий, привлечение инвестиций, использование налогового стимулирования приоритетных направлений промышленной политики в электротехническом машиностроении
Разработка и внедрение промышленных систем менеджмента качества Применяемые в настоящее время модели повышения качества подготовки персонала не в полной мере и соответствуют повышению конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Комплексное применение в промышленности современных международных стандартов типа ИСО 9001-9002 «Управление качеством продукции и услуг» и подходов TQM
Окончание таблицы 2
Интеграция отечественной электротехнической промышленности на международные рынки Слабое присутствие, а зачастую и полное отсутствие продукции российской электротехнической промышленности на международных рынках. Использование государственных мер поддержки отечественной промышленности для выхода на мировые рынки. Г осударственное регулирование, стимулирование и поддержка электротехнической промышленности
Формирование государственных корпораций Небольшой уровень предприятий отечественной промышленности, участвующих в Российских государственных корпорациях. Слабая производственная кооперация электротехнических предприятий. Создание электротехнических и других отраслевых промышленных государственных корпораций
Постепенный переход отечественной промышленности на концепцию импортозамещения 75 % рынка промышленной продукции занимает импортная продукция Организация протекционистской таможенной политики государства. Повышение оптимальности таможенного администрирования. Определение квот для импортной продукции. Постепенное комплексное замещение импортной продукции на российскую
Промышленная политика государства должна разрабатываться с учетом того, что государственные финансы не могут быть постоянным источником программного финансирования затрат промышленности в части субсидирования финансов на сезонные закупки сырья, закупки новых технологий и оборудования предприятиями. Целевое государственное финансирование должно быть проектным, предоставляться на конкурсной основе, для конкретной реализации стратегических целей предприятий и отраслей промышленности. И уже в среднесрочной перспективе государственное бюджетное финансирование будет постепенно переходить в сторону внебюджетного финансирования [5].
Данные факторы государственной поддержки стратегического развития должны являться основой современной государственной промышленной политики, которая должна максимально использовать как имеющиеся, так и вновь создаваемые конкурентные преимущества отечественных предприятий для качественных инноваций в развитии всего промышленного комплекса страны.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной 17 ноября 2008 года распоряжением Правительства РФ за № 1662-р.
2. Указ Президента РФ №596 «О долгосрочной социально-экономической политике в Российской Федерации» от 7 мая 2012 года.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверж. 8 декабря 2011 года распоряжением Правительства РФ за № 2227-р.
4. Зарубежный опыт реализации государственночастного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы / A.B. Гладов, А.М. Исупов, С.А. Мартышкин [и др.] // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 66. С. 36-55.
5. Тюкавкин Н.М. Стратегическая эффективность деятельности компании // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5.
6. Тюкавкин Н.М. «Государственная» революция и приватизация в России // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3.
7. Тюкавкин Н.М. Экономический феномен Китая // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2007. № 3 (29).
N.M. Tyukavkin, P.P. Shutov*
PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ELECTROTECHNICAL BRANCH
OF MECHANICAL ENGINEERING
In the article the peculiarities of functioning of domestic electrotechnical enterprises are presented. Factors influencing the effectiveness of functioning of electrotechnical enterprises are revealed. The author reveals the questions concerning the directions of further development of electrotechnical industry in detail.
Key words: enterprise, electrotechnical enterprises, directions of development, strategy, effectiveness, state support, power industry, modernization, resource economy.
* Tyukavkin Nikolay Mikhailovich ([email protected]), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Shutov Pavel Pavlovich ([email protected]), the Dept. of Economics, Volga Region Institute of Business, Samara, 443010, Russian Federation.