Научная статья на тему 'Разработка основ стратегии повышения эффективности функционирования предприятий'

Разработка основ стратегии повышения эффективности функционирования предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3598
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шутов П. П.

В статье рассматривается стратегия эффективного функционирования и развития как комплекс организационно-экономических, технологических и технических мер, основанных на широком использовании достижений науки, НИОКР и инноваций, способных обеспечить рациональное использование производственных и технологических ресурсов, рост эффективности и конкурентоспособности производства, создание экологически безопасной системы производства в отрасли. Стратегия эффективного управления представлена как идеология, мотивы ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FOUNDATIONS OF THE STRATEGY OF INCREASING EFFECTIVENESS OF FUNCTIONING OF ENTERPRISES

In the article the author views the strategy of effective functioning and development as a complex of organizational and economic, technological and technical measures based on wide use of achievements of science, R&D and innovations that are able to ensure rational use of production and technological resources, growth of effectiveness and competitiveness of production, creation of ecologically safe system of production in the sphere. The strategy of effective management is presented as an ideology, motives of business running.

Текст научной работы на тему «Разработка основ стратегии повышения эффективности функционирования предприятий»

УДК 338

П.П. Шутов* РАЗРАБОТКА ОСНОВ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье рассматривается стратегия эффективного функционирования и развития как комплекс организационно-экономических, технологических и технических мер, основанных на широком использовании достижений науки, НИОКР и инноваций, способных обеспечить рациональное использование производственных и технологических ресурсов, рост эффективности и конкурентоспособности производства, создание экологически безопасной системы производства в отрасли. Стратегия эффективного управления представлена как идеология, мотивы ведения бизнеса.

Ключевые слова: стратегия, эффективность, формирование, развитие, бизнес, предприятие, функционирование, теория, инновации, наукоемкие технологии.

В качестве предмета исследования в традиционных моделях эффективности функционирования выступают производственные процессы распределения и применения ресурсов. Определяются фондоотдача, производительность труда, капи-талоотдача, показатели интенсивного и экстенсивного использования оборудования, глубина переработки исходного сырья, материалоотдача, энергоотдача и др. Кроме этого, учитываются результаты производственно-хозяйственной деятельности: прибыль, рентабельность, амортизация, оборачиваемость, прибыль, уровень продаж и прочие. В данном случае анализ и оценка направлены на учет абсолютного или относительного эффекта функционирования предприятия во временном и пространственном аспекте. Для определения эффективности широко применяются как обобщающие (прибыль) показатели, так и частные (загруженность оборудования, оборачиваемость и др. ) [1].

Главным отличительным свойством стратегической эффективности от функционально-организационной эффективности (как организации более низкого уровня) является ее направленность непосредственно на комплексный анализ и оценку результатов деятельности предприятия, его приоритетных целей развития и реализации миссии.

Также главной особенностью стратегической эффективности является ее нацеленность на определение комплексного результата разрабатываемого предприятием или уже реализованного стратегического плана развития. В зависимости от уровня управления традиционная эффективность деятельности ориентируется на текущий (оперативный) уровень управления, в то время как стратегическая эффективность — на долгосрочный, стратегический уровень.

Основным решением вопросов комплексной структуризации стратегического пространства бизнеса, по мнению автора, является проецирование стратегии эффективности функционирования на пространство эталонных (базисных) стратегий развития предприятия. Данный подход к выбору и оценка стратегических альтернатив имеет ряд преимуществ [3]:

— предоставляет возможность использовать все возможные эталонные стратегии развития предприятия;

— предполагает расширение путей развития предприятия, при этом обеспечивая возможность поиска новых альтернатив и их непрерывного усовершенствования;

— позволяет применять данный подход к организациям независимо от их отраслевой и видовой принадлежности.

Автор на основе данного исследования предлагает следующую концепцию пространства стратегии развития предприятия: во-первых, тип стратегии (по которому они различаются между собой): эффективность функционирования, конкурентоспособность, устойчивое развитие — и, во-вторых, целевую направленность стратегии. А определяющим и ключевым вектором развития предприятия является рост его капитализации (увеличение стоимости бизнеса) [2].

В свою очередь, вектор стоимости можно выразить как результат сложения двух векторов: вектора роста (эффективности) и вектора развития конкурентных преимуществ.

Стратегия — это выбор компанией основных направлений развития бизнеса, постановка глобальных целей с дальнейшим определением путей ее достижения.

* © Шутов П.П., 2013

Шутов Павел Петрович (Shutov08@mail.ru), кафедра экономики Поволжского института бизнеса, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Галактионовская, 141, оф. 53.

Для формирования стратегии требуется детальная информация как о внешней среде функционирования, так и о деятельности компании. На сегодняшний день не существует универсальных методик, которые бы гарантировали компании получение информации в нужном объеме и требуемого качества для разработки и формирования эффективной стратегии. Проведение анализа стратегии не является отдельной целью — его результатом должны быть варианты проектов решений для внедрения в производство и стратегический план. В таблице 1 приведены основные стратегии развития предприятий.

Концепции и стратегии

В стратегическом управлении предприятиями необходимо отметить и российских ученых. Одними из первых отечественных ученых, в своем исследовании затронувших необходимость внедрения стратегического планирования на предприятиях, стали В.М. Архипов, В.В.Леонтьев, С.С. Шаталина, Л.В. Канторовича, Н.И. Лапина [4].

Стратегическое управление и планирование развития отраслей промышленности в России имеет многолетнюю историю. Известны факты становления и этапы эволюции стратегического планирования в СССР [5]:

Таблица 1

развития предприятия

№ п/п Название стратегии Краткое содержание

1. Концепция корпоративных стратегий Дает ответы на вопросы о том, каким образом компания выбирает оптимальный (реальный) для себя набор видов бизнеса и как она может конкурировать на соответствующих рынках

2. Концепция конкурентных преимуществ Повышение качества и увеличение объемов производства сложной и наукоемкой продукции, с одной стороны, и удлинения сроков ее эксплуатации - с другой

3. Ресурсная стратегия Применяются стратегические решения на основе анализа ресурсного потенциала фирмы. Главными являются те, которые обеспечивают повышение конкурентных преимуществ и трудно копируемые. Успешная стратегия основывается на обновлении внутренней организации фирмы

4. Стратегия динамических способностей Разработка новых возможностей фирмы и применение их через проведение организационных изменений ведения бизнеса

5. «Революционная стратегия» Применяется для организации рынков будущих периодов через «стратегическую архитектуру» - формирование плана компетенций, необходимых для создания позиций лидерства в будущем. Учитываются интуиция и прогноз

6. Стратегия «подрывных» технологий Кристенсена Создание и внедрение технологических инноваций, которые представляют собой набор новых качеств продукции, востребованных потребителями

7. Стратегия рыночных опционов Главной целью является создание портфеля реальных опционов, который обеспечит организации устойчивые и конкурентоспособные позиции на рынке

8. Сетевая стратегия Рассматривает долгосрочные экономические выгоды, связанные с инвестициями в корпоративную социальную ответственность и другие формы «отношенческих активов», связанных со стейкхолдерами фирмы

9. Стратегия стейкхолдеров Любая корпорация в больше степени, чем в 1980-е гг., зависит от сети своих заинтересованных сторон, вырабатывая рациональный отклик на систему их ожиданий, и именно эта сеть понимается рядом ученых как источник ее устойчивой конкурентоспособности

10. Концепция со-конкуренции В современном бизнесе ориентация фирмы на односторонние преимущества стратегически неоправданна, и выгоду могут и должны получать также участники ее внешней среды и партнеры

Таблица 2

Наиболее известные отечественные работы в сфере стратегического управления и эффективности [7]

№ п/п Авторы Содержание работы

1. В. М. Архипов Одним из первых отечественных ученых, в своем исследовании затронувших необходимость внедрения стратегического планирования на предприятиях, стал В. М. Архипов. Данную идею автор сформулировал в своей монографии 1984 года. Впоследствии идеи стратегического планирования на предприятии были изложены им в работе «Стратегический менеджмент»

2. В. В. Леонтьев Впервые использовал методологию стратегического планирования, в основу которой положено допущение пропорционального соответствия отраслевого производства и распределения общественного продукта. Впоследствии модель межотраслевого баланса В.В. Леонтьева была видоизменена в направлении придания большей целенаправленности структурным звеньям планов. Ведущей методологией стала «Система балансов народного хозяйства» (БНХ)

3. С. С. Шаталин, Л. В. Канторович, Н.И. Лапин Были заложены теоретические основы использования форм и методов программно-целевого стратегического управления для решения комплексных межотраслевых проблем, развития народного хозяйства; разработана концепция координационнодоговорных форм организации межотраслевого управления; построены комплексные прогнозы развития отраслей производственной инфраструктуры (транспорта, связи, материально-технического снабжения, водообеспечения и инженерной инфраструктуры) на долгосрочную перспективу. На этой базе был подготовлен ряд стратегических государственных решений, в том числе по совершенствованию организации территориального управления народным хозяйством, управления научно-техническим прогрессом, новой редакции Раздела Программы КПСС «Руководство народным хозяйством и планирование» (1983 г.)

4. П. К. Анохин, А.Н. Колмогоров Методологической основой стратегического развития социально-экономических систем в СССР была принята теория функциональных систем, которая была разработана в 1932-1933 гг. советским ученым, академиком АН и АМН СССР П.К. Анохиным и в последующие годы развита в рамках общей математической теории функций академиком А.Н. Колмогоровым

5. О. С. Виханский Сформулировал одно из наиболее емких, по мнению автора, определений эффективного менеджмента, раскрывающего смысл данного понятия как «менеджмент, который стремится не быть правильным, а делать невозможное». Помимо этого, О С. Виханский разграничил критерии эффективности управления при оперативном и стратегическом управлении предприятием: в первом случае данными критериями стали прибыльность и рациональность, т. е. использование производственного потенциала предприятия, во втором -своевременность и точность, выражающиеся в реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменений, происходящих в окружении предприятия

— план ГОЭЛРО, разработанный по инициативе В.И. Ленина и реализованный Г.М. Кржижановским в России (1920—1924 гг.);

— «Перспективный план развития селыского и лесного хозяйства» Н.Д. Кондратыева (1927 г.);

— моделы межотраслевого баланса В.В. Леон-тыева;

— «Советская система балансов народного хозяйства» (БНХ) 30—40-х годов.

Логическим продолжением и завершением крупномасштабного планирования (еще без употребления термина «стратегические») явилисы планы пятилеток периода 50—80-х гг. XX в. Они быии основаны на теории так назытаемого «объективного закона социализма» (1952 г.), в частности в форме «Закона планомерного, пропорционалы-ного развития народного хозяйства» [3].

Другой попыткой организоваты стратегическое планирование в масштабе всей страны стало создание «Автоматизированной системы плановыж расчетов» (АСПР) в 70—80-е годы.

На этой базе быш подготовлен ряд стратегических государственный: решений, в том числе по совершенствованию организации территориалыно-го управления народным хозяйством, управления научно-техническим прогрессом, новой редакции Раздела Программы КПСС «Руководство народ-ныш хозяйством и планирование» (1983 г.) [6].

Методологической основой стратегического развития социалыно-экономических систем в СССР быша принята теория функционалыных систем, которая была разработана в 1932—1933 гг. советским ученым, академиком АН и АМН СССР П.К. Анохиным и в последующие годы развита в рамках общей математической теории функций академиком А.Н. Колмогоровыш.

Научно-практические разработки 70—80-х годов применителыно к стратегической эффективности экономики во многом связаны с именами таких известных ученых, приверженцев общей теории систем, как Б.З. Милынер, В.С. Рапопорт, Д.Г. Левчук, А.В. Кочетов, В.Д. Рудашевский, В.И. Павлюченко, В.Н. Рысинаидр [5].

В целом в разработку концепций стратегического развития экономики значителыный вклад внесли академики АН СССР А.И. Анчишкин, А.А Ара-зумян, Е.С. Варга, А.Н. Ефимов, Н.Н. Иноземцев, Л.В. Канторович, Н.Н. Некросов, В.С. Немчинов, К.В. Островитянинов, В.С. Рапопорт, А.М. Румянцев, С.Г. Струмилин, И.А. Трахтенберг, Т.С. Хачатуров, С.С. Шаталин, Ю.В. Яременко и др. [6]

В далынейшем вопросам стратегической эффективности предприятий не уделялосы достаточного внимания со стороны российских ученых. И лишы в последние годы интерес к данной теме значи-телыно вырос.

К получившим наиболышую известносты отечественным работам в сфере стратегического управления и эффективности можно отнести следующие, представленные в таблице 2.

В работах указанных исследователей представлены авторские трактовки теории и практики стратегического развития и повышения эффективности предприятия, ориентированные на современное состояние экономики Российской Федерации.

Несмотря на мощный научный потенциал рассмотренных выше различных типов концепций и стратегий развития, возникших в последнее десятилетие, за рамками их приоритетов оставаласы трансформация стратегии фирмы в конкретные действия по адекватному развитию, что бышо одной из главных причин рождения в данный период ряда новыгх концепций «критериев оценки резулытатов корпорации». Эти концепции делали акцент преимущественно на финансовыгх показателях либо на смешанном подходе.

Стратегическое управление эффективностыю функционирования нацелено на динамику позиционирования фирмы. Задача является многокри-териалыной, а построение единого критерия на базе многих может быты исключителыно искусственным. В связи с этим возникла идея проверки успешности стратегического развития фирм через финансовые показатели. Если в 1960-е гг. в странах с развитой рыночной экономикой рост бизнеса быш главныш мерилом успеха топ-менеджеров, то затем в течение долгого времени наиболы-шее распространение получил метод анализа «финансовых коэффициентов». В 1970-е гг. на первое место вышли показателы прибыши на собственный капитал и другие показатели прибышыности, а в 1980-е гг. акцент делался на отношении рыночной стоимости активов к их балансовой стоимости (коэффициент Тобина). Метод финансовых коэффициентов имел очевидный плюс в наглядности получения резулытата из учетной информации. Минусов, однако, бышо болыше. Во-первыгх, учетная информация фиксирует историю и не оценивает будущий потенциал, т. е. стратегические возможности компании. Во-вторыгх, из несколыких десятков коэффициентов так и не уда-лосы выбраты разумную комбинацию, которая бы позволила судиты о положении фирмы. Статистические критерии, основанные на финансовых коэффициентах, не могли претендоваты на фун-даменталыносты — они быши привязаны к месту и времени.

Идея капитализации подсказала главный современный критерий функционирования фирмы — «ценносты фирмы для ее собственников» (в случае открытого акционерного общества — для акционеров). Этот подход, получивший широкое распространение лишы в 1990-е гг., позволил со-здаты теории менеджмента и маркетинга, ориен-

тированные на стоимость. Построение модели EVА ^сопотіс Val^ Added) вновь, как и во времена использования финансовых коэффициентов, синтезировало финансовый учет и критерии успешного функционирования. При этом EVА на новом уровне решает агентскую проблему, позволяя правильно оценивать и оплачивать работу менеджеров. Следует отметить, что имеется несколько показателей, идейно связанных с EVА, которые рассчитываются по различным формулам. Сущность EVА, однако, весьма отличается от бухгалтерского учета и простого ценового анализа — требуется принять во внимание стоимость привлеченного капитала с учетом структуры капитала, что уже представляет собой область корпоративных финансов. Между тем последние являются позитивной, а не нормативной наукой, из чего вытекает многообразие качественно схожих, но количественно различных критериев ценности.

Важно подчеркнуть, что ценность фирмы совершенно отличается — количественно и качественно — от результата, получаемого специалистами по оценке бизнеса. Процедура оценки имеет много ситуационных нюансов, тогда как ценность выражает фундаментальную стоимость фирмы с учетом ее стратегического потенциала. Ценность фирмы характеризует фактический вклад ее менеджмента, а при оценке стараются получить величину, нейтральную по отношению к качеству (будущего) менеджмента.

Хотя финансовые показатели остаются самым применяемым подходом к измерению результатов деятельности фирм, в последние 10 лет большую популярность завоевали и смешанные подходы, рассматривающие как финансовые, так и нефинансовые показатели. В современных условиях, когда резко возрастает роль нематериальных активов (особенно внутрифирменного происхождения), необходим инструмент комплексного воплощения стратегии фирмы [б].

Стратегическая эффективность функционирования организаций сдерживается большим количеством взаимосвязанных проблем, среди которых особо выделяются неэффективность системы управления и организации производства, высокие издержки, неконкурентоспособность выпускаемой продукции. В результате финансово-экономические показатели практически не улучшаются или растут крайне медленно.

Учитывая то, что задача автора заключается в разработке стратегии эффективности деятельности промышленного предприятия с позиций внедрения наукоемких технологий, необходимо в дальнейших исследованиях опираться на инновационные стратегии и стратегии повышения стоимости компании за счет данных внедрений. Данные стратегии позволяют повысить эффективность функционирования предприятия.

В настоящее время наукоемкие технологии являются основой современного предприятия. Наукоемкие технологии производства подразумевают под собой инвестиции в научные разработки как собственного производства, так и заказанные на стороне. Инновации, в свою очередь, — это внедренные новшества, научные открытия, которые обеспечивают качественное повышение эффективности производственных процессов или произведенной продукции с новыми потребительскими свойствами, пользующейся спросом на рынке.

Ныне проблема стратегического развития промышленности связана с экономикой и жизнью населения не только в России, но и во многих других странах. Вызвано это обостряющимся дефицитом ресурсов, глобальным потеплением климата, деградацией природной среды, международными конфликтами, чрезмерной дифференциацией уровня жизни населения, расширением масштабов бедности, продовольственным кризисом и др.

Исследуя различные подходы к определению стратегии, автор предлагает собственное: стратегия — это направления деятельности организации для достижения поставленных целей, показатели, индикаторы и приоритеты устойчивого развития по задачам и времени деятельности, на которые требуется концентрированно направить усилия предприятия; это поведенческая модель организации, обеспечивающая ее долгосрочное и эффективное развитие во всех сферах, формах взаимоотношений с внешней и внутренней средами, в результате достижения указанных направлений компания становится лидером в отрасли.

Библиографический список

1. Методы народнохозяйственного прогнозирования / А.И. Анчишкин, Ю.В. Яременко [и др.]; под ред. Н.П. Федоренко [и др.]. М.: Наука, 1985. 472 с.

2. Кисельников Е.А., Сорочайкин А.Н., Тюкав-кин Н.М. Оценка стратегии повышения эффективности функционирования предприятий машиностроения на основе капитализации прибыли // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4 (105). С. 34-42.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарика, 2000. 296 с.

4. Немчинов В.С. Размещение производительных сил. М.: Наука, 1967. 480 с.

5. Рапопорт В.С., Дулькин М.З. Методы совершенствования организационных структур управления. М.: АНХ, 1987. 126 с.;

6. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. Изд. 2-е, доп. М., 2005. 603 с.

7. Тюкавкин Н.М. Стратегическая эффективность деятельности компании // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5.

P.P. Shutov*

DEVELOPMENT OF FOUNDATIONS OF THE STRATEGY OF INCREASING EFFECTIVENESS OF FUNCTIONING OF ENTERPRISES

In the article the author views the strategy of effective functioning and development as a complex of organizational and economic, technological and technical measures based on wide use of achievements of science, R&D and innovations that are able to ensure rational use of production and technological resources, growth of effectiveness and competitiveness of production, creation of ecologically safe system of production in the sphere. The strategy of effective management is presented as an ideology, motives of business running.

Key words: strategy, effectiveness, formation, development, business, enterprise, functioning, theory, innovations, science intensive technologies.

* Shutov Pavel Petrovich (shutov08@mail.ru), the Dept. of Economics, Volga Region Institute of Business, Samara, 443010, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.