Кузнецов Н. Г., заслуженный деятель науки РФ, докт. экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Г. Ростов-на-Дону, [email protected]
Вовченко Н. Г., докт. экон. наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, [email protected]
Епифанова Т. В., докт. экон. наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, [email protected]
Развитие инновационно-ориентированных малых предприятий в условиях институциональных преобразований экономики региона
В статье рассмотрены ключевые направления и предпосылки развития инновационно-ориентированных малых предприятий региона на примере Ростовской области. Проанализировано состояние малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, динамика его развития, определены его основные конкурентные преимущества, а также факторы и тенденции формирования и развития инновационно-ориентированных малых предприятий. Авторами подробно рассмотрены комплекс государственных мер поддержки данного сектора экономики и основные направления формирования предпринимательской экосистемы. Охарактеризована роль государственно-частного партнерства и кластеризации, а также необходимость реализации частных кластерных инициатив. Предложен комплекс мер, направленных на развитие малых инновационных предприятий региона.
Ключевые слова: малое предпринимательство, инновации, инновационное развитие, государственная поддержка, предпринимательская экосистема, проектный офис, стартап, трансфер технологий, акселерационная программа, инновационный кластер, государственно-частное партнерство, кластеризация.
Введение
Малые предприятия в экономическом процессе воспроизводства представляют собой один из основных элементов стабильного инновационного развития, так как они являются наиболее динамичными, обеспечивающими конкурентоспособность национальной экономики и устойчивый экономический рост в долгосрочном периоде. Обоснованность главенствующей роли малого бизнеса в странах с развитой и развивающейся экономикой очевидна, в силу того, что именно он формирует около 80% рабочих мест, его доля в формировании ВВП страны составляет
50-80%, а общей занятости населения — не менее 50%. В российской экономике эти показатели значительно ниже, так, вклад малых предприятий в ВВП составляет около 20%, а вклад в общую занятость — 25%. Значимое место как в России, так и в мире малое предпринимательство занимает в экономике регионов, в виду масштабов осуществляемой деятельности малый бизнес в большинстве случаев ориентирован на применение местных материальных, трудовых и природных ресурсов, что способствует формированию целостной структуры регионального и муниципального хозяйства.
Новаторство малых предприятий придает им большую конкурентоспособность,
что имеет особое значение в процессе интеграции российской экономики в глобальное экономическое пространство. Обладая таким преимуществом, как наибольшая мобильность, в сравнении с крупными малые предприятия способны оперативнее реагировать на изменяющиеся экономические условия, что при наличии экономического спада или кризиса имеет немаловажное значение в попытках удержания экономического равновесия государства. В развитии национальной экономики осуществляемая хозяйственная деятельность данных предприятий представляет собой эффективное средство повышения ее конкурентоспособности и сдерживающий фактор ее монополизации. Именно малые предприятия создают необходимую конкурентную среду должного уровня в регионе в условиях рыночной экономики, участвуют в регулировании становления цен на различные потребительские товары и услуги, способствуют обеспечению занятости и налоговой базы, оказывая положительное влияние на развитие отечественной экономики [Economic and Legal Foundations of Modern Russian Society, 2017].
По данным Росстата, российская динамика развития предпринимательства на 2016 г. следующая:
• количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) составило 5,8 млн ед.;
• доля занятых (от общего количества занятых) — 18 млн (25%);
• размер МСП — 95% (микробизнес);
• доля в общем объеме экспорта — 6%;
• концентрация МСП — 46% (в 10 субъектах РФ из 85 субъектов);
• доля граждан, начинающих бизнес, — 4,7%.
Статистические данные позволяют сделать следующие выводы: развитие малого предпринимательства на территории Российской Федерации не равномерно, наибольшая концентрации в десяти субъектах (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Ростовская, Самарская, Ни-
жегородская области, Краснодарский край, Республика Татарстан, Республика Башкортостан), доля занятого в малом бизнесе населения (от общего числа занятых) не превышает 25%, большинство малых предприятий (95%) — микробизнес.
На протяжении продолжительного времени и на определенных этапах своего развития общество ставило и продолжает ставить перед предпринимательством такие задачи, для решения которых требуются более современные подходы, взгляды и методики его изучения, определения обоснованных форм развития, а также качественных и количественных характеристик [Ба-зулин, 2012].
В данном направлении в государственной политике обозначены следующие долгосрочные приоритеты [Развитие малого и среднего предпринимательства: задачи на 2017-2018 гг.]:
• Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р);
• стратегический ориентир — рост доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны в 2 раза (с 20 до 40%).
Осуществлен антикризисный план, разработанный Правительством Российской Федерации: треть мер данного антикризисного плана направлена на поддержку МСП и реализована в полном объеме.
Начат процесс внедрения проектного подхода в поддержке МСП:
• приоритетный проект в области главного направления стратегического развития России «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
• ведомственный проект «Поддержка малого и среднего предпринимательства: переход к новому качеству»;
• целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации».
Формирование
предпринимательской экосистемы для стимулирования инновационной деятельности малых предприятий
Современные тенденции развития инновационной деятельности малых предприятий в российской экономике очень часто и не в полном объеме отвечают ожиданиям, которые содействовали бы формированию и развитию отечественной инновационной экономики. Существующая в настоящее время хозяйственная практика в нашей стране подтверждает наличие низкого уровня восприятия инновационного развития малыми предприятиями, в связи с тем что доля наукоемкой инновационной продукции высокотехнологичных отраслей отечественной экономики находится в пределах 0,3-1,5%. Данная ситуация объясняется отсутствием позитивного интереса к осуществлению новаторской деятельности со стороны частных предпринимателей, которые зачастую и вовсе определяют инновации как никому не нужные. Существует такое мнение, что «без спроса инновационная деятельность никогда и не сложится» [Интервью газете «Ведомости»..., 2010] и не сможет как следует оправдать их экономический интерес.
В качестве другой причины выделим пассивные методы в инновационном развитии, в связи с тем что малые предприятия в своей хозяйственной деятельности еще не готовы взять на себя риски, связанные с внедрением инноваций, так как зачастую данный риск характеризуется как реальная возможность незапланированного возникновения неблагоприятных условий [Павлова, 2012], влияющих в итоге на результаты инноваций. Малые предприятия в реальном секторе экономики обладают различными условиями и возможностями использования как можно менее затратных инструментов и рисковых механизмов, чем инновации [Epifanova, Romanenko, Mosienko, Skvortsova, Кирс1п^Иу, 2015].
Основной причиной низкой активности, по результатам опросов инновацион-
но-ориентированных предприятий в реальном секторе, является несовершенство государственного управления при развитии процессов в сфере модернизации и инновационной деятельности. Вопросы инновационного развития малых предприятий не только на федеральном, но и на региональном уровне тесно связаны с непосредственным участием государства в части оказания различной поддержки с целью более эффективного развития новаторской деятельности во всех регионах страны. Инновационный бизнес в Российской Федерации в современных экономических условиях сталкивается с рядом серьезных проблем, обусловленных, в первую очередь, отсутствием эффективных регулирующих нормативно-правовых норм, а также организационно-экономических механизмов инновационной деятельности в национальной экономической системе, которые бы обеспечивали и стимулировали инновационное развитие российской экономики в целом и малых предприятий, в частности.
С целью эффективного освоения огромного потенциала малых предприятий теоретически доказана и практически оправдана целенаправленная реализация государством комплекса мер, направленных на поддержку данного сектора экономики, осуществление которых необходимо на различных ступенях властно-управленческой иерархии [Ладыгин, 2014]. Ключевыми задачами в России сегодня являются развитие и поддержка малых предприятий, эти задачи определены Правительством Российской Федерации в планах стратегического развития до 2030 г. [Прогноз долгосрочного социально-экономического развития.]. Именно малый бизнес должен способствовать созданию конкурентной среды — стимулировать появление новых предприятий и рабочих мест, снижая уровень социальной напряженности региона.
Одним из наиболее актуальных и обсуждаемых направлений социально-экономического развития Ростовской обла-
сти на период до 2030 г. в настоящее время является обеспечение беспрепятственного содействия функционированию малых предприятий. Рациональное и взвешенное использование потенциала малых предприятий на современном этапе развития отечественных экономических связей в большей степени зависит от условий осуществления хозяйственной деятельности малых предприятий, формирующих таким образом стратегический элемент экономики региона.
Программы регионального уровня по содействию развитию малых предприятий зачастую характеризуют индивидуальные особенности, присущие сектору малого бизнеса в данном регионе с учетом требующихся
общегосударственных приоритетов, а также поставленные местным органам исполнительной власти стратегические задачи по формированию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, способствующего успешному развитию малых предприятий в регионе.
Для перелома подобной ситуации следует предусмотреть целый ряд направлений для поддержки малых инновационных предприятий, которые осуществляют разработку и внедрение инноваций, производя экспортно-ориентированную и импортозамещающую продукцию, что требует формирования предпринимательской экосистемы (табл. 1).
Таблица 1. Направления формирования предпринимательской экосистемы Table 1. Directions of the formation of the entrepreneurial ecosystem
Направление Институты реализации
Финансирование предпринимательства • Софинансирование капитальных вложений; • формирование бизнес-инкубаторов; • формирование и (или) развитие технопарков; • формирование и (или) развитие (частных) промышленных парков
Государственная политика в области предпринимательства • Поддержка монопрофильных муниципальных образований; • центры прототипирования; • центр кластерного развития (ЦКР); • региональные центры инжиниринга (РЦИ); • центры стандартизации, сертификации и испытаний; • центры поддержки экспорта; • центры поддержки предпринимательства; • центры инновационной социальной сферы (ЦИСС); • центры народных художественных промыслов (НХП); • микрофинансовые организации (МФО); • региональные гарантийные организации (РГО); • реализация крупных и знаковых проектов по созданию МФЦ для бизнеса
Предпринимательское образование • Молодежное предпринимательство; • привлечение молодежи в предпринимательскую сферу; • формирование и (или) обеспечение функционирования Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ); • для субъектов малого и среднего предпринимательства — реализация программы обучения федерального значения (АО «Корпорация «МСП», АО «Российский экспортный центр», АО «Деловая среда» и др.); • реализация на федеральном уровне образовательного проекта в области обучения основам осуществления предпринимательской деятельности и дальнейшего развития компетенций осуществляющих деятельность предпринимателей
Окончание табл. 1
Направление Институты реализации
Инфраструктура (коммерческая, юридическая, финансовая) • Установка единых требований к РГО; • установка единых требований к центрам поддержки предпринимательства, центрам поддержки экспорта и пр.; • формирование центров поддержки предпринимательства в качестве центров координации деятельности инфраструктурных организаций; • создание единого публичного реестра инфраструктурных организаций (в качестве оператора — АО «Корпорация «МСП», порядок и требования устанавливаются Минэкономразвития России)
Государственные программы поддержки предпринимательства, нацеленные на открытость рынков и внедрение научно-технических разработок • Содействие в развитии бизнес-инкубаторов; • формирование и обеспечение функционирования центров по поддержке предпринимательства в целях оказания комплекса услуг, в т. ч. финансового, юридического, патентно-лицензионного, маркетингового, информационного сопровождения деятельности субъектов МСП; • формирование технопарков в целях создания благоприятных условий для развития МСП в инновационной, научно-технической и производственной сферах посредством создания экономической, материально-технической, социальной и информационной баз, способствующих становлению, развитию, подготовке к самостоятельной деятельности инновационно-ориентированных и производственных малых предприятий, производственному освоению научных знаний, а также наукоемких технологий; • создание фонда акций и (или) фонда смешанных инвестиций, закрытого паевого инвестиционного фонда прямых инвестиций; • формирование промышленных (индустриальных) парков, которые бы предоставляли в аренду помещения и земельные участки, обеспечивали транспортной, телекоммуникационной и логистической инфраструктурами МСП; • формирование таких центров, как центр по коммерциализации технологий, промышленных, территориальных, логистических и инновационных комплексов; инжиниринговый центр; центр для коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию; центр в области прототипирования, а также промышленного дизайна; центр технологической компетенции; центр субконтрактации; центр трансферта технологий; развитие учебно-инновационных центров, обладающих учебно-демонстрационными площадками; • формирование и обеспечение функционирования центра кластерного развития для субъектов МСП с целью стимулирования принятия решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инноваций субъектов МСП; • совершенствование институтов микрофинансирования для формирования стабильной модели кредитования МСП в Ростовской области, а также использование небанковских инструментов и форм; • актуализация уже действующей областной долгосрочной программы развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства; • правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178); • государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» (постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 599); • Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015-2020 годы (постановление Правительства Ростовской области от 12.03.2015 № 164)
Источник: составлено автором на основе [Развитие малого и среднего предпринимательства.].
Структура малого предпринимательства в Ростовской области
Ростовская область является одним из крупнейших регионов Российской Федерации с высоким экономическим потенциалом, обеспечивающимся выгодным географическим положением, а также развитой инфраструктурой и научно-технической базой, высококвалифицированной рабочей силой и наличием динамично развивающейся системы рыночных институтов.
Структура видов экономической деятельности, выбранных малыми предприятиями в качестве основных направлений бизнеса, сформировалась еще в начале 2000-х гг. и за прошедшее время существенно не изменилась. Традиционно привлекательной сферой деятельности для малых предприятий города является оптовая и розничная торговля, которой занимаются 36,3% малых предприятий. Свыше 11% хозяйствующих субъектов работают в сфере строительства и промышленности. Более 7% общего числа малых предприятий города предоставляют услуги по операциям с недвижимым имуществом, 6% осуществляют профессиональную, научную и техническую деятельность.
В структуре малого бизнеса произошли неравномерные изменения в развитии секторов. Максимальная отрицательная динамика наличествует в секторе операций с недвижимым имуществом, так, количество малых предприятий в данном секторе с 2013 по 2017 гг. уменьшилось более чем в 3 раза, в свою очередь единственный специализированный сектор малого бизнеса, демонстрирующий положительную динамику, — сектор оптовой и розничной торговли, однако рост в нем незначителен — на уровне 0,9%. В то же время впервые ростовский сектор малого бизнеса «Прочие виды деятельности» в 2017 г. увеличился в 2 раза по сравнению с 2013 г.
Сравнительная динамика развития Ростова-на-Дону и городов-миллионни-ков по показателю «Число МСП в расчете
на 10 тыс. населения», ед., в 2013-2017 гг. показывает, что Ростов-на-Дону в 2016 г. по данному оценочному показателю — 741 ед. уверенно занимает первое место среди городов — миллионников России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), превышая средние значения по группе (570 ед.) на 171 ед. предприятий малого и среднего бизнеса (табл. 2).
В современных условиях развития Ростовская область имеет одну из самых разнообразных систем поддержки малого и среднего предпринимательства в России. Среди основных инструментов поддержки — муниципальный центр развития предпринимательства «Новый Ростов» и ковор-кинг «Под крышей», агентство поддержки предпринимателей (РРАПП), муниципальный фонд микрофинансирования и др. В области создана основа современного законодательного обеспечения и развитой инфраструктуры, стимулирующая эффективное развитие субъектов малого предпринимательства. Ростовская область одной из первых начала развивать сеть многофункциональных центров (МФЦ) государственных услуг для бизнеса, стала первым регионом Российской Федерации, внедрившим систему защиты предпринимателей «Набат», в области слаженно осуществляют свою деятельность 44 консалтинговых компании, центров поддержки и фондов, в том числе НП «Ростовское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса». В Ростове-на-Дону успешно работают программы «Молодежный бизнес России», ак-селерационная программа ScaleUp.
Необходимо отметить, что Ростовская область одной из первых осуществила разработку законодательной базы, направленной на формирование благоприятных условий для регионального конкурентоспособного бизнеса, с ориентирами на требования глобального рынка.
Однако в настоящее время малый бизнес демонстрирует замедление темпов развития, в том числе и инновационного, притом что предпринимательство в Ростове-на-Дону
Таблица 2. Сравнительная динамика развития Ростова-на-Дону и городов-миллионников по показателю «Число малых и средних предприятий, в расчете на 10 тыс. населения», 2013-2017 гг.1
Table 2. Comparative dynamics of the development of the city of Rostov-on-Don with cities with a population of over one million in terms of «Number of small and medium-sized enterprises, per 10 thousand population», 2013-2017
Города-миллионники измерения Место 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Ростов-на-Дону ед. 650 651,42 525,68 741 672,1
место 2 2 7 1 3
Волгоград ед. 397,0 399 412 415,53 417
место 13 13 13 13 13
Воронеж ед. 413,2 444,4 499,0 554,5 560,7
место 12 11 8 8 6
Екатеринбург ед. 521,0 523 686 687 688
место 5 6 1 2 1
Казань ед. 479,5 479,9 539,4 631,9 627,7
место 7 7 5 4 4
Красноярск ед. 561,0 563 538 538 538
место 4 4 6 9 8
Нижний Новгород ед. 445,53 448,59 496,09 575,11 521,92
место 10 10 9 6 9
Новосибирск ед. 626, 47 623,1 620,8 617,8 614,9
место 3 3 3 5 5
Омск ед. 438,0 438,2 438,2 445,0 445,0
место 11 12 12 12 12
Пермь ед. 782,1 675,4 675,4 675,4 675,4
место 1 1 2 3 2
Самара ед. 500 541,0 556,0 560,0 560,0
место 6 5 4 7 7
Уфа ед. 465,3 468,83 472,9 479,4 485,3
место 8 8 11 11 11
Челябинск ед. 465,0 465,5 476,5 488,3 501,3
место 9 10 10 10 10
Без учета данных по Москве и Санкт-Петербургу.
развито, в среде предпринимателей наблюдается атомизация, нежелание объединяться ради общих целей. Образ предпринимателя, складывающийся сегодня, как считают эксперты, не является привлекательным для того поколения, которому только предстоит определиться с будущей профессией.
Увеличение количества субъектов МСП, произошедшее в 2016 г., ряд экспертов склонны объяснять негативными тенденциями — переходом в сектор МСП целого ряда средних и крупных предприятий, массовой регистраций ИП в результате сокращения штатов предприятиями, разделением крупных и средних предприятий на группы малых с целью оптимизации налогообложения. Подтверждением этой гипотезы является уменьшение численности занятых в секторе МСП из числа всех работников предприятий — 33,3% всех работников предприятий города в 2016 г. против 35,6% в 2015 г.
Существенная часть деловой общественности Ростова-на-Дону убеждена в том, что развитие МСП не является приоритетом для региональной и муниципальной власти, которая в большей степени ориентирована на работу с крупным бизнесом.
Крупный бизнес сегодня не участвует в развитии предпринимательства города, в подготовке стартапов, в процессе вовлечения в предпринимательскую деятельность.
Сеть доступных площадок для размещения новых предприятий малого бизнеса в Ростове-на-Дону пока еще слишком мала. Необходимо расширять сеть коворкингов, технопарков, бизнес-инкубаторов.
Объем средств, направляемых на поддержку МСП, ограничен и имеет тенденцию к сокращению. Между тем доступность финансов остается одним из узких мест развития сектора.
Вузы слабо реализуют процесс вовлечения молодежи в предпринимательство и производства потока стартапов, несмотря на имеющуюся необходимую для этого базу.
Одной из слабых сторон субъектов МСП являются сравнительно низкие предприни-
мательские компетенции, предпочтение примитивных форм хозяйствования и в результате низкая производительность труда, отсутствие глобальных амбиций.
Компаний, которые сегодня проходят через программы «Молодежный бизнес России» и акселерационная программа ScaleUp, пока очень мало — всего несколько десятков предприятий.
Краткосрочные ожидания власти от развития сектора МСП не предполагают роста. План до конца 2019 г. по доле занятых в секторе из числа всех работников предприятий — удержаться на уровне 33,6%. План по количеству субъектов на 10 тыс. населения — не снизить уровень после существенного скачка 2016 г. Прогноз этого показателя на 2017-2019 гг. — 672,1 предприятий МСП на 10 тыс. человек, показатель 2016 года — 741 ед. на 10 тыс. человек.
Несмотря на то, что предпринимательские сообщества в городе номинально представлены, их лоббистская и информационно-аналитическая работа почти неощутима и требует многократного усиления с ориентиром на инновационную сторону развития бизнеса.
Заключение
Для дальнейшего развития инновационно-ориентированных малых предприятий региона требуется создание на городском уровне проектного офиса, который мог бы управлять изменениями, согласно стратегическим приоритетам. Такой офис мог бы выполнять координационную функцию в управлении кооперацией, в вовлечении крупного бизнеса в создание кластеров, создании на базе вузов экосистем вовлечения в предпринимательство, в ведении диалога с деловым и экспертным сообществом, создании новых элементов инфраструктуры поддержки, привлечении дополнительных средств федеральных институтов развития.
Региональный институт развития нуждается в серьезной активизации и усилении. Он может играть значительную роль в раз-
витии приоритетных для региона, в том числе для новых отраслей экономики, запуска и масштабирования акселерационных и обучающих программ для бизнеса. Тема развития МСБ и предпринимательства в целом должна выйти на первый план в дискуссиях об экономической политике на региональном и муниципальном уровне. Необходимо обязательное участие первых лиц региона в обсуждении развития этого сектора и постановка амбициозных целей в этой сфере.
В условиях сокращения общего объема средств господдержки МСП необходимо делать акцент на увеличении объемов возвратных средств поддержки, а также развивать меры инфраструктурной и информационно-аналитической поддержки.
Необходима организационная работа внутри сектора МСП, предполагающая развитие горизонтальных связей. Для развитых стран различные форматы кооперации являются способом расширения доступа предприятий к финансированию, месту на полке в розничной сети, месту в партнерских цепочках. Так, известны примеры создания единого бренда и стратегии позиционирования для ряда мелких производителей, работающих на одной территории [Epifanova, Shatkovskaya, Romanenko, Mosienko, ТкасЬюпко, 2017]. Однако такие форматы работы требуют выработки собственных стандартов качества продукта и услуг. Этот опыт вполне может быть использован Ростовом-на-Дону.
Существует возможность более активного вовлечения региональных вузов в создание предпринимательских стартапов. Эта работа предполагает создание на базе вузов экосистемы для «выращивания» новых бизнесов, как это происходит во всем мире.
Инструментарий для решения проблемы слабых предпринимательских компетенций уже наработан. Регионы и города выстраивают системы обучения предпринимательству, запускают акселерационные программы, помогающие предприятиям МСП на разных этапах развития бизнеса. Ростов-на-Дону должен поставить амбициозные за-
дачи по созданию и масштабированию таких программ.
Необходимо развивать информационную среду для МСП, способствующую как повышению компетенций, так и развитию кооперационных связей между предприятиями, а также инициировать регулярные исследования перспективных ниш для открытия предприятий МСП. Такая практика используется в ряде развитых стран, что позволяет значительно снизить «смертность» малых предприятий, характерную для начального периода их работы.
Требуется разработать реестр малых инновационно-ориентированных предприятий региона, в котором будут содержаться сведения относительно их статуса, региональной принадлежности, принадлежности к сфере профессиональной деятельности, производимом инновационном продукте, объемах финансовой и инвестиционной государственной поддержки, о степени участия в государственном заказе, об участии в инновационном кластере, что даст возможность объективно оценить состояние инвестиционного потенциала данных малых предприятий, возможность формирования региональных инновационных кластеров и активного включения в деятельность малых инновационных предприятий.
Создание и развитие максимально эффективных институтов взаимодействия бизнеса и государства — стратегические цели повышения уровня инновационной и инвестиционной активности в деятельности малых предприятий в Российской Федерации, а также такими целями представляются изыскание дополнительных источников финансирования новаторской деятельности; возможности диверсификации коммерческих рисков среди различных институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность; формирование стратегических институтов, способствующих обеспечению трансфера инноваций в отрасли, дающих предельный социально-экономический эффект, к тому же подготовка высококвалифицированных специалистов для осуществления инновационной деятельности.
Одним из главных факторов максимально эффективной активной инновационной деятельности МСП являются финансы, чья ограниченность оказывает негативное влияние на реализацию инновационных проектов, так как малым предприятиям значительно труднее, в отличие от крупных, получить внешнее финансирование на свою деятельность, непосредственно связанную с инновациями2. Таким образом, выработка эффективной стратегии по поддержке малых предприятий региона государством, в первую очередь, должна быть нацелена на ликвидацию диспропорций среди источников инвестирования инновационного сектора и консолидацию общих усилий, средств и инструментов частного бизнеса и государства. В настоящее время роль стратегического инструмента развития малых предприятий на региональном уровне, в частности национальном, в целом должен приобрести механизм государственно-частного партнерства и кластеризации, в связи с тем что партнерские отношения способствуют активизации развития институтов рынка и предпринимательской инициативы.
Очевидно, что продуктивное взаимодействие государства и малых предприятий приобретает реалистичный характер благодаря применению формы государственно-частного партнерства, оказывающей влияние на дальнейшее развитие инновационной деятельности МСП в регионе благодаря формированию инновационной инфраструктуры, которая является необходимым элементом современной инновационной региональной экономики. Механизмы государственно-частного партнерства на сегодняшний день следует рассматривать в качестве средства ускорения решения большого числа социально-экономических задач.
Осуществление проектов государственно-частного партнерства дает возможность
2 Epifanova T. V. Peculiarities of State Regulation of Innovational Activity of Enterprise in the Global Economy / Y. Kolesnikov, A. Usenko, E. Parshina, V. Ostrovskaya // Contemporary Economics. Vol. 10, issue 4, Desember 2016.
создания высокотехнологичной инфраструктуры, где малые предприятия смогут плодотворно функционировать и вырабатывать максимальный синергетический эффект в совершенствовании инновационной деятельности и в производстве иновацион-ной продукции.
Составляющими институционального аспекта инновационной деятельности являются процедура регистрации патентного права, будучи в России достаточно сложной и дорогостоящей, а также процесс взаимодействия предприятий с органами государственной власти, которые в России осуществляются крайне неэффективно, что характеризуется непрозрачностью системы получения государственных услуг, длительностью их оказания и необходимостью посещения большого количества мест для получения [Епифанова, Позднышов, 2017].
Создание кластеров в лидирующих отраслях на базе предприятий-лидеров поможет заложить фундамент для долгосрочной конкурентоспособности в данных сферах за счет организации взаимодействия крупного и малого бизнеса с наукой. Кластеры будут способствовать привлечению целевых федеральных средств, предусмотренных для поддержки кластерных инициатив.
В целях дальнейшего развития инновационно-ориентированных малых предприятий в России необходимо, во-первых, в целях экономии бюджетных средств стимулировать частные кластерные инициативы, а также способствовать их осуществлению через создание необходимой институциональной основы и инфраструктурного обеспечения, не прибегая к непосредственному финансированию из бюджетных средств. Из-за смещения акцентов в процессе кластеризации эффективность государственного бюджета будет гораздо выше. Во-вторых, чтобы уравновесить рыночные возможности различных предприятий, необходимо отдавать приоритет МСП в процессе принятия решения о присоединении участников к региональному кластерному образованию. Это позволит
МСП внедрять инновации и даст возможность сохранить инновационную активность крупного бизнеса на рынке, стимулируя тем самым здоровую конкуренцию [Epifanova, Skvortsova, Parshina, 2017].
Для развития инновационного потенциала МСП необходимы программы по поддержке трансфера технологий в сфере МСП (программы софинансирования по регистрации товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности для МСП). Целесообразно развитие дополнительных элементов системы поддержки и инновационного развития субъектов МСП, таких как поддержка малых стартапов, бизнес-ангелов и т. д.
Необходима систематизация, оценка и учет потребностей микро-, малых и средних субъектов МСП для разработки и реализации поддерживающих и стимулирующих мероприятий. Требуется создание открытой информационной базы и мониторинга по различным критериям функционирования и развития МСП: по видам господдержки; по отраслевым секторам МСП; по видам субъектов МСП (микропредприятия, малые, средние); по жизненному циклу предприятия, по экономическим показателям развития МСП, по участию МСП в госзакупках и торгах (ведение единого реестра) на сайте администрации города и сайте «Малый и средний бизнес Дона».
Список литературы
1. Базулин А. В. Малое предпринимательство в сфере производства: кластерный подход // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 1 (18). С. 15-19.
2. Епифанова Т. В., Позднышов А. Н. Государственно-частное партнерство как перспективная форма взаимодействия субъектов малого бизнеса с государством (правовой аспект). Черноморско-каспийский форум сотрудничества: Безопасность. Устойчивость. Развитие. 6 октября 2017 г. Ростов-на-Дону.
3. Интервью газете «Ведомости» первого зам. руководителя администрации Президента РФ В. Суркова, от 15.02.2010. URL: http//www.vedomosti.ru/neswpaper/ article/2010/02/15 (дата обращения 03.03.2018 г.).
4. Ладыгин В. В. Совершенствование системы поддержки малого предпринимательства в регионах России на основе внедрения механизмов оказания муниципальных услуг: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. эконом. наук. М., 2014.
5. Павлова С. В. Управление рисками инновационной деятельности в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 20 (251). С. 51-59.
6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). URL: http://www.economy.gov.ru.
7. Развитие малого и среднего предпринимательства: задачи на 2017-2018 гг. (разработан Минэкономразвития России). URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/312a2a4b-7dac-4a6a-b633-3abc4a32ac1a/2. pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=312a2a4b-7dac-4a6a-b633-3abc4a32ac1a.
8. Economic and Legal Foundations of Modern Russian Society: A New Institutional Theory. Edited by: Elena G. Pop-kova // Advances in Research on Russian Business and Management. 2017. URL: http://www.infoagepub.com.
9. Epifanova T. V., Skvortsova Т. А., Parshina Т. А. Influence of Clustering on Innovational Development of Business Structures in Region's Economy // International Journal of Trade and Global Markets, Special Issue «Clusters and Innovational Networks in the Context of Sustainable Development». 2017. Vol. 10. No. 2/3. Р. 133-141.
10. Epifanova T. V., Shatkovskaya T. V., Romanenko N. G, Mosienko T. A, Tkachenko M. A. Legal Provision of Clustering in Russia as Environment for Development of Innovations // International Journal of Trade and Global Markets, Special Issue «Clusters and Innovational Networks in the Context of Sustainable Development». 2017. Vol. 10. No. 2/3. Р. 217-225.
11. Epifanova T. V., Romanenko N. G., Mosienko T. A., Skvortsova Т. А., Kupchinskiy А. Modernization of Institutional Enviroment of Entrepreneurship in Russia for Development of Innovation Initiative in Small Business Structures // European Research Studies Jornal. 2015. Vol. XVIII. Issue 3.
12. Epifanova T. V., Kolesnikov Y., Usenko A., Parshina E., Ostrovskaya V. Peculiarities of State Regulation of Innovational Activity of Enterprise in the Global Economy // Contemporary Economics. 2016. Vol. 10. Issue 4. Р. 343-352.
References
1. Bazulin A. V., Bazulin A. V. Maloe predprinimatel'stvo v sfere proizvodstva: klasternyi podkhod [Small business in production: cluster approach]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2012, no. 1 (18), pp. 15-19.
2. Epifanova T. V., Pozdnyshov A. N. Gosudarstvenno-chast-noe partnerstvo kak perspektivnaya forma vzaimodeistvi-ya sub»ektov malogo biznesa s gosudarstvom (pravovoi aspekt) [Public-private partnership as a promising form of interaction between small business entities and the state (legal aspect)]. Chernomorsko-kaspiiskii forum Sotrudnich-estva: Bezopasnost'. Ustoichivost'. Razvitie [Black Sea-Caspian Cooperation Forum: Security. Stability. Development]. Rostov-na-Donu, 2017.
3. Interv'yu gazete «Vedomosti» Pervogo zam.rukovodite-lya administratsii Prezidenta RF V. Surkova, ot 15.02.2010 g. [Interview to the newspaper Vedomosti by First Deputy Head of the Administration of the President of the Russian Federation V. Surkov]. 15.02.2010. Available at: http//www.vedomosti.ru/neswpaper/article/2010/02/15 (accessed 03.03.2018).
Ladygin V. V. Sovershenstvovanie sistemy podderzhki mal- 8. Economic and Legal Foundations of Modern Russian Soci-
ogo predprinimatel'stva v regionakh Rossii na osnove vne- ety: A New Institutional Theory. Edited by: Elena G. Popko-
dreniya mekhanizmov okazaniya munitsipal'nykh uslug [Per- va // Advances in Research on Russian Business and Man-
fection of the system of support of small business in the re- agement. 2017. Available at: http:// www.infoagepub.com.
gions of Russia on the basis of introduction of mechanisms 9. Epifanova T. V., Kolesnikov Y., Usenko A., Parshina E.,
of rendering municipal services]. Avtoref. dis. na soisk. Ostrovskaya V. Peculiarities of State Regulation of Innova-
uchenoistep. kand. ekonom. nauk. Moscow, 2014. tional Activity of Enterprise in the Global Economy. Con-
Pavlova S. V. Upravlenie riskami innovatsionnoi temporary Economics. 2016, vol. 10, issue 4, pp. 343-352.
deyatel'nosti vregione [Risk management of innovation in 10. Epifanova T. V., Romanenko N. G., Mosienko T. A.,
the region]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika, Skvortsova T. A., Kupchinskiy A. Modernization of Insti-
2012, no. 20 (251), pp. 51-59. tutional Enviroment of Entrepreneurship in Russia for De-
Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo raz- velopment of Innovation Initiative in Small Business Struc-
vitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda (raz- tures. European Research Studies Jornal, 2015, vol. XVIII,
rabotan Minekonomrazvitiya Rossii) [Forecast of long-term issue 3.
socio-economic development of the Russian Federation 11. Epifanova T. V., Shatkovskaya T. V., Romanenko N. G.,
for the period until 2030 (developed by the Ministry of Eco- Mosienko T. A., Tkachenko M. A. Legal Provision of Clus-
nomic Development of Russia)]. 2013. Available at: http:// tering in Russia as Environment for Development of In-
www.economy.gov.ru (accessed 03.03.2018). novations. International Journal of Trade and Global Mar-
Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva: za- kets, Special Issue «Clusters and Innovational Networks in
dachi na 2017 - 2018 gg. (razrabotan Minekonom- the Context of Sustainable Development». 2017, vol. 10,
razvitiya Rossii) [Development of small and medium- no. 2/3, pp. 217-225.
sized business: tasks for 2017-2018 (developed by 12. Epifanova T. V., Skvortsova T. A., Parshina T. A. Influence
the Ministry of Economic Development of Russia)]. of Clustering on Innovational Development of Business
2016. Available at: http://economy.gov.ru/wps/wcm/ Structures in Region's Economy. International Journal of
connect/312a2a4b-7dac-4a6a-b633-3abc4a32ac1a/2.pdf? Trade and Global Markets, Special Issue «Clusters and In-
MOD=AJPERES&CACHEID=312a2a4b-7dac-4a6a-b633- novational Networks in the Context of Sustainable Devel-
3abc4a32ac1a (accessed 03.03.2018). opment». 2017, vol. 10, no. 2/3, pp. 133-141.
N. Kuznetsov, Rostov State University of Economic (RINH), [email protected] N. Vovchenko, Rostov State University of Economic (RINH), [email protected] T. Epifanova, Rostov State University of Economic (RINH), [email protected]
Development of innovative small-scale enterprises in conditions of institutional transformations of the region's economy
The purpose of this article is to consider the key directions and prerequisites for the development of innovative small enterprises in the conditions of institutional transformations of the regional economy, since this sector of the economy is the catalyst for sustainable economic development and anti-crisis support of the Russian economy. The main goal of the article is to analyze the state of small and medium-sized business in the Russian Federation, determine its competitive advantages in the constantly changing economic conditions, factors and trends in the formation and innovative development of small enterprises. The article considers a complex of state measures to support this sector of the economy, and directions for the formation of an entrepreneurial ecosystem are determined. Also analyzed are the mechanisms of public-private partnership and clustering, the need to implement private cluster initiatives. A set of measures was developed to develop the cluster initiative and enhance the innovative development of the region. All these measures will allow small and medium-sized enterprises to introduce innovations and preserve the innovative activity of large business structures.
Keywords: small business, innovation, innovative development, state support, entrepreneurial ecosystem, project office, start-up, technology transfer, accelerating program, innovation cluster, public-private partnership, clustering.
About authors: N. Kuznetsov, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Dr of Economics, Professor; N. Vovchenko, Dr of Economics, Professor; T. Epifanova, Dr of Economics, Assistant Pmfessor
For citation: Kuznetsov N., Vovchenko N., Epifanova T. Development of innovative small-scale enterprises in conditions of institutional transformations of the region's economy. Journal of Modern Competition, 2018. Vol. 12. No. 2(68)-3(69), pp. 61-72 (in Russian, abstr. in English).