Научная статья на тему 'Комплекс мер по включению малых бизнес-структур в инновационные кластеры'

Комплекс мер по включению малых бизнес-структур в инновационные кластеры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMALL BUSINESSES / INNOVATION / NATIONAL ECONOMY / CLUSTERS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КЛАСТЕРЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купчинский А.В., Епифанова Т.В.

Современная практика хозяйствования и её отображение в научных публикациях свидетельствуют о том, что становление мировой экономики со всей очевидностью доказывает важнейшую роль и значимость сектора малых бизнес-структур в национальной экономике. Последняя стала во многом стала определяться сбалансированным и устойчивым развитием малых бизнес-структур, признанных в настоящее время как проводники и созидатели новых открытий и технологий, более того, как стратегический инструмент структурных преобразований современной экономической системы страны, зачастую направленных на качественное повышение эффективности воспроизводственного процесса региональной экономики. В России уровень роста инновационного предпринимательства весьма низок. Можно констатировать отсутствие надлежащим образом сформированной институциональной среды для развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Кластеризация – процесс объединения ряда организаций из различных отраслей для повышения конкурентоспособности, внедрения инноваций, эффективного развития и получения других преимуществ. В соответствии с разделением экономики на реальную и виртуальную, возрастает возможность создания как одноименных кластеров.Формирование и совершенствование региональных кластеров способствует выходу на необходимый уровень активности малых бизнес-структур в инновационной деятельности, что благоприятно отразится на повышении конкурентоспособности как региональной, так и национальной экономики. Для развития кластерной инициативы и роста инновационного прогресса региона разработан комплекс мер, включающий привлечение малых бизнес-структур в кластеры. Применение этой программы позволит достичь синергетического эффекта за счёт высокой степени концентрации и кооперации малых бизнес-структур и повышения результативности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex of measures on inclusion of small businesses in innovation clusters

Modern practice of managing and its display in scientific publications demonstrate that development of world economy with all evidence proves the major role and the importance of sector of small business structures in national economy. In the modern world the national economy in many respects began to be determined by the balanced and sustainable development of the small business structures recognized now as conductors and creators of new opening and technologies, moreover, as the strategic instrument of the structural transformations of a modern economic system of the country often directed to high-quality increase in efficiency of reproduction process of regional economy. Now in Russia the level of development of an innovative entrepreneurship is very low. It is possible to state lack of properly created institutional environment for development of a small entrepreneurship in the innovative sphere. Clasterisation represents process of consolidation of a number of the organizations of various industries for increase in competitiveness, implementation of innovations, effective development and receipt of other benefits. According to separation of economy on real and virtual, the possibility of creation of both real, and virtual clusters increases. Creation and development of regional clusters will help to create the necessary level of activity of small business structures in innovative activities that will favorably affect increase in competitiveness of both regional, and national economy. The package of measures including measures for involvement of small business structures in clusters is developed for development of a cluster initiative and increase in innovative development of the region. Application of this program will allow to reach synergy effect at the expense of high degree of concentration and cooperation of small business structures and increase in effectiveness of their activities.

Текст научной работы на тему «Комплекс мер по включению малых бизнес-структур в инновационные кластеры»

ВестникВГУИТ/Proceedings of VSUET, № 3, 2016,

Оригинальная статья/Original article_

УДК 338.28

DOI: http://doi .org/10.20914/2310-1202-2016-3-332-338

Комплекс мер по включению малых бизнес-структур _в инновационные кластеры_

Александр В. Купчинский 1 kupchina86@mail.ru Татьяна В. Епифанова 2 rostovshell@mail.ru

1 кафедра анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования, Ростов. гос. эконом. ун-т, ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия

2 кафедра гражданского права Ростовский государственный экономический университет, ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия Реферат. Современная практика хозяйствования и её отображение в научных публикациях свидетельствуют о том, что сстановление мировой экономики со всей очевидностью доказывает важнейшую роль и значимость сектора малых бизнес-структур в национальной экономике. Последняя стала во многом стала определяться сбалансированным и устойчивым развитием малых бизнес-структур, признанных в настоящее время как проводники и созидатели новых открытий и технологий, более того, как стратегический инструмент структурных преобразований современной экономической системы страны, зачастую направленных на качественное повышение эффективности воспроизводственного процесса региональной экономики. В России уровень роста инновационного предпринимательства весьма низок. Можно констатировать отсутствие надлежащим образом сформированной институциональной среды для развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Кластеризация - процесс объединения ряда организаций из различных отраслей для повышения конкурентоспособности, внедрения инноваций, эффективного развития и получения других преимуществ. В соответствии с разделением экономики на реальную и виртуальную, возрастает возможность создания как одноименных кластеров. Формирование и совершенствование региональных кластеров способствует выходу на необходимый уровень активности малых бизнес-структур в инновационной деятельности, что благоприятно отразится на повышении конкурентоспособности как региональной, так и национальной экономики. Для развития кластерной инициативы и роста инновационного прогресса региона разработан комплекс мер, включающий привлечение малых бизнес-структур в кластеры. Применение этой программы позволит достичь синергетического эффекта за счёт высокой степени концентрации и кооперации малых бизнес-структур и повышения результативности их деятельности.

Ключевые слова: малый бизнес, инновации, национальная экономика, кластеры, инновационное развитие

The complex of measures on inclusion of small businesses

in innovation clusters

Alexander V. Kupchinsky 1 kupchina86@mail.ru Tatiana V. Epifanova 2 rostovshell@mail.ru

1 economic analysis and forecasting department, Rostov State University of Economics, Str. Bolshaya Sadovaya, 69, Rostov-on-Don, 344002, Russia

2 civil law department, Rostov State University of Economics, Str. Bolshaya Sadovaya, 69, Rostov-on-Don, 344002, Russia

Summary. Modern practice of managing and its display in scientific publications demonstrate that development of world economy with all evidence proves the major role and the importance of sector of small business structures in national economy. In the modern world the national economy in many respects began to be determined by the balanced and sustainable development of the small business structures recognized now as conductors and creators of new opening and technologies, moreover, as the strategic instrument of the structural transformations of a modern economic system of the country often directed to high-quality increase in efficiency of reproduction process of regional economy. Now in Russia the level of development of an innovative entrepreneurship is very low. It is possible to state lack of properly created institutional environment for development of a small entrepreneurship in the innovative sphere. Clasterisation represents process of consolidation of a number of the organizations of various industries for increase in competitiveness, implementation of innovations, effective development and receipt of other benefits. According to separation of economy on real and virtual, the possibility of creation of both real, and virtual clusters increases. Creation and development of regional clusters will help to create the necessary level of activity of small business structures in innovative activities that will favorably affect increase in competitiveness of both regional, and national economy. The package of measures including measures for involvement of small business structures in clusters is developed for development of a cluster initiative and increase in innovative development of the region. Application of this program will allow to reach synergy effect at the expense of high degree of concentration and cooperation of small business structures and increase in effectiveness of their activities Keywords: small businesses, innovation, the national economy, clusters, innovative development

Введение

Развитие инновационных форм деятельности в любом государстве связано с модернизацией экономической, финансовой и политической систем, эффективное формирование которых предопределяет уровень прогресса предпринимательской среды. Инновационная деятельность (ИД) современными российскими экономистами определяется или с развитием

отечественной индустрии, опирающейся на заимствованные иностранные технологии, или с поддержкой приоритетных направлений для технологического прорыва. Проводимая в стране финансовая и экономическая политика не позволяет качественно улучшить ситуацию и обеспечить инновационное развитие (ИР) отечественных предприятий.

Для цитирования

Купчинский А. В., Епифанова Т. В. Комплекс мер по включению малых бизнес-структур в инновационные кластеры // Вестник ВГУИТ. 2016. № 3. С. 332-338. doi: 10.20914/2310-1202-2016-3-332-338

For citation

Kupchinsky A. V., Epifanova T. V. The complex of measures on inclusion of small businesses in innovation clusters. Vestnik VSUET [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 3. pp. 332-338. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2016-3-332-338

Весттк&ТУМТ/Фгосе^^ о/'ТЯНЕТ, № 3, 2016

В настоящее время отечественная экономика переживает период адаптации к совершенно новым социально-экономическим условиям функционирования и реалиям текущих процессов глобализации мировой экономики. Россия столкнулась с существенными экономическими обстоятельствами: ослабление курса рубля, повышение ключевой ставки ЦБ, экономические санкции, введение ограничений доступа к зарубежным рынкам заимствования и кредитования, что является серьёзным испытанием для различных видов отечественных бизнес-структур (БС).

Для успешного и эффективного развития современной национальной экономики необходимы новые взгляды и подходы на совершенствование форм и методов ведения предпринимательской деятельности.

Текущие процессы формирования постиндустриального общества и новой экономики основаны на инновациях [1], поэтому становление малых бизнес-структур (МБС) в современной отечественной экономике являются неотъемлемыми условиями, которые способствуют решению проблем социально-экономической сферы и наиболее быстрому переходу к экономическому росту.

Для национальной экономики хозяйственная деятельность МБС является эффективным средством повышения её конкурентоспособности и противовесом её монополизации. В рыночной экономике она повышает уровень экономического развития, во многом определяет структуру и качество валового национального продукта.

По мнению автора, МБС - это современный экономический термин, отождествляемый с понятием «малое предпринимательство» и «малый бизнес», являющийся следствием роста рыночной экономики. Это организационно-экономическая форма, ориентируемая на отраслевую кооперацию субъектов региональной воспроизводственной системы и повышение конкурентоспособности национальной экономики в целом. Именно они формируют необходимую для рыночной экономики конкурентную среду в регионе на должном уровне, регулируют становление цен на потребительские товары и услуги, обеспечивают занятость и налоговую базу, улучшая местную экономику [2].

Инновационное развитие национальной экономики определяется устойчивым и сбалансированным улучшением инновационно ориентированных БС, в том числе и малых, способствующие, согласно проведённому исследованию и анализу международного опыта, появлению новых открытий и технологий, флагманом структурных преобразований современной экономики региона, направленных на повышение эффективности воспроизводственного процесса.

Необходимость инновационного развития МБС становится одним из перспективных, популярных и конкурентных направлений во всём мире [3]. Высокая степень динамики инновационной сферы (науки, новых технологий, наукоёмких отраслей) обеспечивает основу устойчивого экономического формирования национальной экономики [4-6].

Малые бизнес-структуры носят ярко выраженный региональный характер и выступают как основная составляющая общей региональной хозяйственной структуры, без которой трудно представить экономику региона и её перспективу конкурентоспособности на внешних рынках. В структурном аспекте региональную воспроизводственную систему определяют как совокупность экономических объектов и субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой во всех сферах и областях экономики.

Преимущества МБС по отношению к другим секторам региональной экономики выражены значительно ярче, чем недостатки. Суть специфики сектора МБС - способность оперативно активизироваться в промежуток экономического спада, возлагая на себя экономические и социальные проблемы современного общества.

Рост глобализации мировых товарно-рыночных отношений неизбежно ведёт к обострению конкуренции в социально-экономической, производственной и других сферах региональной экономики. Все более востребованными становятся современнейшие технологии производства и обучения, новые знания, способствующие продвижению принципов изучения философии бизнеса и культуры менеджмента, вследствие чего формируются современные предпринимательские стратегии и эффективные механизмы координации.

Тема устойчивого совершенствования экономики уже на протяжении нескольких десятилетия является одним из актуальных направлений научных исследований. Существуют обоснованные выводы того, что на современном этапе именно на региональном уровне наилучшим образом могут быть адаптированы глобальные процессы, включая стратегии устойчивого и ИР.

Уроки мирового финансово-экономического кризиса продемонстрировали уязвимость российской экономики в системе стратегического управления МБС в период усиления их конкурентных позиций при условии дестабилизации рыночной среды [7]. Это привело к переосмысливанию методов и подходов к достижению поставленных целей, необходимых приоритетов эффективного развития, механизмов и инструментов качественного повышения конкурентоспособности сектора МБС.

BecmnvKßTy^T/Proceedings of VSUET, № 3, 2016L

Выход России и её регионов на новый уровень экономического и технического совершенства не возможен без оперативной активизации инновационных процессов. Инновационный путь развития - это тенденция, характерная для всей мировой экономики.

Успех региональной ИД определяется состоянием и уровнем прогресса МБС региона, так как важнейшим качеством и свойством МБС принято считать способность к распространению научно-технических разработок.

Для изменения ситуации и тенденций развития малого инновационного предпринимательства (МИП), для эффективного и адресного распределения государственной финансовой поддержки предлагается введение реестра

инновационных МБС региона (рисунок 1) - систематизированная база данных, состоящую из семи разделов.

Они содержат подробные сведения: об инновационно ориентированных МБС; о сфере ИД (культурные и творческие инновации, социальные, производственные инновации, наукоёмкие технологии, виртуальная сфера и т. п.); о статусе предпринимательской структуры (стартап, ранняя стадия ИД, инновационная БС, участник регионального инновационного кластера (ИК)); данные о производимом инновационном продукте и интеллектуальных правах на него, объёме необходимой и полученной поддержки, объёме собственного финансирования проекта; об оценке эффективности финансирования инноваций; контрольные мероприятия.

Раздел 1. Общие сведения

Фирменное наименование

Организационно-правовая форма

Место регистрации

Дата регистрации

ИНН

ОГРН

Section 1. General

Trade name Form of incorporation Place of registration registration date

INN BIN

Раздел 4. Инновационный продукт

4.1. Инновационный продукт в реальной сфере

4.2. Инновационный продукт в виртуальной сфере

4.3. Наличие патента на инновационный продукт

Section 4. Innovative Product

4.1. An innovative product in the real sphere

4.2. An innovative product in the virtual sphere

4.3. The presence of intellectual property rights on an innovative product (patent)

Раздел 2. Сфера инновационной деятельности

2.1. Культурные и творческие инновации

2.2. Социальные инновации

2.3. Производственные инновации

2.4. Наукоемкие технологии

2.5. Виртуальная экономика

2.6. Маркетинговая инновация

2.7. Продуктовая инновация

2.8. Организационная инновация

2.9. Экспортно ориентированная инновация

2.10. Иная сфера

Section 2. Scope of innovative activities

2.1. Cultural and creative innovation

2.2. Social innovation

2.3. Production innovation

2.4. High Tech

2.5. Virtual economy

2.6. Marketing innovation

2.7. A product innovation

2.8. Organizational innovation

2.9. Export-oriented innovation

2.10. another sphere

Раздел 3. Статус предпринимательской структуры

3.1. Стартап

3.2. Ранняя стадия инновационной деятельности (1-3)

3.3. Инновационные БС (более 3 лет)

3.4. Участие в инновационном региональном кластере

3.5. Прекращение инновационной деятельности

Section 3. Status business structure

3.1. Startup

3.2. The early stage of the innovation Activities (1-3)

3.3. Innovative business structure (over 3 years)

3.4. Participation in regional innovation cluster

3.5. Termination of innovation

Раздел 5. Финансирование

5.1. Объем необходимой финансовой поддержки

5.2. Объем полученной финансовой поддержки (дата, вид, размер)

5.3. Объем собственного финансового проекта

5.4. Зарубежные инвестиции Section 5. Financing

5.1. The amount of necessary financial support

5.2. The amount of financial support (date, type, size)

5.3. The amount of own financial project

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.4. foreign investment

Раздел 6. Оценка результативности инновационной деятельности (методический подход, п. 2.3)

6.1. Показатель результативности научных исследований и разработок в регионе

6.2. Показатель результативности государственной поддержки инновационного малого предпринимательства

6.3. Вклад инновационных предприятий в ВРП

Section 6: Assessment of innovation performance (methodological approach, para. 2.3)

6.1. Performance indicator of research and development in the region

6.2. Performance indicator of the state support of innovative small businesses

6.3. The contribution of innovative businesses in the GRP

Раздел 7. Контроль мероприятий

7.1. Анализ результативности государственного регулирования и поддержки инновационных МБС (п. 2.3)

7.2. Определение уровня ИР региона Section 7. Control measures

7.1. Analysis of the impact of government regulation and support for innovative small business structures (para. 2.3)

7.2. Determining the level of innovation development of the region

Рисунок 1. Макет реестра малых инновационных БС региона

Figure 1. Layout registry of small innovative business structures in the region

Ве(ттк&ГУМТ/ФгоигЛ^ о/^ОЕТ, № 3, 2016

Введение реестра позволит провести качественный анализ взаимосвязей инновационной активности предприятий с условиями институциональной предпринимательской среды. Первый раздел реестра позволяет определить местонахождение МИП, его региональную принадлежность. Второй раздел содержит данные об инновационном продукте и позволит систематизировать МИП по сфере деятельности, что может способствовать их кооперации и объединению по сфере деятельности в ИК.

В третьем разделе представлена информация о стадии становления инновационной БС. Эта информации необходима для координации институтов развития, ориентированных на различные группы участников инновационного процесса (по данным реестра инновационных МБС), что даст возможность отслеживания инновационных проектов в процессе реализации, обеспечит прозрачность финансирования и его целевое использование. Четвёртый раздел содержит сведения об инновационном продукте и интеллектуальных правах на него.

Эта информация позволит включить МБС в цепочку поставщиков и покупателей инновационной продукции. Пятый раздел реестра содержит информацию об источниках и объёмах финансирования МИП. Эта информация является необходимой для оценки результативности финансовой поддержки, направленной на инновации. Она проводится с использованием разработанных в настоящем исследовании показателей ИР МБС в регионе. Это необходимо для установления уровня ИР региона и определения результативности направленной финансовой поддержки. Седьмой раздел определяет перечень контрольных мероприятий, необходимый для своевременной модернизации институциональной среды, влияющей на развитие инновационного предпринимательства.

Для экономического развития региона, его бизнес-структуры должны не только наращивать объёмы производства, но и внедрять инновации в свою производственную деятельность. Проблемой при этом является нехватка финансовых ресурсов. В настоящее время известны различные инструменты стимулирования ИР БС в экономике региона, к числу которых относится налоговые преференции, субсидирование инновационной активности, льготное кредитование и др.

Обозначенные меры активно применяются региональными властями, но приводят к ограниченному эффекту и не позволяют в полной мере обеспечить перевод регионов на инновационный путь развития экономики.

Несмотря на осознание важности ИР и взятие курса на его обеспечение, в большинстве регионов современной России все ещё используется сырьевая модель региональной экономической системы, которая предполагает ориентацию на добычу и переработку сырьевых ресурсов с целью их последующей продажи другим регионам или для экспорта.

Такая модель не может обеспечить ни устойчивости и стабильности региональной экономики по причине сильной волатильности мировых цен на сырьевые ресурсы, ни долгосрочной конкурентоспособности. И то, и другое может быть обеспечено за счёт ИР БС в экономике региона, что подчёркивает его важность.

Согласно официальной статистике на 2013 г., около 10% российских предприятий осуществляют ИД, а инновационными являются всего 9% произведённых товаров [6]. Наиболее серьёзными являются следующие проблемы и барьеры на пути к активизации ИР БС в экономике регионов современной России:

— нехватка финансовых ресурсов для проведения научных исследований и разработок, а также для внедрения инноваций в производственную деятельность предприятий;

— низкий уровень конкуренции на большинстве рынков и отсутствие необходимости во внедрении инноваций;

— неблагоприятная институциональная среда и отсутствие необходимой инфраструктуры для внедрения инноваций.

Решение вышеперечисленных проблем возможно путём кластеризации и включения в инновационные кластеры МБС. Кластеризация провозглашена одним из наиболее приоритетных направлений развития экономики России в её национальной стратегии вплоть до 2020 г. и закреплена в качестве одного из наиболее перспективных инструментов управления региональной экономикой. Тем не менее в законодательстве отсутствует чёткое определение понятия экономического кластера, что затрудняет процесс кластеризации - объединение ряда организаций из различных отраслей для повышения конкурентоспособности, внедрения инноваций, эффективного развития и получения других преимуществ. В соответствии с разделением экономики на реальную и виртуальную, возрастает возможность создания как реальных, так и виртуальных кластеров (ВК).

Под ВК понимается объединение БС независимо от их территориального расположения, нацеленных на одни рынки сбыта или объединённых одинаковыми технологиями или сбытом общей инновационной продукции, товара, работы или услуги.

Вестпик&ГУМТ/РгосееЛ'^ о/^ОЕТ, № 3, 2016;

Виртуальный кластер, так же как и реальный, способствует быстрому распространению инновационных и специальных знаний либо технологий. Географическая разобщённость структурных элементов ВК компенсируется современными удалёнными средствами коммуникации. В форме ВК работают многие сетевые структуры финансовой, страховой сферы, сферы продаж различного рода продуктов и виртуальных услуг, БС распространяющие компьютерные технологии и т. п. Территориальная близость в виртуальном пространстве утрачивает своё значение, а конкурентные преимущества перед кластерами, функционирующими в реальной сфере экономики, повышаются.

Кластеры делятся на реальные, виртуальные и псевдокластеры.

К реальным кластерам относят:

— региональные;

— промышленные;

— отраслевые;

— объединения БС, нацеленных на один рынок или использующих одинаковую технологию производства.

К виртуальным:

— финансовые;

— сетевые структуры, распространяющие виртуальный продукт;

— сетевые структуры, распространяющие реальный продукт посредством виртуального экономического пространства;

— компьютерных технологий;

— дистанционного обучения и других образовательных услуг;

— прочие, функционирующие в виртуальном пространстве.

Смешанные кластеры функционируют одновременно в реальном и виртуальном экономическом пространстве.

Псевдокластеры не способствуют ИР экономики, а создаются исключительно для имитации деятельности.

Виртуальная экономическая среда способствует максимально быстрому созданию и распространению товаров и услуг. Взаимопроникновение виртуальных кластерных БС в реальные кластеры способствует межстрановому сотрудничеству, быстрому распространению бизнеса с использованием так называемых виртуальных шаблонов распространения бизнеса.

Важной особенностью протекания процесса кластеризации в России является то, что объединяются преимущественно крупные предприятия, и без того обладающие высокой рыночной властью и высокой конкурентоспособностью, занимающие выгодную позицию на рынке. В процессе кластеризации они получают ещё больше возможностей и преимуществ по сравнению с другими участниками рынка.

В результате создания кластера малые и средние предприятия окончательно утрачивают способность к дальнейшему существованию и к осуществлению инновационной активности. Другими словами, в составе кластера происходит инновационное развитие БС, которые и раньше внедряли инновации в свою деятельность. При этом общая рыночная инновационная активность может оставаться на том же уровне или даже снижаться из-за неспособности предприятий к осуществлению ИД вне кластера. Для сравнения: в развитых странах в состав кластеров, как правило, входят малые и средние предприятия, что укрепляет их рыночные позиции, создаёт для них возможность внедрения инноваций.

Для расширения кластерной инициативы и повышения ИР региона разработан комплекс мер, включающий меры по привлечению МБС в кластеры (рисунок 2).

На первом этапе необходимо провести комплексное обследование региональной инновационной предпринимательской среды посредством диагностики влияния внутренних и внешних факторов на структуру инновационной предпринимательской среды. Результатом является: определение качества и уровня развития инновационной предпринимательской среды; выявление по данным реестра инновационных МБС; установление количества малых инновационных БС в регионе и качества производимой ими инновационной продукции, а также количества и специализации региональных ИК.

На втором этапе разрабатывается стратегия кластеризации региона с использованием механизма государственно-частного и частно-государственного партнёрства.

На третьем этапе проводится конкурсный отбор малых ИБС в соответствии со специализацией кластера. Результат - формирование организационной структуры ИК в регионе, выбор оптимальной организационно-правовой формы организации внутри кластера, определение затрат на создание инновационной инфраструктуры ориентиров становления кластера в долгосрочной и среднесрочной перспективе.

Четвёртый этап включает в себя комплекс мер по кооперации бизнеса и вузов, исследовательской инфраструктуры, центров компетенций и технопарков. Организационный механизм этого этапа направлен на внедрение современных инструментов, необходимых для устойчивого развития кластера. Такими инструментами являются: научные разработки и их практическое внедрение, создание инновационной инфраструктуры; приобретение необходимого оборудования и др. Для большинства ИК недостаточно высокий уровень проработки инфраструктуры является самым серьёзным барьером для стабильного роста.

BecmnvKjBTyMT/Proceeéings of VSUET, № 3, 2016

КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ БС В ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ PACKAGE OF MEASURES TO ATTRACT BUSINESS STRUCTURES IN INNOVATIVE CLUSTERS

I этап Комплексное обследование региональной инновационной предпринимательской сферы:

- институционально-инструментальная основа ИР предпринимательства;

- по данным реестра - количество и качество инновационных МБС;

- региональные инновационные кластеры

Stage I Comprehensive survey of regional innovation business areas:

- Institutional and instrumental basis of innovative entrepreneurship development;

- According to the registry - the number and quality of innovative small business entities;

- Regional innovation clusters

II этап Разработка стратегии кластерного развития с использованием механизмов государственно-частного и частно-государственного партнерства Stage II Development strategy of cluster development with the use of public-private and public-private partnerships

III этап Конкурсный отбор по данным реестра инновационных МБС (п. 2.3) в соответствии со спецификой кластера и направлением инноваций МБС: инновационная активность; инновационный продукт; региональная дислокация

Stage III Competitive selection according to the registry of innovative small businesses (par. 2.3) In accordance with the specific cluster and direction of innovation of small business structures: innovative activity; product innovation; regional dislocation

IV этап Комплекс мер по кооперации бизнеса и вузов:

- выявление исследовательской инфраструктуры;

- выявление центров компетенций и технопарков;

- определение затрат на науку и инновации

Stage IV The complex of measures on business cooperation and high schools:

- Identification of research infrastructure;

- Identification of competence centers and technology parks;

- Determination of expenditures on science and innovation

V этап Разработка мероприятий по поддержке инновационных МБС региона (п. 1.3):

- становление финансовых и нефинансовых институтов развития;

- внедрение инновационных инструментов;

- обеспечение доступа к инфраструктурным объектам

Stage V Development of measures to support small innovative businesses in the region (par. 1.3)

- The establishment of financial and non-financial development institutions;

- Introduction of innovative instruments;

- Access to infrastructure facilities

VI этап Включение в государственные закупки инновационной продукции, производимой МБС (по данным реестра) Stage VI Inclusion in the public procurement of innovative products, produced by small business entities (the registry data)

VII этап Мониторинг результатов реализации программ ИР регионов (п. 2.3):

- результативность научно-исследовательских разработок в регионе;

- результативность государственной финансовой поддержки инновационных МБС;

- вклад инновационных предприятий в ВРП;

- результативность затрат на технологические инновации инновационных МБС

Stage VII Monitoring progress in the implementation of innovative development programs of regions (par. 2.3)

- The effectiveness of research and development in the region;

- The effectiveness of public financial support for innovative small businesses;

- The contribution of innovative enterprises in GRP;

-The impact of expenditure on technological innovation of small innovative businesses

Рисунок 2. Алгоритм действий по привлечению МБС в инновационные кластеры Figure 2. The algorithm is to attract young businesses in innovation clusters

Наряду с капитальными вложениями требуется профессиональная переподготовка организаций-участников кластеров, повышение квалификации и проведение стажировок и консультаций по вопросам разработки инвестиционных проектов для участия в международных инвестиционных проектах.

Главным вопросом на пятом этапе является улучшение инфраструктуры кластера, программ долгосрочного финансирования его деятельности, льготных лизинговых программ по приобретению нового оборудования, а также развитие международного и регионального взаимодействия кластеров.

На шестом этапе происходит включение в государственные закупки инновационной продукции, производимой МБС в кластере.

Это важная гарантия сбыта и финансирования деятельности инновационных МБС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Седьмым этапом предлагается проводить мониторинг результатов реализации программ ИР регионов для повышения качества и разнообразия региональных стратегий, а также межрегионального сотрудничества.

Заключение

Предложенная программа позволит достичь синергетического эффекта за счёт высокой степени концентрации и кооперации МБС и повышения эффективности и результативности их деятельности. В качестве рекомендации для дальнейшего продвижения процесса кластеризации в России предлагается следующее. Во-первых, для экономии средств государственного бюджета следует стимулировать

BecmnuKßryHT/Proceeätngs of VSUET, № 3, 2QÍ6L

частные кластерные инициативы и способствовать их реализации посредством создания соответствующей институциональной базы и инфраструктурного обеспечения без финансирования из средств государственного бюджета. Благодаря смещению акцентов в процессе кластеризации его эффективность будет значительно больше. Во-вторых, для уравновешивания рыночных возможностей различных БС

ЛИТЕРАТУРА

1 Виленский А. В. Особенности российского малого предпринимательства // Экономический журнал ВШЭ: практический анализ. 2004. № 2. С. 246-256.

2 Мишурова И. В. Развитие малого и среднего предпринимательства как условие долговременного роста региональной экономики // Тегга economicus. 2012. Т. 2. №2.4. 2. С. 166-170.

л Купчинский А. В. Теоретико-методологические аспекты исследования малых бизнес-структур в экономическом развитии региона // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 1(26). С. 205-210.

4 Гарнов А. П., Краснобаева О. В. Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 2. С. 21-27.

5 Filippova M. K. et al. Rationale for the Use of the Cluster Approach to the Formation of Localities in the Regional Economic System // International Review of Management and Marketing. 2016. V. 6. №. IS. P. 20-26.

Stough R.R., Junbo Yu. Industrial Cluster Analysis, Entrepreneurship and Regional Economic Development // Food Security and Industrial Clustering in Northeast Asia. okyo: Springer Japan, 2016. P. 255-282.

7 Лаврентьев В.В. Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса с использованием системы сбалансированных показателей: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2011.

8 Индикаторы инновационной деятельности: Статистический сборник URL:https://hse.ru/data/2015/02/27/ 1091511625/001-472_Innov_14_U%20(1).pdf

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Александр В. Купчинский аспирант, кафедра анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования, Ростовский государственный экономический университет, Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия

Татьяна В. Епифанова д. э. н., профессор, кафедра гражданского права, Ростовский государственный экономический университет, ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Александр В. Купчинский предложил комплекс мер по включению малых бизнес-структур в инновационные кластеры Татьяна В. Епифанова консультация и корректировка в ходе исследования

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. ПОСТУПИЛА 03.07.2016

целесообразно отдавать приоритет малым и средним предприятиям при решении вопроса о присоединении участников к кластерному образованию в регионе. Это предоставит возможность малому и среднему бизнесу внедрять инновации и позволит сохранить инновационную активность крупных игроков на рынке при сохранении здоровой конкуренции.

REFERENCES

1 Vilenskii A. V. Peculiarities of the Russian small business. Ekonomicheskii zhurnal VShE: prakticheskii analiz [Economic journal of HSE: practical analysis]. 2004. no. 2. pp. 246-256. (in Russian).

2 Mishurova I. V. The development of small and medium entrepreneurship as a prerequisite for the sustainable growth of the regional economy. Terra economicus [Terra economicus]. 2012. vol. 2. no. 2. part. 2. pp. 166-170. (in Russian).

3 Kupchinskii A. V. Theoretical and methodological aspects of the study of small businesses in economic development of the region. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Vol-gogradskogo instituta biznesa [Business. Education. Right. Proceedings of the Volgograd Institute of Business]. 2014. no. 1(26). pp. 205-210. (in Russian).

4 Garnov A. P., Krasnobaeva O. V. Small innovative enterprises as a form of implementation of universities for innovation activities. Chelovecheskii kapital i professional'noe obrazovanie [Human capital and professional education]. 2012. no. 2. pp. 21-27. (in Russian).

5 Filippova M. K. et al. Rationale for the Use of the Cluster Approach to the Formation of Localities in the Regional Economic System. International Review of Management and Marketing. 2016. vol. 6. no. 1S. pp. 20-26.

6 Stough R. R., Yu J. 2016. Industrial Cluster Analysis, Entrepreneurship and Regional Economic Development. In: Kiminami, Lily & Nakamura, Toshihiko, eds. Food Security and Industrial Clustering in Northeast Asia. Tokyo: Springer Japan, pp. 255-282.

7 Lavrentiev V.V. Povyshenie konkurentosposob-nosti sub"ektov malogo i srednego biznesa s ispol'zovaniem sistemy sbalansirovannykh pokazatelei. Avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Improving the competitiveness of small and medium-sized businesses using a balanced scorecard. Thesis abstract for the degree of candidate of economical sciences]. Rostov on Don. 2011. (in Russian)

8 Indicators of innovation activity: Statistical Yearbook Available at: https://hse.ru/data/2015/02/27/ 1091511625/001-472_Innov_14_U%20(1).pdf

INFORMATION ABOUT AUTHORS Alexander V. Kupchinsky graduate student, economic analysis and forecasting department, Rostov State University of Economics, Str. Bolshaya Sadovaya, 69, Rostov-on-Don, 344002, Russia

Tatiana V. Epifanova doctor of economical sciences, Professor, civil law department, Rostov State University of Economics, Str. Bolshaya Sadovaya, 69, Rostov-on-Don, 344002, Russia

CONTRIBUTION Alexander V. Kupchinsky proposed a package of measures for the inclusion of small businesses in innovation clusters Tatiana V. Epifanova consultation and adjustment in the course of the study

CONFLICT OF INTEREST

The authors declare no conflict of interest.

RECEIVED 7.3.2016

ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 15.08.2016

ACCEPTED 8.15.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.