Научная статья на тему 'Векторы инновационного развития экономики Россиии'

Векторы инновационного развития экономики Россиии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / INNOVATION / INNOVATION DEVELOPMENT / INNOVATION-BASED ECONOMY / INVESTMENT IN INNOVATION / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова Татьяна Александровна, Милов Алексей Александрович

В статье рассмотрены основные направления инновационного развития экономики России. В настоящее время необходимость перехода от сырьевой модели экономики к инновационной экономике является приоритетной задачей, закрепленной в программных документах Президента РФ: Стратегии научно-технического развития России, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, и Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016. Проанализированы основные направления инновационного развития Российской Федерации на современном этапе: привлечение инвестиций для реализации инновационных бизнес-проектов, государственное софинансирование разработки новых технологий, повышение кадрового потенциала для осуществления инновационной деятельности, повышение эффективности антимонопольного регулирования и механизмов защиты конкуренции, создание благоприятной институциональной среды для развития инновационной деятельности. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводам: о необходимости создания условий для улучшения инвестиционного климата, в первую очередь, с помощью инструментов налогового регулирования; о важности создания кадрового потенциаладля инновационной деятельности и необходимости увеличения государственных расходов на научную и образовательную деятельность; о необходимости создания благоприятной институциональной среды для развития инноваций, в том числе путем создания единообразной нормативно-правовой базы для функционирования кластеров и совершенствования нормативно-правового регулирования и повышения эффективности правоприменения в области защиты интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В заключении сделан обобщающий вывод о том, что условия осуществления инновационной деятельности в России на сегодняшний день нельзя считать достаточно благоприятными, но в качестве положительного сдвига следует обозначить осознание важности инновационного развития на уровне государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF RUSSIA

The article considers main directions of innovative development of the Russian economy. Currently, the need of transition from raw economy model to innovative economy is a priority enshrined in the policy documents of the President of the Russian Federation: Strategy of scientific and technological development of Russia, approved by decree of the President of the Russian Federation from 01.12.2016 No. 642 and the message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on 01.12.2016. Analyzed the main directions of innovative development of the Russian Federation at the present stage: attracting investment for the implementation of innovative business projects, the state co-financing the development of new technologies, increased personnel capacity to implement innovation activities, increasing the efficiency of Antimonopoly regulation and mechanisms for the protection of competition, creation of favourable institutional environment for innovative development. In the study the authors came to the conclusions: the need to create conditions for improving the investment climate, first and foremost, using the tools of tax regulation; the importance of human capacity building for innovation and the need to increase public expenditure on research and educational activities; about necessity of creation of favorable institutional environment for innovation, including through the establishment of a uniform regulatory framework for the functioning of clusters and improvement of normative-legal regulation and improving the effectiveness of law enforcement in the protection of intellectual property rights on results of intellectual activity. In conclusion the General conclusion is that the conditions of innovation activities in Russia today is not sufficiently favorable, but as a positive shift should indicate awareness of the importance of innovative development on the state level.

Текст научной работы на тему «Векторы инновационного развития экономики Россиии»

_Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 2 (22) 2017_

УДК 338:346 ББК 65.050:67.404 © Т.А. Скворцова, A.A. Милов

Т.А. Скворцова, A.A. Милов ВЕКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В статье рассмотрены основные направления инновационного развития экономики России. В настоящее время необходимость перехода от сырьевой модели экономики к инновационной экономике является приоритетной задачей, закрепленной в программных документах Президента РФ: Стратегии научно-технического развития России, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, и Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016. Проанализированы основные направления инновационного развития Российской Федерации на современном этапе: привлечение инвестиций для реализации инновационных бизнес-проектов, государственное софинансирование разработки новых технологий, повышение кадрового потенциала для осуществления инновационной деятельности, повышение эффективности антимонопольного регулирования и механизмов защиты конкуренции, создание благоприятной институциональной среды для развития инновационной деятельности.

В результате проведенного исследования авторы пришли к выводам: о необходимости создания условий для улучшения инвестиционного климата, в первую очередь, с помощью инструментов налогового регулирования; о важности создания кадрового потенциаладля инновационной деятельности и необходимости увеличения государственных расходов на научную и образовательную деятельность; о необходимости создания благоприятной институциональной среды для развития инноваций, в том числе путем создания единообразной нормативно-правовой базы для функционирования кластеров и совершенствования нормативно-правового регулирования и повышения эффективности правоприменения в области защиты интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В заключении сделан обобщающий вывод о том, что условия осуществления инновационной деятельности в России на сегодняшний день нельзя считать достаточно благоприятными, но в качестве положительного сдвига следует обозначить осознание важности инновационного развития на уровне государства.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационно-ориентированная экономика, инвестиции в инновации, институциональная среда.

Инновационное развитие экономики страны в свете общемировых тенденций перехода к высокотехнологичному производству

становится отдельным направлением проведения научных исследований. Развитие инновационно-ориентированной экономики имеет первостепенное значение для эконмического роста российского государства. Для того, чтобы экономика Российской Федерации поступательно развивалась, необходимо не только увеличивать объемы производства, - необходим выход на качественно новый уровень - уровень инновационного развития. Так, в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации подчеркивается, что «научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики» [6].

Несмотря на то, что на государственном уровне осознана необходимость внедрения в экономику инноваций и провозглашен курс на обеспечение инновационного экономического развития, сохраняется сырьевая модель экономики.

Вместе с тем «исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными

технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов» [6] названо в Стратегии научно-технического развития России в качестве одного из наиболее значимых больших вызовов, то есть одной из ряда наиболее важных проблем, требующих незамедлительного решения на уровне Российской Федерации.

Действительно, сырьевая модель не в состоянии обеспечить устойчивость и стабильность развития экономики России по причине большой волатильности мировых цен на сырье. Такая устойчивость и стабильность может быть достигнута только за счет инновационного развития предпринимательства, что подчеркивает его особенную важность. Тем не менее по данным Росстата инновационная активность организаций поступательно снижается после 2013 г.,

соответственно ей снижается и удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме

отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (см. рис. 1).

Рис. 1. Инновационная активность организаций и удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в России (2010-2015 гг.). Составлен авторами по данным [13].

Барьерами на пути к внедрению инноваций в нашей стране по мнению Президента РФ В.В. Путина, высказанному им в Ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016, являются «...дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий,

профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата» [8].

В соответствии с этим в качестве приоритетных направлений построения

инновационно-ориентированной экономики в России можно выделить следующие:

- привлечение инвестиций для реализации инновационных бизнес-проектов;

государственное софинансирование разработки новых технологий;

- повышение кадрового потенциала для осуществления инновационной деятельности;

- повышение эффективности антимонопольного регулирования и механизмов защиты конкуренции;

- создание благоприятной институциональной среды для развития инноваций.

В первую очередь, следует создать благоприятные условия для инвестиций в инновационную деятельность, поскольку любые инновации не мыслимы без соответствующих

капиталовложений. В последнее время наблюдается значительное снижение инвестиционной активности бизнес-структур. По мнению исследователей, в качестве препятствий для привлечения иностранных инвестиций в инновации выступают: «ограничения на допуск иностранных инвесторов в большинство отраслей высокотехнологичного сегмента,... невысокая конкурентоспособность российской высокотехнологичной продукции на мировом рынке,... отсутствие эффективной системы мер, стимулирующих приток иностранных инвестиций в российскую экономику,... ограниченная

эффективность государственных мер по поддержке высокотехнологичных отраслей» [12].

На наш взгляд, в условиях экономических санкций необходимо создавать благоприятную среду для привлечения в инновационный сектор российских инвестиций. Полагаем, что для этого в первую очередь необходимо совершенствование налогового регулирования. Несмотря на то, что в настоящее время Налоговый кодекс РФ предусматривает различные меры налогового стимулирования для инновационных предприятий, соответствующий экономический эффект не достигнут, «что говорит о возможной неэффективности существующих инструментов стимулирования, таких, как инвестиционный

налоговый кредит, различного рода налоговые льготы, освобождение в ряде случаев от уплаты НДС и налога на прибыль, таможенные льготы, ускоренная амортизация и т.д.» [10, с. 65].

Полагаем, эффективной мерой налогового стимулирования инвестиций в инновации должно стать введение специального налогового режима для предприятий, осуществляющих инвестирование в инновации, предусматривающий механизм налогового стимулирования бизнес-структур к инвестиционной активности в инновационные проекты.

Особого внимания заслуживает создание благоприятных условий для подготовки квалифицированных кадров, способных создавать, осваивать и внедрять в производственную деятельность инновационные технологии. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. В.В. Путин наметил курс на увеличение числа «бюджетных мест по инженерным дисциплинам, по 1Т-специальностям, другим ключевым направлениям, которые определяют развитие экономики», а также на создание в 2017

Такая негативная тенденция может повлечь за собой весьма серьезные последствия для развития инновационной деятельности: возможен отток квалифицированных научных кадров за рубеж, понижение престижа научной деятельности среди

году на базе ведущих вузов центров компетенции, которые «призваны обеспечить интеллектуальную, кадровую поддержку проектам, связанным с формированием новых отраслей и рынков» [8]. В целом, данную стратегию развития кадрового потенциала следует оценить как позитивную, способствующую реализации задачнаучно-технического развития РФ, предполагающих необходимость «создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны» [6].

Вместе с тем, считаем, что задачу развития кадрового потенциала инновационной деятельности невозможно решить без расширения финансирования сферы науки и образования. Однако в России данная сфера невыступает в качестве приоритетной, что подтверждается наметившейся после 2013 года устойчивой тенденцией сокращения доли расходов федерального бюджета на гражданскую науку (рис. 2).

молодых ученых и др. Возможно, в 2017 году ситуация изменится в лучшую сторону, поскольку «на развитие научной инфраструктуры, открытие новых лабораторий только в 2017 году к уже заявленным ресурсам на науку будет выделено

Рис. 2. Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета. Составлен авторами по данным [13]

дополнительно 3,5 миллиарда рублей» [8]. Вместе с тем, считаем, что государство должно пересмотреть свою политику в области финансового обеспечения научной деятельности.

На развитие инновационной деятельности важное влияние оказывает состояние конкуренции и эффективность антимонопольной политики. Не случайно в Указе Президента РФ от 13.06.1996 № 884 «О доктрине развития российской науки» в качестве одного из основных положений проведения государственной научной политики названо «создание условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности» [7].

В соответствии с разъяснениями Президиума Федеральной антимонопольной службы РФ «инновационная деятельность, равно как и деятельность в высокотехнологичных сферах, является одним из экономически благоприятных инструментов развития рыночной экономики страны» [9]. В связи с этим устанавливая запрет в отношении наиболее опасных для конкуренции действий и соглашений, Федеральный закон «О защите конкуренции» [2] допускает действия и соглашения, направленные установление или поддержание цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности. Таким образом, антимонопольное законодательство при определенных обстоятельствах не признает противоправным установление или поддержание монопольно высокой цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности.

На наш взгляд, такой подход законодателя вполне оправдан и служит одним из инструментов стимулирования инновационной активности бизнес-структур.

Важным направлением государственной политики в области создания инновационно-ориентированной экономики является создание институциональной среды, благоприятствующей развитию инноваций, которая включает различные институты, структурирующие отношения в обществе и содержащие как формальные, так и неформальные правила поведения. Причем формальные правила представляют собой нормативно-правовое

регулирование общественных отношений, а неформальные - традиции, нормы морали и нравственности, культуру [14, с. 138].

Здесь следует обратить внимание на отсутствие надлежащего правового регулирования

особых организационных форм функционирования научных организаций. На практике действует целый ряд организаций, которые образуют инфраструктуру инновационной деятельности, такие, как информационные научные центры, технопарки, центры коллективного пользования и т.д. Например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» определяет правовой статус центра коллективного пользования научным оборудованием. Это «структурное подразделение (совокупность структурных подразделений), которое создано научной организацией и (или) образовательной организацией, располагает научным и (или) технологическим оборудованием, квалифицированным персоналом и обеспечивает в интересах третьих лиц выполнение работ и оказание услуг для проведения научных исследований, а также осуществления экспериментальных разработок» [3]. Вместе с тем, такие образования как информационные научные центры, не получили законодательного закрепления.

Кроме того, остаются пробелы правового регулирования деятельности особых

территориальных образований - инновационных кластеров.Так, анализ действующего

законодательства приводит к выводу об отсутствии единого нормативно-правового акта о кластерах. Вместе с тем категория «кластер» и соответствующие правоположения присутствуют в различных нормативных актах. Их можно обнаружить в федеральных законах и подзаконных актах, документах субъектов РФ и муниципальных образований [11, с. 132]. Причем различные нормативно-правовые акты реализуют различный подход к пониманию кластера. Например, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» «кластер -совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией» [4], а в ст. 3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» промышленный кластер определяется совершенно с иных позиций - как «совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и

размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации» [5].

Второй из обозначенных подходов, на наш взгляд, в большей степени отражает сущность кластера как особого объединения субъектов предпринимательства. Считаем необходимым создать единое нормативно-правовое регулирование кластерных структур и закрепить понятие «кластер» в качестве особой организационно-правовой формы некоммерческой организации, созданной на основе объединения различных бизнес-структур, входящих в кластер.

Важным аспектом в создании благоприятной институциональной среды для развития инновационной деятельности бизнес-структур является определение правового режима результатов интеллектуальной деятельности, позволяющего эффективно регистрировать и защищать интеллектуальные права авторов и

патентообладателей. Вместе с тем, несмотря на

проведенную реформу права интеллектуальной собственности путем внесения поправок в часть четвертую Гражданского кодекса РФ Федеральным законом от 12 марта 2014 г. № 35-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], действующая система защиты интеллектуальных прав требует дальнейшего совершенствования. В частности, считаем необходимым повышение эффективности

правоприменения законодательства в сфере защиты интеллектуальных прав.

В целом следует заключить, что в настоящее время условия осуществления инновационной деятельности в нашей стране не достаточно благоприятны. Но осознание важности инновационного развития на уровне государства является положительным сдвигом в процессе формирования инновационно-ориентированного типа хозяйства в России.

Библиографический список

ГФедеральный закон от 12.03.2014 № 35-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

2. Федеральный закон от 26.07.2006 г.№ 135-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» //Правовая справочно-информационная система «Гарант».

3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» II Правовая справочно-информационная система «Гарант».

4. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» II Правовая справочно-информационная система «Гарант».

5. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О промышленной политике в Российской Федерации» II Правовая справочно-информационная система «Гарант».

6.Указ Президента РФ от 01.12.2016г.№ 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» II Правовая справочно-информационная система «Гарант».

7. Указ Президента РФ от 13.06.1996 г. № 884 (ред. от 23.02.2006) «О доктрине развития российской науки»// Правовая справочно-информационная система «Гарант».

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 II Правовая справочно-информационная система «Гарант».

9. Разъяснение № 4 Президиума ФАС России «Соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности» (утверждено протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3) II Правовая справочно-информационная система «Гарант».

10. Белоусова, E.H. Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет [Текст] / E.H. Белоусова, А.О. Васильев, Т.П. Вятчинова, М.В. Королева, H.A. Митрофанова, О.С. Федорова, A.A. Чернухин II Налоги и финансовое право. -2016. -№ 11. - С. 9-138.

11. Поморцев, К.И. Краткий обзор законодательства Российской Федерации о кластерах [Текст] / КН. Поморцев // Бизнес, Менеджмент и Право. -2015. - № 1. - С. 132 - 135.

_Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 2 (22) 2017_

12. Попкова, Е.Г. Совершенствование механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций с учетом кластерного развития [Электронный ресурс] / Е.Г. Попкова, М.К. Романова. - Режим доступа: http://www.marka-volga.ru/klastery/236-sovershenstvovanie-

13. Федеральная служба государственной статистики: Официальная статистика / Наука и инновации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#

14. Epifanova, T., Romanenko, N., Mosienko, T., Skvortsova, T., Kupchinskiy, A. Modernization of Institutional Environment of Entrepreneurship in Russia for Development of Innovation Initiative in Small Business Structures/ T. Epifanova, N.Romanenko, T. Mosienko, T. Skvortsova, A. Kupchinskiy// European Research Studies Journal. 2015. T. 18. №3,-pp. 137-48.

References

1. Federal'nyjzakonot 12.03.2014 no 35-FZ «O vnesenii izmenenij v chasti pervuju, vtoruju I chetvertuju Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii I otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [About modification of parts the first, second and fourth Civil code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation]. System «Garant».

2. Federal'nyjzakonot 26.07.2006 g. no 135-FZ (red. ot 03.07.2016) «O zashhitekonkurencii» [On protection of competition]. System «Garant».

3. Federal'nyjzakonot 23.08.1996 N 127-FZ (red. ot 23.05.2016) «O naukeigosudarstvennojnauchno-tehnicheskojpolitike» [On protection of competition]. System «Garant».

4. Federal'nyjzakonot 22.07.2005 N 116-FZ (red. ot 03.07.2016) «Ob osobyhjekonomicheskihzonah v RossijskojFederacii»[The Federal law of 22.07.2005 № 116-FZ (as amended on 03.07.2016) «On special economic zones in the Russian Federation»]. System «Garant».

5. Federal'nyjzakonot 31.12.2014 № 488-FZ (red. ot 03.07.2016) «O promyshlennojpolitike v RossijskojFederacii» [On industrial policy in the Russian Federation].System «Garant».

6. UkazPrezidenta RF ot 01.12.2016 g. no 642 «O Strategiinauchno-tehnologicheskogorazvitijaRossijskojFederacii» [On the strategy of scientific and technological development of the Russian Federation]. System «Garant».

7. UkazPrezidenta RF ot 13.06.1996 g. no 884 (red. ot 23.02.2006) «O doktrinerazvitijarossijskojnauki»[The doctrine of development of Russian science]. System «Garant».

8. PoslaniePrezidenta RF Federal'nomuSobranijuot 01.12.2016. [The message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on 01.12.2016]. System «Garant».

9. Razjasnenie № 4 Prezidiuma FAS Rossii «Soglashenija v innovacionnyhivysokotehnologichnyhsferahdejatel'nosti» (utvergdenoprotokolomPrezidiuma FAS Rossiiot 17.02.2016 no 3) [Clarification No. 4 of the Presidium of the FAS of Russia «Agreements in high-tech and innovative spheres of activity» (approved by the Protocol of the Presidium of the FAS of Russia from 17.02.2016 No. 3)]. System «Garant».

10. Belousova E.N., Vasil'ev A.O., Vjatchinova T.I., Koroleva M.V., Mitrofanova I.A., Fedorova O.S., ChernuhinA.A. Slozhnyeoperaciiisdelki: buhgalterskij uchet [Complex operations and transactions: accounting].Nalogiifinansovoepravo. 2016. no 11. pp. 9-138.

11. Pomorcev, K.I. Kratkijobzorzakonodatel'stvaRossijskojFederacii o klasterah [A brief overview of the legislation of the Russian Federation on the cluster]. Biznes, MenedzhmentiPravo, 2015, no 1, pp. 132-135.

12. Popkova E.G., Romanova M.K. Sovershenstvovanie mehanizmov privlechenija inostrannyh investicij s uchetom klasternogo razvitija [Improvement of mechanisms to attract foreign investment to the cluster development].Mode of access: http://www.marka-volga.ru/klastery/236-sovershenstvovanie-

13. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki: Oficial'najastatistika / Nauka I innovacii [Federal state statistics service: Official statistics / Science and innovation].Mode of access: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/.

14. Epifanova T., Romanenko N., Mosienko T., Skvortsova T., Kupchinskiy A.Modernization of Institutional Environment of Entrepreneurship in Russia for Development of Innovation Initiative in Small Business Structures .European Research Studies Journal, 2015, T. 18, no. 3, pp. 137-148.

VECTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF RUSSIA

Tatyana A. Skvortsova,

associate Professor, Rostov State Economic University (RINH) Alexey A. Milov, associate Professor, Don State Technical University

Abstract. The article considers main directions of innovative development of the Russian economy. Currently, the need of transition from raw economy model to innovative economy is a priority enshrined in the policy documents of the President of the Russian Federation: Strategy of scientific and technological development of Russia, approved by decree of the President of the Russian Federation from 01.12.2016 No. 642 and the message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on 01.12.2016.

Analyzed the main directions of innovative development of the Russian Federation at the present stage: attracting investment for the implementation of innovative business projects, the state co-financing the development of new technologies, increased personnel capacity to implement innovation activities, increasing the efficiency of Antimonopoly regulation and mechanisms for the protection of competition, creation of favourable institutional environment for innovative development.

In the study the authors came to the conclusions: the need to create conditions for improving the investment climate, first and foremost, using the tools of tax regulation; the importance of human capacity building for innovation and the need to increase public expenditure on research and educational activities; about necessity of creation of favorable institutional environment for innovation, including through the establishment of a uniform regulatory framework for the functioning of clusters and improvement of normative-legal regulation and improving the effectiveness of law enforcement in the protection of intellectual property rights on results of intellectual activity.

In conclusion the General conclusion is that the conditions of innovation activities in Russia today is not sufficiently favorable, but as a positive shift should indicate awareness of the importance of innovative development on the state level.

Key words: innovation, innovation development, innovation-based economy, investment in innovation, institutional environment.

Сведения об авторах:

Скворцова Татьяна Александровна - кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69), e-mail: [email protected].

Милое Алексей Александрович - кандидат химических наук, доцент ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (ДГТУ) (344002, г. Ростов-на-Дону, Площадь Гагарина, 1), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 10.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.