УДК 332.1
Для цитирования: Зырянова И. И. Механизм повышения эффективности деятельности технопарков // Менеджмент социальных и экономических систем. 2011. № 4. С. 38-46.
For citations: Zyryanova I. I. Mechanisms of improving the efficiency activities technopark // Social and economic systems management. 2011, No. 4, Рр. 38-46. (In Russ., abstr. in Engl.)
МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕХНОПАРКОВ
И. И. Зырянова
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: [email protected].
Объектом исследования является повышение роста инноваций в региональную экономику, а предметом выступило развитие технопарков как субъекта носителя инноваций. Цель работы заключается в предложении мер по стимулированию инноваций посредством развития технопарков. Методы исследования заключаются в анализе, синтезе, сравнительной аналогии, дедукции и индукции. Методологическая база исследования составляет последовательное изложение от постановки проблем до разработки конкретных мер. В последние годы Правительством Российской Федерации был выбран курс на повышение инвестиционной привлекательности России и диверсификации экономики регионов, что должно достигаться за счет новых форм организации бизнеса, в частности, кластеров и технопарков.
Показаны причины, тормозящие инновационную деятельность в России и отрицательно влияющие на деятельность технопарков. Основные причины неэффективной деятельности технопарков являются: нестабильность действующего законодательства; политическая ситуации в стране; слабая проработанность вопросов государственного стимулирования развития технопарков, что включает отсутствие нормативно-правовой базы создания, стимулирования и развития технопарков; недостаточные механизмы финансового укрепления малых инновационных фирм, стимулирования их роста и выхода из технопарков. Нормативно-правовое регулирование повышения эффективности деятельности технопарка заключается в следующем: правовая конкретизация роли технопарков в научно-образовательном и инновационном комплексах Российской Федерации; разработка и принятие федерального закона, регулирующего деятельность технопарков; разработка нормативно-правового регулирования передачи имущественных комплексов, земельных участков технопаркам в ходе приватизации государственного имущества; разработка нормативно-правового регулирования к резидентам технопарка, а также требований в части их финансовых показателей, сроков нахождения на территории технопарка, профилю деятельности; нормативно-правовое регулирование результатов интеллектуальной деятельности и оценку результатов интеллектуальной деятельности.
Автором обоснованы организационные мероприятия повышения эффективности технопарка, среди которых: проведение конкурса на создание управляющей компании технопарка; проведение конкурса на получение статуса «резидента» в технопарк; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, для резидентов технопарка и соответственно снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями; кадровая поддержка; информационное; политика в сфере образования, проведение мероприятий по интеграции технопарков с учебными заведениями; преференции для резидентов технопарков при участии их в государственных закупках, конкурсах в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; содействие сотрудничеству с международными организациями и иностранными государствами, в том числе содействие в продвижении на рынки иностранных государств товаров, результатов интеллектуальной деятельности.
Ключевые слова: технопарки, инновации, региональная экономика, нормативно-правовое регулирование, финансовая поддержка, эффективность.
MECHANISMS OF IMPROVING THE EFFICIENCY ACTIVITIES TECHNOPARK
I. I. Zyryanova
Siberian Federal University 79, Svobodniy Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: [email protected].
The object of the study is to increase the growth of innovations in the regional economy, and the subject was the development of technology parks as a subject of the carrier of innovations. The aim of the work is to propose measures to stimulate innovation through the development of technology parks. Research methods consist of analysis, synthesis, comparative analogy, deduction and induction. The methodological basis of the research is a consistent statement from the formulation of problems to the development of concrete measures. In recent years, the Government of the Russian Federation has chosen a course to increase Russia's investment attractiveness and diversify the economy of the regions, which should be achieved through new forms of business organization, in particular, clusters and techno parks. The paper shows the reasons that inhibit innovation in Russia and adversely affect the operation of technology parks. The main reasons for the inefficient operation of techno parks are: instability of the current legislation; political situation in the country; weak elaboration of the issues of state stimulation of the development of technology parks, which includes the absence of a regulatory and legal framework for the creation, stimulation and development of technology parks; insufficient mechanisms of financial strengthening of small innovative firms, stimulation of their growth and exit from techno parks. The regulatory and legal regulation of increasing the efficiency of the techno park's activities is as follows: the legal concretization of the role of technology parks in the scientific, educational and innovation complexes of the Russian Federation; development and adoption of a federal law regulating the operation of techno parks; development of regulatory and legal regulation of the transfer of property complexes, land parcels to techno parks during the privatization of state property; development of regulatory and legal regulation for residents of the techno park, as well as requirements in terms of their financial indicators, the terms of staying on the territory of the techno park, the profile of activities; normative and legal regulation of the results of intellectual activity and evaluation of the results of intellectual activity. Organizational measures to increase the efficiency of the techno park include: holding a competition for the establishment of a management company of the techno park; holding a competition for obtaining the status of a «resident» in the techno park; reduction in the number of control and supervisory activities carried out in relation to small businesses for residents of the techno park and, accordingly, reduction of business costs associated with these activities; staffing support; information; policy in the sphere of education, carrying out activities to integrate techno parks with educational institutions; preferences for residents of techno parks with their participation in public procurement, tenders as suppliers in order to place orders for deliveries of goods.
Keywords: techno parks, innovations, regional economy, regulatory and legal regulation, financial support, efficiency.
Введение. В последние годы Правительством Российской Федерации был выбран курс на повышение инвестиционной привлекательности России и диверсификации экономики регионов. В качестве метода для достижения этой цели, помимо прочего, было выбрано создание кластеров и технопарков. Деятельность технопарков в соответствии с теорией экономического роста дает возможность появлению положительных эффектов в развитии инновационной инфраструктуры региона, что само по себе означает ускоренные темпы развития региона [11]. К основным характеристикам региона, на которые влияют технопарки, находящиеся на его территории, можно отнести:
1) развитие высокотехнологичного инновационного производства на территории Российской Федерации, и региона соответственно;
2) развитие сферы услуг, вследствие задействования новых технологий (предоставление нового
вида услуг, высокотехнологическое развитие региона);
3) повышение инвестиционной привлекательности регионов;
4) повышение регионального экспорта продукции в сфере высоких технологий;
5) создание новых рабочих мест в регионе, повышение уровня привлекательности региона.
На основании этих характеристик можно сделать вывод о том, что технопарки оказывают огромное влияние на экономику региона, что, в конечном счете, увеличивает темпы развития страны на национальном уровне [12].
Опыт России и зарубежных стран. Однако следует выделить ряд проблем, тормозящих развитие инновационной сферы в России. Во-первых, неэффективное использование бюджетного финансирования инноваций. Речь идет не только о злоупотреблениях в этой сфере, но и о низкой коорди-
нации и управляемости инновационного процесса в целом. В настоящее время регулирование нормативно-правовой деятельности технико-внедренческих зон возложено на Министерство экономического развития РФ, правовое обеспечение наукоградов - на Министерство образования и науки РФ, а технопарков - на Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Необходимо создать единый орган управления инновациями в стране, повысить скоординированность действий, создать эффективную систему контроля за расходованием бюджетных средств. Кроме того, стоит проблема постоянного недофинансирования ряда институтов развития, а также федеральных целевых программ (ФЦП). На раздел «Наука, инновации и передовые технологии» выделяется до 15 % общего объема финансирования ФЦП. При этом уровень исполнения государственной части федеральных целевых программ составляет не более 40 % [11].
Во-вторых, необходимо создать спрос российских предприятий на инновационную продукцию. Остается низкой восприимчивость бизнес-структур к технологическим инновациям. В 2016 г. их разработку и внедрение проводили 9,4 % общего количества предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8 %), Бельгии (53,6 %), Эстонии (52,8 %), Финляндии (52,5 %) и Швеции (49,6 %). Доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых промышленных технологий, составляет 11,8 % от общего количества. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполнение работ, услуг организаций промышленного производства России составляет 1,9 % (аналогичный показатель в Швеции составляет 5,4 %, в Финляндии -3,9 %, в Германии - 3,4 %) [4]. Необходимо предоставить налоговые льготы промышленным предприятиям, использующим инновационно-технологические разработки. При этом стоит предусмотреть ряд стимулов для постоянного обновления технологий [3]. Кроме того, нужно развивать рынок государственных закупок инновационной продукции. Действующий закон, регламентирующий систему госзакупок, не стимулирует производство инновационной продукции. Если при размещении госзакупок главным критерием выступает минимизация затрат (а инновационная продукция на первой стадии, как правило, дороже), конкурс выигрывают старые модели товаров, позволяющие на данный момент сократить затраты [2].
В-третьих, в отличие от стран с развитой экономикой в России недостаточно развита система государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов - доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет 0,8 % (в Германии - 8,8 %, в Бельгии -12,7 %) [5]. Необходимо расширить законодательную базу, предусмотрев создание партнерства на основе
не только концессионного соглашения, но и других договорных форм, например, контрактов жизненного цикла, частной финансовой инициативы и др.
В-четвертых, недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса. Например, в Израиле он обеспечивает в сфере высоких технологий более 11 % ВВП страны [4]. Необходимо разработать меры поддержки создания малых предприятий и стимулирования банков, повышающие заинтересованность последних в выдаче кредитов малому бизнесу [11].
Таким образом, мировой и российский опыт показывает, что развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры [6]. Можно сделать вывод о том, что современная инновационная деятельность не оказывает содействие развитию экономическим интересам между субъектами инновационной системы: малыми и средними инновационными предприятиями, и учебными заведениями, крупным бизнесом, что препятствует переходу знаний из стадии исследований и разработок в стадию практического применения, капитализации знаний в российской экономике. Без повышения эффективности работы технопарков сложно обеспечить передачу результатов исследований и разработок в российскую экономику [9].
Повышение эффективности деятельности технопарков в России. Устранить возникшие проблемы исключительно на базе рыночных механизмов не представляется возможным. Дополнительно необходима активная поддержка государства, направленная на устойчивое функционирование и развитие технопарков. Рыночные механизмы должны сопровождаться современной нормативно-правовой системой управления переходом на инновационный метод развития. И только их единое действие способно решить задачу по повышению эффективности деятельности технопарков [15]. Таким образом, все механизмы повышения эффективности деятельности технопарков представлены на рис. 1.
К административно-правовым мерам предлагается отнести все меры государственной поддержки (стимулирования) проекта технопарка, оказываемые управляющей компании или резидентам технологического парка. Государственное финансирование технопарка оказываются за счет средств бюджетов соответствующего уровня, представленного на рис. 2.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2007 № 904 «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий» средства федерального бюджета вправе предоставлять субсидии местным бюджетам на создание технопарков.
Рис. 1. Механизм повышения эффективности деятельности технопарков
За счет средств федерального бюджета
За счет средств бюджетов субъектов РФ
За счет средств ме стных бюджетов
Ж
- предоставление суоспдгаг.
- бюджетных инвестиций;
-государственных п муниципальных гарантий по обязательствам технопарков пли резидентами технопарков;
-субсидирование процентной ставки по кредиту (договор о предоставлении субсп заключается между управляющей компанией и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на весь срок реализации инвестиционного проекта, но не более, чем до 2020 года);
- субсидирование стоимости технологического присоединения к инженерным сетям.
-возмещение части затрат на строительство инфраструктуры технопарка, -предоставление целевого финансировашы.
Рис. 2. Государственное финансирование технопарка
_■
Налоговые льготы / -
- специальных налоговых режимов; -налоговых вычетов;
- льготных налоговых ставок;
- ускоренной амортизации основных средстве отнесением сумм начисленной амортизации на расходы, связанные с производством и реализацией,
- освобождения от обязанности уплаты отдельных налогов и сборов на определенный период (налоговые каникулы) или постоянно.
I_
Прочие льготы
1 -
- освобождение от таможенных тарифов на ввозимое оборудование;
- льготы, предоставляемые организациями с государственным участием в капитале (например установление пониженных тарифов за коммунальные услуги, в том числе за электрическую энергию, за воду водоотведение и за услуги по приему и транспортированию
(перекачке) стоков для резидентов технопарка).
Рис. 3. Льготы, предоставленные технопаркам
Субсидии предоставляются в соответствии нормам софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации или региональных бюджетов на создание и развитие объектов технопарков. В соответствии с региональными законами можно применять пониженные ставки по налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджет региона для организаций - резидентов технологических парков в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории технологических парков.
Пониженная ставка налога на прибыль организаций может приниматься в течение определенного срока, как правило, около 10 лет со дня присвоения организации статуса резидента технологического парка. Условием применения пониженной ставки налога на прибыль организаций может являться ведение организациями-резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных от деятельности, осуществляемой на территории технологического парка, и доходов (расходов), полученных при осуществлении деятельности за пределами технологического парка [7].
Льготы по налогам могут устанавливаться в отношении одного или нескольких налогов. Так, кроме налога на прибыль организаций льготы устанавливаются также по налогу на имущество организаций, по земельному налогу. Например, возможно освобождение от уплаты налога управляющих организаций технопарков в отношении имущественных комплексов технопарков на определенный срок. В случае земельного налога возможно снижение ставки для управляющих организаций технопарков, исчисленной в отношении земельных
участков, занятых технопарков, в течение определенного количества лет.
К одной из причин недостаточной эффективности работы технопарков следует отнести неоднозначное толкование нормативно-законодательной базы, которая не позволяет эффективно оказывать государственную поддержку развитию технопарков. Нормативно-правовое регулирование - это обозначение порядка правил и процедур социального функционирования в сфере осуществления государственной власти и управления посредством обеспечения реализации функций права уполномоченными субъектами властно-управленческих отношений и легитимированных доверием и признанием общества [13].
Основные причины неэффективной деятельности технопарков являются: нестабильность действующего законодательства; политическая ситуация в стране; слабая проработанность вопросов государственного стимулирования развития технопарков, что включает отсутствие нормативно-правовой базы создания, стимулирования и развития технопарков; неэффективные механизмы финансового укрепления малых инновационных фирм, стимулирования их роста и выхода из технопарков.
Чтобы обеспечить системность мер государственной поддержки для развития инновационной деятельности, необходимо сформировать концепцию использования финансовых мер в целях стимулирования инновационной деятельности (предоставления налоговых льгот, налоговых кредитов, гарантий, бюджетных кредитов, отсрочек по уплате налогов и арендных платежей; использования земли, объектов инфраструктуры и иной государст-
венной собственности или муниципальной собственности; создания залоговых, страховых, венчурных фондов), таким образом, нужно разработать определенный порядок нормативно-правовых мер по повышению эффективности деятельности работы технопарка [16].
Нормативно-правовое регулирование повышения эффективности деятельности технопарка заключается в следующем:
- правовая конкретизация роли технопарков в научно-образовательном и инновационном комплексах Российской Федерации. С уточнением порядка создания в них научно-образовательных структур, утверждения программ их развития и реализации мер государственной поддержки.
- разработка и принятие федерального закона, регулирующего деятельность технопарков.
В законе, должны быть отражены типология форм технопарков с их интегральной характеристикой, критерии работы данных структур, специфика бюджетного финансирования научных исследований, принципы регулирования научной деятельности технопарков;
- разработка нормативно-правового регулирования передачи имущественных комплексов, земельных участков технопаркам в ходе приватизации государственного имущества;
- разработка нормативно-правового регулирования к резидентам технопарка, а также требований в части их финансовых показателей, сроков нахождения на территории технопарка, профилю деятельности;
- нормативно-правовое регулирование результатов интеллектуальной деятельности и оценку результатов интеллектуальной деятельности.
Поддержка со стороны государственных и муниципальных структур возможна также путем применения неэкономических мер. В первую очередь это упрощение административных процедур при реализации инновационных проектов, обеспечение технопарков и/ или резидентов технопарков экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для их функционирования и развития, а также путем проведения консультаций.
К организационным мероприятиям повышения эффективности деятельности технопарка относится:
- проведение конкурса на создание управляющей компании технопарка;
- проведение конкурса на получение статуса «резидента» в технопарк;
- сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, для резидентов технопарка и соответственно снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями;
- кадровая поддержка (предоставление научным работникам, специалистам социальных пакетов
с перечнем льгот). Реализация и разработка целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, а также разработка учебно-методологического и научно-методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- информационное обеспечение (создание системы учета результатов деятельности технопарков и соответствующей системы пропаганды их научных достижений);
- политика в сфере образования, проведение мероприятий по интеграции технопарков с учебными заведениями;
- преференции для резидентов технопарков при участии их в государственных закупках, конкурсах в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- содействие сотрудничеству с международными организациями и иностранными государствами, в том числе содействие в продвижении на рынки иностранных государств товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности.
На рис. 4 представлены рыночные меры повышения эффективности деятельности технопарка.
Рыночные и административно правовые меры повышения эффективности работы технопарков относятся к внешним мерам воздействия, однако существуют и внутренние, реализующиеся непосредственно управляющей компанией технопарка.
Внутренние меры, принимаемые управляющей компанией, включают в себя:
- предоставление дополнительных услуг необходимых резидентам технопарка (определенных на основании постоянного исследования потребностей резидентов);
- заключение срочных арендных договоров, в которых бы указывались сроки нахождения резидента на территории технопарка, а также показатели эффективности, которые должны быть достигнуты резидентом в каждом году предоставления помещений управляющей компанией;
- предоставление льгот по арендной плате резидентам - малых инновационных фирм на территории технопарка в случае участия их в одной технологической цепочке с якорными арендаторами;
- способствование публикации научных статей о производимых научно- исследовательских разработках на территории технопарка в целях информирования потенциальных потребителей инновационной продукции о ее наличии;
- проведение семинаров, обеспечение участия резидентов технопарка в подобных семинарах, выставках, форумах для продвижения продукции технопарка.
Рис. 4. Рыночные меры повышения эффективности деятельности технопарка
Важное внимание следует уделить кадровому обеспечению функционирующих технопарков, так как для их эффективной деятельности потребуется высоко квалифицированные человеческие ресурсы [14].
Заключение. Таким образом, по данным исследования на основе отечественного и зарубежного опыта проанализированы и систематизированы методы повышения эффективности работы технопарков. Предлагается их систематизация на следующие виды:
- административно-правовые: финансовые (государственное финансирование, в том числе субсидирование, предоставление налоговых льгот, и прочее), правовые (конкретизация роли технопарков, порядка их создания, развития и реализации мер государственной поддержки, регулирование деятельности, разработка процедур передачи в собственность технопаркам имущественных комплексов, земельных участков, разработка требований к резидентам технопарка, правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности), организационные (проведение конкурсов на создание управляющей компании технопарка, на получение статуса «резидента» в технопарке, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, их оптимизация, кадровая поддержка, информационное обеспечение, проведение политики в сфере образования, проведение мероприятий по интеграции технопарков с учебными заведениями, преференции для резидентов технопарков при участии в государственных закупках, конкурсах в качестве поставщиков, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, международное сотрудничество).
- рыночные (финансирование иными участниками экономической системы за исключением государства, популяризация продукции технопарка через средства массовой информации, проведение форумов, выставок, семинаров, стажировка и повышение квалификации работников в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру, консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов).
Вместе данная совокупность методов отнесена к группе внешних мер, направленных на повышение эффективности деятельности технопарка, применяемых государством или иным субъектом экономики - внешним по отношению к системе технопарка. Так же выделены внутренние меры, направленные на повышение эффективности деятельности технопарка, применяемые управляющей компанией технопарка: предоставление дополнительных услуг необходимых резидентам технопарка, заключение срочных арендных договоров, предоставление льгот по арендной плате, способствование публикации научных статей, проведение семинаров, обеспечение участия резидентов в выставках и в форумах для продвижения продукции технопарка.
Библиографические ссылки
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: https://zakonbase.ru/content/base/272788. (дата обращения: 09.07.2017).
2. Добрецов Г. Б. Существенные условия контракта, заключаемого в порядке размещения государственного и муниципального заказа // Хозяйство и право. 2014. № 6. С. 78.
3. Ерещенко М. А., Холопов А. А., Сочнева Е. Н. Сравнительный анализ поддержки малого и среднего бизнеса в России и экономически-развитых странах Европейского союза // Постулат. 2017. № 5-1 (19). С. 43.
4. Инновации по-израильски [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2470979. (дата обращения: 09.07.2017).
5. Кузнецова Е. И. Инновационная безопасность и приоритеты реализации инновационной политики в России. Национальные интересы: приоритеты и безопасность [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innova-tsionnaya-bezopasnost-i-prioritety-realizatsii-innovatsi-onnoy-politiki-v-rossii (дата обращения: 09.07.2017).
6. Лобков К. Ю., Цветцых А. В., Шапорова З. Е. Предпосылки и значение развития интегрированных структур АПК в современных экономических условиях // Соц.-экон. и гуманит. журн. Краснояр. ГАУ. 2017. № 1 (5). С. 81-88.
7. Мулява С. В., Сочнева Е. Н. Оптимизация налогового стимулирования инвестиционной деятельности // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 4 (40). С. 184-188.
8. Национальный доклад об инновациях в России [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/10/RVK_innovati-on_2016.pdf (дата обращения: 09.07.2017).
9. Сочнева Е. Н., Воронин Е. А., Зябликов Д. В. Социально-экономическая политика Красноярского края как региона инновационного развития. Сибирский журнал науки и технологий. 2017. Т. 18. № 3. С. 680-689.
10. Сочнева Е. Н. Человеческий капитал: проблемы измерения и роста в российской экономике. Красноярск, 2016. 188 с.
11. Сочнева Е. Н. Показатели макроэкономической динамики: проблемы их измерения // Человек и труд. 2010. № 11. С. 21-26.
12. Сочнева Е. Н., Белякова Г. Я. Классификационные признаки регионов сырьевой направленности. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-1 (32). С. 152-156.
13. Сочнева Е. Н., Шадаева В. Т. Финансово-экономический анализ как инструмент проведения судебной экспертизы при расследовании случаев преднамеренного банкротства юридических лиц // Соц.-экон. и гуманит. журн. Краснояр. ГАУ. 2018. № 1 (7). С. 150-160.
14. Сочнева Е. Н. Повышение эффективности политики борьбы с безработицей в Красноярском крае / Восточный вектор: социально-экономичес-кое развитие Красноярского края ; Сиб. федер. ун-т. 2015. С.106-109.
15. Цветцых А. В., Лобков К. Ю., Полухин И. В., Арсентьев В. В. Инфраструктура коммерциализации инноваций предприятий ракетно-космичес-кой промышленности на зарубежных рынках: элементы
и инструменты подбора // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 1. С. 32-38.
16. Malakhova A. A. Innovation policy of the Krasnoyarsk region as the source of its sustained growth / Восточный вектор: социально-экономическое развитие Красноярского края ; Сиб. федер. ун-т. 2015. С. 171-176.
References
1. The state program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020 [Electronic resource]. Available at: https://zakonbase.ru/ content/base/272788. (accessed: 09.07.2017).
2. Dobretsov G. B. Essential conditions of the contract, concluded in order of placing the state and municipal order // Economy and law. 2014, No. 6, P. 78.
3. Ereeshchenko M. A., Kholopov A. A., Sochneva E. N. Comparative analysis of support for small and medium-sized businesses in Russia and the economically-developed countries of the European Union // Postulate. 2017, No. 5-1 (19), P. 43.
4. Innovations in Israeli [Electronic resource]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2470979 (accessed: 09.07.2017).
5. Kuznetsova E. I. Innovative security and priorities for the implementation of innovation policy in Russia. National interests: priorities and security [Electronic resource]. 2015. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-bezo-pasnost-i-prioritety-realizatsii-innovatsionnoy-politiki-v-rossii. (accessed: 09.07.2017).
6. Lobkov K. Yu., Tsvettsykh A. V., Shaporova Z. E. Prerequisites and significance of the development of integrated structures of the agroindustrial complex in the current economic conditions // Socio-Economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University of Management. 2017, No. 1 (5), Pp. 81-88.
7. Mulyava S. V., Sochneva E. N. Optimization of tax incentives for investment activity // Modern technologies. System analysis. Modeling. 2013, No. 4 (40), Pp.184-188.
8. National report on innovations in Russia [Electronic resource]. 2016. Available at: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/10/RVK_innovation _2016.pdf (accessed: 09.07.2017).
9. Sochneva E. N., Voronin E. A., Zyablikov D. V. Socio-economic policy of the Krasnoyarsk Territory as a region of innovative development // Siberian Journal of Science and Technology. 2017, Vol. 18, No. 3, Рр.680-689.
10. Sochneva E. N. Human Capital: Problems of Measurement and Growth in the Russian Economy. Krasnoyarsk, 2016, 188 p.
11. Sochneva E. N. Indicators of macroeconomic dynamics: problems of their measurement // Man and work. 2010, № 11, Pр. 21-26.
12. Sochneva E. N., Belyakova G. Ya. Classification signs of regions of raw materials // Competitiveness in the global world: economy, science, technology. 2017, No. 3-1 (32), Pp. 152-156.
13. Sochneva E. N., Shadaeva V. T. Financial and economic analysis as a tool for conducting forensic examination in the investigation of cases of deliberate bankruptcy of legal entities // The socio-economic and humanitarian journal of the Krasnoyarsk State Automobile and Aviation Administration. 2018, No. 1 (7), Pp.150-160.
14. Sochneva E. N. Increase of the effectiveness of the policy of combating unemployment in the Krasnoyarsk Territory // Eastern vector: social and
economic development of the Krasnoyarsk Territory ; Siberian Federal University. 2015, Pp. 106-109.
15. Tsvettsikh A. V., Lobkov K. Yu., Polukhin I. V., Arsentyev V. V. Infrastructure of Commercialization of Innovations of Rocket and Space Industry Enterprises in Foreign Markets: Elements and Selection Tools // Management of Social and Economic Systems. 2017, No. 1, Pp. 32-38.
16. Malakhova A. A. Innovation policy of the Krasnoyarsk region as the source of its sustained growth / Vostochnyy vektor: sotsial'no-ekonomiches-koye razvitiye Krasnoyarskogo kraya ; Sibirskiy federal'nyy universitet. 2015. Pp. 171-176.
© 3bipaHOBa H. H., 2017