Научная статья на тему 'Совершенствование институциональной составляющей государственной инновационной политики России'

Совершенствование институциональной составляющей государственной инновационной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
840
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / INNOVATIVE ECONOMY / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / STATE MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Склярова Екатерина Евгеньевна

В статье рассмотрены основные проблемы в развитии элементов институциональной среды, препятствующие формированию и развитию инновационной экономики в России на современном этапе. Сформулированы ключевые направления совершенствования государственной инновационной политики России на современном этапе: развитие институциональной среды инновационной экономики; совершенствование системы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) и его инновационной активности; реформирование государственного административного аппарата, отвечающего за реализацию государственной инновационной политики. Весь комплекс мер по реализации первого направления сгруппирован в соответствии с элементами (институтами) институциональной среды инновационной экономики. Комплекс мер по реализации второго направления сгруппирован по подсистемам, отвечающих за тот или иной этап развития МСП, так как институт поддержки и развития МСП является наиболее проблемным из всех формирующихся в России инновационных институтов. Более подробно в статье рассмотрено третье направление, так как успех реализации мероприятий по первым двум направлениям будет завесить от работы административного аппарата, отвечающего за реализацию государственной инновационной политики. Реформирование государственного административного аппарата, отвечающего за реализацию государственной инновационной политики, предлагается провести посредством создания Министерства инновационного развития и предпринимательства (МИРП), включающего два основных подразделения: департамент формирования инновационной экономики (ДФИЭ) и департамент развития малого и среднего предпринимательства (ДРМСП), представляющих собой единую систему департаментов и комитетов по всем уровням (федеральном, региональном и муниципальном). Предложенные мероприятия позволят разрешить выявленные ранее проблемы в развитии инновационной экономики и достичь синергетического эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Склярова Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE INSTITUTIONAL COMPONENT OF THE STATE INNOVATIVE POLICY OF RUSSIA

In article the author formulated the main problems in development of elements of the institutional environment, interfering formation and development of innovative economy in Russia at the present stage, and she also formulate key directions of improvement of the state innovative policy of Russia at the present stage: development of the institutional environment of innovative economy; improvement of system of development and support of SAB and its innovative activity; reforming of the state administrative facilities which is responsible for realization of the state innovative policy. All package of measures the author grouped in realization of the first direction according to elements (institutes) of the institutional environment of innovative economy. The package of measures on realization of the second direction the author grouped in the subsystems, responsible for this or that stage of development of SAB so as the institute of support and development of SEB is the most problem of all innovative institutes which were formed in Russia. In more detail in article the third direction since the success of realization of actions for the first two directions will be to veil from work of the administrative facilities which is responsible for realization of the state innovative policy is considered. The author offered to carry out reforming of the state administrative facilities which is responsible for realization of the state innovative policy, by means of creation of the Ministry of innovative development and business (MIDB) including two main divisions: the department of formation of innovative economy (DFIE) and development department of the small and average business (DDSAB), departments representing uniform system and committees at all levels (federal, regional and municipal). The offered actions will allow to resolve the problems revealed earlier in development of innovative economy and to reach synergetic effect.

Текст научной работы на тему «Совершенствование институциональной составляющей государственной инновационной политики России»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА СКЛЯРОВА Воронежский государственный промышленно -экономический колледж, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены основные проблемы в развитии элементов институциональной среды, препятствующие формированию и развитию инновационной экономики в России на современном этапе. Сформулированы ключевые направления совершенствования государственной инновационной политики России на современном этапе: развитие институциональной среды инновационной экономики; совершенствование системы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) и его инновационной активности; реформирование государственного административного аппарата, отвечающего за реализацию государственной инновационной политики. Весь комплекс мер по реализации первого направления сгруппирован в соответствии с элементами (институтами) институциональной среды инновационной экономики. Комплекс мер по реализации второго направления сгруппирован по подсистемам, отвечающих за тот или иной этап развития МСП, так как институт поддержки и развития МСП является наиболее проблемным из всех формирующихся в России инновационных институтов. Более подробно в статье рассмотрено третье направление, так как успех реализации мероприятий по первым двум направлениям будет завесить от работы административного аппарата, отвечающего за реализацию государственной инновационной политики. Реформирование государственного административного аппарата, отвечающего за реализацию государственной инновационной политики, предлагается провести посредством создания Министерства инновационного развития и предпринимательства (МИРП), включающего два основных подразделения: департамент формирования инновационной экономики (ДФИЭ) и департамент развития малого и среднего предпринимательства (ДРМСП), представляющих собой единую систему департаментов и комитетов по всем уровням (федеральном, региональном и муниципальном). Предложенные мероприятия позволят разрешить выявленные ранее проблемы в развитии инновационной экономики и достичь синергетического эффекта.

Ключевые слова инновационная экономика, институциональная среда, государственный механизм.

Наша страна обладает достаточным инновационным потенциалом, необходимым для развития инновационных технологий, но для успешного перехода на постиндустриальную ступень развития и формирования инновационной экономики следует средствами государственного регулирования создать и развить комплекс соответствующих институтов. Поэтому формирование комплексной институциональной среды инновационной экономики является первостепенной задачей, решение которой позволит ускорить переход российской экономики на инновационный путь развития. Именно модернизация институциональной среды должна стать, по мнению В. Черковца, составной частью формирования и развития российской экономической системы и быть направлена на решение таких проблем, как: восстановление индустриальной базы, преодоление сырьевого дисбаланса в отраслевой структуре народного хозяйства, перевода эконо-

мики на инновационный путь технико-технологического совершенствования [5].

Государство выступает регулятором и координатором функционирования институциональной среды инновационной экономики посредством формирования баланса интересов домохо-зяйств и фирм, соблюдая при этом принцип соотношения социальной справедливости и экономической эффективности, формирует и реализует социально-экономическую политику, основной задачей которой является создание условий и побуждение фирм к долгосрочным инвестициям в инновации и формирование социальной ответственности бизнеса. Поэтому на современном этапе развития российской экономики актуализируется вопрос создания на государственном уровне механизма, способствующего формированию благоприятных условий для развития инновационной экономики. Государственный механизм формирования инновационной экономи-

YE. YE. SKLYAROVA

ки следует рассматривать как совокупность государственных систем, отвечающих за реализацию основных направлений государственной деятельности в области политики инновационного развития страны.

Однако формирование государственного механизма является первым шагом совершенствования инновационной политики. Следующим шагом является разработка мер по непосредственному устранению проблем [4], сдерживающих формирование институциональной среды инновационной экономики. Ключевыми направлениями совершенствования государственной инновационной политики России на современном этапе, на наш взгляд, являются:

1) развитие институциональной среды инновационной экономики;

2) совершенствование системы развития и поддержки МСП и его инновационной актив -ности;

3) реформирование государственного административного аппарата, отвечающего за реализацию государственной инновационной политики.

Весь комплекс мер по реализации первого направления следует сгруппировать в соответствии с выделенными элементами (институтами) институциональной среды инновационной экономики (табл. 1).

Таблица 1

Комплекс мер по совершенствованию институциональной среды инновационной экономики

Выявленные проблемы | Возможные пути решения

1. Институт научных исследований

Низкий удельный вес прикладных исследова- - реформирование института налогообложения в целях стимули-

ний; низкий уровень сотрудничества науки и бизнеса; увеличение среднего возраста ученых; недоста- рования прикладных и корпоративных исследований, кооперация науки и бизнеса

точное финансирование как со стороны государства; так и со стороны предпринимательского сектора; низкая доля корпоративных исследований - поднять престижность научной сферы среди молодых специалистов - сформировать систему активного взаимодействия и научного

консалтинга для МСП со стороны научных организаций

2. Институты поддержки инновационных идей и трансфера инноваций

Неравномерность распределение объектов ин- - необходимо создать сеть объектов инновационной инфраструкту-

новационной инфраструктуры по регионам РФ; неоднородность инновационного развития России в ре- ры во всех федеральных округах с учетом уровня развития и специализации каждого региона

гиональном аспекте и существенные различия в - стимулировать развитие МСП, направленное на осуществление

уровне инновационной активности субъектов РФ нетехнологических инноваций, что является менее затратным и позволит активизировать сектор МСП в целом

3. Институт венчурного финансирования

Низкая финансовая активность предпринимательского сектора в области инноваций и, как следствие, преобладание государственного финансирования посредством реформирования института налогообложения создать условия для активизации предпринимательского сектора в финансировании инновационного процесса

4. Институт рынка сбыта инновационной продукции

Неразвитость системы сбыта в целом по стране - развивать сбытовую инфраструктуру, создавая ее объекты равно-

(низкий уровень объектов сбытовой инфраструктуры), а также существенне превышение спроса над предложением, дифференциация объемов предложе- мерно по всем федеральным округам параллельно с развитием институтов поддержки инновационных идей, сформировать сеть между объектами этих институтов

ния по субъектам РФ; недоступность новых технологий для МСП - создать Биржи инновационных технологий - компенсационные выплаты МСП на приобретение инновацион-

ных производственных технологий или предоставление беспроцентных кредитов

5. Институт кадрового обеспечения

Слабая интеграция с наукой, тогда как в разви- - продолжить формирование системы непрерывного образова-

тых постиндустриальных странах именно приклад- ния, создавая единый образовательный комплекс «школа - ССУЗ - ВУЗ

ные исследования, проводимые в университетах, становятся потом объектами рынка интеллектуального капитала. Неразвитое сотрудничество институтов образования с предприятиями, что приводит к диспропорциям в подготовке определенных групп специалистов - повышение квалификации» - поднять престиж специальностей, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала и научно-технического потенциала - реформировать институт производственной практики и стажировки молодых специалистов - развитие системы консалтинга и лизинга научных кадров для

МСП при научных организациях

- налоговые компенсации затрат по решению кадровых вопро-

сов для МСП

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Выявленные проблемы | Возможные пути решения

6. Нормативно-правовой институт

Большинство правовых норм, регулирующих - необходимо создать электронную систему инновационного

процесс инновационного производства, закреплены в различных нормативно-правовых актах, что усложняет процесс осуществления инновационной деятельности законодательства, которая должна включить правовую базу не только по механизму регулирования инновационной деятельности, но и законодательство по функциональным сферам (финансирование, кадровое обеспечение и т. д.). Система должна включать в себя весь комплекс нормативно-правовых актов, прямо или косвенно влияющих на развитие инновационных процессов в России: интерактивная система правовой поддержки

7. Институт информационного и программного обеспечения

Недостаточный статистический мониторинг (по - на уровне государственной службы статистики создать подразде-

широте охвата) и несвоевременность обработки данных, характеризующие состояние инновационной ления мониторинга отечественного и зарубежного инновационного развития, обеспечить их оперативную связь с соответствующими объ-

экономики в России. Отсутствие последовательной системы мониторинга зарубежного опыта развития, ектами инновационной инфраструктуры; - внедрить систему электронных отчетов и обработки информации,

что существенно затрудняет поиск необходимой информации для сравнительного анализа что позволит сократить сроки сбора и обработки данных, повысит оперативность принимаемых решений в инновационной сфере

8. Институт мотивации инновационной деятельности

Отсутствие четких приоритетов: «равенство» отраслей народного хозяйства без учета перспективных наукоемких направлений. Большинство льгот предоставляется организациям, только если они являются резидентами особых экономических зон (ОЭЗ), т. е. практически эти льготы носят точечный локальный характер разработать налоговую политику, основанную на дифференцированном подходе налогового стимулирования инновационной деятельности: разнообразные налоговые режимы и льготы с учетом нюансов инновационной деятельности в той или иной сфере

Комплекс мер по реализации второго направления необходимо сгруппировать по подсистемам, отвечающих за тот или иной этап развития МСП (табл. 2), так как институт поддержки и развития МСП является наиболее проблемным из всех формирующихся в России инновационных институтов (итогами его функционирования является отрицательная динамика в численности МСП в целом, так и снижение их инновационной активности).

Более подробно следует рассмотреть третье направление, так как успех реализации мероприятий по первым двум направлениям будет завесить от работы административного аппарата, отвечающего за реализацию государственной инновационной политики. По нашему мнению, этому будет способствовать преобразование административного аппарата в соответствии с выделенными элементами государственного механизма формирования инновационной экономики.

Подсистема, отвечающая за реализацию мер Мероприятия по совершенствованию

1. Подсистема развития предпринимательской культуры и инициативы формирование предпринимательской культуры при подготовке бедующих специалистов в системе «школа - ССУЗ - ВУЗ - повышение квалификации»; обучение и повышение квалификации сотрудников исполнительных органов власти, занятых решением вопросов МСП; развитие предпринимательской инициативы при помощи создания «школ молодого предпринимателя», функционирующих на базе учебных заведений или при бизнес-инкубаторах

2. Подсистема развития МСП в целом и в производственной сфере диверсификация МСП: организовать работу по изменению отраслевой структуры МСП; разработать меры по стимулированию деятельности МСП в производственной сфере; определить направления деятельности в производственной сфере, где могут функционировать преимущественно малые и средние предприятия; разработать систему финансовых и налоговых мероприятий для поддержки таких предприятий; особое внимание уделить инновационной направленности деятельности МСП в производственной сфере и использование кластерного подхода

3. Подсистема совершенствования и развития системы поддержки МСП: совершенствование законодательной базы; совершенствование налоговой системы в области МСП; оценка эффективности системы финансовой поддержки МСП; развитие венчурного инвестирования в области МСП; организация эффективного взаимодействия всех элементов инфраструктуры обеспечения МСП; стимулирование крупных предприятий к сотрудничеству с МСП, особенно в инновационной сфере

4. Подсистема стимулирования инновационной активности МСП решение комплекса проблем в области налогового и финансового обеспечения инновационной деятельности МСП

Таблица 2

Комплекс мер по совершенствованию системы развития и поддержки МСП и его инновационной активности

УБ. УБ. SKLYAROVA

Подсистема, отвечающая за реализацию мер Мероприятия по совершенствованию

5. Подсистема оценки результатов по развитию сектора МСП и его инновационной активности разработка методики, позволяющей оценить ресурсный потенциал, оценить вклад каждого ресурса, в том числе и МСП, в инновационное развитие, определить неэффективные элементы системы и разработать меры по совершенствованию институциональной среды с учетом изменчивости внешних условий; проведение постоянного мониторинга развития МСП; отслеживание актуальных проблем и выработка соответствующих мероприятий

В настоящий момент, как уже было отмечено ранее, за реализацию основных положений инновационной политики в России отвечает большое количество министерств и учреждений, комитетов и комиссий. Так, например, вопросами разработки стратегических программ в этой области занимается Министерство экономического развития, в структуре которого присутствует Департамент инновационного развития, отвечающий за реализации государственных программ по формированию инновационной экономики и инновационному развитию в целом. В 2013 г. был сформирован Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, призванный осуществлять законопроектную деятельность, направленную на обеспечение устойчивого экономического роста России, поддержку малого и среднего предпринимательства и перехода экономики страны на инновационный путь развития. Другим государственным органом по реализации инновационной политики является Совет по модернизации и инновационному развитию России при Президенте РФ, который занимается курированием государственных программ пяти основных направлений: энергоэффективность и ресурсосбережение, ядерные технологии, компьютерные технологии и программы, космические технологии и телекоммуникации, а также медицинская техника и фармацевтика. При этом весьма затруднительным является выявить и проанализировать систему связей и взаимодействий между ними, а тем более систему контроля и оценки действий указанных ведомств в области реализации инновационной политики государства.

Аналогичная ситуация наблюдается и в административном аппарате, отвечающим за решение вопросов развития и поддержки МСП. На сегодняшний день система государственной поддержки развития МСП включает в себя: правительственную комиссию по поддержке и развитию МСП, включающая руководителей Правительства РФ, ключевых министров, представителей основных общероссийских общественных объединений предпринимателей; координационные (совещательные) органы по развитию МСП в каждом министерстве, состоящие на 2/3 из пред-

ставителей субъектов малого и среднего предпринимательства; федеральную финансовую программу поддержки малого и среднего предпринимательства и Карту проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; ведомственные (отраслевые) программы развития малого и среднего предпринимательства [2]; региональные структуры, отвечающие за разработку и реализацию региональных программ по развитию и поддержке МСП. В данной системе на федеральном уровне следует выделить три органа, которые занимаются решением вопросов МСП: Департамент развития МСП и конкуренции при Министерстве экономического развития РФ, Совет по конкурентоспособности и предпринимательству и Правительственная комиссия по конкуренции и развитию МСП. Кроме того, сейчас активно формируется институт уполномоченного по защите прав и интересов предпринимателей. Также функционируют различные общественные организации предпринимателей, среди которых наиболее известной является Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Схематично существующую систему можно представить следующим образом (рис. 1). Одним из недостатков существующей системы развития и поддержки МСП является то, что оценку эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства осуществляют Минэкономразвития РФ (на федеральном уровне) и администрации субъектов РФ и муниципальных образований (на региональном и муниципальном уровнях), т. е. качество работы оценивают сами разработчики или исполнители программ. Отсутствует единая взаимосвязанная система развития и поддержки МСП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях: в каждом регионе создаются свои департаменты и комитеты без общего координационного центра на федеральном уровне, что снижает уровень эффективности реализации программ и усложняет проведение мониторинга и контроля деятельности подобных структур. Кроме того, развитие малого предпринимательства происходит обособленно от перехода на инновационный путь. Так, вопросы выбора направлений инновационного развития решаются в рамках деятельности Совета

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

по модернизации и инновационному развитию при Президенте РФ, однако среди выбранных приоритетных направлений модернизации экономики отсутствует необходимость развития малого и среднего предпринимательства. Это обстоятельство обуславливает низкую степень участия МСП в инновационном процессе.

Большинство исследователей, занимающихся проблемой совершенствования государственного механизма развития и поддержки МСП, настаивают на необходимости создания специализированного

государственного органа, который будет выполнять функции по созданию и развитию организаций малого и среднего предпринимательства в целях повышения эффективности реализации государственных программ [1; 3]. Так, например, Ю. Н. Александрии предлагает сформировать Министерство малого и среднего предпринимательства в Правительстве РФ, которое бы «занималось исключительно реализацией государственной политики и стратегией развития малого предпринимательства» [1].

Рис. 1. Существующая система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России

На наш взгляд, учитывая, что переход российской экономики на инновационный путь развития выбран как приоритетный на долгосрочную перспективу, а институт МСП является одной из наиболее слаборазвитых подсистем инновационной экономики, а его развитие позволит ускорить этот переход, то его обособленное развитие также не даст желаемых результатов. Реформирование вышерассмотренных структур предлагается по следующей схеме: создать Министерство инновационного развития и предпринимательства (МИРП), включающего два основных подразделения: департамент формирования инновационной экономики и департамент развития малого и среднего предпринимательства; взаимодействие выделенных департаментов построить по матрич-

ному принципу с координационным центром, призванным решать смежные вопросы в их деятельности в оперативном порядке; создать единую систему департаментов и комитетов по всем уровням: федеральному, региональному и муниципальному; наладить систему координационных связей между Советом по модернизации и инновационному развитию и Советом по конкурентоспособности и предпринимательству при разработке государственной политики и стратегии; дополнить функции Совета по модернизации и инновационному развитию направлением по развитию и поддержке МИП; сформировать систему внутреннего контроля, независимую от юрисдикции МИРП, и взаимодействующую с общественными организациями; сформировать систему не-

УБ. УБ. SKLYAROVA

зависимого внешнего контроля посредством создания общественной комиссии, включающую представителей различных общественных организаций и объединений.

Схематично организационную структуру нового административного аппарата можно представить в виде рисунка 2. Функции по формированию основных направлений и принципов государственной политики развития МСП в предлагаемой модели возлагаются на Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, который тесным образом взаимодействует не только с МИРП РФ, но и Советом по модернизации и инновационному разви-

тию при Президенте РФ, функции которого предлагается расширить реализацией еще одного направления по развитию малого инновационного предпринимательства, в том числе в рамках уже выбранных приоритетных направлений. Также Совет по конкурентоспособности и предпринимательству должен активно взаимодействовать с общественными организациями, которые формируют Общественную комиссию, выполняющую функции независимой системы внешнего контроля за деятельностью Департамента развития МСП и оценивающей результаты функционирования создаваемой им инфраструктуры поддержки МСП.

jf R

ь о

ö Я о

& я

S g

Совет по модернизации и инновационному развитию

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству

Президент РФ

Премьер-министр

Общественная комиссия по вопросам поддержки МСП

а, к

Правительство РФ

Л

о

о я

g Я щ К § я

^ .а 3 ^

У ^ к S

Министерство инновационного развития и предпринимательства (МИРП)

Департамент развития МСП

Система региональных и муниципальных департаментов и комитетов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка, координация, реализация федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки МСП

§ 5 g 9 У KJ о Ü

Комиссия по вопросам инновационного развития, конкуренции и предпринимательству

Внутренний контроль, мониторинг и оценка эффективности реализации программ по вопросам инновационного развития поддержания конкуренции и поддержке МСП

Комитеты по: 1. развитию предпринимательской культуры и инициативы; 2. развитию МСП в производственной сфере; 3. совершенствованию и развитию системы поддержки МСП; 4. стимулированию МСП инновационной активности; 5. оценке результатов сектора МСП и его инновац. активности

Координационный центр

Комитеты по развитию институтов: 1. научных исследований; 2. поддержки инновационных идей и трансфера инноваций; 3. рынка сбыта инновационной продукции; 4. кадрового обеспечения; 5. нормативно-правового института; 6. венчурного финансирования; 7. мотивации инновационной деятельности; 8. информационного и программного обеспечения

Департамент развития инновационной экономики

Система региональных и муниципальных департаментов и комитетов

Разработка, координация, реализация федеральных, региональных и муниципальных программ развития инновационной сектора экономики

Рис. 2. Модель системы административных институтов, обеспечивающих реализацию государственного механизма формирования инновационной экономики

Т 9 № 5 2014 social and economic phenomena and processes

В авторской модели предлагается сформировать и систему внутреннего контроля путем создания Комиссии по вопросам инновационного развития, конкуренции и предпринимательству, выделенной из-под юрисдикции МИРП РФ, которая также будет взаимодействовать с Общественной комиссией в целях снижения субъективности оценки деятельности МИРП с обеих сторон.

Таким образом, в результате осуществления предлагаемых изменений и деятельности нового государственного аппарата сформируется система институтов инновационной экономики и инфраструктуры поддержки МСП (в том числе и малого инновационного предпринимательства). Цели и задачи функционирования данной системы будут определяться государственными органами соответствующего уровня, а результаты ее деятельности будут контролироваться общественными организациями. Предложенные мероприятия позволят разрешить выявленные ранее проблемы в развитии инновационной экономики и достичь си-нергетического эффекта.

Литература

1. Александрин Ю. Н. Адаптация институтов развития малого предпринимательства к инновационной экономике // Экономика: теория и практика. 2011. № 2. С. 39-48.

2. Бондаренко И. А. Перспективы развития МСП в России в контексте Концепции долгосрочного соци-

ально-экономического развития России 2020 // Российское предпринимательство. 2011. № 9. Вып. 2(192). С.88-93. URL: http://www.creativeconomy.ru

3. Кунин В. А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2011. № 1. Вып. 2 (176). С. 36-43. URL: http://www.creativeconomy.ru

4. Склярова Е. Е. Статистический анализ инновационного сектора экономики в России // Вестник ПГУ. Серия Экономика. 2012. № 3. С. 50-56.

5. Черковец В. Н. К вопросу об институциональной среде инновационного развития. URL: http://igpr.ru

References

1. Aleksandrin Yu. N. Adaptatsiya institutov razvi-tiya malogo predprinimatelstva k innovatsionnoy ekono-mike // Ekonomika: teoriya i praktika. 2011. № 2. S. 39-48.

2. Bondarenko I. A. Perspektivy razvitiya SAB in Rossiya v kontekste Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii 2020 // Ros-siyskoye predprinimatelstvo. 2011. № 9. Vyp. 2 (192). S. 88-93. URL: http://www.creativeconomy.ru

3. Kunin V. A. Analis zarubezhnogo opyta pod-derzhki malogo predprinimatel'stva // Rossiyskoye pred-prinimatel'stvo. 2011. № 1. Vyp. 2 (176). S. 36-43. URL: http://www.creativeconomy.ru

4. Sklyarova Ye. Ye. Statistichesky analis innovat-sionnogo sektora ekonomiki v Rossii // Vestnik PGU. Se-riya Ekonomika. 2012. № 3. S. 50-56.

5. Cherkovets V. N. K voprosu ob institutsionalnoy srede innovatsionnogo razvitiya. URL: http://igpr.ru

* * *

IMPROVEMENT OF THE INSTITUTIONAL COMPONENT OF THE STATE INNOVATIVE POLICY OF RUSSIA

YEKATERINA YEVGENYEVNA SKLYAROVA Voronezh state industrial and economic college, Voronezh, Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article the author formulated the main problems in development of elements of the institutional environment, interfering formation and development of innovative economy in Russia at the present stage, and she also formulate key directions of improvement of the state innovative policy of Russia at the present stage: development of the institutional environment of innovative economy; improvement of system of development and support of SAB and its innovative activity; reforming of the state administrative facilities which is responsible for realization of the state innovative policy. All package of measures the author grouped in realization of the first direction according to elements (institutes) of the institutional environment of innovative economy. The package of measures on realization of the second direction the author grouped in the subsystems, responsible for this or that stage of development of SAB so as the institute of support and development of SEB is the most problem of all innovative institutes which were formed in Russia. In more detail in article the third direction since the success of realization of actions for the first two directions will be to veil from work of the administrative facilities which is responsible for realization of the state innovative policy is considered. The author offered to carry out reforming of the state administrative facilities which is responsible for realization of the state innovative policy, by means of creation of the Ministry of innovative development and business (MIDB) including two main divisions: the department of formation of innovative economy (DFIE) and development department of the small and average business (DDSAB), departments representing uniform system and committees at all levels (federal, regional and municipal). The offered actions will allow to resolve the problems revealed earlier in development of innovative economy and to reach synergetic effect.

Key words: innovative economy, institutional environment, state mechanism.

YE. YE. SKLYAROVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.