РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ Король Людмила Геннадьевна, канд. биол. наук, доцент (e-mail: [email protected]) Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия Малимонов Игорь Васильевич, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Сибирский федеральный университет, г.Красноярск, Россия Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, г.Красноярск, Россия
Целью данной работы являлось представление условий развития инновационно-мыслительной деятельности в образовательных системах. Объясняется необходимость развития такой деятельности через реализацию стратегии инновационного развития современного общества.
Раскрывается понятие инновационно-мыслительной деятельности. Описываются базовые психолого-педагогические условия развития грамотно простроенной образовательной деятельности. Анализируются основные методы, способствующие развитию инновационного мышления обучающихся. В заключении отмечается необходимость дальнейшего построения научно обоснованной системы подготовки молодежи к инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационно-мыслительная деятельность, образовательная деятельность, продуктивная модель обучения, методы развития инновационного мышления, инновационная деятельность.
Введение. В современном российском обществе, реализующем стратегию инновационного развития, существует запрос на человека, способного к восприятию и рациональной оценке происходящих фактов внешнего мира, активно разрабатывающего и применяющего актуализированные способы взаимодействия с ними. Как уже ранее отмечалось авторами: «в формировании массового инновационного мышления населения ключевую роль играет система образования, перед которой на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным, в части содержания, методов и технологий обучения стоит задача ориентации на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности» [6, с. 83]. Тем более, что «возрастание роли личности в общественной жизни и в образовательном процессе, приводит не только к повышению требований ко всем его участникам, но и к усложнению взаимоотношений между ними. Реалии современной жизни создают запрос на специалистов высоким уровнем социальной конкурентоспособности» [1, с. 62].
Результаты и их обсуждение. Инновационная деятельность субъектов должна «обслуживаться» соответствующим видом мыслительной деятельности. По мнению Бершедовой Л.И. и Шитиковой Е. В.: «инновационно-мыслительная деятельность, характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинно-следственному объяснению явлений и процессов и креативностью, позволяет обучающимся осуществлять более глубокий анализ материала, выдвигать гипотезы, успешно реализовать научно-исследовательскую деятельность, носящую активный, самостоятельный, творческий, инновационный характер» [3, с. 47]. Такая деятельность отличается органичным сочетанием высокоразвитого интеллекта личности, ориентированного на поиск смысла нового знания, с высоким уровнем способностей в форме умений конструирования ментальных моделей и навыков преобразующего поведения. Соответственно, профессионал, реализующий инновационно-мыслительную деятельность, должен иметь навыки планирования и прогнозирования своих действий, исследования и преобразования противоречий, поиска оригинальных, нестандартных решений.
Инновационно-мыслительная деятельность отличается прикладным, практико-ориентированным характером. Оно всегда ориентировано на результат, связано с профессиональной деятельностью субъекта инновационной активности и его профессиональной подготовкой. В статье Батоври-ной Е.В. и Блохиной М.С. отмечается, что: «инновационное мышление может быть определено как особый тип мышления, способствующий созданию и внедрению новых материальных и нематериальных продуктов в конкретной сфере человеческой деятельности, неразрывно связанной со стремлением субъекта инновационной активности к профессиональному развитию и самореализации» [2, с. 128]. Созвучное мнение, относительно специфики инновационного мышления выражают Усольцев А.П. и Шатало Т.Н. констатируя: «важнейшая особенность инновационного мышления -его практическая направленность» [12, с. 97].
Ещё одну важную специфическую особенность инновационного мышления, выделяет Шитикова Е.В., отмечая, что «инновационное мышление, помимо создания конечного продукта (изобретения), отвечающего социальному запросу, нацелено на поиск путей внедрения инновации в общественные условия» [13, с. 25].
Будучи сложной психической деятельностью, инновационно-мыслительная деятельность требует для своего развития грамотно простроенной образовательной деятельности, соответствующей ряду психолого-педагогических условий.
Одним из базовых условий является формирование у обучающихся мо-тивационной установки на постоянное обновление. Реализация этого условия внутри современных образовательных систем возможна через совершение обучающимися собственных открытий в формируемой среде целенаправленного и регулируемого образовательного процесса.
Другим значимым условием, тесно связанным с первым, является реализация междисциплинарного подхода в обучении. Междисциплинарный подход во многом способствует расширению познавательной сферы личности и её непрерывному обновлению. Как отмечает в своих работах О.Г. Тихомирова: «системность и междисциплинарность в обучении дисциплины будет способствовать формированию заинтересованных в обучении студентов и впоследствии молодых специалистов, отвечающих требованиям времени: инициативных, обладающих предпринимательским духом и творческим подходом, способных генерировать идеи» [11, с. 487].
Третье важное условие - реализация смешанной модели обучения, предполагающей разумное сочетание аудиторного и виртуального обучения.
Являясь схемой действий педагога при осуществлении учебного процесса, модель обучения отражает как логико-содержательную сторону обучения (цель обучения, единство преподавания и учения и т.д.), так и его динамику, и реализуется с помощью избранной преподавателем технологии обучения. В современных образовательных системах наиболее востребованной и эффективной моделью обучения, считается продуктивная или поисковая модель. Востребованность данной модели объясняется её способностью развивать у обучающихся таких важные умения и навыки как:
• самостоятельный избирательный поиск нужной информации;
• вычленение проблемы и определение нестандартных путей её решения;
• анализ получаемых знаний и прогнозирование их применения в дальнейшей деятельности.
Обучение при реализации такой модели имеет проблемный характер. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, связанной с невозможностью самостоятельно решить задачу в силу недостатка определённых знаний, умений и навыков, обучающийся вынужден их пополнять, активируя познавательную деятельность. Процесс мыслительного взаимодействия субъекта познания (студент) с объектом познания (учебный материал) и будет познавательной деятельностью, усвоением нового для студента знания, содержащимся в учебной проблеме.
Также необходимо учесть и тот момент, что часть студентов демонстрируют: «психологическую и практическую неготовность современных студентов к интенсивной мыслительной работе, низкий уровень развития интеллектуальной культуры, что создает у обучающихся трудности обучения и реализации своих потенциальных интеллектуальных и исследовательских возможностей» [5, с. 201].
В контексте продуктивной модели обучения передача учебного материала осуществляется с применением цифровых интерактивных технологий обучения, гарантирующих педагогически продуктивное познавательное общение, обеспечивающее формирования умений самостоятельно принимать решения и развитие познавательных общеучебных умений и
навыков. Кроме того, как отмечают Субочева А. Д. и Субочева О.Н.: «Для разрешения проблемных ситуаций необходима рефлексия - процесс выхода из деятельности и исследования затруднения извне, а затем критики своей деятельности и проектирования новой» [7, с. 201]. Такая специфика требует подбора педагогом соответствующих методов и средств, способствующих развитию инновационно-мыслительной деятельности обучающихся через формирование у субъектов способности самостоятельно формулировать вопросы, преобразуя имеющуюся информацию, давать аргументированные ответы и принимать осознанные, грамотные, порой оригинальные решения. К числу хорошо зарекомендовавших себя в современной педагогической практике методов можно отнести следующие: кейсо-вый метод, метод ментальных карт, метод «веб-квест» кластерный метод, деловые игры и др. Далее кратко о том, как эти методы можно применять для развития инновационно-мыслительной деятельности студентов.
Кейсовый метод - один из эффективных методов, используемых в рамках технологии проблемного обучения. Этот метод используется для выработки умений и навыков анализа информации, выявления ключевых проблем и их оценки и формирования программы предстоящих действий. Предлагаемая для анализа проблемная ситуация (кейс) должна, с одной стороны, ориентироваться на учебные цели, а с другой - быть абсолютно реальной и актуальной для сегодняшнего дня. При таком сочетании, работа с кейсом будет способствовать формированию личности профессионала, готового в случае необходимости проявить инициативу, осмыслить и найти решение реальной производственной или жизненной проблемной ситуации.
Метод ментальных карт или Mind Mapping - действенный способ систематизации знаний с помощью схем в особом графическом виде, позволяющий развивать глобальное абстрактное мышление. Такая глобальность мышления способствует эффективному запоминанию материала, его систематизации, планированию действий, а также рассмотрению различных альтернатив и поиску оптимальной.
Не менее популярен сегодня среди педагогов метод «веб-квест», основанный на вовлечении интернет-источников в образовательный процесс для решения учебно-познавательных задач. Этот метод включает в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются ресурсы Интернета. Квесты бывают разномасштабными и могут охватывать как отдельную проблему или тему, так и учебный предмет и даже несколько. Реализация данного метода осуществляется через построенную по типу опор учебную структуру, использующую ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением. Это способствует развитию сложной мыслительной деятельности субъектов через избирательный поиск информации и её преобразование в более сложные мыслительные конструкции. Как отмеча-
ет Дозорцева М.Н.: «технология «веб-квест» позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения» [4, с. 71]. Данные характеристики позволяет педагогам успешно применять этот метод для развития инновационного мышления.
Следующим методом является кластерный метод - метод, основанный на создании некого кластера. Кластер - творческий продукт, созданный благодаря человеческому мышлению, рассматривается как особая графическая форма организации информации со схематичным представлением основных смысловых единиц и связей между ними. Следовательно, данный метод предполагает первоначальное выделение субъектом главной смысловой единицы (темы), после чего происходит выделение дополнительных, связанных с ней, смысловых единиц (категорий информации) с их последующей конкретизацией фактами и мнениями. Тем самым, сформированная информационная схема способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке информации.
Деловые игры - ещё один популярный и очень полезный метод, используемый в современных педагогических системах для развития инновационного мышления. Ролевые деловые игры - это сюжетные игры, основанные на наличие и распределении определённых ролей и направленные на раскрытие возможностей и потенциала студентов в процессе решения проблемы через проигрывание возможной профессионально-значимого случая.
Выводы. В заключение, мы можем констатировать, что развитие инновационно-мыслительной деятельности у подрастающего поколении молодых специалистов является приоритетной педагогической задачей, требующей применения разнообразных методов и технологий. Дальнейшее построение научно обоснованной системы подготовки молодежи к инновационной деятельности должно осуществляться с учётом развития всех тех особенностей и характеристик мышления субъекта, которые позволяют ему правильно воспринимать, разрабатывать и внедрять инновации.
Список литературы
1. Айснер Л.Ю., Наумов О. Д., Вяткина Г.Я., Король Л.Г. и др. Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества: коллективная монография. Ульяновск: Вып. 6, из-во «Зебра», 2021. 293 с.
2. Батоврина Е.В., Блохина М.С. Развитие инновационного мышления персонала в процессе профессиональной подготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 4 (48). С. 126-134.
3. Бершедова Л.И., Шитикова В.В. Инновационно-мыслительная деятельность как психологическое условие развития научного потенциала в юношеском возрасте // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ. 2015. № 3 (15). С. 44-53.
4. Дозорцева, М.Н. Приемы и методы "критического мышления" как инновационные технологии обучения // Инновационные технологии в образовательном процессе: сборник научных статей 15-й Международной научно-методической конференции. Под редакцией Л.А. Дремовой. 2017. С. 68-72.
5. Король Л.Г., Рахинский Д.В., Малимонов И.В. Образовательная среда и ее влияние на динамику профессиональных установок студентов вуза // Проблемы развития АПК Саяно-Алтая. Абакан: 2015. С. 200-203.
6. Логунова О.В., Гончаревич Н.А., Ерахтина Е.А., Ерошина А.А. Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества: коллективная монография. В. 5. Ульяновск: Зебра, 2020. 315 с.
7. Субочева А.Д., Субочева О.Н. Инновационные методы обучения как способы активизации мыслительной деятельности студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 9. С. 136-139.
8. Тихомирова О.Г. Системность и междисциплинарность обучения как фактор формирования инновационного мышления студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-3. С. 485-487.
9. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Понятие инновационного мышления // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 94-98.
10. Шитикова Е.В. Инновационное мышление студентов вуза и его роль в профессиональном становлении // Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения и развития на различных этапах становления профессионала: сборник научных статей по итогам проведения международного круглого стола. Белгород: 2018. С. 23-28.
11. Особенности мотивации к занятим физической культурой у студентов - психологов/ Гюлмамедова Т.И., Гут Ю.Н., Плахотникова Е.Н. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр.4-10
12. К вопросу о мотиваторах лидерской активности/ Ковшова Т.П./ Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 11-18
13. Особенности межличностных отношений в педагогическом общении/ Малышев К.Б., Малышева О.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 19-26
14. Искусственный интеллект в развитиии молодежи/ Мухамадиева К.Б. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 27-33
15. Инновационный продуктивный метод обучения иностранным языкам иностранных студентов/ Самарина В.П., Шевченко А.Н., Самарин А.В. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 33-40
16. Личностный аспект в качественном обучении и воспитании студентов/ Черняков А.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 41-45
Korol' Lyudmila Gennad'evna, associate professor (e-mail: [email protected])
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russia Malimonov Igor' Vasil'evich, senior lecturer Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Siberian Institute of Business, Management and Psychology, Krasnoyarsk, Russia DEVELOPMENT OF INNOVATIVE AND INTELLECTUAL ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATIONAL SYSTEMS
Abstract. The purpose of this work was to present the conditions for the development of innovative thinking activity in educational systems. The necessity of developing such activities through the implementation of the strategy of innovative development of modern society is explained. The concept of innovative thinking activity is revealed. The basic psychological and pedagogical conditions for the development of competently constructed educational activities are described. The main methods (the case method, the method of mental maps, the method of "web quest" cluster method, business games) that contribute to the development of
innovative thinking of students are analyzed. In conclusion, the need for further construction of a scientifically based system of training young people for innovation activity is noted. Keywords: innovative thinking activity, educational activity, productive learning model, methods of development of innovative thinking, innovative activity.
ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Кострова Юлия Борисовна, к.э.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Шибаршина Ольга Юрьевна, к.с.н., доцент (e-mail: [email protected]) Филиал Московского университета имени С.Ю. Витте, г.Рязань, Россия
В данной статье рассматриваются особенности потребительского поведения на рынке образовательных услуг высшего образования, которые связаны, прежде всего, с фазой «допокупочных» процессов: осознания потребности, поиска источников информации, выбора из альтернатив. Основными тенденциями трансформации высшего образования в современном российском обществе являются множественность форм его получения, массовость, доступность, рост конкуренции. Проведенное социологическое исследование по выявлению особенностей потребительского поведения показало следующую специфику: высшее образование в представлениях поступающих представляет собой получение навыков, ориентированных на профессиональную деятельность. Характерной особенностью является важность факта подтверждения получения образования официальным документом - дипломом, сертификатом и прочими. Авторы приходят к выводу, что основным фактором потребительского поведения на российском рынке образовательных услуг является ярко выраженная ориентация на профессию. Профессиональный выбор - это социальный процесс, который реализуется в комплексном взаимодействии следующих факторов: окружающая середа, личностные качества, возраст человека, а также весь комплекс информации необходимой для выбора профессии. Сила воздействия каждого из них различна на разных возрастных этапах, а также эта ориентация имеет различное содержание в зависимости от уровней образования. Учет современных особенностей потребительского поведения на рынке образования становится детерминирующим фактором, который позволяет учебным заведениям выживать и обеспечивать свою конкурентоспособность. На основании проведенного исследования авторы предлагают несколько возможных маркетинговых стратегий, способных обеспечить эффективное привлечение абитуриентов в конкретное учебное заведение высшего профессионального образования. Выбор конкретной стратегии зависит не только от целевой аудитории, но и от целей, который преследует данный вуз.