Теоретико-методологический аспект готовности выпускников вуза к инновационной деятельности
Моложавенко Вера Леонидовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления (ФгБоУвО) Тюменского индустриального университета, [email protected]
Для развития сильной экономики страны важны выпускники вузов готовые к инновационной деятельности. Для выполнения формирование у выпускников вузов «готовности к инновационной деятельности» важно понимание ее составляющих факторов ее формирующих . Анализ научных работ в сфере психологии и педагогике позволил сделать нам возможности выделения в качестве факторов, влияющих на развитие готовности выпускников вуза к инновационной деятельности, следующих факторов: мыслительная деятельность; способности к инновационной деятельности; инновационный опыт; личностные качества. Под готовностью выпускников к инновационной деятельности будем понимать системно-целостное динамическое образование, которое представляет собой интеграцию инновационного мышления, направленности на инновационную деятельность и умений ее осуществлять, полученное в результате целенаправленного развития когнитивной (способности к инновационной деятельности), личностной (личностные качества), интеллектуальной (мыслительная деятельность) и жизнетворческой (опыт инновационной деятельности) сфер личности.
Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности, мыслительная деятельность; способности к инновационной деятельности; инновационный опыт; личностные качества.
Инновационный путь экономического развития признан единственным альтернативным вариантом развития РФ, обеспечивающим исключение зависимости от экспорта природных ресурсов. Это отражено в многочисленных декларациях, в различных правительственных программах, призванных создать условия, как для реализации существующего потенциала такого развития, так и его роста. Ключевым документом, закрепляющим решение о переводе российской экономики с инерционного энергосырьевого на инновационный путь развития, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [1]. Основной целью концепции - подготовка компетентного профессионала, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, способного к инновационной, эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности». [2, С. 4.]. Общенациональная экономическая политика придает фундаментальное значение образования РФ и играет определяющую роль в предъявлении российского образования Миру.
Для достижения этих целей в системе высшего образования должны быть решены следующие стратегические задачи: подготовки выпускников готовых к инновационной деятельности. В «Большом толковом словаре русского языка» термин «готовность» определяется как подготовленность к чему-либо, способность что-либо делать [3]. Видим, что в словарях русского языка слово «готовность» имеет различные смысловые значения. В частности, готовность характеризуется как особое состояние человека, готового, способного, подготовленного к выполнению какого-либо дела. Как научное понятие «готовность» начало активно употребляться в психолого-педагогической литературе в конце 60-х годов прошлого века. Наибольшее распространение в психолого-педагогической литературе получили такие термины, как «готовность к деятельности» и «готовность к профессиональной деятельности». М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович «под готовностью к деятельности понимают достаточная развитость необходимых для ее выполнения качеств личности, среди которых психические, физические и интеллектуальные.
Готовность к профессиональной деятельности как научное понятие, находит отражение в исследованиях Г.А. Бокарева, Г.М. Романцева, С.Я. Баты-шева, М.И. Дьяченко, А.К. Марковой, Г.Н. Ибрагимовой, В.М. Монахова, Е.А. Климова, В.Д. Пути-
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
лина. Они рассматривают готовность к профессиональной деятельности как когнитивно - процессуального и психологического аспектов. Когнитивно-процессуальный аспект готовности к профессиональной деятельности включает совокупность знаний, умений и навыков которые позволяют выполнить работу в определенной профессиональной сфере, кроме того эти знания предполагают умения разбираться в нормах предъявляемых к труду по определенной профессии [4, с. 504].
Мы полагаем, что готовность к инновационной деятельности - это психологическое состояние личности, формирующееся в ходе профессионального образования превращающееся в устойчивую личностную характеристику.
Следовательно, готовность обучающихся к инновационной деятельности, включает профессионально - личностные компетенции. Можно предположить, что инновационная готовность это самостоятельное педагогическое явление, которое обладает собственными сущностными признаками. Под инновационной деятельностью Э.А. Уткин понимает деятельность личности по преобразованию результатов научной и научно-технической деятельности и эффективное их использование для обновления производительных сил [5].
П.Н. Завлин инновационную деятельность понимает как вид деятельности, связанный с трансформацией идей в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, [6, с. 48-49].
Следует заметить, что приведенные выше определения содержат не вполне согласованные положения, в одном случае под инновационной деятельностью понимают создание и применения новшеств, в других инновационная деятельность определяется как созданию новшества пригодных для практического использования. Мы придерживаемся понимания инновационной деятельности как возникновение инновации ее использование.
Таким образом, под инновационной деятельностью будем понимать профессиональную подготовку, в процессе которой возникает новшество от идеи до конкретной реализации ее на практике. Это может быть технология, услуга, процесс и т.д. Для всестороннего изучения ключевой категории - готовности выпускников вуза к инновационной деятельности - важно рассмотреть структурные характеристики и факторы, влияющие на ее формирование.
Поскольку готовность к инновационной деятельности, проявляется в деятельности, следует рассмотреть условия, влияющие на ее формирование. При определении таких условий мы проанализируем исследования Д.Ф. Ильясова, И.А. Зимней, Н.А. Бернштейна, И.В. Резанович.
Д.Ф. Ильясов под условиями формирования умений предполагает: осмысление действий, пластическую приспособляемость к ситуации [7]. И.А. Зимняя предполагает, что при формировании умений важно выполнять упражнения, и правильно распределять упражнения по времени, понимание
и осмысление основного действия, понимание результатов действия, влияние ранних знаний и навыков на данный момент научения (опыт), т.е. рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности [8]. Два этапа в формировании навыков выделяет Л.Б. Бернштейн. Во-первых, это - определение навыка, с установлением ведущего уровня, с определением состава движений. Второй этап по его мнению - это стандартизация [9]. Для нашего понимания условий формирований умений важны исследования И.В. Резанович. В ее интерпретации условий представлены четыре важных компонента такие как: 1) наблюдение, в результате которого обучающийся получает знания теоретические или практические; 2) представление о действиях и этапах их выполнения; 3) природные задатки (способности), определяющие время и последовательность освоения навыка; 4) имеющийся опыт выполнения действия [10].
Обобщая приведенные точки зрения и развивая позицию И.В. Резанович, мы пришли к выводу о возможности выделения в качестве факторов, влияющих на развитие готовности выпускников вуза к инновационной деятельности, следующих факторов: мыслительная деятельность; способности к инновационной деятельности; инновационный опыт;личностные качества. Раскроем нашу позицию с точки зрения обоснования возможностей каждого из факторов в обеспечении становления и развития готовности выпускников вуза к инновационной деятельности.
Первый фактор - мыслительная деятельность. В общем, под мыслительной деятельностью понимаются мыслительные действия для решения возникшей проблемы. Мыслительные действия ориентированы на решение частных задач большой проблемы. Мыслительные действия включают в себя мыслительные операции способные выявить не данные, скрытые свойства и отношения предметов, существующих в реальном мире. Мыслительные операции включают психические мыслительные действия, а именно: абстрагирование, классификацию и конкретизацию, сравнение и обобщение.
А.Н. Леонтьев впервые представил мышление как вид деятельности. В его понимании мышление это познавательная деятельность [11, с. 44]. С.Л. Рубинштейн представляет процесс мышления как: анализ и синтез всего того, что представлено в анализе; следующим этапом становиться абстракция и обобщение. С.Л. Рубинштейн представляет суть основных внутренних механизмов мышления как закономерностей этих процессов [там же, с. 111].
В создание общетеоретического фундамента изучения проблемы мыслительной деятельности большую роль сыграли труды А. В. Брушлинского. Ему принадлежит идея разработки континуально-генетического метода исследования мыслительной деятельности. Он предложил теорию мышления как прогнозирование искомого решения поставленной задачи [12]. А. В. Брушлинский занимался изучением взаимосвязи сознательных и неосознаваемых компонентов мыслительной деятельности, его
логических и психологических уровней [58]. В ряде его публикаций делается акцент на исследование особенностей мыслительной деятельности в диалоге, в ходе совместного решения задачи [12].
Любое мышление у человека, по мнению А.В. Брушлинского, в минимальной степени, есть искание и открытие существенно нового (т.е. нового по отношению к исходным, вообще предыдущим стадиям познавательной деятельности конкретного индивида)» [12, с. 119].
Таким образом, анализ основных теоретических положений о мыслительной деятельности показал, что мыслительная деятельность начинает функционировать в любой проблемной ситуации. В процессе разрешения проблемной ситуации начинают работать операции: анализа и синтеза, абстракции и обобщения, в результате чего выявляются скрытые отношения, что приводит к решению проблемной задачи. Выявлено, что мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур. Например, алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с последовательностью определенных операций, важных для решения задач различного класса. Мы также выявили некоторые определенные характеристики мыслительной деятельности в процессе формирования готовности у обучающихся, к инновационной деятельности, такие как:
• мыслительная деятельность - это основа для формирования и развития готовности у выпускников к инновационной деятельности, поскольку итогом мыслительной деятельности. в нашем случае является решение инновационных проблем возможно только в результате анализа информации;
• от мыслительной деятельности зависит скорость реакции на происходящие события, выбор оптимального решения, прогнозирование событий и проектирование работы;
• качество мыслительной деятельности обусловлено природными особенностями человека, качеством образования и сложностью решаемых задач в учебной и профессиональной деятельности.
Таким образом, качество мыслительной деятельности обуславливает уровень учебных и профессиональных достижений выпускников вуза, позволяя прогнозировать и планировать, обрабатывать информацию и эффективно решать инновационные проблемы.
Второй фактор, нашего исследования являются способности к инновационной деятельности. Выбор данного фактора обусловливается тем обстоятельством, что от этой характеристики обучающегося зависит умение рационально организовать свою деятельность, что определяет качество получаемых результатов.
В психологии существуют различные подходы к пониманию «способности». В работах Б.М. Теп-лова, Р.С. Немова, В.Д. Шадрикова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Лука, способности определяют жизнедеятельность человека. Б.М. Теплов,индивидуаль-ные различия людей, обосновывает как результат
различных способностей, которые оперяются психологическими характеристиками, которые определяют качество выполнения любой деятельности [13, с. 10]. Он также говорил о том, что качество выполнения деятельности определяется совокупностью способностей, которыми обладает человек [там же, с. 17].
Выше приведенные утверждения являются ключевыми для понимания роли способностей человека при формировании готовности у выпускников вуза к инновационной деятельности. Для нас важны исследования С.Л. Рубинштейна, в ранних своих публикациях в которых под «способностями» он понимал легкость усвоения новых видов деятельности и возможность переноса определенных способов восприятия и действии с одного вида деятельности на другую. Он выделял связь между способности и задатками, отмечая при этом, что способности развиваются на основе задатков[14, с. 640641].
С.Л. Рубинштейн разделяет мнения Б.М. Теп-лова, о том, что способности это не только знания, умения и навыки, а и процесс овладения всей совокупностью знаний, умений и навыков. Мы разделяем эту точку зрения, предполагая, что формирование способностей к инновационной деятельности возможно только в процессе учебной или предпро-фессиональной деятельности. В заданном ключе важно представить понимание способностей Р.С. Немова. Он разделил способности на общие и специальные, при этом общие способности рассматривались с точки зрения психофизической функциональности, поэтому к ним он отнес умственные, моторные, мнемонические, речевые способности[15, с. 376].
При этом автор работы считает, что сочетание теоретических и практических способностей возможно лишь у одаренных людей. Для нашего исследования важно понимание деятельности Р.С. Немцовым, которая, может развивать способности: во-первых деятельность должна носить творческий характер, т.е. открывать новые знания, обнаруживать в себе новые возможности; во-вторых, она должна быть достаточно трудной на пределе возможностей человека[15, с. 388]. Поэтому можно предположить, что инновационная деятельность это творческий и сложный процесс. На наш взгляд, инновационная деятельность поддерживает положительную самооценку, подкрепляет высокий уровень притязаний, обеспечивает удовлетворенность от своей деятельности.
Для нашего исследования важен анализ поздних работ С.Л. Рубинштейна, в которых он рассматривает взаимосвязь способностей к инновационной деятельности с личностными качествами индивида. Он предполагает, что способности связаны с психическими процессами, такими как мышление и восприятие. По его мнению способности не только врожденные задатки, но особенности деятельности человека в совершенствовании. Ученый отмечает важность социальных условий для формирования способностей. В результате теоретического анализа мы считаем спо-
о о и и т
О т э т Д А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
собности важной составляющей инновационной готовности, которые формируются при определенных образовательных условиях.
Третий фактор - инновационный опыт. При обосновании роли инновационного опыта в развитии готовности выпускников вуза к инновационной деятельности мы опирались на сложившиеся в научной литературе подходы к определению понятия «опыт». Б.Г. Ананьев определяет опыт как пусковой механизм, благодаря которому используются и адаптируются действия, которые успешно были применены в прошлом [16]. В материалах свободной энциклопедии Википедии опыт рассматривается как знания и (или) навыки, приобретенные в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений и практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления [19]. Кроме того в работах К.К. Платонова: опыт трактуется как элемент структуры личности. Г.К. Середа понимает опыт как систему смысловых отношений, которые могут выражаться в стратегических целях или смысловых образованиях личности. Некоторые ученые под опытом понимают: сформированные в сознании человека образцы прежних событий (Е.Ю. Коржова, А.А. Кроник, Л.Ф. Бурланчук).
Опираясь на приведенные выше позиции и мнения ученых, можно констатировать, что «опыт» человека представляется как психологический или ак-меологический феномен, в основе которого находятся знания, умения и навыки. Существуют также попытки определить содержания (структуру) опыта человека. При этом используются различные основания структурирования:
• по характеру обобщенности опыта это, ставшие свойствами личности её неотъемлемой составляющей формирующиеся в определенные личностные свойства, обладающие высоким уровнем изменчивости и в силу своей нестабильности, скорее всего, исходящие из опыта (К.К. Платонов);
• по степени реализации опыта в практике: первый рассматривается человеком как имеющее важное значение, но при этом скорее декларируется, чем признается; второй приобретает для человека личностный смысл и становится частью его реальной практики, деятельности (А.Н. Леонтьев);
• по видам деятельности: когнитивный, операциональный, коммуникативный, эмоциональный (Ф.С. Исмагилова);
• по сфере деятельности: производственный, социально-политический и духовный (С.Г. Верш-ловский).
В исследованиях Л.И. Анцыферовой, Ю.К. Стрелкова, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, В.С. Мерлина. Е.П. Ильина делается акцент на том, что опыт состоит из операциональных "о структур, которые формируются человеком под о влиянием алгоритма осуществляемой им деятель-«Г ности. Причем соответствующие операциональные о структуры целесообразно объединять в группы и изучать через временные, двигательные и про-^ странственные характеристики. Следовательно,
опыт может быть описан как совокупность специальных техник, например, по аналогии с «техниками бытия», которые актуализируются в различных ситуациях профессиональной деятельности.
Отметим, что изучение феномена опыта часто осуществляется сквозь призму философских категорий, психологических и акмеологических закономерностей, в которых ученые стремятся отыскать связь опыта деятельности человека (в том числе и профессионального) с различными явлениями окружающей объективной реальности: с жизненным путем человека (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, Л.А. Дорфман); с личностными качествами (К.К. Платонова, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова); с профессионализацией личности (А.К. Маркова, Е.А. Климов, В.С. Мерлина, Ю.К. Стрелков.); с процессом подготовки специалистов (Ф.С. Исмагилова, Е.И. Степанова).
При всем различии научных концепций, в каждом случае речь идет, с одной стороны, о совокупности знаний, умений и навыков, сложившихся в процессе обучения и деятельности, а с другой - о своеобразном опыте чувств, жизненном уроке, извлеченном из событий среды и внутренней жизни. Обе эти стороны взаимообусловлены и связаны, составляя устойчивый комплекс, который синтезирует практические действия человека, приобретающие для него особую значимость. Эта значимость зависит от социальных установок, которые обусловлены в свою очередь сложным и противоречивым сочетанием эмпирического и теоретического, эмоционального и рационального в личностном опыте.
Итак, проведенный нами анализ позволил установить, что опыт инновационный деятельности как разновидность жизненного опыта зависит от социальных установок, мотивов и потребностей личности; сочетания эмпирического, теоретического, эмоционального и рационального аспектов в структуре личности; направленности личности на инновационную деятельность. В нашем исследовании опыт инновационной деятельности будем рассматривать как целостный единый образ всей учебной и профессиональной деятельности человека, основные составляющие которого зафиксированы в сознании, но могут видоизменяться при соответствующем воздействии.
Можно утверждать, что опыт инновационной деятельности является базой для развития готовности студентов к инновационной деятельности. В качестве подтверждения этому можно выдвинуть следующие обстоятельства:
• опыт инновационной деятельности основа субъективного плана учебной и профессиональной деятельности студента;
• имеющийся опыт инновационной деятельности оказывает значительное влияние на инновационное мышление, знания, умения и навыки в области инноваций, а также ценностно-ориентировочное отношение к осуществлению инновационной деятельности;
• опыт инновационной деятельности формируется при появлении новых форм, методов профессиональной деятельности в условиях экономических преобразований.
В качестве четвертного фактора мы рассматривает - личностные качества выпускников. На основании анализа работ А. Маслоу, К. Роджерса, С.Л. Братченко мы рассматриваем личность как неповторимую уникальную индивидуальность с наследственным потенциалом, способностью к саморазвитию и самореализации. Для исследования важно: понимание зрелой личности согласно представлениям Э. Фромма, как активного побуждения и интереса личности к окружающему миру; понимание И.А. Гайдученока индивидуальности как мощного природного потенциала; рефлексивности по Л.Н. Куликовой как способности к самопознанию и саморазвитию ; креативности личности как умения находить решения в нестандартных ситуациях (Э. Фромм); по К.А. Абульхановой-Славской понимания личности как способности отвечать не только за себя, но и за других людей.
Мы руководствовались представлением о личностных качествах как индивидуальных особенностях человека, включающих его деловые качества и свойства личности, не имеющих непосредственного отношения к выполняемой им профессиональной деятельности. При выделении данного фактора мы исходили из того, что теория личности рассматривает человека в целом в окружении всего комплекса внешних условий. Личность человека является целостным комплексом физических и духовных качеств, ценностей, точек зрения, верований, вкусов, амбиций, интересов, привычек и других характеристик, которые образуют уникальность человеческого «я». С точки зрения личного роста и развития оптимальной представляется глубокая, богатая и цельная личность. Однако эти характеристики имеют различные степени, и здесь возможны различные комбинации.
В соответствии с этим в качестве личностных качеств, важных с точки зрения осуществления инновационной деятельности, мы рассматриваем инициативность, рефлексию и коммуникабельность. При этом инициативность нами определена как склонность к почину, побуждению к началу ка-кого-нибудь дела, проявлению руководящей роли в каких-нибудь действиях. Инициативность характеризуется также предприимчивостью и способностью к самостоятельным активным действиям. Рефлексия представлена как анализ собственного психического состояния, как принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. Коммуникабельность описывается как способность, склонность к коммуникации и установлению контактов и связей.
Обобщая полученные результаты теоретического исследования факторов, влияющих на развитие готовности выпускников к инновационной деятельности, можно сделать следующее заключение.
Рассмотрение в единстве инновационного опыта, способности к инновационной деятельности, личностных качеств и мыслительной деятельности позволяет обнаружить структурные компоненты готовности выпускников к инновационной деятельности. Речь идет о таких структурных компонентах как инновационное мышление, направленность на инновационную деятельность и умения ее осуществлять. Причем инновационное мышление как структурный компонент готовности является результатом взаимодействия мыслительной деятельности, инновационного опыта и личностных качеств выпускников. Направленность на инновационную деятельность представляет собой личностное образование, полученное с помощью приобретенного инновационного опыта и личностных качеств. Наконец, умения осуществлять инновационную деятельность образованы интеграцией инновационного опыта, способностей к инновационной деятельности и личностными качествами [17].
Таким образом, под готовностью выпускников к инновационной деятельности будем понимать системно-целостное динамическое образование, представляющее интеграцию инновационного мышления, направленности на инновационную деятельность и умений ее осуществлять, полученное в результате целенаправленного развития способности к инновационной деятельности, личностных качеств, мыслительной деятельности и опыта инновационной деятельности.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // http://www.consultant.ru/ опПпе/Ьа8е/?гед=^с; Ьазе=^;п=82134.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - СопсерааЖ - 28 с. - С. 4.
3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.
4. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев. - М.: Профессиональное образование, 1997. - 512 с.
5. Завлин, П. Н. Оценка эффективности инноваций . / П. Н. Завлин, А.В. Васильев. - СПб. : Изд. дом «Бизнес-пресса», 1998. - 215 с.
6. Уткин, Э. А. Курс менеджмента / Э. А. Уткин.-М. : изд-во «Зерцало». - 1998. - 448 с.
7. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике. : монография / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
9. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М.: Медгиз, 1947. - 255 с.
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
10.Резанович, И. В. Развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования . : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / И.В. Резанович. - Магнитогорск, 2006. - 359 с.
11.Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии . : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / А.Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл : Кн. дом Ун-т, 2005. - 509 с.
12.Брушлинский, А .В. Мышление и прогнозирование: логико - психологический анализ / А. В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979. - 228 с.
13.Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов; под ред. М.Г. Ярошевского. - М. ; Воронеж, 1998. - 538 с
14.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1940. -704 с.
15.Немов, Р. С. Психология / Р.С. Немов; в 3-х кн. Кн 3. - М., 2001. - 640 с.
16.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 2000. - 350 с.
17.Моложавенко В. Л Педагогическая концепция подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе дис. д-ра пед. наук : 13.00.08 / В. Л. Моложавенко - Челябинск , 2010. -349 с.
Theoretical - methodology aspect of preparedness of graduates
to innovate Molozhavenko V.L.
Tyumen Industrial University
For the development of a strong economy are important graduates ready to innovate. To complete the formation of graduates ' readiness for innovation ", it is important to understand its constituent factors of its forming. Analysis of research papers in the field of psychology and pedagogy had made us the possibility of allocating as factors affecting the development of preparedness of graduates to innovate, the following factors: mental activities; the ability to innovate; innovative experience; personal qualities. Under the willingness to innovate graduates will understand system-complete dynamic entity which represents the integration of innovative thinking, focus on innovation and skills to as a result of targeted cognitive development (ability to innovate), personal (personal qualities), intellectual (mental activity) and divided life creating (experience innovation) areas personality. Keywords: readiness for innovation, intellectual activity; the ability to innovate; innovative experience; personal qualities.
References
1. The concept of long-term socio-economic development of the
Russian Federation until 2020 [Electronic resource]: Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r // http://www.consultant.ru/ online / base /? Req = doc; base = law; n = 82134.
2. The concept of modernization of Russian education for the period
until 2010. - Concepcia.rtf. - 28 p. - S. 4.
3. The large explanatory dictionary of the Russian language / Ch. ed.
S. A. Kuznetsov. - St. Petersburg: Norint, 1998 .-- 1536 p.
4. Batyshev, S. Ya. Professional pedagogy / S. Ya. Batyshev. - M.:
Vocational education, 1997. - 512 p.
5. Zavlin, P. N. Evaluation of the effectiveness of innovation. / P.N.
Zavlin, A.V. Vasiliev. - SPb. : Publ. House "Business Press", 1998. - 215 p.
6. Utkin, E. A. Management course / E. A. Utkin.- M.: publishing
house "Mirror". - 1998 .-- 448 p.
7. Ilyasov, D.F. The principle of regulated evolution in pedagogy. :
monograph / D.F. Ilyasov, G.N. Serikov. - M .: Humanity. published VLADOS Center, 2003. - 336 p.
8. Winter, I.A. Educational Psychology: Textbook. allowance / I.A.
Winter. - Rostov n / a: Publishing house "Phoenix", 1997. - 480 p.
9. Bernstein, N. A. On the construction of movements / N.A. Bernstein. - M .: Medgiz, 1947 .-- 255 p.
10. Rezanovich, I. V. Development of managerial professional skills in the system of business education. : dis. ... dr ped. Sciences: 13.00.08 / I.V. Rezanovich. - Magnitogorsk, 2006 .-- 359 p.
11. Leontiev, A. N. Lectures on general psychology. : textbook. manual for university students enrolled in the specialty "Psychology" / A.N. Leontiev; under the editorship of D.A. Leontiev, E.E. Falcon. - M .: Meaning: Prince. Un-t house, 2005. - 509 p.
12. Brushlinsky, A.V. Thinking and forecasting: logical -psychological analysis / A. V. Brushlinsky. - M.: Thought, 1979. -228 p.
13. Teplov, B.M. Psychology and psychophysiology of individual differences / B. M. Teplov; under the editorship of M.G. Yaroshevsky. - M.; Voronezh, 1998 .-- 538 s
14. Rubinstein, S. L. Fundamentals of General Psychology. / S. L. Rubinstein. - M.: Education, 1940. - 704 p.
15. Nemov, R.S. Psychology / R.S. Nemov; in 3 kn. Book 3. - M., 2001 .-- 640 p.
16. Ananiev, B. G. Man as a subject of knowledge / B. G. Ananiev. -M.: Nauka, 2000 .-- 350 p.
17. Molozhavenko V. L. The pedagogical concept of training innovative personnel in a regional university complex dis. Dr. ped. Sciences: 13.00.08 / V.L. Molozhavenko - Chelyabinsk, 2010 .-- 349 p.
о
E £
en ^
о
(4