зования, основанного на учете личностных характеристик представителей А-генерации, что, к сожалению, затрудняет проведение оценки его результатов.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в настоящее время восприятие обучения и образования сквозь призму теории поколений перспективно, поскольку современному обществу свойственна высокая скорость смены поколений. В свою очередь, стремительное развитие социальных потребностей и технологий делает невозможным точное предсказание дальнейших вариантов развития общества, а, следовательно, затруднительным становится определение жестких принципов в обучении, которые можно было бы считать определяющими. Это детерминирует нацеленность педагогики на выработку у обучаемых универсальных навыков, обеспечивающих гибкость мышления, формирующих устойчивую связь между обучаемым и педагогом и делающих, с точки зрения потребностей поколения альфа, обучение не только эффективным, но и увлекательным.
Список литературы
1. Бакаляр Е.Е. Гибкие навыки как слагаемые успеха в XXI веке // Учебный год. № 4 (62). 2020. С.21-23.
2. Баланкова Т.С. Печа - куча как новый подход к обучению детей поколения альфа // Студенческий форум. 2019. № 41-1 (92). С. 28-29.
3. Филиппова Е.А., Волосникова Л.М. Оценивание образовательных результатов глазами преподавателей и студентов // Современное образование: традиции и новации. 2020. № 2. С.192-198.
4. Краус Н. М., Краус К. М., Манжура О. В. Економiчна професшна освгга поколшня цифрових людей в умовах функцюнування шновацшно-шдприемницьких ушверситепв // Бiзнесiнформ. № 3. 2020. С.183-191.
5. Howe N., Strauss W. Millennials rising: the next great generation. Vintage Books, New York City. 2000. 432 p.
6. Mark McCrindle. URL: https://mark-mccrindle.com
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ИНФОРМАТИКЕ
Петрунина М.Э.
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь
Муллаширов Р.Н.
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь
EFFECTIVE METHODS OF TEACHING MATHEMATICS, INFORMATICS
Petrunina M.
Senior Lecturer of the Department of General Education Disciplines, Crimean branch of the Russian State University of Justice, Simferopol
Mullashirov R.
Senior Lecturer of the Department of General Education Disciplines, Crimean branch of the Russian State University of Justice, Simferopol
Аннотация
В статье раскрыты основные подходы к пересмотру методики преподавания математики и информатики в учреждениях среднего профессионального образования. Приведены описания ряда инновационных методов и форм работы, направленных на развитие творчества, математического мышления, креативности. Отмечена роль межпредметной интеграции в развитии общих компетентностей и универсальных учебных действий обучающихся. Выделены перспективы внедрения интерактивных форм работы и методов обучения в сотрудничестве в совершенствовании образовательной деятельности и повышении качества обучения.
Abstract
The article reveals the main approaches to revising the methods of teaching mathematics and computer science in institutions of secondary vocational education. The descriptions of a number of innovative methods and forms of work aimed at the development of creativity, mathematical thinking, creativity are given. The role of interdisciplinary integration in the development of general competencies and universal educational actions of students is noted. The prospects for the introduction of interactive forms of work and teaching methods in cooperation in improving educational activities and improving the quality of education are highlighted.
Ключевые слова: инновационные методы преподавания, интерактивное обучение, цифровые средства обучения, интеграция, межпредметные связи, информатика, математическое мышление, обучение в сотрудничестве.
Keywords: innovative teaching methods, interactive learning, digital learning tools, integration, interdisciplinary communications, informatics, mathematical thinking, collaborative learning.
Современный мир характеризуется динамичными трансформационными процессами во всех сферах жизни деятельности. При этом изменение социально-экономических условий формируют социальный заказ на новый тип личности: креативный, оперативно и эффективно мыслящей, способной принимать быстрые, но взвешенные решения в новой, непривычной и нестандартной ситуации, готовой к внедрению и созданию инноваций. Подобные ориентиры выдвигают особые требования к образовательной системе СПО: к содержанию, методам, формам и средствам организации образовательного пространства и познавательной деятельности обучающихся.
Между тем, статистические исследования показывают, что представители нынешнего молодого поколения нередко рассеяны, не могут быстро сконцентрироваться на каком-либо занятии, не проявляют творчества и фантазии при решении учебных и жизненных задач, демонстрируют сниженную познавательную активность. Кроме того, в век развития цифровых технологий, учащиеся нацелены на получение готового результата без затраты больших интеллектуальных усилий, «нажатием одной кнопки» [7, С. 10].
В этой связи наибольшую актуальность приобретает поиск эффективных способов организации мыслительной деятельности обучающихся, в основе которых лежит стимулирование их интереса к обучению, создание мотивации к познанию нового.
Современный педагог призван сформировать компетентную личность обучающегося, способную успешно самореализоваться в обществе и профессии. Для этого образовательное учреждение должно не только вооружать учащихся глубокими знаниями, но «учить учиться», развивать готовность и способность применить полученные знания и навыки в любой практической ситуации [8, С. 56]. Для этого нужна обновленная система методов и средств обучения, комплексно используемых в образовательном процессе.
В основе современных образовательных стандартов и программ лежат принципы системно-дея-тельностного подхода, интерактивного обучения, обучения в сотрудничестве. Наряду с традиционным обучением (а чаще - взамен него) в учебный процесс внедряется эвристическое, развивающее, проблемное, игровое обучение, метод проектов, учение через активное познание и др.[3, С. 739].
Активно разрабатываемые в последние десятилетия технологии и формы организации познавательной деятельности (творческие задания, мозговой штурм, работа в малых группах, метод проектов, дидактические игры, проблемное обучение и т.д.) на сегодняшний день являются, скорее, не инновацией, а необходимым условием активизации и оптимизации познания и повышения качества образования. На их основе современными авторами и учителями-практиками разрабатываются новые методы и средства организации деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Современные подростки должны активно размышлять, осознавать суть, осмысливать идеи и концепции, на их основе искать и анализировать информацию, трактовать ее и применять в новых условиях. При этом роль педагога сводится к осуществлению системного руководства, управлению процессом познания, стимулированию поисково-творческой деятельности обучающихся [5, С. 4].
Основу креативного мышления, которое следует развивать у обучающихся, составляет способность логически мыслить, анализировать, критически переосмысливать совокупность данных и, часто противоречивую, информацию. Базисом такого мышления выступают математические способности, аналитический склад ума, творчество и воображение, которые формируются, главным образом, при изучении математических дисциплин.
В этой связи целесообразно обратить внимание на такие инновационные методы и формы работы, как: эвристическая беседа, кейс-стади, кооперированное обучение, семинарские занятия, математическое моделирование, интерактивная карусель, математическая мозаика и др.
Одним из основных методов, способствующих развитию творчества и фантазии, креативности и логического мышления, активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики, является метод эвристической беседы, разработанный в ХХ веке В.М. Брадисом [2], У. Сойером [6] и другими исследователями. Идея метода заключается в последовательной постановке проблемных заданий, посредством которых педагог «наводит» обучающихся на самостоятельное осмысление и активное обсуждение информации, математического факта. В процессе решения проблемы, они самостоятельно преодолевают трудности и приходят к правильному результату. При этом для успешного внедрения данного метода важно соблюдать ряд условий: тщательное конструирование проблемных вопросов и ситуаций; дифференциация уровней и содержания заданий; составление алгоритма решения проблемы (обозначение проблемы - определение структуры - поиск решения -результат - проверка правильности решения).
Обучение в сотрудничестве (кооперации) основано не только на интерактивном взаимодействии учащегося и педагога, но и на объединении усилий нескольких обучающихся. Так, метод «каждый учит каждого» предполагает, что, работая в парах, они учат друг друга, одновременно корректируя и расширяя собственные представления. В ходе такой работы педагог готовит карточки, содержащие определение понятий, концепций, и выдает их парам. Обучающиеся изучают текст, осмысливают предложенную информацию, поочередно объясняют друг другу информацию, содержащуюся в карточках, убедившись, что собеседник понял и запомнил материал. При этом такую работу можно организовать в команде, когда каждый свободно передвигается по классу, производя обмен знаниями, стремясь обучить как можно больше товарищей, и, соответственно, самому усвоить как можно больше информации [5, С. 2].
Оптимизации познавательной деятельности и коммуникативной активности обучающихся способствует использование на уроках семинарских форм работы, ролевых и дидактических игр, моделирования всевозможных ситуаций, которые дают возможность найти оптимальные способы решения проблемы и применить их на практике.
При этом важным и на сегодняшний день необходимым условием организации интерактивного обучения является использование цифровых технологий и ИКТ средств. В этой связи целесообразным является сочетание инструментов математического, творческого мышления с возможностями и методами информатики. Так, дидактические, ролевые игры, проблемные ситуации могут быть переведены в формат матричных компьютерных игр, одновременно повышающих мотивацию обучающихся и интерес к включению в познавательную деятельность, а также - развивающих навыки математического мышления и действия по алгоритму.
Информатика в программах СПО активно пересекается с математикой, что позволяет, помимо прочего, использовать межпредметные связи и формировать общие учебные компетентности обучающихся, расширяя их кругозор. Так, при создании компьютерных моделей решения задачи отрабатываются навыки математической логики; приемы систем счисления; элементы теории вероятностей и математической статистики, теории графов, теории алгоритмов и др. Актуализация данных тем в информатике, в математических дисциплинах позволяет обучающимся легче усваивать новые понятия, проводить доказательства тех или иных утверждений, теорем.
Изучение информатики позволяет снять возникающие в процессе обучения математике познавательные трудности, вызвать у обучающихся интерес к решению математических задач, показать возможность их решения новыми, нестандартными методами: алгоритмизацией данного процесса на компьютере, возможностью смоделировать и наглядно увидеть математические процессы, научиться управлять этими процессами и т.д.
Особый интерес у обучающихся вызывают интегрированные уроки математики с информатикой по темам: «Решение уравнений», «Циклические алгоритмы. Построение графиков тригонометрических функций», «Графики функций и их свойства», «Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel», «Решение квадратных уравнений», «Решение неравенств с одной переменной». Они способствуют более глубокому пониманию сущности математических процессов и явлений. Интеграция в обучении позволяет эффективно решать задачу всестороннего и целостного развития личности обучающегося, его интересов, мотивов, потребностей к познанию [4, С. 5].
Еще одним эффективным способом развития математического мышления выступает использование методов математического и компьютерного моделирования. Наиболее целесообразным с точки
зрения инноватики в образовании является сочетание моделирования и развивающих, дидактических игр, квестов, решения ситуационных задач.
Компьютерное моделирование в играх осуществляется с использованием векторной алгебры и аналитической геометрии. Они дают возможность представления объектов и изображений в компьютерной графике, основанный на математическом описании элементарных геометрических объектов, которые обычно называют примитивными, например точек, линий, сплайнов, кривых Безье, окружностей и окружностей, многоугольников. При этом ситуационные, проблемные задачи и кейсы должны быть основаны на конкретной ситуации, когда при анализе необходимо определить основную проблему и рассмотреть различные способы решения.
В данном процессе следует соблюдать следующий алгоритм:
1. Введение в проблему.
2. Анализ ситуации.
3. Презентация результатов.
4. Обсуждение.
5. Подведение итогов.
При этом данный алгоритм во многом соответствует проектной деятельности в мини-формате, представляя собой тематическое исследование, проводимое группой обучающихся, где у каждого могут быть свои роли. Использование подобных тематических исследований на уроках математики помогает повысить мотивацию, активизирует мышление учащихся [5, С. 6].
Среди других вспомогательных методов организации интерактивной деятельности на уроках математики и информатики можно выделить:
- Метод «Мозаика (ажурная пила)», позволяющий получить большой объем информации за короткое время, помогающий оптимизировать решение сложных задач, требующих определенных знаний. Педагог разбивает учебный материал на подтемы и выдает задания группам. Для каждой группы предоставляется необходимая информация: разделы рассматриваемого параграфа, ряд заданий и т. д. В каждой группе выбираются «эксперты», собирающие, оценивающие и систематизирующие информацию по теме, обсуждающие ее в группах, обменивающиеся информацией с представителями других групп.
- Метод «Интерактивная карусель». Эта развивающая игра подходит как для учебной, так и для внеклассной деятельности, вовлекая всех учащихся в учебную деятельность, позволяя осуществлять коллективный поиск решений задач, обмен идеями, информацией, математическими знаниями. Это, своего рода, соревнование между группами, в связи с чем, занятие в такой форме не только вызовет у обучающихся азарт и волю к победе, но и мотивирует на получение более широких знаний в области математики и информатики.
Таким образом, арсенал современных интерактивных форм работы на уроках математики и информатики достаточно широк. Педагог может выбирать на собственное усмотрение те технологии,
методы и средства, которые в наибольшей степени соответствуют решаемой задаче и поставленной цели. Кроме того, указанные методы могут трансформироваться, дополняться и модернизироваться в процессе педагогического творчества [1, С. 892].
Следует иметь в виду, что использование интерактивных средств, инновационных форм и методов работы должно быть системным, но, при этом, дозированным. Другими словами, должен соблюдаться принцип последовательности, системности, доступности, посильности для обучающихся. Не следует перегружать их проблемными формами работы на одном уроке. При этом усложнение познавательной деятельности и проблемности обучения должно происходить в зоне ближайшего действия, способствуя планомерному повышению уровня познавательной активности, креативности, творческого и критического мышления обучающихся.
Список литературы
1. Абдуллаев, А. Н. Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике / А. Н. Абдуллаев, А. И. Инатов, Курбан Останов, Рашид Усанов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 8 (112). - С. 891-893.
2. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе. - М., 2014. - 183 с.
3. Букреева С.Н., Мухортова И.И. Современный урок как основополаающий компонент в образовательном процессе XXI в. //Молодой ученый. -2017. - №2. - С. 738-740.
4. Дубогрей Т.Ф., Селюта С.С. Роль математики в эффективном изучении информатики // ИСОМ. 2016. №Приложение 1. URL: https://cyber-leninka.ru/artide/n/rol-matematiki-v-effeküvnom-izuchenii-informatiki (дата обращения: 14.04.2021).
5. Жигачева Н.А. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28472 (дата обращения: 14.04.2021).
6. Сойер У. Прелюдия к математике. - М., 1972. - 319 с.
7. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы //Национальный психологический журнал. - 2010. - №2. - С. 6-11;
8. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2007. 219 с.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
Рябкова Е. С.
«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
к.филол.н, доцент кафедры «Иностранныхязыков»
Сахно А.В.
«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
Студент
TO THE PROBLEM OF BUILDING GRAMMAR SKILLS AND IMPROVING OF PROFESSIONAL COMMUNICATION IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Riabkova E.
The Volga State University of Telecommunications and Informatics candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Foreign Languages
Sakhno A.
The Volga State University of Telecommunications and Informatics
student
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема формирования грамматических навыков у учащихся неязыковых ВУЗов. Выявляются основные принципы для успешного освоения материалом. Рассматриваются возможные причины неудовлетворительного усвоения грамматического материала.
Abstract
This article examines the concept of building grammar skills among the students of non-linguistic universities. Basic principles of successful learning are discussed. The article also deals with the problem of possible reasons of improper learning of grammar rules.
Ключевые слова: грамматические навыки, компетенция, неязыковой ВУЗ, профессионально-орие-тированная лексика.
Keywords: grammar skills, competence, non-linguistic university, professionally-oriented vocabulary.