Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗе'

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1312
642
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инклюзивное образование / социализация / доступная среда. / inclusive education / socialization / accessible environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Р.В.

Вопрос о внедрении инклюзивного образования был и остается очень актуальным, инклюзия, «доступная среда» в системы образование является основной задачей в системе образования и интеграции. Возможно, результаты данной работы будут видны в дальнейшем, но определенные выводы в инклюзивном образовании возможно сделать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE UNIVERSITY

The introduction of inclusive education has been and remains very relevant, the inclusion, the «accessible environment» in the education system is the main task in the education system and integration. Perhaps the results of this work will be visible in the future, but certain conclusions in inclusive education possible.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗе»

PEDAGOGY | Juvenis scientia 2016 № 1

41

развитие инклюзивного образования в ВУЗе

Р. В. Андреева

Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89

Вопрос о внедрении инклюзивного образования был и остается очень актуальным, инклюзия, «доступная среда» в системы образование является основной задачей в системе образования и интеграции. Возможно, результаты данной работы будут видны в дальнейшем, но определенные выводы в инклюзивном образовании возможно сделать.

Ключевые слова: инклюзивное образование, социализация, доступная среда.

the development of inclusive education in the university

R. V. Andreeva

Saratov socio-economic Institute Russian economic University named after G.V. Plekhanov 89 Radishchev St., 410003, Saratov, Russia

The introduction of inclusive education has been and remains very relevant, the inclusion, the «accessible environment» in the education system is the main task in the education system and integration. Perhaps the results of this work will be visible in the future, but certain conclusions in inclusive education possible.

Keywords: inclusive education, socialization, accessible environment.

В настоящее время интеграционные процессы стали более полно охватывать разные группы студентов с отклонением в развитии. В прошлом, в советских образовательных учреждениях доминировала самопроизвольная (неконтролируемая) интеграция, потом интеграция на уровне одного образовательного учреждения, то в данный момент мы по-настоящему приступили к образованию разных моделей интегрированного или инклюзивного обучения.

Реализация развития инклюзивного образования позволит осуществить на практике в вузе такой принцип - «Равные и разные» и дополнить понятие «доступность качества» понятием «качество доступности».

Инклюзивное образование - формирование общего формирования всех детей, которое не связано с собственными физическими, психическими, умственными и других отличительными чертами в общей системе образования вместе со своими ровесниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, при этом беря во внимание особые образовательные потребности детей, образуя условия соответствующие особым потребностям и оказывая необходимую специальную поддержку. [1]

Интеграция - процесс становления, следствием чего достигается единство и целостность внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. [2]

Основным различием инклюзивного подхода от интегративного - это качественное преобразование социально-педагогических условий, построенных на кардинальном реформировании учебно-воспитательного процесса, разработка полномасштабного социально-образовательного окружения и огромное стремление всех членов микро- и макросоциумов к личностным и профессиональным переменам для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация - процесс формирования индивидуума, постепенное постижение им требований общества, обретение социально важных характеристик мышления и поведения, упорядочивающее его взаимосвязь с обществом.

Организационной сутью инклюзивного образования можно считать обучение студентов инвалидов вместе с другими студентами в соответствии с общими нормами и требовани-

ями к процессу, содержания, качеству и результату образования. [3]

Наиболее актуально данный вопрос выражается в деятельности по привлечению людей, имеющих определённые физические недостатки (можно даже сказать - скорее особенности) в наше социальное окружение.

Поэтому в настоящий момент ставятся одна из основных проблем перед социумом, государством, и перед системой образования - формирование условий гарантирующих доступность и качество образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Создание доступной среды для инклюзивного образования - это необходимые требования для развития образовательных организаций высшего профессионального образования.

Направления работы по развитию «включенного» образования:

1. Организационные мероприятия, направленные на формирования необходимой информации по категориям студентов:

• Мониторинг контингента обучающихся студентов вуза в начале учебного года;

• Создание и ведение базы данных студентов-инвали-дов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• Формирование личных дел студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• Контроль за сроками действия справок об установлении инвалидности;

• Назначение выплат (социальной стипендии и материальной помощи), предусмотренной законодательством РФ и законом «Об образовании», в соответствии со статусом обучающихся;

2. Психологическое сопровождение студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

• Индивидуальные консультации с психологом;

• Адаптивные тренинги;

• Тренинги на командообразование;

• Профориентационные тренинги.

3. Профилактико-оздоровительные мероприятия:

• Занятие физической культурой по специальной программе;

42

Juvenis scientia 2016 № 1 | ПЕДАГОГИКА

• Посещение СОК вуза;

• Посещение СОЛ;

• Бесплатное консультирование в медицинском цен-

тре вуза у узких специалистов;

4. Социокультурное сопровождение внеучебной деятельности:

• Проведение мероприятий с привлечением «медийных личностей» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• Привлечение студентов-инвалидов и лиц с ограни-

ченными возможностями здоровья к занятиям в творческих коллективах и спортивных секциях;

• Участие студентов во внутривузовских, городских, областных, Всероссийских культурно-массовых, общественных и спортивных мероприятиях.

5. Формирование толерантного отношения к студен-там-инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

• Привлечение студентов-волонтеров для помощи студентам-инвалидам, в т.ч. для помощи при передвижении по корпусам вуза;

• Волонтерская помощь студентов в организации учебного процесса инклюзивного обучения (зачитывание лекционного материала для аудиозаписи, материалов для

семинарских занятий, лабораторных работ и практических занятий);

• Участие студентов-волонтеров в досуговых мероприятиях для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• Проведение круглых столов и тематических мероприятий, направленных на образование толерантной социокультурной среды;

• Размещение информации и статей на информационном ресурсе вуза о достижениях студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данная работа позволит развивать систему инклюзивного образования студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе и обеспечить права детей с ОВЗ на равные права к качественному образованию независимо от состояния здоровья и места проживания.

литература

1. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) принят Государственной Думой 2 июня 1999 года.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

3. Ярская В. Инклюзия - новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. Саратов, 2008.

Поступила в редакцию 14.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.