Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры бизнеса в сельских территориях'

Развитие инфраструктуры бизнеса в сельских территориях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА БИЗНЕСА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ / ГРАНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майстер И.С.

Одной из проблем, препятствующих развитию бизнеса в сельских территориях, является отсутствие обслуживающей сферы. Важную роль в решении этой задачи будет играть создание сельскохозяйственных кооперативов. Мировой опыт показывает, что именно взаимодействие в рамках кооперативов позволяет предпринимателям в аграрном секторе эффективно управлять сбытом своей продукции и формированием производственных и финансовых ресурсов. Несмотря на очевидные преимущества объединения капиталов в подобных рамках в России процесс развития сельскохозяйственной кооперации идет очень тяжело. В связи с этим, в статье предлагается, комплекс мер, реализация которых может оказать положительное влияние в решении данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры бизнеса в сельских территориях»

УДК 338.431.2

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ БИЗНЕСА В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

МАЙСТЕР И.С.,

аспирант ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», e-mail: olyapod2017@yandex.ru.

Реферат. Одной из проблем, препятствующих развитию бизнеса в сельских территориях, является отсутствие обслуживающей сферы. Важную роль в решении этой задачи будет играть создание сельскохозяйственных кооперативов. Мировой опыт показывает, что именно взаимодействие в рамках кооперативов позволяет предпринимателям в аграрном секторе эффективно управлять сбытом своей продукции и формированием производственных и финансовых ресурсов. Несмотря на очевидные преимущества объединения капиталов в подобных рамках в России процесс развития сельскохозяйственной кооперации идет очень тяжело. В связи с этим, в статье предлагается, комплекс мер, реализация которых может оказать положительное влияние в решении данных проблем.

Ключевые слова: инновация, инфраструктура бизнеса, потребительский кооператив, производственный кооператив, грант, государственная поддержка, предпринимательство.

DEVELOPMENT OF BUSINESS INFRASTRUCTURE IN RURAL AREAS

MAISTER I.S,

post-graduate student of the State Educational Institution "South-Western State University", e-mail: olyapod2017@yandex.ru.

Essay. One of the problems hampering the development of business in rural areas is the lack of a service sector. An important role in this task will be played by the creation of agricultural cooperatives. World experience shows that it is interaction within the cooperatives that allows entrepreneurs in the agricultural sector to effectively manage the marketing of their products and the formation of production and financial resources. Despite the obvious advantages of combining capital in such a framework in Russia, the process of developing agricultural cooperation is very difficult. In this regard, the article suggests a set of measures, the implementation of which can have a positive impact in solving these problems.

Keywords: innovation, business infrastructure, consumer cooperative, production cooperative, grant, state support, en-trepreneurship.

Введение. В настоящее время развитие экономики России невозможно без кардинальных изменений, а именно перехода на новый этап своего развития - инновационный. Сельское хозяйство - это важнейший сектор отечественной экономической системы. Следовательно, стратегическими направлениями в этой сфере являются достижения научно-технического прогресса, внедрение новых технологий и управленческих процессов, а также постоянное взаимодействие науки и практической деятельности. В этом случае, государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов [1]:

- программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

- доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- публичность оказания государственной поддержки посредством размещения информации об оказываемых мерах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

- защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

- приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства;

- обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- носить целевой характер использования бюджетных средств в данной сфере.

Несмотря на поддержку со стороны государства, сегодня обеспеченность сельского хозяйства в объектах социальной и производственной инфраструктуры пребывает на крайне низком уровне. Их количественное и качественное уменьшение является одной из причин деградации сельских территорий, формирование экономических условий деятельности для ведения бизнеса пребывает в неблагоприятной обстановке; в сельских территориях наблюдается и повышается социальная напряженность, снижение благосостояния населения.

Материал и методика исследования. Одним из составных элементов инфраструктуры сельского хозяйства являются кооперативы, т.е. объединения сельхозтоваропроизводителей для достижения общих целей, например, сбыта сельхозпродукции. Особенностью сельхозкооперации является ее нацеленность не на получение прибыли, а на решении общих проблем членов кооператива. В развитых странах, таких как США, Франция, Финляндия и др., именно в таких объединениях достигается максимальная эффективность сбыта сельхозпродукции.

Результаты исследования. Каждому участнику кооператива вкладывать в общую деятельность капитал довольно выгодно, так как в процессе функционирования сельхозкооператива он способен получать большие доходы от реализации продукции, приобретать в собственность основные фонды по ценам, ниже рыночных, а также рационализировать свою деятельность.

Источниками формирования имущества кооперативов могут быть собственные и заемные средства (рисунок 1).

Рисунок 1 - Источники формирования имущества кооперативов

Таблица 1 - Основные характеристики сельскохозяйственного производственного и потребительского кооперативов

Вид кооператива

Производственный Потребительский

Создают частные лица для ведения совместной деятельности Создают товаропроизводители (частные и (или) юридические лица) в сфере сельского хозяйства

Организация в целях получения прибыли Некоммерческая организация

Количество участников - 5 и более частных лиц Количество участников - 2 и более юридических лиц или 5 частных лиц

Не менее 50 % объема работ выполняется членами кооператива Не менее 50 % объема работ (услуг) выполняется для своих членов

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

перерабатывающие

обслуживающие

I

сбытовые

страховые

снабженческие

Рисунок 2 - Основные виды сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Выделим принципы создания и функционирования сельскохозяйственных кооперативов:

- участие на добровольной основе;

- личное участие членов кооператива в его трудовой деятельности;

- ориентация на получение экономических выгод для всех участников кооператива;

- распределение доходов в зависимости от личного участия членов кооператива;

- взаимопомощь участников;

- открытость и прозрачность деятельности кооператива [2].

На практике большинство исследователей обычно выделяют два типа кооперативов в сельском хозяйстве: потребительские и производственные кооперативы. Рассмотрим основные характеристики каждого из них (таблица 1).

Учитывая практику в России, сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут быть сформированы сельхозтоваропроизводителями в следующих видах (рисунок 2).

Согласно российскому законодательству сельхозкооперативы относятся к малым формам хозяйствования (МФХ) в секторе агропромышленного комплекса (рисунок 3).

Практика показывает, что наиболее эффективны и устойчивы крупные хозяйства. Им легче привлечь кре-

диты, применять агротехнологии, выживать в условиях конкуренции [3. - С. 391]. Небольшие хозяйства более подвержены рискам ведения сельхозпроизводства, фермеры и личные подсобные хозяйства могут быть эффективны в кооперации с крупными хозяйствами или между собой. Объединение в сельхозкооперативы способствует созданию благоприятных условий для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, гарантированному сбыту и обеспечивает занятость и увеличение доходов сельского населения.

Учитывая все эти преимущества, необходимы системные мероприятия по поддержке развития кооперативов в сельском хозяйстве.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (далее - Госпрограмма) в Российской Федерации оказывается поддержка малых форм хозяйствования [4]. Одной из основных задач, для решения которых предпринимаются эти меры, является увеличение доходов и снижение издержек в малых моделях хозяйствования с применением механизмов сельскохозяйственной потребительской кооперации [5].

Рисунок 3 - Малые формы хозяйствования в АПК

Рисунок 4 - Структура финансирования подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» по направлениям денежных средств

Правительство в 2015 г. ввело в подпрограмму «Поддержка малых форм хозяйствования» возможность предоставления потребительским кооперативам грантов в целях совершенствования материально-технической базы (МФХ). Выделенные финансовые средства направляются на разработку и внедрение инноваций, на автоматизацию рабочих мест, а также на создание, реконструкцию, реорганизацию, адаптацию материально-технической базы потребительских сельхозкооперативов.

За 2012-2015 гг. фактический объем финансирования из средств федерального бюджета всех мероприятий подпрограммы составил 37,7 млрд руб., а именно:

- на финансовую поддержку начинающих фермеров было затрачено 9,1 млрд руб.;

- на создание и развитие малых семейных ферм в сфере животноводства - 7,5 млрд руб.;

- на поддержку со стороны государства в области кредитования МФХ было выделено 20,6 млрд руб.;

- на оформление права собственности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами своих участков земли -0,1 млрд руб.;

- поддержка в виде предоставления грантов потребительским кооперативам в сельском хозяйстве - 0,4 млрд руб.

Если проанализировать данные по финансированию малых форм хозяйствования в АПК за 2015 г., то можно увидеть, что после введения грантовой поддержки кооперативов ее доля в общем объеме средств, выделенных малым предприятиям АПК, составила всего 2,8 % (рисунок 4).

Максимальная величина гранта для совершенствования материально-технической базы одного конкретного сельскохозяйственного потребительского коопера-

тива устанавливается органами государственной власти субъектов РФ на уровне не более 70 млн руб. Помимо этого, грантовая поддержка не должна превышать 60 % от совокупных затрат на совершенствование МТБ сельхозкооператива.

Фактический объем финансирования мероприятия за счет федеральных и региональных средств за 2015 год составил 586 млн руб., в том числе за счет федерального бюджета 400 млн руб., региональных бюджетов - 186 млн руб. (рисунок 5).

Кооперация в сельском хозяйстве играет важную роль. С ее помощью развивается экономический потенциал отрасли, повышается конкурентоспособность и социальный статус сельхозтоваропроизводителей и как следствие эти факторы должны способствовать развитию бизнеса в сельских территориях.

Несмотря на то, что государством оказывается поддержка и развитие данной сферы, в настоящее время процесс создания кооперативных объединений в сельской местности идет очень медленно. Причин этому несколько. Это и нехватка капиталов, чтобы начать формирование кооператива «с нуля», и неспособность региональных и муниципальных органов власти повлиять на предпринимателей (а зачастую и недооценка органами власти значения кооперативов).

По нашему мнению, одной из основных причин является также низкая информированность и незаинтересованность предпринимателей в объединении, их психологическая неготовность. Решить эту проблему можно с помощью создания системы, обеспечивающей постоянный доступ К(Ф)Х и ЛПХ к актуальной информации по состоянию рынка образовательных, научных и консалтинговых услуг. В том числе необходима информационная поддержка процесса создания кооперативов в сельской местности, пропаганда, убеждающая предпринимателей вступать в кооперативные объединения, распространение передового опыта.

Для успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации также необходимо следующее:

- постоянное прохождение курсов повышения квалификации частных фермеров, владельцев личных хозяйств, участников сельскохозяйственных кооперативов и сотрудников финансовых организаций, обеспечивающих финансовую и информационную поддержку кооперативных объединений;

- обучение кадров в целях создания органов фермерского самоуправления и прочих организаций некоммерческого сектора;

- переподготовка государственных и муниципальных работников в сфере контроля и координации деятельности К(Ф)Х, ЛПХ и малых предприятий АПК.

Вместе с этим, агропромышленные предприятия в современной экономической ситуации должны иметь высокую инновационную восприимчивость. Поступательное развитие агробизнеса, обеспечивающее постоянный рост экономической эффективности и расширенное воспроизводство невозможно без внедрения новшеств и инновационной составляющей в процесс организации и управления агропромышленным предприятием. Обеспечить инновационный путь развития способен руководитель, обладающий не только богатым опытом в управлении сельскохозяйственным предприятием, но и высоким уровнем знаний в данной области. Так же необходимо повышение эффективности производственных процессов.

На данный момент, несмотря на быстрые темпы развития науки и техники, инновационная составляющая российского сельского хозяйства остается невостребованной и мало привлекательной. Процесс автоматизации сельскохозяйственных работ практически приостановлен из-за уменьшения числа новых механизмов; крупные и мелкие хозяйства не проявляют должной восприимчивости нововведений, за счет чего процедура освоения новой техники проходит очень медленно. Многие хозяйства закупают единицы техники и технологии за рубежом по довольно завышенным ценам и зачастую сомнительного качества.

68 %

Рисунок 5 - Структура источников финансирования грантовой поддержки потребительских кооперативов сельского хозяйства для совершенствования собственной материально-технической базы

Если проанализировать современное состояние и динамику развития агропромышленного комплекса в течение последнего десятилетия, то можно сделать вывод, что даже при должном развитии основных фонов отрасль сельского хозяйства не будет рентабельна. Иными словами, только освоение новой техники и развитие научной базы производства способны исправить данную ситуацию. А это, в свою очередь, требует новых работников с большим трудовым потенциалом, высокой инновационной восприимчивостью, знаниями в области экологического производства и управления организацией.

Уже сегодня в России имеются разработки по стабилизации отрасли, на основе инновационных проектов. Однако, эти идеи так и остаются не реализованными во многом из-за экономической и правовой неграмотности фермеров. Не квалифицированность кадров, низкий уровень производительности труда, безынициативность, пессимизм, незаинтересованность в развитии сельских территорий и нерациональное использование человеческого капитала - все это тормозит инновационное развитие в сфере сельского хозяйства.

Чтобы сектор АПК перешел на принципиально новый уровень своего развития с минимальными рисками и финансовыми потерями, по нашему мнению, прежде всего, нужна поддержка и государства, и бизнес-структур, и образования. Благодаря согласованности действий этих составляющих возможно поменять консервативное мышление крестьянства и подготовить кадры, обладающие широким спектром умений и навыков.

Новые формы хозяйствования требуют от руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий глубоких знаний, научных основ рациональной организации производства в условиях рыночных отношений. Агропромышленному производству требуются новые руководители и специалисты, которые обладают большим опытом работы в сфере организации и развития технологий производства, способны

работать на государственных предприятиях и в кооперативах, могут быть консультантами арендных коллективов, фермерских (крестьянских) хозяйств, возглавлять или работать в их составе, анализировать и прогнозировать результаты хозяйственной деятельности.

Вывод. Государство в течение долгого времени не финансировало проблему занятости и не участвовало в координировании рынка труда на селе. Результатом подобного бездействия можно считать сегодняшнюю диверсификацию сельской экономики, отсутствие новых рабочих мест в АПК, снижение качественных характеристик рабочей силы и размера оплаты труда.

Вместе с тем, мировая практика продемонстрировала эффективность деятельности кооперативных объединений. Сельхозкооперация помогает фермерам рационально управлять сбытом производимой продукции, создавать финансовые резервы для развития хозяйств и реализовывать инновационные проекты.

Совершенствование организации сельскохозяйственного производства на основе инновационного развития и использования интенсивных технологий требует от предприятий изменения программ обучения и переподготовки кадров, проведения исследований по адаптации современных технологий к местным природно-климатическим условиям, а также освоения на практике новых систем сельскохозяйственных машин и оборудования.

Для улучшения условий труда и жизни на селе необходимо больше внимания уделять сбалансированности производственных, непроизводственных фондов и фондов соцкультбыта, развивать социальную инфраструктуру села, обеспечивать население больницами, школами, детскими дошкольными учреждениями. Лишь в этих условиях возможно повышение обеспеченности трудовыми ресурсами, эффективности использования рабочей силы и инновационного развития сельскохозяйственных предприятий регионов Российской Федерации.

Список использованных источников

1. Литвиненко И.Л., Киянова Л.Д. Обеспечение инновационного развития региональных АПК: проблемы и пути решения. // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - № 2 (50). Номер статьи: 1512. Дата публикации: 2017-04-19. Режим доступа: http://eee-region.ru/article/5012/

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717. [Электронный документ]. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/5303cbf5887f046040d64 0a02a9a5be568d44695/. (дата обращения 24.11.2017).

3. Киянова Л.Д. Факторы развития малого предпринимательства в сельских территориях / Никоновские чтения.

- 2013. - № 18. - С. 390-393.

4. Бакулин Е.В. Кооперативные поставки по системе «ТОЧНО-В-СРОК». // Актуальные вопросы экономических наук. - 2012. - № 20. - С. 151-155.

5. Гайсина Л.М. Формирование модели механизма трансформации системы управления персоналом // Власть.

- 2015. - № 3. - С. 76-81.

6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 29.11.2017).

List of sources used

1. Litvinenko I.L., Kiyanova L.D. Providing innovative development of regional agribusiness: problems and solutions. // Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. - No. 2 (50). Number of article: 1512. Date of publication: 2017-04-19. Access mode: http://eee-region.ru/article/5012/

2. State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717. [Electronic document]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/5303cbf5887f046040d64 0a02a9a5be568d44695 /. (date of circulation on 24.11.2017).

3. Kiyanova L.D. Factors of small business development in rural areas / Nikon readings. - 2013. - No. 18. - P. 390-393.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bakulin E.V. Co-operative supplies on the system "EXACTLY-IN-TERM". // Actual questions of economic sciences. - 2012. - No. 20. - P. 151-155.

5. Gaisina L.M. Formation of the model of the mechanism of transformation of the personnel management system. // Vlast. - 2015. - No. 3. - P. 76-81.

6. Federal Service of State Statistics. [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru. (Date of circulation: 29.11.2017).

УДК 338.43. 02

РОЛЬ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА

В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

ВОДЕННИКОВ О.Г.,

аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, г. Пермь, Россия, ovodperm@mail.ru, +79519562221.

ЯРКОВА Т.М.,

доктор экономических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, г. Пермь, Россия, tanyayarkova@yandex.ru.

Реферат. В данной статье рассматривается роль мясного скотоводства в обеспечении продовольственной безопасности региона. Авторами дано определение продовольственной безопасности, рассмотрена роль мяса и мясопродуктов в жизнеобеспечении населения страны. Мясное скотоводство региона является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса. Проведен анализ: основных показателей мясного скотоводства края за последние пять лет; объем производства продукции мясного скотоводства за аналогичный период. Рассчитан показатель самообеспеченности региона мясом и мясопродуктами за пять лет, с последующим его сравнением с установленным контрольным показателем по Российской Федерации. Затронуты проблемы одного из основных направлений мясного скотоводства - производство говядины, как товара, у которого рост производства возможен только в долгосрочной перспективе и с привлечением инвестиций. Указаны по авторскому мнению основные препятствия, существующие в Пермском крае, мешающие достижению установленного показателя самообеспеченности в регионе. Определены основные территории выращивания и размещения мясного скота, с указанием пород крупного рогатого скота, приоритетных для разведения на данных территориях. Проведен анализ динамики развития поголовья мясного скота в Пермском крае за последние пять лет, с последующим анализом. Выделены пути развития мясного скотоводства в Пермском крае, которые способствуют увеличению производства говядины в регионе. Определены основные направления, по которому развивается мясное скотоводство в крае, для обеспечения населения качественным мясом и мясопродуктами, необходимыми для жизнедеятельности. Авторами разработаны конкретные меры по увеличению производства мяса и мясопродуктов в регионе.

Ключевые слова: мясное скотоводство, санкции, население, импорт мяса, самообеспеченность, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, Пермский край, говядина, размещение мясного скота, живая масса, выращивание молодняка, пути развития.

THE ROLE OF BEEF CATTLE IN ENSURING FOOD SECURITY IN THE REGION

VODENNIKOV O.G.,

graduate student, Federal state budgetary educational institution higher education «Perm state agro-technological university named after academician D.N. Pryanishnikov», FSBEI HE Perm SATU, Perm, Russia, ovodperm@mail.ru, +79519562221.

YARKOVA T.M.,

doctor of economic Sciences, Professor, Federal state budgetary educational institution higher education «Perm state agro -technological university named after academician D.N. Pryanishnikov», FSBEI HE Perm SATU, Perm, Russia, tanyayarkova@yandex.ru.

Essay. In the paper under consideration the role of beef cattle breeding in assistance food security in the region. The authors gave a definition of food security, the role of meat and meat products in the life support population of the country. Beef cattle in the region are one of the most important components of agro-industrial complex. Provide analysis: the main indicators of beef cattle breeding region in the last five years; the volume of production of beef cattle for the analogical period. We have calculated the index of self-sufficiency of the region with meat and meat products for five years, followed by compared with the established performance benchmark on the Russian Federation. Affected the problem one of the main directions of beef cattle breeding - beef production, as a goods, increase in production whom is only possible in the long term period and with attraction investment. Pointed by author's opinion the main obstacles existing in the Perm region, hin-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.