Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION COMPETENCE / PHYSICAL EDUCATION TEACHER / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DISTANCE TECHNOLOGIES / DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарбузов Сергей Петрович

Одной из важнейших проблем современного образования в Российской Федерации является повышение значимости самообучения с помощью цифровых технологий за счет снижения роли педагога в учебном процессе. В связи с этим в российском образовательном пространстве актуализировалась проблема определения и осознания важности развития информационной компетентности преподавателя. Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации авторского подхода к решению проблемы развития информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза. Задача исследования состояла в разработке и экспериментальной проверке методики развития информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза. В экспериментальной работе использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, опрос преподавателей и студентов, психолого-педагогическая диагностика; педагогическое проектирования и др. Разработанная методика развития информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза может быть рекомендована к внедрению в деятельность по повышению информационной грамотности преподавателей кафедр физической культуры вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарбузов Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION TEACHER IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

One of the most important problems of modern education in the Russian Federation is to increase the importance of self-learning with the help of digital technologies by reducing the role of the teacher in the educational process. In this regard, in the Russian educational space, the problem of determining and realizing the importance of developing the information competence of a teacher has become relevant. The purpose of the study was to provide the theoretical justification and test the author's approach to solving the problem of developing the information competence of a University physical education teacher. The aim of the study was to develop and experimentally test the methodology for developing the information competence of a University physical education teacher. The following methods were used in the experimental work: the pedagogical observation, interviewing teachers and students, psychological and pedagogical diagnostics, pedagogical planning, etc. The developed methodology for developing the information competence of a physical culture teacher at a higher education institution can be recommended for implementation in activities aimed at improving the information literacy of teachers of physical culture departments of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

http://fgosvo.ru/uploadfïles/fgosvob/49_03_01_Fisra.pdf (date of accessed: 01.10.2020).

4. Seluyanov, V.N. (2001), Health-improving physical culture technology, TVT Division, Moscow.

5. Kholodov Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2006), Theory and methodology of physical education and sports: textbook for students of higher educational institutions, Academy, Moscow.

Контактная информация: nadezhda_vinok@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

УДК 796.011.3

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Сергей Петрович Гарбузов кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир

Аннотация

Одной из важнейших проблем современного образования в Российской Федерации является повышение значимости самообучения с помощью цифровых технологий за счет снижения роли педагога в учебном процессе. В связи с этим в российском образовательном пространстве актуализировалась проблема определения и осознания важности развития информационной компетентности преподавателя. Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации авторского подхода к решению проблемы развития информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза. Задача исследования состояла в разработке и экспериментальной проверке методики развития информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза. В экспериментальной работе использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, опрос преподавателей и студентов, психолого-педагогическая диагностика; педагогическое проектирования и др. Разработанная методика развития информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза может быть рекомендована к внедрению в деятельность по повышению информационной грамотности преподавателей кафедр физической культуры вузов.

Ключевые слова: информационная компетентность, преподаватель физической культуры, цифровая образовательная среда, дистанционные технологии, цифровая трансформация образования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p65-69

DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION TEACHER IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF

EDUCATION

Sergey Petrovich Garbuzov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Armavir

state pedagogical University

Abstract

One of the most important problems of modern education in the Russian Federation is to increase the importance of self-learning with the help of digital technologies by reducing the role of the teacher in the educational process. In this regard, in the Russian educational space, the problem of determining and realizing the importance of developing the information competence of a teacher has become relevant. The purpose of the study was to provide the theoretical justification and test the author's approach to solving the problem of developing the information competence of a University physical education teacher. The aim of the study was to develop and experimentally test the methodology for developing the information competence of a University physical education teacher. The following methods were used in the experimental work: the pedagogical observation, interviewing teachers and students, psychological and pedagogical diagnostics, pedagogical planning, etc. The developed methodology for developing the information competence of a physical culture teacher at a higher education institution can be recommended for imple-

mentation in activities aimed at improving the information literacy of teachers of physical culture departments of higher education institutions.

Keywords: information competence, physical education teacher, digital educational environment, distance technologies, digital transformation of education.

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование российской системы высшего образования предполагает внедрение цифровых технологий, что актуализирует поиски путей развития информационной компетентности преподавателя вуза, его профессиональной самореализации путем разработки и создания электронных платформ дистанционного обучения, онлайн курсов, организации и проведения сетевых конференций и форумов, участие в сетевых проектах [12]. Применение цифровых технологий в сфере физкультурного образования, как ресурсов модернизации различных видов физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности вуза приводит преподавателя физической культуры к необходимости овладения не только цифровой, но и информационной грамотностью как важными структурными компонентами его информационной компетентности [3-4]. Информационная компетентность преподавателя физической культуры определяется нами как средство профессионального самообразования в информационной деятельности и приобретения важных жизненных и профессионально значимых информационных навыков, которые включает в себя умения и навыки применение информационно-технических знаний и умений в обучении студентов дисциплине «Физическая культура и спорт».

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В экспериментальной работе организованной и проведенной в 2017-2020 учебных годах на базе Армавирского государственного педагогического университета приняло участие 15 преподавателей физической культуры и 10 преподавателей колледжей г. Армавира. Исследование состояло из двух этапов. На первом (2017-2018 уч. год) выполнялся анализ уровня разработанности научной проблемы в теории и практике педагогики. На втором (2019-2020 уч. год) организовывалась экспериментальная работа по разработке и реализации авторской модели развития информационной компетентности преподавателя вуза. Констатирующий эксперимент (контролирующий) - в нём рассматривалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике педагогики, изучались опыт и специфика организации такой работы в вузе. Формирующий эксперимент предполагал реализацию методики развития информационной компетентности преподавателя вуза.

В экспериментальной работе использовались следующие методы: анализ программно-нормативных документов и специальной литературы, педагогическое наблюдение, опрос преподавателей и студентов, анкетирование, интервьюирование, психолого-педагогическая диагностика показателей уровня развития информационной компетентности преподавателя физической культуры; педагогическое проектирования, изучение продуктов профессиональной деятельности преподавателей и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выполненный анализ специальной литературы позволил сделать вывод о том, что изучению проблемы развития информационной компетентности педагога посвящены научные труды Н.А. Афанасьевой, Т.А. Гудковой, Г.А. Гареева, А.П. Ершова, О.Б. Е.И. Машбиц, Э.Ф. Морковина, В.М. Монахова, Л.Б. Сенкевич Т.Н. Лукиной, С.В. Юнов и др. Однако научные работы, раскрывающие различные аспекты проблемы развития информационной компетентности преподавателя физической культуры в настоящее время в теории педагогики, отсутствуют.

Изучение научной литературы и опыта практической деятельности в контексте исследуемой проблемы позволило определить сущность и сформулировать понятие «информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза» как интегра-

тивного профессионально значимого личностного качества специалиста, включающего в себя комплекс умений и навыков обеспечивающих его готовность к эффективному использованию ресурсов информационной среды вуза в физкультурно-спортивной и оздоровительной работе со студентами.

В ходе исследования были определены базовый и специальный критерии сформи-рованности информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза и соответствующие им признаки, используемые для оценки.

Для базового критерия сформированности информационной компетентности характерным признаком является готовность преподавателя к отбору содержания учебного материала в информационной образовательной среде и умения реализации его в соответствии с уровнем информационной грамотности и индивидуальными возможностями студента. Для специального критерия сформированности информационной компетентности характерным признаком является соответствие каждого отбираемого компонента содержания учебного материала конкретному виду физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.

В качестве признаков-индикаторов развития информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза были избраны:

- умения и навыки информационно-программной деятельности в сфере образовании;

- наличие знаний о цифровизации физкультурного образования;

- умения и навыки разработки новых дистанционных технологий обучения дисциплине «Физическая культура и спорт»;

- умения и навыки создания эффективных технологий инновационной оздоровительной деятельности;

- умения и навыки разработки процедуры сдачи студентами контрольных нормативов по общей физической подготовке и комплекса ГТО в условиях дистанционной формы обучения.

Формирование готовности преподавателя физической культуры вуза к работе с учебной информацией в условиях дистанционного образования обеспечивалось организацией специального учебного курса, разработанного с учетом структуры информационной компетентности преподавателя Курс был нацелен на обеспечение развития у преподавателей знаний и умений грамотного использования новых информационных технологий в учебном процессе по физической культуре и спорту в вузе.

Направленность учебного курса заключалась в следующем:

- в подготовке преподавателей к разработке новых дистанционных технологий обучения дисциплине «Физическая культура и спорт», которые характеризуются информационной насыщенностью материала, обеспечивают гибкость обучения и свободный доступ обучающихся к знаниям;

- в создании преподавателями эффективных дистанционных технологий инновационной оздоровительной деятельности;

- в разработке методики организации процедуры сдачи студентами контрольных нормативов по общей физической подготовке и комплекса ГТО в условиях дистанционной формы обучения.

При проведении экспериментальной работы в качестве средств цифровизации профессиональной деятельности преподавателя выступали ресурсы электронной информационно-образовательной среды университета включающие в себя следующие образовательные электронно-интерактивные платформы: электронно-библиотечная система; "Университетская библиотека онлайн"; электронно-библиотечная система "IPRbooks"; электронный каталог АГПУ; система тестирования "INDIGO"; модуль синхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

В процессе экспериментальной работы нами была разработана методика проведения занятий по физической культуре со студентами на базе платформ MOODLE Zoom, YouTube. Она включает в себя демонстрационные и методические материалы по проведению онлайн-занятий, материалы по разработке комплексов общеразвивающих упражнений, по составлению индивидуализированных программ развития физических качеств и по организации самостоятельных физкультурно-спортивных и оздоровительных занятий студентов. Динамика развития информационной компетентности преподавателей физической культуры вуза в условиях дистанционного образования отражена в таблице.

Таблица - Динамика развития информационной компетентности преподавателей физической культуры вуза в условиях дистанционного образования (в баллах)_

№ п/п Компоненты готовности В начале эксперимента В конце эксперимента

1 Умения и навыки информационно-программной деятельности в сфере образовании 2,8 3,7

2 Наличие знаний о цифровизации физкультурного образования 2,6 3,6

3 Умения и навыки разработки новых дистанционных технологий обучения дисциплине «Физическая культура и спорт» 3,0 4,4

4 Умения и навыки создание эффективных технологий инновационной оздоровительной деятельности 3,2 4,4

5 Умения и навыки разработки процедуры сдачи студентами контрольных нормативов по общей физической подготовке и комплекса ГТО в условиях дистанционной формы обучения 2,1 3,4

Анализ представленных в таблице данных позволяет проследить, динамику развития показателей информационной компетентности преподавателей физической культуры. Из таблицы следует, что в конце эксперимента значительный прирост произошел в показателях - умения и навыки разработки новых дистанционных технологий обучения дисциплине «Физическая культура и спорт» - 1,4 балла; умения и навыки создания эффективных технологий инновационной оздоровительной деятельности - 1,2; умения и навыки разработки процедуры сдачи студентами контрольных нормативов по общей физической подготовке и комплекса ГТО в условиях дистанционной формы обучения - 1,3.

Анализ результатов проведённой экспериментальной работы позволил сделать вывод о том, что более 85,0% студентов, активно участвовали в выполнении индивидуальных заданий по физической культуре, проявляя при этом самостоятельность и инициативу. Это на наш взгляд обусловлено развитием рефлексии в процессе проведения онлайн-занятий, на которых в формате консультативной помощи студенты могли получить интересующую информацию о методике подбора и выполнения физических упражнений, об особенностях распределения физической нагрузки на занятии и др.

ВЫВОДЫ

Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что изучению проблемы развития информационной компетентности педагога посвящено значительное количество научных трудов отечественных и зарубежных исследователей и др. Однако научные работы, раскрывающие особенности развития информационной компетентности преподавателя физической культуры в настоящее время в теории и практике педагогики, отсутствуют.

Разработанная нами методика развития информационной компетентности преподавателя физической культуры вуза показала свою эффективность и может быть рекомендована к внедрению в деятельность по повышению информационной грамотности преподавателей кафедр физической культуры вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский, П.Г. Создание дистанционного обучения в образовательном учреждении сферы физической культуры и спорта / П.Г. Бордовский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 12 (142). - С. 36-41.

2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - 8-е изд. -Москва : Академия, 2013 - 208 с.

3. Колыхматов, В.И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 152-158.

4. Корчевский, А.М. Электронное обучение студентов вуза дисциплинам по физической культуре и спорту / А.М. Корчевский, Е.В. Токарь // Ученые записки университета им. П. Ф Лесгафта. - 2020. - №. 4 (182). - С. 220-224.

REFERENCES

1. Bordovsky, P.G. (2019), "Creation of distance learning in the educational institution of the sphere of physical culture and sport", Physical culture: education, education, training, Vol. 142 No .12, pp. 36-41.

2. Zakharova, I.G. (2013), Information technologies in education, Academia, Moscow.

3. Kolykhmatov, V.I. (2018), "Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 162, No. 8, pp. 152-158.

4. Korchevsky, A. M., Tokar, E. V. (2020), "Electronic training of university students in disciplines of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 220-224.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.10.2020

УДК 373+612.776.1+796

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анастасия Альлеровна Герасимова, доктор медицинских наук, Государственный университет управления, Москва; Иван Игоревич Криволапчук, лаборант-исследователь, Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт возрастной физиологии РАО, Москва; Вадим Петрович Чичерин, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Государственный университет управления, Москва

Аннотация

Выявлены особенности физической активности и функциональные возможности детей 6-7 лет с разным уровнем информатизации условий жизнедеятельности. Полученные результаты свидетельствуют, что мальчики в среднем характеризуются более высоким индексом информатизации условий жизнедеятельности по сравнению с девочками. Установлено, что по мере нарастания времени использования цифровых технологий в режиме дня, отмечается снижение рассматриваемых показателей физической активности и приспособительных возможностей детей.

Ключевые слова: физическая активность, цифровые технологии, индекс информатизации, функциональные возможности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p69-78

PHYSICAL ACTIVITY AND ADAPTATION ABILITIES OF CHILDREN AGED 6-7 YEARS OLD WITH DIFFERENT LEVEL OF INFORMATIZATION OF THE

ENVIRONMENT

Anastasia Allerovna Gerasimova, the doctor of medical sciences, State University of Management, Moscow; Ivan Igorevich Krivolapch.uk, the laboratory assistant-researcher, Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Vadim Petrovich Chicherin, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, State University of Management,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.