Научная статья на тему 'Развитие информационного пространства знаний в современных условиях'

Развитие информационного пространства знаний в современных условиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
24
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное пространство знаний / информационное общество / информация / знания / information space of knowledge / information society / information / knowledge

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Борлакова М.А., Борлакова Ф.А., Карабашева Х.И., Узденова А.А.

Одними из главных целями формирования информационного пространства, основанного на знаниях, является обеспечение прав граждан на объективную, достоверную и безопасную информацию, создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получение качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Борлакова М.А., Борлакова Ф.А., Карабашева Х.И., Узденова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the information space of knowledge in modern conditions

One of the main goals of the formation of an information space based on knowledge is to ensure the rights of citizens to objective, reliable and secure information, create conditions to meet their needs for continuous development, obtain high-quality and reliable information, new competencies, and broaden their horizons.

Текст научной работы на тему «Развитие информационного пространства знаний в современных условиях»

Борлакова М.А.

Старший преподаватель кафедры общей информатики. Северо-Кавказская государственная академия.

Борлакова Ф.А.

Обучающаяся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Карабашева Х.И.

Обучающаяся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Узденова А.А.

Обучающаяся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Развитие информационного пространства знаний в современных условиях*

Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы сформулированы основные принципы развития в России информационного общества: обеспечение прав граждан на доступ к информации; обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; сохранение традиционных форм получения товаров и услуг; приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий; обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях; обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере. Определяемые Стратегией цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий реализуются посредством информационной функции государства, а сама информационная функция - в процессе государственного управления в информационной сфере, при этом - информационное пространство знаний может быть рассмотрено как объект государственного управления, развитие которого осуществляется благодаря расширению возможностей науки, проведению образовательных и просветительских проектов, организации для граждан доступной для

© Борлакова М.А., Борлакова Ф.А., Карабашева Х.И., Узденова А.А., 2023.

ДктУлльные вопросы исторических наУк

132

всех системы связанных между собой знаний и представлений [1]. Формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений обусловлено бытием человека, сведениями об окружающей действительности, изменяющимися в процессе его жизнедеятельности. В объективном смысле знания представляют классифицированную совокупность информации, предлагаемую их носителем в соответствии с определенным алгоритмом и целями познания. Знания в субъективном смысле - это индивидуально отраженные формы и виды информации в сознании субъекта [2, с. 71].

Формирование информационного пространства знаний требует проведения ряда мероприятий в сфере духовно-нравственного воспитания граждан, сохранения культуры и общероссийской идентичности народов, проживающих на территории государства; исполнения просветительских проектов, направленных на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры; формирования безопасной информационной среды на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей; совершенствования механизмов обмена знаниями и т.д В.Н. Стегний считает, что современную стадию развития информационного общества следует понимать как общество знаний и информации... причем информация и знания становятся главными ценностями современного общества, пронизывая все сферы его жизни. При этом само развитие общества все больше зависит от новой социальной роли знаний, которые на сегодня не являются прерогативой только науки, а становятся основой практического использования [3, с. 9]. Использование знания рассматривается как усиление способности общества к практическому действию, как источник инноваций. Важнейшими составляющими общества знаний являются «нанотехноло-гии, биотехнологии, информационные и когнитивные технологии» [4, с. 92].

В настоящее время государством прилагаются существенные усилия как в плане развития собственной информационно-технической инфраструктуры, так и в направление развития оптимального правового регулирования и по полному комплексу вопросов в связи с потребностью формирования в стране «информационного общества», «общества знаний» [5, с. 34]. При исследовании проблемы создания единого информационного пространства знаний предлагается параллельно рассмотреть проблему библиографии как способа поиска согласованности между личностью субъекта и общественными процессами путем регулирования взаимного обмена информацией [6, с. 134].

Стратегическая задача государственного управления в информационной сфере - формирование информационного пространства знаний, основанного на знаниях, получаемых на основе информации, обладающей пара-

метрами комплексного качества (объективность, достоверность, полнота, доступность, ценность, безопасность) [7, с. 54]. Системному решению этой стратегической задачи государственного управления в информационной сфере способствует выделение основных структурных элементов пространства знаний, на которые должно осуществляться управляющее воздействие.

Формирование информационного пространства знаний осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний и представлений, обеспечения безопасной информационной среды для детей, продвижения русского языка в мире, поддержки традиционных форм распространения знаний. Создание единого информационного пространства является дополнительным условием для совершенствования механизма распространения знаний в зависимости от уровня ресурсов и видов деятельности, а в дальнейшем и условием для формирования пространства знаний.

Библиографический список:

[1] Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской

Федерации на 2017 - 2030 годы». // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (Дата обращения: 11.02.2023)

[2] Рыбаков О.Ю. Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение //

Мониторинг правоприменения. 2017. № 3 (24). С. 71-76.

[3] Стегний В.Н. Информационное общество: отношение личности к информации // Вестник ПНИПУ. Со-

циально-экономические науки. 2013. № 19. С. 7-22.

[4] Черникова И.В., Карташова А.А. Формирование новой образовательной парадигмы в связи с переходом

от информационного общества к обществу знаний //Вест. Том. гос. ут-та. 2014. № 389. С. 92-97.

[5] Доровских Е.М., Орлова О.В., Скурко Е.В., Соловяненко Н.И. Формирование «Зон знаний» интегра-

ционных объединений государств с участием России в свете Стратегии развития информационного общества на 2017-2030гг. // Образование и право. 2018. № 12. С. 33-37.

[6] Трофимова Е.И. Теоретико-библиографические основания построения единого электронного про-

странства знаний // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.2019. № 4 (35). С. 131-141.

[7] Алексеева М.В. Особенности информационного пространства знаний как объекта государственного

управления в информационной сфере // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 1. С. 50-55.

Reference

[1] Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 N 203 "On the Strategy for the Development

of the Information Society in the Russian Federation for 2017 - 2030." // URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41919 (02.11.2023)

[2] Rybakov O.Yu. Priorities for the development of the information society in Russia: legal support // Monitoring

of law enforcement. 2017. № 3 (24). P. 71-76.

[3] Stegny V.N. Information society: the attitude of the individual to information // Bulletin of PNIPU. Socio-

economic sciences. 2013. № 19. P. 7-22.

[4] Chernikova I.V., Kartashova A.A. Formation of a new educational paradigm in connection with the transition

from the information society to the knowledge society // Vest. Volume. state ut-ta. 2014. № 389. P. 92-97.

[5] Dorovskikh E.M., Orlova O.V., Skurko E.V., Solovyanenko N.I. Formation of "Knowledge Zones" of integration

associations of states with the participation of Russia in the light of the Strategy for the Development of the Information Society for 2017-2030. // Education and law. 2018. № 12. P. 33-37.

[6] Trofimova E.I. Theoretical and bibliographic foundations for constructing a unified electronic knowledge space // Cul-

ture and Education: scientific and information magazine of universities of culture and arts. 2019. № 4 (35). P. 131-141.

[7] Alekseeva M.V. Features of the information space of knowledge as an object of public administration in the

information sphere // North Caucasian Legal Bulletin. 2018. № 1. P. 50-55.

ДктУлльные вопросы исторических ндУк

134

Борлакова М.А.

Старший преподаватель кафедры общей информатики.

Северо-Кавказская государственная академия.

Борлакова Ф.А.

Обучающаяся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Карабашева Х.И.

Обучающаяся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Узденова А.А.

Обучающаяся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Развитие информационного пространства знаний в современных условиях

Аннотация. Одними из главных целями формирования информационного пространства, основанного на знаниях, является обеспечение прав граждан на объективную, достоверную и безопасную информацию, создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получение качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора.

Ключевые слова: информационное пространство знаний, информационное общество, информация, знания.

Borlakova M.A.

Senior lecturer of the Department of General Informatics.

North Caucasus State Academy.

Borlakova F.A.

2nd year student, North Caucasus State Academy.

Karabasheva Kh.I.

2nd year student, North Caucasus State Academy.

Uzdenova A.A.

2nd year student, North Caucasus State Academy.

Development of the information space of knowledge in modern conditions

Abstract. One of the main goals of the formation of an information space based on knowledge is to ensure the rights of citizens to objective, reliable and secure information, create conditions to meet their needs for continuous development, obtain high-quality and reliable information, new competencies, and broaden their horizons.

Key words: information space of knowledge, information society, information, knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.