Научная статья на тему 'Роль стратегии развития информационного общества в российской федерации на 2017-2030 годы в формировании информационного пространства'

Роль стратегии развития информационного общества в российской федерации на 2017-2030 годы в формировании информационного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 г. / государственная информационная политика / информационное общество / информационное пространство / information society development strategy in the Russian Federation for 2017-2030 / state information policy / information society / information space

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кочкаров Р.С., Узденова Б.Х., Алиева З.Х., Карабашева Х.И., Шебзухова К.В.

В развитии информационного пространства, для информационной политики, имеют значение его определенные элементы и алгоритмы, воздействие на которые средствами и методами информационной политики, позволяет влиять на изменение инфопространства, оказывать влияние на лиц, принимающих решения, регулировать процесс сбора, обработки, хранения и передачи информации, увеличивать возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кочкаров Р.С., Узденова Б.Х., Алиева З.Х., Карабашева Х.И., Шебзухова К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the information society development strategy in the Russian Federation for 2017-2030 in the formation of the information space

In the development of the information space, for information policy, its certain elements and algorithms are important, the impact on which by means and methods of information policy allows you to influence the change of the information space, influence decision makers, regulate the process of collecting, processing, storing and transmitting information, increase opportunities.

Текст научной работы на тему «Роль стратегии развития информационного общества в российской федерации на 2017-2030 годы в формировании информационного пространства»

Кочкаров Р.С.

Старший преподаватель кафедры общей информатики.

Северо-Кавказская государственная академия.

Узденова Б.Х.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей информатики. Северо-Кавказская государственная академия.

Алиева З.Х.

Студент 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Карабашева Х.И.

Студент 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Шебзухова К.В.

Студент 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Роль стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы в формировании информационного пространства

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы направлена на создание условий по формированию знаний и предоставлению доступа к ним, совершенствованию механизмов их распространения, применению на практике в интересах общества, государства и личности. Формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений обусловлено бытием человека, сведениями об окружающей действительности, изменяющихся в процессе его жизнедеятельности. В объективном смысле знания представляют классифицированную совокупность информации, предлагаемую их носителем в соответствии с определенным алгоритмом и целями познания. Знания в субъективном смысле - это индивидуально отраженные формы и виды информации в сознании

субъекта [1, с. 71]. Современное значение понятия «информационное пространство» сложилось в результате эволюции концептуальной схемы различения в совокупном геополитическом пространстве областей, обладающих свойствами позволяющими рассматривать их как самостоятельные пространства со своими границами, структурой, ресурсами и особенностями взаимодействия субъектов социальных отношений. Особенно существенно в информационном пространстве меняется характер геополитической конкуренции из-за борьбы за достижение информационного превосходства, за обладание более развитым информационным ресурсом, открывающим лучшие возможности контроля над информационным ресурсом. Информационное пространство является сферой деятельности отдельных людей, профессиональных групп, субъектов государственного управления, экономических и политических отношений и т.п. - т.е. фактически любого субъекта деятельности, осуществляющего таковую целиком или частично с использованием возможностей современных информационных технологий [2].

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на основные сферы общества - социально-политическую, экономическую. От этого уровня сильно зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений, социальная безопасность. С развитием технических каналов связи и телекоммуникаций информационное пространство приобретает в информационном обществе глобализующегося мира качество трансграничности (а возможно, и фактической безграничности) в силу отсутствия или неэффективности в информационном пространстве большинства традиционных ограничений, налагаемых разнесенностью различных субъектов этого пространства в реальном пространстве земного шара и существованием природных и институциональных преград (океанов, гор, государственных границ и т.п.). В результате информационное пространство социальных систем, включая и компоненты, напрямую не отраженные в киберпространстве, также становится трансграничным, что вводит в информационные процессы ранее относительно замкнутых систем новых субъектов, которые могут оказывать через информационное пространство влияние на «внутренние» процессы этих систем, сравнимое с влиянием традиционных «игроков». Формирование средств и технологий информационного управления в сочетании с использованием управляющих воздействий в сфере политики,

экономики и культуры, делает информационное пространство достаточно надежно управляемым объектом. Основными структурными элементами информационного пространства общества, на которые должно осуществляться управляющее воздействие при реализации государственной информационной политики, являются субъекты, реализующие и осуществляющие массовое информирование (СМИ и МК), а также субъекты, активно актуализирующие свои интересы в информационном пространстве и генерирующие значимые в масштабах общества и системе его ценностей и интересов информационные потоки. Основные субъекты управления, которые привлекаются для генерации управляющих информационных воздействий, являются: органы государственной власти и управления (прежде всего, структуры, вступающие в активную коммуникацию с населением - службы по связям с общественностью и подразделения, реализующие концепцию электронного правительства), государственные и негосударственные средства массового информирования, а также негосударственные общественно-политические объединения, чья информационная и коммуникативная деятельность отвечает официально декларируемым национальным интересам. Объектами управления в информационном пространстве общества для субъектов, реализующих государственную информационную политику, выступают, в общем случае, все элементы и системы, существующие в этом пространстве. Различия между степенью и формой воздействия определяются индивидуальными свойствами и особенностями объектов управления и их значимостью для целей и задач государственной информационной политики, с использованием систематизации объектов управления, позволяющей распределить виды, формы, характер и средства управления.

Исходя из определения информационного общества как многогранного феномена, имеющего сложную структуру, но, при этом обладающего рядом определённых признаков, представители теории информационного общества говорили о нем как о феномене, имеющем принципиально новый общественный порядок, в котором в качестве социального ресурса выделяется информация и знание, а основой является компьютерная технология. Т.А.Тризно полагает, что наиболее значительной сферой для информационной политики становится информационное пространство. Структура информационной политики может быть представлена через субъект-объектные отношения, при которых инициатором, в качестве субъекта политики, представляется

государство, гарантирующее нормативно-правовое обеспечение порядка, проведения, рамок этой политики и принимающее участие в её осуществлении [3, с. 10.]

Государственная информационная политика занимает центральное место в системе регулирования социальных и политических отношений в современном информационном обществе и во многом способствует созданию и развитию новой системы информационно-коммуникационных отношений, способствующих обеспечению населения высоким уровнем доступности информации и предоставлению качественных государственных услуг. Ш.М. Османова считает, что развитие информационного общества позволяет гражданам использовать возможность получать быстрый доступ к различного рода информации; увеличивать возможности людей быть задействованными в разработке политических решений и наблюдать за действиями правительств; обеспечивает площадку для активного производства данных; предоставляет средства взаимного общения, защиты личной жизни и анонимность личных посланий [4, с. 346].

О большом значении различных направлений социально-экономического развития в рамках Стратегии выделены такие программы и проекты образовательного характера, как «Цифровая экономика РФ», «Цифровая школа», главной целью реализации которых становится формирование и развитие единого электронного пространства России в целом и образовательной среды в частности [5, с. 171]. Обеспечение национальных интересов в сфере развития информационного общества осуществляется путем реализации следующих таких приоритетов, как: формирование информационного пространства с учётом индивидуальных и общественных потребностей в качественных и достоверных знаниях; развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации; создание и применение отечественных информационных и коммуникационных технологий, повышение уровня их конкурентоспособности на международном уровне; формирование новой технологической основы для экономики и социальной сферы; реализация интересов государства при создании механизмов цифровой экономики. Становление информационного общества и формирование информационного пространства является одним из приоритетов государственной информационной политики, устойчивого экономического роста государства и повышения качества жизни граждан в условиях глобализации мировой экономики.

Список литературы:

1. Рыбаков О.Ю. Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3 (24). С. 71-76.

2. Манойло А.В. Информационное пространство. // URL: http://evartist.narod.ru/text24/0027.htm (Дата обращения: 16.11.2022).

3. Тризно Т.А. Электронное правительство как инструмент реализации государственной информационной политики Канады. Автореф. на соиск.учен степени канд. полит.наук. 23.00.02- Политические тнституты, процессы и технологии. ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет». Астрахань, 2014. 21 с.

4. Османова Ш.М. Становление и развитие информационного общества в республике Азербайджан // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 3. С. 346- 351.

5. Нанакина Ю.С., Рябова О.Н. Условия новой информационной среды и профессиональная деятельность педагогов в области технологического образования: роль, тенденции взаимодействия и методические аспекты организации // Электронный научный журнал «Век качества». 2020. № 3. С. 171-182.

Bibliography

1. Rybakov O.Yu. Priorities for the development of the information society in Russia: legal support // Law enforcement monitoring. 2017. № 3 (24). Р. 71-76.

2. Manoilo A.V. Information space. // URL: http://evartist.narod.ru/text24/0027.htm (11.16.2022).

3. Trizno T.A. E-government as a tool for implementing the state information policy of Canada. Abstract for the degree of Ph.D. political sciences 23.00.02- Political institutions, processes and technologies. FSBEI HPE "Astrakhan State University". Astrakhan, 2014. 21 p.

4. Osmanova Sh.M. Formation and development of the information society in the Republic of Azerbaijan // Caspian region: politics, economics, culture. 2012. № 3. Р. 346-351.

5. Nanakina Yu.S., Ryabova O.N. Conditions of the new information environment and professional activities of teachers in the field of technological education: the role, trends of interaction and methodological aspects of the organization // Electronic scientific journal "Age of Quality". 2020. № 3. Р. 171-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.