Научная статья на тему 'Формирование информационного пространства в современных условиях'

Формирование информационного пространства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационное пространство / информационная политика / информационное воздействие / information space / information policy / information impact

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борлакова М.А., Кочкаров Р.С/, Карабашева Ф.Р., Чомаева М.Х.

Современное значение понятия «информационное пространство» сложилось в результате эволюции концептуальной схемы различения в совокупном геополитическом пространстве областей, обладающих свойствами позволяющими рассматривать их как самостоятельные пространства со своими границами, структурой, ресурсами и особенностями взаимодействия субъектов социальных отношений. При формировании информационного пространства должны превалировать интересы личности и гражданского общества, для которых важны разнообразие мнений, источников информации, гарантии получения достоверных и надёжных сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the information space in modern conditions

The modern meaning of the concept of “information space” has developed as a result of the evolution of the conceptual scheme of distinguishing areas in the aggregate geopolitical space that have properties that allow them to be considered as independent spaces with their own borders, structure, resources and features of interaction of subjects of social relations. When forming the information space, the interests of the individual and civil society should prevail, for which a variety of opinions, sources of information, guarantees of obtaining reliable and reliable information are important.

Текст научной работы на тему «Формирование информационного пространства в современных условиях»

Альманах Крым. Экономика, инновации №37 2023

Борлакова М.А.

Старший преподаватель кафедры общей информатики.

Северо-Кавказская государственная академия.

Кочкаров Р.С.

Старший преподаватель кафедры общей информатики.

Северо-Кавказская государственная академия.

Карабашева Ф.Р.

Обучающаяся 2 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Чомаева М.Х.

Обучающаяся 3 курса. Северо-Кавказская государственная академия.

Формирование информационного пространства в современных условиях

Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов: во-первых, информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации; во-вторых, организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; в-третьих, средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы; в - четвертых, стандарты и нормы, регламентирующие порядок создания, обработки, обмена информационными ресурсами [1, с. 102].

Возникновение транснациональных экономических структур, информационных и телекоммуникационных систем свидетельствует о переходе от индустриальной к информационной ориентации развития экономики и общества. Глобальные информационные системы связывают мир в единое целое и делают все государства информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества [2, с. 7]. собенно

существенно в информационном пространстве меняется характер геополитической конкуренции из-за борьбы за достижение информационного превосходства, за обладание более развитым информационным ресурсом, открывающим лучшие возможности контроля над информационным ресурсом. Информационное пространство является сферой деятельности отдельных людей, профессиональных групп, субъектов государственного управления, экономических и политических отношений и т.п. - т.е. фактически любого субъекта деятельности, осуществляющего таковую целиком или частично с использованием возможностей современных информационных технологий [3].

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на основные сферы общества - социально-политическую, экономическую. От этого уровня сильно зависят поведение людей, формирование общественных движений, социальная безопасность. С развитием технических каналов связи и телекоммуникаций информационное пространство приобретает в информационном обществе качество фактической безграничности в силу отсутствия или неэффективности в информационном пространстве большинства общепринятых ограничений, налагаемых распространённостью различных субъектов этого пространства в реальном пространстве всего земного шара и существованием природных и институциональных преград. В результате информационное пространство социальных систем, включая и компоненты, напрямую не отраженные в киберпространстве, также становится трансграничным, что вводит в информационные процессы ранее относительно замкнутых систем новых субъектов, которые могут оказывать через информационное пространство влияние на «внутренние» процессы этих систем, сравнимое с влиянием традиционных «игроков». Формирование средств и технологий информационного управления в сочетании с использованием управляющих воздействий в сфере политики, экономики и культуры, делает информационное пространство достаточно надежно управляемым объектом. Основными структурными элементами информационного пространства общества, на которые должно осуществляться управляющее воздействие при реализации государственной информационной политики, являются субъекты, реализующие и осуществляющие массовое информирование и активно обновляющие свои интересы в информационном пространстве, создаваемые значимые в масштабах общества и системе его ценностей и интересов информационные потоки. Основные субъекты

Альманах Крым. Экономика, инновации №37 2023

управления, которые привлекаются для генерации управляющих информационных воздействий, являются: органы государственной власти и управления (прежде всего, структуры, вступающие в активную коммуникацию с населением - службы по связям с общественностью и подразделения, реализующие концепцию электронного правительства), государственные и негосударственные средства массового информирования, а также негосударственные общественно-политические объединения, чья информационная и коммуникативная деятельность отвечает официально декларируемым национальным интересам. Объектами управления в информационном пространстве общества для субъектов, реализующих государственную информационную политику, выступают, в общем случае, все элементы и системы, существующие в этом пространстве. Различия между степенью и формой воздействия определяются индивидуальными свойствами и особенностями объектов управления и их значимостью для целей и задач государственной информационной политики, с использованием систематизации объектов управления, позволяющей распределить виды, формы, характер и средства управления [4, с. 17].

А.В. Керимова пишет о том, что на данном этапе развития современного общества можно говорить об интернет социализации. Социализация в общем понимании — это процесс обучения, передача и усвоение опыта, культурных особенностей и социальных норм жизни. Высокая социальная значимость Всемирной паутины превратила интернет пространство в полноправный социальный институт. Стремительный рост окружающего нас контента влияет не только на психику человека, но и на его физическое здоровье. Связано это с тем, что неограниченный и неконтролируемый доступ к возрастающей с каждым днем информации снижает ее качество. Снижается нравственная культура и исчезают ценности, снижается эмоциональная чувствительность; постоянное увеличение информационных потоков отвлекает от направленных действий, приводит к раздражительности, усталости и переутомлению [5, с. 245].

В развитии информационного пространства, для информационной политики, имеют значение его определенные элементы и алгоритмы, воздействие на которые средствами и методами информационной политики, позволяет влиять на изменение инфопро-странства, оказывать воздействие на лиц, принимающих решения, регламентировать процесс сбора, обработки, хранения, передачи информации и увеличивать возможности её распространения.

Библиографический список:

1. Черданцев В.П., Кобелев П.Е. Формирование единого информационного пространства // АВУ. 2010. № 11-1 (77). С. 102-103.

2. Формирование информационного пространства в рамках Содружества Независимых Государств - как импульс для развития интеграционных процессов // Восточноевропейский научный журнал.2021.№ 33 (67). С. 7-12.

3.Манойло А.В. Информационное пространство. // URL: http://evartist.narod.ru/ text24/0027.htm (Дата обращения: 03.02.2023).

4. Кочкаров Р.С., Узденова Б.Х., Алиева З.Х., Карабашева Х.И., Шебзухова К.В. Роль Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы в формировании информационного пространства // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 12/174. С. 15-19.

5. Керимова А.В. Влияние информационного пространства на формирование личности // Форум молодых ученых.2018. № 3 (19). С. 244-249.

References

1. Cherdantsev V.P., Kobelev P.E. Formation of a single information space // AVU. 2010. № 11-1 (77). P. 102-103.

2. Formation of the information space within the framework of the Commonwealth of Independent States - as an impetus for the development of integration processes // Eastern European Scientific Journal. 2021. № 33 (67). P. 7-12.

3. Manoilo A.V. Information space. // URL: http://evartist.narod.ru/text24/0027.htm (02.03.2023).

4. Kochkarov R.S., Uzdenova B.Kh., Alieva Z.Kh., Karabasheva Kh.I., Shebzukhova K.V. The role of the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030 in the formation of the information space // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 12/174. P. 15-19.

5. Kerimova A.V. The influence of the information space on the formation of personality // Forum of Young Scientists. 2018. № 3 (19). P. 244-249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.