Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА / RUSSIAN FEDERATION / TECHNOLOGY BUSINESS / STATE SUPPORT / FOREIGN EXPERIENCE IN SUPPORTING TECHNOLOGY BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узденова А.С., Борлакова Т.М.

Статья посвящена изучению роли российского технологического предпринимательства. В ходе исследования авторами были изучены мнения отечественных и зарубежных ученых о технологическом предпринимательстве в Российской Федерации. Авторами проведен анализ становления и развития технологического бизнеса в России. Проведен анализ зарубежной практики государственной поддержки технологического бизнеса, к которым следует отнести такие государственные программы как «Национальная ярмарка», «Иностранная ярмарка», «Опора», «Страхование экспортных кредитов» и многое другое. Данные программы действуют на территории Германии. Авторами также изучены нормативно - правовые и законодательные акты, издаваемые на территории Российской Федерации на федеральном, региональном уровне, а также решения органов местного самоуправления. На федеральном уровне рассмотрены такие нормативные и правовые акты как: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей РФ» и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT MEASURES FOR RUSSIAN TECHNOLOGY BUSINESS

The article is devoted to the study of the role of Russian technological entrepreneurship. In the course of the study, the authors studied the opinions of domestic and foreign scientists on technological entrepreneurship in the Russian Federation. The authors analyze the formation and development of technology business in Russia. The analysis of foreign practice of state support of technological business is carried out, which should include such state programs as "National Fair", "Foreign Fair", "Support", "Export Credit Insurance" and much more. These programs are available in Germany. The authors also studied the normative-legal and legislative acts issued on the territory of the Russian Federation at the federal and regional levels, as well as decisions of local self-government bodies. At the federal level, such normative and legal acts as: the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law "On Authorized Persons for Protection" are considered

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА»

3. Pashtetskiy V.S., Nevkrytaya N.V., Mishnev A.V., Nazarenko L.G. Essential oil industry of Crimea. Yesterday Today Tomorrow. Essential oil industry of Crimea. Yesterday, today, tomorrow: 2nd edition, revised. - Simferopol: IT "ARIAL", 2018. - 320 p.

4. Tarasov A.S. Formation of the economic mechanism for sustainable development of rural areas // Economy and ecology of territorial entities. - 2018. - Vol.2, No. 3. - P. 6-17

5. Kulman A. Economic mechanisms. per. from French / common. edited by N.N. Khrustaleva. - M .: a / o ed. group "Progress", 1993. - 193 p.

6. Ushachev I.G., Sandu I.S. Organizational and economic mechanisms for the development of innovative processes in the agro-industrial complex. - M .: VNIIESH, 2005 .-- 102 p.

7. Bukhtoyarov N.I. Organizational and economic mechanism for regulating land relations in the agricultural sector: Monograph. - Voronezh: Voronezh GAU, 2017 .-- 134 p.

8. Verdysh M. V., Popova A. A. Justification of the need to improve statistical observation of the cultivation and processing of essential oil crops // Materials of the International Scientific and Practical Conference Nikon Readings 2019 "Rural territories in the spatial development of the country: potential, problems, prospects". - M .: VIAPI named after A.A. Nikonova, 2019. -S. 388-391.

9. Order of the Government of the Russian Federation of January 25, 2017 No. 79-r "On approval of the list of agricultural products, production, the primary and subsequent (industrial) processing of which is carried out by agricultural producers" [Electronic resource]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71497052 (date of access March 24, 2020).

10. Tanasienko F.S. Essential oils. Content and composition in plants. - K .: Nauk. Dumka, 1985 .-- 264 p

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10798

А.С. Узденова - магистрант ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск,

A.S. Uzdenova - FGBOU VO North-Caucasus State University student, Cherkessk;

Т.М. Борлакова - доцент ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск,

T.M. Borlakova - FGBOU VO North-Caucasus State University assistant professor, Cherkessk.

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА MEASURES OF STATE SUPPORT FOR RUSSIAN TECHNOLOGY BUSINESS

Аннотация. Статья посвящена изучению роли российского технологического предпринимательства. В ходе исследования авторами были изучены мнения отечественных и зарубежных ученых о технологическом предпринимательстве в Российской Федерации. Авторами проведен анализ становления и развития технологического бизнеса в России. Проведен анализ зарубежной практики государственной поддержки технологического бизнеса, к которым следует отнести такие государственные программы как «Национальная ярмарка», «Иностранная ярмарка», «Опора», «Страхование экспортных кредитов» и многое другое. Данные программы действуют на территории Германии. Авторами также изучены нормативно - правовые и законодательные акты, издаваемые на территории Российской Федерации на федеральном, региональном уровне, а также решения органов местного самоуправления. На федеральном уровне рассмотрены такие нормативные и правовые акты как: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей РФ» и т.д.

Abstract. The article is devoted to the study of the role of Russian technological entrepreneurship. In the course of the study, the authors studied the opinions of domestic and foreign scientists on technological entrepreneurship in the Russian Federation. The authors analyze the formation and development of technology business in Russia. The analysis of foreign practice of state support of technological business is carried out, which should include such state programs as "National Fair", "Foreign Fair", "Support", "Export Credit Insurance" and much more. These programs are available in Germany. The authors also studied the normative-legal and legislative acts issued on the territory of the Russian Federation at the federal and regional levels, as well as decisions of local self-government bodies. At the federal level, such normative and legal acts as: the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law "On Authorized Persons for Protection" are considered.

Ключевые слова. Российская Федерация, технологический бизнес, государственная поддержка, зарубежный опыт поддержки технологического бизнеса.

Keywords. Russian Federation, technology business, state support, foreign experience in supporting technology business.

Введение. Технологическое предпринимательство на сегодня является центральным объектом многих важных дебатов, в том числе дискуссий по поводу технологий развития начинающих и растущих фирм,

К примеру, T. Bailetti утверждает, что технологическое предпринимательство - это инвестиции в коммерческий проект, в целях использования данных средств в качестве разнородных активов, направленных на воссоздание новых ценностных характеристик продукта, отличающих его от других.

Гостева О.В. и Аникина Ю.А. оперируют историческими предпосылками появления технологий в экономической структуре общества [1].

Рыбина З.В. определяет технологическое предпринимательство как естественную ступень эволюционного развития экономики хозяйствующих предприятий любой из стран. Связано это с тем, что постепенно, с

усложнением науки и техники, меняется ключевая идея любого производственного процессе - труд, земля, капитал и информация как средства производства замещаются технологиями [21.

Куфтырев И.Г., Передняя С.С. определяют технологическое предпринимательство как часть международного инфраструктурного развития экономики и бизнеса. По мнению авторов, технологии являются частью экономической экосистемы, которую необходимо поддерживать путем субсидирования предпринимательства и НИОКР.

Поэтому в вопросе формирования и развития института инновационного предпринимательства критической становится предпосылка о формировании благоприятного инновационного климата в экономике и формировании соответствующей инфраструктуры.

Систематизируя все перечисленные характеристики технологического предпринимательства, можно сделать вывод о том, что отличительная особенность технологического предпринимательства от других видов предпринимательства (например, социальное предпринимательство, управление технологическим бизнесом и самозанятость) - совместное экспериментирование и производство новых продуктов, активов и их атрибутов, которые неразрывно связаны с достижениями в области научно-технических знаний и права собственности на собственность фирмы.

Для российского технологического бизнеса последние полтора десятилетия стали периодом утверждения на социально-экономическом пространстве страны. С дальнейшим развитием этого наиболее массового сегмента экономики в немалой степени связано решение ряда приоритетных задач: достижение устойчивого роста экономики, укрепление конкурентоспособности производимых высокотехнологичных товаров и услуг на отечественных и международных рынках, увеличение степени вовлечения России в процессы глобализации и международной интеграции.

Таблица 1 - Эволюция формаций и типов бизнеса [3

Критерий классификации Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

Основной фактор производства Земля Финансовый капитал Человеческий капитал

Основной производственный ресурс Сырье Энергия Знания и информация

Тип производственной деятельности Добыча Изготовление Последовательная обработка

Преобладающая сфера экономики Сельское хозяйство Промышленность Сфера услуг

Тип базовой технологии Трудоемкие Капиталоемкие Наукоемкие

Тип взаимодействия Человек-природа Преобразование человеком природы Взаимодействие между людьми

Парадигма производства Обеспечение жизни Массовое производство Индивидуализированное производство, качество жизни

Преобладающие формы организации бизнеса Индивидуальное предприятие Крупная фирма Малая и крупная фирма

Возрастающая роль технологического предпринимательства в процессах интернационализации, усиления инновационного вектора развития национальной экономики, участия в обслуживании транснациональных цепочек создания добавленной стоимости, а также расширение спектра мер государственной поддержки экспортно-ориентированных предприятий обосновывают актуальность выбранной автором темы исследования.

В индустриальном обществе произошло выдвижение крупных фирм (табл. 1).

Однако на наш взгляд наиболее актуальным и действенным инструментом развития технологического предпринимательства является возможность совмещать обучение в вузе и работу в команде по развитию бизнеса.

По мнению западных ученых, нигде техническое открытие не играет такой значимой роли для создания нового венчурного предприятия, как в высших учебных заведениях, которые являются современной благодатной почвой для научных достижений и технологических инноваций [6]. Поэтому университетские спин-офф-компа-нии и университетские инкубаторы чрезвычайно важны.

В результате инфраструктурного взаимодействия между университетом и иными авторами сложились три основные модели развития предпринимательства [121:

1) классический спин-офф, при котором ученый или группа ученых начинают бизнес, использующий результаты их разработок;

2) «гибридный» вариант, при котором возникает альянс между учеными и внешними предпринимательскими акторами; ученые предоставляют для этого бизнеса знания и технологии, а предприниматель - прочие ресурсы;

3) «предпринимательский» вариант, при котором новый инновационный бизнес развивается усилиями предпринимателя, а в число работников входят специалисты с соответствующими знаниями и навыками.

Таблица 2 - Содержание процесса глобализации технологического бизнеса [41

Критерий Эволюционная глобализация МБ Революционная глобализация МБ

Агенты (субъекты) «мыши» «газели», «рожденные глобальными»

Среда функционирования «другая экономика» «новая экономика»

Стратегия поведения Адаптационная Глобальная экспансия/глобальное взаимопроникновение

Формы международного сотрудничества Традиционные (торговые), обеспечивающие функционирование транснационального бизнеса Прогрессивные (производственное и научно-техническое сотрудничество) на инновационной основе

Степень внешнеэкономической активности Невысокая, вынужденная Высокая

Политика интернационализации бизнеса Поэтапная интернационализация деятельности Интернационализация - стратегическая цель, политика прорыва

Таким образом, глобализация выступает в качестве «мирового конструктора»(термин Рожкова К.Л.) [151, поделившего сферу технологического бизнеса на два относительно самостоятельных направления: «эволюционная глобализация МБ» и «революционная глобализация МБ», для которых свойственны собственные агенты (субъекты), стратегии их поведения, формы международного сотрудничества, среда функционирования, а также функциональная направленность (табл. 2).

Эволюционная глобализация МБ - объективный исторический процесс вовлечения технологических форм организации бизнеса в глобальную конкуренцию вследствие либерализации мировой экономики, ускорения НТП и переориентации с сугубо материальных на социальные и гуманистические приоритеты экономического развития.

Содействие малому предпринимательству при выходе на внешние рынки является неотъемлемой частью политики Германии (таблица 3).

Таблица 3 - Направления содействия технологическим предприятиям Германии

при выходе на внешние рынки [51

Программа поддержки Сфера Размер компании Отраслевая принадлежность

«Национальная ярмарка» Участие в ярмарках, расширение продаж МСП Ремесла, торговля, промышленное производство, туризм, транспорт, индивидуальная деятельность

«Иностранная ярмарка» Участие в ярмарках за рубежом Все виды Ремесла, торговля, промышленное производство, туризм, транспорт, индивидуальная деятельность

«Опора» Расширение продаж МСП Промышленное производство

«ERP: экспортное финансирование» Кредитование экспортных поставок в развивающиеся страны Все виды Промышленное производство

«Страхование экспортных кредитов» (Гермес) Снижение экспортных рисков Все виды Экспортеры, организации Немецкого кредита

«Инвестиционные гарантии в зарубежных странах» Инвестиции Все виды Компании, размещенные в Германии

Программа «KfW Mittelstand» (зарубежн.) Инвестиции, исследовательская и инновационная деятельность Все виды Ремесла, торговля, промышленное производство, туризм, транспорт, индивидуальная деятельность

Таким образом, развитие технологического предпринимательства на сегодня является важнейшей задачей множества государств, поскольку оно отражает умение людей изобретать и применять самые современные технологии. В связи с этим в российской практике реализуются межвузовские программы поддержки технологического предпринимательства среди студентов

На разных уровнях власти действуют различные виды нормативно-правовых актов поддержки и развития технологического бизнеса (рис. 1).

Основы предпринимательской деятельности прописаны в высшем нормативном правовом акте РФ - Конституции. Они формируют предпосылки развития предпринимательства. Основные принципы экономической деятельности изложены в гл. 2 Конституции РФ.

Меры поддержки субъектов предпринимательства закреплены и в Федеральных законах. Федеральный закон от 02.07.2013 №144-ФЗ допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и финансовых от-четностей, упрощенный порядок ведения кассовых операций для технологических предприятий.

Л

Федеральный уровень

У

Конституция РФ

Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" от 07.05.2013 №78-ФЗ (последняя редакция)

Федеральные программы поддержки и развития малого предпринимательства (постановления Правительства РФ)

У

Рисунок 1- Уровни власти и нормативно-правовые акты поддержки и развития технологического бизнеса

Федеральный закон от 03.07.2016 №265-ФЗ является мерой по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ оказывает содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации других результатов интеллектуальной деятельности; создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов; упрощены правила ведения налогового учета, введены упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для технологических предприятий.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года .№1605, программа предусматривает:

- создание и развитие инфраструктуры информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- поддержку субъектов предпринимательства, ведущих деятельность в сфере производства товаров, работ и услуг;

- поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, экологического и сельского туризма;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов, действующих в области промышленного производства, разработку и внедрение инновационной продукции; создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку;

- содействие развитию микрофинансовых организаций, позволяющих технологическим предприятиям получить доступ к заемным средствам;

- поддержка социального предпринимательства;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;

- создание гарантийных фондов для предоставления поручительств по обязательствам.

Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №316. Госпрограмма определяет правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Особый интерес представляет рассмотрение Федерального закона об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей назначается Президентом на пять лет, но при выборе кандидатуры большое значение имеет мнение предпринимательского сообщества.

При этом особое значение имеет определение компетенции уполномоченного по защите прав предпринимателей. Среди них можно выделить главные. Так, к ним относятся контроль за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также непосредственно прямое взаимодействие с предпринимательским сообществом. Что еще более важно, вышеназванный уполномоченный может принимать к рассмотрению жалобы субъектов предпринимательства. Особенно актуально это в настоящее время, когда субъекты предпринимательства, особенно малого, не имеют достойной правовой защиты своих интересов. Зачастую субъектам малого предпринимательства, против которых ведутся монопольные действия или иные действия неправового характера, сложно реализовать свои права на защиту. Именно поэтому наличие такого института, как Уполномоченного по правам предпринимателей, дает дополнительную правовую гарантию, ограждающую предпринимателей от произвола действий иных лиц. Поэтому справедливо замечание в отечественной доктрине о том, что институт уполномоченного по правам предпринимателей выполняет также и превентивную функцию.

Выводы. Таким образом, государственная поддержка технологического бизнеса широко реализуется на федеральном уровне. Конституционные аспекты формируют предпосылки развития предпринимательской деятельности. Федеральные законы обеспечивают финансовую поддержку технологического бизнеса, допускают упрощенное ведение отчетностей различного вида.

Источники:

1. Байрамкулов Б.А. Отражение технологического прогресса в ведении бизнеса и экономике // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики и управления. Сборник научных статей. 2019. С. 152-156.

2. Бритина А.А., Окомина Е.А. Особенности построения эффективной бизнес-модели для субъектов технологического предпринимательства // В сборнике: Развитие молодежного предпринимательства в байкальском регионе. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 14-20.

3. Гостева О.В., Аникина Ю.А. Технологическое предпринимательство в ракетно-космической отрасли // Решетнев-ские чтения. 2017. №21-2.

4. Куфтырёв И. Г., Передня С. С. Международный инновационный коридор как инфраструктурный фактор развития технологического предпринимательства // Вестник ННГУ. 2015. №3-3.

5. Масленников М.И. Влияние технологических инноваций на структуру и функции крупного бизнеса в экономике // Журнал экономической теории. 2019. Т. 16. № 3. С. 539-553.

References

1. Bayramkulov B. A. Reflection of technological progress in business and economics / / In the collection: Actual problems and prospects for the development of innovative economy and management. Collection of scientific articles. 2019. pp. 152-156.

2. Britina A. A., Okomina E. A. Features of building an effective business model for technological entrepreneurship entities // In the collection: Development of youth entrepreneurship in the Baikal region. Collection of scientific papers based on the materials of the international scientific and practical conference. 2019. pp. 14-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gosteva O. V., Anikina Yu. A. Technological entrepreneurship in the rocket and space industry // Reshetnev readings. 2017. No. 21-2.

4. Kuftyrev I. G., Perednya S. S. International innovation corridor as an infrastructural factor in the development of technological entrepreneurship // Bulletin of the UNN. 2015. No. 3-3.

5. Maslennikov M. I. Influence of technological innovations on the structure and functions of large business in the economy. 2019.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10799

А.С. Узденова - магистрант ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск, A.S. Uzdenova - FGBOU VO North-Caucasus State University student, Cherkessk; Т.М. Борлакова - доцент ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск, T.M. Borlakova - FGBOU VO North-Caucasus State University assistant professor, Cherkessk.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА FEATURES OF STATE SUPPORT FOR RUSSIAN TECHNOLOGY BUSINESS

Аннотация. Настоящая статья посвящается изучению вопросов государственной поддержки технологического бизнеса в России. Авторами изучены меры государственной поддержки технологического предпринимательства в Российской Федерации. Также авторами рассмотрены система мер прямого государственного регулирования российского технологического бизнеса. Прямое воздействие заключается в создании бизнес - инкубаторов, а также организации поддержки малого и среднего предпринимательства в России и создания фондов поддержки предпринимательства. Также авторами представлена система инфраструктурной поддержки технологического предпринимательства. Проведен анализ динамики финансирования малого и среднего предприниматель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.