Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
технологический бизнес / технологический менеджмент / стартап / инновационный продукт / MVP / бизнес-модель / technology business / technology management / start-up / innovative product / MVP / business model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.С. Узденова, Т.М. Борлакова

Статья посвящена изучению перспектив развития технологического бизнеса в России. В современных условиях модернизации мировой экономики, постоянной смены технологий производства, необходимо проводить анализ перспектив развития стартапов и технологического бизнеса. Для российского технологического бизнеса последние полтора десятилетия стали периодом утверждения на социально-экономическом пространстве страны. С дальнейшим развитием этого наиболее массового сегмента экономики в немалой степени связано решение ряда приоритетных задач: достижение устойчивого роста экономики, укрепление конкурентоспособности производимых высокотехнологичных товаров и услуг на отечественных и международных рынках, увеличение степени вовлечения России в процессы глобализации и международной интеграции. Авторами была проведена работа по прогнозированию различных сценариев развития технологического бизнеса в стране, определены критерии мешающие развитию, меры которые должны быть предприняты государством для поддержки развития, пути повышения эффективности отечественных стартапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY BUSINESS

The article is devoted to the study of the prospects for the development of technology business in Russia. In modern conditions of the modernization of the world economy, the constant change of production technologies, it is necessary to analyze the prospects for the development of start-ups and technology business. For the Russian technology business, the last decade and a half have become a period of approval in the country's socio-economic space. The further development of this most massive segment of the economy is to a large extent associated with the solution of a number of priority tasks: achieving sustainable economic growth, strengthening the competitiveness of manufactured high-tech goods and services in domestic and international markets, increasing the degree of Russia's involvement in the processes of globalization and international integration. The authors carried out work on forecasting various scenarios for the development of the technology business in the country, identified criteria that hinder development, measures that should be taken by the state to support development, ways to improve the efficiency of domestic startups.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10656

А.С. Узденова - магистрант ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск,

A.S. Uzdenova - FGBOU VO North-Caucasus State University student, Cherkessk;

Т.М. Борлакова - доцент ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск,

T.M. Borlakova - FGBOU VO North-Caucasus State University assistant professor, Cherkessk.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY BUSINESS

Аннотация. Статья посвящена изучению перспектив развития технологического бизнеса в России. В современных условиях модернизации мировой экономики, постоянной смены технологий производства, необходимо проводить анализ перспектив развития стартапов и технологического бизнеса. Для российского технологического бизнеса последние полтора десятилетия стали периодом утверждения на социально-экономическом пространстве страны. С дальнейшим развитием этого наиболее массового сегмента экономики в немалой степени связано решение ряда приоритетных задач: достижение устойчивого роста экономики, укрепление конкурентоспособности производимых высокотехнологичных товаров и услуг на отечественных и международных рынках, увеличение степени вовлечения России в процессы глобализации и международной интеграции. Авторами была проведена работа по прогнозированию различных сценариев развития технологического бизнеса в стране, определены критерии мешающие развитию, меры которые должны быть предприняты государством для поддержки развития, пути повышения эффективности отечественных стартапов.

Abstract. The article is devoted to the study of the prospects for the development of technology business in Russia. In modern conditions of the modernization of the world economy, the constant change of production technologies, it is necessary to analyze the prospects for the development of start-ups and technology business. For the Russian technology business, the last decade and a half have become a period of approval in the country's socio-economic space. The further development of this most massive segment of the economy is to a large extent associated with the solution of a number of priority tasks: achieving sustainable economic growth, strengthening the competitiveness of manufactured high-tech goods and services in domestic and international markets, increasing the degree of Russia's involvement in the processes of globalization and international integration. The authors carried out work on forecasting various scenarios for the development of the technology business in the country, identified criteria that hinder development, measures that should be taken by the state to support development, ways to improve the efficiency of domestic startups.

Ключевые слова: технологический бизнес, технологический менеджмент, стартап, инновационный продукт, MVP, бизнес-модель.

Key words: technology business, technology management, start-up, innovative product, MVP, business model.

Мировая экономика сегодня развивается стремительно, поэтому, чтобы соответствовать требованиям международного рынка, компаниям необходимо создавать актуальные инновационные продукты. Именно они обеспечивают конкурентоспособность и прибыльность деятельности предприятий на международных рынках. На современном этапе структурных сдвигов в экономике России формируется венчурный рынок, который создает благоприятные условия для развития новых инновационных предприятий.

Так, анализ данных стран мира по количеству успешных стартапов, которые в них основаны, приведенный на сервисе Startup Ranking, показал, относительно данного перечня вошли 137 стран и РФ заняла в нем 37 место, опередив Южную Корею и Эстонию. На первом месте находятся США (32413 стартапов), на втором - Индия (3788 стартапов) и третью позицию занимает Индонезия (1520 стартапов). РФ, имея 173 стартапы, не вошла в десятку лидеров и имеет нетехнологический отрыв от ведущих стран. То есть учредителям отечественных стартапов нужно совершенствовать проекты, улучшать организацию менеджмента, работать над привлечением инвестиций [1].

Согласно данным Global Entrepreneurship Monitor, в 2019 г. 472 миллиона технологических предпринимателей проводили активную работу по разработке и продвижению инновационных идей, за этот период было зарегистрировано 305 миллионов стартапов. В среднем же каждый год в мире регистрируется 100 миллионов стартапов. По данным мирового рейтинга стартапов сервиса Startup Ranking в нашей стране в 2019 г. было зарегистрировано 141 стартап-компанию [1].

Важным критерием выхода технологического бизнеса на международный рынок являются их конкурентоспособность. РФ является страной с развивающимся рынком, поэтому отечественные стартаперы не имеют достаточного опыта, чтобы конкурировать с международными компаниями, которые преуспели в условиях жестокой производственной конкуренции и высокой эластичности спроса. И все же некоторым российским старта-пам удалось занять ведущие места не только на отечественном, но и на международном рынке.

Но следует отметить, что многие российские стартапы привлекают средства и от иностранных инвесторов. Самые популярные российские стартапы последних трех лет на международном рынке, которые собрали больше всего средств на краудфандингових платформах.

Опыт успешных стартапов показывает, что чаще всего на запуск рабочего решения нужно менее года, а для некоторых сфер достаточно одной бизнес-модели и MVP продукта для начала переговоров о финансировании. Для краудфандинг-проектов существует возможность вообще получать финансирование, начиная с первого дня работы кампании, имея лишь визуальную презентацию проекта.

Стартапы, которые начинают без четких целей, часто становятся более прибыльными. То есть на ранних этапах для стартапа гораздо важнее уметь вовремя перестроиться, согласиться, что людям нужен другой продукт, быть гибкими, чем строго придерживаться ранее заданного курса [2].

Для развития технологического бизнеса имеются перспективные разработки, но:

- отсутствуют платформы и системные программы поддержки наукоемких стартап проектов;

- нет системы эффективного расходования средств на фундаментальную науку;

- отсутствуют навыки ведения переговоров с бизнесом и понимание потребностей рынка;

- нет созданной действенной бизнес-модели взаимодействия между учеными - научными институтами -бизнесом - властью;

- отсутствует система отбора креативных (предприимчивых) студентов, молодых ученых [3].

Поддержка технологического бизнеса является комплексным процессом, реализация которого включает:

- увеличение инвестирования со стороны государства, и как следствие, обеспечение развития отрасли на территории страны и уплата налогов, которые дадут возможность через некоторое время существования проекта вернуть инвестированные деньги;

- поддержку социальной направленности инновационных проектов;

- развитие предпринимательской культуры;

- усиление режима интеллектуальной собственности;

- разработку государственными органами законопроектов, которые будут способствовать развитию инновационного предпринимательства;

- усиление информационных возможностей участия российских новаторов в международных программах.

Итак, на современном этапе развития технологического бизнеса наблюдается значительный подъем в

развитии российских стартапов, которые довольно быстро развиваются и имеют много пользователей. Однако малая заинтересованность государства в современных инновационных проектах заставляет молодые компании сотрудничать с иностранными инвесторами, которые помогают воплотить проекты в жизнь и стать конкурентоспособными. Именно поэтому, необходимо способствовать эффективному функционированию стартапов в России, создавать механизмы для повышения результативности их деятельности на отечественном рынке и признание значимости инновационных технологий для успешного развития российских предприятий. Основным барьером развития технологического бизнеса в России - это отсутствие заказчиков, которые бы хотели покупать конечный продукт. Поэтому стартапы создаются в России с прицелом на клиентов с других рынков (США, Европы, Азии и т.п.), таким образом легче привлечь инвестиции и довести свою идею до серийного продукта, услуги или IPO [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что РФ имеет значительный инновационный потенциал технологического бизнеса, в частности высококвалифицированные инженерные ресурсы, создается соответствующая инфраструктура и экосистема вокруг стартапов. Как результат, растет количество стартапов, которые получают признание на международной арене и получают финансирование от иностранных инвесторов.

Важными путями повышения эффективности отечественных стартапов является:

- обязательное оценивание инновационного потенциала технологического бизнеса и потенциальной емкости рынка;

- выход на международный рынок с качественным инновационным продуктом, который имеет потенциально большой рынок;

- формирование сплоченной команды людей, которые действительно сильно озабочены делом;

- концентрация усилий на одной главной цели;

- тщательный мониторинг за изменениями спроса потребителей и гибкое и своевременное реагирование

на него.

Российскому технологическому бизнесу стоит уделять больше внимания новизне и оригинальности своих проектов, чтобы занять ведущие позиции на международном рынке и стать прибыльными.

Рассмотрим более подробно сценарии развития технологического бизнеса:

1. Импортоориентированное технологическое развитие, которое включает в себя все обычные сценарии экономического развития, определяется последующим перераспределением позиций национальной инновационной системы и основным применением зарубежных технологических разработок, а также сопутствующее оборудование, занимающееся восстановлением производственной деятельности.

Формирование национальной инновационной системы должно привести к формированию обособленных научно-технических сообществ, как правило, в области обороны.

Он предусматривает сокращение к 2025 году внутренних государственных расходов, связанных с исследованиями и инновациями, в виде 1% ВВП, и их увеличение до 1,3% к 2030.

Мобилизация частных инвестиций не будет превышать 30% до 2025 года и не достигнет 40% к 2030 году.

Если сравнить этот показатель с Китаем, он будет значительно ниже, при этом доля частных инвестиций в Китае превысит 80%.

Из-за отсутствия спроса со стороны российских компаний на исследования, инновации и разработки, а также на снижение затрат для штатов, планируется дальнейшее сокращение числа специалистов в этой области. фундаментальные и прикладные науки. Очередь объясняет отсутствие фактора возможности продуктивной реализации крупных научно-технических проектов.

Структурная структура затрат, связанная с научными исследованиями, увеличится к 2030 году, при этом доля капиталовложений возрастет с 6% до 7% до 11%. Доля персонала по отношению к общему количеству национальных исследователей увеличится с 50% до 40-45%, что позволит соблюдать все стандарты швейцарских и итальянских структур.

Кроме того, в большинстве современных и развитых стран общее количество научных работников превышает 50%.

Этот тип сценария определяет технологическую отсталость России по сравнению с крупнейшими западными странами, и в ближайшем будущем произойдет потеря конкуренции, что скажется на области инноваций, разрабатываемой государством, которая сильно развита с точки зрения взгляда на промышленность (Китай).

2. Развитие местной технологической конкурентоспособности, соответствующую инновационному прогнозному сценарию, предусматривающему техническое и технологическое переоснащение, реализуемое с использованием импортных технологий и локального внедрения отечественных разработок.

Формирование спроса на российские технологические изменения полностью зависит от интересов национальной безопасности и обороны, в том числе улучшения энергетического и сырьевого секторов.

Прогноз установлен на 2025 год, который четко показывает рост внутренних расходов, которые тесно связаны с исследованиями и инновациями, до 2% ВВП и 2,5% к 2030 году, в то время как после 2020 года частные инвестиции увеличатся до 30%. К 2022 году и к 2030 году они превысят 35%.

Создание и стремление уделять больше внимания фундаментальной и прикладной научной деятельности достигается в соответствии с тенденциями, обязательно принимая за основу их использование с точки зрения торговли.

Система научных затрат, включая заработную плату, будет снижена к 2030 году до менее 30%.

Кроме того, увеличится доля капитальных вложений за счет отраслевого технологического перевооружения.

Нынешний метод основан на широком использовании технологических инноваций, доступных по всему миру, которые покупаются или привлекаются в Россию за счет иностранных инвестиций.

Положительные стороны:

- использовать готовые к использованию технологические разработки, которые эффективно внедряются с минимальным риском для всех вспомогательных услуг, предоставляемых в форме дополнительных услуг, технического обслуживания, ремонта и обучения;

- сокращение сроков реализации инновационных проектов;

- совершенствование технологических разработок ключевых экономических сегментов, определяющих их присутствие во вновь образованных технологичных областях;

- распространение решений, связанных с выбором инноваций, способствующих снижению количества возможных ошибок в работе.

Основные угрозы описанного способа характеризуются своими особенностями:

- необходимость введения жестких конкурентных мер для производителей одной и той же продукции, которые в свою очередь используют одни и те же технологические инструменты или самые современные для повышения производительности труда;

- в большей степени развитие продуктивного производства, которое напрямую поддерживается внешними инвестициями и определяется улучшением инвестиционных условий в целом;

- экономическая зависимость с точки зрения оборудования и инноваций, ввозимых в нашу страну, которые являются тормозным инструментом в модернизации российских инноваций.

3. Лидирующие позиции в национальной научно-технической сфере и фундаментальных научных исследованиях, отвечающие всем требованиям окружающей среды.

Это направление имеет несколько характеристик:

- развитие и совершенствование российского сектора научных исследований и разработок, в том числе основной научной деятельности;

- значительное увеличение их производительности;

- готовность всех усилий и усилий в отношении научных и технологических профилей, что подразумевает развитие соответствующей области российских инноваций и повышение роли России на международной арене технологичных товаров и услуг а также повышение уровня продуктивности коммуникации национального сегмента в формировании знаний и коммерческой деятельности.

- быстрый рост спроса на относительно новых специалистов в области науки и техники;

- организация современной национальной инновационной системы, в том числе интенсивная организация инновационных полюсов в регионах;

- стимулирование и поддержка всех видов, чтобы сделать отечественную науку предпочтительным местом в мире.

В то же время это направление считается наиболее экономически эффективным, так как он определяется финансовой поддержкой со стороны государства, обеспечивающей поддержку результатов научных исследований и разработок, с точки зрения бизнеса, а также путем создания новых рынков и секторов.

К 2020 году внутренние затраты, которые связаны с исследованиями и разработками по этому сценарию, увеличатся на 2% по отношению к ВВП и к 2030 году на 3%, а также стоимость частных инвестиций к 2030 году будет равно 50%. В 2030 году структурная организация расходов, связанных с научной деятельностью в области заработной платы, снижается до 30%.

Размер капитальных вложений значительно увеличивается в результате значительных улучшений существующего оборудования.

Объем прочих затрат увеличивается аналогичным образом, что объясняется быстрым ростом стоимости высокоточных исследований, что, в свою очередь, требует расходных материалов высокого ценового класса.

Итак, развитие технологического бизнеса определяется наличием значительных инновационных ситуаций риска, которые напрямую связаны с характеристиками новизны решений, а также способностью применять самые перспективные инновационные технологии в мире.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые государством меры субъекты данного сегмента особенно подвержены влиянию внешней среды в кризисные периоды. Для вновь образуемых субъектов из-за отсутствия практики имеется ряд проблем, связанных с выбором организационно-правовой формы хозяйствования, отсутствием квалифицированных кадров, выбором сферы деятельности, созданием собственной хозяйственной инфраструктуры. Поэтому одной из форм решения проблем является создание бизнес-инкубаторов, задача которых состоит в предоставлении аренды помещений, в доступе к средствам коммуникаций, формировании коллектива для реализации инновационных проектов, в разработке и контроле исполнения бизнес-плана на основе современных 1Т-технологий.

Основной задачей технополисов (индустриальных парков) является создание инфраструктуры с целью внедрения инновационной продукции, наукоёмких технологий во взаимодействии с научно-техническими центрами, исследовательскими и учебными организациями, а также предприятиями.

Поддержка подсистем инфраструктуры бизнес-инкубаторов, технополисов осуществляется, как правило, органами государственной власти во взаимодействии с местным самоуправлением и институтами гражданского общества с привлечением независимых негосударственных организаций на основе целевых программ по инновационному развитию путём управления финансовыми, имущественными, консультативными и другими отношениями с субъектами технологического бизнеса.

Увеличение затрат на исследования и разработки с помощью инновационных разработок сопровождается увеличением эффективности в области науки и техники. Развитие приоритетных направлений технологического бизнеса, а также реализация стратегических национальных программ предполагает создание нескольких научно-исследовательских институтов в форме национальных лабораторий, а также крупных университетов и научно-исследовательских институтов.

Создание условий, недоскональная государственная поддержка технологического бизнеса, объясняется тем, что многие крупные государственные предприятия обязаны разрабатывать и внедрять инновации для создания новых проектов, что приводит к увеличению конкурентоспособность промышленных организаций за счет увеличения потребительского спроса.

Расходы крупнейших государственных компаний, связанных с этими программами, к 2020 году составят 2 трлн рублей. и, таким образом, совершенствовать инновационные системы технологических компаний в процессе их развития, чтобы преодолеть конкурентный разрыв с крупными международными компаниями и странами в целом.

Таблица 1 - Прогноз Программы инновационного развития технологического бизнеса в России

Область деятельности Финансирование инновационного развития

2018 г. в том числе за счет внебюджетных источников 2020 г. в том числе за счет внебюджетных источников

Высокие технологии 389,3 80,1 496,0 102,1

Электроэнергетика 45,4 44,1 57,9 56,2

Атомная промышленность 41,8 17,6 53,2 22,4

Добывающие отрасли 480,8 480,8 612,6 612,6

Машиностроение 100,4 47,4 127,9 60,4

Обслуживающие компании 433,9 409,3 552,8 521,5

Химическая и фармацевтическая промышленность 4,9 1,4 6,2 1,8

Другое 88,1 57,4 112,2 73,1

Итого 1585 1138 2019 1450

Технологическая платформа служит интерактивной моделью, которая объединит государство, предпринимательство, науку и образование, будет отвечать за определение приоритетов в инновационном развитии технологического бизнеса из-за рациональной организации системы государственной поддержки и ее регулирования, уделяя особое внимание каждому стратегическому исследовательскому проекту.

Таким образом, меры направленные на государственную поддержку технологического бизнеса дадут возможность в полной мере реализовать всю собранную научно-техническую информацию, которая существенно влияет на технологический уровень компаний и, конечно же, сильно влияет на их конкурентоспособность, без необходимости избегать зарубежные рынки.

Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии технологического и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

2. Николаев А.А. Влияние технологических инноваций на структуру и функции крупного бизнеса в экономике // В сборнике: Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство сборник научных статей по итогам одиннадцатой международной научной конференции. 2019.

3. Трубин О.А. Основные подходы по организации инновационной деятельности в России в современных условиях // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы сборник статей по материалам CI международной научно-практической конференции. 2019.

4. Управление бизнесом и предпринимательская деятельность в новых условиях научно-технологического развития / Годес Н.В., Климович Н.И., Козловский В.В., Макогон З.Я., Мацкевич Л.И., Меликсетян С.Н., Мойсеенок О.В., От-ришко М.О., Павлов Э.Л., Платоненко Е.И., Сиваграков О.В., Соболенко И.А., Спринчак А.И., Федоришин Н.Ю., Чаплыгин В.Г., Шемятихина Л.Ю. Монография / Под научной редакцией В.Л. Цыбовского, В.А. Ганского. Минск, 2019.

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в ред. от 8 августа № 1121-р) // Информационно-правовая система «Гарант»

6. Репникова В.М. Роль малого бизнеса в организации технологического прорыва // В сборнике: Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения Материалы XVIII Международной научной конференции. 2019. С. 117-125.

7. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2019 - 549 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/storage/mediabank/rus19.pdf

References:

1. Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ "On the Development of Technological and Medium Business in the Russian Federation"

2. Nikolaev A.A. Influence of technological innovations on the structure and functions of large business in the economy // In the collection: Advanced innovative developments. Prospects and experience of use, problems of implementation in production collection of scientific articles on the results of the eleventh international scientific conference. 2019.

3. Trubin O.A. The main approaches to organizing innovation in Russia in modern conditions // In the collection: Young researcher: challenges and prospects, a collection of articles based on the materials of the d international scientific and practical conference. 2019.

4. Business management and entrepreneurial activity in the new conditions of scientific and technological development / Godes NV, Klimovich NI, Kozlovsky VV, Makogon ZY, Matskevich LI, Meliksetyan SN. , Moiseenok O.V., Otrishko M.O., Pavlov E.L., Platonenko E.I., Sivagrakov O.V., Sobolenko I.A., Sprinchak A.I., Fedorishin N.Yu., Chaplygin V.G., She-myatikhina L.Yu. Monograph / Edited by V.L. Tsybovsky, V.A. Ghanaian. Minsk, 2019.

5. Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r "On the concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2020" (as amended on August 8, No. 1121 -r) // Information and legal system " Guarantee"

6. Repnikova V.M. The role of small business in organizing a technological breakthrough // In the collection: Modernization of Russia: priorities, problems, solutions Materials of the XVIII International Scientific Conference. 2019.S. 117-125.

7. Russia in numbers. 2019: Brief statistics collection / Rosstat-M., 2019 - 549 p. [Electronic resource]. - Access mode: https://gks.ru/storage/mediabank/rus19.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.