Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
технологический бизнес / технологический менеджмент / стартап / инновационный продукт / MVP / бизнес-модель / technology business / technology management / start-up / innovative product / MVP / business model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.С. Узденова, Т.М. Борлакова

Статья посвящена изучению основных проблем стимулирования развития технологического бизнеса в России. Государственное регулирование и поддержка технологического бизнеса является важнейшим условием формирования эффективной экономики в стране. Из этого следует, что государственное регулирование и поддержка таких предприятий является объективной необходимостью. Целью государственной поддержки технологического бизнеса является способствование образованию и развитию бизнеса, увеличение его роли в улучшении экономики государства. Авторами выявлены проблемы, препятствующие поддержке развития технологического бизнеса в России: ограниченный доступ к финансам для развития бизнеса, Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции, Недостаточные кооперационные связи, Недостаток кадров, Недостаточный уровень координации мер государственной политики в сфере развития технологического бизнеса. На основе выявленных проблем, существующих законов и стратегий предложены рекомендации, которые помогут повысить эффективность стимулирования технологического бизнеса государственным органам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF STIMULATING THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY BUSINESS IN RUSSIA

The article is devoted to the study of the main problems of stimulating the development of technology business in Russia. State regulation and support of technology business is the most important condition for the formation of an effective economy in the country. It follows from this that government regulation and support of such enterprises is an objective necessity. The goal of state support for technology business is to promote education and business development, increase its role in improving the state's economy. The authors identified problems that hinder the support of the development of technology business in Russia: limited access to finance for business development, Problems in finding markets for products, Insufficient cooperation ties, Lack of personnel, Insufficient level of coordination of government policy measures in the development of technology business. Based on the identified problems, existing laws and strategies, recommendations are proposed that will help to increase the efficiency of stimulating technology business to government bodies

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

7. Rating of innovative development of subjects of the Russian Federation. Issue 6 / G. I. Abdrakhmanova, S. V. Artemov, P.D. Bikhtin et al.; edited by L. M. Gokhberg; National research. Higher school of Economics, Moscow: HSE, 2020. -264 p.

8. Industry 4.0 in PJSC "KAMAZ" // Digital production: today and tomorrow of the Russian industry. 2018. № 3. Retrieved from: http://www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/kamaz-industry4.html (Accessed 10.10.2020)

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10655

А.С. Узденова - магистрант ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск,

A.S. Uzdenova - FGBOU VO North-Caucasus State University student, Cherkessk;

Т.М. Борлакова - доцент ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск,

T.M. Borlakova - FGBOU VO North-Caucasus State University assistant professor, Cherkessk.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ THE MAIN PROBLEMS OF STIMULATING THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY BUSINESS IN RUSSIA

Аннотация. Статья посвящена изучению основных проблем стимулирования развития технологического бизнеса в России. Государственное регулирование и поддержка технологического бизнеса является важнейшим условием формирования эффективной экономики в стране. Из этого следует, что государственное регулирование и поддержка таких предприятий является объективной необходимостью. Целью государственной поддержки технологического бизнеса является способствование образованию и развитию бизнеса, увеличение его роли в улучшении экономики государства. Авторами выявлены проблемы, препятствующие поддержке развития технологического бизнеса в России: ограниченный доступ к финансам для развития бизнеса, Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции, Недостаточные кооперационные связи, Недостаток кадров, Недостаточный уровень координации мер государственной политики в сфере развития технологического бизнеса. На основе выявленных проблем, существующих законов и стратегий предложены рекомендации, которые помогут повысить эффективность стимулирования технологического бизнеса государственным органам

Abstract. The article is devoted to the study of the main problems of stimulating the development of technology business in Russia. State regulation and support of technology business is the most important condition for the formation of an effective economy in the country. It follows from this that government regulation and support of such enterprises is an objective necessity. The goal of state support for technology business is to promote education and business development, increase its role in improving the state's economy. The authors identified problems that hinder the support of the development of technology business in Russia: limited access to finance for business development, Problems in finding markets for products, Insufficient cooperation ties, Lack of personnel, Insufficient level of coordination of government policy measures in the development of technology business. Based on the identified problems, existing laws and strategies, recommendations are proposed that will help to increase the efficiency of stimulating technology business to government bodies

Ключевые слова: технологический бизнес, технологический менеджмент, стартап, инновационный продукт, MVP, бизнес-модель.

Key words: technology business, technology management, start-up, innovative product, MVP, business model.

На сегодняшний день имеются следующие проблемы, препятствующие поддержке развития технологического бизнеса в России:

1. Ограниченный доступ к финансам для развития бизнеса.

Отсутствие доступных и долгосрочных финансовых ресурсов - основная проблема низкой инвестиционной активности субъектов технологического бизнеса, которая проявляется в полной мере в условиях нестабильной экономической ситуации на внутреннем и внешних рынках.

2. Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции.

Развитие собственного бизнеса субъектом технологического бизнеса зависит от понимания перспектив реализации товаров, работ и услуг.

Наиболее остро это проявляется в сфере производства товаров, которая, зачастую, не имеет границ потенциальных покупателей.

Ориентация на реализацию произведенной продукции на внутреннем рынке требует наличия развитых экономических связей между производителем и потребителем. Предпринимательское сообщество не обладает информацией о потребностях в конкретной продукции на соседних рынках, что в значительной степени усложняет поиск потенциальных покупателей. При этом организация сбора и публикации данной информации органами власти не потребует дополнительных бюджетных затрат.

Сектор государственных и муниципальных закупок остается для большинства представителей технологического бизнеса закрытым. Это вызвано систематическими изменениями законодательства в сфере закупок, сложностью и затратностью процедур, отсутствием доступной системы обучения сектора технологического бизнеса по участию в закупках, а также высокой долей влияния «человеческого фактора» на принятие окончательного решения.

3. Недостаточные кооперационные связи.

Эффективные кооперационные связи имеют тенденции к развитию при наличии на рынке устойчиво развивающихся технологического бизнеса и представителей крупного бизнеса, в том числе с государственным участием.

Максимальная заинтересованность в кооперации возникает у бизнеса при отсутствии налоговых барьеров при передаче продуктов кооперации от технологическому к крупному, доступности специфических сфер (оборонная, космическая и другие отрасли), а также наличии законодательных стимулов, «подталкивающих» крупный бизнес к кооперации. Обозначенные проблемы требуют проработки и решения.

Информационная закрытость крупного бизнеса также является препятствием к развитию кооперационных связей с представителями сектора технологического и среднего предпринимательства.

4. Недостаток кадров.

В рамках ключевой проблемы «недостаток кадров» остро стоит вопрос снижения численности сотрудников в технологическом бизнесе.

5. Недостаточный уровень координации мер государственной политики в сфере развития технологического бизнеса.

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере развития технологического бизнеса уполномочено осуществлять Минэкономразвития России. При этом рядом министерств и ведомств реализуются функции по развитию субъектов технологического бизнеса в различных отраслях и социальных группах[1].

Требуется общая координация всех направлений государственной политики развития сектора, единые правила предоставления государственной поддержки вне зависимости от отрасли, единый и доступный источник получения информации.

Действующие государственные программы поддержки предпринимательства рассчитаны на категории бизнеса, строго соответствующие критериям технологического, среднего и крупного предпринимательства.

На современном этапе развития рыночного хозяйствования в условиях пролонгации антироссийских санкций, ограниченности доступа к мировым финансовым и передовым технологическим ресурсам перед Российской Федерацией стоят крупномасштабные задачи по модернизации и диверсификации национальной экономики с целью снижения экспортной зависимости и повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке. Проведённые исследования показали, что в настоящее время на государственном и региональном уровне принимается ряд важных законодательных и нормативных правовых актов по стратегическому планированию развития экономики.

Основной акцент курса стратегии направлен на наиболее важный сектор - промышленность, как базовую основу сферы воспроизводства, экспортного потенциала и сферу участия субъектов технологического и среднего предпринимательства.

В частности, с ведением в действие Федерального закона №448-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» определены целевые стратегические ориентиры, включающие:

- формирование и развитие высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход национальной экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение занятости населения, повышение качества жизни российских граждан.

Достижение стратегических целей предусматривает решение следующих задач:

- развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности в сфере промышленного производства на федеральном и региональном уровне;

- создание конкурентных условий деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями на территориях иностранных государств;

- осуществление мер стимулирования деятельности в промышленности путём внедрения результатов интеллектуальной деятельности и освоения производства инновационной промышленной продукции;

- рациональное использование материально-технических, финансовых, трудовых и природных ресурсов на основе повышения производительности труда, внедрения импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

- увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;

- поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов;

- обеспечение технологической независимости экономики[1].

Акцентирование внимания Президента В.В. Путина 1 марта 2018 г. в очередном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на укрепление доверия между органами власти и предпринимательством, служит гарантом государственной поддержки бизнеса, не исключая многочисленный сегмент технологического и среднего предпринимательства, активно участвующего в процессе импортозамещения, технологического обновления производств и инфраструктуры экономики.

Необходимость выхода на внешние рынки, повышение объёмов несырьевого экспорта, оказание помощи предпринимательству по технологическому перевооружению названы Президентом России ключевой стратегической целью развития бизнеса и всей российской экономики[1].

В этой связи необходимо обратить внимание на тот факт, что российский бизнес и сегмент технологического и среднего предпринимательства имеют успешный опыт выхода на внешние рынки и необходимый экспортный потенциал, о чем неоднократно подчёркнуто Президентом Российской Федерации на совместных заседаниях Президиума и Консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации.

Для российской экономики и региональных экономических комплексов использование имеющегося потенциала в экспортной деятельности технологического и среднего сегмента являются приоритетной задачей и одним из способов успешной реализации инновационной модели хозяйствования и повышения конкурентоспособности. Поэтому стратегические ориентиры предпринимательских инициатив технологического и среднего бизнеса в регионе должны обеспечиваться эффективным механизмом поддержки со стороны исполнительных органов власти, которые должны быть сконцентрированы на реализацию следующих аспектов:

1. Доступное финансирование.

Для обеспечения доступа к дешевым кредитам необходимо:

- Разработать и утвердить механизм и критерии скорингового кредитования субъектов технологического и среднего предпринимательства как основного кредитного инструмента, в основе которого лежит анкетирование потенциального заемщика с присвоением определенного количества баллов по каждому из критериев. По результатам у заемщика формируется кредитный рейтинг, который ведется соответствующим кредитным бюро, уполномоченным на данные операции регулятором.

- Разработать и утвердить систему оценки залогового имущества субъектов технологического и среднего предпринимательства для целей получения кредитных средств, в том числе залогов, являющихся предметом интеллектуальной собственности.

- Разработать и утвердить механизм «народного финансирования» для целей финансирования стартап-проектов субъектов технологического бизнеса, определить механизмы участия граждан в проектах, организационно-правовую форму субъектов технологического бизнеса, создаваемых в рамках народного финансирования, а также максимальную сумму средств, на которую может претендовать организатор проекта.

- Нарастить объемы кредитования через новые инструменты финансирования сектора технологического и среднего предпринимательства путем выпуска долговых бумаг, обеспеченных кредитами предпринимателей и микрофинансовых организаций.

- Обеспечить развитие внутреннего долгового рынка путем введения в обращение облигаций для финансирования субъектов технологического и среднего предпринимательства со сроком обращения не более 6 месяцев. Расширить число участников рынка кредитования технологического и среднего предпринимательства, путем допуска на него закрытых и открытых паевых инвестиционных фондов.

- Обеспечить повышение инвестиционной активности субъектов технологического и среднего предпринимательства путем привлечения фондирования на рынках стран ближнего востока, Азии и Океании, через систему признанных мировым бизнес-сообществом общественных объединений предпринимателей.

2. Создание единого центра финансово-кредитной поддержки.

Ключевая роль в создании центра финансово-кредитной поддержки отводится Федеральной корпорации по развитию технологического и среднего предпринимательства.

Федеральная корпорация обеспечивает: разработку единых стандартов деятельности микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования, в том числе единую базовую линейку продуктов, механизмы работы с заемщиками, профессиональные и кадровые стандарты; расширение капитализации микрофинансовых организаций, созданных за счет бюджетных средств путем привлечения внебюджетных источников, определив упрощенный порядок привлечения таких источников на внутреннем рынке; создание единых условий, требований, механизмов предоставления финансовой поддержки субъектам технологического и среднего предпринимательства вне зависимости от подведомственности соответствующей программы и уровня бюджетного финансирования; переход на абсолютные показатели оценки эффективности предоставления финансовой поддержки на основании данных налогового, статистического, управленческого учета; разработка механизма гарантийной поддержки микрофинансовых организаций в целях привлечения ими кредитов для последующего предоставления займов субъектам технологического и среднего предпринимательства с одновременным установлением требований по ограничению маржинального дохода, ежемесячному росту кредитного портфеля за счет эффективного управления, величины вознаграждений управленческому составу [4].

Одним из ключевых инструментов, обеспечивающих высокотехнологичному технологическому и среднему бизнесу доступное финансирование, должно стать участие микрофинансовых организаций созданных за счет бюджетных средств в уставном капитале (не более 51%) высокотехнологичных технологических и средних предприятий с последующим правом выкупа доли микрофинансовой организации.

3. Формирование рыночной ниши для бизнеса.

- Развитие технологического и среднего бизнеса в отдельных сферах (социальное предпринимательство, образование, здравоохранение и пр.).

В рамках софинансирования реализации региональных подпрограмм развития субъектов технологического и среднего предпринимательства необходимо обеспечить предоставление средств федерального бюджета

в размере не менее 30% на реализацию финансовой поддержки приоритетных, для субъекта Российской Федерации сфер деятельности.

- Механизмы формирования рыночных ниш на локальных рынках.

Требуется посредством информационно-справочных систем органов государственной статистики и органов местного самоуправления обеспечить публикацию данных об объемах производимых субъектами технологического и среднего предпринимательства товаров, работ и услуг в масштабах муниципальных образований и городских округов на территории Российской Федерации.

4. Развитая кооперация.

- Встраивание технологического и среднего бизнеса в цепочки поставщиков необходимо проводить с учетом выработки механизмов, обеспечивающих баланс соблюдения интересов субъектов технологического и среднего предпринимательства, и компаний с государственным участием. Прежде всего, речь идет о выработке комплексной системы «взращивания» технологического и среднего предпринимательства до оптимальной готовности работать в цепочке при соблюдении стандартов качества производимых товаров, работ и услуг, которые выставляются компанией-заказчиком. В целях реализации положений законодательства о квоте закупок у технологического и среднего предпринимательства необходимо проработать механизмы, снижающие вероятность возникновения ситуаций, при которых государственная компания обеспечивает выполнение требований по квоте путем заключения крупных контрактов с одним - двумя субъектами технологического и среднего предпринимательства.

- Роль корпорации развития в формировании системы кооперации компаний (выстраивание системы контроля за выполнением требований по размещении заказов на технологических и средних предприятиях).

Корпорация разрабатывает принципы дельности центров субконтрактации на территории РФ, основные профессиональные методики работы с контракторами и субконтрактарами, а также критерии для отбора региональных и муниципальных центров субконтрактации, которые формируются из числа государственных и не государственных объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Отдельно определяются принципы стимулирования крупных компаний, локализующих производство на новых территориях, путем их закреплений в инвестиционных соглашениях.

5. Ответственное государственное регулирование, которое предполагает: выработку и реализацию механизмов, препятствующих введению норм, ухудшающих положение технологического и среднего предпринимательства в сравнение с действующим законодательством. Например, расширение предмета оценки регулирующего воздействия, оценки фактического воздействия, в том числе с расчетом фактического ущерба от введения таких норм, введение моратория и пр.; внедрение мер противодействия коррупции при взаимодействии представителей субъектов технологического и среднего предпринимательства с органами государственной власти и местного самоуправления.

6. Эффективная инфраструктура поддержки.

Эффективность поддержки технологического бизнеса, зависит, в том числе, от обеспеченности региона инфраструктурой поддержки бизнеса. Для решения данной задачи необходимо разработать методику обеспеченности субъектов технологического и среднего предпринимательства объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства в разрезе субъектов РФ, городских округов и муниципальных районов.

Для построения эффективной инфраструктуры поддержки технологического и среднего предпринимательства необходимо обеспечить разделение услуг, оказываемых МФЦ и услуг, оказываемых объектами инфраструктуры поддержки технологического и среднего предпринимательства. Организации, образующие инфраструктуру поддержки технологического и среднего предпринимательства осуществляют комплекс информационно-консультационных услуг, сопровождают деятельность субъектов технологического и среднего предпринимательства, а МФЦ осуществляют прием и первичную обработку документов на получение поддержки, предоставление типовой информации.

Начинающие предприниматели должны быть обеспечены возможностью получения консультирования по вопросам составления бизнес-плана, обучения основам предпринимательской и финансовой грамотности, доступа к льготному получению финансирования, закрепления наставника.

7. Обеспечение ответственного государственного регулирования и стабильных «правил игры».

Согласно опросам, проводимым ТПП РФ, предпринимательское сообщество из числа технологического

и среднего предпринимательства обращают внимание на несоразмерность штрафов за административные правонарушения, что, в отдельных случаях приводит к закрытию бизнес и уходу предпринимателей в «тень».

В этой связи целесообразно отразить в проекте Стратегии следующие предложения: отменить административное наказание, предполагающее установление размера штрафа по шкале «от» - «до», и предусмотреть фиксированные штрафы по каждой статье КоАП; разделить административные наказания на три группы в зависимости от степени опасности последствий нарушения; применять при назначении наказания понижающие коэффициенты, соответствующие категориям, установленным законодательством для субъектов технологического и среднего предпринимательства; применять при назначении наказания коэффициента «рецидива» совершения правонарушения: при первом выявлении правонарушения, налагается минимальный штраф, при последующих -применяются повышающие коэффициенты; применять при назначении наказания повышающего коэффициента,

в случае если правонарушение связанно с фактом причинения вреда жизни и здоровью граждан; исключить возможность применения наказания в виде административной приостановки деятельности на срок до 90 суток.

Постановить, что деятельность хозяйствующего субъекта может быть приостановлена на срок до 10 дней для устранения замечаний контролирующего органа с параллельным наказанием в виде минимального штрафа, а в случае не устранения замечаний - на срок до 90 дней с параллельным наказанием в виде максимального штрафа; ограничить совокупный размер суммы штрафов на одного хозяйствующего субъекта, налагаемых по разным статьям КоАП в ходе одного контрольного мероприятия; исключить возможность проведения дополнительной проверки в форме административного расследования без распространения гарантий Федерального закона №294-ФЗ.

На период до 2020 года необходимо обеспечить ревизию полномочий контрольно-надзорных органов власти, а также нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в отдельных сферах, на предмет дублирования полномочий, избыточного контроля, актуальности нормативной правовой базы. Указанная ревизия должна осуществляться при участии предпринимательского сообщества.

С целью популяризации среди субъектов технологического и среднего предпринимательства процедура страхования своей ответственности, проведения независимого аудита на соответствие требований контрольно -надзорных органов необходимо обеспечить отнесение таких затрат на расходы по ведению предпринимательской деятельности.

8. Обеспечение развития технологического и среднего предпринимательства в отдельных отраслях.

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере развития технологического и среднего предпринимательства уполномочено осуществлять Минэкономразвития России. При этом рядом министерств и ведомств (Минсельхозпрод РФ, Минпромторг РФ, Росмолодежь и др.) реализуются функции по развитию субъектов МСП в различных отраслях и социальных группах. Аналогичная ситуация происходит на уровне субъектов РФ. При этом органами власти и руководящими документами, определены приоритетные в оказании поддержки виды предпринимательской деятельности.

С целью достижения максимального эффекта от реализации программ Стратегия должна предусматривать переход после 2018 года на единую программу развития технологического и среднего предпринимательства, с едиными приоритетами, стандартами и условиями предоставления поддержки.

При определении приоритетных видов деятельности, для целей описания отдельных механизмов развития в тексте Стратегии, целесообразно проанализировать приоритета развития МСП в рамках региональных подпрограмм, а также Стратегии социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

9. Вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность.

Практика функционирования инновационных площадок доказывает эффективность реализации инновационных проектов, их влияния на изменение структуры региональной экономики. В этом направлении необходима совместная работа органов региональной власти и муниципальных образований, где основной акцент должен быть сосредоточен на снижение административного давления на предприятия технологического и среднего бизнеса, реализующих инновационные проекты.

Примером могут служить площадки, сочетающие концепцию «browen-field» (использование инженерной инфраструктуры базового предприятия) и «green-field» (постепенный демонтаж устаревшего оборудования с заменой на новое). Использование таких инновационных площадок создает синергический эффект, заключающийся в ускорении модернизации имеющейся производственной инфраструктуры, внедрении инновационных проектов на модернизированном оборудовании и вовлечение в инновационный процесс дополнительного потенциала хозяйствующих субъектов; создании рабочих мест обслуживающих и смежных производств в депрессивных муниципальных образованиях и регионах[4].

Не технологически важным аспектом по совершенствованию деятельности региональных органов власти является внедрение передового зарубежного и отечественного опыта и практики по развитию экспортного потенциала технологического и среднего бизнеса в регионе.

Наиболее перспективными отраслями в развитии экспортного потенциала, согласно результатам исследований Вятской торгово-промышленной палаты, являются металлургия, агропромышленный сектор, машиностроение, и в этом, безусловно, целесообразно исходить из следующих направлений реализации механизма поддержки технологического и среднего предпринимательства:

- разработка и внедрение мероприятий по привлечению технологического и среднего предпринимательства в рамках стратегического развития внешнеэкономического сотрудничества в инновационной сфере;

- определение наиболее острых проблем, препятствующих развитию экспортного потенциала технологических и средних предприятий;

- поддержка продвижения инновационных проектов и экспортных продуктов, внешнеэкономического сотрудничества субъектов технологического и среднего предпринимательства;

- обеспечение инфраструктурной поддержки технологическим и средним предприятиям, участвующим в экспортных операциях[7].

Также одним из направлений совершенствования деятельности региональных органов власти по поддержке технологического и среднего предпринимательства является его активное привлечение в решение задач социальной инфраструктуры. В данном направлении мощным инструментом выступает механизм государственно-частного партнёрства, реализуемый на основе законодательства. Модернизация социально значимых

объектов инфраструктуры социальной сферы - прерогатива региональных государственных органов власти, осуществляемая в форме государственного заказа на выполнение работ и услуг.

Именно поэтому деятельность власти на основе равноправного партнёрства с бизнесом предполагает формирование и реализацию планов по реконструкции, модернизации и строительству общественно значимых объектов социальной сферы, объектов культурного наследия за счёт социально-ориентированного предпринимательства технологического и среднего бизнеса в соответствии с целевыми областными программами социально -экономического развития региона.

С момента реализации Подпрограммы наметилась положительная тенденция участия субъектов технологического и среднего бизнеса в организации частных детских садов, в сфере физической культуры и спорта, в области строительства и развития спортивных клубов и центров культурно-массового назначения и др.

Безусловно, формирование точек экономического роста в значительной степени влияет на развитие в них центров социально ориентированного предпринимательства и требует особого внимания со стороны органов региональной власти во взаимодействии с органами местного самоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому поддержка социально ориентированного предпринимательства должна сочетать инструменты по реализации мер прямой поддержки бизнес-проектов и мер по развитию бизнес-инфраструктуры в рамках содействия видов деятельности, не связанных с высокими стартовыми затратами, а также вовлечение технологических и средних предприятий в решение актуальных социальных задач.

Предлагаемые рекомендации позволят повысить эффективность деятельности региональных органов власти по поддержке субъектов технологического и среднего предпринимательства, их конкурентоспособность в частности и региона в целом.

Источники:

1. Федеральный закон №448-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»

2. Федерального закона №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

3. Байрамкулов Б.А. Отражение технологического прогресса в ведении бизнеса и экономике // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики и управления. Сборник научных статей. 2019.

4. Управление бизнесом и предпринимательская деятельность в новых условиях научно-технологического развития / Годес Н.В., Климович Н.И., Козловский В.В., Макогон З.Я., Мацкевич Л.И., Меликсетян С.Н., Мойсеенок О.В., От-ришко М.О., Павлов Э.Л., Платоненко Е.И., Сиваграков О.В., Соболенко И.А., Спринчак А.И., Федоришин Н.Ю., Чаплыгин В.Г., Шемятихина Л.Ю. Монография / Под научной редакцией В.Л. Цыбовского, В.А. Ганского. Минск, 2019.

5. Шарощенко В.С., Уралов А.А., Гущина А.А. Акселераторы и бизнес-инкубаторы России в области нанотехнологий: от образовательных стартапов до технологических решений // Наноиндустрия. 2019. Т. 12. № 5 (91). С. 294-303.

6. Шарощенко В.С., Уралов А.А., Гущина А.А. Акселераторы и бизнес-инкубаторы России в области нанотехнологий: от образовательных стартапов до технологических решений // Наноиндустрия. 2019. Т. 12. № 5 (91). С. 294-303.

7. Трубин О.А. Основные подходы по организации инновационной деятельности в России в современных условиях // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы сборник статей по материалам С1 международной научно-практической конференции. 2019. С. 415-417.

References:

1. Federal Law No. 448-FZ "On Industrial Policy in the Russian Federation"

2. Federal Law No. 294-FZ "On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control"

3. Bayramkulov B.A. Reflection of technological progress in doing business and economics // In the collection: Actual problems and prospects for the development of innovative economics and management. Collection of scientific articles. 2019.

4. Business management and entrepreneurial activity in the new conditions of scientific and technological development / Godes NV, Klimovich NI, Kozlovsky VV, Makogon Z.Ya., Matskevich LI, Meliksetyan SN. , Moiseenok O.V., Otrishko M.O., Pavlov E.L., Platonenko E.I., Sivagrakov O.V., Sobolenko I.A., Sprinchak A.I., Fedorishin N.Yu., Chaplygin V.G., Shemyatikhina L.Yu. Monograph / Edited by V.L. Tsybovsky, V.A. Ghanaian. Minsk, 2019.

5. Sharoshchenko V.S., Uralov A.A., Gushchina A.A. Accelerators and business incubators in Russia in the field of nano-technology: from educational startups to technological solutions // Nanoindustriya. 2019.Vol. 12.No. 5 (91). S. 294-303.

6. Sharoshchenko V.S., Uralov A.A., Gushchina A.A. Accelerators and business incubators in Russia in the field of nano-technology: from educational startups to technological solutions // Nanoindustriya. 2019.Vol. 12.No. 5 (91). S. 294-303.

7. Trubin O.A. The main approaches to organizing innovation in Russia in modern conditions // In the collection: Young researcher: challenges and prospects, a collection of articles based on the materials of the d international scientific and practical conference. 2019.S. 415-417.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.