Научная статья на тему 'Развитие инструментов государственной поддержки малого инновационного бизнеса'

Развитие инструментов государственной поддержки малого инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / INNOVATIVE ACTIVITY / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT / REGIONAL LEVEL / FEDERAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барковская Виктория Евгеньевна

Проанализированы понятие и основные направления государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности малого бизнеса Российской Федерации. В рамках направлений поддержки инновационной деятельности выделены прямые и косвенные методы стимулирования данной отрасли. Приведены результаты финансирования субъектов малого бизнеса по итогам 2018 г. Отражены особенности нормативной базы в области государственного регулирования малого инновационного бизнеса. Отмечены некоторые изменения фискальной политики с 2019 г. Основополагающими нормативными документами в области совершенствования поддержки малого инновационного бизнеса являются «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» и Распоряжение Правительства РФ «Цифровая экономика Российской Федерации». В качестве имеющихся форм поддержки выделено создание и функционирование бизнес-инкубаторов, коворкинг-центров, сотрудничество с вузами. Опыт зарубежных стран свидетельствует о внимании частного сектора как источника поддержки малого бизнеса. Представлены зарубежные структуры содействия развитию инновационной деятельности малого бизнеса, такие как Корпорация финансирования малого бизнеса в Японии, Федерация промышленных исследовательских ассоциаций в Германии, Фонд технологических нововведений в Италии, Национальное агентство по внедрению результатов исследований во Франции и др. По итогам анализа разработаны принципы и мероприятия по совершенствованию деятельности государственных органов в вопросах развития инструментов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства. Мероприятия предлагается проанализировать в разрезе трёх составляющих элементов: методический, нормативно-правовой и функционально-ресурсный блоки. Предложенная система развития инструментов государственной поддержки малого инновационного бизнеса охватывает все уровни власти: федеральный, региональный и муниципальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барковская Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STATE SUPPORT TOOLS FOR SMALL INNOVATIVE BUSINESS

The article analyzes the concept and main directions of small business in the Russian Federation. In the framework of innovation support directions, direct and indirect methods of stimulating the industry have been identified. The results of financing small businesses in 2018 are presented. The study reflects the features of the regulatory framework in the field of state regulation of small innovative business. Some changes in fiscal policy since 2019 have been noted. The Decrees of the RF Government “Strategy for Small Enterprises in Russian Federation for the period up to 2030” and “Digital Economy of the Russian Federation” are the fundamental regulatory documents in the field of improving the support of small innovative businesses. Creating and operation of business incubators, coworking centers and cooperation with universities were highlighted as available forms of support. The experience of foreign countries testifies to the attention of the private sector as a source of support for small businesses. Foreign structures for promoting the development of small business innovative activities are presented, such as Small Business Financing Corporation in Japan, Federation of Industrial Research Associations in Germany, Technological Innovation Fund in Italy, National Agency for the Implementation of Research Results in France, etc. Based on the results of the analysis, principles and measures have been developed to improve the activities of state bodies in developing tools for state support of small innovation entrepreneurship. It is proposed to analyze the events in the context of three constituent elements: methodological, regulatory and functional resource blocks. The proposed system for developing state support tools for small innovative businesses covers all levels of government: federal, regional and municipal.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментов государственной поддержки малого инновационного бизнеса»

DOI: 10.24143/2073-5537-2019-4-77-82 УДК 338.22.021

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

В. Е. Барковская

Технологический университет, Московская область, Королёв, Российская Федерация

Проанализированы понятие и основные направления государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности малого бизнеса Российской Федерации. В рамках направлений поддержки инновационной деятельности выделены прямые и косвенные методы стимулирования данной отрасли. Приведены результаты финансирования субъектов малого бизнеса по итогам 2018 г. Отражены особенности нормативной базы в области государственного регулирования малого инновационного бизнеса. Отмечены некоторые изменения фискальной политики с 2019 г. Основополагающими нормативными документами в области совершенствования поддержки малого инновационного бизнеса являются «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» и Распоряжение Правительства РФ «Цифровая экономика Российской Федерации». В качестве имеющихся форм поддержки выделено создание и функционирование бизнес-инкубаторов, коворкинг-центров, сотрудничество с вузами. Опыт зарубежных стран свидетельствует о внимании частного сектора как источника поддержки малого бизнеса. Представлены зарубежные структуры содействия развитию инновационной деятельности малого бизнеса, такие как Корпорация финансирования малого бизнеса в Японии, Федерация промышленных исследовательских ассоциаций в Германии, Фонд технологических нововведений в Италии, Национальное агентство по внедрению результатов исследований во Франции и др. По итогам анализа разработаны принципы и мероприятия по совершенствованию деятельности государственных органов в вопросах развития инструментов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства. Мероприятия предлагается проанализировать в разрезе трёх составляющих элементов: методический, нормативно-правовой и функционально-ресурсный блоки. Предложенная система развития инструментов государственной поддержки малого инновационного бизнеса охватывает все уровни власти: федеральный, региональный и муниципальный.

Ключевые слова: инновационная деятельность, малый бизнес, государственная поддержка, региональный уровень, федеральные органы власти.

Для цитирования: Барковская В. Е. Развитие инструментов государственной поддержки малого инновационного бизнеса // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. № 4. С. 77-82. DOI: 10.24143/2073-5537-2019-4-77-82.

Введение

В условиях динамичного развития малого бизнеса Российской Федерации возникает потребность в более тщательном исследовании проблемы совершенствования государственной поддержки его инновационной деятельности, несмотря на наличие значительного объёма исследований по данной проблеме [1].

Значимость исследования заключается в совершенствовании методических подходов к развитию системы государственной поддержки инновационной деятельности малого бизнеса и необходимости использования государственными органами различных форм этой поддержки при разработке и реализации национальных программ.

Материалы исследования

Процесс внедрения инновационных разработок малыми предприятиями образует отдельную отрасль - малый инновационный бизнес. Именно малые инновационные предприятия отличаются гибкостью, мобильностью, способностью эффективно сотрудничать с крупными корпорациями, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями. Как известно, в законодательной базе РФ отсутствует универсальное определение понятия малого инноваци-

онного предприятия. Тем не менее мы полагаем, сущность его складывается из таких элементов, как уровень инновационной активности предприятия, наукоёмкость выпускаемой продукции, наличие научных сотрудников и инновационного оборудования для проведения исследований и др. В связи с этим мы понимаем под малым инновационным предприятием - предприятие, основным направлением деятельности которого является разработка и внедрение высокотехнологичной продукции в производство.

Роль малого инновационного бизнеса в современной экономике страны исключительно велика. При всесторонней государственной поддержке он способен обеспечить её динамичное развитие. Однако из-за отсутствия должного внимания к данной отрасли доля малых предприятий в ВВП России составляет лишь около 22 %, в то время как в развитых странах такой показатель оценивается в 50-60 %, что может свидетельствовать о более высоком уровне развития системы государственной поддержки в этих странах.

Под государственной поддержкой малых предприятий РФ понимается деятельность федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, учреждений поддержки, осуществляемая в целях развития малого бизнеса в соответствии с государственными и муниципальными программами [2].

Как подтверждает опыт многих стран, основные направления регулирования государственной поддержки инновационной деятельности малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям:

1) стимулирование НИОКР прямым методом, заключающимся в дифференциации финансовых ресурсов между отраслями деятельности в соответствии с государственными приоритетами;

2) косвенное стимулирование научной деятельности государственных и частных секторов путём формирования эффективной налоговой, патентной, таможенной политики;

3) предоставление малым предприятиям льгот на разработку и внедрение инновационных продуктов или услуг;

4) формирование инновационного климата малого бизнеса путём создания служб патентования, лицензирования, научно-технического содействия, сертификации, аналитики в целях инновационного развития данной отрасли [1].

По данным Федеральной службы государственной статистики [3], в 2018 г. прямая финансовая поддержка субъектов малого бизнеса РФ осуществлялась с помощью частичной компенсации затрат:

— по приобретению соответствующего оборудования для создания, развития или совершенствования производства товаров или услуг (бюджетные ассигнования составили 300,0 млн руб.);

— в связи с выплатой первоначальной взноса по оказанию лизинговых услуг (бюджетные ассигнования составили 50,0 млн руб.);

— социальной сферы (бюджетные ассигнования составили 100,0 млн руб.).

Согласно [3] в 2018 г. из бюджета было выделено 20,1 млн руб. на создание центров молодёжного инновационного творчества и 90,0 млн руб. на расширение сети коворкинг-центров.

Система налогообложения малого инновационного бизнеса последние годы претерпевает законодательные инициативы. Президентом России В. В. Путиным решено продлить малым предприятиям надзорные каникулы по освобождению от плановых проверок, действовавшие с 2015 по 2018 гг., ещё на два года. Эта мера, вне всякого сомнения, направлена на укрепление позиции малого предпринимательства, но при этом наблюдаем возрастание фискальной нагрузки на малый инновационный бизнес, с 2019 г. социальные взносы для предприятий, работающих по упрощённой системе налогообложения, увеличились с 20 до 30 %. Кроме того, с 2019 г. решено произвести увеличение размера НДС до 20 %. Можно ожидать, что на малый инновационный бизнес данная мера повлияет самым отрицательным образом, например, при экспорте/импорте товаров, аренде малым предприятиям государственной собственности. Малый бизнес столкнётся также с проблемой падения спроса.

Для совершенствования государственного регулирования в области поддержки малого бизнеса Правительством РФ разработана «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». В ходе реализации Стратегии должно быть обеспечено внедрение новых эффективных мер и способов поддержки малого бизнеса, стратегическим ориентиром которых станет увеличение доли малых предприятий в ВВП

до 40 %. В соответствии со Стратегией предполагается сделать малый бизнес ядром инновационной экономики.

Исключительно важной мерой развития и поддержки малого инновационного бизнеса является принятое в 2017 г. Распоряжение Правительства РФ «Цифровая экономика Российской Федерации», одним из пунктов дорожной карты которого является развитие системы поддержки малого предпринимательства в условиях цифровой экономики, охватывающей информационное и инвестиционное формирование бизнеса. В соответствии с Распоряжением предполагается эффективное взаимодействие малого бизнеса, научного общества и государства.

Стоит упомянуть о такой форме поддержки, как создание бизнес-инкубаторов и ковор-кинг-центров, с помощью которых стало возможно:

— организовывать и проводить обучающие мероприятия, конференции, семинары, тренинги, мастер-классы, направленные на повышение эффективности деятельности малого предприятия;

— оказывать консультационную, информационную и техническую поддержку малых предприятий;

— создавать специальные объединения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в рамках договора на оказание услуг коворкинг-центра и др.

Принципиальным способом поддержки малого бизнеса на региональном уровне является его сотрудничество с университетами. Данное направление является актуальным по следующим причинам:

— современные вузы обладают достаточно оснащенной материально-технической базой;

— в вузах сконцентрирован наиболее высокий научно-исследовательский потенциал, знания, практический опыт, научные разработки и др.;

— имеется возможность осуществления финансирования за счёт бюджетных и внебюджетных средств, собственного капитала и др.;

— присутствует высокая концентрация проведения всевозможных научных исследований;

— сформирован механизм оказания содействия по приобретению патентов и созданию системы управления интеллектуальной собственностью.

Интересен в этом плане опыт таких стран, как Япония, Канада, Франция, Германия, Великобритания и др., заключающийся в активном участии государства и частного сектора по формированию эффективной инновационной политики с использованием прямого и косвенного финансирования [4].

В этих и других странах главным источником финансирования НИОКР является частный сектор, на долю которого приходится от 48 до 72 % от общего объёма бюджета для поддержки малого бизнеса. Общий объём научных исследований и разработок в частном секторе составляет от 60 до 75 %. Кроме того, финансируется более 70 % прикладных исследований и 90 % опытно-конструкторских работ. Около 4 % составляет доля фундаментальных исследований, проводимых частным сектором [5].

Вторым немаловажным источником финансирования инновационных разработок в развитых странах является государственный сектор, занимающий второстепенное место в данной сфере. В развитых странах доля государственного сектора в общем финансировании научных исследований в 1,3-2,5 раза меньше доли частного сектора [6].

Учреждениями, осуществляющими деятельность по поддержке и развитию малого инновационного бизнеса за рубежом, определены Администрация по делам малого предпринимательства (США), Корпорация финансирования малого бизнеса (Япония), Федерация промышленных исследовательских ассоциаций (Германия), Фонд технологических нововведений (Италия), Национальное агентство по внедрению результатов исследований (Франция) [7]. Таким образом, были обеспечены благоприятные условия для развития малого инновационного бизнеса.

На основании анализа российского и зарубежного опыта нами сформулированы основные принципы деятельности государственных органов, в соответствии с которыми необходимо развивать систему государственной поддержки малого инновационного бизнеса РФ:

1. Принцип систематизации способов и форм государственной поддержки, заключающийся в комплексном подходе формирования эффективной системы содействия государства малому бизнесу в области инновационной деятельности, учитывая его специфику, отрасль, объёмы производимой продукции и др.;

2. Принцип целесообразности системы государственной поддержки, заключающийся в рациональном распределении материальных ресурсов при наличии альтернативных проектов;

3. Принцип непрерывного совершенствования методов государственной поддержки с учётом изменяющейся среды и самих малых инновационных предприятий.

В соответствии с предложенными принципами выделяются три блока системы развития инструментов государственной поддержки малого инновационного бизнеса: методический, нормативно-правовой и функционально-ресурсный. Характеристика предлагаемых элементов представлена в таблице.

Инструменты государственной поддержки малого инновационного предпринимательства

Элементы государственной поддержки Характеристика

Методический блок Методическое обеспечение государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, в том числе формулирования целей, принципов, методов, концепции поддержки и др.

Нормативно-правовой блок Формирование законодательной базы по развитию государственной поддержки в области инновационной деятельности малого бизнеса, предусматривающей эффективное взаимодействие государства, малого бизнеса и крупных корпораций

Функционально-ресурсный блок Обеспечение формирования финансовых, инфраструктурных, инвестиционных и кадровых ресурсов

Предлагаемые мероприятия целесообразно рассматривать в разрезе федерального, регионального и муниципального уровней. Основными задачами органов власти на федеральном уровне, по нашему мнению, должны стать:

1. Расширение спектра задач и участие Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палаты РФ в формировании политики регулирования инновационной деятельности малого бизнеса. Помимо наделенных прав и обязанностей, Комитет должен участвовать в процессе формирования условий для разработки инновационных продуктов или услуг малыми предприятиями и проведения НИОКР, стимулируя их инновационную активность.

2. Формирование системы налогообложения в зависимости от масштаба предприятия. Несмотря на то, что средние предприятия и крупные корпорации обладают сильнейшими финансовыми возможностями, в то время как у малого бизнеса таких возможностей гораздо меньше, в современных условиях предприятия наделены равными правами и обязанностями по уплате и размеру налогов. Исходя из этого, федеральным органам власти, которые имеют полномочия на формирование налоговой базы, следует создать дифференцированную систему налоговых ставок и платежей с учётом масштаба и отрасли деятельности предприятия, тем самым простимулировав и предоставив возможность развития инновационной деятельности малого бизнеса.

Для совершенствования государственной поддержки инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства на региональном уровне, по нашему мнению, необходимо:

1. Продолжить совершенствование механизма регистрации малых инновационных предприятий, сокращая данную процедуру до минимального контакта с уполномоченными органами. Данная мера необходима для исключения коррупционных и бюрократических аспектов. В дальнейшем такую меру можно усовершенствовать до принятия механизма полноценной системы онлайн-регистрации малого инновационного бизнеса, проект которого в настоящее время находится на пилотной стадии и реализуется не во всех регионах РФ.

2. Расширить возможности участия малого инновационного бизнеса в выполнении государственных заказов. Существующий механизм государственных закупок, который заключается в обязательной закупке государственных учреждений у малого бизнеса в годовом размере 10-20 %, недостаточно реализуем. Данная норма не отслеживается уполномоченными органами из-за огромного количества государственных учреждений, осуществляющих закупки. В связи с этим совместными усилиями федеральной и региональной властей необходимо сконцентрироваться на создании механизма контроля над системой государственных закупок в области инноваций путём составления доступной статистической отчётности закупок у малого бизнеса.

Для совершенствования государственной поддержки инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства на муниципальном уровне с участием региональных и федеральных властей, по нашему мнению, необходимо:

1. Учреждениям муниципальной поддержки организовать содействие по заключению контрактов малых предприятий с высшими образовательными учреждениями, научными центрами, кванториумами с целью использования их научного потенциала, научно-исследовательской базы, площади и оборудования для проведения испытаний и пилотных проектов по внедрению инновационных продуктов или услуг.

2. Своевременно осуществлять повышение квалификации и общего профессионального уровня муниципальных служащих по актуальным программам, посвящённым проблемам развития инновационной деятельности в малом предпринимательстве. Данная мера необходима для повышения компетентности муниципальной власти, оказывающей поддержку предпринимательскому сектору в осуществлении инновационной деятельности.

Реализация этих предложений будет исключительно важна в формировании комплексного механизма государственной поддержки малого инновационного бизнеса РФ.

Заключение

Таким образом, анализ ключевых особенностей инструментов и форм государственной поддержки в сфере инновационной деятельности малого предпринимательства РФ и за рубежом позволил сформулировать принципы и разработать методы совершенствования инструментов поддержки. Мы считаем, предложенные меры позволят укрепить позиции системы государственной поддержки инновационной деятельности малого бизнеса. Эффективная поддержка обеспечит не только успешное функционирование малого бизнеса, но и окажет непосредственное влияние на формирование инновационной модели национальной экономики страны.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Косов М. Е., Ягудина Э. В. Налоговое регулирование инновационной деятельности: моногр. М.: Юнити, 2015. 212 с.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 09.10.2019).

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 29.09.2019).

4. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: Инфра-М, 2016. 403 с.

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 2016. 290 с.

6. Ильина С. А. Налоговое стимулирование инновационной деятельности малых и средних предприятий в России // Налоги и налогообложение. 2016. № 9 (147). С. 652-667.

7. Афонин И. В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций: учеб. пособие. М.: Гардарники, 2016. 201 с.

Статья поступила в редакцию 28.10.2019

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Барковская Виктория Евгеньевна - Россия, 141070, Королев; Технологический университет; преподаватель кафедры управления; Barkovskaya@ut-mo.ru.

DEVELOPMENT OF STATE SUPPORT TOOLS FOR SMALL INNOVATIVE BUSINESS

V. E. Barkovskaya

University of Technology, Moscow Region, Korolev, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the concept and main directions of small business in the Russian Federation. In the framework of innovation support directions, direct and indirect methods of stimulating the industry have been identified. The results of financing small businesses in 2018 are presented. The study reflects the features of the regulatory framework in the field of state regulation of small innovative business. Some changes in fiscal policy since 2019 have been noted. The Decrees of the RF Government "Strategy for Small Enterprises in Russian Federation for the period up to 2030" and "Digital Economy of the Russian Federation" are the fundamental regulatory documents in the field of improving the support of small innovative businesses. Creating and operation of business incubators, coworking centers and cooperation with universities were highlighted as available forms of support. The experience of foreign countries testifies to the attention of the private sector as a source of support for small businesses. Foreign structures for promoting the development of small business innovative activities are presented, such as Small Business Financing Corporation in Japan, Federation of Industrial Research Associations in Germany, Technological Innovation Fund in Italy, National Agency for the Implementation of Research Results in France, etc. Based on the results of the analysis, principles and measures have been developed to improve the activities of state bodies in developing tools for state support of small innovation entrepreneurship. It is proposed to analyze the events in the context of three constituent elements: methodological, regulatory and functional resource blocks. The proposed system for developing state support tools for small innovative businesses covers all levels of government: federal, regional and municipal.

Key words: innovative activity, small business, state support, regional level, federal authorities.

For citation: Barkovskaya V. E. Development of state support tools for small innovative business. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2019;4:77-82. (In Russ.) DOI: 10.24143/2073-5537-2019-4-77-82.

REFERENCES

1. Kosov M. E., Yagudina E. V. Nalogovoe regulirovanie innovacionnoj deyatel'nosti: monografiya [Tax regulation of innovation: monograph]. Moscow, Yuniti Publ., 2015. 212 p.

2. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii [On development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation]. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (accessed: 09.10.2019).

3. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Official site of the Federal State Statistics Service]. Available at: https://www.gks.ru/ (accessed: 29.09.2019).

4. Fathutdinov R. A. Konkurentosposobnost': ekonomika, strategiya, upravlenie [Competitiveness: economics, strategy, management]. Moscow, Infra-M Publ., 2016. 403 p.

5. Shumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of economic development]. Moscow, Progress Publ., 2016. 290 p.

6. Il'ina S. A. Nalogovoe stimulirovanie innovacionnoj deyatel'nosti malyh i srednih predpriyatij v Rossii [Tax incentives for innovative activities of small and medium-size enterprises in Russia]. Nalogi i nalogoob-lozhenie, 2016, no. 9 (147), pp. 652-667.

7. Afonin I. V. Innovacionnyj menedzhment i ekonomicheskaya ocenka real'nyh investicij: uchebnoe posobie [Innovation management and economic assessment of real investments: tutorial]. Moscow, Gardarniki Publ., 2016. 201 p.

The article submitted to the editors 28.10.2019

INFORMA TION ABOUT THE A UTHOR

Barkovskaya Viktoria Evgen'evna - Russia, 141070, Korolev; University of Technology; Lecturer of the Department of Management; Barkovskaya@ut-mo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.