Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ / TECHNOLOGY BUSINESS / GOVERNMENT SUPPORT / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узденова А.С., Борлакова Т.М.

Настоящая статья посвящается изучению вопросов государственной поддержки технологического бизнеса в России. Авторами изучены меры государственной поддержки технологического предпринимательства в Российской Федерации. Также авторами рассмотрены система мер прямого государственного регулирования российского технологического бизнеса. Прямое воздействие заключается в создании бизнес - инкубаторов, а также организации поддержки малого и среднего предпринимательства в России и создания фондов поддержки предпринимательства. Также авторами представлена система инфраструктурной поддержки технологического предпринимательства. Проведен анализ динамики финансирования малого и среднего предприниматель ства в России с 2008 по 2018 гг., а также анализ системы налогообложения малого и среднего предпринимательства. Проведена оценка эффективности законодательной базы на федеральном, региональном уровнях и решений органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Узденова А.С., Борлакова Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF STATE SUPPORT FOR RUSSIAN TECHNOLOGY BUSINESS

This article is devoted to the study of issues of state support for technology business in Russia. The authors studied the measures of state support for technological entrepreneurship in the Russian Federation. The authors also consider the system of measures of direct state regulation of the Russian technology business. The direct impact is the creation of business incubators, as well as the organization of support for small and medium-sized businesses in Russia and the creation of entrepreneurship support funds. The authors also present a system of infrastructure support for technological entrepreneurship. The analysis of the dynamics of financing of small and medium-sized businesses in Russia from 2008 to 2018, as well as the analysis of the taxation system of small and medium-sized businesses. The effectiveness of the legislative framework at the federal and regional levels and decisions of local self-government bodies was evaluated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА»

Особый интерес представляет рассмотрение Федерального закона об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей назначается Президентом на пять лет, но при выборе кандидатуры большое значение имеет мнение предпринимательского сообщества.

При этом особое значение имеет определение компетенции уполномоченного по защите прав предпринимателей. Среди них можно выделить главные. Так, к ним относятся контроль за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также непосредственно прямое взаимодействие с предпринимательским сообществом. Что еще более важно, вышеназванный уполномоченный может принимать к рассмотрению жалобы субъектов предпринимательства. Особенно актуально это в настоящее время, когда субъекты предпринимательства, особенно малого, не имеют достойной правовой защиты своих интересов. Зачастую субъектам малого предпринимательства, против которых ведутся монопольные действия или иные действия неправового характера, сложно реализовать свои права на защиту. Именно поэтому наличие такого института, как Уполномоченного по правам предпринимателей, дает дополнительную правовую гарантию, ограждающую предпринимателей от произвола действий иных лиц. Поэтому справедливо замечание в отечественной доктрине о том, что институт уполномоченного по правам предпринимателей выполняет также и превентивную функцию.

Выводы. Таким образом, государственная поддержка технологического бизнеса широко реализуется на федеральном уровне. Конституционные аспекты формируют предпосылки развития предпринимательской деятельности. Федеральные законы обеспечивают финансовую поддержку технологического бизнеса, допускают упрощенное ведение отчетностей различного вида.

Источники:

1. Байрамкулов Б.А. Отражение технологического прогресса в ведении бизнеса и экономике // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики и управления. Сборник научных статей. 2019. С. 152-156.

2. Бритина А.А., Окомина Е.А. Особенности построения эффективной бизнес-модели для субъектов технологического предпринимательства // В сборнике: Развитие молодежного предпринимательства в байкальском регионе. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 14-20.

3. Гостева О.В., Аникина Ю.А. Технологическое предпринимательство в ракетно-космической отрасли // Решетнев-ские чтения. 2017. №21-2.

4. Куфтырёв И. Г., Передня С. С. Международный инновационный коридор как инфраструктурный фактор развития технологического предпринимательства // Вестник ННГУ. 2015. №3-3.

5. Масленников М.И. Влияние технологических инноваций на структуру и функции крупного бизнеса в экономике // Журнал экономической теории. 2019. Т. 16. № 3. С. 539-553.

References

1. Bayramkulov B. A. Reflection of technological progress in business and economics / / In the collection: Actual problems and prospects for the development of innovative economy and management. Collection of scientific articles. 2019. pp. 152-156.

2. Britina A. A., Okomina E. A. Features of building an effective business model for technological entrepreneurship entities // In the collection: Development of youth entrepreneurship in the Baikal region. Collection of scientific papers based on the materials of the international scientific and practical conference. 2019. pp. 14-20.

3. Gosteva O. V., Anikina Yu. A. Technological entrepreneurship in the rocket and space industry // Reshetnev readings. 2017. No. 21-2.

4. Kuftyrev I. G., Perednya S. S. International innovation corridor as an infrastructural factor in the development of technological entrepreneurship // Bulletin of the UNN. 2015. No. 3-3.

5. Maslennikov M. I. Influence of technological innovations on the structure and functions of large business in the economy. 2019.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10799

А.С. Узденова - магистрант ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск, A.S. Uzdenova - FGBOU VO North-Caucasus State University student, Cherkessk; Т.М. Борлакова - доцент ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск, T.M. Borlakova - FGBOU VO North-Caucasus State University assistant professor, Cherkessk.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА FEATURES OF STATE SUPPORT FOR RUSSIAN TECHNOLOGY BUSINESS

Аннотация. Настоящая статья посвящается изучению вопросов государственной поддержки технологического бизнеса в России. Авторами изучены меры государственной поддержки технологического предпринимательства в Российской Федерации. Также авторами рассмотрены система мер прямого государственного регулирования российского технологического бизнеса. Прямое воздействие заключается в создании бизнес - инкубаторов, а также организации поддержки малого и среднего предпринимательства в России и создания фондов поддержки предпринимательства. Также авторами представлена система инфраструктурной поддержки технологического предпринимательства. Проведен анализ динамики финансирования малого и среднего предприниматель-

ства в России с 2008 по 2018 гг., а также анализ системы налогообложения малого и среднего предпринимательства. Проведена оценка эффективности законодательной базы на федеральном, региональном уровнях и решений органов местного самоуправления.

Abstract. This article is devoted to the study of issues of state support for technology business in Russia. The authors studied the measures of state support for technological entrepreneurship in the Russian Federation. The authors also consider the system of measures of direct state regulation of the Russian technology business. The direct impact is the creation of business incubators, as well as the organization of support for small and medium-sized businesses in Russia and the creation of entrepreneurship support funds. The authors also present a system of infrastructure support for technological entrepreneurship. The analysis of the dynamics of financing of small and medium-sized businesses in Russia from 2008 to 2018, as well as the analysis of the taxation system of small and medium-sized businesses. The effectiveness of the legislative framework at the federal and regional levels and decisions of local self-government bodies was evaluated.

Ключевые слова. Технологический бизнес, государственная поддержка, малый и средний бизнес в России.

Keywords. Technology business, government support, small and medium-sized businesses in Russia.

Введение. На сегодняшний день экономика пока недостаточно восприимчива и к достижениям научно-технического прогресса. Значительная часть предприятий практически не вкладывает средств ни в создание новых технологий, ни в модернизацию старых.

Государственное регулирование и поддержка технологического бизнеса является важнейшим условием формирования эффективной экономики в стране. Из этого следует, что государственное регулирование и поддержка таких предприятий является объективной необходимостью.

Целью государственной поддержки технологического бизнеса является способствование образованию и развитию бизнеса, увеличение его роли в улучшении экономики государства.

Рисунок 1 - Система государственной поддержки технологического бизнеса

В Российской Федерации поддержка бизнеса осуществляется согласно Федеральному закону от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии технологического и среднего предпринимательства в Российской Федерации» а также различных программ развития технологического бизнеса, реализуемых как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Инфраструктура поддержки технологического предпринимательства представляет собой систему различных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих), создаваемых в рамках государственных программ для обеспечения условий и обслуживания технологического бизнеса, оказания поддержки предпринимателям:

- центров (консультационных, маркетинговых, учебно-деловых, инжиниринговых, инновационно-технологических)

- агентств, фондов (поддержки предпринимательства, научно-исследовательской и инновационной деятельности, гарантийных)

- технопарков, научных парков, бизнес-инкубаторов, микрофинансовых организаци и т.д.

Кроме того, начиная с 2005 года Министерство экономического развития РФ, в

рамках реализации специальной программы, предоставляет субсидии из федерального бюджета РФ бюджетам субъектов РФ в целях оказания государственной поддержки технологического предпринимательству на региональном уровне. В рамках данной программы денежные средства распределяются между регионами на конкурсной основе.

Региональная политика технологического бизнеса РФ является необъемлемой частью единой политики государства, осуществляемой в соответствии с его Стратегией с целью обеспечения интеграции российских территорий, снижения диспропорций в социально- экономическом развитии, как факторов качества жизни населения. Региональной политикой следует считать такую систему действий, которая реализует интересы государства в отношении региона и внутренние интересы территории субъекта Российской Федерации адекватными методами и способами, направленными на сбалансирование условий функционирования хозяйственных комплексов, повышение использования имеющихся ресурсов и возможностей для эффективного и устойчивого развития.

Государственная власть, выступая гарантом повышения благосостояния в обществе, формирует механизм управления, как совокупность правовых норм, являющихся инструментарием и переводящим объект (субъект) в адекватное правовое поле для возникновения, функционирования и стабильного развития рыночных отношений.

Технологическое предпринимательство не является исключением правового регулирования, в рамках которого формируются правовые механизмы и инструменты инфраструктурной поддержки, ориентированные на обеспечение эффективной взаимосвязи предпринимательства с властью, институтами гражданского общества на всей территории России.

Безусловно, основой политики по развитию технологического бизнеса служат полномочия - закрепляемые законодательно права и обязанности, необходимые для осуществления государственных функций и задач в той или иной сфере на территории субъекта РФ. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ нормы статьи 10 Закона № 209-ФЗ относят достаточно широкий перечень функций, задач и обязанностей для организации и осуществления на территории региона поддержки технологического бизнеса.

Итак, выстраивается целостный механизм государственного регулирования отношений, возникающих в процессе продержки технологического бизнеса на территории региона в соответствии с государственной политикой, реализуемой через комплекс программ федерального и регионального уровня.

В настоящее время основной акцент механизма поддержки технологического предпринимательства направлен на импортозамещение, как инструмент создания на территории России востребованных высокотехнологичных и конкурентоспособных мощностей с предоставлением возможностей инвестирования капиталов во все отрасли народного хозяйства. При этом инновационная модель хозяйствования определена одним из приоритетных направлений в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, определяющей пути и способы устойчивого повышения благосостояния граждан, динамичного развития экономики и укрепления позиций России на международной арене.

Наиболее полным содержанием современной инфраструктурной системы предпринимательства может служить схема, представленная на рисунке 2.

Рисунок 2 - Система инфраструктурной поддержки технологического предпринимательства

Анализируя схему, следует отметить, что обеспечивающая подсистема инфраструктурной поддержки технологического предпринимательства определяется наличием материально-технических объектов, непосредственно участвующих в процессе создания инновационной продукции (товаров, работ и услуг), востребованных рынком.

Россия является одной из ведущих стран в основных направлениях исследований и разработок, наноси-стем, живых систем, защиты окружающей среды, атомной энергетики и водородной деятельности, энергосбережение и разработка прикладных программных методов.

По сравнению с абсолютным уровнем, рассчитанным с точки зрения потребительского потенциала, внутренние затраты на исследования и разработки находятся примерно на уровне западных стран, примерно на уровне европейских стран, где-то немного выше, чем у итальянцев, но ниже, чем англичане.

5

Рисунок 3 - Внутренние затраты на исследования и разработки в процентном отношении к ВВП

за 2015-2018 гг, %

Уровень затрат на исследования и разработки с точки зрения ВВП (1,2%) немного ниже, чем западные показатели (где средний показатель для стран ЕС составляет 1,91%), но Австралия (2,24% в 2017 году) и Новая Зеландия (1,3% в 2016 году).

Внутренние затраты в той же области, в абсолютном и относительном выражении, в несколько раз ниже, чем расходы крупнейших стран мира, таких как США - 2,9%, Китай - 1,8%, Корея - 3, 7%, Швейцария - 3,1%.

Связанные с наукой расходы на одного ученого представлены чуть ниже уровней Германии, Америки и

Кореи.

Происходящее осложняется тем, что компания все еще использует старое использованное оборудование и техническую базу исследовательских и испытательных центров.

Согласно данным рисунка видно, что инвестиции в деятельность телекоммуникаций увеличилась с 348 млрд. руб. за 2014 г. до 447,5 млрд. руб. в 2018 г. Также заметен рост инвестиций в деятельность в области информационных технологий, которые составили в 2014 г. 13 млрд. руб., а в 2018 г. 32,3 млрд. руб. Инвестиции в деятельность в области информационных технологий также имеет тенденцию к росту за анализируемый период и составила 590,9 млрд. руб. (из них научные исследования и разработки составили 191,8 млрд. руб. в 2018 г.)

u t нее научные исследования и paipaOoiKH

деятельность профессиональная, научная и техническая

деятельность а области информационных технологи!)

деят ельность в сфере телекоммуникации

О 100 200 3 00 400 500 600 700 ■ 2018 ■ 2017 ■ 2016 ■ 2015 И2014

Рисунок 4 - Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности РФ

за 2014-2018 гг., млрд. руб.

К сожалению, сегодня наша страна очень мало представлена на международной арене технологичной продукции, поскольку ее присутствие на рынках технологичной продукции, согласно информации, полученной из официальной статистики, составляет менее 1%. 0,1%

Уровень эффективности отечественных научных исследований на международной арене недостаточно признан и значим.

Динамика финансирования МСП под поручительства ФСКМБМ в 2008- 2018 представлена на рис. 5.

Из рис. 5 видно, что в 2008-2018 показатели финансирования МСП под поручительства ФСКМБМ резко снизились.

ФСКМБМ имеет более 60-ти банков-партнеров (банки с государственным участием и частные банки), банки привлекаются на конкурсной основе. В банках-партнерахимеются специализированные подразделения по работе с МСБ.Банки мотивированы работать с Фондом: поручительства отнесены ЦБ ко 2 категории. С 2018 г. снижен порог вхождения банка в партнеры Фонда: капитал от 300 млн. руб.

JB-ITJ

Рисунок 5 - Динамика финансирования МСП под поручительства ФСКМБМ в 2008-2018 гг.

Средний размер поручительства в 2018 г. составлял 7 млн. руб. Лидирующие банки в финансировании МСБпод поручительства ФСКМБМ представлены на рис.6.

Поручительства С=ЭФимансиро*амм«МСП — — Количество договоров

Рисунок 6 - Лидирующие банки в финансировании МСБ под поручительства

ФСКМБМ

Из рис. 6 видно, что основным партнером ФСКМБМ выступает Сбербанк, также значимыми партнерами являются Промсвязьбанк, Банк Возрождение, БайкалИнвестБанк.

Схема работы ФСКМБМ проста. Заемщик обращается в Банк-партнер и предоставляет документы. Если Банк готов кредитовать, но у Заемщика недостаточно залога, Банк направляет в Фонд заявку и пакет документов на поручительство. Фонд принимает решение в срок до 3 рабочих дней. Фонд, Банк и Заемщик подписывают 3- х сторонний договор. Банк предоставляет финансирование.

Продуктовая линейка финансирования ФСКМБМ представлена в табл. 1.

Таблица 1 - Продуктовая линейка финансирования ФСКМБМ

Продукты Максимальная сумма, млн. руб. Объем, % Ставка, %

Поручительства по кредитам

Госзаказ 90 70 0,75

Приоритеты 90 70 1,25

Массовый 45 50 1,25

Поручительства по БГ

Госзаказ 90 70 0,75

Коммерческие 45 50 1,25

Поручительства по лизингу

Лизинг 90 50 1,25

В 2017 году РАНХиГС по заказу Правительства России был проведен социологический опрос представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) относительно их настроений и ожиданий по улучшению условий ве-деиия бизнеса, в том числе по их восприятию конкурентной среды. Результаты приведены ниже.

Рисунок 7 - Динамика воспринимаемых актуальных проблем предпринимательской деятельности в России

в % от всех опрошенных

Таким образом, наиболее значимыми проблемами развития предпринимательской деятельности в России по мнению респондентов, являются: проблема обременительное налогообложение, неэффективное государственное управление, высокая стоимость аренды.

Распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы принимать участие в обсуждении мер по улучшению предпринимательского климата в России в случае предоставления такой возможности?», в разрезе отраслевой принадлежности предприятий, в % от всех опрошенных представлено в табл. 2

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы принимать участие в обсуждении мер по улучшению предпринимательского климата в России в случае предоставления такой возможности?», в разрезе отраслевой принадлежности предприятий, в % от всех опрошенных

Меры по улучшению предпринимательского климата Всего Микробизнес Технологический бизнес Средний бизнес

Вопросы налогообложения 33 31 39 31

Перспективы и условия развития бизнеса 18 18 18 19

Инструменты государственной поддержки 18 18 16 8

Вопросы, связанные с арендой 13 14 13 11

Источники финансирования и субсидий 9 7 12 14

Вопросы кредитования 7 6 6 19

Государственные закупки 6 5 9 0

Вопросы, связанные с законодательством 6 5 7 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доступность инфраструктуры 5 5 5 3

Административные барьеры и вмешательство государства 3 3 3 8

Принципы работы с гос. структурами 3 3 3 8

Вопросы, связанные с конкуренцией 3 4 1 3

Ведение отчетности 3 2 4 6

Таким образом, наибольшее количество респондентов, принадлежащих к малому бизнесу готовы принимать участие в обсуждении мер по улучшению предпринимательского климата в России в случае предоставления такой возможности по вопросам: налогообложения, перспектив и условий развития бизнеса, инструментов государственной поддержки и вопросов, связанных с арендой.

Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, что необходимо предпринять для улучшения бизнес-климата в России?», в отраслевом разрезе предприятий, в % от всех опрошенных представлено в табл. 3

Из табл. 3 видно, что основное количество опрошенных представителей технологического бизнеса наиболее действенными мерами по поддержке бизнес-климата считают снижение налогового бремени, снижение процентных ставок по кредитам, снижение количества административных процедур, а также повышение доступности финансовой поддержки.

Таблица 3 - Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, что необходимо предпринять

для улучшения бизнес-климата в России?», в отраслевом разрезе предприятий, _в % от всех опрошенных_

Меры по улучшению предпринимательского климата Всего Микробизнес Технологический бизнес Средний бизнес

Снизить налоговое бремя 66 67 64 53

Снизить процентные ставки по кредитам 59 59 62 54

Сократить количество адм. Процедур 49 49 49 46

Повысить доступность финансовой поддержки 45 43 53 28

Снизить объем отчетной документации 45 44 46 44

Повысить качество подготовки кадров 45 42 54 46

Сократить внеплановые проверки 43 44 43 38

Снижение недобросовестной конкуренции 40 39 42 37

Повысить доступ к получению гос.контрактов 38 38 39 28

Подготовка кадров по востребованным профессиям 36 33 43 44

Мораторий на изменения в налоговом законодательстве 36 36 36 33

Упростить требования к залогу 30 28 34 28

Проведем анализ системы налогообложения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (рис. 8).

11Г М №М(мяа«|Ц|| пН1Н>

Рисунок 8 - Системы налогообложения, применяемые субъектами МСП России

Единый налог на вмененный доход применяет 31% предприятий МСП России, которые предоставляют гостиничные услуги, прочие услуги населению, занимаются

розничной и оптовой торговлей и другие. Упрощенная система налогообложения, обеспечивающая сравнительно небольшую нагрузку на бизнес, применяется 14% опрошенных предприятий. В число этих предприятий входят различные магазины одежды, предприятия, занимающиеся оптовой/розничной торговлей, перевозкой пассажиров, и прочие.

Таким образом, наиболее эффективными мерами государственной поддержки по мнению представителей малого предпринимательства являются: прямая финансовая поддержка, информационная и консультационная поддержка и имущественная поддержка.

Эффективно Тратить на генное Тратить на консультацию Тратить на инфраструктуру

финансирований

Рисунок 9 - Эффективность расходования бюджетных средств на ведение программ поддержки МСП

Таблица 4 - Оценка эффективности законодательных органов, %

Вид законодательства Способствует Скорее способствует Не оказывает Скорее препятствует Препятствует

Федеральное законодательство 17 54 27 1 0

Региональное законодательство 30 54 16 0 0

Решения местного самоуправления 0 8 62 30 0

В сложной экономической ситуации, сложившейся в стране и регионе, ожидалось, что большая часть предпринимателей сократит свое производство. Однако 64% опрошенных представителей МСП России отметили, что собираются расширить производство для выхода на международный рынок и в целях усиления взаимодействия с крупным российским предпринимательством. Данная тенденция еще раз подтверждает, что малое и среднее предпринимательство - сектор экономики, обладающий определенным потенциалом адаптации, способностью «подстраиваться» под те или иные изменения, даже негативные, во внешней среде.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Анализ развития технологического предпринимательства в России показал, что количество и оборот технологических предприятий в 2017 г. по сравнению с 2015 и 2016 гг. выросли, однако в 2017 г. наблюдается резко (почти двукратное) сокращение инвестиций в основной капитал технологических предприятий.

Согласно информации из WEB of Science об общем количестве научных публикаций Rnash, страна занимает 14-е место, а по количеству ссылок - уже 23-е.

Несмотря на то, что технологический потенциал присутствующего национального сектора экономики не очень полезен, но, с точки зрения коммерческого использования, охвачено только 16% технологических разработок, и половина из них представлена технологиями, которые в принципе, соответствуют международным стандартам.

В экономическом секторе создается значительная разница между формированием технологий в области научных исследований и разработок, широко используемых в производственной деятельности.

Увеличение финансовой поддержки научной деятельности в последние годы не уменьшает устойчивых негативных явлений, связанных с изменениями между учеными. В 2017 году средний возраст ученых в России составлял 49 лет. Кроме того, 38,5% отечественных ученых - люди в возрасте 50 лет и старше.

Также отмечаем, что в дополнение к этому сейчас наблюдаем продолжение неэффективных процессов, сопровождающих систематическую трансформацию науки и образования в направлении формирования государства в пользу рыночных отношений.

Важно, что сегодня можем сказать следующее: прикладные научные институты почти перестали функционировать, в том числе институты, которые с ними прекратили свое существование.

В учебных заведениях количество дизайнерских и проектных сообществ также уменьшилось.

Такие изменения в организации этих структурных предприятий напрямую зависят от реакции науки и образования на явное снижение спроса на научные исследования и разработки с точки зрения их обычных клиентов в институте исследований, а именно промышленные предприятия.

Выводы. Уделяя особое внимание направлениям технологического развития в российском государственном секторе экономики и существующим сегодня рисковым ситуациям, а также их потенциалу роста, выявляются более широкие возможности для научно-технического развития, соответствуют, как правило, основному сценарию.

Источники:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии технологического и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

2. Николаев А.А. Влияние технологических инноваций на структуру и функции крупного бизнеса в экономике // В сборнике: Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство сборник научных статей по итогам одиннадцатой международной научной конференции. 2019.

3. Трубин О.А. Основные подходы по организации инновационной деятельности в России в современных условиях // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы сборник статей по материалам CI международной научно-практической конференции. 2019.

4. Управление бизнесом и предпринимательская деятельность в новых условиях научно- технологического развития / Годес Н.В., Климович Н.И., Козловский В.В., Макогон З.Я., Мацкевич Л.И., Меликсетян С.Н., Мойсеенок О.В., От-ришко М.О., Павлов Э.Л., Платоненко Е.И., Сиваграков О.В., Соболенко И.А., Спринчак А.И., Федоришин Н.Ю., Чаплыгин В.Г., Шемятихина Л.Ю. Монография / Под научной редакцией В.Л. Цыбовского, В.А. Ганского. Минск, 2019.

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в ред. от 8 августа № 1121-р) // Информационно-правовая система «Гарант»

6. Репникова В.М. Роль малого бизнеса в организации технологического прорыва // В сборнике: Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения Материалы XVIII Международной научной конференции. 2019. С. 117-125.

7. Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2019 - 549 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/storage/mediabank/rus19.pdf

References:

1. Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ "On the Development of Technological and Medium Business in the Russian Federation"

2. Nikolaev A.A. Influence of technological innovations on the structure and functions of large business in the economy // In the collection: Advanced innovative developments. Prospects and experience of use, problems of implementation in production collection of scientific articles on the results of the eleventh international scientific conference. 2019.

3. Trubin O.A. The main approaches to organizing innovation in Russia in modern conditions // In the collection: Young researcher: challenges and prospects, a collection of articles based on the materials of the С1 international scientific and practical conference. 2019.

4. Business management and entrepreneurial activity in the new conditions of scientific and technological development / Godes NV, Klimovich NI, Kozlovsky VV, Makogon Z.Ya., Matskevich LI, Meliksetyan SN. , Moiseenok O.V., Otrishko M.O., Pavlov E.L., Platonenko E.I., Sivagrakov O.V., Sobolenko I.A., Sprinchak A.I., Fedorishin N.Yu., Chaplygin V.G., She-myatikhina L.Yu. Monograph / Edited by V.L. Tsybovsky, V.A. Ghanaian. Minsk, 2019.

5. Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r "On the concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2020" (as amended on August 8, No. 1121-r) // Information and legal system " Guarantee"

6. Repnikova V.M. The role of small business in organizing a technological breakthrough // In the collection: Modernization of Russia: priorities, problems, solutions Materials of the XVIII International Scientific Conference. 2019.S. 117-125.

7. Russia in numbers. 2019: Brief statistics collection / Rosstat-M., 2019 - 549 p. [Electronic resource]. - Access mode: https://gks.ru/storage/mediabank/rus19.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.