Научная статья на тему 'лизация внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий'

лизация внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Область наук
Ключевые слова
стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 2030 годы / информационные и коммуникационные технологии / информация / цифровая экономика / информационное общество / information society development strategy in the Russian Federation for 2017-2030 / information and communication technologies / information / digital economy / information society

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дармилова Э.Н., Сидаков А.М., Урчукова С.Р.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 2030 годы определила направления проведения внутренней и внешней политики российского государства в области использования информационных и коммуникационных технологий, предусматривающих процесс формирования информационного общества, развития национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и воплощения стратегических национальных приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the domestic and foreign policy of the Russian Federation in the field of information and communication technologies

The Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030 has defined the directions of the domestic and foreign policy of the Russian state in the field of the use of information and communication technologies, providing for the formation of the information society, the development of the national digital economy, ensuring national interests and the implementation of strategic national priorities.

Текст научной работы на тему «лизация внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий»

Альманах Крым. Экономика, инновации №37 2023

Дармилова Э.Н.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.

Северо-Кавказская государственная академия.

Сидаков А.М.

Кандидат политических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин.

Институт деловой карьеры, филиал в Карачаево-Черкесской республике.

Урчукова С.Р.

Кандидат политических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин.

Институт деловой карьеры, филиал в Карачаево-Черкесской республике.

Реализация внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий

В информационном обществе в качестве социального источника выделяется информация и знание, а главным считается компьютерная технология. Информационные и коммуникационные технологии оказались частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, области государственного управления, обеспечения обороны страны, безопасности и правопорядка [1, с. 99].

Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, была разработана для развития комплексного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий, реализация которой позволит заложить основы дальнейшей деятельности государства, в том числе за счет взаимодействия ее участников, в области системного развития отрасли.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы отмечено, что в России наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям актуальной является проблема интенсификации использования самих технологий и воздействие на условия

широкомасштабного и эффективного использования этих технологий. Значимость локальных предпосылок цифрового развития хорошо демонстрируют примеры федеральных компаний по сокращению цифрового неравенства регионов [2, с. 7].

Исследователи отмечают, что обеспечение национальных интересов в сфере развития информационного общества осуществляется путем реализации таких приоритетов, как: формирование информационного пространства с учётом индивидуальных и общественных потребностей в качественных и достоверных знаниях; развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации; создание и применение отечественных информационных и коммуникационных технологий, повышение уровня их конкурентоспособности на международном уровне; формирование новой технологической основы для экономики и социальной сферы; реализация интересов государства при создании механизмов цифровой экономики [3, с. 65].

В связи с развитием информационных технологий и компьютеризацией экономики одним из важнейших вопросов становится обеспечение информационной безопасности [4, с. 42].

Необходимо отметить, что современные социально политические процессы, протекающие внутри государства, испытывают на себе мощное воздействие процессов внешних факторов, в связи с экономической взаимозависимостью, информационной открытостью, участием государства в деятельности многосторонних международных институтов, увеличением активности нетрадиционных акторов мировой политики. Они усложняют проведение стабильной государственной политики, различные направления которой должны быть обязательно скоординированы с учетом неизбежного внешнего давления и попыток ограничения интересов государства, что приводит к расходу внутренних ресурсов в целях обеспечения своих позиций на международной арене [5, с. 120]. Все это делает особенно актуальной проблему координации целей и инструментов внутренней и внешней политики государства.

По мнению ведущих разработчиков концепции информационного суверенитета России, составляющие идеального цифрового суверенитета это: а) электронный щит - собственная аппаратная платформа (сетевая и ПК), собственные или контролируемые программная (сетевая и ПК) и мобильная платформы;

б) информационный щит - собственные интернет-инфраструктура, медийная структура СМИ (в том числе электронных), ТВ и Интернета (поисковые машины, справочные ресурсы, социальные

Альманах Крым. Экономика, инновации №37 2023

сети, мессенджеры, блоги, форумы, рассылки, видео- и фото- хо-стинги, контентные ресурсы, приложения для социальных сетей и мобильных устройств и т. д.), система и средства пропаганды и ведения информационных войн, развитая идеология, законы, рынок идеологических услуг [6, с. 78]. Государственная политика в рамках национальной и федеральной программ по развитию и внедрению цифровых технологий должна особое внимание уделять такому ключевому аспекту развития цифровой экономики, как подготовка высококвалифицированных кадров [7, с. 491]. С.Б.Халида пишет о том, что конкурентоспособность экономики Российской Федерации во многом зависит от ее цифровизации. Цифровиза-ция экономики Российской Федерации означает эффективное использование во всех ее отраслях информации, информационных технологий и предполагает наличие соответствующего законодательства [8, с. 82].

Вопросы реализации внутренней и внешней политики нашей страны в сфере использования информационных и коммуникационных технологий, развития информационного общества, высокотехнологической экономи-ки, формирования инновационного человека и компетенций инновационной деятельности возможны при формировании государством благоприятных условий, создания и совершенствования прорывных информационных и коммуникационных технологий, создаваемых в России.

Библиографический список:

1. Потеряева Б.П., Третьяк Н.В. Особенности инновационного развития Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. 2016. № 6. С. 97-105.

2. Шапошник С.Б. Факторы цифрового развития регионов России: статистическое исследование // Информационное общество. 2022. № 6. С. 7-17.

3. Кочкаров Р.С., Узденова Б.Х., Алиева З.Х., Карабашева Х.И., Шебзухова К.В. Роль Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы в формировании информационного пространства // Этносо-циум и межнациональная культура. 2022. № 12 (174). С. 63-67.

4. Володченко В.С., Ланцова Д.С., Миронова Т.А.. Понятие и классификация информационных технологий // Достижения науки и образования. 2020. № 12 (66). С. 41-43.

5. Гусевская Н.Ю. Теоретические проблемы координации внутренней и внешней политики // KANT. 2020. № 3 (36). С. 119-125.

6. Алексеева М.В., Линкин В.Н. Особенности стратегии государственного управления в сфере развития информационного общества//Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 1. С. 76-80.

7. Лятифов Ч.Н., Панов С.В. Векин М.Н., Петров М.А. Методологические основы цифровизации социально-экономических систем // Московский экономический журнал. 2021. № 5. С. 491-497.

8. Биктимирова Х.С. О цифровизации экономики в Российской Федерации// Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 82-84.

References

1. Poteryaeva B.P., Tretyak N.V. Peculiarities of innovative development of the Russian Federation // Bulletin of ChelGU. 2016. № 6. P. 97-105.

2. Shaposhnik S.B. Factors of digital development of Russian regions: a statistical study // Information society. 2022. № 6. P. 7-17.

3. Kochkarov R.S., Uzdenova B.Kh., Alieva Z.Kh., Karabasheva Kh.I., Shebzukhova K.V. The role of the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030 in the formation of the information space // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 12 (174). P. 63-67.

4. Volodchenko V.S., Lantsova D.S., Mironova T.A. Concept and classification of information technologies // Achievements of science and education. 2020. № 12 (66). P. 41-43.

5. Gusevskaya N.Yu. Theoretical problems of coordination of domestic and foreign policy // KANT. 2020. № 3 (36). P. 119-125.

6. Alekseeva M.V., Linkin V.N. Features of the strategy of public administration in the development of the information society//North Caucasian Legal Bulletin. 2018. № 1. P. 76-80.

7. Latifov Ch.N., Panov S.V. Vekin M.N., Petrov M.A. Methodological foundations of digi-talization of socio-economic systems // Moscow Economic Journal. 2021. № 5. P. 491-497.

8. Biktimirova H.S. On the digitalization of the economy in the Russian Federation// Education. The science. Scientific personnel. 2019. № 3. P. 82-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.