Научная статья на тему 'Реализация национального проекта «цифровая экономика» (на примере карачаево-черкесской республики)'

Реализация национального проекта «цифровая экономика» (на примере карачаево-черкесской республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровизация / информационное общество / региональная программа цифровой экономики / digital economy / digitalization / information society / regional digital economy program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кубанова М.Я.

Цифровая революция стремительно меняет мировую экономику, открывая новый этап гонки технологий. В процессе реализации национальных интересов в области цифровой экономики, в первую очередь, необходимо создать условия для развития крупных российских организаций в сфере информационных и коммуникационных технологий, обеспечить создание кросс-отраслевых консорциумов в сфере цифровой экономики на базе крупнейших российских интернет-компаний, банков, операторов связи, операторов платежных систем, участников финансового рынка, государственных компаний и корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the national project “digital economy” (on the example of the karachay-cherkess republic)

The digital revolution is rapidly changing the global economy, opening a new stage of the technology race. In the process of realizing national interests in the field of digital economy, first of all, it is necessary to create conditions for the development of large Russian organizations in the field of information and communication technologies, to ensure the creation of cross-industry consortia in the field of digital economy on the basis of the largest Russian Internet companies, banks, telecom operators, payment system operators, financial market participants, state-owned companies and corporations.

Текст научной работы на тему «Реализация национального проекта «цифровая экономика» (на примере карачаево-черкесской республики)»

Кубанова М.Я.

Кандидат экономических наук. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия».

Реализация национального проекта «цифровая экономика» (на примере карачаево-Черкесской Республики)

Относительно происхождения термина «цифровая экономика» в научной литературе встречаются два мнения. Некоторые исследователи утверждают, что термин «Цифровая экономика» ввел в 1995 г. профессор Массачусетского университета Николас Негропонте. под данным термином понимается широкий спектр социальных, экономических, производственных и технологических процессов и явлений, общим для которых является использование актуальных инновационных цифровых технологий. по мнению автора данного термина, цифровую экономику следует рассматривать: во-первых, как процесс производства, распределения, обмена и потребления, которые осуществляются посредством использования цифровых платформ, вступающих друг с другом в коммуникации по передаче данных для принятия управленческих решений; во-вторых, с точки зрения моделей реальных экономических процессов, объектов, проектов и окружающей бизнес- производственной и управленческой среды, которые в виде алгоритмов и программ используются компьютерами для координации их взаимодействия; в-третьих, как охват цифровой экономикой практически всех сфер человеческой жизни, что означает формирование базы данных о человеке, социуме, социальных взаимодействиях, моделях поведения и пр.; в-четвёртых, с точки зрения данных, знаний и моделей, которые являются основными предметами коммуникаций в цифровой экономике; определения системной пространственно-временной экономической структуры, соответствующей целям расширения возможности и повышения эффективности цифровых технологий; усовершенствование методологии и методики построения цифровых моделей; создания программно-технических платформ, обеспечивающих комплексное использование создаваемых моделей [1, с. 34].

Другая группа исследователей считает, что термин был введен

в научный оборот канадским предпринимателем, консультантом и исполнительным директором компании Tapscott Group Доном Тэп-скоттом. Вышедшая в 1994 его книга «Цифровая экономика» стала первой книгой, описывающей систему виртуальной хозяйственной системы.

«В своем выступлении на открытии ВЭФ основатель и Президент Давосского форума Клаус Шваб подчеркнул, что человечество стоит на пороге новой технологической революции... Основой четвертой промышленной революции выступает цифровая экономика - система экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» [2, с. 23].

По мнению Мещерякова Р. к пониманию термина «цифровая экономика» следует использовать два подхода, первый - «классический», при котором цифровая экономика понимается как, экономика, основанная на цифровых технологиях и при этом правильнее характеризовать исключительно область электронных товаров и услуг; второй подход - трактует «цифровую экономику как, экономическое производство и использованием цифровых технологий [3].

В соответствии с «Программой развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года», цифровая экономика - это «совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, технологий анализа больших объёмов данных и прогнозирования в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития государств» [4].

По мнению Апатовой Н.В., «главным в цифровой экономике является развитие, комплектование и распространение информации, что позволит расширить и упорядочить сферу человеческой деятельности. Цифровые технологии изменяют окружающий мир по следующим причинам: люди проводят все больше времени с электронными устройствами, что позволяет назвать современное общество не только информационным, но и SMART-обществом; стираются границы между технологиями, используемыми на работе и в быту; совершенствуются интерфейсы, основанные на использовании естественного языка; на рынке ИТ-продукции постоянно возникают новые бизнес-модели; продолжает расти роль социальных сетей; элементная база компьютеров и компьютерных сетей как средств связи продолжает совершенствоваться опережающими темпами [5].

В основе новых экономических технологий цифровой экономики лежат следующие принципы: разработка принципиально новых бизнес-моделей; оптимальное объединение различных информационных технологий и методов их использования в организационно-технологических процессах реального сектора экономики; минимизация трансакционных издержек и применяемых в производстве материальных ресурсов. Цифровая экономика оказывает влияние на социально-экономическое развитие за счет следующих факторов: экономического роста, создания новых рабочих мест и повышение производительности труда.

В настоящее время в России началось формирование правовой базы для развития цифровой экономики. Введение цифровых технологий касается всей сферы общественных отношений. Первым важным и долгосрочным документом, определившим курс направления развития цифрового общества в России и положившим начало значительному использованию информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти Российской Федерации и обществом в целом стала «Стратегия развития информационного общества в России», утвержденная Президентом Российской Федерации в 2008 году. Стратегия констатировала интеграцию существующих практичных систем в экономику знаний, существенное усиление роли интеллектуальных факторов производства при переходе от индустриального общества к постиндустриальному; признание высоких технологий, в том числе информационных и телекоммуникационных, двигателем социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств [6]. В Стратегии уже использовалась формулировка «цифровая экономика».

Разработанная в целях реализации Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации определяет цифровую экономику как, экономическую деятельность, в которой основным фактором производства являются данные в цифровой форме, и которая позволяет формировать информационное пространство с учетом потребностей граждан и общества в получении качественной и достоверной информации, развитии информационной инфраструктуры, создании и применении российских информационных и телекоммуникационных технологий, а также формировании новой технологической базы для социально-экономической сферы. Национальными интересами в области цифровой

экономики являются: формирование новых рынков, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, и обеспечение лидерства на этих рынках за счет эффективного применения знаний, развития российской экосистемы цифровой экономики; укрепление российской экономики; увеличение за счет применения новых технологий объема несырьевого российского экспорта, в первую очередь товаров и услуг, пользующихся спросом у иностранных потребителей; повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке; обеспечение технологической независимости и безопасности инфраструктуры, используемой для продажи товаров и оказания услуг российским гражданам и организациям; защита граждан от контрафактной и некачественной продукции; обеспечение правомерного использования персональных данных, информации, источником которой являются объекты промышленной, транспортной инфраструктур, инфраструктуры связи, а также данных, полученных из государственных информационных систем; защита интересов российских граждан, обеспечение их занятости; сохранение существующих в традиционных отраслях экономики технологий и способов производства товаров и оказания услуг; обеспечение защиты интересов российских организаций, реализующих свою продукцию на традиционных (неэлектронных) рынках; совершенствование антимонопольного законодательства; выполнение требований законодательства Российской Федерации иностранными участниками российского рынка наравне с российскими организациями; развитие торговых и экономических связей со стратегическими партнерами Российской Федерации, в том числе в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в России, повышение уровня и качества жизни граждан за счет увеличения доступности и качества товаров и услуг, получаемых в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения осведомленности и цифровой грамотности, повышения популярности, простоты и практичности государственных услуг для граждан, а также безопасности в пределах так и за пределами страны.

преимущества цифровой экономики, по сравнению с традиционным рынком классических товаров и услуг, отмечает В.А. Вайпан, основаны на отсутствии веса товаров, виртуальности хозяйственных связей, значительном уменьшении потребностей в сырье, ненужности громоздкой транспортной инфраструктуры, возмож-

ностях быстрых глобальных перемещений, использовании новых цифровых валют и т.п. [7, с. 15].

В Карачаево-Черкесской республике в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24 июня 2021 г. N 129 утверждена Государственная программа «Развитие цифровой экономики Карачаево-Черкесской Республики» [8]. Ответственным исполнителем реализации Государственной программы «Развитие цифровой экономики Карачаево-Черкесской Республики» назначено Министерство цифрового развития Карачаево-Черкесской Республики. Реализуемые направления государственной программы развития цифровой экономики республики полностью соответствуют программам социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Северо-Кавказского федерального округа, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года и государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.

Приоритетными задачами реализации государственной программы республики является повышение качества жизни и работы граждан, улучшение доступности государственных услуг, повышение степени информированности и цифровой грамотности. Развитие экономической возможности республики с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий являются приоритетными направлениями развития информационного общества в Карачаево-Черкесской республике. Основной целью государственной программы является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг в интересах граждан, субъектов малого, среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей. Для реализации поставленных задач в государственной программе предусмотрены подпрограммы «Управление государственной программой «Развитие цифровой экономики Карачаево-Черкесской республики», «Реализация инфраструктурных проектов и развитие связи и телерадиовещания», «Развитие цифрового государственного управления и реализация цифровых проектов в Карачаево-Черкесской республике».

Карачаево-Черкесская республика участвует в трех направлениях реализации государственной программы: инфраструктура, инфор-

мационная безопасность и цифровое государственное управление. Осуществление указанных направлений позволит развить технологическую площадку инфраструктуры электронного правительства республики, реализующую взаимный доступ органов государственной власти и органов местного самоуправления республики, организаций и населения к информационным ресурсам республики, в том числе увеличив деятельность инфотелекоммуникационной сети органов государственной власти республики, и создав защищенные каналы связи; обеспечить органы государственной власти республики актуальными информационными сервисами и организовать эффективный информационный обмен между органами государственной власти республики, тем самым улучшив информационную гласность деятельности органов государственной власти республики; наладить технологический процесс ведения делопроизводства в государственных органах республики и упростить документооборот между государственными органами республики в результате создания системы межведомственного обмена информацией в электронном виде по телекоммуникационным каналам с использованием сертифицированных средств электронной цифровой подписи.

Достижение основной цели подпрограммы в конечном итоге должно выразиться в достижении целевых показателей (индикаторов) подпрограммы государственной программы [9].

Центральным ресурсом цифровой экономики является человек, поэтому для реализации программы цифровизации страны - необходимы квалифицированные кадры, функции и знания которых, в цифровой политике, существенным образом изменятся. Внедрение цифровых технологий во всех сферах привело к радикальному изменению качества цифровой экономики. Достаточное количество экономических процессов моделируется, поддерживается и используется на основе новых принципов управления, ядром которых являются цифровые новшества: массивы информационных данных; новые методы анализа и точного моделирования.

Библиографический список:

1. «Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: Монография»(отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова) .Изд-во: «Юстицинформ», 2019.-376 с.

2. Авдеев В.С. Цифровая экономика// Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 8 (122). С. 20-25.

3. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин // РИА Ново-сти-2017 // URL: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html (Дата обращения: 11.11.2022)

4. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года.

// URL: https://alterozoom.com/ru/documents/38087.html (Дата обращения: 17.10.2022)

5. Апатова Н.В. Тренды цифровой экономики // URL: http://www.oboznik.ru/?p=60099 (дДата обращения: 12.10.2018)

6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212) (документ утратил силу с 09.05.2017 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203) // Российская газета. 2008. 6 февраля.

7. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. № 11. С. 5-18.

8. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24 июня 2021 г. N 129 «О государственной программе «Развитие цифровой экономики Карачаево-Черкесской Республики» (интернет-портал правовой информации. // URL: http//www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 7.11.2022).

9. Официальный сайт Министерства цифрового развития КЧР // URL: https:// digitalkchr.ru/news/74 (Дата обращения- 14.11.2022).

References

1. «Legal regulation of economic relations in modern conditions of development of the digital economy: Monograph» (responsible editors V.A. Vaypan, M.A. Egorova) .Publishing house: Yustitsinform, 2019.-376 p.

2. Avdeev V.S. Digital economy// Ethnosociety and international culture. 2018. № 8 (122). P. 20-25.

3. Digital economy: how experts understand this term // RIA Novosti-2017 // URL: https:// ria.ru/science/20170616/1496663946.html (11.11.2022)

4. Program for the development of the digital economy in the Russian Federation until 2035. // URL: https://alterozoom.com/en/documents/38087.html (10.17.2022)

5. Apatova N.V. Trends in the digital economy // URL: http://www.oboznik.ru/?p=60099 (10.12.2018)

6. Strategy for the development of the information society in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on 07.02.2008 N Pr-212) (the document became invalid on 09.05.2017 due to the issuance of the Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 N 203) // Rossiyskaya Gazeta . 2008. February 6.

7. Vaypan V.A. Fundamentals of legal regulation of the digital economy // Law and Economics. 2017. № 11. P. 5-18.

8. Decree of the Government of the Karachay-Cherkess Republic of June 24, 2021 N 129 "On the state program "Development of the Digital Economy of the Karachay-Cherkess Republic" (Internet portal of legal information. // URL: http//www.pravo.gov.ru (7.11.2022).

9. Official website of the Ministry of Digital Development of the KChR // URL: https:// digitalkchr.ru/news/74 (11.14.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.