Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 2(44)
4
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI: https://doi.org/10.52623/2227-4383-2-44-1 УДК 332.05:338.28
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА*
М.В. Аликаева, Л.О. Асланова, Р.В. Гурфова, М.Б. Уянаева
Переход экономики к VI технологическому укладу, ускорение темпов инновационного развития требуют формирования новых условий развития экономики, и одним из них выступает циф-ровизация. В связи с этим возникает необходимость оценки уровня развития цифровой экономики. В статье представлены результаты анализа уровня и потенциала развития цифровой экономики на примере федерального округа Российской Федерации - Северо-Кавказского федерального округа. Для оценки уровня развития использовались субиндексы, позволяющие оценить развитие цифровой экономики по семи направлениям.
По результатам исследования проведена классификация субъектов Северо-Кавказского федерального округа по уровню зрелости цифровизации, позволившая выделить три группы: субъекты, занимающие лидирующие позиции (Ставропольский край); субъекты, которые имеют возможность занять лидирующие позиции (Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан) и аутсайдеры (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика). Неравномерное развитие цифровизации происходит под влиянием следующих детерминант: цифровое неравенство, недостаточное число квалифицированных кадров, проблемы финансирования, отсутствие ре-гуляторной среды.
Ключевые слова: цифровая экономика; методики оценки цифровизации; индекс; субиндекс; субъект федерации; Северо-Кавказский федеральный округ.
M.V. Alikaeva, L.O. Aslanova, R.V. Gurfova, M.B. Uyanaeva. ANALYSIS OF THE DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT LEVEL IN THE REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT
The transition of the economy to the VI technological order, the acceleration of the pace of innovative development require the formation of new conditions for the development of the economy, and one of them is digitalization. In this regard, there is a need to assess the level of development of the digital economy. The article presents the results of the analysis of the level and potential of the digital economy development on the example of the Federal District of the Russian Federation - the North Caucasus Federal District. The sub-indices were used to assess the development of the digital economy in seven areas.
According to the results of the study, the classification of the subjects of the North Caucasus Federal District according to the level of digitalization maturity was carried out, which allowed us to distinguish three groups: subjects that occupy leading positions (Stavropol Territory); subjects that have the opportunity to take leading positions (Chechen Republic, Kabardino-Balkar Republic, Republic of Dagestan) and outsiders (Republic of North Ossetia - Alania, Republic of Ingushetia, Karachay-Cherkess Republic). The uneven development of digitalization is influenced by the following determinants:
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00297
digital inequality, insufficient number of qualified personnel, financing problems, and lack of a regulatory environment.
Keywords: digital economy; methods for assessing digitalization; index; sub-index; subject of the federation; the North Caucasus Federal District.
Перемены, происходящие в функционировании социально-экономических систем разного уровня (макро-, мезо-, субмезоуровня), во многом обусловлены имеющимся потенциалом развития информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Процесс цифрови-зации выступает важнейшим фактором экономического роста национальных экономик. В условиях перехода экономики к VI технологическому укладу, а также развития концепции «Индустрия 4.0», инициирующей переход к четвертой промышленной революции на базе прорывных инноваций, актуализируются процессы цифровизации. Важнейшей составляющей устойчивого развития экономики является цифровизация, которая одновременно становится базисом повышения уровня конкурентоспособности и уровня жизни населения. Как показала современная ситуация, связанная с пандемией COVID-19, цифровизация становится массовым явлением, а цифровая экономика станет будущим всего человечества.
Прежде чем проанализировать уровень развития цифровизации, считаем необходимым уточнить дефиницию термина «цифровая экономика». Это обосновано его расплывчатостью, а также тем, что основой для проведения количественного и качественного измерения должен служить четкий понятийный аппарат. В 1994 г. впервые в научных исследованиях канадский ученый Дон Тэпскотт использовал термин «цифровая экономика» (научный труд «The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence») для описания системы виртуальной хозяйственной системы [11]. Впоследствии, в 1995 г Николас Негро-понте в своей работе «Being Digital» представил описание цифровой экономики на основе «использования битов вместо атомов» [10].
Представители Всемирного банка рассматривают данную дефиницию «...как новую парадигму ускоренного экономического развития, основанную на обмене данными в режиме реального времени» [9]. Европейский союз считает, что цифровая экономика выступает «.наиболее важной движущей силой инноваций, конкурентоспособности и роста в мире» [7].
Представляет интерес определение, представленное в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. В данной Стратегии цифровая
экономика рассматривается как «...хозяйственная деятельность, при этом ключевыми факторами производства выступают данные в цифровом виде; обработка больших объемов этих данных и использование результатов их анализа по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [1]. В Программе развития цифровой экономики России до 2035 года, определяющей вектор государственной политики Российской Федерации по формированию цифровой (электронной) экономики, цифровая экономика представлена как «...совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, технологий анализа больших объемов данных и прогнозирования в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития государства» [8].
В настоящее время все больше территорий включаются в цифровую экономику. В связи с этим «цифровая экономика - всемирная сеть, объединяющая субъекты экономической и общественной деятельности, создающие и использующие возможности Интернета и технологий, созданных на его основе» [3].
Анализ существующих в международной и российской практике определений понятия «цифровая экономика» позволил сделать вывод об отсутствии гармонизированного и четкого определения. Так, в международных и российских источниках в процессе определения феномена «цифровая экономика» основное внимание акцентируется на технологиях и изменениях в способах инновационных технологий. При этом во всех подходах подчеркивается, что базой для перехода к VI технологическому укладу выступают ИКТ (прежде всего Интернет). Наиболее значимыми элементами цифровой системы выступают обмен знаниями; технологии, позволяющие это сделать; люди, способные участвовать в этом обмене и управлять им [2].
Таким образом, сложность при определении дефиниции «цифровая экономика» обусловлена тем, что в ее состав может входить неограниченное число элементов. Проведенный анализ категориального наполнения сущ-
ности «цифровая экономика» позволил выявить следующие подходы, а именно:
- тип экономики, в которой происходит активное внедрение и практическое использование цифровых технологий сбора, хранения, обработки, преобразования и передачи информации во всех сферах человеческой деятельности [2];
- система социально-экономических и организационно-технических отношений, которые основаны на использовании цифровых 1Т-технологий и сетей в режиме реального времени [6];
- отрасль национальной экономики, которая занимается производством и торговлей цифровыми товарами и услугами в виртуальной среде [4];
- сложная организационно-техническая система, структура которой представлена взаимосвязанными элементами, являющаяся дополнением к реальной экономике, основным вектором которой является устойчивое экономическое развитие [2; 4].
Изложенное позволяет сделать вывод, что
цифровая экономика представляет собой не просто экономическую деятельность, цель которой производство цифровых (виртуальных) товаров и сервисов. Это экономика, рост социально-экономических показателей которой обеспечивается за счет расширения удовлетворения потребностей клиентов, интегрированных в цифровые процессы; развития инновационного сотрудничества на рынках с использованием информационных сетей для создания цифровых экосистем; технологического совершенствования продуктов и услуг на основе цифровых решений; цифровой реструктуризации бизнес-процессов и организационных форм управления компаниями [4].
Цифровизация, выступающая основой создания цифровой экономики страны, должна стать ключевым драйвером социально-экономического развития регионов. Оценку состояния и потенциал уровня цифровизации можно рассматривать на макроуровне (цифровизация страны), мезоуровне (округ, регион), субмезо-уровне (муниципальные районы, муниципальные округа).
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ
- Индекс цифровой экономики и общества Европейского союза (DESI)
- Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
- Методика оценки готовности стран к цифровой экономике (Digital Economy Country Assessment или DECA) - предназначена для оценки существующего уровня развития и определения уровня зрелости цифровой экономики в стране (Всемирный банк, Институт развития информационного общества, 2017)
- Национальный индекс развития цифровой экономики для межстра-нового сопоставления (Госкорпорация РОС АТОМ, 2018)
- Цифровая жизнь российских мегаполисов (Сколково, 2014-2015)
- Цифровая Россия, отражение цифровизации субъектов РФ через призму открытых источников (Сколково, 2018)
- Национальный рейтинг цифровизации регионов Российской Федерации (Фонд «Цифровое развитие», 2018, в процессе разработки)
- Методика оценки технологий и решений: рейтинг решений для цифровизации России
- Методики оценки уровня цифровой грамотности: пятифакторная методика оценки уровня цифровой грамотности (НАФИ, 2017)
- Оценка уровня цифровой грамотности граждан Российской Федерации (РОЦИТ, ВШЭ, 2015, 2016, 2017)
Рис. 1. Методики оценки уровня цифровизации
Примеч.: составлено по [6]
В настоящее время зарубежные и российские ученые для анализа тенденций, оценки потенциала и уровня развития цифровизации используют множество различных методик. Их обзор позволил выделить группы, с помощью которых можно оценить степень зрелости цифровой экономики на макро-, мезо- и субмезо-уровнях (рис. 1).
Управление развитием цифровой экономики в субъектах Российской Федерации должны обеспечить стратегия и оценка уровня. Для определения степени зрелости цифровой экономики в одном из федеральных округов РФ - СевероКавказском федеральном округе (далее - СКФО) была использована методика индикативной оценки процессов цифровизации, разработчиком которой является Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления «Сколково».
Основой исследования уровня зрелости цифровой экономики субъектов РФ выступил сводный индекс «Цифровая Россия». Использование данного индекса обусловлено тем, что он позволяет объективно отразить процессы цифровизации в субъектах РФ, а именно уровень использования потенциала цифровых технологий не только во всех сферах деятельности, но и в управленческих процессах, связанных с модернизацией социально-экономической инфраструктуры субъектов РФ. Исследование проводилось на основе данных, представленных в официальных открытых источниках
(сайты субъектов федерации, муниципалитетов, официальные документы и пр.).
Особенностью данной методики является использование субиндексов (базовые факторы), оценка которых проводится через субфакторы (события, факты и иная информация, представленная в открытых источниках) для балльной оценки индекса «Цифровая Россия» (рис. 2).
Согласно методологии школы управления «Сколково» обобщенная оценка субиндексов федеральных округов проводится на основе усредненной величины субфакторов. Для расчета значения каждого субфактора в федеральном округе используется следующая формула [6]:
=
^ с///, + 1Е2+...+1Еп) п
где /Бк] - итоговое значение каждого --го из 7 субфактора для к-го субъекта федерации (к от 1 до 85;] от 1 до 7);
1Е1, 1Е2, ..., 1Е3 - первое, второе и до п-го обнаруженного в открытых источниках информационного события, учитываемого для данного субиндекса для --го из 7 субфакторов и для к-го субъекта федерации;
п - число информационных событий, учитываемых для данного субиндекса в к-ом субъекте федерации.
Полученные значения субиндексов опре-
Оценка субиндексов:
1) нормативное регулирование и административные показатели цифровизации; 2) специализированные кадры и учебные программы; 3) наличие и формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, включая уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 4) информационная инфраструктура; 5) информационная безопасность;
6) экономические показатели цифровизации; 7) социальный эффект от внедрения цифровизации
Оценка субфакторов (события, факты, информация открытых источников). Критерии оценки:
- соответствие нормативным документам и стратегии государства в области цифровизации; - осязаемость события (наличие конкретных шагов/действий/процессов); - социально-экономические, финансовые и бизнес-эффекты от осязаемости
Рис. 2. Методология оценки индекса цифровизации [5; 6]
деляют рейтинг, указывающий место субъекта федерации среди других субъектов (из 85 субъектов) по уровню развития цифровой экономики. Рейтинг позволяет выявить не только положительные, но и продемонстрировать отрицательные моменты. Проведенный сравнительный анализ на основе рейтинга позволяет сформировать благоприятный климат для внедрения цифровой экономики.
Проведенный мониторинг индекса цифро-визации позволил сделать вывод о территориальной неравномерности развития цифровой экономики федеральных округов и субъектов РФ. Наивысшее значение индекса цифровиза-ции по итогам 2018 г. имеют Уральский федеральный округ (лидер - 68,34 балла), на втором месте Приволжский федеральный округ (62,65 балла) и замыкает тройку лидеров Центральный федеральный округ (62,24 балла). Лидерство данных округов обусловлено высоким уровнем субиндексов субъектов РФ, которые входят в состав данных округов [5]. Аутсайдерами в общем рейтинге индекса цифровизации являются Южный федеральный округ (53,88 баллов) и Северо-Кавказский федеральный округ (45,36 баллов) [5].
Неравномерность развития цифровизации федеральных округов также характерна и для субъектов, которые входят в их состав. В таблице представлен индекс цифровизации субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Как показывают данные, ни один из субъектов СКФО не вошел в лидеры по уровню цифрового развития. При этом наблюдается рост индекса цифровизации данного федерального округа, который составил 35,93 %. Наилучшие результаты были достигнуты следующими субъектами СКФО: Чеченская Республика (с 84 места в рейтинге 2017 г. поднялась на 64 место в 2018 г.), Республика Дагестан (с 81 места в рейтинге 2017 г. поднялась на 73 место в 2018 г.).
Несмотря на положительную тенденцию данные республики не смогли занять лидирую-
щие места в рейтинге индекса цифровизации. Таким образом, сравнительный анализ развития цифровой экономики за 2017-2018 гг. в субъектах СКФО позволяет сделать вывод о незначительном ускорении и выравнивании процесса цифровизации в 2018 г. на территории СКФО.
Анализ таблицы позволил определить лидера на территории СКФО по уровню развития цифровизации. Лидирующие позиции принадлежат Ставропольскому краю (рост составил 0,07 %). Это во многом обусловлено реализацией проекта «Умный город», цель которого повышение качества управления городским хозяйством путем цифровой оптимизации. Аутсайдерами выступают Карачаево-Черкесская Республика и Республика Ингушетия (таблица).
Согласно данным, представленным в таблице, субъекты СКФО по уровню зрелости цифро-визации можно классифицировать следующим образом:
I группа - субъекты, занимающие лидирующие позиции (Ставропольский край);
II группа - субъекты, занимающие среднее положение, но которые имеют возможность занять лидирующие позиции (Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан);
III группа - аудсайдеры (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика).
Несмотря на то что лидером выступает Ставропольский край, наилучшие результаты были достигнуты субъектами II группы, а именно Чеченской Республикой (рост индекса составил 88,7 %) и Республикой Дагестан (рост индекса - 70,1 %). У Карачаево-Черкесской Республики, замыкающей рейтинг, рост индекса составил 45,6 %.
На рис. 3 и 4 представлены субиндексы, отражающие уровень цифровизации в субъектах СКФО за 2017-2018 гг. Анализ субиндексов (субфакторов) отражает высокий уровень ди-
Сводная таблица индекса цифровизации субъектов СКФО [5; 6]
Субъекты СКФО 2018 г. Изменение в 2018 г.
по отношению к 2017 г.
балл место балл место место (+/-)
СКФО 45,36 8 33,37 8
Республика Дагестан 45,52 73 26,76 81 8
Республика Ингушетия 40,42 82 28,03 77 -5
Кабардино-Балкарская Республика 47,06 67 40 50 -17
Карачаево-Черкесская Республика 40,31 83 27,69 79 -4
Республика Северная Осетия - Алания 41,99 79 30,15 72 -7
Чеченская Республика 48,61 64 25,76 84 20
Ставропольский край 53,58 51 53,54 30 -21
1. Республика Дагестан
3. Кабардино-Балкарская Республика
5. Республика Северная Осетия - Алания
7. Ставропольский край
2. Республика Ингушетия 4. Карачаево-Черкесская Республика 6. Чеченская Республика
Социальный эффект от внедрения цифровизации
Экономические показатели цифровизации
Информационная безопасность
Информационная инфраструктура
Наличие и формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, включая уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Специализированные кадры
Нормативное регулирование и административные показатели цифровизации
Рис. 3. Значения субиндексов по субъектам Северо-Кавказского федерального округа за 2017 г. [5; 6]
намики их роста в субъектах СКФО. Хотелось бы отметить, что во всех семи субъектах СКФО наибольшее внимание уделяется формированию информационной инфраструктуры, значение субфактора колеблется от 39,7 баллов (Республика Ингушетия) до 56,63 баллов (Ставропольский край); нормативному регулированию и административным показателям цифровиза-ции, значение данного показателя колеблется от 40,31 балла (Республика Северная Осетия -Алания) до 52,9 баллов (Чеченская Республика); информационной безопасности, значение субфактора находится в промежутке от 39,64 баллов (Карачаево-Черкесская Республика) до 56,63 баллов (Ставропольский край).
Данные, представленные на рис. 3, 4, отражают незначительную динамику роста таких субфакторов, как наличие и формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, включая уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и социальный эффект от внедрения циф-ровизации.
Положительные тенденции в изменении индекса цифровизации субъектов СКФО говорят об ускорение процессов цифровизации, которое обусловлено разработкой государствен-
ных программ, учитывающих необходимость развития цифровизации.
Так, в целях развития процесса цифрови-зации в Чеченской Республике разработана и эффективно реализуется государственная программа «Развитие цифровой экономики Чеченской Республики на 2019-2024 годы». В рамках данной программы планируется реализовать две подпрограммы: «Кадры и образование» и «Цифровое государство».
В Кабардино-Балкарской Республике создание комфортной бизнес-среды в сфере 1Т реализуется в рамках законопроекта в области государственной поддержки и развития цифровой экономики.
В Республике Дагестан разработан и реализуется региональный проект «Цифровые технологии», включенный в состав национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Основная цель данного проекта -обеспечить технологическую независимость, возможность коммерциализации отечественных исследований и разработок, ускорение технологического развития российских компаний и конкурентоспособность разрабатываемых продуктов и решений на региональном рынке.
На территории Ставропольского края в на-
1. Республика Дагестан 4. Карачаево-Черкесская Республика 7. Ставропольский край
2. Республика Ингушетия "3. Кабардино-Балкарская Республика
5. Республика Северная Осетия - Алания 6. Чеченская Республика
Социальный эффект от внедрения цифровизации
Экономические показатели цифровизации
Информационная безопасность
Информационная инфраструктура
Наличие и формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, включая уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Специализированные кадры и учебные программы
Нормативное регулирование и административные показатели цифровизации
Рис. 4. Значения субиндексов по субъектам Северо-Кавказского федерального округа за 2018 г. [5; 6]
стоящее время реализуется одновременно несколько региональных проектов в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российская Федерация: проект «Информационная инфраструктура», который позволит обеспечить высокотехнологичное подключение социально значимых учреждений к сети Интернет; проект «Цифровое государственное управление», реализуемый в сфере госуправления и оказания госуслуг; проект «Информационная безопасность», направленный на обеспечение устойчивой работы информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов органов власти; проект «Цифровые технологии». Реализация данных проектов позволит улучшить качество жизни населения, основанное на профессионализме госслужащих, умении прогнозировать события.
В рамках развития цифровой экономики в Республике Северная Осетия - Алания утверждена Концепция развития цифровой экономики Республики Северная Осетия -Алания, цель которой формирование базовых принципов, основных направлений, целей, задач разработки государственной программы «Цифровая экономика Республики Север-
ная Осетия - Алания». Необходимо отметить, что в целях ускоренного внедрения цифровых технологий в республике было заключено соглашение о сотрудничестве с организацией «Цифровая экономика», предусматривающее запуск технологических решений, позволяющих обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий в различные сферы деятельности, а также в управление регионом на мезо- (государственном) и субмезоуровнях (муниципалитет).
Проведенное исследование позволило не только сделать вывод о росте уровня цифро-визации, но и выявить неравномерное развитие цифровизации в субъектах СКФО, обусловленное влиянием таких факторов, как цифровое неравенство территорий, недостаток финансирования, недостаток квалифицированных кадров. Не во всех субъектах сформирована регуляторная среда, позволяющая обеспечить благоприятный правовой режим для эффективного развития цифровых технологий.
Таким образом, процесс цифровизации на мезоуровне является достаточно сложным и многогранным. Основную парадигму и процессы цифровой трансформации можно
представить следующим образом: повышение уровня эффективности использования факторов производства, стимулирование экономического роста, генерирование инновационных процессов, ускорение процесса интеграции в мировую экономику, изменение понимания роли государства (переход от государства чиновников к сервисному государству).
Список литературы
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы: указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_216363.
2. Бабкин А.В., БуркальцеваД.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. № 3. С. 9-25.
3. Болгова Е.В., Гродская Г.Н., Курникова М.В., Меркулов Д.С. Концепция, стратегия, методика оценки развития цифровой экономики инновационных регионов // Вестник Волжского университета. 2020. Т. 2. № 31. С. 22-31.
4. Головенчик Г.Г. Теоретические подходы к определению понятия «Цифровая экономика» // Наука и инновации. 2019. № 1. С. 54-59. DOI: 10.29235/1818-9857-2019-2-40-45.
5. Индекс «Цифровая Россия». М.: Московская школа управления «Сколково», 2018. URL: https:// finance.skolkovo.ru (дата обращения: 12.11.2020).
6. Методология расчета индекса «Цифровая Россия» субъектов Российской Федерации. М.: Московская школа управления «Сколково»; Центр финансовых инноваций и безналичной экономики, 2018. 105 с.
7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static.go-vernment.ru/media/files/9.pdf (дата обращения: 21.11.2020).
8. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 г. URL: http://lub.info/wp-con-tent/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 25.11.2020).
9. Цифровая экономика - новая парадигма ускоренного экономического развития. URL: http://eurasianeconomic.org/1001/2018/ 06/29/ document4042.phtml (дата обращения: 25.11.2020).
10. Negroponte N. Being Digital. NY: Knopf, 1995.256 p.
11. Tapscott D. The digital economy: promise and peril in the age of networked intelligence. NY: McGraw-Hill, 1994. 368 p.
References
1. O Strategii razvitiya informatsionnogo ob-shchestva v Rossijskoj Federatsii na 2017-2030 gody [On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030]: ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Kon-sultantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_216363.
2. Babkin A.V., Burkaltseva D.D., Kosten D.G., Vorobyev Yu.N. Formirovanie tsifrovoj ekonomiki v Rossii: sushchnosf, osobennosti, tekhnicheskaya normalizatsiya, problemy razvitiya [Formation of the digital economy in Russia: essence, features, technical normalization, development problem] // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Eko-nomicheskie nauki. 2017. № 3. S. 9-25.
3. BolgovaE.V., GrodskayaG.N., KurnikovaM.V., Merkulov D.S. Kontseptsiya, strategiya, metodika otsenki razvitiya tsifrovoj ekonomiki innovatsion-nykh regionov [Concept, strategy, methodology for assessing the development of the digital economy of innovative regions] // Vestnik Volzhskogo univer-siteta. 2020. T. 2. № 31. S. 22-31.
4. Golovenchik G.G. Teoreticheskie podkhody k opredeleniyu ponyatiya «TSifrovaya ekonomika» [Theoretical approaches to the definition of the concept of «digital economy»] // Nauka i innovatsii. 2019. № 1. S. 54-59. DOI: 10.29235/1818-98572019-2-40-45.
5. Indeks «Tsifrovaya Rossiya». M.: Moskovs-kaya shkola upravleniya Skolkovo, 2018. URL: https://finance.skolkovo.ru (Accessed 12.11.2020).
6. Metodologiya rascheta indeksa «Tsifrovaya Rossiya» sub"ektov Rossijskoj Federatsii [Methodology for calculating the index «Digital Russia» of the constituent entities of the Russian Federation]. M.: Moskovskaya shkola upravleniya Skolkovo; Tsentr finansovykh innovatsij i beznalichnoj eko-nomiki, 2018. 105 s.
7. Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossijskoj Federatsii». URL: http://static.government.ru/ media/files/9.pdf (Accessed 21.11.2020).
8. Razvitie tsifrovoj ekonomiki v Rossii. Programma do 2035 g. URL: http://lub.info/wp-con-tent/uploads/2017/05/strategy.pdf (Accessed 25.11.2020).
9. Tsifrovaya ekonomika - novaya paradigma uskorennogo ekonomicheskogo razvitiya. URL: http://eurasianeconomic.org/1001/2018/06/29/docu-ment4042.phtml (Accessed 25.11.2020).
10. Negroponte N. Being Digital. NY: Knopf, 1995.256 p.
11. Tapscott D. The digital economy: promise and peril in the age of networked intelligence. NY: McGraw-Hill, 1994. 368 p.
АЛИКАЕВА Мадина Валентиновна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов. Кабардино-Балкарский государственный университет. Россия. Нальчик. E-mail: [email protected].
АСЛАНОВА Лорина Олеговна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов. Кабардино-Балкарский государственный университет. Россия. Нальчик. E-mail: asla-nova. lo@yandex. ru.
ГУРФОВА Рита Ваноевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры компьютерных технологий информационной безопасности. Кабардино-Балкарский государственный университет. Россия. Нальчик. E-mail: [email protected].
УЯНАЕВА Мадаина Батыровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов. Кабардино-Балкарский государственный университет. Россия. Нальчик. E-mail: ksanm@yandex. ru.
ALIKAEVA, Madina Valentinovna - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economics and Finance. Kabardino-Balkarian State University. Russia. Nalchik. E-mail: Alika123 @rambler.
ASLANOVA, Lorina Olegovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Finance. Kabardino-Balkarian State University. Russia. Nalchik. E-mail: aslanova. [email protected].
GURFOVA, Rita Vanoevna - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Computer Information Security Technologies. Kabardino-Balkarian State University. Russia. Nalchik. E-mail: [email protected].
UYANAEVA, Madina Batyrovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Finance. Kabardino-Balkarian State University. Russia. Nalchik. E-mail: ksanm@ yandex.ru.