УДК 343.982.9
В. А. Родивилина
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены возможности внедрения инновационных технологий в деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.
Ключевые слова: единое информационное пространство, информационно-аналитическое обеспечение деятельности МВД России, ИСОД, ЕИТКС, видео-конференц-связь, следственные действия.
V. A. Rodivilina
DEVELOPMENT OF INFORMATION SUPPORT IN THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE
RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article considers the possibilities to introduce innovative technologies in the crime detection and crime investigation activities.
Keywords: common information space, information and analytical support in the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, iSOd, EITKS, video conferencing, investigative actions.
В марте 2012 г. МВД утвердило концепцию создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России в 2012—2014 гг. Она представляет собой совокупность используемых в министерстве автоматизированных систем обработки информации, программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств, а также систем связи и передачи данных, необходимых для обеспечения служебной деятельности ведомства.
Создание ИСОД стало продолжением проекта единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) [1, с. 339—343] ОВД, который ре-ализовывался с 2005 г. Важнейшей составной частью этой системы являлась телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая информационное взаимодействие всех подразделений ОВД с другими правоохранительными органами и госорганами различных уровней. Благодаря ей решены задачи автоматизации основных видов деятельности подразделений МВД России, организации централизованного хранения и обработки данных.
Прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД включают:
— сервис электронного документооборота (СЭД);
— сервис электронной почты (СЭП);
— ведомственный информационно-справочный портал (ВИСП);
— систему видео-конференц-связи.
Прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности включают:
— информационно-поисковый сервис «Следопыт-М»;
— сервис обеспечения охраны общественного порядка (СООП);
— сервис обеспечения деятельности дежурных частей (СОДЧ);
— сервис обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения МВД (СОМТО);
— федеральную информационную систему ГИБДД (ГИБДД-М);
— сервис обеспечения экономической безопасности (СОЭБ);
— сервис НЦБ Интерпола (СОДИ);
— сервис экспертно-криминалистической деятельности (ЕАИС
ЭКП);
— сервис обеспечения государственной защиты лиц (СУОГЗ);
— сервис оформления проезда сотрудников (СОПС);
— сервис ГУ собственной безопасности МВД (СОПД ГУСБ);
— сервис статистической отчётности (МОСТ);
— банк отпечатков пальцев (ЦИАДИС).
Подсистема поддержки взаимодействия с населением, а также межведомственного взаимодействия с целью предоставления государственных услуг включает:
— сервис предоставления государственных услуг (СПГУ);
— систему централизованного учёта оружия (СЦУО);
— единый банк данных архивной информации (Ретроспектива);
— интегрированный банк данных.
К сожалению, в настоящее время использование сервисов ИСОД лишь затягивают работу из-за постоянного «зависания» сервисов, что вызывает негативную реакцию на данную разработку у сотрудников МВД России. Несмотря на этот недостаток, сама идея использования системы ИСОД представляется весьма перспективной, т. к. вполне возможно, что данная технология в обозримом будущем достигнет такого уровня, что будет способна обеспечить надлежащее качество изображения и звука, а также информационную безопасность при производстве допроса, очной ставки и предъявления для опознания, при использовании видео-конференц-связи (подробнее о перспективах использования технических средств видео-конференц-связи в следственных и процессуальных действиях — А. А. Антонов, Е. А. Зайцева и А. И. Садовский, И. В. Казначей, А. С. Клементьев и др. [2, с. 250—252; 3, с. 282—285; 4, с. 117; 5, с. 17; 6, с. 21; 7, с. 135—136; 7, с. 295—296; 9, с. 226; 10, с. 35—39]).
В иных структурах, производящих предварительное расследование (Следственный комитет РФ, Федеральная служба безопасности, таможенные органы, Федеральная служба судебных приставов, Государственный пожарный надзор Федеральной противопожарной службы) предлагается использовать подобные системы. В тех случаях, когда производство указан-
ных следственных действий с использованием видео-конференц-связи с помощью ИСОД не представляется возможным, допустимо использование ви-део-конференц-связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по защищённому соединению.
Что касается помещений, предназначенных для ведения переговоров, в ходе которых обсуждаются вопросы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, то в них, согласно Указу Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» [11], размещение технических средств, подключаемых к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена осуществляется только при наличии сертификата, разрешающего эксплуатацию таких технических средств в указанных помещениях. При необходимости подключения информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, используемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, либо информации, обладателями которой являются государственные органы и которая содержит сведения, составляющие служебную тайну, к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена такое подключение производится только с использованием специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получивших подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Выполнение данного требования является обязательным для операторов информационных систем, владельцев информационно-телекоммуникационных сетей и (или) средств вычислительной техники.
Использование видео-конференц-связи в досудебном производстве способствовало бы осуществлению уголовного судопроизводства в разумные сроки, сокращению материальных затрат при расследовании уголовных дел. Под «разумным сроком» Европейским Судом по правам человека понимается период времени, позволяющий избежать чрезмерного, необоснованного промедления при расследовании и рассмотрении уголовного дела [12, с. 460—462]. Значимость принципа разумного срока, с учётом технического оснащения органов предварительного расследования и разработки новейших модификаций данного технического средства, будет постоянно возрастать. Существенным моментом здесь также стоит обозначить возможность значительного сокращения сроков исполнения запросов о правовой помощи по уголовным делам. Совершенно верно отметили В. А. Азаров и Д. Г. Рожков, что разумный срок уголовного судопроизводства — это гарантия права на скорый суд, на справедливое судебное разбирательство и доступ к правосудию; обязанность должностных лиц, ведущих производство по уголовному
делу, осуществлять свою деятельность рационально и эффективно [13, с. 49—50]. Допускаем, что именно такие обстоятельства и являлись предпосылкой возможности использования видео-конференц-связи в суде, а дальнейшее законодательное закрепление её использования в ряде следственных действий представляется весьма перспективным. Таким образом, в качестве преимуществ использования систем видео-конференц-связи в стадии предварительного расследования можно выделить: сокращение сроков предварительного расследования; обеспечение безопасности участников уголовного процесса; сокращение финансовых затрат на производство следственных действий; повышение эффективности и качества расследования уголовных дел.
Думается, что благодаря использованию системы ИСОД МВД России может осуществляться интеграция распределённых информационных ресурсов, обеспечиваться информационная безопасность, а также обеспечиваться надёжная связь и доставка необходимой информации для раскрытия и расследования преступлений.
Список использованной литературы
1. Посков Я. А. Роль единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел в информационном обеспечении производства следственных действий // Изв. Тул. гос. ун-та. Экон. и юрид. науки. — 2009. — № 1. — С. 339—343.
2. Антонов А. А. Перспективы применения некоторых видов современных технических средств в сфере уголовного судопроизводства // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. — Краснодар. — 2016. — С. 250—252.
3. Зайцева Е. А., Садовский А. И. Формирование доказательств следователем с использованием специальных познаний и научно-технических средств: моногр. / Е. А. Зайцева, А. И. Садовский. — Волгоград: Волгогр. акад. МВД России, 2013. — 292 с.
4. Казначей И. В. Использование технических средств коммуникации в уголовном судопроизводстве (пути совершенствования): дис. ... канд. юрид. наук / И. В. Казначей. — Волгоград, 2015. — 256 с.
5. Клементьев А. С. Телекоммуникационное обеспечение уголовного процесса: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. С. Клементьев. — Владимир, 2007. — 21 с.
6. Осодоева Н. В. Производство допроса на судебном следствии в российском уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: // Н. В. Осодоева. — Екатеринбург. — 2014. — 21 с.
7. Родивилина В. А. Использование видеоконференцсвязи при допросе в досудебном производстве // Сиб. уголовно-процессуальн. и криминалист. чтения. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. — Вып. 2 (6). — С. 133—137.
8. Родивилина В. А. Применение видео-конференц-связи при расследовании преступлений // Криминалист. чтения на Байкале — 2015: материа-
лы междунар. науч.-практ. конф. — Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. филиала ФГБОУ ВО «РГУП», 2015. — С. 293—296.
9. Родивилина В. А. Исторический обзор регламентации использования технических средств в стадии предварительного расследования // Пробелы в рос. законодательстве. Юрид. журн. — 2016. — № 4. — С. 224—227.
10. Шурухнов Н. Г. Использование организационных, процессуальных, информационно-технологических средств для активизации участия осуждённых в допросе при расследовании преступлений, совершённых в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний // Уголовно-исполнит. право. — 2015. — № 4. — С. 35—39.
11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 12. Ст. 1110.
11. Салъвиа Микеле де. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. — СПб., 2004. — С. 460—462.
12. Азаров В. А., Рожков Д. Г. Обеспечение разумного срока уголовного производства в суде первой инстанции. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. — 200 с.