УДК 332.14:621.311.11
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО - ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ НА ОСНОВЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
DEVELOPMENT OF INFORMATION INFRASTRUCTURE OF THE ENTERPRISES OF TELECOMMUNICATION ON THE BASIS OF CLOUDY TECHNOLOGIES
Т.А. ГОЛОВИНА,
доктор экономических наук,
доцент кафедры «Экономика и менеджмент »
ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»
e-mail: [email protected]
И.Л. АВДЕЕВА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономика и менеджмент»
ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК» e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена возможность использования облачной платформы «О7. Бизнес» для развития информационно-вычислительной инфраструктуры предприятий электросвязи в целях создания оптимальных условий их функционирования и реагирования на воздействия внешней среды.
In article possibility of use of a cloudy platform ”is considered by O7. Business” for development of information infrastructure of the enterprises of
telecommunication for creation of optimum conditions of their functioning and response to environment influences.
Ключевые слова: облачные технологии, информационно-
вычислительная инфраструктура, предприятия электросвязи
Keywords: cloudy technologies, information infrastructure,
telecommunication enterprises
Современный мир переживает переход от «индустриального общества» к «информационному». Происходит кардинальная смена мировоззрения людей. При этом уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, культуру и политику. На современном международном рынке своевременная, то есть оперативная информация играет первостепенную роль. Внедрение новейших телекоммуникационных технологий помимо всего прочего ведет к сокращению затрат и росту производительности труда, созданию удаленных рабочих мест и развитию дистанционных форм обучения и так далее.
За последние двадцать лет отрасль электросвязи в России претерпела очень большие преобразования, связанные с переходом всей экономики к рыночным отношениям [3]. Основные этапы развития отрасли электросвязи в России представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные этапы развития отрасли электросвязи в России
Этапы Мероприятия
1992 - 1998 гг. Проведение реформы отрасли телекоммуникаций, в основу которой была положена приватизация государственных предприятий электросвязи путем их акционирования
1998 - 2002 гг. Начало реструктуризации региональных предприятий электросвязи и АО «Ростелеком». Формирование стратегических планов развития отрасли: Федеральная целевая программа «Электронная Россия» до 2010г.
2002 - 2004 гг. Присоединение сетей электросвязи друг к другу: - ФЗ от 07 июля 2003 г. №126 - ФЗ «О связи», который предусматривает наличие в России единой сети электросвязи (телекоммуникационной сети), состоящей из сетей связи всех видов, для чего федеральный орган исполнительной власти в области связи определяет порядок взаимодействия этих сетей - Приказ Минсвязи РФ от 30 апреля 2003 № 51 «Об утверждении рекомендаций по порядку тарификации и взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи при пропуске трафика между абонентами стационарных сетей телефонной сети общего пользования и абонентами сетей сотовой подвижной связи, использующих нумерацию в кодах негеографических зон нумерации»
2005 год Стандартизация деятельности предприятий электросвязи: - Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»; - Приказ Мининформсвязи России от 22 марта 2005 г. № 32 «Об утверждении требований к содержанию описания сетей связи и средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи»
2006 - 2008 гг. Создание первых типовых программно-технических решений, направленных на использование информационно-коммуникационных технологий на региональном уровне для решения задач поддержки и принятия управленческих решений, управления государственным имуществом, предоставления услуг по социальной защите населения, лицензирования отдельных видов деятельности, управления комплексом ЖКХ, персонифицированного учета предоставляемых медицинских услуг и т.д.
2009 -2011гг. Сертификация деятельности предприятий электросвязи: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации»
2011 по настоящее время Активизация деятельности предприятий электросвязи по внедрению и развитию информационно-вычислительной инфраструктуры страны и регионов - реализация Системного проекта формирования электронного правительства в Российской Федерации; - реализация Программы «Информационное общество (2011 - 2020)».
Несмотря на достигнутые результаты, по уровню развития и доступности информационно - коммуникационной инфраструктуры для населения и организаций Российская Федерация значительно отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран.
Развитие инфраструктуры связи происходит неравномерно, существуют серьезные диспропорции в уровне доступности современных информационно - коммуникационных услуг для отдельных групп населения
и отдельных регионов [7].
Качество и надежность инфраструктуры связи во многих случаях являются недостаточными для оказания услуг, отвечающих современным требованиям. Широко применяются морально и технически устаревшие средства связи. Существующие темпы модернизации инфраструктуры связи и предоставления на ее базе современных услуг связи не позволяют обеспечить полное удовлетворение растущих потребностей населения и организаций. Недостаточный уровень развития и доступности инфраструктуры связи становится важным препятствием на пути социально -экономического развития страны.
Тенденции, характерные для эффективного развития внутреннего российского рынка электросвязи представлены на рисунке 1.
Значимые факторы, необходимые для эффективного развития российского рынка электросвязи
рост рынка виртуальных сетей для корпоративных клиентов
рост рынка обработки финансовых транзакций в розничной торговле
развитие программ «виртуальная Россия» на корпоративном и потребительском уровнях
интеграцию использования фиксированной и мобильной связи
развитие новых технологий в российских телекоммуникациях, таких, как технологии Wi-Fi и Wi-MAX
Рисунок 1 - Факторы развития отечественного рынка предприятий электросвязи
Перечисленные тенденции и инновации обуславливают проведение глобальных изменений в существующих методах ведения бизнеса в организациях электросвязи и требуют от систем управления в российских телекоммуникационных компаний изменения организационных структур. В свою очередь, появление новых информационных технологий открывает
новые возможности для организации бизнеса, в большей степени способствует интеграции информационных систем для максимальной отдачи и повышения эффективности их использования.
Создание и развитие качественной информационно - вычислительной инфраструктуры невозможно без применения новых информационных технологий, в качестве которой могут выступать технологии облачных вычислений.
Облачные вычисления имеют потенциал, обеспечивающий возможность устранения этих недостатков и улучшения информационного обеспечения на всех уровнях компетенций как основной, так и обеспечивающей деятельности участников социально-экономических процессов [3].
Этапы развития облачных технологий в мировом сообществе представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Этапы развития облачных технологий в мировом
сообществе
Период Этапы развития облачных технологий
С 2006 г. по 2007 г. Компания «Amazon» представила свою инфраструктуру веб - сервисов, обеспечивающую не только хостинг, но и предоставляющую клиенту удаленные вычислительные мощности
С 2007 г по 2008 г. Вслед за компанией «Amazon» аналогичные веб - сервисы представили «Google», «Sun» и «IBM»
С 2008 г. по 2009 г. Компания «Microsoft» анонсировала полноценную облачную операционную систему Windows Azure
С 2009 г. по 2010 г. Активное продвижение продуктов «:облачных» вычислений на рынок: - компания IBM популяризировала платформы Notes и Domino и постепенно вывела на рынок сервис LotusLive - портфель интегрированных хостинговых служб для социальных сетей и коллективной работы; - «Microsoft» предложила схожие решения на базе Office и Outlook/Exchange - «Google» анонсировала платформу Wave, имеющую уникальный подходу к объединению функционала электронной почты, мгновенных сообщений, чата, веб-форума, совместной работы с документами, управления версиями и социальных сетей.
2010 г. по настоящее время Официальный запуск облачной операционной системы Windows Azure компанией Microsoft и появление ряда облачных сервисов
Облачные системы являются в первую очередь сервис -ориентированными. Поэтому, их основной задачей является обеспечение потребителя качественной услугой.
Соответственно, в процессе развития облачных распределительных технологий были разработаны несколько моделей предоставления услуг [1]:
- инфраструктура как услуга (1ааБ);
- платформа как услуга (РааБ);
- программное обеспечение как услуга (БааБ).
Облачные технологии - это предоставление вычислительных мощностей на удаленном сервере провайдера [2]. Совокупность информационных потоков передаваемых через средства современной коммуникации, развитие инструментов передачи и приема информации требуют решения проблемы максимальной рационализации использования пространства и энергии.
Клюевыми факторами экономии при использовании облачных технологий, предлагаемых к внедрению, являются:
- оборудование (сервера, системы хранения, сеть);
- программное обеспечение;
- автоматизированная настройка и инсталляция;
- повышение производительности;
- администрирование (персонал).
В настоящее время ОАО «Ростелеком» обладает самой мощной информационно - вычислительной инфраструктурой, что является конкурентным преимуществом и обеспечивает огромный потенциал для дальнейшего развития. Одним из направлений инновационного развития является обеспечение развития информационно - вычислительной инфраструктуры на основе технологий облачных распределенных вычислений.
В частности, ОАО «Ростелеком» разработана Национальная облачная платформа О7, сервисы которой направлены на решение таких задач, как
информатизация основных социальных сфер (здравоохранение, образование, жилищно - коммунальное хозяйство, безопасность) и автоматизация большинства бизнес - процессов и снижение затрат на содержание собственной инфраструктуры для коммерческих и бюджетных учреждений
[4,5].
Основные преимущества использования облачных технологий в модели SaaS (программное обеспечение как услуга):
- отсутствие затрат на приобретение, установку, обновление и поддержание;
- работоспособности дорогостоящего оборудования, а также работающего на нём программного обеспечения;
- сокращение затрат на внедрение новых систем в 30 раз;
- 5-кратное сокращение сроков внедрения новых систем;
- обеспечение безопасности информации в соответствии с действующими нормами.
Одним из основных сервисов Национальной облачной платформы О7 является сервис «О7. Бизнес», который был разработан совместно с компаниями «Microsoft» и «1С», и предназначен для автоматизации важнейших бизнес - процессов, которые приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Модули бизнес - процессов, автоматизируемых за счет применения облачных технологий Национальной облачной платформы
Название Характеристика
Бухгалтерия Модуль позволяет автоматизировать управленческий, бухгалтерский и складской учёт в организации, расчёт заработной платы сотрудников и учёт персонала в соответствии с законодательством РФ
Управление взаимоотношени ями с клиентами С помощью модуля можно систематизировать контакты и хранить информацию о процессах взаимодействия с контрагентами, автоматически выстраивать бизнес-процессы и контролировать их на каждой стадии выполнения
Документо- оборот Модуль позволяет автоматизировать документооборот в организации, обеспечивать прозрачность принятия управленческих решений, выстраивать системы межведомственного электронного документооборота для взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан
Управление складом С помощью модуля можно вести складской учёт и обрабатывать заказы клиентов, контролировать взаиморасчёты, управлять сетью подразделений или дистрибьюторов, печатать необходимые документы и отчёты
Виртуальный офис Модуль позволяет создавать и редактировать документы с использованием web-версий программ Microsoft Office, организовать коллективную работу сотрудников компании, централизованно хранить документы.
Объединенные коммуникации Виртуальная IP АТС с простым и удобным интерфейсом на русском и английском языках, распределением вызовов, голосовой почтой, интегрированной с электронной, возможностями записи разговоров и проведения селекторных совещаний. Система обмена мгновенными сообщениями с возможностью хранения истории на сервере и доступом к ней из почтового сервиса. Электронная почта с мультиязычным WEB-интерфейсом, средствами групповой работы (календари, задачи, делегирование), защитой от вирусов и спама.
Более того, сервис «07. Бизнес» обеспечивает организации доступ к web-версиям приложений MS Office и 1С.
Поскольку ОАО «Ростелеком» является организацией с разветвленной сетью филиалов, чьи сотрудники работают удаленно, то внедрение данного программного продукта позволит не только оптимизировать расходы Орловского филиала и компании в целом, но и упростить текущий документооборот.
Содержание облачной модели информационно - вычислительной инфраструктуры организации представлено на рисунке 2.
Услуга «Мой склад» предназначена для автоматизации складского учета, управленческого и оперативного учета торговых и производственных операций, создание единого рабочего пространства для филиальных и холдинговых структур [5,6].
В рамках данной услуги осуществляется обработка заказов, регистрация розничных продаж, работа с клиентской базой, ведение складского учета и контроль финансов. Услуга помогает распределять заказы по менеджерам и курьерам, упрощает контроль качества обработки заказов и ведение статистики продаж по менеджерам с расчетом вознаграждения.
Информатизация основных социальных сфер (здравоохранение, образование, жилищно
коммунальное хозяйство, безопасность)
Saas
Национальная облачная платформа
Автоматизация большинства бизнес - процессов и снижение затрат на содержание собственной инфраструктуры для коммерческих и бюджетных учреждений
Сервис «О7. Бизнес»
автоматизация складского учета, управленческого и оперативного учета торговых и производственных операций, создание единого рабочего пространства для филиальных и холдинговых структур
комплексная система управления процессами, для оперативно взаимодействия с клиентами
Рисунок 2 - Содержание облачной модели информационно-
вычислительной инфраструктуры организации
«Мой склад» позволяет осуществлять печать всех необходимых документов: счетов, товарных чеков, накладных, ТОРГ-12, ТТН,
маршрутных листов, счетов-фактур, кассовых ордеров и других первичных документов, которые используются в текущей деятельности Орловского филиала ОАО «Ростелеком».
В свою очередь услуга «Управление взаимоотношениями с клиентами» призвана повысить уровень продаж, улучшить обслуживание клиентов и
оптимизировать маркетинговую деятельность компании. С помощью услуги, возможно, накапливать и систематизировать данные о клиентах, партнерах и поставщиках, а также эффективно использовать их для принятия решений. «Управление взаимоотношениями с клиентами» - это комплексная система управления процессами, которая обеспечивает возможность оперативно взаимодействовать с клиентами, помогает учитывать все их пожелания, а также контролировать работу сотрудников компании.
Основные преимущества использования услуг «Мой склад» и «Управление взаимоотношениями с клиентами» сервиса «О7. Бизнес» в Орловском филиале ОАО «Ростелеком» представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Преимущества использования облачной технологии «О7. Бизнес» в информационно - вычислительной инфраструктуре
Орловского филиала ОАО «Ростелеком»
Облачная технология «О7. Бизнес»
Преимущества использования услуги «Мой склад» Преимущества использования услуги «Управление взаимоотношениями с клиентами»
контроль фактических остатков на складе и с учётом резерва систематизация контактов и ведение полной истории взаимодействия со всеми контрагентами
контроль движения денежных средств контроль движения документов по сделкам
анализ спроса и маржи, ведение статистики планирование рабочего дня сотрудников компании
контроль качества обработки заказов сотрудниками настройка оповещений по всем типам событий: отправка письма, звонок клиенту, визит к заказчику и т.д. - по электронной почте и ICQ, а также с помощью SMS
печать всех необходимых документов - от маршрутных листов и кассовых ордеров до счетов-фактур и товарных чеков анализ активности компаний -конкурентов
контроль взаиморасчётов с курьерскими и почтовыми службами оптимизация внутренних процессов компании и сокращение издержек
Оценка эффективности перехода Орловского филиала ОАО «Ростелеком» на облачные технологии основывается на рассмотрении трех основных направлений:
- основные финансовые критерии: объем первоначальных затрат,
операционные издержки, временные затраты на выполнение проекта;
- элементы затрат: лицензии на программное обеспечение, управление изменениями, соображения безопасности, защита данных, проблемы интеграции, затраты на обучение, время и простота достижения цели:
- готовность восприятия нового программного продукта руководством Орловского филиала ОАО «Ростелеком» и компании в целом.
Таким образом, для достижения цели организация стремится использовать самые современные технические устройства и технологии, позволяющие обеспечить максимальную надежность, высокую эффективность и безопасность бизнес - процессов.
Внедрение облачных технологий в Орловский филиала ОАО «Ростелеком» позволит компании иметь необходимые объемы вычислительных ресурсов без постоянных инвестиций в новую инфраструктуру или новые лицензии на программное обеспечение.
Экспертная оценка затрат на содержание текущего программного обеспечения и внедрение облачных технологий в Орловский филиал ОАО «Ростелеком» представлена в таблице 5. За основу берутся 5 приоритетных критерий оценки, которые количественно обозначаются от 0,1 до 1. Затем происходит оценка соответствия качеств и возможностей того или иного программного обеспечения выбранным приоритетным критериям.
Экспертами выставляется оценка от 1 до 5 по каждому критерию, где 5
- программное обеспечение, имеющее наименьшие затраты по тому или иному критерию оценки, а 1 - наибольшие.
Результатом процесса оценки будет рейтинг проекта с точки зрения его важности для основных бизнес-процессов Орловского филиала ОАО «Ростелеком».
Таблица 5 - Экспертная оценка затрат на содержание текущего программного обеспечения и внедрение облачных технологий в Орловском
филиале ОАО «Ростелеком»
Критерий оценки Значи- мость критерия оценки Текущее программ- мное обеспече- ние, оценочный балл Взвешенный балл текущего программ-много обеспечения по каждому критерию оценки Облачные технологии, оценочный балл Взвешенный балл облачных технологий по каждому критерию оценки
Оборудование (количество серверов, а значит, затраты на амортизацию и электроэнергию, инфраструктуру и персонал) 0,8 2 1,6 4 3,2
Программное обеспечение (количество лицензий на операционные системы и обновления версий программного обеспечения) 0,8 1 0,8 3 2,4
Автоматизация настроек (время на настройку системы) 0,4 3 1,2 4 1,6
Производительность (время ожидания готовности инфраструктуры на каждый проект) 0,5 3 1,5 5 2,5
Администрирование (производительность администраторов и специалистов технической поддержки) 0,6 3 1,8 5 3,0
Итого: рейтинг проекта 6,9 12,7
Таким образом, облачные технологии имеют рейтинг проекта почти в 2 раза выше, чем текущее программное обеспечение, что говорит о высокой эффективности внедрения данного проекта в Орловский филиал ОАО «Ростелеком»
Ожидаемыми результатами от внедрения облачной инфраструктуры в Орловский филиал ОАО «Ростелеком» являются:
- улучшение использования имеющейся аппаратной инфраструктуры (использование серверов больше 60 - 70%);
- улучшение качества мониторинга на 17%;
- рост доступности и оперативности предоставления информации руководству филиала и Генеральной дирекции компании на 17%;
- улучшение качества управления на 27%;
- снижение рисков потери хранящихся данных на 39%;
- практически мгновенное увеличение скорости и сокращение объёмов вычислительных мощностей;
- способность более чутко реагировать на срочные потребности компании;
- постепенное смещение фокуса с владения активами к управлению услугами;
- рост предпринимательской культуры;
- улучшения, связанные с использованием новой техники (например, устройств).
Несмотря на большие преимущества перехода Орловского филиала ОАО «Ростелеком» на технологии облачных вычислений, существуют некоторые риски реализации данного проекта, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Риски при реализации проекта по внедрению технологии облачных вычислений и их характеристика
Виды рисков Характеристика
Правовые риски - слабая проработка соглашений конфиденциальности информации и уровне обслуживания; - наличие проблем безопасности и защиты данных.
Финансовые и коммерческие риски - высокая стоимость услуги и низкое качество доступа; - наличие большой конкурентной среды; - недостаточный объем финансирования проекта.
Организационные риски - сложность интеграции облачных вычислений с имеющимися на предприятиях программными решениями; - ограниченные возможности настройки; - недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень образования в области теории облачных вычислений.
Реализация данного проекта предполагает внедрение нового
программного обеспечения на уровне одного филиала компании ОАО «Ростелеком». В дальнейшем, если апробация результата на уровне Орловского филиала ОАО «Ростелеком» даст положительный эффект, возможно внедрение данной информационной технологии в рамках всего предприятия.
Таким образом, рассмотренные возможности сервиса «О7. Бизнес» позволят ОАО «Ростелеком» и, в частности, Орловскому филиалу компании автоматизировать все текущие бизнес - процессы и в значительной степени упростить внутренний документооборот как на уровне филиала, так и в целом по компании.
Считаем, что внедрение сервиса «О7. Бизнес» позволит Орловскому филиалу ОАО «Ростелеком» решить вопросы экономии на приобретении и внедрении программ, мобильности рабочих инструментов, оперативности работы разъездных сотрудников и организации единого рабочего пространства, объединяющего решения для работы нескольких сотрудников, отделов или филиалов предприятия.
Эффективность и рациональность использования облачной обработки данных значительно выше корпоративных центров обработки данных: корпоративные центры обработки данных используются, в среднем, на 10% от возможной эффективной нагрузки, в то время как эффективность облачных центров обработки данных составляет около 50%.
Список источников и литературы
1. Паньков, Б. Место России на рынке «облачных» технологий [Электронный ресурс] / Б. Паньков // РБК daily. - 2012. - Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/media/opinion/562949985207482.
2. Сидоров, В. Computing уходит в небо, или Что такое «облачные вычисления»? [Электронный ресурс] / В. Сидоров // Netler.ru. - 2011. - Режим доступа: http://netler.ru/pc/cloud.htm.
3. Соломатин, Е.Б. Анализ тенденций развития отрасли
телекоммуникаций в России в условиях кризиса / Е.Б. Соломатин // Электросвязь. - 2009. - №3.
4. Стрельченко, Ю. «КЛ» - 2009: «Облачные» вычисления,
мобильные технологии, консолидация бизнеса [Электронный ресурс] / Ю. Стрельченко // Компьюлента. - 2009. - Режим доступа:
http://business.compulenta.ru/492965/.
5. Торчинский, Ф. Облачные технологии в простых словах и
историях успеха [Электронный ресурс] / Ф. Торчинский // Executive.ru. -2012. - Режим доступа: http://www.e-
xecutive.ru/knowledge/announcement/1777425/.
6. Уваров, С. Облачные технологии [Электронный ресурс] /
С. Уваров // iXBT.com. - 2010. - Режим доступа:
http://www.ixbt.com/cm/cloud-computing.shtml.
7. Федорова, Е.В. Развитие российской отрасли телекоммуникаций:
проблемы и перспективы / Е.В. Федорова // Проблемы и перспективы
управления экономикой и маркетингом в организации. - 2009. - №9. - С. 105
- 110.