Научная статья на тему 'Цели и задачи технологической стратегии развития холдинга «Связьинвест»'

Цели и задачи технологической стратегии развития холдинга «Связьинвест» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарик В. Н.

В одном из прошлых номеров журнала «Век качества» (ВК, 2011, № 2, с. 8-11) была опубликована статья Председателя Совета директоров ОАО «Ростелеком» В.Н. Бондарика «Модернизация стратегии развития современного холдинга на телекоммуникационном рынке». В ней автор представил краткий анализ состояния инфраструктуры сетей связи в компаниях Группы «Связьинвест», которое должно стать основой для определения идеологии и технологической стратегии развития сетей связи операторов Группы. Предлагаемая публикация посвящена целям и задачам технологической стратегии развития сетей холдинга, реализация которых предусмотрена «Концепцией реорганизации ОАО «Связьинвест».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели и задачи технологической стратегии развития холдинга «Связьинвест»»

в

□а

РЕГУЛИРОВАНИЕ Вес В ХОЛДИНГЕ «СВЯЗЬИНВЕСТ»

□а

в

Цели и задачи технологической стратегии

развития холдинга «Связьинвест»

Напомним, что в одном из прошлых номеров журнала «Век качества» была опубликована статья Председателя Совета директоров ОАО «Ростелеком»

В.Н. Бондарика «Модернизация стратегии развития современного холдинга на телекоммуникационном рынке» (см.: ВК, 2011, № 2, с. 8-11). В ней автор представил краткий анализ состояния инфраструктуры сетей связи в компаниях Группы «Связьинвест», который должен стать основой для определения идеологии и технологической стратегии развития сетей связи операторов Группы. Предлагаемая публикация посвящена целям и задачам технологической стратегии развития сетей холдинга, реализация которых предусмотрена «Концепцией реорганизации ОАО «Связьинвест».

^ снижение операционных затрат и оптимизация издержек;

^ упорядочение отношений с партнерами и поставщиками.

Развитие новых услуг и процесс их внедрения приведет к кардинальным изменениям существующих сетевых инфраструктур, что выразится в формировании технологически новых сетей, характеризующихся такими признаками, как: унификация систем передачи и коммутации; инвариантность и широкопо-лосность доступа; возможность перемещения пользовательского оборудования в пределах сети; расширенные функции по управлению услугами.

Кроме того, подобная модернизация позволит ОАО «Связьинвест» быть не только самым крупным, но и наиболее привлекательным для основной массы потребителей современных услуг связи.

Расширение рынка услуг подвижной связи, ИКТ-услуг, выход на региональный рынок Москвы.

Задачи технологического развития сетевой инфраструктуры ОАО «Связьинвест»

Недостаточная доля компаний Группы «Связьинвест» на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи является существенным недостатком. Наличие разрозненных операторов сетей подвижной радиотелефонной связи не позволяет компаниям Группы «Связьинвест» обеспечить сквозное предоставление услуг, в том числе при обеспечении роуминга, организовать единую эффективную систему поддержки абонентов и пр. Выходом из сложившейся ситуации мо-

В.Н. БОНДАРИК,

председатель Совета директоров ОАО «Ростелеком», заместитель генерального директора ОАО«Связьинвест»*

т

нологий NGN в сочетании с развитием ШПД и продвижением услуг спутниковой связи в труднодоступные регионы;

^ обеспечение участия в решении государственных задач (использование телекоммуникационных ресурсов сетей электросвязи для государственных нужд, различные нацпроекты и др.);

^ решение задач, связанных с созданием в рамках единого оператора Группы «Связьинвест» централизованной системы эксплуатации и технического обслуживания в сетях компаний Группы;

^ решение задач технологического развития сетевой инфраструктуры компаний Группы «Связьинвест», связанных с достижением вышеперечисленных целей.

*

*Эти должности автор занимал на *

момент написания статьи.

ехнологическая стратегия развития сетей компаний Группы «Связьинвест» преследует следующие цели: обеспечение реструктуризации компаний в рамках создания единого оператора связи (включая обеспечение синергетического эффекта от объединения, снижение эксплуатационных издержек, повышение управляемости компаний и т.п.); расширение рынка инфокоммуника-ционных конвергентных услуг, в том числе услуг подвижной связи; развитие существующих перспективных видов деятельности на базе тех-

Реструктуризация компаний в рамках создания единого оператора связи

В соответствии с концепцией реорганизации Группы «Связьинвест» намечено создание единого оператора связи, что предусматривает:

*

*

объединение существующих компаний Группы «Связьинвест» на базе ОАО «Ростелеком»; объединение мобильных активов -переход к оказанию услуг под единым брендом - реализация уровня федерального мобильного оператора;

жет быть трансформация объединенного ОАО «Ростелеком» в мобильной части конвергентного оператора в единого федерального оператора.

Наиболее перспективным решением выглядит технология четвертого поколения мобильных сетей - Long Term Evolution (LTE), которая имеет технологические и экономические преимущества перед другими технологиями подвижной связи. Большим плюсом этой технологии является возможность поэтапного переоснащения при сохранении существующей инфраструктуры GSM- или CDMA-сетей, а также то, что эту технологию можно будет применять не только для подключения мобильных абонентов, но и для оказания услуг широкополосного доступа стационарным абонентам. Учитывая современные тенденции к конвергенции услуг и имеющуюся развитую инфраструктуру, компании Группы ОАО «Связьинвест» могут захватить достаточно большую долю рынка.

Выход ОАО «Связьинвест» на рынок инфокоммуникационных услуг связан с необходимостью сохранения доходов в условиях сокращения прибыли от оказания базовых услуг связи. Необходимость выхода на рынок инфокоммуникационных услуг также иллюстрируется прогнозом изменения абонентской базы услуг ШПД и показателя ARPU традиционных операторов фиксированной связи, которые, наряду с ростом абонентской базы ШПД (20-40%) планируют падение ARPU (до 30%). Это означает, что основные резервы в повышении ARPU находятся не в предоставлении доступа к сети связи в качестве самостоятельной услуги, а в реализации инфокоммуникационных услуг, оказание которых технологически неотделимо от оказания услуг широкополосного доступа.

Инфокоммуникационные услуги расширяют функциональность базовых услуг и, в свою очередь, стимулируют абонентов в получении базовых услуг связи. Это должно привести вначале к прекращению снижения доходов, а в последующем - к их увеличению.

Наиболее перспективной бизнес-моделью оказания инфокоммуника-ционных услуг связи является виртуальный поставщик услуг (Virtual Service Provider - VSP).

Модель VSP позволяет обеспечить: ^ новые формы партнерских отношений, которые предусматривают привлечение к разработке контента и услуг сторонних web-компаний; ^ улучшение финансовых показателей при создании единого распределенного центра обработки данных

как технологической основы «облачной» платформы;

^ формирование единого бренда при предоставлении любых услуг в едином пакете;

^ улучшение показателя ARPU при предоставлении услуг в пакете. Технологической основой для выхода на рынок инфокоммуникацион-ных услуг должна стать единая платформа компаний Группы «Связьинвест», организуемая на базе существующих и строящихся центров обработки данных (ЦОД) путем их модернизации и объединения в систему за счет установки на них соответствующего аппаратно-программного обеспечения и организации между ними магистральных каналов передачи данных. В результате должен быть создан единый территориально распределенный центр обработки данных с возможностью выделения виртуальных вычислительных ресурсов. Функционирование единого распределенного ЦОД позволит использовать вычислительные ресурсы как для удовлетворения внутренних потребностей, так и для предоставления услуг клиентам. В качестве клиентов услуг распределенного ЦОД будут выступать поставщики контента и web-компании.

В рамках двусторонней бизнес-модели клиентам может предоставляться доступ к сетевым ресурсам операторов связи (серверы, базы данных, оборудование управления вызовами и пр.) для использования в составе новых инфокоммуникационных услуг.

Для обеспечения унифицированного доступа клиентов к ключевым сетевым ресурсам сети связи и организации открытых программных интерфейсов создается платформа SDP, размещаемая на ресурсах ЦОД.

При создании единого распределенного ЦОД должны быть решены следующие первоочередные задачи:

^ организация единого абонентского портала;

^ организация единой системы учета ресурсов и управления услугами; ^ организация единого центра обработки вызовов для абонентов;

^ организация единой системы расчетов с абонентами.

Единый абонентский портал должен стать одним из основных способов продвижения единого бренда компаний Группы «Связьинвест». Абонентский портал должен предоставлять средства для управления услугами со стороны пользователя (подключение/отключение, настройка).

Единая система учета ресурсов и управления услугами организует-

5

□ г

В ХОЛДИНГЕ «СВЯЗЬИНВЕСТ» РЕГУЛИРОВАНИЕ

□ С

а

ся путем интеграции ресурсов подсистем OSS различных операторов Группы «Связьинвест» на базе создаваемых платформ предоставления услуг - платформ SDP.

Единый центр обработки вызовов компаний Группы «Связьинвест» позволит абонентам получать информацию и решать проблемы обслуживания с помощью единого телефонного номера доступа на всей территории России.

Центр должен иметь территориально распределенную структуру, его филиалы должны быть размещены на нескольких центрах обработки данных, входящих в состав единой сети ЦОДов.

Задачи создания централизованной системы эксплуатации и технического обслуживания в сетях ОАО «Связьинвест»

В процессе создания единого оператора должна быть сформирована централизованная система эксплуатации и технического обслуживания в сетях компаний Группы «Связьинвест», которая должна обеспечить сокращение операционных затрат и улучшение операционных показателей. В ходе создания централизованной системы эксплуатации и технического обслуживания необходимо решить следующие задачи:

^ сокращение затрат на обслуживающий персонал, включая централизацию эксплуатации и технического обслуживания, автоматизацию операционных процессов, их регламентацию и организацию контроля за эффективностью их выполнения на основе ключевых показателей KPI;

^ сокращение расходов на оплату коммунальных платежей;

^ сокращение расходов на оплату эксплуатации и обслуживания сооружений связи и сетевую инфраструктуру, включая утилизацию и/или перепрофилирование высвобождаемых в результате реорганизации площадей и ресурсов сетевой инфраструктуры.

С точки зрения стратегии технологического развития сетей компаний Группы «Связьинвест» это означает, что при модернизации сети связи требуется повсеместно использовать оборудование, допускающее возможность централизованной эксплуатации и технического обслуживания. При отсутствии такой возможности должно применяться оборудование с минимальным числом операций по эксплуатации и техническому обслуживанию. Вновь устанавливаемое оборудование должно иметь низкие показатели по энергопотреблению и занимаемой площади.

№ 4 • 2011 ВеК| КАЧЕСТВА

11

в

ES

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕЕЕ В ХОЛДИНГЕ «СВЯЗЬИНВЕСТ»

ЕН

в

Задачи развития сетевой инфраструктуры ОАО «Связьинвест» на базе технологий NGN (ШПД, спутниковая связь и пр.)

Основные направления развития операторов Группы «Связьинвест» требуют создания единой сетевой инфраструктуры, объединяющей в себе существующие сети связи МРК и ОАО «Ростелеком». Такая сетевая инфраструктура должна создаваться на базе технологии NGN с учетом единой технической политики и отвечать следующим требованиям:

^ использование технологии коммутации пакетов на всех технологических уровнях, включая уровень управления коммутацией и услугами, транспортный уровень и уровень доступа;

^ преимущественное использование оптического волокна для построения сетей широкополосного доступа в регионах с высокой плотностью населения и значительным уровнем конкуренции;

^ использование беспроводных технологий и спутниковой связи для построения сетей широкополосного доступа в регионах с низкой плотностью населения;

^ обеспечение интеграции фиксированных сетей с существующими системами подвижной радиотелефонной связи и создаваемыми сетями с использованием технологии LTE;

^ обеспечение взаимодействия с оборудованием поставщиков контента и услуг, оказываемых с использованием web-технологий.

В части систем доступа должны быть решены две задачи:

^ увеличение числа абонентов, пользующихся существующими услугами за счет охвата новых, недоступных ранее мест и снижения стоимости оплаты для привлечения абонентов конкурентов;

^ увеличение скорости доступа до 30-50 Мбит/с для обеспечения возможности подключения абонентов к новым видам сервиса.

При выполнении первой из поставленных задач может быть продолжено применение технологии xDSL, которая используется для работы по существующим медным кабелям, с заменой существующих аналоговых АТС на оборудование MSAN. Это оборудование устанавливается в здании АТС или в автономном телекоммуникационном контейнере/шкафу в здании. При выполнении второй из поставленных задач потребуется создание новой ин-

фраструктуры абонентского доступа на базе волоконно-оптических линий связи и пассивных оптических сплиттеров (технологии GPON) или активного оптического оборудования.

Для построения сетей беспроводного широкополосного доступа (БШД) могут применяться технологии Wi-Fi, WiMAX, LTE. Технологию Wi-Fi (Wi-Fi Mesh) предпочтительно использовать для организации муниципальных сетей БШД в городах (в первую очередь для подключения домашних пользователей), а также сетей беспроводного доступа в коттеджных поселках. Технологию WiMAX рекомендуется использовать для организации сетей фиксированного БШД в сельских районах, в коттеджных поселках и т.п. - там, где отсутствует кабельная распределительная сеть или ее экономически нецелесообразно строить. Технологию LTE можно использовать не только для фиксированного БШД, но и для предоставления абонентам конвергентных услуг совместно с услугами подвижной радиосвязи.

Наличие оборудования NGN позволит внедрить централизованную модель агрегации трафика, благодаря чему услуги широкополосного доступа можно будет предоставлять с одного сетевого уровня. Это обстоятельство позволит реализовать конкурентное преимущество операторов Группы «Связьинвест» - предоставлять пакет услуг от имени одного оператора. Кроме этого данная модель позволит достаточно просто создавать и внедрять новые сервисы без значительных инвестиций.

Сети подвижной радиосвязи на базе технологии LTE также рассчитаны на предоставление услуг с помощью оборудования IMS, так что и абонентов мобильных сетей можно будет обеспечивать услугами с помощью той же централизованной модели.

Принимая во внимание, что лицензионная территория, на которой осуществляют свою деятельность операторы Группы «Связьинвест», охватывает большую часть территории Российской Федерации и имеет протяженность более 10 тыс. км, спутниковая связь имеет важнейшее значение в развитии телекоммуникационной инфраструктуры компании.

Первой задачей развития спутниковой связи является обеспечение полного покрытия малонаселенных/труднодоступных районов Российской Федерации с целью оказания как базовых услуг телефонной связи, так и услуг широкополосного доступа.

Вторая задача развития спутниковой связи - резервирование проводных каналов.

Для реализации данных задач целесообразно создать Единую систему широкополосного спутникового доступа с телепортами на базе существующих модернизированных центральных земных станций спутниковой связи.

Задачи технологического развития сетевой инфраструктуры ОАО «Связьинвест» по обеспечению его участия в реализации

государственных программ

Важнейшим результатом технологического развития сетевой инфраструктуры компаний Группы «Связьинвест» должна стать возможность реализации федеральных целевых программ: «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», «Электронная Россия», «Электронное правительство» и т.п. Эта цель достигается несколькими путями: оказанием поддержки деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти на основе современных инфокоммуни-кационных технологий и интеллектуальных систем; формированием и развитием специализированной инфраструктуры предоставления информационных и телекоммуникационных услуг, прежде всего в социально значимых отраслях, в том числе в массовой домашней компьютеризации; повышением качества и конкурентоспособности отечественной продукции информатизации; вовлечением в хозяйственный оборот национальных информационных ресурсов.

Решая данную задачу, компании Группы «Связьинвест» должны обеспечить:

^ предоставление полного спектра унифицированных высокотехнологичных инфокоммуникационных услуг целевым категориям клиентов с гарантированным уровнем качества на всей территории РФ и за ее пределами;

^ безусловное выполнение государственных задач (программ), включая инфраструктурные и социальные задачи;

^ сохранение высокой экономической эффективности и финансовой устойчивости.

Особенно важным является предоставление возможности создания ведомственных сетей на базе высоконадежных УРИ-каналов передачи данных с обеспечением сохранения работоспособности таких сетей в чрезвычайных условиях. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.