Научная статья на тему 'Развитие информационно-технологической компетентности студента в системе педагогического образования'

Развитие информационно-технологической компетентности студента в системе педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / информационное пространство / информационно-образовательное пространство / профессиональная компетентность / информационно-технологическая компетентность / развитие информационно-технологической компетентности / информационные технологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Евгения Васильевна, Симонова Ирина Викторовна

Рассматриваются основы развития информационно-технологической компетентности у студентов педагогических вузов и подходы к реализации образовательного процесса в вузе, обеспечивающие получение требуемых ожидаемых результатов. Информационно-технологическая компетентность будущего учителя трактуется как готовность к реализации образовательного процесса средствами информационной технологии с использованием педагогических технологий, определяемых в качестве ведущих стратегией модернизации общего образования, и на основе задач, содержание которых связано с жизненными, социально-значимыми для соответствующего возраста ситуациями. Выделяются два аспекта школьной действительности, требующих проявления информационно-технологической компетентности учителя: собственно процесс обучения и среда, окружающая учащегося и учителя. Приводятся рекомендации к структуре и содержанию учебных программ дисциплин и спецкурсов, обеспечивающих развитие у студентов педвузов информационно-технологической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Евгения Васильевна, Симонова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological and pedagogical foundations of the development of IT competence (ITC) of pre-service teachers are considered. The teacher"s ITC is interpreted as the unity of two components: the readiness for the effective use of IT for solving professional problems and the readiness for realization using IT in the educational process. The focus is made on two aspects of school activities which require ITC: the teaching process and the school environment. Recommendations are given regarding the structure and content of syllabi of courses designed for developing ITC of pre-service teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-технологической компетентности студента в системе педагогического образования»

Е. В Баранова, И. В.Симонова

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются основы развития информационно-технологической компетентности у студентов педагогических вузов и подходы к реализации образовательного процесса в вузе, обеспечивающие получение требуемых ожидаемых результатов. Информационно-технологическая компетентность будущего учителя трактуется как готовность к реализации образовательного процесса средствами информационной технологии с использованием педагогических технологий, определяемых в качестве ведущих стратегией модернизации общего образования, и на основе задач, содержание которых связано с жизненными, социально-значимыми для соответствующего возраста ситуациями. Выделяются два аспекта школьной действительности, требующих проявления информационно-технологической компетентности учителя: собственно процесс обучения и среда, окружающая учащегося и учителя. Приводятся рекомендации к структуре и содержанию учебных программ дисциплин и спецкурсов, обеспечивающих развитие у студентов педвузов информационно-технологической компетентности.

Развитие профессиональной компетентности учителя в области информационно-технологического образования должно происходить за счет обогащения опыта решения профессиональных задач: рассматриваются разные классы задач, касающиеся как выбора средств информационных технологий, так и соответствующих профессиональных задач учителя, в том числе связанных с его учебно-

методической и организационно-педагогической деятельностью.

На сегодняшний день подготовка учителей школы в области информационных технологий не в полной мере отвечает основным направлениям модернизации. Проведенный анализ подготовки специалистов в рамках среднего и высшего педагогического образования показывает отсутствие непрерывности развития ин-

формационно-технологической (ИТ) компетентности, преемественности в смежных дисциплинах, свидетельствует о недостаточном учете возрастообразно-сти в рамках психолого-педагогических и методических циклов дисциплин, об отсутствии обоснованных междисциплинарных связей. Государственные образовательные стандарты (ГОС) не содержат требований к качеству ИТ компетентно-стей учителей, бакалавров и магистров образования.

Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения (специалитет и бакалавриат) включают на первом этапе обучения в федеральном компоненте дисциплины, направленные на изучение информатики и информационных технологий в качестве объекта. Для некоторых направлений подготовки специалистов и бакалавров образования предусмотрены дисциплины, формирующие представление об ИТ как средстве, повышающем эффективность учебного процесса по соответствующему предмету.

Однако перечисленные в стандарте понятия имеют общий характер. Это приводит к расплывчатости содержания соответствующих дисциплин, к сложности реализации процедур измерения достигнутых результатов и, как следствие, — к низкому уровню готовности студентов использовать информационные технологии на следующих этапах обучения.

В стандартах, в рамках федерального компонента, отсутствуют дисциплины, развивающие ключевую компетентность в области ИТ. Соответствующие дисциплины включаются педагогическими вузами в национально-региональный компонент. Однако во многих случаях, как показывает анализ, эти курсы имеют фрагментарный характер, их содержание часто не обеспечивает преемственность и системность, что также не позволяет целенаправленно формировать ИТ компетентность. Отсутствие непрерывности в обучении и использовании ИТ приводит

к тому, что на следующих этапах обучения повторяются базовые понятия и выполняются тривиальные задания.

Анализ содержания стандартов подготовки специалистов и бакалавров показывает, что сфера применения ИТ в учебном процессе в настоящий момент может быть охарактеризована как вспомогательная, позволяющая сократить время на выполнение повторяющихся операций, вычислений и т. д. Для этих целей используются офисные приложения и универсальные среды конечного пользователя.

Отсутствуют дисциплины, связанные с информационно-технологическим направлением, усиливающие собственно профессиональную деятельность — как предметную, так и образовательную.

В стандартах второго поколения наметилась тенденция расширения перечня специализаций и профилей, связанных с целенаправленным освоением ИТ и их применением в предметной области. В то же время осуществляется разработка интегрированных междисциплинарных курсов, направленных на развитие специальной компетентности в области применения ИТ в будущей профессиональной деятельности.

Анализ систем высшего образования в зарубежных странах показывает, что глобальные изменения в современной экономике, широкое использование современных технологий, изменение характера труда и места человека в производственном процессе, модификация социальной структуры общества предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов, в том числе и педагогов.

В настоящее время образование и профессиональная подготовка играют решающую роль в обеспечении преимущества государства в рамках как национальной, так и мировой экономики. На современном этапе развития образования наметилась тенденция к смене педагогических парадигм. В современных условиях становится очевидным, что такая

цель обучения, как передача, усвоение и накопление определенной суммы знаний, уже не могут играть ведущую роль. Преимущественная направленность учебного процесса на достижение такой цели, по мнению зарубежных ученых, в настоящее время сокращает возможности повышения качества подготовки специалистов, не отвечает перспективным направлениям развития школы.

Информационные технологии являются важнейшим инструментом для осуществления реформы высшего образования, в том числе и педагогического. Педагогическими технологиями, наиболее адекватными поставленным целям модернизации, являются: обучение в сотрудничестве (cooperative learning); метод проектов; разноуровневое обучение; индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях.

Компетентностный подход в течение нескольких лет применяется за рубежом, накоплен методический материал, который целесообразно адаптировать к отечественной специфике, внедряя в практику и развивая с учетом конкретных условий обучения.

Проведенный анализ показал, что ведущие идеи, содержание подготовки специалистов образования в информационно-технологической области в целом аналогичны отечественному опыту. По сравнению с Россией более широко используются активные методы обучения, такие как метод проектов, сase-studies, накоплен значительный опыт применения portfolio. Эти методы соответствуют основным идеям модернизации и могут быть использованы в отечественной практике.

Понятие компетентности является сравнительно новым для отечественного образования, существуют различные подходы к его определению. В рамках данной статьи будем понимать под информационно-технологической компетентностью учителя его готовность

эффективно использовать средства информационных технологий при решении профессиональных задач.

Можно выделить две составляющие школьной действительности, требующие проявления инфомационно-технологиче-ской компетентности учителя: собственно процесс обучения и среду, окружающую субъекты образовательного процесса. И то и другое предполагает решение задач, традиционных для педагогической профессиональной деятельности в области поиска, обработки и представления информации с использованием нового инструмента — средств ИТ.

Рассмотрим задачи, связанные с учебно-методической деятельностью учителя. Выделим в учебно-методической деятельности учителя три этапа: подготовка процесса обучения, его реализация, оценка результатов обучения.

На этих этапах ИТ компетентность проявляется:

1) при создании учебно-методических материалов — содержание уроков, тематическое планирование, учебные программы, задания для учащихся с помощью текстовых редакторов (процессоров);

2) при создании простых расчетных схем с заданиями для учащихся из различных образовательных областей (биология, география, химия, физика, математика, история и т. д.) с помощью электронных таблиц;

3) при создании и пополнении рубрикаторов с дифференцированными заданиями для учащихся, с простыми тестовыми заданиями (выбор правильного ответа из списка предложенных; подготовка и хранение информации об учащихся (личная карточка), об их успеваемости, личностных особенностях (психологические характеристики, здоровье, интересы, склонности и т. д.) на основе простых информационных структур, обеспечивающих возможность долговременного хранения больших объемов информации, оперативного поиска и вы-

борки в базах данных (из одной-двух таблиц);

4) при создании иллюстративных учебно-методических материалов в графических средах;

5) при представлении учебно-методических материалов с помощью средств презентации;

6) при использовании программных средств учебного назначения (установка, освоение интерфейса и функций, оценка эффективности использования, создание дидактических материалов для адаптации средств к конкретным условиям учебного процесса, внедрение в учебный процесс, корректировка по результатам внедрения). В частности, для различных предметных областей (физика, биология, химия, экология и др.) целесообразно использовать в процессе обучения компьютерные программы учебного назначения, моделирующие сложные явления, которые невозможно или сложно провести в лабораторных условиях;

7) при разработке алгоритмов простейших средств учебного назначения и их программной реализации в современных средах программирования.

Другой аспект проявления ИТ компетентности возникает при организационно-педагогической деятельности учителя. Выделим ряд составляющих этой деятельности, требующих постоянного использования средств ИТ:

1) подготовка документов с организационными материалами — списки учеников, объявления, информационные сообщения и др. с помощью текстовых редакторов (процессоров);

2) подготовка расчетных схем с организационными материалами — классный журнал, статистика успеваемости и посещаемости, учебное расписание и др., графическая интерпретация расчетных схем (различного рода графики и диаграммы) с помощью электронных таблиц;

3) представление и хранение информации с организационными материалами (расписание, внеклассные мероприятия, учет кабинетов и т. д.) на основе простых

информационных структур, обеспечивающих возможность долговременного хранения больших объемов информации, оперативного поиска и выборки в базах данных (из одной-двух таблиц);

4) создание материалов для внеклассных мероприятий (в стенгазетах, на web-страницах, в текстовых документах) в графических средах;

5) представление организационных материалов с помощью средств презентации;

6) взаимодействие с коллегами, обмен информацией по электронной почте, участие в телекоммуникационных конференциях и форумах, в международных сетевых образовательных проектах, поиск и выборка информации в сети Internet.

Развитие информационно-технологической компетентности предполагает способность и готовность будущего учителя основной и старшей школы к выбору средства ИТ, адекватного задаче, и к формализации задачи с учетом выбранного средства. Отметим, что развитие информационно-технологической компетентности предполагает владение широким спектром средств ИТ как естественным инструментом обработки разнообразной информации, а также знания назначения, возможностей средств ИТ, их общности и специфики.

Проявляя ИТ компетентность нового качества, учитель должен быть способен к представлению учебно-методических материалов с использованием комплекса средств ИТ, соответствующих поставленной задаче. Это предполагает умение выделять в предметной области разделы или темы, которые целесообразно изучать с использованием средств ИТ, выбирать адекватные средства ИТ, разрабатывать дидактические материалы в соответствующей форме с привлечением большого числа иллюстраций, рисунков, схем, графиков, диаграмм. Студент должен уметь описывать процессы и результаты опытов, полученных на основе сложных расчетов, и т. д.

Предметная область «Информатика» позволяет эффективно использовать демонстрационные примеры как в рамках изложения теоретического материала, так и при практической работе. Демонстрационные примеры могут использоваться, во-первых, как иллюстрация алгоритмов, операций, конструкций, объектов и их поведения, во-вторых, как дидактическое средство, составляющее основу учебной деятельности учащихся для самостоятельного освоения разделов информатики, посвященных програмированию.

На формирование современной информационной среды в школе влияет качество ИТ компетентности учителя информатики, позволяющее ему эффективно решать в школе социально значимые задачи с использованием средств ИТ и помогать в их решении учителям, преподающим другие предметы, а также администрации. Учитель информатики должен быть готов анализировать функции, структуру, возможности информационных систем (ИС), связанных с различными областями жизнедеятельности школы (библиотека, связь с различными органами управления образованием, бухгалтерия, расписание, база учебно-методических материалов и др.).

Еще одна возможность использования средств ИТ для взаимодействия учителя с внешним миром — создание и представление собственных перспективных разработок с целью повышения квалификации и участия в различных проектах и конкурсах.

Современный этап развития предполагает готовность учителя к внедрению средств ИТ в процесс обучения предмету, анализу эффективности такого внедрения и дальнейшей корректировке своей обучающей деятельности.

Рассмотрим возможные изменения в подготовке специалистов образования по ступеням школы (основной и старшей), направленные на развитие у них информационно-технологической компетентности. Современный подход к подготов-

ке специалистов в области образования является многоуровневым: первый уровень — бакалавры образования — ориентированы на основную школу, а магистры образования — на старшую школу.

Документы по стратегии модернизации определяют в качестве основной цели общего образования создание условий для формирования у учащегося способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, а также формирование социальной мобильности и адаптации1.

Применительно к основной школе эта цель образования конкретизируется как следующий результат образования: сформированность способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории (или профессиональной траектории, если основная школа становится последним этапом школьного образования).

Учитель должен быть готов к тому, чтобы рассматривать в основной школе класс задач, содержание которых связано с жизненными, социально-значимыми для данного возраста ситуациями и средствами ИТ.

Адекватными методами и формами обучения для этой возрастной группы являются те, которые способствуют самовыражению личности подростка, позволяют проявить активность2.

Вышесказанное определяет психолого-педагогическую обоснованность последовательной индивидуализации образовательных маршрутов учащихся, последовательное увеличение разнообразия форм деятельности учащихся и развитие способности к проектированию. Предметная область ИТ по своей сути предполагает проектную деятельность как одну из ведущих.

В процессе подготовки будущих учителей необходимо акцентировать их внимание на том, как эффективно использовать средства ИТ в качестве инструментов, с помощью которых учащиеся

могут разрабатывать и представлять свои проекты по различным предметам.

Известно, что с переходом в подростковый возраст связана перестройка учебной деятельности школьника. Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью его самостоятельности. Готовность учителя к организации самостоятельной работы, в том числе с использованием средств ИТ, должна формироваться в рамках дисциплин как психолого-педагогического цикла, так и информационно-технологического цикла.

Средства ИТ по своей сути у большинства школьников вызывают интерес, что позволяет эффективно использовать и репродуктивные методы обучения (лабораторные работы с демонстрационными примерами, индивидуальные задания по образцу и др.) для формирования основных технологических приемов использования средств ИТ.

По мере повышения у подростка сознательного отношения к деятельности усиливается и ответственное отношение его к учению, что может обеспечить успешную деятельность в такой форме обучения, как case-studies. Отметим, что эта технология предполагает продолжительную организационную и содержательную деятельность со стороны учителя. Однако при подготовке к таким занятиям учитель должен учитывать повышенную чувствительность подростков к критическим замечаниям, их способность замыкаться в себе, обидчивость. Этот психологический аспект требует от учителя проявления соответствующей коммуникативной компетентности.

Информационные технологии позволяют эффективно реализовать педагогическую технологию case-studies, так как обеспечивают множественность выбора источников информации, средств реализации и представления, возможность быстрой оценки качества каждого решения. Заметим, что для успешной реализации технологии case-studies учителю необходимо разработать (например, по моде-

лям, предложенным в рамках спецкурса) достаточно полный набор заданий, предполагающих множественный выбор решений.

Многие современные педагогические технологии основываются на широком использовании междисциплинарных связей. Подготовка будущих учителей к такой деятельности должна основываться на широкой интеграции дисциплин различных циклов. Особенностью памяти подростка является возможность установления более сложных ассоциаций, связей нового материала со старым, включения нового в сложившуюся систему знаний. На этой основе учитель может более полно реализовывать связи учебного материала разных предметов для формирования общности и единства знаний.

Приведем пример задания для case-studies, которое может предложить учитель блока социально-правового направления. Группе учеников предлагается провести опрос в школе для выяснения отношения к какому-либо важному внутреннему или внешнему политическому событию (выступление президента, события в горячих точках, митинги и др.). Технология реализации такого задания может быть разработана учителем или самими учениками с помощью учителя. В процессе выполнения задания необходимо продумать схему проведения и способы реализации опроса (в каком виде представлять информацию, как обрабатывать и обосновывать результаты), а также способы представления полученных результатов в процессе защиты.

Очевидно, что для использования такого подхода, например, учитель истории или права должен владеть средствами ИТ, позволяющими выполнить задание, и должен уметь правильно сформулировать свои вопросы специалисту, например, учителю информатики.

Наиболее значительную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играет содержательность учебного материала, его связь

с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения. Задание должно содержать такой уровень организации поисковой познавательной деятельности учащихся, который дает ученикам возможность переживать радость самостоятельных открытий. Важно вооружить подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой успеха. Кроме case-studies можно назвать и другие методы обучения, позволяющие реализовать выделенные аспекты, например, метод проектов, портфолио.

Проект, как указывается в документах по модернизации образования, есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом условиях. Специально организованные условия дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, т. е. осуществлять пробу в культурных формах.

Решение задачи любого уровня сложности (от создания документа в текстовом редакторе до разработки компьютерной программы) с помощью средств ИТ включает все этапы проектной деятельности: от формализации (постановка задачи) через последовательность шагов до оформления результатов и предъявления их окружающим.

Одним из современных методов оценки деятельности специалиста, в том числе и в области образования, является метод портфолио. Применение метода портфолио дисциплинирует студента: побуждает его к завершению каждого задания и к представлению собственных (в том числе полученных группой) результатов в выбранной им форме. Материалы портфолио составляют основу для обмена информацией между студентами, для сравнения своих результатотов с результатами других. Средства ИТ позволяют реализовать портфолио различными способами: с помощью текстового редактора, электронных таблиц и математических сред, графических систем, презентационных сред, языков разметки

текстов. Целесообразно побуждать студентов к использованию комплекса средств на основе предварительной оценки их возможностей. Накопленный опыт даст возможность будущим учителям использовать метод портфолио в своей профессиональной деятельности.

Студент должен быть подготовлен к роли координатора учебной деятельности школьников. В каждом классе, как правило, выделяется группа учащихся, интересующихся ИТ и способных к их изучению и использованию. Такие учащиеся стремятся разрабатывать собственные проекты, роль учителя в этом случае — обсуждение при постановке задачи и выборе адекватных средств ИТ. Это, например, может быть создание web-сайта (тематического или личного), базы данных со школьной информацией, тестовых и игровых программ и др.

Проектная деятельность как форма обучения предполагает сочетание индивидуальной работы с групповой3. Учитель при формировании групп должен учитывать, что в начале подросткового возраста наблюдается большое разнообразие в уровнях развития учебной деятельности: у некоторых учащихся отсутствуют элементарные умения организовать самостоятельную работу, у других самостоятельная работа наблюдается только при выполнении домашнего задания, при наиболее высоком уровне самостоятельно осваивается и новый материал, и даже новые области знаний. При обучении средствам ИТ особенно ярко проявляется неоднородность групп учащихся. Эта неоднородность обусловлена объективными факторами (наличие компьютера дома, индивидуальная способность, глубокий интерес к информатике). Задача учителя — обеспечить условия для личностного развития каждого учащегося в соответствии с его способностями.

С учетом вышесказанного необходимо у будущих педагогов формировать способность к разработке тем проектов, их структуры; вычленению противоре-

чий, которые должны быть разрешены по мере выполнения проекта; к овладению приемами создания проблемных ситуаций и вовлечения учащихся в их решение; к оказанию помощи с учетом зоны ближайшего развития каждого учащегося.

Темы проектов могут основываться на жизненных ситуациях, хорошо знакомых и интересных учащимся (музыка, спорт, социальные, личные проблемы и др.); на содержании других учебных предметов и самой предметной области ИТ. Структура проекта должна предполагать этапы анализа проблемы, отбора и оценки методов решения, выбора инструментов; этап реализации с описанием полученного продукта и представление его в виде,

4

доступном пониманию окружающих .

Главным признаком компетентности учащихся, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком.

В документах по модернизации выделены следующие педагогические средства достижения этой цели: последовательная индивидуализация образовательных маршрутов; выработка навыков про-ектно-исследовательской деятельности; формирование способности к проектированию5' 6. Рассмотрим эти средства применительно к предметной области ИТ. На сегодняшний момент из возможных средств обеспечения индивидуализации образовательных маршрутов (дифференцированный подход, тьюторство — индивидуальная работа учителя с каждым учащимся, интернет-образование — самостоятельный выбор изучаемых курсов и дистанционная оценка) наиболее реальным является дифференцированный подход к обучению. Для реализации дифференцированного подхода учитель-предметник должен быть готов к выделению однородных (в смысле сформированной ИТ компетентности) групп учащихся, для каждой из которых строится индивидуальный маршрут. Каждой группе предлагается набор заданий. Напри-

мер, на уроках иностранного языка учащимся могут быть предложены (в зависимости от качества их ИТ компетентности) задания различного уровня сложности: от подготовки сообщения с презентацией о стране изучаемого языка до составления простой тестирующей программы на перевод слов. В последнем случае группе надо разработать программу, сформировать «словарь» с помощью учителя и протестировать товарищей.

Формирование информационно-технологической компетентности предполагает изменение подходов к оценке достижений студентов — будущих учителей. Средства ИТ позволяют определить степень достижения поставленных целей обучения не с помощью стандартных вопросов, а с помощью системы более «открытых» средств:

- «портфель» выполненных работ (electronic portfolios) — позволяет оценить прогресс обучаемых; создать набор лучших работ и обсудить результаты с каждым индивидуально;

- студенческие конференции, презентации (защиты работ) — позволяют оценить не только знание предмета, но и умение говорить, формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии;

- выпускаемые журналы — позволяют учителям и школьникам обмениваться мнениями о ходе учебного процесса.

Рассматриваемые средства оценки результатов обучения соответствуют потребностям информационного общества. Основная цель таких методов оценки — способствовать развитию навыков самооценки и самоконтроля у обучаемых. Используя компьютеры, видеокамеры и специальное программное обеспечение, они могут пересматривать и анализировать свои результаты, а впоследствии — их комментировать.

Для реализации рассмотренного подхода используются различные средства ИТ, в том числе гипертекстовые и мультимедийные технологии для создания учебных курсов и практических заданий,

использующие звук, графику, видеосредства из многочисленных источников.

Рассмотренные факторы, характеризующие сущность информационно-технологической компетентности учителя основной школы, позволяют сделать вывод, что основу подготовки бакалавров образования должны составлять идеи непрерывности обучения ИТ, необходимости использования междисциплинарных связей, активных методов обучения.

Имеющаяся структура подготовки будущих учителей может служить основой, в которую можно встраивать междисциплинарные курсы (в разных формах: практикумы, семинары, мастерские и т. д.), вырабатывающие у студентов способности применять средства информационных технологий в своей предметной области.

Целесообразно увеличить долю практических и лабораторных занятий за счет привлечения инновационных педагогических технологий, рассмотренных выше. Содержательной основой учебных проектов должна стать тематика, напрямую связанная с решением профессиональных педагогических задач.

На первом этапе обучения информатике и информационным технологиям следует развивать базовую профессиональную компетентность учителя.

На втором этапе можно сконцентрировать внимание студентов на общих подходах к решению выделенных профессиональных задач без существенной ориентации на специальность. Наибольшая интеграция целесообразна с педагогическими дисциплинами. Если на первом этапе примеры могут носить фрагментарный (модельный) характер, то на данном этапе может использоваться система заданий, близких к реальной учебной ситуации, которая может отражать инновационные педагогические разработки и технологии.

Третий этап в рамках дисциплин «Информационные технологии в предметном образовании» является завершающим в блоке общепрофессиональ-

ных дисциплин, развивающих ИТ компетентность. На этом этапе на основе накопленного опыта можно перейти к подготовке студентов к решению профессиональных задач конкретной специальности.

Обеспечение целостности процесса формирования профессиональной компетентности педагогов в области ИТ является комплексной задачей, требующей пересмотра существующих и разработки новых форм обучения. Примером может служить система междисциплинарных семинаров, курируемых преподавателем-предметником и специалистом в области ИТ. В рамках таких семинаров целесообразны консультации и контроль выполнения междисциплинарных проектов.

Стратегия модернизации образования определяет старшую школу как особое образовательное пространство, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит (в силу достижения соответствующего возраста) социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодежи. В этот период осуществляется становление комплекса компетентностей, которые рассматриваются как способности человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

Сложность и многоаспектность задач требуют специальной подготовки в области ИТ учителей для этой ступени. Такая подготовка должна проходить в магистратуре. Развитие ИТ компетентности в той или иной степени предполагается в магистерских программах всех направлений. Остановимся подробнее на магистерских программах по профильному предмету «Информатика», которые ориентированы на подготовку педагогов-исследователей, способных эффективно использовать возможности современных информационных технологий в образовании.

Рассмотрим по блокам дисциплины подготовки, направленные на развитие как специальной ИТ компетентности, так и базовой профессиональной.

Первый блок обобщает и завершает фундаментальную подготовку в области информатики как науки. Блок включает дисциплины, назначение которых — формировать у студентов на более высоком уровне обобщения представления о фундаментальных понятиях информатики, их связях, методологии информатики как науки. Дисциплины этого блока имеют и непосредственно практическое значение: в условиях беспрецедентно быстрых темпов развития информатики, информационных технологий только владение методологией науки позволит выпускникам университета адаптироваться к происходящим изменениям. Эти дисциплины непосредственно ориентированы на подготовку учителя для профильного обучения информатике и специалиста в области переподготовки учителей.

Дисциплины второго блока формируют инструментарий, необходимый для разработки и реализации технологий использования средств ИТ в процессе обучения в школе. Эти дисциплины подготавливают студентов как к реализации учебного процесса с использованием средств ИТ, так и к организации информационного пространства школы в различных его аспектах. Содержание учебных проектов должно быть ориентировано на подготовку студентов к созданию обучающих программ по различным предметам. Разработанные студентами программы могут быть апробированы в процессе научно-педагогической практики.

Третий блок расширяет у будущих учителей представление о роли информатики в современном мире, включает дисциплины, формирующие у студентов представление о роли средств информационных технологий в современном обществе. Эти дисциплины способствуют развитию информационной культуры студента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе подготовки целесообразно предлагать студентам разрабатывать комплексные проекты, отражающие интересующие их реальные социальные процессы и явления, молодежные проблемы; содержательные проблемы изучаемых в этот период образовательных областей. Важным этапом подготовки является защита проекта, во время которой проявляется качество сформированной ИТ компетентности студента.

Подготовка к профильному обучению предполагает ориентацию студентов на учет избирательности познавательных интересов старших школьников, которая связана с жизненными планами и профессиональными намерениями. Этот аспект предполагает необходимость освоения студентами набора средств ИТ в соответствии с возможной профессиональной ориентацией школьника и с профилем школы. Учитель должен быть способен корректировать деятельность учащихся в ключевых этапах выполнения проекта, ориентируя их на поэтапное получение конкретного результата за заданное время. Отметим, что ИТ компетентность студентов должна включать готовность учителя использовать средства ИТ в целях профориентации учащихся. Такие средства позволяют очертить круг возможных профессий и областей деятельности, предпочтительных для конкретного человека.

Особенностью процесса подготовки в магистратуре является его ориентация на преимущественно самостоятельную работу студентов. Это характерно для всех блоков дисциплин. Применяются рассмотренные выше методы и формы (портфолио, case-studies, проекты), они модифицируются в соответствии со спецификой блоков дисциплин.

В рамках первого блока дисциплин предлагаются задания на разработку информационных моделей и программных средств, иллюстрирующих теоретические понятия информатики и их практическое приложение. Задания должны быть дифференцированы и должны учитывать ин-

тересы студентов. Первый шаг выполнения проекта — разработка модели и обоснование ее достоверности, требующие от студента проявления ключевой компетентности в смежных областях знаний. Критерием оценки достигнутого студентом результата должны служить полнота обоснования достоверности модели, качество компьютерной программы, полученные с ее помощью конкретные данные и выводы.

При подготовке специалистов для школы (учителей, бакалавров и магист-

ров образования) в информационно-технологической области необходимо обеспечить преемственность и взаимосвязь в процессе обучения дисциплинам педагогического и предметного (информатика, ИТ) циклов. В рамках предметных методик обучения целесообразно обобщать возможности изученных средств ИТ и формулировать рекомендации по их использованию при обучении конкретному предмету в школе.

ПРИМЕЧАНИЯ

Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М., 2001.

Метод проектов в технологическом образовании школьников: Материалы Международного семинара. СПб., 2001.

Там же.

Там же.

Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе...

Модернизация общего образования. Вариативный личностно направленный учебный план школы: Книга для администратора школы / Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. СПб., 2002.

E. Baranova, I. Simonova

THE DEVELOPMENT PRE-SERVICE TEACHERS' IT COMPETENCE

The psychological and pedagogical foundations of the development of IT competence (ITC) of pre-service teachers are considered. The teacher's ITC is interpreted as the unity of two components: the readiness for the effective use of IT for solving professional problems and the readiness for realization using IT in the educational process. The focus is made on two aspects of school activities which require ITC: the teaching process and the school environment. Recommendations are given regarding the structure and content of syllabi of courses designed for developing ITC of pre-service teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.