Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ В РАМКАХ ИНТЕРАКТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ В РАМКАХ ИНТЕРАКТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОФИСНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляк Д.А.

Целью исследования является повышение эффективности развития информационно-коммуникационной компетенциии ее компонентов у практикующих тренеров детско-юношеских спортивных школ в рамках дополнительного образования. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели на базе Факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Екатеринбургского института физической культуры (филиал) «УралГУФК» был реализован курс «Цифровой офис тренера спортивной школы», основанный на интерактивных образовательных технологиях на базе использования элементов дистанционного обучения. В исследовании приняли участие 25 тренеров из Екатеринбурга и Свердловской области. Результаты исследования и выводы. Обучение происходило на основе использования дистанционных образовательных технологий. В заключении было проведено тестирование на уровень сформированности информационно-коммуникационной компетенции слушателей курсов повышения квалификации. Анализ результатов показал повышение уровня сформированности компонентов компетенции: знаний - на 2%, умений - на 5%. То есть реализация интерактивного курса на базе факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Екатеринбургского института физической культуры позволила обосновать необходимость повышения уровня сформированности информационно-коммуникационной компетенции тренеров детско-юношеских спортивных школ и доказать эффективность этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поляк Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TRAINING COURSE TO DEVELOP INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCES IN SPORT SCHOOL COACHES

Objective of the study was to test benefits of a new interactive training course, complementary to the advanced training system, to develop information communication competences and skills in the sport school coaches. Methods and structure of the study. Information and communication competences may be defined as the "professionally important integrative personality knowledgebase and skills to independently find, process, analyze and present necessary information; model and design the relevant objects and processes; and implement the relevant projects by both individual and group efforts". In the information and communication competence training course, the students were trained to actively communicate using the modern communication tools (Zoom, WhatsApp, Telegram, e-mail, etc.); develop joint products including elements of the training service plans and reports in the text processors; elements of the physical fitness and competitive success monitoring systems with reports and graphical presentations on a Google disk, etc. Results and conclusion. The new information and communication competence training course piloting project was finalized by the group Digital Coaching Office projects submitted by the trainees for discussions, evaluations and progress scores. Based on the scores and final IT/ communication knowledge and skill tests, we rated the information and communication competence of every trainee. A progress analysis found the information and communication competence growing on average by 2% and 5% in the knowledge and skills domains, respectively. The new interactive training course, complementary to the advanced training and retraining system, to develop information communication competences and skills in the sport school coaches was tested beneficial and may be recommended for practical application.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ В РАМКАХ ИНТЕРАКТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА»

развитие иноормАционно-коммуникАционнои компетенции у тренеров спортивных школ в рамках интерактивного учебного курса

УДК/UDC 378.046.4

Поступила в редакцию 24.02.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Поляк1

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

INTERACTIVE TRAINING COURSE TO DEVELOP INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCES IN SPORT SCHOOL COACHES

PhD, Associate Professor D.A. Polyak1

1Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Информация для связи с автором: polli402008@yandex.ru

Аннотация

Целью исследования является повышение эффективности развития информационно-коммуникационной компетенциии ее компонентов у практикующих тренеров детско-юношеских спортивных школ в рамках дополнительного образования.

Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели на базе Факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Екатеринбургского института физической культуры (филиал) «УралГУФК» был реализован курс «Цифровой офис тренера спортивной школы», основанный на интерактивных образовательных технологиях на базе использования элементов дистанционного обучения. В исследовании приняли участие 25 тренеров из Екатеринбурга и Свердловской области. Результаты исследования и выводы. Обучение происходило на основе использования дистанционных образовательных технологий. В заключении было проведено тестирование на уровень сформированности информационно-коммуникационной компетенции слушателей курсов повышения квалификации. Анализ результатов показал повышение уровня сформи-рованности компонентов компетенции: знаний - на 2%, умений - на 5%. То есть реализация интерактивного курса на базе факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Екатеринбургского института физической культуры позволила обосновать необходимость повышения уровня сформированности информационно-коммуникационной компетенции тренеров детско-юношеских спортивных школ и доказать эффективность этой работы.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетенция, интерактивные образовательные технологии, повышение квалификации тренера, дистанционное обучение, офисные компьютерные программы.

Abstract

Objective of the study was to test benefits of a new interactive training course, complementary to the advanced training system, to develop information communication competences and skills in the sport school coaches. Methods and structure of the study. Information and communication competences may be defined as the "professionally important integrative personality knowledgebase and skills to independently find, process, analyze and present necessary information; model and design the relevant objects and processes; and implement the relevant projects by both individual and group efforts". In the information and communication competence training course, the students were trained to actively communicate using the modern communication tools (Zoom, WhatsApp, Telegram, e-mail, etc.); develop joint products including elements of the training service plans and reports in the text processors; elements of the physical fitness and competitive success monitoring systems with reports and graphical presentations on a Google disk, etc. Results and conclusion. The new information and communication competence training course piloting project was finalized by the group Digital Coaching Office projects submitted by the trainees for discussions, evaluations and progress scores. Based on the scores and final IT/ communication knowledge and skill tests, we rated the information and communication competence of every trainee. A progress analysis found the information and communication competence growing on average by 2% and 5% in the knowledge and skills domains, respectively.

The new interactive training course, complementary to the advanced training and retraining system, to develop information communication competences and skills in the sport school coaches was tested beneficial and may be recommended for practical application.

Keywords: information and communication competences, interactive training technologies, coach's advanced training, distance learning, office software.

Введение. В настоящее время процесс информатизации общества распространился на все сферы деятельности человека, в том числе и на физическую культуру и спорт. Анализ профессионального стандарта «Тренер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 24.12.2020 № 952 Н., позволил выявить, что для выполнения обозначенных в стандарте трудовых функций тренеру необходимы умения «пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи» [5]. Но, с учетом необходимости реализации компетентност-

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

ного подхода в образовании, тренер должен не только владеть вышеобозначенными умениями, но в целом обладать информационно-коммуникационной компетенцией.

Цель исследования - повышение эффективности развития информационно-коммуникационной компетенции и ее компонентов у практикующих тренеров детско-юношеских спортивных школ в рамках дополнительного образования.

Методика и организация исследования. Информационно-коммуникативная компетенция - это «профессионально значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, как в индивидуальной сфере, так и при работе в группе» [4]. Иными словами, информационно-коммуникативная компетентность объединяет в себе работу с информацией, умение создавать оптимальное коммуникативное пространство, интеграцию 1Т-знаний и личных качеств в более общую способность действовать в пространстве информационных ресурсов Интернет, умение коррелировать внутренние и внешние информационные ресурсы и другое. Она рассматривается как неотъемлемая структурная составляющая профессиональной компетенции специалиста и означает его способность удовлетворять информационные потребности в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации.

В структуре информационно-коммуникационной компетенции выделяется ряд компонентов, среди которых информационный (способность осуществлять различные операции с информацией, моделировать и проектировать объекты и процессы), коммуникативный (построение общения в виде диалога, а также умение работать в команде), личностный

Таблица 1. Карта целей-намерений интерактивного курса

(умение самостоятельно принимать решения, развитие исследовательских и творческих способностей, чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самоорганизации), а также технологический (способность применения усовершенствованных технических знаний и навыков пользования современными средствами информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни и деятельности).

Следовательно, в рамках информационно-коммуникативной компетенции можно выделить такие специфические показатели, как:

^ знания и основополагающие понятия IT-технологий, позволяющие ориентироваться в профессиональном информационном поле; ^ умения целенаправленного проецирования актуальной информации в процессе осуществления коммуникации в профессиональной сфере; ^ опыт реализации целенаправленного преобразования информации для продуктивной коммуникации в достижении поставленных профессиональных целей [6]. То есть, информационно-коммуникативная компетентность - это педагогическая категория, рассматриваемая как неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста, в том числе и в области спорта.

С целью развития информационно-коммуникационной компетенции у практикующих тренеров детско-юношеских спортивных школ в условиях факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Екатеринбургского института физической культуры был реализован интерактивный курс «Разработка цифрового офиса тренера».

Интерактивность (от англ. interaction - «взаимодействие») понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодей-

Намерения Действия Результаты

Известен алгоритм планирования тренировочного процесса Разработка плана тренировочного процесса в текстовом редакторе Элемент плана тренировочного процесса на период (месяц, квартал и т. п.)

Есть система мониторинга готовности юных спортсменов Разработка элемента мониторинга готовности юных спортсменов на основе электронных таблиц Элемент системы мониторинга готовности юных спортсменов на основе электронных таблиц

Известен алгоритм составления отчета о работе тренера-преподавателя спортивной школы Разработка отчета о работе тренера-преподавателя на основе программы презентационной графики Отчет о работе тренера-преподавателя на период (месяц, квартал и т. п.)

Известна система коммуникации с родителями юных спортсменов и с коллегами Разработка элемента системы коммуникации с родителями Опросы для родителей на GOOGLE-диске со сбором результатов

и с коллегами Документы для совместного редактирования с коллегами на GOOGLE-диске

Таблица 2. Маршрутная карта интерактивного курса «Разработка «цифрового офиса» тренера спортшколы»

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Тема Предшествующие темы Длительность, час

1. Планирование тренировочного процесса и отчетность тренера-преподавателя 2

2. Мониторинг подготовленности юных спортсменов 1 2

3. Офисное ПО 3.1. Текстовые редакторы 1, 2 8

3.2. Электронные таблицы 1, 2 8

3.3. Презентационная графика 1, 2 8

4. Коммуникационные технологии 1, 2 8

ИТОГО 36

22

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

Таблица 3. Форматы обучения

Характер взаимодействия Семинары Тренинги Проект Практикум Деловые игры

Активно Вебинар на платформе ZOOM ZOOM-конф. ZOOM-конф., задания

Пассивно Видеозаписи семинаров и лекций, размещенные на сервисе Padlet Видеоролики, размещенные на сервисе Padlet Задания, эл. почта Видеоролики, задания, размещённые на сервисе Padlet Задания, выполняются на GOOGLE-диске

ствия между объектами [2]. Интерактивное обучение - это организация учебного процесса, в котором участники взаимодействуют друг с другом в коллективном процессе познания.

В начале исследования слушателям курсов было предложено провести анализ проблемного поля. В результате данного анализа и входного тестирования выявлено противоречие между потребностями тренеров в использовании современных IT-технологий в процессе профессиональной деятельности и недостаточным уровнем сформированности соответствующих знаний и умений.

В итоге совместной работы сформулирована «Карта целей-намерений», представленная в табл. 1.

В результате проделанной подготовительной работы и входного этапа мониторинга было запланировано проектирование «Цифрового офиса» для работы тренера/инструктора-методиста детской спортивной школы. Каждый слушатель индивидуально или в группе определял, какие офисные технологии ему нужны для эффективной работы в качестве тренера/инструктора-методиста и конструировал (в команде единомышленников) соответствующий «пакет» программного обеспечения (ПО). Маршрутная карта курса представлена в табл. 2.

Реализация данного курса происходила в сложной эпидемиологической ситуации в мире в условиях повсеместных ограничений общения. Поэтому обучение осуществлялось на основе использования дистанционных образовательных технологий (табл. 3).

В процессе реализации данного интерактивного курса слушатели активно общались между собой с помощью средств коммуникации (ZOOM, WhatsApp, Telegram, e-mail и другие). Создавали совместные продукты - элементы плана тренировочного процесса в текстовом редакторе, компоненты мониторинга физической готовности и достижений спортсменов в электронных таблицах и отчеты в презентационной графике на GOOGLE-диске.

Результаты исследования и их обсуждение. По завершении обучения слушатели представили свои коллективные проекты «цифрового офиса» тренера спортшколы, обсудили результаты своей деятельности и оценили их.

С учетом этих оценок и заключительного тестирования на уровень знания IT-технологий и умений их применять была проведена оценка сформированности информационно-коммуникационной компетенции слушателей курсов повышения квалификации. Анализ результатов показал повышение уровня сформированности компонентов компетенции: знаний - на 2 %, умений - на 5 %.

Вывод. Таким образом, реализация интерактивного курса на базе факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Екатеринбургского института физической культуры позволила обосновать необходимость повышения уровня сформированности информационно-коммуникационной компетенции тренеров детско-юношеских спортивных школ и доказать эффективность этой работы.

Литература

1. Емельянова В.Е. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза / В.Е. Емельянова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2006. - № 7. - С. 67-69. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13079903 (дата обращения: 20.02.2021).

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Г. Захарова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.

3. Клименко Е.И. Информационно-коммуникативная компетенция -ключевое понятие современного образования / Е.И. Клименко // Молодой ученый. - 2015. - № 22 (102). - С. 816-818. - URL: https:// moluch.ru/archive/102/22425 / (дата обращения: 16.02.2021).

4. Круглякова Г.В. Содержание и технология формирования профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов-филологов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.В. Круглякова. - Тольятти, 2007. - 243 с. URL: https://www. dissercat.com/content/soderzhanie-i-tekhnologiya-formirovaniya-professionalnoi-informatsionno-kommunikativnoi-komp (дата обращения 20.02.2021).

5. Профессиональный стандарт «Тренер». - М.: Приказ Минтруда РФ от 24.12.2020 № 952Н. - 127с. URL: https://normativ.kontur. ru/ document?moduleId=1&documentId=381958 (дата обращения 20.02.2021).

6. Смирнова И.Г. Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Г. Смирнова. - Воронеж, 2011. - 188 с. URL: https://www. dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-informatsionno-kommunikativnoi-kompetentsii-studentov (дата обращения 20.02.2021).

References

1. Emelyanova V.E. Formirovanie informatsionno-kommunikativnoy kompetentnosti studentov vuza [Building information and communication competency of university students]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. 2006. no. 7. pp. 67-69. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=13079903 (date of access: 20.02.2021).

2. Zakharova I.G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technology in education]. textbook for students of institutions of higher prof. education. 8th ed., ev, sup.. Moscow: Akademiya publ., 2013. 208 p.

3. Klimenko E.I. Informatsionno-kommunikativnaya kompetentsiya -klyuchevoe ponyatie sovremennogo obrazovaniya [Information and communication competence - key concept of modern education]. Molodoy ucheny. 2015. No. 22 (102). pp. 816-818. Available at: https://moluch.ru/archive/102/22425 (date of access: 16.02.2021).

4. Kruglyakova G.V. Soderzhanie i tekhnologiya formirovaniya profes-sionalnoy informatsionno-kommunikativnoy kompetentsii studentov-filologov [Content and technology of building professional information and communication competence of philology students]. PhD diss. Abstract. Togliatti, 2007. 243 p. Available at: https://www.dis-sercat.com/content/soderzhanie-i-tekhnologiya-formirovaniya-pro-fessionalnoi-informatsionno-kommunikativnoi-komp (date of access: 20.02.2021).

5. Professionalny standart «Trener» [Professional standard "Trainer"]. Moscow: Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of 24.12.2020 no. 952N. 127 p. Available at: https://normativ.kontur. ru/ document?moduleId=1&documentId=381958 (date of access: 20.02.2021).

6. Smirnova I.G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya informatsionno-kommunikativnoy kompetentsii studentov v obrazovatelnom protsesse vuza [Pedagogical conditions for building information and communication competence of students in academic educational process]. PhD diss.: 13.00.01. Voronezh, 2011. 188 p. Available at:https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-informatsionno-kommunikativnoi-kompetentsii-stu-dentov (date of access: 20.02.2021).

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.