Агирбова Д.М.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.
Чомаева З.М.
Кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и политологии. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Развитие индивидуального стиля деятельности обучающегося в современных условиях
Стиль учебной деятельности - это целостное, динамичное, развивающееся образование, структура которого включает в себя процессуальную и результативную стороны, систему внутренних условий, отражение субъектом внешних условий и требований деятельности, при этом ведущей стороной стиля является система внутренних условий и особенности ее взаимодействия с процессуальной и результативной сторонами стиля учебной деятельности [1, с. 155].
Процесс формирования индивидуального стиля деятельности обучающегося возможен лишь на основе конкретных знаний, умений и навыков, личностных способностей; обучающийся должен иметь возможность выбирать специальные технологии обучения, которые в большей степени соответствуют его интересам и индивидуальным способностям. При этом, получая, в процессе теоретического обучения определенную сумму знаний, у обучающегося не всегда может достаточно развиваться его творческое мышление, а система его практической подготовки не способствует развитию профессиональной рефлексии и профессиональной компетентности, для формирования которой, во-первых, необходимо отдать предпочтение соответствующей педагогической системе обучения; во-вторых, научно аргументировать технологию обучения; в-третьих, в процессе обучения развивать не только предметные, но и методологические знания, выступающие средством обучения и элементом содержания образования, позволяющие реально формировать и развивать компетентность будущего специалиста в рамках высшего учебного заведения. Нередко стиль деятельности обуча-
ющихся выбирается преподавателем несмотря на его успешность. Важно чтобы преподаватель не просто сообщал обучающимся о методах обучения и воспитания, а помогал соотнести себя с ними. Перестройка форм сотрудничества, должна быть связана с преобразованием взглядов личности преподавателя и обучающегося на каждом из этапов обучения, что будет приводить к возможности изменения субъекта учения. Разнообразие моделей организации совместной деятельности показывает, что наивысшей продуктивностью обладает форма совместной деятельности, где происходит процесс совместного решения творческих предметных, методологических и профессиональных задач. Это реализуется за счет повышения интеллектуальной сложности и социальной значимости продуктивных творческих заданий.
Н.А. Карповская пишет о том, что «перед системой образования поставлен ряд кардинально новых задач, содержание которых фокусируется в основном на двух аспектах: с одной стороны, на создании условий для развития индивидуальности учащегося, его самоактуализации, с другой стороны, на прагматизации результатов образования, что нашло выражение в переходе стандартов нового поколения на компетентностный подход [2, с. 256].
Современное образование должно ориентироваться на развитие индивидуальных проявлений учащегося в его компетентности относительно разных видов деятельности. Проблема формирования индивидуального стиля обучающегося, обусловлена определенными особенностями, проявляющимися в определении индивидуального стиля как показателя уровня развития индивидуальности человека; устойчивой системой способов выполнения какой-либо деятельности, обеспечивающей эффективность и результативность данной деятельности. Соответственно, индивидуальный стиль можно рассматривать как внутреннюю проекцию компетентности, как ее процессуальное ядро. В связи с этим актуальным для образования является исследование и специальное целенаправленное создание в образовательном процессе педагогических условий формирования индивидуального стиля учебной деятельности. Наличие развитого стиля учебной деятельности у обучающегося свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре учебной деятельности, а с другой стороны, о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Е.С. Любушкина, для решения задачи успешного формирования
индивидуального стиля учебной деятельности предлагает определить такие компоненты его формирования, как: личностно-психо-логический, определяющий направленность личности (представление индивида о самом себе), свойства психики (темперамент, тип мышления, тип саморегуляции); когнитивный, представляющий информационно составляющую деятельность: представление об организации учебных занятий, о самостоятельной учебной работе, наличие знаний о структуре и содержании учебного процесса; мо-тивационный, составляющий ценностные ориентации (мотивация учебной, профессиональной деятельности); деятельностно-про-дуктивный, характеризующийся операционными показателями: владение коммуникативными навыками, умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность, владение умениями самостоятельной учебной деятельности и уровнем развития познавательных процессов (репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий); рефлексивно-оценочный, включающий самооценку деятельности (потребность в саморазвитии, саморегуляции, самовыражении, самораскрытии) [3, с. 196].
На начальном этапе обучения стиль учебной деятельности студентов недостаточно сформирован, по мере перехода на следующие этапы обучения он становится более структурированным и сформированным. По мере развития стиля учебной деятельности студентов за счет появления новых приемов учебной деятельности, а также увеличения количества связей между показателями процессуальной, результативной сторон и системы внутренних условий происходят изменения в его процессуальной стороне. Развитие процессуальной стороны стиля проявляется в том, что наряду с изменениями в традиционно выделяемых ориентировочном и исполнительном компонентах деятельности, выявлены изменения в ряде других сторон деятельности как в плане более общей характеристики деятельности (систематичность, создание удобных условий для работы и т. д.), так и в плане выделения приемов интеллектуальной обработки материала (реализация установки на понимание и запоминание материала, использование приема схватывания в общем плане и т. д.) [4, с. 89 ].
Успешная реализация индивидуального подхода возможна при создании следующих психолого-педагогических условий для личностного роста и профессионального становления обучающегося: оказание педагогического содействия в осознании обучающимся перспективы, опосредованной собственной активностью, где каж-
■ дый человек имеет право и возможность активно участвовать в
создании своей индивидуальной программы обучения (в дополнение к основной образовательной программе, дополнительные программы обучения) на основе индивидуальных интересов и профессиональных намерений; благодаря свободному выбору и гибкости системы высшего образования (многоуровневой подготовке) предоставления возможности для изменения направленности (профиля) образовательной программы или получение нескольких профилей за период обучения в вузе согласно потребностям и уровню притязаний обучающегося; планирования и проектирования учебного процесса на основе индивидуальной ответственности преподавателя и обучающегося за свои достижения (реализация внутреннего самоконтроля со стороны преподавателя и со стороны обучающегося); динамичности системы высшего образования, связанной со способностью быстро реагировать на изменения в социально-экономическом, информационном и образовательном пространстве; разработка системы заданий для самостоятельной работы обучающегося, ориентированной на его индивидуальный уровень достижений, интересов, потребностей, с учетом научной составляющей познавательной деятельности, отбор средств и способов контроля самостоятельной работы; постоянное повышение квалификации преподавателей в психолого-педагогической и информационно-технологической культуре образовательной среды вуза [5, с. 170].
Педагогическая практика показывает, что никакой метод или технология обучения не могут быть признаны универсальными, то есть эффективными сразу для всех обучающихся, следовательно, их необходимо использовать с учетом индивидуальных особенностей познавательной активности обучающихся. Проблему успешности учебной деятельности субъекта обучения можно раскрыть через призму развития стиля учебной деятельности и его соответствие условиям и требованиям деятельности.
Библиографический список
1. Петров А.В., Алмадакова Г.В. Переход от педагогики грамотности к педагогике развития // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42). С. 154-156.
2.Карповская Н.О. Педагогические условия формирования индивидуального стиля учебной деятельности на основе ИКТ// Magister Dixit. 2012. № 3. С. 256-260.
3.Любушкина Е.С. Возможности компьютерных технологий в формировании индивидуального стиля учебной деятельности студента // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 31. С. 193-199.
4. Самбикина О.С., Жданова С.Ю. Генезис индивидуального стиля учебной деятельно' "WS
сти субъектов образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология.
2020. № 4. С. 89-101.
5. Решетова Т.Я. Психологические аспекты реализации индивидуального подхода в процессе обучения в ВУЗе // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки.
2021. Вып. 4 (841). С. 164-179.
References
1. Petrov A.V., Almadakova G.V. The transition from literacy pedagogy to development pedagogy // World of science, culture, education. 2013. № 5 (42). P. 154-156.
2. Karpovskaya N.O. Pedagogical conditions for the formation of an individual style of educational activity based on ICT // Magister Dixit. 2012. № 3. P. 256-260.
3. Lyubushkina E.S. Possibilities of computer technologies in the formation of an individual style of student's educational activity // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2015. № 31. P. 193-199.
4. Sambikina O.S., Zhdanova S.Yu. Genesis of the individual style of educational activity of subjects of education // Humanitarian Research. Pedagogy and psychology. 2020. № 4. P. 89-101.
5. Reshetova T.Ya. Psychological aspects of implementing the individual approach in the process of teaching and studying at the University // Bulletin of MSLU. Education and pedagogical sciences. 2021. Issue. 4 (841). P. 164-179.