Научная статья на тему 'Развитие индивидуального стиля деятельности обучающегося в современных условиях'

Развитие индивидуального стиля деятельности обучающегося в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
стиль учебной деятельности / индивидуальные особенности / познавательная активность / style of educational activity / individual characteristics / cognitive activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агирбова Д.М., Чомаева З.М.

Проблема успешной учебной деятельности субъектов образовательного процесса является самой актуальной в современной системе образования и может быть раскрыта через призму развития стиля учебной деятельности, его соответствие индивидуальным особенностям обучающихся и условиям, требованиям осуществляемой ими деятельности. Индивидуальный стиль деятельности одна из важных характеристик процесса индивидуализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агирбова Д.М., Чомаева З.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of an individual style of activity of a student in modern conditions

The problem of successful educational activity of the subjects of the educational process is the most relevant in the modern education system and can be disclosed through the prism of the development of the style of educational activity, its compliance with the individual characteristics of students and the conditions, requirements of their activities. Individual style of activity is one of the important characteristics of the process of individualization of personality.

Текст научной работы на тему «Развитие индивидуального стиля деятельности обучающегося в современных условиях»

Агирбова Д.М.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.

Чомаева З.М.

Кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и политологии. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.

Развитие индивидуального стиля деятельности обучающегося в современных условиях

Стиль учебной деятельности - это целостное, динамичное, развивающееся образование, структура которого включает в себя процессуальную и результативную стороны, систему внутренних условий, отражение субъектом внешних условий и требований деятельности, при этом ведущей стороной стиля является система внутренних условий и особенности ее взаимодействия с процессуальной и результативной сторонами стиля учебной деятельности [1, с. 155].

Процесс формирования индивидуального стиля деятельности обучающегося возможен лишь на основе конкретных знаний, умений и навыков, личностных способностей; обучающийся должен иметь возможность выбирать специальные технологии обучения, которые в большей степени соответствуют его интересам и индивидуальным способностям. При этом, получая, в процессе теоретического обучения определенную сумму знаний, у обучающегося не всегда может достаточно развиваться его творческое мышление, а система его практической подготовки не способствует развитию профессиональной рефлексии и профессиональной компетентности, для формирования которой, во-первых, необходимо отдать предпочтение соответствующей педагогической системе обучения; во-вторых, научно аргументировать технологию обучения; в-третьих, в процессе обучения развивать не только предметные, но и методологические знания, выступающие средством обучения и элементом содержания образования, позволяющие реально формировать и развивать компетентность будущего специалиста в рамках высшего учебного заведения. Нередко стиль деятельности обуча-

ющихся выбирается преподавателем несмотря на его успешность. Важно чтобы преподаватель не просто сообщал обучающимся о методах обучения и воспитания, а помогал соотнести себя с ними. Перестройка форм сотрудничества, должна быть связана с преобразованием взглядов личности преподавателя и обучающегося на каждом из этапов обучения, что будет приводить к возможности изменения субъекта учения. Разнообразие моделей организации совместной деятельности показывает, что наивысшей продуктивностью обладает форма совместной деятельности, где происходит процесс совместного решения творческих предметных, методологических и профессиональных задач. Это реализуется за счет повышения интеллектуальной сложности и социальной значимости продуктивных творческих заданий.

Н.А. Карповская пишет о том, что «перед системой образования поставлен ряд кардинально новых задач, содержание которых фокусируется в основном на двух аспектах: с одной стороны, на создании условий для развития индивидуальности учащегося, его самоактуализации, с другой стороны, на прагматизации результатов образования, что нашло выражение в переходе стандартов нового поколения на компетентностный подход [2, с. 256].

Современное образование должно ориентироваться на развитие индивидуальных проявлений учащегося в его компетентности относительно разных видов деятельности. Проблема формирования индивидуального стиля обучающегося, обусловлена определенными особенностями, проявляющимися в определении индивидуального стиля как показателя уровня развития индивидуальности человека; устойчивой системой способов выполнения какой-либо деятельности, обеспечивающей эффективность и результативность данной деятельности. Соответственно, индивидуальный стиль можно рассматривать как внутреннюю проекцию компетентности, как ее процессуальное ядро. В связи с этим актуальным для образования является исследование и специальное целенаправленное создание в образовательном процессе педагогических условий формирования индивидуального стиля учебной деятельности. Наличие развитого стиля учебной деятельности у обучающегося свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре учебной деятельности, а с другой стороны, о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Е.С. Любушкина, для решения задачи успешного формирования

индивидуального стиля учебной деятельности предлагает определить такие компоненты его формирования, как: личностно-психо-логический, определяющий направленность личности (представление индивида о самом себе), свойства психики (темперамент, тип мышления, тип саморегуляции); когнитивный, представляющий информационно составляющую деятельность: представление об организации учебных занятий, о самостоятельной учебной работе, наличие знаний о структуре и содержании учебного процесса; мо-тивационный, составляющий ценностные ориентации (мотивация учебной, профессиональной деятельности); деятельностно-про-дуктивный, характеризующийся операционными показателями: владение коммуникативными навыками, умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность, владение умениями самостоятельной учебной деятельности и уровнем развития познавательных процессов (репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий); рефлексивно-оценочный, включающий самооценку деятельности (потребность в саморазвитии, саморегуляции, самовыражении, самораскрытии) [3, с. 196].

На начальном этапе обучения стиль учебной деятельности студентов недостаточно сформирован, по мере перехода на следующие этапы обучения он становится более структурированным и сформированным. По мере развития стиля учебной деятельности студентов за счет появления новых приемов учебной деятельности, а также увеличения количества связей между показателями процессуальной, результативной сторон и системы внутренних условий происходят изменения в его процессуальной стороне. Развитие процессуальной стороны стиля проявляется в том, что наряду с изменениями в традиционно выделяемых ориентировочном и исполнительном компонентах деятельности, выявлены изменения в ряде других сторон деятельности как в плане более общей характеристики деятельности (систематичность, создание удобных условий для работы и т. д.), так и в плане выделения приемов интеллектуальной обработки материала (реализация установки на понимание и запоминание материала, использование приема схватывания в общем плане и т. д.) [4, с. 89 ].

Успешная реализация индивидуального подхода возможна при создании следующих психолого-педагогических условий для личностного роста и профессионального становления обучающегося: оказание педагогического содействия в осознании обучающимся перспективы, опосредованной собственной активностью, где каж-

■ дый человек имеет право и возможность активно участвовать в

создании своей индивидуальной программы обучения (в дополнение к основной образовательной программе, дополнительные программы обучения) на основе индивидуальных интересов и профессиональных намерений; благодаря свободному выбору и гибкости системы высшего образования (многоуровневой подготовке) предоставления возможности для изменения направленности (профиля) образовательной программы или получение нескольких профилей за период обучения в вузе согласно потребностям и уровню притязаний обучающегося; планирования и проектирования учебного процесса на основе индивидуальной ответственности преподавателя и обучающегося за свои достижения (реализация внутреннего самоконтроля со стороны преподавателя и со стороны обучающегося); динамичности системы высшего образования, связанной со способностью быстро реагировать на изменения в социально-экономическом, информационном и образовательном пространстве; разработка системы заданий для самостоятельной работы обучающегося, ориентированной на его индивидуальный уровень достижений, интересов, потребностей, с учетом научной составляющей познавательной деятельности, отбор средств и способов контроля самостоятельной работы; постоянное повышение квалификации преподавателей в психолого-педагогической и информационно-технологической культуре образовательной среды вуза [5, с. 170].

Педагогическая практика показывает, что никакой метод или технология обучения не могут быть признаны универсальными, то есть эффективными сразу для всех обучающихся, следовательно, их необходимо использовать с учетом индивидуальных особенностей познавательной активности обучающихся. Проблему успешности учебной деятельности субъекта обучения можно раскрыть через призму развития стиля учебной деятельности и его соответствие условиям и требованиям деятельности.

Библиографический список

1. Петров А.В., Алмадакова Г.В. Переход от педагогики грамотности к педагогике развития // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42). С. 154-156.

2.Карповская Н.О. Педагогические условия формирования индивидуального стиля учебной деятельности на основе ИКТ// Magister Dixit. 2012. № 3. С. 256-260.

3.Любушкина Е.С. Возможности компьютерных технологий в формировании индивидуального стиля учебной деятельности студента // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 31. С. 193-199.

4. Самбикина О.С., Жданова С.Ю. Генезис индивидуального стиля учебной деятельно' "WS

сти субъектов образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология.

2020. № 4. С. 89-101.

5. Решетова Т.Я. Психологические аспекты реализации индивидуального подхода в процессе обучения в ВУЗе // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки.

2021. Вып. 4 (841). С. 164-179.

References

1. Petrov A.V., Almadakova G.V. The transition from literacy pedagogy to development pedagogy // World of science, culture, education. 2013. № 5 (42). P. 154-156.

2. Karpovskaya N.O. Pedagogical conditions for the formation of an individual style of educational activity based on ICT // Magister Dixit. 2012. № 3. P. 256-260.

3. Lyubushkina E.S. Possibilities of computer technologies in the formation of an individual style of student's educational activity // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2015. № 31. P. 193-199.

4. Sambikina O.S., Zhdanova S.Yu. Genesis of the individual style of educational activity of subjects of education // Humanitarian Research. Pedagogy and psychology. 2020. № 4. P. 89-101.

5. Reshetova T.Ya. Psychological aspects of implementing the individual approach in the process of teaching and studying at the University // Bulletin of MSLU. Education and pedagogical sciences. 2021. Issue. 4 (841). P. 164-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.