Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ И ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ И ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА / МОДЕЛЬ / INDIVIDUAL CREATIVE STYLE OF ACTIVITY / ARCHITECTURAL EDUCATION / PEDAGOGY OF CREATIVITY / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова И.А.

В статье представлено обоснование теоретической модели формирования индивидуального творческого стиля деятельности у будущих архитекторов и градостроителей в вузе. Рассматриваются методологические основы конструирования модели, основные цели и задачи проектирования системы, а также ее структура, представляющая собой взаимосвязь элементов образовательного процесса, способствующего формированию индивидуального творческого стиля деятельности. Раскрывается содержание основных блоков модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF AN INDIVIDUAL CREATIVE STYLE OF ACTIVITY OF FUTURE ARCHITECTS AND CITY PLANNERS

The article presents a justification of the theoretical model of forming an individual creative style of activity for students of architecture and town planning. It discusses the methodological foundations of the model design, the main goals and objectives of the system design, and also the structure of the system, which represents the interrelation of the elements of educational process, contributing to the formation of an individual creative style of activity. The content of the main blocks of the model is revealed.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ И ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ»

УДК 378 МИРОНОВА И.А.

старший преподаватель, кафедра архитектуры архитектурно-строительного института, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: hatshepsoote@yandex.ru

UDC378 MIRONOVA I.A.

Senior Lecturer, Chair of Architecture Architecture and Construction Institute, Orel State University E-mail: hatshepsoote@yandex.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ И ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ

THE MODEL OF FORMATION OF AN INDIVIDUAL CREATIVE STYLE OF ACTIVITY OF FUTURE

ARCHITECTS AND CITY PLANNERS

В статье представлено обоснование теоретической модели формирования индивидуального творческого стиля деятельности у будущих архитекторов и градостроителей в вузе. Рассматриваются методологические основы конструирования модели, основные цели и задачи проектирования системы, а также ее структура, представляющая собой взаимосвязь элементов образовательного процесса, способствующего формированию индивидуального творческого стиля деятельности. Раскрывается содержание основных блоков модели.

Ключевые слова: индивидуальный творческий стиль деятельности, архитектурное образование, педагогика творчества, модель.

The article presents a justification of the theoretical model of forming an individual creative style of activity for students of architecture and town planning. It discusses the methodological foundations of the model design, the main goals and objectives of the system design, and also the structure of the system, which represents the interrelation of the elements of educational process, contributing to the formation of an individual creative style of activity. The content of the main blocks of the model is revealed.

Keywords: individual creative style of activity, architectural education, pedagogy of creativity, model.

Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом в системе высшего архитектурного и градостроительного образования, является формирование у студентов высокого уровня профессиональной компетентности и готовности к решению задач, в соответствии с требованиями ФГОС ВО. В частности, в стандарте в перечне типов задач, к решению которых в своей профессиональной деятельности готовятся выпускники, первое место занимает именно творческий тип задач. Однако, анализ содержания и организации образовательного процесса, а также результаты констатирующего эксперимента (анкетирование обучающихся) свидетельствуют о том, что реализуемые на сегодняшний день модели формирования профессионально-значимых качеств и компетенций у будущих архитекторов, и градостроителей не позволяют в полной мере актуализировать творческий потенциал студентов в процессе обучения. Более того, результаты проведенного анкетирования показывают, что подавляющее большинство студентов, не смотря на выбранную ими для изучения творческую специальность, не придают творческой компоненте будущей профессии должного значения, практически не используют технологий «погружения» в творчество и обеспокоены, в первую очередь, получением готовой непротиворечивой информации. Такая, кажущаяся парадоксальной, творческая пассивность студентов обу-

© Миронова И. А. © Mironova I.A.

словлена, в первую очередь, существующей моделью их профессиональной подготовки. «Исследование барьеров творчества показало, что они являются следствием догматического характера обучения и воспитания, преобладания алгоритмической деятельности, организации образовательно-воспитательного процесса на сообщение «готовых» знаний и заучивание» [1, с. 29]. Тема творчества проявляется в образовательном процессе дискретно, а сама образовательная модель не предусматривает ситуацию, когда творчество пронизывает всю структуру образовательного процесса, трансформируясь из разрозненных творческих заданий в сознательную и направленную творческую деятельность. Проблемы творчества исследовались достаточно глубоко, однако для архитектурной педагогики актуальным остается вопрос о создании наиболее благоприятных педагогических условий не только для творческой деятельности студентов в образовательном процессе как таковой, но и для максимального раскрытия индивидуальности каждого обучающегося в процессе этой деятельности. Результатом создания таких условий должно стать формирование у них индивидуального творческого стиля деятельности в рамках реализации новой образовательной модели.

Для того, чтобы получить мысленное представление о структуре взаимосвязанных элементов образова-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

тельного процесса, способствующего формированию индивидуального творческого стиля деятельности у студентов архитекторов нами была разработана соответствующая теоретическая модель.

При проектировании данной модели целесообразно опираться на анализ научных результатов работ, посвященных как педагогике творчества в целом, так и проблемам формирования индивидуального творческого стиля деятельности у студентов, обучающихся на творческих специальностях. В частности, изучению этой проблемы посвятили свои научные труды такие исследователи как Т.В. Костогриз, С.А. Останина, М.В. Панибратенко, Н.Ю. Посталюк, Л.А. Пушкарева, Р.К. Сатарова, Л. А. Сафина, К.В. Филатова, Е.М. Чибирева. В работе над моделью использовались результаты исследований таких педагогов-архитекторов как И.В. Беседина, Ю.И. Кармазин, О.А. Кольстет, О.В. Шенцова, В.В. Широкова. Принципы и формы структурирования модели основываются на методологии проектирования образовательного процесса (В.П. Беспалько, М.Я. Виленский, В.В. Краевский, П.И. Образцов, В.А. Сластенин, А.И. Уман, В.В. Юдин).

Под моделью формирования индивидуального творческого стиля деятельности у студентов архитекторов и градостроителей в вузе следует понимать дидактическую систему, направленную на повышение качества профессиональной подготовки студентов, способствующую взаимодействию, взаимопроникновению и активному влиянию друг на друга противоречивых (художественных, технических, юридических и т.п.) компонентов в структуре деятельности архитектора, активизации и дальнейшему развитию творческого мышления и научного мировоззрения, выполнению целевых видов познавательной и профессиональной деятельности, а также формированию у обучающихся требуемых компетенций, в том числе способности выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни [2, 3].

Методологической основой для построения модели формирования индивидуального творческого стиля деятельности у студентов архитекторов и градостроителей послужили системный, деятельностный, личностный, индивидуально- творческий и компетентностный подходы. При построении модели осуществлялась опора также на интегративный подход, как одно из актуальных направлений развития современного архитектурного и градостроительного образования.

Целесообразно представить предлагаемую теоретическую модель формирования индивидуального творческого стиля деятельности у будущих архитекторов и градостроителей в вузе в виде соответствующей блок-схемы (см. Рисунок 1).

Один из основных принципов системного анализа заключается в том, что необходимо выявить и сформулировать цель построения системы. Целевой компонент определяет цели и задачи всей модели, обуславливает и конкретизирует назначение остальных ее компонентов. Таким образом, целью проектируемой педагогической системы является развитие профессионально-значимых

личностных творческих качеств у студентов, создание условий для формирования у них индивидуального творческого стиля деятельности.

Целевой блок был разработан с учетом требований к формированию компетенций ФГОС ВО по направлениям «Архитектура» и «Градостроительство», квалификационных требований, предъявляемых в «Профессиональных стандартах архитектора», а также анализа требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда.

Поставленная цель определяет следующий основной круг задач:

• повышение интереса обучающихся к деятельному творчеству и идентификации своей собственной творческой индивидуальности;

• формирование положительной мотивации к рефлексивному осмыслению философии творчества;

• формирование и дальнейшее развитие у обучающихся навыков осознанной творческой деятельности;

• формирование способности и готовности использовать полученные знания и умения в профессиональной деятельности.

Диагностический блок проектируемой системы отражает оценку состояния сформированности индивидуального творческого стиля деятельности у студентов архитекторов. Первоначально оценка уровней сформированности индивидуального творческого стиля деятельности проводится на этапе констатирующего эксперимента. Полученные результаты отражают исходный уровень сформированности индивидуального творческого стиля деятельности. Результаты второй оценки, показывающие уровень сформированности индивидуального творческого стиля деятельности по результатам научного эксперимента, отражаются в результативном блоке системы и являются основанием для выводов об эффективности или неэффективности предлагаемой системы.

Содержательный блок модели. Проведя тщательный анализ и систематизацию как теоретических педагогических, философских, психологических концепций, так и практического педагогического опыта подготовки студентов, обучающихся на творческих специальностях, в том числе и на архитекторов, считаем, что содержательный блок модели формирования индивидуального творческого стиля деятельности у будущих архитекторов и градостроителей можно условно разделить на три направления:

• познавательно-теоретическое, в рамках которого студенты не только получают теоретические знания, но и осуществляют интеллектуальный поиск и пробуют себя в качестве автора (теоретика, инженера, конструктора, графика) конкретного учебного проекта;

• практическое направление включает в себя получение прикладных умений и навыков не только по созданию архитектурного проекта, но по всем иным видам деятельности архитектора во всем их многообразии;

• рефлективно-аналитическое направление подразумевает формирование у студентов не только спо-

собности, но и потребности к критическому анализу и самоанализу, а также рефлексивному осмыслению как философии творчества в целом, так и в различных аспектах творческой деятельности архитектора.

В каждом из трех направлений присутствует творческий компонент, являющийся их неотъемлемой и объединяющей частью. Так же считаем, что обязательным условием успешной реализации предлагаемой теоретической модели формирования индивидуального твор-

ческого стиля деятельности у будущих архитекторов и градостроителей в вузе является интеграция (согласованность, взаимопроникновение и устойчивость связей между элементами содержательного блока модели).

В предлагаемой теоретической модели содержательный блок представлен в виде трехчастной структуры, которая включает в себя:

1) инвариантные учебные курсы, общие для любой педагогической системы;

Социальный заказ государства и общества на подготовку архитекторов и градостроителей

а о ч Требования, предъявляемые к специалисту на рынке труда Требования к формированию компетенций ФГОС по направлениям «Архитектура» и «Градостроительство» Квалификационные требования, предъявляемые в «Профессиональных стандартах архитектора», «Профессиональных стандартах градостроителя»

о цель развитие профессионально значимых личностных творческих качеств у студентов, создание условий для формирования у них индивидуального творческого стиля деятельности.

я задачи Повышение интереса обучающихся к деятельному творчеству и идентификации своей собственной творческой индивидуальности Формирование положительной мотивации к рефлексивному осмыслению философии творчества архитектора Формирование и дальнейшее развитие у обучающихся навыков осознанной творческой деятельности Формирование способности и готовности использовать полученные знания и умения в профессиональной деятельности

s Оценка исходного уровня сформированности индивидуального творческого стиля деятельности

8SI Методы оценки

¡т^ю 5 Т п Анкетирование Тестовые задания Портфолио Мониторинг

а о ч 1® :5 Познавательно - теоретическое направление Практическое направление (получение прикладных умений и навыков) Рефлексивно - аналитическое направление

2 S Творческий компонент

Ч Интеграция

1 & ш ? и Инвариантные учебные курсы, общие для любой педагогической системы Специальные, используемые в программах обучения архитекторов и градостроителей Вариативные узкоспециальные, позволяющие выявить и реализовать индивидуальный творческий потенциал студентов

Внутренние формы обучения Внешние формы обучения Групповые формы обучения Индивидуальные формы обучения

(ационно - деятельностный блок Проблемные лекции, лекции - видеопрезентации, практические занятия, с применением технологий, направленных на устранение психологических барьеров творческой свободы самовыражения студентов, творческие поисковые задания, в том числе направленные на выявление и осознание студентами собственных творческих возможностей как в процессе генерирования идей, так и в процессе выражения этих идей при помощи средств профессиональной коммуникации. Практика, стажировка, взаимодействие с работодателями Тематические и проблемные лекции,практические занятия, мастер-классы, коллективное проектирование, учебные экскурсии Индивидуальная консультация, индивидуальная подготовка к участию в творческом конкурсе, Самостоятельная работа студентов

и н Методы обучения

& О Специальная профессионально-ориентированная технология обучения, способствующая формированию индивидуального творческого стиля деятельности у будущих архитекторов и градостроителей в вузе.

Критерии сформированности индивидуального творческого стиля деятельности

мотивационный когнитивный деятельностный личностный

¡£ о Показатели сформированности индивидуального творческого стиля деятельности

Критериально-оценочный б. Наличие устойчивого мотива и потребности творчеству и к проявлению индивидуальности в творчесой деятельности архитектора. Стремление к самообразованию и саморазвитию Наличие системы знаний о средствах и способах действий, необходимых для осуществления профессиональной деятельности архитектора и градостроителя Способность к выполнению совокупности действий по поиску, получению и обработке информации (анализ, структурирование, обобщение и т.п.) Способность к решению задач различного уровня когнитивной требовательности. Владение комплексом средств профессиональной коммуникации Сформированность профессионально-значимых качеств личности, стремление к осуществлению творческой деятельности по собственной программе. Когитальное мышление. Личностные смыслы содержания творческой деятельности

Уровни сформированности индивидуального творческого стиля деятельности

Пороговый (минимальный) Повышенный Высокий(субъектно - творческий)

¡£ о Результат

л 1® Аналитический компонент

ы н а и т Сформирован мотивационный компонент Сформирован когнитивный компонент Сформирован деятельностный компонент Сформирован личностный компонент

ть Корректировочный компонент

£ е- Сформирован индивидуальный творческий стиль деятельности у студентов архитекторов и градостроителей

Рис. 1. Модель формирования индивидуального творческого стиля деятельности у будущих архитекторов и градостроителей в вузе.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

2) специальные учебные дисциплины, используемые в образовательных программах для архитекторов и градостроителей, а также для студентов, обучающихся на творческих специальностях;

3) узкоспециальные учебно-методические комплексы, обеспечивающие целостность формирования специалиста в такой многокомпонентной сфере как архитектура и градостроительство, позволяющие наиболее полно выявить и реализовать индивидуальный творческий потенциал студентов и, как результат, способствующие формированию у них в вузе индивидуального творческого стиля деятельности.

Организационно-деятельностный блок включает в себя такие формы обучения как проблемные лекции, лекции - видео презентации, практические занятия, направленные на устранение психологических барьеров творческой свободы самовыражения студентов, творческие поисковые задания, в том числе направленные на выявление и осознание студентами собственных творческих возможностей как в процессе генерирования идей, так и в процессе выражения этих идей при помощи средств профессиональной коммуникации.

Неотъемлемой составляющей предлагаемой тео-

ретической модели является критериально-оценочный блок, содержащий перечень критериев и показателей сформированности индивидуального творческого стиля деятельности у студентов-архитекторов и градостроителей, а также уровни его сформированности.

Результативный блок содержит аналитический и корректировочный компоненты, что позволяет проанализировать и оценить результативность разрабатываемой модели, а также, базируясь на полученных данных, внести необходимые корректировки.

Опираясь на вышеизложенное, делается вывод о том, что успешное формирование индивидуального творческого стиля деятельности у будущих архитекторов и градостроителей в вузе будет успешным при условии реализации образовательной модели, построенной на принципах развития профессионально-значимых личностных творческих качеств студентов, при активном внедрении творческого и интегративного компонентов во все формы и направления содержательного блока образования (познавательно-теоретическое, практическое, рефлексивно-аналитическое) и использовании специальных профессионально-ориентированных технологий обучения.

Библиографический список

1. ЧибиреваЕ.М. Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов - художников. Дисс. ... канд. пед. наук. Казань, Ин-т СПО РАО 1998г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура Утвержден Мин. Образования и науки 08.06.2017г. №509

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.04 Градостроительство Утвержден Мин. Образования и науки 08.06.2017г. №511

4. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе Учебное пособие. Издание третье / Под ред. В.А. Сластенина. Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2008. 270 с.

5. Кудрявцев А.П., Степанов А.В., Метленков Н.Ф., Волчок Ю.П. Архитектурное образование: проблемы развития. Изд.2-е. М.: Эдиториал УРСС, 2009. 152 с.

6. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. 288 с.

7. Левин И.Л. Профессиографическая методика проектирования содержания художественного образования и модели профессионально-творческого саморазвития в сфере искусства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie. ru/PDF/139PVN614.pdf Professiographic methodology for designing the content of art education and the model of professional and creative self-development in the field of art// Online Journal «SCIENCE

References

1. Chibireva E.M. (1998). Razvitie tvorcheskogo stilya deyatel'nosti budushchih pedagogov - hudozhnikov: Diss....kand. ped. nauk [Development of a creative style of activity of future teachers - artists: PhD thesis]. Kazan': Institute of Secondary Professional Education of the Russian Academy of Education, 135p. (In Russ)

2. Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor's degree in the field of preparation 07.03.01 Architecture

3. Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor's degree in the field of preparation 07.03.04 Town planning

4. Vilensky M.Y., Obraztsov P.I., Uman A.I. (2008). Tekhnologiya professionslno - orientirovannogo obucheniya v vysshey shkole. [Technology of professionally - oriented education in a Higher School: Tutorial] 3nd ed., Orel, publishing house of Orel State University, 270p.

5. Kudryavtsev A.P. et all. (2009). Arkhitekturnoye obrazovaniye: problemy razvitiya [Architectural education: problems of development]. 2nd ed. Moscow, Editorial URSS Publ.,152p.

6. Obraztsov P.I. (2015) Osnovy professionalnoy didaktiki [Foundation of professional didactics: tutorial] University textbook, Moscow, INFRA M, 288p.

7. Levin I.L. Professiograficheskaya metodika proektirovaniya soderzhaniya hudozhestvennogo obra-zovaniya i modeli professional'no-tvorcheskogo samorazvitiya v sfere iskusstva [Professiographic methodology for designing the content of art education and the model of professional and creative self-development in the field of art], Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/139PVN614.pdf, No 6(25), DOI: 10.15862/139PVN614

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.