известия вгпу
The linguistic picture of the world by means of causality as a tool for the intensification of learning (based on dialogues in English and German)
The article explores the role and the communicative component of causality in the linguistic picture of the world as well as linguistic possibilities of the realization of cause-and-effect relations in dialogues in a foreign language. For the intensification of the educational process, a paradigm of causal dialogical unities is presented on the material taken from English and German languages.
Key words: language picture of the world, intensification of education, causal paradigm, learning a foreign language at a university, dialogic speech.
(Статья поступила в редакцию 18.12.2018)
А.в. Киселева
(Екатеринбург)
к вопросу о формировании готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности
Раскрывается специфика процесса обучения и профессионально-творческой деятельности студентов-архитекторов. Уточнено понятие «готовность» в контексте высшего художественного образования. Обосновывается необходимость целенаправленно осуществлять процесс формирования готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности и эмпирически выявлять эффективные технологии и методы его реализации.
Ключевые слова: формирование готовности студентов, профессионально-творческая деятельность, архитектурно-художественный университет, творческий процесс, самостоятельная творческая деятельность.
Требования к качеству образования, которые сформировались в условиях модернизации учебного процесса отечественного образования и интеграции его в мировое образова-
тельное пространство, значительно изменили уровень социальных ожиданий по отношению ко всему комплексу высшего образования. Появилась потребность в специалистах нового качества, способных творчески и профессионально решать социально значимые проблемы современного общества.
Выпускники архитектурно-художественного университета - это будущие архитекторы, творчество для которых является фундаментальной основой их профессиональной деятельности. Творческий процесс выступает критически важным компонентом понимания ими процесса обучения в подобном вузе.
В современной трактовке творчество - это активный процесс, позволяющий рассматривать новые идеи, новые способы восприятия и организации культурной среды, методы их реализации, влияющие на формирование ценностей человеческого сообщества, имеющие определенную ценность для человеческого сообщества. Прежде всего, это способность к обучению, требующая навыков для конкретного понимания художественных контекстов, в которых эти навыки применяются [9].
«Творчество - это не только знания и понимание исследуемой области, но и готовность воспринимать мир во всей его парадоксальности. Обучающиеся должны понимать, как они могут подвергать сомнению или каким образом оспаривать устоявшиеся знания, чтобы сформулировать свою собственную профессионально-творческую позицию» [10, с. 352]. В результате этого и актуализируется необходимость создания условий для формирования готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности.
Анализ работ Ю.Г. Татура, Е.А. Шанца, Д. Карра, Д. Скиннера, Дж. Равена, Л.К. Гре-бенкиной, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, И.Ф. Исаева, И.А. Колесниковой, Н.В. Кузьминой позволяет нам говорить, что в педагогической науке уже существовали определенные теоретические предпосылки для решения исследуемой проблемы. В трудах А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, А.П. Тря-пицыной и др. затрагиваются только аспекты формирования профессиональной готовности студентов творчески ориентированных профессий. Между тем следует отметить, что системный анализ формирования готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности в научных работах не отражен. Каждый исследователь работа-
О Киселева А.В., 2019
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ет строго в парадигме своего научного поля (психологии, педагогики, философии, права, культурологии), и лишь немногие используют междисциплинарный подход.
Традиционная система профессионального образования в высших учебных заведениях творчески ориентированных профессий в основном направлена на решение образовательных задач, а не проблем профессионально-творческого развития студентов, где творческий процесс является основополагающим фактором их специальностей. Поэтому привлечение будущих архитекторов к активной творческой деятельности в образовательном процессе с целью формирования ценностного отношения к профессиональному развитию и самообразованию, а также приобретения опыта творческой деятельности, безусловно, необходимо.
Анализ ситуации развития высшего художественного образования, требований современного общества к студентам творческих специальностей, условий существующей системы архитектурно-художественного образования позволил выявить следующие противоречия:
- между современными требованиями общества к качеству образования компетентного специалиста творческой профессии, способного составить конкуренцию на рынке труда, и существующей системой подготовки студентов в архитектурно-художественном университете;
- между необходимостью создания условий для формирования готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности и недостаточным уровнем их научно-теоретического обоснования в образовательном процессе архитектурно-художественного университета.
Эти противоречия определили проблему нашего исследования: какие педагогические условия способствуют формированию профессионально-творческой готовности студентов архитектурно-художественного университета. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование процесса формирования готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности.
Для решения поставленной проблемы были использованы следующие методы:
- теоретический (изучение научной литературы по философии, психологии, педагогики, истории искусств, анализ и обобщение полученной информации, педагогическое моделирование);
- эмпирические (опрос, тестирование, беседа, эксперимент, анализ и синтез педагогического опыта архитектурно-художественного университета, анализ учебно-методической документации подобных вузов и результаты творческой деятельности студентов);
- методы математической статистики (метод ранжирования, метод экспертной оценки, метод корреляции и др.).
В научных работах, посвященных формированию готовности студентов к профессионально-творческой деятельности, нет единого мнения по вопросу содержания понятия «готовность». Тем не менее большинство ученых, занимающихся этой проблематикой, приходят к выводу, что готовность - это «соответствие результатов личностного развития будущего специалиста целям и задачам предстоящей профессиональной деятельности и сфор-мированности соответственных видов этой деятельности» [2, с. 108]. Результаты в данном случае отражают способности студента решать проблемы социального взаимодействия творческого процесса и образования, адекватно оценивать собственные творческие возможности.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил выявить некоторые аспекты, которые содействуют эффективному формированию готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности.
1. Наполнение содержания обучения в архитектурно-художественном университете необходимо осуществлять с учетом особенностей будущей творческой деятельности, направленной на поиск индивидуального творческого стиля, формируя его через пропаганду творческих достижений обучающихся и преподавателей вуза.
2. Самостоятельная творческая деятельность в рамках учебного процесса имеет следующую цель - определение индивидуальной образовательной траектории, направленной на личное, профессиональное саморазвитие и самообразование.
Для будущих архитекторов эти аспекты необходимы для формирования навыков самосовершенствования, что, безусловно, приводит к появлению необходимости постоянной систематизации вновь полученных знаний. самосовершенствование - процесс интеллектуальный, ибо он предполагает определенную осознанность личностью себя, своей деятельности (мотивов, результатов), своего места в мире. Одновременно это и волевой процесс,
ИЗВЕСТИЯ вгпу
охватывающий всю жизнедеятельность обучающегося: от конкретной жизненной ситуации до всего образа жизни человека. В процессе самосовершенствования формируется особый тип творческого знания: нравственность, интеллект, воля и эмоции, специфика его постижения [3].
Самосовершенствование - это процесс осознания развития, управляемый индивидуумом, в котором его или ее качества и способности целенаправленно формируются и развиваются в субъективных целях и интересах. Это самый высокий уровень человеческого совершенствования, когда человек в своих собственных интересах создает образовательную среду таким образом, чтобы выходить на качественно новый уровень творческого развития и вырабатывать индивидуальный художественный стиль [1]. Этому способствует активная самостоятельная творческая деятельность: изучение культурологической, искусствоведческой и исторической литературы, а также участие в профессиональных конкурсах и проектных работах, выставках, мастер-классах.
Важный момент в процессе формирования готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности - контроль за траекторией развития обучающихся и уровнем ее сформированности. Это позволяет своевременно корректировать учебный процесс и давать рекомендации, которые помогают обучающимся выстраивать индивидуальную траекторию саморазвития в профессиональной творческой деятельности на основе собственного опыта [7]. Так образуются непрерывность и целостность личного развития.
следует отметить необходимость системы совершенствования творческих способностей студентов и стимулирования развития их компетентности. Важно использовать сотрудничество в сочетании с внутригрупповой и межгрупповой конкуренцией студентов в познавательной деятельности [4].
Готовность студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности определяют уровни ее сформированности. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, в частности работ А.А. Боброва, Л.Н. Трубиной и А.В. Усовой, позволил выделить следующие уровни, отражающие процесс формирования данной готовности: базовый, продуктивный и творческий.
Каждый уровень основан на познавательной концепции, базовый постулат которой за-
ключается в том, что «познание - это творческий акт, который может осуществить только человек, как предпосылка всякого философского познания. Познание должно быть тождественно бытию, знание не должно быть отвлечено от жизни бытия» [6, с. 112]. Подобная концепция дает установку «на творческое саморазвитие, способности студента раскрываются в психологически комфортной обстановке, где закрепляется психологическая устойчивость к стрессовым факторам в творческом процессе, обретается уверенность в себе, совершенствуются коммуникативные навыки и формируется творческий профессиональный стиль» [4, с. 172].
Базовый уровень - это минимальный показатель, основа для дальнейшего совершенствования и обогащения формируемой готовности. Продуктивный уровень - следующий этап, которого студент достигает в процессе формирования готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности. Это средний показатель. на этом уровне обучающиеся умеют применять полученные знания при решении нестандартных задач в профессиональной творческой деятельности, в том числе практических и прикладных. При этом студент способен преобразовать исходные условия возникшей проблемы, особенно связанных с творческим процессом, чтобы свести их к ранее изученным типовым методам ее решения [8]. Характеристикой творческого (высокого) уровня является поисковая работа, сопровождаемая оценкой ситуации или профессиональной задачи и синтеза возможных вариантов профессиональных действий.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что готовность студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности должна привести к следующим результатам:
- повышение мотивации студентов к творческому процессу и поиску индивидуального художественного стиля;
- гибкость мышления, умение переключаться с одного вида практической творческой деятельности на другой;
- развитие способности самостоятельно разрабатывать и выстраивать творческие концепции и управлять ими;
- способность представлять авторскую идею, подвергать ее сомнению и исправлению, понимать и принимать точку зрения другого человека [5].
Студенты архитектурно-художественного университета с разносторонним запасом знаний и определенным опытом творческой деятельности способны поглощать интегрированные знания и навыки, переведенные в компетенции, если у них есть мотивация и позитивное отношение к активной работе.
Таким образом, формирование готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности представляет собой систему действий, направленных:
- на постепенное развитие структурных и функциональных компонентов творческого процесса;
- формирование и развитие личностных качеств, раскрытие творческих возможностей;
- перевод потенциальных возможностей в текущие;
- создание условий для реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности.
С учетом вышеизложенного становится очевидным, что в современном контексте образовательного процесса в архитектурно-художественном университете необходимо целенаправленно осуществлять процесс формирования готовности студентов-архитекторов к профессионально-творческой деятельности и эмпирически выявлять эффективные технологии и методы его реализации, поскольку в результате у обучающихся выстраиваются осмысленная картина их будущей профессии и их график профессионального роста на основе личных качеств и индивидуального успеха.
Список литературы
1. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997.
2. Кирьянова O.A. Профессиональная готовность к художественно-творческой деятельности будущего режиссера // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2007. № 43-2. С. 105-113.
3. Левшин С.В. Самосовершенствование личности в педагогическом процессе // изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 69. С. 433-436.
4. Пучков Н.П., Попов А.И. Инновационные подходы к формированию творческих компетенций в системе обеспечения качества профессионального образования // Вопр. современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2008. № 1(11). Т. 1. С. 164-175.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002.
6. Сидорова Л.П. Познавательная концепция Н.А. Бердяева: экзистенциально-онтологический ас-
'КИЕ науКИ -
пект // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2013. № 1(29). С. 110-115.
7. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
8. Тарасюк О.В., Копылов С.Н. Основные подходы к проектированию компетентностно-ориен-тированного содержания общепрофессиональных дисциплин для формирования профессиональных компетенций студентов колледжа // Сиб. пед. журн. 2011. № 9. С. 42-49.
9. Aronowitz S., Giroux H. Postmodern education: Politics, culture and social criticism. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1991.
10. Claxton G. Thinking at the edge: developing soft creativity // Cambridge Journal of Education. 2006. № 36 (3). P. 351-362.
* * *
1. D'yui D. Psihologiya i pedagogika myshle-niya / per. s angl. N.M. Nikol'skoj. M.: Sovershenstvo, 1997.
2. Kir'yanova O.A. Professional'naya gotovnost' k hudozhestvenno-tvorcheskoj deyatel'nosti budu-shchego rezhissera // Izvestiya Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2007. № 43-2. S. 105-113.
3. Levshin S.V. Samosovershenstvovanie lichnosti v pedagogicheskom processe // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2008. № 69. S. 433-436.
4. Puchkov N.P., Popov A.I. Innovacionnye pod-hody k formirovaniyu tvorcheskih kompetencij v sisteme obespecheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya // Vopr. sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2008. № 1(11). T. 1. S. 164-175.
5. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizaciya. M.: Kogito-Centr, 2002.
6. Sidorova L.P. Poznavatel'naya koncepciya N.A. Berdyaeva: ehkzistencial'no-ontologicheskij aspekt // Vestn. Nizhegor. un-ta im. N.I. Lobachevskogo. Ser.: Social'nye nauki. 2013. № 1(29). S. 110-115.
7. Tatur Yu.G. Kompetentnostnyj podhod v opi-sanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy ko vtoromu zasedaniyu metodologicheskogo seminara. M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
8. Tarasyuk O.V., Kopylov S.N. Osnovnye podho-dy k proektirovaniyu kompetentnostno-orientirovanno-go soderzhaniya obshcheprofessional'nyh disciplin dlya formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov kolledzha // Sib. ped. zhurn. 2011. № 9. S. 42-49.
известия вгпу
Towards the problem of the formation of architecture students' readiness for the professional and creative activity
The article reveals the specificities of the learning process and professional and creative activity of architecture students. The authors clarify the concept of "readiness" within the context of higher education in art. The need is identified to purposefully develop in architecture students readiness for professional and creative activity and empirically identify effective technologies and methods for the implementation of this task.
Key words: formation of students' readiness, professional and creative activity, architectural and art university, creative process, independent creative activity.
(Статья поступила в редакцию 21.01.2019)
т.н. астафурова, н.А. вишневецкая, о.н. романова
(волгоград)
обучение иноязычной диалогической речи студентов специальности «гостиничный сервис»
Рассматривается формирование межпредметной компетенции студентов специальности «Гостиничное дело» в процессе изучения английского языка. Выделяются и описываются лингводидактические особенности обучения диалогической речи студентов данной специальности, а также даются примеры диалогов и лексико-грамматических конструкций, ориентированных на развитие умений и навыков иноязычной диалогической речи.
Ключевые слова: гостиничное дело, диалогическая речь, профессиональная лингводидакти-ка, межпредметная компетенция.
Мультикультурализм как модель межкультурной коммуникации в современном глобальном мире, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране культур-
ных различий, проник во многие сферы жизни человека. Он пронизывает разные области профессионального образования и становится жестким императивом изучения иностранного языка и соответствующей культуры. В подавляющем большинстве случаев этим языком является английский как lingua franca третьего тысячелетия, необходимость владения которым особенно ощутима в сфере сервиса, т. е. предоставления услуг, обслуживания людей в разных ситуациях повседневной жизни.
Сфера гостиничного сервиса как никакая другая вовлечена во взаимодействие с представителями англоязычных стран или иностранцами, владеющими английским на уровне lingua franca, чему в немалой степени способствовали такие мероприятия мирового уровня, как Олимпийские игры 2014 г. и Мунди-аль 2018 г. Ежедневно сталкиваясь с иностранными туристами, гостиничные служащие (администраторы, официанты, горничные, швейцары и даже повара) должны общаться с ними и не просто понимать, но и соответствующим образом реагировать на их замечания, отвечать на вопросы, принимая во внимание социокультурные особенности представителей других стран.
В связи с этим строгий отбор содержания обучения и разработка эффективной модели обучения английскому языку студентов - будущих работников сферы гостиничного сервиса особенно актуальны. Цель данной статьи - показать особенности формирования иноязычной профильной компетенции студентов направления подготовки «Гостиничное дело», основной задачей обучения которых является формирование у них иноязычных умений и навыков общения с иностранцами. Поэтому важнейшей формой коммуникативной интеракции для гостиничных служащих является диалогическая речь. Обучение последней осложняется необходимостью формирования не только языковых умений и навыков, но и межкультурной компетенции, которая нередко «гораздо шире и важнее, чем лингвистическая» [2]. В этих условиях практическое владение иностранным языком становится возможным лишь благодаря интегратив-ному подходу, ориентированному на создание гибкой и вариативной системы форм, средств и способов обучения иностранному языку, на разработку активных лингводидактических приемов.
© Астафурова Т.Н., Вишневецкая H.A., Романова О.Н., 2019