Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ РОТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПЛАТФОРМА LMSMOODLE / ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» / СТУДЕНТЫ / LANGUAGE COMPETENCE / MIXED LEARNING TECHNOLOGIES / ROTATIONAL MODEL TECHNOLOGY / ELECTRONIC LEARNING PLATFORM LMS MOODLE / ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX FOR THE DISCIPLINE «FOREIGN LANGUAGE» / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рельян Наталья Александровна

В статье представлены результаты исследования, целью которого стало разработка и апробация методики применения технологии смешанного обучения в формировании языковой компетенции у обучающихся технических специальностей. Актуальность исследования определяется необходимостью использования инновационных технологий, позволяющих формировать высококачественных специалистов. В ходе организации педагогического эксперимента в рамках комплексного подхода были реализованы: технологии ротационной модели метода смешанного обучения, в совокупности с инструментами электронной обучающей платформа LMSMoodle и электронным учебно-методическим комплексом по дисциплине «Иностранный язык». В качестве критерия сформированности языковой компетенции выступил актуальный уровень обученности студентов, оцениваемый по количеству набранных ими баллов в процентном отношении, что позволило выделить недостаточный, минимально необходимый, квалификационный системно-прогностический уровень. Полученные в ходе статистической обработки данных педагогического эксперимента результаты позволили нам сделать вывод о подтверждении ранее выдвинутой нами гипотезы, в частности, о необходимости и эффективности использования коммуникационных инструментов онлайн компонентов и личного контакта, присутствующих в технологии смешанного обучения в процессе формирования языковой компетенции у обучающихся технических специальностей. Результаты исследования могут быть использованы специалистами, профессиональная деятельность которых лежит в образовательной сфере для планирования и организации процесса обучения с целью формирования языковой компетенции у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рельян Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MIXED LEARNING TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF LANGUAGE COMPETENCE IN STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES

The article presents the results of a study aimed at developing and testing methods for using mixed learning technology in the formation of language competence in students of technical specialties. The relevance of the research is determined by the need to use innovative technologies that allow the formation of high-quality specialists. During the organization of the pedagogical experiment within the framework of an integrated approach was implemented: the technology of rotational model of blended learning method, in conjunction with the tools of e-learning platform LMS Moodle and e-teaching and methodical complex on discipline «Foreign language». As a criterion for the formation of language competence, the current level of students ‘ learning was assessed by the number of points they scored as a percentage, which allowed us to identify insufficient, minimally necessary, qualification system-predictive levels. The results obtained in the course of statistical data processing of the pedagogical experiment allowed us to conclude that the hypothesis we previously put forward is confirmed, in particular, about the need and effectiveness of using communication tools online components and personal contact present in the technology of mixed learning in the process of forming language competence in students of technical specialties. The results of the study can be used by specialists whose professional activity lies in the educational sphere for planning and organizing the learning process in order to form the language competence of students.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Применение технологии смешанного обучения в формировании языковой компетенции у обучающихся технических специальностей

Рельян Наталья Александровна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный институт E-mail: VNRelyan@yandex.ru

В статье представлены результаты исследования, целью которого стало разработка и апробация методики применения технологии смешанного обучения в формировании языковой компетенции у обучающихся технических специальностей. Актуальность исследования определяется необходимостью использования инновационных технологий, позволяющих формировать высококачественных специалистов. В ходе организации педагогического эксперимента в рамках комплексного подхода были реализованы: технологии ротационной модели метода смешанного обучения, в совокупности с инструментами электронной обучающей платформа LMSMoodle и электронным учебно-методическим комплексом по дисциплине «Иностранный язык». В качестве критерия сформированности языковой компетенции выступил актуальный уровень обучен-ности студентов, оцениваемый по количеству набранных ими баллов в процентном отношении, что позволило выделить недостаточный, минимально необходимый, квалификационный системно-прогностический уровень. Полученные в ходе статистической обработки данных педагогического эксперимента результаты позволили нам сделать вывод о подтверждении ранее выдвинутой нами гипотезы, в частности, о необходимости и эффективности использования коммуникационных инструментов онлайн компонентов и личного контакта, присутствующих в технологии смешанного обучения в процессе формирования языковой компетенции у обучающихся технических специальностей. Результаты исследования могут быть использованы специалистами, профессиональная деятельность которых лежит в образовательной сфере для планирования и организации процесса обучения с целью формирования языковой компетенции у учащихся.

Ключевые слова: языковая компетенция, технологии смешанного обучения, технология ротационной модели, электронная обучающая платформа LMSMoodle, электронным учебно-методическим комплексом по дисциплине «Иностранный язык», студенты.

о с

U

сэ см о см

Введение. На настоящий момент развития системы образования особенно остро стоит вопрос о повышении эффективности процесса обучения средствами инновационных технологий, интегрирующие в себе широкий спектр возможностей педагогических воздействий, позволяющих формировать высококачественных специалистов. Циф-ровизация образовательного пространства предоставляет возможность достигать высокой степени вариативности процесса освоения необходимых будущим выпускникам образовательных учреждений знаний, создавая оптимальную педагогическую среду для преподавания русского и иностранных языков в контексте формирования лингвистической (языковой) компетенции[4].

Теоретическое обоснование проблемы исследования. Одной из актуальных технологий, сочетающей в себе цифровые дистанционные технологии и контактную коммуникативную деятельность педагогов с обучающимися, является смешанное обучение - инновационный подход, заключающийся в интеграции аудиторного и онлайн обучения, посредством использования синхронных и асинхронных инструментов коммуникации^]. Обращение к данному подходу обусловлено рядом его преимуществ, среди которых следует выделить: 1) возможность персонализации; 2) построение процесса обучения, основанного на мастерстве (mastery based learning); 3) организацию образовательной среды, в качестве характеристик которой выступают высокие академические достижения учащихся; 4) предоставление права личной ответственности обучающихся за собственные образовательные достижения[2, с. 87]. Такая богатая палитра коммуникационных инструментов онлайн компонентов и личного контакта, позволила нам выдвинуть гипотезу о том, что их научно-обоснованное применение в образовательном процессе, нацеленном на формирование языковой компетенции у обучающихся технических специальностей, позволит существенно улучшить качество подготовки выпускников. Таким образом, целью настоящего исследования являются разработка и апробация методики применения технологии смешанного обучения в формировании языковой компетенции у обучающихся технических специальностей.

Ход исследования. Опираясь на вышесказанное и предположение о том, что для формирования языковой компетенции модель «смешанного обучения» является наиболее эффективной, так как позволяет учитывать специфические особенности дисциплины, осваиваемой на разных уров-

нях подготовки, ее реализация осуществлялась нами посредством использования инструментов электронной обучающей платформа LMSMoodle (LearningManagementSystem)[1, с. 45]. Упомянутая платформа представляет собой бесплатную систему управления педагогическим процессом через создание сетевой среды виртуального электронного обучения, объединяющую в себе средства подготовки, трансляции и управления образовательным контентом. В нашем случае посредством LMSMoodle осуществлялось: 1) установление аудиторных и внеаудиторных часов в контексте конкретной дисциплины; 2) организация модульного построения педагогического процесса по освоению законченных информационных блоков; 3) хранение в электронной базе аутентичной информации; 4) использование разнообразных форм контроля; 5) повышение мотивации учащихся к освоению программного материала дисциплины; 6) разработка индивидуальных комплексов учебно-тренировочных материалов; 7) интерактивное взаимодействие[5, с. 122].

В ходе реализации опытно-экспериментальной части исследования был разработан электронный учебно-методический комплекс (далее - ЭУМК) по дисциплине «Иностранный язык», материал в котором структурирован по разделам: 1) введение в виде методических указаний для успешного освоения содержания дисциплины; 2) теоретический блок, включающий в себя тексты лекций, перечень словарей и электронных источников; 3) письменные работы (контрольные работы, эссе, рефераты и т.д.); 4) практические задания (решение задач практико-ориентированного характера, разработка бизнес-планов, проекты и т.д.); 5) аудиторные занятии; 6) итоговые работы (подготовка и защита презентации, проектов, прохождение заключительного тестирования по разделам образовательной программы и т.д.).

В своем исследовании мы остановили выбор на технологии ротационной модели метода смешанного обучения, при которой повышение эффективности обучения осуществляется посредством перераспределения времени на поставку и освоение учебного контента за счет «порционной» подачи материала. Такое дозирование информационного контента предоставляет возможность максимально охватить содержание обучения в конкретные временные рамки, рационально распределив виды деятельности в соответствии с индивидуальным потенциалом и потребностями обучающихся[4]. В нашем случае интеграция ротационной модели осуществлялась в качестве инструмента для совершенствования лексико-грамматических навыков речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо). С целью систематизации видов деятельности, осуществляемой в рамках всей дисциплины, была разработана электронная карты модуля, размещенная в системе LMS, помогающая регламентировать последовательность выполнения работы обучающимися.

Результаты исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 1-2 курсов направления «Технология транспортных процессов» профиль «Логистика и управление цепями поставок», разделенные на две группы: экспериментальную (ЭГ, n=33 чел.) и контрольную (КГ, n=33 чел.), общей численностью 66студентов. Цель педагогического эксперимента заключалась в установлении динамики результативных показателей образовательной деятельности в ЭГ, организованной посредством применения технологии ротационной модели метода смешанного обучения, по сравнению с результатами КГ, занятия в которой реализовывались в соответствии с традиционной моделью обучения. Таким образом, критерием сформированности языковой компетенции являлся актуальный уровень обученности студентов, оцениваемый по количеству набранных ими баллов в процентном отношении: от 0% до 69% -недостаточный, от 70% до 79% - минимально необходимый, от 80% до 89% - квалификационный и от 90% до 100% - системно-прогностический.

Все результаты, полученный по окончанию педагогического эксперимента (см. таблицу 1, рисунок 1) были подвергнуты анализу и статистической обработки (статистическая программа SPSS Statistics 23.0).

Таблица 1. Динамика результатов сформированности языковой компетенции студентов ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента,%

Уровни ЭГ КГ

до после до после

1 2 3 4 5

недостаточный 18 3 17 13

минимально необходимый 44 46 43 47

квалификационный 37 48 38 38

системно-прогностический 1 3 2 2

До

40 : 30 20 10

1

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

недостаточный

■ минимально необходимый

■ квалификационный

■ системно-прогностический

недостаточный

■ минимально необходимый

■ квалификационный

■ системно-прогностический

Рис. 1. Динамика результатов сформированности языковой компетенции студентов ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента^

Вывод. Таким образом, резюмируя результаты, полученные в ходе разработки и апробации методики применения технологии смешанного обучения в формировании языковой компетен-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

60

44

43

48

47

46

50

38

30

20

13

10

2

ции у обучающихся технических специальностей, можно заключить, что предложенная нами организация образовательного процесса, нацеленная на формирование языковой компетенции у обучающихся технических специальностей, обладает потенциальными возможностями существенно улучшить качество подготовки выпускников. Полученные в ходе статистической обработки данных педагогического эксперимента результаты свидетельствует о преимуществе в показателях сформированности языковой компетенции студентов ЭГ перед учащимися КГ, что позволяет нам сделать вывод о подтверждении ранее выдвинутой нами гипотезы. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности интеграции предложенной нами технологии организации педагогического процесса, нацеленной на формирование языковой компетенции в образовательных заведениях высшего образования.

Литература

1. Бондарев М.Г. Принципы смешанного обучения английскому языку для специальных целей / М.Г. Бондарев, А.С. Трач // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. -№ 10. -С. 42-47. -Режим доступа: http://izv-tn.tti.sfedu. ru/wp-content/uploads/2013/11/7.pdf (дата обращения: 22.09.2020).

2. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологии дистанционного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Ю.И. Капустин. - М., 2007.- 419 с.

3. Карповская Н.О. Педагогические условия формирования индивидуального стиля учебной деятельности на основе ИКТ / Н.О. Карповская // Magister Dixit: научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2012. -№ 3. -Режим доступа: http://md.islu.ru/ru/journal/2012-3 (дата обращения: 15.09.2020).

4. Кондакова М.Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности / М.Л. Кондакова. 2008. - Режим доступа: http://vestnikedu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/ (дата обращения: 07.10.2020).

5. Сахарова, Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: монография /

Н.С. Сахарова. - М: Творческий центр, 2003.206 с.

APPLICATION OF MIXED LEARNING TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF LANGUAGE COMPETENCE IN STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES

Relyan N.A.

Tyumen Industrial University

The article presents the results of a study aimed at developing and testing methods for using mixed learning technology in the formation of language competence in students of technical specialties. The relevance of the research is determined by the need to use innovative technologies that allow the formation of high-quality specialists. During the organization of the pedagogical experiment within the framework of an integrated approach was implemented: the technology of rotational model of blended learning method, in conjunction with the tools of e-learning platform LMS Moodle and e-teaching and methodical complex on discipline «Foreign language». As a criterion for the formation of language competence, the current level of students ' learning was assessed by the number of points they scored as a percentage, which allowed us to identify insufficient, minimally necessary, qualification system-predictive levels. The results obtained in the course of statistical data processing of the pedagogical experiment allowed us to conclude that the hypothesis we previously put forward is confirmed, in particular, about the need and effectiveness of using communication tools online components and personal contact present in the technology of mixed learning in the process of forming language competence in students of technical specialties. The results of the study can be used by specialists whose professional activity lies in the educational sphere for planning and organizing the learning process in order to form the language competence of students.

Keywords: language competence, mixed learning technologies, rotational model technology, electronic learning platform LMS Moodle, electronic educational and methodological complex for the discipline «Foreign language», students.

References

1. Bondarev M.G. Principles of mixed English language teaching for special purposes / M.G. Bondarev, A.S. Trach // News of the southern Federal University. Technical science. 2013.-№ 10. - P. 42-47. -URL: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/up-loads/2013/11/7.pdf (date accessed: 22.09.2020).

2. Kapustin Yu.I. Pedagogical and organizational conditions for an effective combination of full-time education and the use of distance education technology: dis. ... doctor of pedagogical Sciences: 13.00.02 / Yu.I. Kapustin. - М., 2007.- 419 p.

3. Karpovskaya N.O. Pedagogical conditions for the formation of an individual style of educational activity based on ICT / N.O. Karpovskaya // Magister Dixit: scientific and pedagogical journal of Eastern Siberia. 2012.- № 3. - URL: http://md.islu.ru/ ru/journal/2012-3 (date accessed: 15.09.2020).

4. Kondakova M.L. Mixed learning: leading educational technologies of our time / M.L. Kondakova 2008. - URL: http:// vestnikedu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/ (date accessed: 07.10.2020).

5. Saharova N.S. Development of foreign language competence of University students: monograph / N.S. Saharova- М: Creative center, 2003.- 206 p.

о с

u

СЭ CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.