Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИДЕЙ И ПРАКТИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ'

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ И ПРАКТИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / РОДИТЕЛИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЮТЫ / ТЮРЬМЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Первозванский Валерий Борисович, Силенков Виктор Иванович

В статье рассмотрены вопросы развития и трансформации взглядов на решение проблемы предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних, о предпринимаемых усилиях частных лиц и государства по созданию специализированных учреждений, система средств, форм и методов воздействия на личность малолетнего преступника, место в системе родительского усмотрения на завершающем этапе абсолютизма в Российской Империи. Анализ иллюстрируется конкретными примерами из опыта создания исправительных приютов для несовершеннолетних, показаны результаты их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Первозванский Валерий Борисович, Силенков Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF IDEAS AND PRACTICES IN PREVENTING DEVIANT BEHAVIOR OF THE MINORS IN RUSSIA IN THE 19TH CENTURY

This article examines matters relating to the development and transformation of attitudes towards the solution of the problem of preventing deviant behavior of minors, on the efforts of individuals and States to establish specialized agencies, System Tools forms and methods of influence on the identity of a minor offender, place in the system of parental discretion at the final stage of absolutism in the Russian Empire. The analysis is illustrated by concrete examples from the experience of correctional establishment of shelters for minors, showing the results of their activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ И ПРАКТИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ»

Проблемы экономики и юридической практики

1'2019

11. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

11.1. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ И ПРАКТИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Первозванский Валерий Борисович, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИЦ-1 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России

pervabor@yandex. ru

Силенков Виктор Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры организации кадровой и воспитательной работы

Место работы: ФКУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России

silenkov61@gmail.com

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы развития и трансформации взглядов на решение проблемы предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних, о предпринимаемых усилиях частных лиц и государства по созданию специализированных учреждений, система средств, форм и методов воздействия на личность малолетнего преступника, место в системе родительского усмотрения на завершающем этапе абсолютизма в Российской Империи. Анализ иллюстрируется конкретными примерами из опыта создания исправительных приютов для несовершеннолетних, показаны результаты их деятельности.

Ключевые слова: девиантное поведение, наказание, родители, исправительные приюты, тюрьмы, несовершеннолетние, опыт.

THE DEVELOPMENT OF IDEAS AND PRACTICES IN PREVENTING DEVIANT BEHAVIOR OF THE MINORS IN RUSSIA IN THE 19TH CENTURY

Pervozvansky Valeriy B., PhD in law, Associate Professor, Leading Research Scientist Work place: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

pervabor@yandex.ru

Silenkov Viktor I., PhD in pedagogics, Assistant Professor, Senior lecturer, Department of personnel and organization of educational work

Work place: PKU VFB IPKR St. Petersburg Federal Penitentiary Service of Russia

silenkov61@gmail.com

Annotation: this article examines matters relating to the development and transformation of attitudes towards the solution of the problem of preventing deviant behavior of minors, on the efforts of individuals and States to establish specialized agencies, System Tools forms and methods of influence on the identity of a minor offender, place in the system of parental discretion at the final stage of absolutism in the Russian Empire. The analysis is illustrated by concrete examples from the experience of correctional establishment of shelters for minors, showing the results of their activities.

Keywords: deviant behavior, punishment, parents, correctional shelters, prisons, juveniles, experience.

Исправительные учреждения для несовершеннолетних преступников являются важнейшим звеном общей и частной превенции не только противоправного, но и в целом их девиантного поведения [1]. Однако в абсолютистской России специализированных исправительных учреждений для несовершеннолетних поначалу не существовало вовсе. Ответственность за воспитание детей, как и выбор средств воздействия целиком возлагались на родителей. В Своде законов гражданских в главе 2, именуемой «О власти родительской», подробно описывается регулирование поведения детей, права и обязанности родителей: «Власть родительская распространяется на

детей обоего пола и всякого возраста... Родители для исправления детей строптивых и неповинующихся имеют право употребления домашние исправительные меры. В случае же безуспешности сих средств, родители властны: 1) детей обоего пола за упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки, заключать в тюрьму; 2) приносить на них жалобы в судебные управления» [2].

В соответствии с «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» (1845 г.), дети в возрасте до 10 лет уголовному наказанию не подлежали. В определенных случаях дети в возрасте от 10 до 14 лет - если будет достоверно признано, что

Первозванский В. Б., Силенков В. И.

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ И ПРАКТИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

они действовали без разумения - также не привлекалась к уголовной ответственности. Для несовершеннолетних в возрасте 10-14 лет и 14-21 года, действовавших с разумением, наказание могло быть смягчено в зависимости от имеющихся в законе оснований, при этом они не лишались всех прав и состояний, не подвергались наложению клейм. Заметим, что 25 мая 1848 года наложение клейм на не достигших совершеннолетия бродяг вообще было отменено. В мотивах к последнему закону сказано, что «наложение на не достигших совершеннолетия бродяг знаков, остающихся на всю жизнь, не соответствовало бы цели законов, предполагающих в сих лицах возможность к исправлению» [3, с.134].

Таким образом, тюремному заключению за неповиновение родительской власти и иные действия теоретически могли быть подвергнуты дети, начиная с 10-летнего возраста. Уложение о наказаниях (1885 г.) конкретизировало порядок применения к несовершеннолетним меры в виде заключения в тюрьму. «За упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки дети, по требованию родителей, без особого судебного разбирательства, подвергаются заключению в тюрьме от 2 до 4 месяцев. Родителям в сем случае предоставляется право уменьшить по своему усмотрению время заключения или совершенно прощать виновных». Статья 149 Уложения устанавливала правило, согласно которому несовершеннолетних следовало содержать отдельно от взрослых. Такая же норма содержалась и в «Уставе о содержании под стражей», при этом малолетние преступники должны были заниматься, смотря по способностям и физическим силам, работами, учить Закон Божий, чтение, письмо и первые правила арифметики. Как отмечал А.Я. Антонович, в 1820 г. малолетние в Петербурге содержались отдельно от взрослых, имели учителей грамотности и ремесленников. В 1843 г. при петербургском исправительном заведении учреждено было особое отделение для исправления малолетних преступников [3, с.134]. Однако в широкой практике идея раздельного содержания несовершеннолетних и взрослых преступников, несмотря на ее законодательное закрепление, развития не получила.

Новый импульс в развитии специальных заведений, ориентированных на работу с несовершеннолетними, дала Судебная реформа 1864 г. «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» в ст. 6 предусматривал применение к правонарушителям такой меры воздействия, как направление в исправительные приюты. В них могли помещаться лица в возрасте от 10 до 17 лет в тех местах, где такие приюты будут учреждены, вместо заключения в тюрьму. Срок пребывания определялся единолично мировым судьей. Лица, не достигшие 14 лет, могли быть переданы родителям, опекунам или родственникам для домашнего исправления, остальным наказание назначалось в половинном размере (ст.11), при этом несовершеннолетние могли находиться в приютах лишь до достижения 18 лет. В ходе последующих законодательных изменений право определять срок содержания было предоставлено и управлениям исправительных заведений, которые принимали решение о времени пребывания в приюте в зависимости от степени исправления несовершеннолетнего.

Идея создания исправительных учреждений для подростков- правонарушителей в России была навеяна опытом И. Пе-сталоцци и его последователей, организовавших подобные воспитательные заведения в Швейцарии, Франции, Бельгии, Голландии, Пруссии. Опираясь на западный опыт, частные

воспитательно-исправительные учреждения для нравственно испорченных детей были открыты в Нарве, Ревеле, Москве, Санкт-Петербурге [4, с.19-20]. Закрепляя сложившиеся реалии в этой сфере, в 1866 г. был принят Закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников» [5, с.5]. Закон определял порядок образования учреждений, общие принципы деятельности, финансовые и экономические льготы учредителям. Всего в ходе судебных реформ в России к 1917 г. было создано более 90 исправительных заведений [6, с.57]. В этом же Законе проведена мысль, что заключение в исправительный приют не есть наказание и сроки его определяются не тяжестью вины, а степенью необходимости перевоспитания. Ту же мысль подтвердил и Сенат, высказавший, что отдача в исправительные приюты или для домашнего исправления, имея не карательный, а воспитательный характер, не составляет наказания и потому не может идти в счет рецидива при учинении тем же лицом нового преступления [7, с.434]. Закон предписывал порядок обучения Закону Божьему, а также грамоте, счету и элементарным рабочим навыкам.

Исправительные приюты выполняли и другую важную функцию отделения несовершеннолетних с девиантным поведением от взрослых преступников, с целью избежать их криминального влияния на нравственно несформиро-ванную личность.

В соответствии с законом, приюты учреждались органами исполнительной власти, церковью, а также в частном порядке, пребывая ведении МВД, дававшего разрешение на открытие приютов. С образованием в 1879 г. Главного тюремного управления они стали курироваться этим ведомством. В приюты, по приговору суда, помещались подследственные, подсудимые и помилованные несовершеннолетние, а без суда - по воле родителей, лица, ведущие разгульную жизнь, не подчиняющиеся родителям и властям. Содержание детей в приютах оплачивалось родителями. Однако на практике приюты нередко принимали нищих, бродяг, «ничьих детей», так как таких детей некуда было девать и многие заведения приобретали смешанный характер [8, с.72].

В России в этот период сложились два типа исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей -ремесленные приюты, расположенные преимущественно в городах, и земледельческие колонии в сельской местности. К 1886 г. в них воспитывалось 750 человек, в том числе 50 девочек [7, 438]. Некоторые из этих учреждений в силу неординарности педагогических идей, оригинальной системы средств воспитания, внедренных в практику работы с несовершеннолетними, были известны как в России, так и за рубежом.

В 1864 г. Обществом распространения полезных книг был открыт Московский городской приют для малолетних, предназначенный изначально как убежище для нищенствующих и бродяг, в последующем ставший исправительным заведением. Под руководством Н.К. Рукавишникова и его семьи он стал одним из лучших учреждений подобного рода. Задачей приюта было перевоспитание несовершеннолетних, приучение воспитанников к жизни на свободе, самостоятельности, воспитание знающего ремесло честного работника, в связи с чем организовывалось школьное обучение и ремеслам, значительное внимания уделялось нравственному воспитанию. Выпускники получали денежное пособие и три года находились под патронатом приюта. Бросается в глаза уровень рецидива преступлений среди выпускников, составлявший 6-9 %, тогда

Проблемы экономики и юридической практики

1'2019

как таковой среди лиц, отбывших наказание в тюрьме составлял 96% [9, с. 27].

В 1871 г. была образована Санкт-Петербургская первая земледельческая ремесленная колония путем слияния приюта, созданного Ф.Ф. Резнером, и земледельческой колонии, основанной А.Я. Гердом [10, с.15]. В нее, по приговорам окружного суда и мировых судей, принимались мальчики в возрасте 10-14 лет и находились там до достижения 18 лет [11, с.80]. Число постоянно живущих в колонии достигало 120 воспитанников.

Согласно уставу, правильное воспитание и образование дает воспитанникам средства к существованию своим трудом. В свою очередь, основными средствами воздействия на воспитанников служили личное влияние воспитателей, элементарное образование, земледельческий труд и обучение производствам и ремеслам [3, с.136].

В этом учреждении была создана цельная система воспитания малолетних преступников, в основе которой лежал повседневный труд, который не был самоцелью, а являлся средством формирования личности в сочетании с учебой, которая организовывалась с учетом особенностей каждого ученика. А.Я. Герд немало времени уделял формированию умения жить в коллективе, подчиняться правилам общества. В колонии практиковалось решение жизненно важных вопросов действовала система наказаний и т.п. Многие педагогические идеи А.Я. Герда были новыми для того времени, а впоследствии их взяла на вооружение отечественная пенитенциарная педагогика.

Значительный интерес представляет опыт Болшевского ремесленно-исправительного приюта для девочек (1874 г.), единственного в России женским учреждением. Воспитанницы получали начальное образование и профессию портного [9, с.27-28].

Получили развитие и казенные учреждения, действовавшие наряду с частными приютами. Можно привести пример отделения малолетних арестантов, находившегося в ведении Санкт-Петербургского Тюремного комитета. В отделении содержались мальчики независимо от сословий и вероисповеданий, обучавшиеся грамоте и получавшие знания по истории и географии, Закону Божию, а также осваивавшие востребованные на практике ремесла [9, с.50].

Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, активная деятельность по исправлению правонарушителей велась в Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Симбирске, Ярославле и других городах, где функционировали приюты и колонии для несовершеннолетних [12, с.10-11] и др.

Между тем, создание приютов шло крайне медленно, кое-где они отсутствовали вовсе. Это были учреждения, основанные по инициативе частных лиц, правительственных учреждений не было. Как отмечают исследователи, на 1 января 1905 г. на территории России функционировало 43 приюта и 6 земледельческих колоний, открытых на пожертвования частных лиц, и ни одного госучреждения подобного типа [11, с.13]. Важно, что многое из разработанного тогда было впоследствии заимствовано практикой предупреждения девиантного поведения и преступности несовершеннолетних [13].

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,79%.

Список литературы:

1. Первозванский В.Б., Силенков В.И. Современный взгляд на некоторые аспекты становления системы предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних в России во второй половине XVIII века / Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 75-80.

2. Свод Законов Российской Империи, повеленьем Государя Императора Николая составленный. Свод Законов гражданских. Т.Х.. Часть1. Санкт-Петербург, 1857.

3. Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Части 1 и 2 (оттиск из «Университетских известий» 1889 г.). - Киев, 1890. - С. 134.

4. Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX - начало XX вв.). М.: Академия МВД России, 1995. -100 с.

5. Груничева Г.А. История развития исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников// История государства и права. 2006. № 7. - С.4-6.

6. Беляева Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних / Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Материалы межведомственной научно-практической конференции. - М.: Академия МВД России. -1999. - С.53-63.

7. Фойницкий И.Я. Ученье о наказании в связи с тюрьмоведением. - М.: Добро-свет-2000; Городец, 2000. - 464 с.

8. Пусторослев П.П. Наказательно-исправительные заведения для малолетних и несовершеннолетних преступников // Учебные записки / Юрьевский ун-т. 1893. № 4. С. 72-73.

9. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Ф. Мустаевой. - М.: Академический проект, 2003. - 208 с.

10. Тальберг Д.И. Исправительные колонии и приюты в России // Журнал министерства народного просвещения. 1982. Ч. ССXIX. Отд. 2. - С.15.

11. Детские приюты. Справочная книжка для лиц, имеющих надобность помещать детей в приюты. СПб. Типография Е. Евдокимова, 1886. -110 с.

12. Детков М.Г. Исторические аспекты исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних преступников /Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних - М.; «Права человека», 2000. - С. 6-17.

13. Жиляев Р.М., Дроздова Е.А. Особенности личности несовершеннолетних осужденных: Социально-правовой аспект / Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 205-207.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью ведущего научного сотрудника ФКУ НИИ ФСИН России кандидата юридических наук, доцента Первозванского В.Б. и старшего преподавателя ФКУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России кандидата педагогических наук, доцента Силенкова В.И. «Развитие идей и практики предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних в России в XIX веке» Представленная на рецензию статья В.Б. Первозванского и В.И. Силенкова написана на актуальную тему; в ней рассматриваются вопросы развития и трансформации идей, получивших распространение в Российской Империи в XIX веке в части решения проблем предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних.

В данном контексте представлены результаты и практической деятельности, среди которых значительное место занимали предпринимаемые усилия частных лиц и государства по созданию специализированных учреждений. Особое внимание уделено анализу системы средств, форм и методов воздействия на личность малолетнего преступника, роли и места в данной системе родительского усмотрения. Анализ иллюстрируется конкретными примерами из опыта создания исправительных приютов для несовершеннолетних, показаны результаты их деятельности. Отмечается значимость опыта создания в России в этот период двух типов исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей -ремесленных приютов и земледельческих колоний.

Необходимо отметить достаточно высокий общий научный уровень статьи, соответствие названия ее содержанию. Четко просматривается теоретическая и практическая значимость выводов. Структура работы, язык и стиль изложения материала соответствуют предъявляемым требованиям. Авторы строго придерживаются общепринятых правил научной этики, владеют приемами ведения дискуссии. Полагаю, что статья представляет интерес для весьма широкого круга исследователей, преподавателей и студентов, интересующихся вопросами становления и развития системы предупреждения девинатного поведения, а также смежными вопросами, поднятыми в рукописи.

Вывод: статья Первозванского В.Б. и Силенкова В.И. «Развитие идей и практики предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних в России в XIX веке» отвечает предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.

Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России доктор педагогических наук, доцент

А.В. Вилкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.