Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИДЕЙ АКАДЕМИКА О. Е. КУТАФИНА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ АКАДЕМИКА О. Е. КУТАФИНА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕИ АКАДЕМИКА О. Е. КУТАФИНА / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ / УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроздов А. А.

В статье исследуются идеи академика О. Е. Кутафина о социальной рыночной экономике России, о роли государства в экономических отношениях и об ответственности государства за экономическое благополучие граждан, а также о равенстве. Автор делает вывод, что указанные идеи получили свое дальнейшее развитие и наполнение, в частности, в позициях Конституционного Суда РФ и в новой норме Конституции России и являются актуальными по сей день. по мнению автора, для достижения гарантированных Конституцией РФ целей устойчивого экономического роста важно восстановить доверие между государством и бизнесом и в дальнейшем поддерживать его, развивать понятное и стабильное регулирование экономики, основанное на принципе равенства и учитывающее особенности содержания экономических и бизнес-процессов, а также создавать благоприятные социальные условия для граждан, в том числе посредством финансового обеспечения их базовых потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE IDEAS OF ACADEMICIAN O. E. KUTAFIN ON THE ECONOMIC FOUNDATIONS OF THE STATE IN MODERN CONDITIONS

The article explores the ideas of Academician O. E. Kutafin about the social market economy of Russia, the role of the state in economic relations and the responsibility of the state for the economic well-being of citizens, as well as equality. The author concludes that these ideas were further developed and filled, in particular, in the positions of the Constitutional Court of the Russian Federation and the new norm of the Constitution of Russia and are relevant to this day. According to the author, in order to achieve the goals of sustainable economic growth guaranteed by the Constitution of the Russian Federation it is important to restore confidence between the state and business and maintain it in the future, develop clear and stable regulation of the economy based on the principle of equality and taking into account the specifics of the content of economic and business processes, as well as create favorable social conditions for the development of citizens, including through the financial provision of their basic needs.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИДЕЙ АКАДЕМИКА О. Е. КУТАФИНА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Развитие идей академика О. Е. Кутафина об экономических основах государства в современных условиях

Аннотация. В статье исследуются идеи академика О. Е. Кутафина о социальной рыночной экономике России, о роли государства в экономических отношениях и об ответственности государства за экономическое благополучие граждан, а также о равенстве. Автор делает вывод, что указанные идеи получили свое дальнейшее развитие и наполнение, в частности, в позициях Конституционного Суда РФ и в новой норме Конституции России и являются актуальными по сей день. по мнению автора, для достижения гарантированных Конституцией РФ целей устойчивого экономического роста важно восстановить доверие между государством и бизнесом и в дальнейшем поддерживать его, развивать понятное и стабильное регулирование экономики, основанное на принципе равенства и учитывающее особенности содержания экономических и бизнес-процессов, а также создавать благоприятные социальные условия для граждан, в том числе посредством финансового обеспечения их базовых потребностей. Ключевые слова: идеи академика О. Е. Кутафина, конституционная экономика, конституционные основы экономики, устойчивый экономический рост, конституционные принципы.

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.94.6.131-137

ANDREYA. DROZDOV,

Postgraduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law, of the

Kutafin Moscow State Law University (MSAL) drozdov@asnis.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

Development of the ideas of academician O. Е. Kutafin on the economic foundations of the state in modern conditions

Abstract. The article explores the ideas of Academician O. Е. Kutafin about the social market economy of Russia, the role of the state in economic relations and the responsibility of the state for the economic well-being of citizens, as well as equality. The author concludes that these ideas were further developed and filled, in particular, in the positions of the Constitutional Court of the Russian Federation and the new norm of the Constitution of Russia and are relevant to this day. According to the author, in order to achieve the goals of sustainable economic growth guaranteed by the Constitution of the Russian Federation it is important to restore confidence between the state

Андрей Александрович ДРОЗДОВ,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) drozdov@asnis.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

© А. А. Дроздов, 2022

and business and maintain it in the future, develop clear and stable regulation of the economy based on the principle of equality and taking into account the specifics of the content of economic and business processes, as well as create favorable social conditions for the development of citizens, including through the financial provision of their basic needs. Keywords: ideas of Academician O. E. Kutafin, constitutional economics, constitutional foundations of the economy, sustainable economic growth, constitutional principles.

Вопросы конституционного регулирования экономики всегда актуальны, при этом их значимость для общества и государства кратно возрастает в турбулентное время и в периоды экономических кризисов. Свидетельство тому — нынешние экономические потрясения, связанные с пандемией, а также с геополитическим кризисом.

В конституционном регулировании экономики существует множество элементов, и все их невозможно рассмотреть в рамках одной научной статьи.

Отдельный научный интерес в данном вопросе представляют идеи академика О. Е. Кутафина, многие из которых остаются актуальными по сей день.

Профессор В. В. Комарова отмечала, что «в своих периодических работах О. Е. Кутафин заложил новое, магистральное направление будущих научных исследований во многих сферах конституционного права. Примером может быть его определение проблем в оформлении статуса Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований как субъектов гражданского права; вопросов конституционной экономики и конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации...»1.

В рамках настоящей статьи целесообразным представляется остановиться на основных идеях академика О. Е. Кутафина, сформулированных в главе IV «Экономическая, социальная и духовная основы российского конституционного государства» его монографии «Российский конституционализм»2.

В первую очередь О. Е. Кутафин отметил, что «экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений»3.

По мнению автора настоящей статьи, декларируемая социальная рыночная модель экономики во многом предопределяет вектор конституционно-правового регулирования экономических отношений и создает определенные конституционные ценности.

В Конституции России прямо указано на то, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

1 Комарова В. В. Вопросы конституционного развития (в контексте позиций О. Е. Кутафина) // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 12. С. 4.

2 Кутафин О. Е. Российский конституционализм : монография. М. : Норма, 2008.

3 Кутафин О. Е. Указ. соч. С. 156.

На то, что рыночная экономика России является социально ориентированной, также неоднократно указывал Конституционный Суд РФ4.

Раскрывая смысл социально-рыночного хозяйства, профессор О. Е. Кутафин указывал на то, что, «создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится к тому, чтобы регулирование государственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем»5. По мнению автора настоящей статьи, в данном случае О. Е. Кутафин имел в виду, в частности, стремление государства к созданию условий взаимного доверия и уважения между государством и обществом, в том числе в сфере экономики.

На взгляд автора, стремление и конкретные действия государства, направленные на создание таких условий, являются обязанностью государства и критически важными элементами построения как развитого гражданского общества, так и сильной экономики.

В отсутствие взаимного доверия между государственными институтами и частными субъектами экономических отношений сложно себе представить стремительное развитие внутренних рынков и прозрачных отношений между государством и бизнесом, что, безусловно, не обеспечит необходимого уровня экономического роста страны и, как следствие, увеличения социального благополучия общества.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на то, что в правовом государстве, которым является Российская Федерация, обязательным конституционным принципом прямого действия является принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства6.

Таким образом, одним из важнейших и отмеченных О. Е. Кутафиным элементов конституционного регулирования экономики является принцип поддержания взаимного доверия между обществом и государством.

К сожалению, статистика нарушений прав предпринимателей со стороны органов власти за последние годы свидетельствует о снижении степени такого доверия, что является серьезной проблемой, особенно в условиях кризиса7. Решением этой проблемы может быть последовательное прозрачное и понятное поведение государства в сфере экономики и в отношении бизнеса, рамки которого должны быть заданы нормами законодательства, особенностями содержания тех или иных экономических и бизнес-процессов и здравым смыслом, необходимо также снижение административных барьеров и давления.

Говоря о роли государства в экономике, академик О. Е. Кутафин отмечал, что «государство в разных формах должно нести ответственность за наиболее важ-

4

ч

ные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в --m

См., например: постановления Конституционного Суда РФ от 08.10.2019 № 31-П ; от 28.01.2020 № 5-П // URL: http://publication.pravo.gov.ru. Кутафин О. Е. Указ. соч. С. 157.

См., например: постановления Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 № 9-П ; от 14.05.2013 № 9-П // URL: http://publication.pravo.gov.ru.

Доклад РСПП о состоянии делового климата в России в 2019—2020 годах // URL: https:// media.rspp.ru/document/1/6/b/6b6d743e7a310dfl9cdeb950c30f9c98.pdf (дата обращения: □

10.05.2022). УЧЕНОГО

>

особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым, о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости), о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке, о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей»8.

По сути, профессор О. Е. Кутафин писал об ответственности государства в разных формах (по всей видимости, в том числе и политической) за экономическое благополучие страны и ее граждан, что обусловлено, в частности, социальным характером российской экономики, о котором говорилось выше.

Нельзя при этом не учитывать позицию профессора В. В. Комаровой, которая отметила, что «социально-ориентированная экономика отнюдь не снимает с человека заботы о себе и своей семье, не должна подавлять свободную инициативу и превращать граждан в иждивенцев государства. В зарубежных странах в последние десятилетия отвергнут излишний либерализм — государство благоденствия, замененный концепцией — поддерживающее труд государство»9.

Автор полагает, что поддержание труда государством при этом может происходить в различных формах, в том числе посредством финансового обеспечения базовых потребностей граждан с целью улучшения их психического и психологического здоровья и состояния, результатом чего может стать стремление граждан улучшить условия своей жизни и труда.

Это наглядно подтверждается большинством экспериментов (как государственных, так и частных) с базовым доходом10, результаты которых прямо свидетельствуют об увеличении занятости граждан в труде и (или) общественно-полезных делах, а также об улучшении качества труда11.

В статье 75.1 Конституции России содержится положение, в соответствии с которым в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

8 Кутафин О. Е. Указ. соч. С. 157.

9 Комарова В. В. Правовое закрепление конституционной экономики в современной России: опыт сравнительного исследования // Ежегодник конституционной экономики. 2018 / отв. ред. С. А. Авакьян, П. Д. Баренбойм, В. В. Комарова ; сост. П. Д. Баренбойм. М. : ЛУМ, 2018. С. 104.

10 Базовый доход — это доход, который выплачивается политическим сообществом всем его членам на индивидуальной основе без учета уровня жизни и требований к труду, т.е. к работе. Некоторые авторы предпочитают определять базовый доход как выплачиваемый всем гражданам высокий и достаточный для удовлетворения основных потребностей доход.

11 Кравченко Д. В., Дроздов А. А. Базовый доход в конституционной экономике: достоинства, риски и вызовы» // Человек без необходимости трудиться: конституционно-экономическое и философское осмысление / под ред. А. А. Гусейнова. М. : ЛУМ, 2020. 92 с.

Автор полагает, что обеспечение этих конституционных гарантий также является обязанностью государства.

Конституционный Суд РФ в этой связи прямо указал на то, что политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устойчивый экономический рост страны и повышение благосостояния граждан12.

Кроме того, Конституционный Суд РФ особенно отмечал, что «в соответствии со статьей 75.1 Конституции Российской Федерации обязанность по созданию условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан — как основы взаимного доверия государства и общества — возложена на органы публичной власти, что подразумевает в числе прочего наличие инструментов, обеспечивающих надлежащий уровень стабильности, предсказуемости и надежности гражданского оборота, а равно эффективную судебную защиту прав и законных интересов его участников, без чего невозможно поддерживать конкурентную экономическую среду, необходимую для функционирования свободного рынка»13.

Таким образом, по мнению автора, очевидно, что государство должно нести ответственность, в том числе политическую, за экономическое благополучие страны и ее граждан. Это, в свою очередь, должно стимулировать государство принимать наиболее эффективные решения в сфере экономики.

В упомянутой выше монографии профессор О. Е. Кутафин обращал внимание также на важность равноправия в сфере экономических отношений и равной защиты прав заинтересованных лиц, в частности О. Е. Кутафин применительно к защите собственности писал, что «государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»14.

Безусловно, равная защита всех экономических прав также является одним из основных элементов высокоразвитой рыночной экономики и должна быть неотъемлемой частью системы конституционного регулирования экономических отношений.

Конституционный Суд РФ в этой связи отметил, что в контексте принципа равенства перед законом и судом необходимо искать баланс между соблюдением формального юридического равенства и целями экономического развития страны15.

Профессор С. А. Авакьян также отмечает, что «недопустимо в одинаковых ситуациях создавать кому-то привилегированные условия и давать больший, чем остальным, объем прав или освобождать от исполнения обязанности»16.

Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2021 № 12-П // URL: http://publication. pravo.gov.ru.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 № 7-П // URL: http://publication. pravo.gov.ru.

14 Кутафин О. Е. Указ. соч. с. 157.

15 Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 № 2867-О-Р // URL: http:// publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.05.2022).

16 Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : учебное пособие : в 2 т. q

5-е изд., перераб. и доп. М. : Норма ; Инфра-М, 2014. Т. 1. С. 565. УЧЕНОГО

>

Конституционный Суд РФ по указанному вопросу сформировал правовые позиции, согласно которым принцип равенства является общеправовым и предполагает прежде всего, что различия в правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно-значимые цели, а правовые средства, используемые для достижения этих целей, им соразмерны. Данный принцип не предполагает установление различий, ставящих в одинаковых юридически значимых обстоятельствах одних лиц в худшие или, напротив, лучшие условия по сравнению с другими лицами той же категории17.

Развитие идей о равенстве в экономических отношениях наглядно прослеживается в позициях Конституционного Суда РФ относительно налоговых правоотношений. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что в силу ст. 19 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 57 налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства, который исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения. В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения18.

Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование19.

Налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и как элементы единой налоговой системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику определяются объективными закономерностями и требованиями, включая экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения20.

Принципиальное значение для конституционного регулирования экономики имеет позиция Конституционного Суда РФ о том, что установление различного правового режима налогообложения для одних и тех же правоотношений в зависимости от формальных, не связанных с их правовой природой критериев, нарушает принцип равенства21.

Это означает превалирование сущностных характеристик правоотношений над их формой для целей возникновения тех или иных обязанностей.

17 См., например, постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2005 № 6-П ; от 01.03.2012 № 6-П // URL: http://publication.pravo.gov.ru.

18 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 № 10-П ; от 06.06.2019 № 22-П // URL: http://publication.pravo.gov.ru.

19 См., например: постановления Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 № 5-П ; от 22.06.2009 № 10-П ; от 25.12.2012 № 33-П ; от 03.06.2014 № 17-П // URL: http://publication. pravo.gov.ru.

20 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 13-П ; от 06.06.2019 № 22-П ; определения Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 № 2428-О ; от 08.11.2018 № 2796-О // URL: http://publication.pravo.gov.ru.

21 Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2016 № 11-П // URL: http://publication. pravo.gov.ru.

В нынешних постоянно меняющихся условиях хозяйствования такой подход является крайне важным и позитивным для осуществления экономической деятельности. Автор полностью соглашается с изложенной позицией Конституционного Суда РФ и считает важным отметить, что установление существа и природы тех или иных правоотношений и учет таковых при регулировании и принятии правоприменительных решений уполномоченными органами в целом является неотъемлемой частью развития правовой и экономической систем в государстве.

Политика государства, с учетом рассмотренных выше идей о его ответственности за благополучие граждан, должна основываться на приоритете существа над формой. Иное может привести к необоснованному и недопустимому с точки зрения конституционных норм неравенству субъектов экономической деятельности, в сущности находящихся в одинаковых условиях.

В настоящий момент идеи академика О. Е. Кутафина о социальной рыночной экономике России, роли государства в экономических отношениях и ответственности государства за экономическое благополучие граждан, а также о равенстве получили свое дальнейшее развитие и наполнение, в частности в позициях Конституционного Суда РФ и в новой норме Конституции России, и являются актуальными по сей день.

Для достижения гарантированных Конституцией РФ целей устойчивого экономического роста важно восстановить доверие между государством и бизнесом и в дальнейшем поддерживать его, развивать понятное и стабильное регулирование экономики, основанное на принципе равенства и учитывающее особенности содержания экономических и бизнес-процессов, а также создавать благоприятные социальные условия развития граждан, в том числе посредством финансового обеспечения их базовых потребностей.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : учебное пособие : в 2 т. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма ; Инфра-М, 2014. — Т. 1.

2. Комарова В. В. Вопросы конституционного развития (в контексте позиций О. Е. Кутафина) // Конституционное и муниципальное право. — 2016. — № 12.

3. Комарова В. В. Правовое закрепление конституционной экономики в современной России: опыт сравнительного исследования // Ежегодник конституционной экономики. 2018 / отв. ред. С. А. Авакьян, П. Д. Баренбойм,

В. В. Комарова ; сост. П. Д. Баренбойм. — М. : ЛУМ, 2018. ^

4. Кравченко Д. В., Дроздов А. А. Базовый доход в конституционной экономике: достоинства, риски и вызовы» // Человек без необходимости трудиться: конституционно-экономическое и философское осмысление / под ред. А. А. Гусейнова. — М. : ЛУМ, 2020.

5. Кутафин О. Е. Российский конституционализм : монография. — М. : Норма, 2008.

й

УЧЕНОГО

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.