Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОМ ГАУ'

РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОМ ГАУ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
дополнительное образование / профессиональное обучение / электронное обучение / дистанционные технологии обучения / сетевые формы обучения / additional education / vocational training / e-learning / distance learning technologies / network forms of training

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Евдокимова О.В., Савкин В.И., Грибанова Н.Л., Паршутина И.Г., Алексюткина О.А.

В системе общего, среднего и высшего образования, дополнительное образование выступало и выступает в качестве индивидуализированного и социально мотивированного, где человек свободно воплощает свои потребности в освоении определенных видов деятельности и может успешно совершенствоваться через освоение новых компетенций. Цель работы – анализ современного состояния и разработка предложений по развитию системы дополнительного образования. Научная новизна состоит в проведенном авторском анализе и выработке предложений по совершенствованию организации и развитию системы дополнительного образования в рамках действующей нормативно-правовой базы. Реализация программ дополнительного образования в Орловском ГАУ строится на основе современных требований, индивидуальной образовательной траектории с учетом потребностей обучающихся. Визитной карточкой Орловского государственного аграрного университета является закрепившаяся годами традиция – когда студенты, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры, дополнительно получают новые компетенции. За несколько лет количество реализованных программ профессиональной переподготовки в Орловском государственном аграрном университете увеличилось вдвое. Программы повышения квалификации в Орловском ГАУ в полной мере используют умения и навыки профессорско-преподавательского состава и тем самым обеспечивают его возможности для развития и самосовершенствования, чтобы соответствовать технологическим и организационным изменениям, как в аграрном, так и других секторах экономики. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов при формировании конкурентоспособной и сбалансированной системы дополнительного образования, учитывающих как потребности обучающихся, так и требования современного рынка труда. Кроме того, развитие системы дополнительного образования может иметь положительное влияние на экономическое развитие региона и повышение конкурентоспособности его аграрного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND CURRENT STATE OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE OREL SAU

In the general, secondary and higher education system, additional education has been and continues to be individualized and socially motivated, where individuals freely pursue their needs in mastering specific types of activities and can successfully improve themselves through acquiring new competencies. The aim of this study is to analyze the current state and develop proposals for the development of the system of additional education. The scientific novelty lies in the author's analysis and the development of proposals for improving the organization and development of the system of additional education within the existing regulatory framework. The implementation of additional education programs at the Orel State Agrarian University is based on modern requirements and individual educational paths that take into account the needs of learners. A long-standing tradition at the Orel State Agrarian University is provision of additional competencies to students enrolled in bachelor's and master's programs. Over the past few years, the number of implemented professional retraining programs at the Orel State Agrarian University has doubled. Professional development programs at the university fully utilize the skills and expertise of the faculty, thereby providing opportunities for their development and self-improvement to align with technological and organizational changes in the agricultural sector and other sectors of the economy. The practical significance of this research lies in the potential application of the obtained results in the formation of a competitive and balanced system of additional education, taking into account the needs of learners as well as the requirements of the modern labor market. Additionally, the development of the system of additional education can have a positive impact on the economic development of the region and enhance the competitiveness of its agricultural sector.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОМ ГАУ»

УДК /UDC 631.155.12

РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОМ ГАУ

DEVELOPMENT AND CURRENT STATE OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE

OREL SAU

Евдокимова O.B., д.т.н., профессор, Evdokimova O.V., Doctor of Technical Sciences, Professor Савкин В.И.,* д.э.н., доцент Savkin V.I., Doctor of Economics, Associate Professor Грибанова Н.Л., заместитель директора института дополнительного образования и профессионального обучения Gribanova N.L., Deputy Director of the Inst. of Further Education and Vocational

Training

Паршутина И.Г., д.э.н., профессор Parshutina I.G., Doctor of Economics, Professor Апексюткина O.A., руководитель центра дополнительного образования Aleksyutkina O.A., head of the center for further education ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia *E-mail: v.i.savkin@mail.ru

В системе общего, среднего и высшего образования, дополнительное образование выступало и выступает в качестве индивидуализированного и социально мотивированного, где человек свободно воплощает свои потребности в освоении определенных видов деятельности и может успешно совершенствоваться через освоение новых компетенций. Цель работы - анализ современного состояния и разработка предложений по развитию системы дополнительного образования. Научная новизна состоит в проведенном авторском анализе и выработке предложений по совершенствованию организации и развитию системы дополнительного образования в рамках действующей нормативно-правовой базы. Реализация программ дополнительного образования в Орловском ГАУ строится на основе современных требований, индивидуальной образовательной траектории с учетом потребностей обучающихся. Визитной карточкой Орловского государственного аграрного университета является закрепившаяся годами традиция - когда студенты, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры, дополнительно получают новые компетенции. За несколько лет количество реализованных программ профессиональной переподготовки в Орловском государственном аграрном университете увеличилось вдвое. Программы повышения квалификации в Орловском ГАУ в полной мере используют умения и навыки профессорско-преподавательского состава и тем самым обеспечивают его возможности для развития и самосовершенствования, чтобы соответствовать технологическим и организационным изменениям, как в аграрном, так и других секторах экономики. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов при формировании конкурентоспособной и сбалансированной системы дополнительного образования, учитывающих как потребности обучающихся, так и требования современного рынка труда. Кроме того, развитие системы дополнительного образования может иметь положительное влияние на экономическое развитие региона и повышение конкурентоспособности его аграрного сектора.

Ключевые слова: дополнительное образование, профессиональное обучение, электронное обучение, дистанционные технологии обучения, сетевые формы обучения.

In the general, secondary and higher education system, additional education has been and continues to be individualized and socially motivated, where individuals freely pursue their needs in mastering

specific types of activities and can successfully improve themselves through acquiring new competencies. The aim of this study is to analyze the current state and develop proposals for the development of the system of additional education. The scientific novelty lies in the author's analysis and the development of proposals for improving the organization and development of the system of additional education within the existing regulatory framework. The implementation of additional education programs at the Orel State Agrarian University is based on modern requirements and individual educational paths that take into account the needs of learners. A long-standing tradition at the Orel State Agrarian University is provision of additional competencies to students enrolled in bachelor's and master's programs. Over the past few years, the number of implemented professional retraining programs at the Orel State Agrarian University has doubled. Professional development programs at the university fully utilize the skills and expertise of the faculty, thereby providing opportunities for their development and self-improvement to align with technological and organizational changes in the agricultural sector and other sectors of the economy. The practical significance of this research lies in the potential application of the obtained results in the formation of a competitive and balanced system of additional education, taking into account the needs of learners as well as the requirements of the modern labor market. Additionally, the development of the system of additional education can have a positive impact on the economic development of the region and enhance the competitiveness of its agricultural sector.

Key words: additional education, vocational training, e-learning, distance learning technologies, network forms of training.

Введение. В системе общего,, среднего и высшего образования, дополнительное образование выступало и выступает в качестве индивидуализированного и социально мотивированного, в котором человек свободно реализует свою потребность в творческом освоении определенного вида деятельности и может максимально успешно совершенствоваться. Дополнительное образование и профессиональное обучение - важнейший стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и административно-управленческих органов государственной власти [1, 2, 3].

В течение 30 лет, сначала в Орловском сельскохозяйственном институте, а затем в Орловской сельскохозяйственной академии и Орловском государственном аграрном университете происходит кропотливая работа по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и обучению рабочим профессиям не только слушателей из Орловской области, но и из других субъектов Российской Федерации. За данный период обучение по программам дополнительного образования прошли более 45000 слушателей. Уникальная организационная структура, сложившаяся годами, способна обеспечить предоставление дополнительных образовательных услуг по широчайшему спектру направлений, от технологических до гуманитарных.

Предоставление качественных образовательных услуг невозможно без соблюдения требований организации и документационного сопровождения образовательного процесса. К дополнительному образованию предъявляются такие же требования, как и к высшему образованию. Вместе с тем, ежегодный контингент, зачисленных на обучение и успешно его прошедших, превышает контингент по направлениям бакалавриата и магистратуры. Документоведы и специалисты Института дополнительного образования и профессионального обучения являются тем уникальным кадровым потенциалом, который стоит на рубеже ежедневного выполнения требований организации образовательного процесса. В этой связи, дополнительное образование и профессиональное обучения базируется на системном характере деятельности в рамках функционирования высшего учебного заведения.

Условия, материалы и методы. Методологическая база исследования основывается на синтезе различных подходов, в рамках реализации системы

дополнительного образования как составной части непрерывного образования в Российской Федерации. В исследовании использованы методы - анализ, синтез, дедукция и аналогия.

Объектом исследования являются организационные процессы и явления, определяющие состояние и развитие дополнительного образования.

Цель работы - анализ современного состояния системы дополнительного образования и разработка предложений по развитию его развитию

Научная новизна состоит в проведенном авторском анализе и выработке предложный по совершенствованию организации и развитию системы дополнительного образования.

Практическая значимость исследования

Реализация программ дополнительного образования в Орловском ГАУ строится на основе современных требований, и индивидуальной образовательной траектории с учетом потребностей слушателей. За период с 2019 г. по 2023 год в Орловском ГАУ сложилась оптимальная структура реализованных программ дополнительного образования (рисунок 1).

Дополнительные общеобразовательные программы 29%

Программы профессиональной переподготовки 16%

Программы повышения кваликации 55%

Рисунок 1 - Структура реализованных программ дополнительного образования, сложившаяся в Орловском ГАУ, в среднем за 2019-2023 гг.

Большая часть образовательных программ - программы повышения квалификации, которые охватывают основные направления высшего агрообразования. Дополнительные общеобразовательные программы, которые занимают в структуре 29%, направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, и последующего осознанного выбора, и освоения

профессиональных образовательных программ. 16% - доля программ профессиональной переподготовки в Орловском ГАУ, которые, согласно ч.5 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [4] направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

За период 2019-2023 гг. в Орловском ГАУ по программам дополнительного образования прошли подготовку более 16000 слушателей. Показательным

является тот факт, что 55% от этого количества обучались на программах повышения квалификации, 29% - осваивали дополнительные общеобразовательные программы, 16% - успешно прошли обучение и получили диплом о профессиональной переподготовке (рисунок 2).

Ежегодно в Орловском ГАУ разрабатывается и реализуется более десятка новых программ дополнительного образования:

• программа профессиональной переподготовки «Органическая продукция растениеводства (производство и реализация)»;

• программа профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»;

• программа профессиональной переподготовки «Фундаментальная и прикладная химия»;

• программа профессиональной переподготовки «Разведение, содержание и кормление сельскохозяйственной птицы»;

• программа повышения квалификации «Оперативно-диспетчерское управление распределительными электрическими сетями»

• программа повышения квалификации «Организация антинаркотической деятельности исполнительными органами государственной власти»;

• программа повышения квалификации «Конструктивное разрешение конфликтов в деловом взаимодействии»;

Развитие дополнительного образования и профессионального обучения необходимо рассматривать не только как развитие новых навыков и компетенций у слушателей, но и как инструмент самосовершенствования профессорско-преподавательского состава, у которых должна присутствовать мотивация к этой деятельности.

Профессиональная переподготовка - это особое направление дополнительного образования, нацеленное на получение соответствующей квалификации и/или права заниматься профессиональной деятельностью в определенной сфере. В последние годы наблюдается существенный спрос на

Дополнительные общеобразовательные программы 6564; 40%

Профессиональная переподготовка 807; 5%

_ Повышение квалификации 8901; 55%

Рисунок 2 - Численность и распределение слушателей по программам дополнительного образования в Орловском ГАУ за 2019-2023 гг.

такие программы подготовки. Только за несколько лет количество реализованных программ профессиональной переподготовки в Орловском государственном аграрном университете увеличилось вдвое. В число наиболее востребованных программ профессиональной переподготовки входят следующие:

• Экономика и управление;

• Техносферная безопасность и охрана труда;

• Бухгалтерский учет;

• Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов;

• Организация и функционирование крестьянско (фермерских) хозяйств;

• Электроснабжение;

• Сертификация пищевых продуктов и технологий;

• Агрономия;

• Управление персоналом.

Обучение по программам профессиональной переподготовки - это прекрасная возможность освоить новые компетенции, необходимые для профессионального труда и получить дополнительные квалификации в интересующих областях деятельности.

Школа фермера - федеральный образовательный проект, направленный на развитие крестьянско-фермерских хозяйств и подготовку квалифицированных кадров для агробизнеса [5, 6]. В Орловской области он реализуется на базе Орловского государственного аграрного университета им. Н.В. Парахина. За четыре выпуска основами фермерства овладели более 100 человек. Обучение в школе фермера осуществляется в рамках программы профессиональной переподготовки «Организация и функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств» с присвоением соответствующей квалификации Учебная программа рассчитана на 250 часов. Она включает в себя теоретические и практические модули по выбранной специализации и управлению бизнесом. На практические занятия отводится не менее 100 учебных часов, а для их проведения Орловский ГАУ задействует как собственные ресурсы, так и площадки профильных сельскохозяйственных организаций региона.

Повышение квалификации - необходимая составляющая профессионального и карьерного роста, с целью актуализации знаний работника, а также углубление в профессию, и совершенствование навыков. Помимо этого, такие программы являются одним из инструментов нематериальной мотивации сотрудников. В Орловском ГАУ с особым вниманием и требованием относились как к формированию перечня программ повышения квалификации, так и к наполнению каждой программы.

Повышение квалификации - самый значительный сектор реализуемых программ в дополнительном образовании ВУЗа. В число наиболее востребованных программ повышения квалификации входят:

• Бухгалтерский учет и отчетность в организациях бюджетной сферы;

• Методы микробиологического контроля пищевых продуктов;

• Экономико-правовые основы организации малого бизнеса;

• Охрана труда;

• Практические основы оценки стоимости недвижимости;

• Стартап-менеджмент;

• Обучение навыкам оказания первой помощи.

Программы повышения профессиональной квалификации в Орловском ГАУ в полной мере используют умения и навыки профессорско-преподавательского состава и тем самым обеспечивают также его возможности для развития и самосовершенствования, чтобы соответствовать технологическим и организационным изменениям, как в аграрном, так и других секторах экономики. Существует несколько основных причин того, почему развитие программ повышения профессиональной квалификации в настоящее время приобрело особенно большое значение.

Во-первых, общественное производство все больше и больше основывается на развитии информационных технологий, что требует оперативных существенных изменений в экономике и квалификациях работников.

Во-вторых, базовое обучение - основа профессиональной карьеры, а постоянные изменения обстоятельств и рабочей ситуации требуют совершенствование имеющиеся навыков.

В-третьих, за последнее десятилетие в экономике происходят значительные организационные изменения. Как правило, это связано с переходом к коллективам, работающим по принципу команды.

Повышение квалификации является оптимальным инструментом адаптации работников к изменениям в экономике и социуме. В этой связи, совершенствование форм его реализации должно обеспечивать расширение круга потенциальных потребителей данной образовательной услуги.

Ведомственный проект «Содействие занятости сельского населения» государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» предусматривает предоставление субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами [7, 8].

В рамках основного мероприятия 2.1 «Содействие занятости сельского населения» подпрограммы 2 «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях» государственной программы Орловской области «Комплексное развитие сельских территорий Орловской области», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 20 декабря 2019 года № 705 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Комплексное развитие сельских территорий Орловской области» в Институте дополнительного образования и профессионального обучения Орловского государственного аграрного университета в последние годы осуществляется обучение слушателей по ряду программ дополнительного профессионального образования.

В 2022 году в рамках данного проекта прошли обучение работники четырех крестьянских (фермерских) хозяйств по программе профессиональной переподготовки «Агрономия». В 2023 году слушатели проходили подготовку по программам - профессиональная переподготовка «Экономика и управление»; повышение квалификации: «Лаборант-аналитик зерновой лаборатории», «Охрана труда», «Управление персоналом», «Микробиологические исследования пищевых продуктов», «Микробиологический контроль на производстве», «Управление качеством и безопасностью биотехнологической продукции», «Микробиолог». В 2023 году, в рамках Ведомственного проекта «Содействие занятости сельского населения» государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в Институте дополнительного

образования и профессионального обучения Орловского ГАУ прошли подготовку 11 слушателей. Примечательно, то, что обучение проходило по заявкам сельхозтоваропроизводителей Орловской области и на основе договоров об оказании платных образовательных услуг. Стоит отметить, перспективность такого взаимодействия и необходимость увеличения как численности обучающихся, так и перечня программ подготовки.

Региональный охват в реализации программ дополнительного образования и профессионального обучения в Орловском ГАУ обеспечивается системной работой, по маркетингу образовательных услуг, включающей формирование целевых групп по освоению необходимых компетенций. За последние три года (2019-2023 гг.), в Институте дополнительного образования и профессионального обучения ФГБОУ ВО Орловский ГАУ прошли обучение слушатели из более чем 20 регионов Российской Федерации в т.ч.

• Челябинской, Воронежской, Белгородской, Московской, Брянской, Курской, Липецкой, Тульской, Курганской, Саратовской, Челябинской, Томской области;

• Краснодарского, Алтайского, Ставропольского края;

• Республики Крым, Республики Саха-Якутия;

• г. Москва, г. Санкт-Петербург.

Сетевые образовательные программы

В 2022 году в Институте дополнительного образования и профессионального обучения ФГБОУ ВО Орловский ГАУ была реализована первая дополнительная профессиональная образовательная программа «Агрономия» с использованием сетевой формы обучения (рисунок 3).

2022 год

• Программа профессиональной переподготовки "Агрономия"

• Базовая организация: Академия Мираторг

• Организация партнер: ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

• Прошли обучение: 20 слушателей

• Программа профессиональной переподготовки "Агрономия"

• Базовая организация: Академия Мираторг

• Организация партнер: ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

• Прошли обучение: 25 слушателей

2023 год

• Программа повышения квалификации «Апробация и сертификация посадочного материала плодовых и ягодных

культур»

• Базовая организация: ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

• Организация партнер: ФГБНУ ВНИИ селекции плодовых культур

• Прошли обучение: 15 слушателей

• Программа профессиональной переподготовки "Агроинженерия"

• Базовая организация: Академия Мираторг

• Организация партнер: ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

• Прошли обучение: 18 слушателей

Рисунок 3 - Реализация программ профессионального образования с использованием сетевой формы обучения в Институте дополнительного образования и профессионального обучения ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4] использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между образовательными организациями.

Всего за 2022-2023 гг. Институтом дополнительного образования и профессионального обучения реализовано четыре программы дополнительного профессионального образования с использованием сетевой формы обучения, по которым прошли обучение более 70 слушателей.

В дополнительном образовании сетевая форма реализации образовательных программ является тем инструментов, который может обеспечить высокую академическую мобильность как обучающихся, так и преподавателей. Наиболее реальным видится установление и расширение сетевого взаимодействия между российскими вузами и научно-исследовательскими организациями, что позволит оптимизировать образовательный процесс, повысив его качество, т. к. сетевое взаимодействие предполагает широкое использование передового опыта и активное участие профильных специалистов высокого уровня квалификации.

Заключение. Дополнительное образование является важным звеном в системе непрерывного профессионального образования, а его роль в будущем будет стремительно и неуклонно возрастать. Важнейшей составляющей развития этого направления является ориентация образовательных программ на профессиональные стандарты, которые в данном случае являются точками роста всей системы дополнительного образования в стране.

В качестве перспективных (необходимых) направлений развития дополнительного образования в ФГБОУ ВО Орловский ГАУ можно выделить следующее:

□ расширение реализации программ развития компетенций в сфере цифрового сельского хозяйства и экологии;

□ переподготовка незанятого населения по направлениям центров занятости региона;

□ обучение слушателей в рамках ведомственного проекта «Содействие занятости сельского населения» Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»;

□ расширение аудитории слушателей из других регионов, в т.ч. за счет развития дистанционных технологий и информационно-образовательной среды.

Таким образом, дополнительное образование собой уникальное направление, которое на протяжении длительного времени развивалось с учетом тенденций и особенностей экономического развития, потребностей рынка труда и необходимости формирования востребованных компетенций. Современные структурные изменения в экономике требуют особого внимания к обеспечению конкурентоспособности и сбалансированности системы дополнительного образования и профессионального обучения, основанных на высокой мотивации обучающихся и преподавателей, а также важно использование современной и соответствующей потребностям формирования новых компетенций материально-технической базы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Пирожкова О.Б., Терновая Л.Н. Корпоративное обучение в организациях дополнительного профессионального образования. Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 93-98.

2. Соколова И.И., Ильина Л.Н. Новые дискурсы образования взрослых: от дополнительного профессионального образования к обучению через всю жизнь. Непрерывное образование. 2018. № 4 (26). С. 10-12.

3. Равочкин H.H. Учитывают ли российские организации системы дополнительного профессионального образования реалии компетентностного подхода при обучении персонала предприятий? Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №3 (7). С. 3943.

4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.12.2023).

5. Официальный интернет-портал «Своё Фермерство». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://svoefermerstvo.ru/farmers-way/school (дата обращения: 25.12.2023).

6. Официальный интернет-портал АО «Россельхозбанк». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.rshb.ru/about/education (дата обращения: 25.12.2023).

7. Куницына Н.В. Образовательные программы в сетевой коммуникации. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2022. Т. 1. № 1 (37). С. 69-76.

8. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 (ред. от 10.07.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://mcx.gov.ru/upload/iblock/725/725f4b61b8ed39429ca08316f6e7456d.pdf (дата обращения: 25.12.2023).

9. Государственная программа Орловской области «Комплексное развитие сельских территорий Орловской области». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://apk.orel-region.ru/index.php?cont=1813 (дата обращения: 2 5.12.2023).

REFERENCES

1. Pirozhkova O.B., Ternovaya L.N. Korporativnoe obuchenie v organizatsiyakh dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya. Pedagogicheskaya perspektiva. 2021. № 3. S. 93-98.

2. Sokolova I.I., Ilina L.N. Novye diskursy obrazovaniya vzroslykh: ot dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya k obucheniyu cherez vsyu zhizn. Nepreryvnoe obrazovanie. 2018. № 4 (26). S. 10-12.

3. Ravochkin N.N. Uchityvayut li rossiyskie organizatsii sistemy dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya realii kompetentnostnogo podkhoda pri obuchenii personala predpriyatiy? Sankt-Peterburgskiy obrazovatelnyy vestnik. 2017. №3 (7). S. 39-43.

4. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 N 273-FZ. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 25.12.2023).

5. Ofitsialnyy internet-portal «Svoe Fermerstvo». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://svoefermerstvo.ru/farmers-way/school (data obrashcheniya: 25.12.2023).

6. Ofitsialnyy internet-portal AO «Rosselkhozbank». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://www.rshb.ru/about/education (data obrashcheniya: 25.12.2023).

7. Kunitsyna N.V. Obrazovatelnye programmy v setevoy kommunikatsii. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. 2022. T. 1. № 1 (37). S. 69-76.

8. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 31.05.2019 N 696 (red. ot 10.07.2020) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Kompleksnoe razvitie selskikh territoriy" i o vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii". [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: URL:https://mcx.gov.ru/upload/iblock/725/725f4b61b8ed39429ca08316f6e7456d.pdf (data obrashcheniya: 25.12.2023).

9. Gosudarstvennaya programma Orlovskoy oblasti «Kompleksnoe razvitie selskikh territoriy Orlovskoy oblasti». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: URL:http://apk.orel-region.ru/index.php?cont=1813 (data obrashcheniya: 25.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.