Научная статья на тему 'КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ'

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / сельское хозяйство / кадровый потенциал / цифровая трансформация / аграрная экономика / digitalization / agriculture / human resources / digital transformation / agriculture

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бураева E. B.

Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в современном мире приводит к проникновению цифровизации во все отрасли экономики и социальной сферы общества. В свою очередь данные трансформации приводят к тому, что кадровый потенциал выступает ведущим интенсивным фактором становления и развития цифровой экономики аграрного сектора. В статье автор рассматривает особенности формирования кадрового потенциала в условиях развивающихся информационно-коммуникационных технологий, автоматизации производства и расширения использования цифровых платформ. Наибольшее влияние цифровая трансформация отрасли окажет на работников массовых профессий, поскольку повсеместное применение новых технологий может повлечь за собой снижение потребностей в работниках, занятых на операциях, не требующих высокой квалификации. Меньшее влияние цифровизация может оказать на специалистов среднего уровня и руководителей, что вызовет необходимость формирования у них новых компетенций по взаимодействию с цифровыми технологиями. Таким образом, основные направления развития цифровизации аграрного сектора экономики объективно требуют качественно нового развития кадрового потенциала и, как следствие модернизации и перестройки аграрного образования, в целях повышения востребованности выпускников аграрных вузов в новых условиях хозяйствования. Двигателем развития системы подготовки кадров для АПК в современных условиях является институционально развитая и постоянно совершенствующаяся система дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RESOURCES POTENTIAL AS A FACTOR OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE AGRARIAN ECONOMY

Development of information and communication technologies in all sectors of the Russian economy and the digital transformation of agriculture have a significant impact on the formation and development of the personnel potential of the industry. In turn, these transformations lead to the fact that human resources are the leading intensive factor in the formation and development of the digital economy of the agricultural sector. In the article, the authors consider the features of the formation of human resources in the conditions of developing information and communication technologies, automation of production and the expansion of the use of digital platforms. The authors note that the digital transformation of the industry will have the greatest impact on workers in mass professions, since the widespread use of new technologies may lead to a decrease in the need for workers engaged in operations that do not require high qualifications. Digitalization may have less impact on mid-level specialists and managers, which will cause the need for them to form new competencies for interacting with digital technologies. The main directions for the development of digitalization of the agricultural sector of the economy are the qualitatively new development of human resources and the modernization and restructuring of the agricultural education system in order to increase the demand for graduates of agricultural universities in the new economic conditions. The engine for the development of the personnel training system for the agro-industrial complex in modern conditions is the institutionally developed and constantly improving system of additional professional education.

Текст научной работы на тему «КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК / UDC 338.43:004:378.43-051

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ

HUMAN RESOURCES POTENTIAL AS A FACTOR OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE AGRARIAN ECONOMY

Бураева E.B., к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика»,

директор Многопрофильного колледжа Buraeva E.V., Candidate of Economics, Associate Professor of the Department "Accounting and Statistics", director of a multidisciplinary college

ФГБОУ ВО «Орловский Государственный аграрный университет имени H.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishme0nt of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia E-mail: [email protected]

Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в современном мире приводит к проникновению цифровизации во все отрасли экономики и социальной сферы общества. В свою очередь данные трансформации приводят к тому, что кадровый потенциал выступает ведущим интенсивным фактором становления и развития цифровой экономики аграрного сектора. В статье автор рассматривает особенности формирования кадрового потенциала в условиях развивающихся информационно-коммуникационных технологий, автоматизации производства и расширения использования цифровых платформ. Наибольшее влияние цифровая трансформация отрасли окажет на работников массовых профессий, поскольку повсеместное применение новых технологий может повлечь за собой снижение потребностей в работниках, занятых на операциях, не требующих высокой квалификации. Меньшее влияние цифровизация может оказать на специалистов среднего уровня и руководителей, что вызовет необходимость формирования у них новых компетенций по взаимодействию с цифровыми технологиями. Таким образом, основные направления развития цифровизации аграрного сектора экономики объективно требуют качественно нового развития кадрового потенциала и, как следствие -модернизации и перестройки аграрного образования, в целях повышения востребованности выпускников аграрных вузов в новых условиях хозяйствования. Двигателем развития системы подготовки кадров для АПК в современных условиях является институционально развитая и постоянно совершенствующаяся система дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: цифровизация, сельское хозяйство, кадровый потенциал, цифровая трансформация, аграрная экономика.

Development of information and communication technologies in all sectors of the Russian economy and the digital transformation of agriculture have a significant impact on the formation and development of the personnel potential of the industry. In turn, these transformations lead to the fact that human resources are the leading intensive factor in the formation and development of the digital economy of the agricultural sector. In the article, the authors consider the features of the formation of human resources in the conditions of developing information and communication technologies, automation of production and the expansion of the use of digital platforms. The authors note that the digital transformation of the industry will have the greatest impact on workers in mass professions, since the widespread use of new technologies may lead to a decrease in the need for workers engaged in operations that do not require high qualifications. Digitalization may have less impact on mid-level specialists and managers, which will cause the need for them to form new competencies for interacting with digital technologies. The main directions for the development of digitalization of the agricultural sector of the economy are the qualitatively new development of human resources and the modernization and restructuring of the agricultural education system in order to increase the demand for graduates of agricultural universities in the new economic conditions. The engine for the development of the personnel training system for the agro-industrial complex in modern conditions is the institutionally developed and constantly improving system of additional professional education. Keywords: digitalization, agriculture, human resources, digital transformation, agriculture.

Введение. Формирование и эффективное использование кадрового потенциала является одним из ведущих элементов цифровой трансформации

аграрного сектора экономики. Именно человеческий капитал выходит на первый план и становится определяющим фактором развития современного сельского хозяйства [1-3]. Успешность процедуры цифровизации аграрного сектора экономики во многом зависит от уровня обеспеченности отрасли кадрами, их научного и интеллектуального потенциала, уровня компетенций в области создания и использования информационно-коммуникационных технологий [3, с.156].

Особую значимость это приобретает в условиях функционирования аграрной экономики, имеющей свою специфику и являющейся одной из ведущих отраслей, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. Это вызывает объективную необходимость исследования особенностей развития кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций в новых условиях хозяйствования.

Цель исследования. При достаточно широком рассмотрении теоретических аспектов формирования и развития кадрового потенциала, проблемы развития кадрового потенциала аграрного сектора экономики в условиях цифровой трансформации сельского хозяйства с точки зрения обеспечения экономической безопасности отрасли, изучены недостаточно полно. Этим и определяется цель исследования: изучить специфику развития кадрового потенциала аграрного сектора экономики в условиях цифровой трансформации отрасли.

Условия, материалы и методы. Проблема изучения кадрового потенциала как фактора цифровой трансформации сельского хозяйства является весьма актуальной и значимой, поскольку позволит выявить основные тенденции, ограничения и перспективы подготовки кадров для цифровой аграрной экономики, а также сформулировать возможные пути преодоления барьеров в развитии кадрового потенциала. Теоретическая и методологическая основа исследования представлена многочисленными публикациями, в которых рассматриваются разнообразные аспекты формирования кадрового потенциала.

Результаты и обсуждения. Поток данных в сельском хозяйстве в настоящее время достаточно интенсивный, в этой связи возникает необходимость получать, обрабатывать, хранить и анализировать информацию, поступающую от разнообразных устройств. Это и всевозможные датчики, позволяющие измерять параметры почвы, особенности вегетации растений, малейшие колебания микроклимата; и беспилотники (дроны), получившие широкое распространении при развитии точечного земледелия; и агротехника, оснащенная программами спутниковой навигации и т.п.

Агропромышленный комплекс заинтересован в повышении производительности и качества выполняемых работ, сокращении затрат на производство, что позволит обеспечить население страны большим количеством сельскохозяйственной продукции, избежать дефицита и голода среди населения, а также обеспечить высокую прибыль от деятельности. В связи с этим возникает необходимость внедрения передовых технологий и оборудования, обеспечения современного наукоемкого производства, сокращения затрат на производство, а также привлечения высококвалифицированных кадров, обладающих конкурентоспособными, цифровыми и профессиональными навыками [2, с.114]. Проведение данных изменений возможно за счет реализации различных государственных программ по внедрению передовых технологий, переходу к цифровой экономике,

осуществление государственного финансирования и предоставление льготного кредитования для сельхозтоваропроизводителей.

Информация и связь Из нее:

Отрасль информационных технологий Телекоммуникации

43.5

75 Э

32.4

Финансовая и страховая деятельность

Профессиональная, научная и техническая деятельность Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги Оптовая и розничная торговля

Операции с недвижимым имуществом

Обеспечение энергией

Образование

Строительство

Обрабатывающая промышленность

Водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений Здравоохранение и социальные услуги

Транспортировка и хранение

Добыча полезных ископаемых

Гостиницы и предприятия общественного питания Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

13.7 |

12.6 |

10.2 1

9.3

□ Специалисты по ИКТ

ЕМ Другие специалисты,

интенсивно использующие ИКТ

0.4

Рисунок - Занятые в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ, по видам экономической деятельности: 2021 (в процентах от численности занятых соответствующего вида экономической деятельности) [4 -5 ]

Основные изменения, проводимые в сельском хозяйстве, направлены на постепенный переход от традиционного сельского хозяйства к цифровому сельскому хозяйству. Несмотря на достаточно широкое распространение цифровых передовых технологий в сельском хозяйстве, существует ряд трудностей, сопровождающих данный процесс на начальном этапе. Одной из основных проблем, препятствующей активному процессу цифровизации отрасли, является недостаточное кадровое обеспечение специалистами, владеющими навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями [6, с. 3].

Однако большая часть 1Т-специалистов работает только в сфере, непосредственно связанной с информационными технологиями, а в сторонних сферах работают обычные рядовые сотрудники, которые обладают минимальным уровнем цифровых навыков, достаточных для работы в данной организации [2, с. 115].

Таким образом, уровень подготовки работников, наличие у них ключевых компетенций в области цифровой экономики являются одним из условий обеспечения экономической эффективности аграрного производства. Постоянное повышение квалификации работников аграрной сферы является в настоящее время обязательным условием эффективного управления и функционирования предприятия.

Выводы. Основные направления развития цифровизации аграрного сектора экономики объективно требуют качественно нового кадрового

потенциала и, как следствие - модернизации и перестройки аграрного образования, в целях повышения востребованности выпускников аграрных вузов в новых условиях хозяйствования. Основным ориентиром при разработке мероприятий по совершенствованию системы аграрного образования должны выступать потребности экономики.

«Атлас новых профессий», созданный при поддержке Агентства стратегических инициатив и центра «Сколково» разработал перечень профессий будущего. Данный проект призван оценивать, в каких технологиях и инновациях приоритетно нуждается общество, и какие специалисты будут востребованы в ближайшей перспективе в целях обеспечения эффективного развития экономики. Разработчики «Атласа новых профессий» прогнозируют появление более 200 новых и исчезновение порядка 60 профессий к 2030 году [7].

Например, в сельском хозяйстве появятся принципиально новые профессии, связанные с владением цифровых компетенций - это агроинформатик, агрокибернетик, оператор автоматизированной сельскохозяйственной техники, сити - фермер, ГМО - агроном, системный биотехнолог [7].

Наряду с этим, как следует из прогноза Минэкономразвития, в ближайшее время, в сельском хозяйстве произойдет снижение спроса на труд. Эксперты связывают это с постепенным наращиванием уровня производительности труда. Это увеличение производительности сопряжено со снижением объема низкоквалифицированного труда в результате внедрения инновационных элементов цифровой экономики [8, с. 110].

Таким образом, к основным направлениям развития кадрового потенциала аграрного сектора экономики в условиях цифровой трансформации сельского хозяйства, на наш взгляд, следует отнести, в первую очередь, повышение квалификации работников аграрного сектора экономики, в форме развития компетенций, связанных с работой в области информационно-коммуникационных технологий. Обучение, по возможности, рекомендуется проводить в он-лайн формате, позволяющем существенно повысить уровень подготовки специалистов без отрыва от производства.

Кроме того, цифровая трансформация сельского хозяйства требует совершенствования и системы агарного образования, ориентации на потребности постоянно трансформирующего рынка труда, учитывая специфику развития цифрового сельского хозяйства. Системы дополнительного профессионального образования являются ключевым звеном в подготовке кадров для цифровой экономики, так как благодаря реализации профессиональных программ осуществляется повышение квалификации работников, обеспечивается соответствие их современным требованиям рынка труда.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Assessment of labor incentive policy in the agro-industrial complex / N.I. Proka, T.I. Gulyaeva, V.I. Savkin, E.Y. Kalinicheva, E.V. Buraeva // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. C. 22020.

2. Бураева E.B. Подготовка кадров для цифровой аграрной экономики: проблемы и перспективы// Вестник аграрной науки. 2021. № 3(90). С. 112-118. - DOI 10.17238/issn2587-666X.2021.3.112. - EDN HTPMPL.

3. Паршутина И.Г., Солодовник А.И., Амелина А.В. Анализ влияния цифровизации и интернета вещей на производительность труда в экономике // Вестник аграрной науки. 2023. № 4 (103) . С. 155- 163. - DOI 10. 17238/ issn2587- 666X. 2023. 4. 155.

4. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2023. - 120 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-7598-2744-3 (в обл.). https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/802513326.pdf

5. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; И60 Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023. - 332 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-7598-2697--2 (в обл.).

6. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы / С.А. Васильковский, Г.Г. Ковалева, Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, T.C. Зинина, П.Б. Рудник. Нац. исслед. унт «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022.

7. Атлас новых профессий Электронный ресурс [режим доступа]: https://new.atlas100.ru/

8. Солодовник А.И., Ловчикова Е.И. Развитие кадрового потенциала АПК в условиях цифровой экономики // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. №8(53). С. 109-115.

REFERENCES

1. Assessment of labor incentive policy in the agro-industrial complex / N.I. Proka, T.I. Gulyaeva, V.I. Savkin, E.Y. Kalinicheva, E.V. Buraeva // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. S.22020.

2. Buraeva Ye.V. Podgotovka kadrov dlya tsifrovoy agrarnoy ekonomiki: problemy i perspektivy // Vestnik agrarnoy nauki. 2021. № 3(90). S. 112-118. - DOI 10.17238/issn2587-666X.2021.3.112.

- EDN HTPMPL.

3. Parshutina I.G., Solodovnik A.I., Amelina A.V. Analiz vliyaniya tsifrovizatsii i interneta veshchey na proizvoditelnost truda v ekonomike // Vestnik agrarnoy nauki. 2023. № 4 (103) . S. 155- 163.

- DOI 10. 17238/ issn2587- 666X. 2023. 4. 155.

4. Tsifrovaya ekonomika: 2023: kratkiy statisticheskiy sbornik / G. I. Abdrakhmanova, S.A. Vasilkovskiy, K.O. Vishnevskiy i dr.; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M. : NIU VShE, 2023. - 120 s. - 300 ekz. - ISBN 978-5-7598-2744-3 (v obl.). https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/802513326.pdf

5. Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2022: statisticheskiy sbornik / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevskiy, L.M. Gokhberg i dr.; I60 Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE, 2023. - 332 s. - 300 ekz. - ISBN 978-5-7598-2697--2 (v obl.).

6. Indeks tsifrovizatsii otrasley ekonomiki i sotsialnoy sfery / S.A. Vasilkovskiy, G.G. Kovaleva, G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevskiy, T.S. Zinina, P.B. Rudnik. Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE, 2022.

7. Atlas novykh professiy Elektronnyy resurs [rezhim dostupa]: https://new.atlas100.ru/

8. Solodovnik A.I., Lovchikova Ye.I. Razvitie kadrovogo potentsiala APK v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki // Ekonomika, trud, upravlenie v selskom khozyaystve. 2019. №8(53). S. 109-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.