Научная статья на тему 'Особенности формирования и реализации программ обучения рабочим профессиям в аграрном вузе'

Особенности формирования и реализации программ обучения рабочим профессиям в аграрном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ КАДРОВ / ДЕФИЦИТ КАДРОВ / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LABOR PROFESSIONS / TRAINING PROGRAMS IN AGRICULTURAL UNIVERSITIES / DEMAND FOR STAFF / SHORTAGE OF STAFF / AGRICULTURAL EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева Т.И., Савкин В.И., Калиничева Е.Ю.

Ситуация на рынке труда поддерживает тенденцию дефицита квалифицированных кадров. Рабочие профессии России все больше востребованы среди работодателей. Получив дополнительную профессию, кандидат на рабочее место с высшим образованием имеет большие шансы занять свободную вакансию. Предмет исследования - особенности формирования и реализации программ обучения рабочим профессиям в аграрном вузе. Объектом исследования является система дополнительного образования, обеспечивающая удовлетворение потребности экономики в рабочих профессиях. Цель работы - провести анализ формирования и реализации программ обучения рабочим профессиям, выявить существенные предпосылки, обеспечивающие положительную динамику удовлетворения потребностей в рабочих кадрах. Методологическая база исследования основывается на синтезе различных подходов, в рамках изучения реализации дополнительного образования, что дает основания для глубокого и многогранного исследования особенностей подготовки рабочих кадров в аграрных ВУЗах. Использованы в исследовании методы - анализ, синтез, дедукция и аналогия. Установлены причины, которые привели к острому дефициту рабочих кадров, что позволило адекватно и верно оценить перспективы таких специальностей, а также предложить основные методические образовательные подходы. Рассматривается специфика формирования и реализации программ обучения рабочим профессиям в Орловском государственном аграрном университете имени Н.В. Парахина, в первую очередь, направленная на удовлетворение потребности региона в кадрах и развивающая способности человека. Предлагается формирование и реализацию программ рабочих профессий осуществлять на основе индивидуальной учебной траектории, адаптированной под конкретные требования заказчика, с учетом имеющихся у слушателя квалификации и уровня образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF TRAINING PROGRAMS FOR VOCATIONAL PROFESSIONS IN THE AGRARIAN UNIVERSITY

The situation on the labour market supports the trend of a shortage of qualified staff. Vocational professions in Russia are in demand among employers. Having obtained an additional profession, a candidate for a workplace with higher education has a greater opportunity to take a vacant position. The subject of this research is the features of the formation and implementation of training programs for vocational professions in the agrarian university. The object of the research is the system of vocational education that responds to the demand of the economy in the vocational professions. The objective of this research is to analyze the formation and implementation of training programs for vocational professions, to identify the significant prerequisites that provide a positive dynamics that responds to the demand in the vocational professions. The methodological basis of the research is based on the synthesis of various approaches, within the framework of studying the implementation of vocational education, which provides grounds for a deep and multifaceted study of the features of training workers in the agrarian universities. The methods used in the study are analysis, synthesis, deduction and analogy. The reasons that led to the severe shortage of workforce are identified, which allows to assess the prospects of such professions adequately and correctly, as well as to offer basic methodological educational approaches. The article studies the specifics of the formation and implementation of training programs for vocational professions at the Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin, primarily aimed at responding to the regional demand in workforce and developing human abilities. It is proposed to create and implement programs for vocational professions based on an individual educational trajectory which is adapted to the specific requirements of the customer, taking into account the student's qualifications and level of education.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и реализации программ обучения рабочим профессиям в аграрном вузе»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК / UDC 378.141:331.543-057.21:378.663

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

FEATURES OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF TRAINING PROGRAMS FOR VOCATIONAL PROFESSIONS IN THE AGRARIAN UNIVERSITY

Гуляева Т.И., доктор экономических наук, профессор, врио ректора Gulyaeva T.I., Doctor of Economic Sciences, Professor, Acting Rector Савкин В.И., доктор экономических наук, профессор, директор института дополнительного образования Savkin V.I., Doctor of Economic Sciences, Professor, Director of the Institute of Extended Education Калиничева Е.Ю., доктор экономических наук, профессор Kalinicheva E.Yu., Doctor of Economic Sciences, Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin», Orel, Russia

E-mail: rector@orelsau.ru

Ситуация на рынке труда поддерживает тенденцию дефицита квалифицированных кадров. Рабочие профессии России все больше востребованы среди работодателей. Получив дополнительную профессию, кандидат на рабочее место с высшим образованием имеет большие шансы занять свободную вакансию. Предмет исследования - особенности формирования и реализации программ обучения рабочим профессиям в аграрном вузе. Объектом исследования является система дополнительного образования, обеспечивающая удовлетворение потребности экономики в рабочих профессиях. Цель работы - провести анализ формирования и реализации программ обучения рабочим профессиям, выявить существенные предпосылки, обеспечивающие положительную динамику удовлетворения потребностей в рабочих кадрах. Методологическая база исследования основывается на синтезе различных подходов, в рамках изучения реализации дополнительного образования, что дает основания для глубокого и многогранного исследования особенностей подготовки рабочих кадров в аграрных ВУЗах. Использованы в исследовании методы - анализ, синтез, дедукция и аналогия. Установлены причины, которые привели к острому дефициту рабочих кадров, что позволило адекватно и верно оценить перспективы таких специальностей, а также предложить основные методические образовательные подходы. Рассматривается специфика формирования и реализации программ обучения рабочим профессиям в Орловском государственном аграрном университете имени Н.В. Парахина, в первую очередь, направленная на удовлетворение потребности региона в кадрах и развивающая способности человека. Предлагается формирование и реализацию программ рабочих профессий осуществлять на основе индивидуальной учебной траектории, адаптированной под конкретные требования заказчика, с учетом имеющихся у слушателя квалификации и уровня образования. Ключевые слова: рабочие профессии, программы обучения в аграрном вузе, востребованность кадров, дефицит кадров, аграрное образование, дополнительное образование.

The situation on the labour market supports the trend of a shortage of qualified staff. Vocational professions in Russia are in demand among employers. Having obtained an additional profession, a candidate for a workplace with higher education has a greater opportunity to take

a vacant position. The subject of this research is the features of the formation and implementation of training programs for vocational professions in the agrarian university. The object of the research is the system of vocational education that responds to the demand of the economy in the vocational professions. The objective of this research is to analyze the formation and implementation of training programs for vocational professions, to identify the significant prerequisites that provide a positive dynamics that responds to the demand in the vocational professions. The methodological basis of the research is based on the synthesis of various approaches, within the framework of studying the implementation of vocational education, which provides grounds for a deep and multifaceted study of the features of training workers in the agrarian universities. The methods used in the study are analysis, synthesis, deduction and analogy. The reasons that led to the severe shortage of workforce are identified, which allows to assess the prospects of such professions adequately and correctly, as well as to offer basic methodological educational approaches. The article studies the specifics of the formation and implementation of training programs for vocational professions at the Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin, primarily aimed at responding to the regional demand in workforce and developing human abilities. It is proposed to create and implement programs for vocational professions based on an individual educational trajectory which is adapted to the specific requirements of the customer, taking into account the student's qualifications and level of education.

Key words: labor professions, training programs in agricultural universities, demand for staff, shortage of staff, agricultural education, vocational education.

Введение. Существенный провал в подготовке рабочих кадров и низкая востребованность в течение последних пятнадцати лет привели к дефициту специалистов, что обусловило сегодня популярность рабочих профессий на рынке труда. Рабочие профессии являются основополагающими для получения прибыли в любом секторе экономики. Специалисты с высшим образованием (юридическим, экономическим и др.) не могут знать всех тонкостей производственного процесса, поэтому даже при всём их желании они не смогут осуществлять большую часть рабочих функций. Аграрный сектор экономики, базирующийся в первую очередь на выполнении технологических операций, призванных обеспечивать продовольственную безопасность государства, в большей степени зависим от наличия высококвалифицированных рабочих кадров. Рабочие профессии в аграрном секторе экономики являются «несущим каркасом», формирующим устойчивое развитие сельских территорий (большей части территории страны).

В научном дискурсе о конкурентоспособности российской экономики и профессионального образования утвердилось понимание того, что преимущества на рынке труда определяются, в том числе, многообразием путей приобретения и применения профессиональных квалификаций [1]. Зарубежный опыт оценки профессиональной компетентности и признания профессионального опыта подтверждает, что, кроме квалификаций, работник должен иметь личные качества и способности, обеспечивающие ему наилучшее выполнение требуемой работы на определенном рабочем месте. Специфика подготовки кадров рабочих профессий в аграрном образовании указывает также на имеющиеся проблемы привлечения молодых специалистов в сельскую местность, что связано с невысокой оплатой труда, отсутствием инфраструктуры и т.п. [2, 3]. По нашему мнению, все это должно учитываться при формировании и реализации программ обучения рабочим профессиям в аграрном вузе. Востребованность и конкурентоспособность должны быть главными факторами, определяющими навыки, приобретаемые обучающимися в процессе подготовки.

Цель исследований - анализ формирования и реализации программ обучения рабочим профессиям, выявление существенных предпосылок, обеспечивающих положительную динамику удовлетворения потребностей общества в рабочих кадрах.

Условия, материалы и методы. Условия исследования определяются системой функционирования образовательной среды, её внутренними особенностями, формирующими реализацию программ обучения рабочим профессиям. Исследования основываются на синтезе различных подходов, в рамках изучения реализации дополнительного образования с использованием в исследовании основных научных методов - анализ, синтез, дедукция и аналогия.

Результаты и обсуждение. Федеральные государственные стандарты профессионального образования нового поколения построены на компетентностном подходе, при котором образовательное учреждение обеспечивает не столько набор определенных дисциплин, сколько приобретение обучающимися востребованных компетенций и в первую очередь - способности самостоятельно добывать и применять знания, а также использовать умения, навыки и личностные качества в профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, в том числе, при решении нестандартных задач [4]. Вместе с тем стоит выделить причины, которые сдерживали в последние годы и все еще продолжают сдерживать приобретение обучающимися соответствующих компетенций и тем самым приводят к дефициту рабочих профессий в аграрном секторе экономики:

- низкий уровень оплаты труда, демотивирующий получение соответствующего образования;

- трудовая миграция, в результате которой отечественные кадры стали менее конкурентоспособны по уровню оплаты труда;

- недостаток образовательных учреждений и отсутствие государственного заказа, стимулирующего подготовку рабочих профессий;

- диспропорции в оплате труда рабочих профессий.

Практическая деятельность по минимизации сдерживающих факторов в приобретение обучающимися новых компетенций может базироваться на следующих подходах в обучении рабочим профессиям:

- личностный подход - рассмотрение общественной деятельности и творческой сущности личности как перцепции помогающую человеку объективно воспринимать и преобразовывать информацию;

- деятельностный подход - развитие уважения к трудовой деятельности, стремление ею заниматься в определенных областях жизнедеятельности;

- целостный подход - ориентации на интегративные (целостные) характеристики обучающегося.

Большинство аграрных вузов в настоящее время осуществляют обучение слушателей рабочим профессиям в рамках дополнительного образования, что является неотъемлемой частью многоуровневой системы образования, обеспечивающей должный уровень востребованности выпускников. Неформальный подход к формированию программ обучения рабочим профессиям в аграрных вузах обеспечивается освоением международных стандартов WorldSkills International как формата оценки освоенных квалификаций. Наиболее привлекательными аспектами системы WorldSkills можно считать публичность и эффектную организационную форму оценочных процедур. В 2019 году мировой чемпионат по стандартам WorldSkills, который проходил с 22 по 27 августа в Казани, собрал молодых профессионалов из 25

стран. В конкурентную борьбу на мировой арене вступили более 1300 конкурсантов, соревнующихся в 56 компетенциях. Сборную России представляли 14 девушек и 49 юношей в возрасте от 18 до 25 лет из 25 регионов страны. Наглядным примером эффективной системы подготовки рабочих профессий в Орловском ГАУ является то, что студент университета Д. Шмыдов стал одним из лучших в мире в своей компетенции (бронзовый призёр чемпионата мира по профмастерству Worldskills Kazan 2019) [5-7].

В Институте дополнительного образования Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина рабочие профессии за три года (2016-2018) получили более тысячи человек, а существенно возрос спрос по этим программам в 2018 году. Показательным является тот факт, что 2/3 получивших рабочие профессии - студенты вуза, а 1/3 - обучались по направлениям центров занятости, организаций или по личной инициативе (рис. 1).

1550

382

354

414

425

обучающиеся Орловского ГАУ 70%

лица 30%

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019г. 2016-2019 гг.

Рисунок 1 - Подготовка слушателей по программам рабочих профессий в Орловском государственном аграрном университете, 2016-2019 гг.1

Стоит отметить, что в число наиболее востребованных рабочих профессий входят: каменщик, облицовщик-плиточник, штукатур, водитель автомобиля, тракторист, дизайнер, флорист, сварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и др., которые формируют топ-50 наиболее востребованных профессий не только в Орловской области, но и в России (табл.). Примечательно, что в последнее время возрос спрос на такие профессии, как: дизайнер, макетчик художественных интерьеров, монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, садовник, слесарь-сантехник. Данная тенденция указывает на то, что формирование и реализация программ обучения рабочим профессиям на сегодня должны обеспечивать освоение обучающимися новых высокотехнологичных компетенций с учетом профессиональных стандартов.

1 Источник: ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

Таблица - Численность слушателей по программам обучения рабочим профессиям в институте дополнительного образования Орловского ГАУ2_

Наименование программы Годы

2016 2017 2018 2019

Дизайнер предметно-пространственной среды интерьера - - 16 -

Каменщик 9 14 10 8

Кинолог 48 22 - 35

Макетчик художественных макетов - - 6 -

Маляр строительный 9 -

Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха - - 8 17

Облицовщик-плиточник 0 13 - -

Оператор электронно-вычислительных машин 22 12 28 20

Подготовка водителей транспортных средств категории «А» - 8 28 29

Подготовка водителей транспортных средств категории «В» 125 56 22 68

Пчеловод 11 - - -

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий - - 85 -

Садовник - - 11 14

Слесарь-сантехник - 11 20 25

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категорий «В», «С», «й», «Е», «Р» 72 80 94 159

Флорист 11 40 18 10

Штукатур 23 33 24 12

Электрогазосварщик 3-го разряда 54 55 25 28

Электромонтер по ремонту обслуживанию и электрооборудования 7 10 10 -

Согласно Трудовому Кодексу РФ (ст. 195.1 ТК РФ) профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Профессиональные стандарты в системе дополнительного образования, обеспечивающие подготовку рабочих профессий, - основополагающий документ, который определяет трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью, а также требования к его опыту и знаниям [8].

Переподготовка кадров является одним из наиболее эффективных путей повышения мобильности и конкурентоспособности молодых специалистов. В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, важным и актуальным является вопрос о качестве образования и его влиянии на трудоустройство выпускников [9]. Реализация программ обучения рабочим профессиям в аграрном вузе должна основываться на индивидуальной учебной траектории, адаптированной под конкретные требования заказчика (организации или

2 Источник: ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

физического лица), с учетом имеющихся у слушателя квалификации и уровня образования (рис. 2). Формирование современных профессиональных навыков у обучающихся осуществляется на основе принципа постоянного улучшения при проведении оценки результативности подготовки с последующей корректировкой этапов реализации программ обучения и является базовым условием, гарантирующим конкурентоспособность рабочих профессий.

планирование

Целеполагание обучения

Установление потребностей

Определение форм обучения

контроль

VIII. Оценка результативности

VII. Контроль

организация IV.

Методическое обеспечение

обеспечение реализации профессиональных навыков

мотивация

VI. Обучение Мотивация преподавателей и слушателей

V. Ресурсное обеспечение обучения

Рисунок 2 - Процесс формирования и реализации программ обучения рабочим профессиям в Институте дополнительного образования Орловского ГАУ3

Выводы. Таким образом, формирование и реализация программ обучения рабочим профессиям в аграрном вузе должны максимально учитывать потребности экономики; быть адаптированным к условиям и специфике субъектов и объектов труда; обеспечивать получение современных знаний с учетом имеющегося передового опыта в соответствующих направлениях; содействовать повышению конкурентоспособности кадров, прошедших обучение. Работодателю в большей степени важно не то, что знает выпускник вуза, а то насколько успешно он сможет выполнять свои функции. Профессионализм базируется на модели, квинтэссенцией которой является «знание-умение-опыт», развивающей способности человека.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И.В. Абанкина, A.A. Беликов, О.С. Гапонова, Ф.Ф. Дудырев, Ю.Н. Корешникова, И.А. Коршунов, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, А.К. Нисская, Д.П. Платонова, П.С. Сорокин, Б.М. Таловская, И.Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ. 2017. 112 с.

2. Лайл М. Сненсер-мл., Сайл М. Спенсер. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO. 2005. 384с.

3. Полухина М.Г., Савкин В.И. Проблема привлечения молодых специалистов сферы образования в сельскую местность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. № 2 (359). С. 364-376.

3 Источник: Разработано авторами

4. Кудашова В.В Анализ опыта создания в России систем оценки профессиональной компетентности по рабочим профессиям // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 6 (160). С. 40-44.

д. Интернет-сайт Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» // URL: https://worldskills.ru/ (дата обращения: 09.10.2019).

6. Ефимова С.А., Посталюк Н.Ю. Российские практики оценки квалификаций по рабочим профессиям (результаты сравнительного анализа) // Среднее профессиональное образование. 2019. № 6. С. 27-35.

7. Официальный сайт ФГБОУ ВО Орловский ГАУ // URL: http://www.orelsau.ru/about/news/daniil-shmydov-ya-veril-v-svoyu-pobedu/ (дата обращения: 11.10.2019).

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/ (дата обращения: 11.10.2019)

9. Гуляева Т.И., Калиничева Е.Ю., Климова С.П. Совершенствование подготовки инновационно-ориентированных кадров для агропромышленного комплекса // Аграрная Россия. 2019. № 2. С. 30-37.

REFERENCES

1. Globalnaya konkurentosposobnost rossiyskogo obrazovaniya. Materialy dlya diskussii / I.V. Abankina, A.A. Belikov, O.S. Gaponova, F.F. Dudyrev, Yu.N. Koreshnikova, I.A. Korshunov, S.G. Kosaretskiy, T.A. Mertsalova, A.K. Nisskaya, D.P. Platonova, P.S. Sorokin, B.M. Talovskaya, I.D. Frumin; Natsionalnyy issledovatelskiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. M.: NIU VShE. 2017. 112 s.

2. Layl M. Snenser-ml., Cayl M. Spenser. Kompetentsii na rabote. Per. s angl. M.: HIPPO. 2005. 384s.

3. Polukhina M.G., Savkin V.I. Problema privlecheniya molodykh spetsialistov sfery obrazovaniya v selskuyu mestnost // Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost. 2018. T. 14. № 2 (359). S. 364-376.

4. Kudashova V.V Analiz opyta sozdaniya v Rossii sistem otsenki professionalnoy kompetentnosti po rabochim professiyam // Uroven zhizni naseleniya regionov Rossii. 2011. № 6 (160). S. 40-44.

5. Internet-sayt Soyuza «Molodye professionaly (Vorldskills Rossiya)» // URL: https://worldskills.ru/ (data obrashcheniya: 09.10.2019).

6. Yefimova S.A., Postalyuk N.Yu. Rossiyskie praktiki otsenki kvalifikatsiy po rabochim professiyam (rezultaty sravnitelnogo analiza) // Srednee professionalnoe obrazovanie. 2019. № 6. S. 27-35.

7. Ofitsialnyy sayt FGBOU VO Orlovskiy GAU // URL: http://www.orelsau.ru/about/news/daniil-shmydov-ya-veril-v-svoyu-pobedu/ (data obrashcheniya: 11.10.2019).

8. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 02.08.2019) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/ (data obrashcheniya: 11.10.2019)

9. Gulyaeva T.I., Kalinicheva Ye.Yu., Klimova S.P. Sovershenstvovanie podgotovki innovatsionno-orientirovannykh kadrov dlya agropromyshlennogo kompleksa // Agrarnaya Rossiya. 2019. № 2. S. 30-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.