Научная статья на тему 'Развитие и совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Киргизской Республики по предупреждению массовых беспорядков'

Развитие и совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Киргизской Республики по предупреждению массовых беспорядков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
органы внутренних дел / массовые беспорядки / массовые мероприятия / правовое обеспечение / права и свободы человека и гражданина / internal affairs bodies / mass riots / mass events / legal support / human and civil rights and freedoms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саидов Фархад Зирофович, Зайырбекова Айчурок Акжолтоевна

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Киргизской Республики по предупреждению массовых беспорядков. На основе анализа зарубежного опыта правового обеспечения деятельности органов внутренних дел (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан и Российской Федерации) сформулированы предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Киргизской Республики в данном направлении и внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Киргизской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саидов Фархад Зирофович, Зайырбекова Айчурок Акжолтоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and Improvement of Legal Regulation for the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Kyrgyz Republic to Prevent Mass Riots

The article deals with the problems of legal support for the activities of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic to prevent mass riots. Based on the analysis of foreign experience in the legal support of the activities of the internal affairs bodies (the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation), proposals have been formulated to improve the activities of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic in this direction and to introduce amendments and additions to the normative legal acts of the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «Развитие и совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Киргизской Республики по предупреждению массовых беспорядков»

Развитие и совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Киргизской Республики по предупреждению

массовых беспорядков

саидов фархад зирофович,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России), кандидат юридических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д.8 E-mail: saidovfz31@mail.ru

зайырбекова айчурок акжолтоевна,

преподаватель кафедры общественно-политических

дисциплин и психологии, кандидат психологических наук Академия МвД Киргизской Республики имени генерал-майора милиции Э. Алиева, Киргизская Республика, г. Бишкек, ул. Чокана Валиханова, д. 1а E-mail: aa_navsegda@mail.ru

Development and Improvement of Legal Regulation for the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Kyrgyz Republic to Prevent Mass Riots

SAiDov FARHAD ZiRoFovicH,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia), Candidate of Law

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi and Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: saidovfz31@mail.ru

zaíyrbekova aíchurok akzholtoevna,

Lecturer at the Department of Social and Political Disciplines and Psychology, Candidate of Psychology Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic named after Major-General of Militia E. Aliyev Kyrgyz Republic, Bishkek, Chokan Valikhanov St., 1a E-mail: aa_navsegda@mail.ru

удк 351.75

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Киргизской Республики по предупреждению массовых беспорядков. На основе анализа зарубежного опыта правового обеспечения деятельности органов внутренних дел (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан и Российской Федерации) сформулированы предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Киргизской Республики в данном направлении и внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Киргизской Республики.

Ключевые слова и словосочетания: органы внутренних дел; массовые беспорядки; массовые мероприятия; правовое обеспечение; права и свободы человека и гражданина.

Annotation. The article deals with the problems of legal support for the activities of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic to prevent mass riots. Based on the analysis of foreign experience in the legal support of the activities of the internal affairs bodies (the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation), proposals have been formulated to improve the activities of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic in this direction and to introduce amendments and additions to the normative legal acts of the Kyrgyz Republic.

Keywords and phrases: internal affairs bodies; mass riots; mass events; legal support; human and civil rights and freedoms.

Конституцией Киргизской Республики (далее — КР) определено, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований1. Но в настоящее время нередки случаи, когда мирные собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования перерастают в массовые беспорядки. Массовые беспорядки, произошедшие на территории КР в 2002, 2005, 2010 и 2020 г. привели к негативным последствиям.

Массовые беспорядки — это неправомерное действие группы людей, посягающих на общественную безопасность [3, с. 101—105], сопровождающееся насилием, погромами, поджогами, уничтожением и порчей имущества, оказанием вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов [4, с. 5].

Отличительными чертами массовых беспорядков, произошедших на территории КР, являются жестокость действий участников; пренебрежение нормами морали; причинение значительного материального ущерба как частной, так и государственной (муниципальной) собственности; политизация действий; материально-техническая оснащенность и профессионализация действий участников.

Массовые беспорядки, которые имели место на территории КР, в зависимости от причин возникновения можно классифицировать на следующие виды: социально-экономические; межнациональные; возникшие в ходе проведения массовых мероприятий (мирные собрания, ми-

1 Конституция Киргизской Республики: принята референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 г.: введена в действие

5 мая 2021 г. // Централизованный банк данных правовой информации Киргизской Республики. URL: https://cbd.minjust.gov. kg/1-2/edition/1202952/ru (дата обращения: 10.01.2024).

тинги, шествия, демонстрации и пикетирования); политические.

По нашему мнению, изучение причин массовых беспорядков требует научного исследования с привлечением специалистов в области социологии, политологии, психологии и юриспруденции. Многие ученые в своих исследованиях неоднократно отмечали, что основной причиной массовых беспорядков является недостаточная профилактическая работа среди населения компетентными органами (увеличение карательных мер в ущерб профилактическим мероприятиям, нарушение законности и ослабление мер борьбы с преступностью) [1].

В теории и методологии современного государственного управления важным элементом обеспечения принципа верховенства закона является реализация норм права [11, с. 4—6]. В силу специфики деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности в государстве нормы права должны быть совершенны и механизм реализации этих норм должен обеспечить сотрудникам ОВД четкое выполнение задач как в обычное время, так и в особых условиях [2, с. 71; 5, с. 134].

Правоприменительный опыт деятельности органов внутренних дел КР показывает, что совершенство норм права позволяет слаженно организовать и дисциплинировать сотрудников ОВД. Кроме того, необходимо признать, что организующая и регулирующая роль права имеет первостепенное значение, так как принятие и реализация оперативных решений позволяет своевременно пресекать внутренние волнения и массовые беспорядки [7, с. 28—37].

В настоящее время органы внутренних дел выступают основным субъектом обеспечения

общественного порядка и безопасности. Соответственно, общество правомерно требует от Жогор-ку Кенеша (парламента) КР совершенствования правовых основ деятельности в области обеспечения общественного порядка и безопасности. Органы внутренних дел являются не только основным исполнителем, но и инициатором ряда организационных (оперативно-профилактических) мероприятий, задача которых — создание благоприятных условий проведения массовых публичных мероприятий.

Далее рассмотрим зарубежный опыт правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по предупреждению массовых беспорядков, в частности в Республике Беларусь (далее — РБ), Республике Казахстан (далее — РК), Республике Узбекистан (далее — РУ) и Российской Федерации (далее — РФ).

В РБ с 2021 г. за распространение недостоверной информации в социальных сетях предусмотрена административная ответственность, а в отдельных случаях уголовная ответственность. При этом стоит отметить, что установление уголовной ответственности за распространение ложной информации в большинстве случаев носит превентивный характер. В РК с 2023 г. предусмотрена административная ответственность за публикацию недостоверной информации. По нашему мнению, новые законодательные нормы позволяют правоохранительным органам РБ и РК своевременно реагировать и проводить превентивные меры, что является более целесообразным, чем пресекать и ликвидировать последствия массовых беспорядков.

Интересным представляется опыт деятельности РУ по предупреждению массовых беспорядков, в Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности1 предусмотрена административная ответственность за распространение ложной информации, которая угрожает общественному порядку и общественной безопасности, а в случае рецидива правонарушения наступает уголовная ответственность.

Что касается правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД РФ) по предупреждению массовых беспорядков, то Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»2 подробно регламентирует порядок проведения мероприятий с указанием прав

1 Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности : утв. Законом Республики Узбекистан от 22 сентября1994 г. № 2015-XII // FMC : сайт. URL: http://fmc.uz/legisl.php?id=k_adm (дата обращения: 10.01.2024).

2 О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // СПС Кон-сультантПлюс (дата обращения: 10.01.2024).

и обязанностей организаторов и участников, а также полномочий органов публичной власти по недопущению противоправных действий митингующих.

Любое проводимое публичное мероприятие согласно законодательству РФ должно иметь организатора, взявшего на себя обязательство его проведения.

18 марта 2019 г. были приняты федеральные законы № 31-Ф3 «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусмотревшие ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния.

По нашему мнению, новые законодательные нормы позволяют правоохранительным органам своевременно реагировать и осуществлять превентивные меры. Кроме того, опубликованная в сети недостоверная информация может быть незамедлительно заблокирована Роскомнадзором. При этом федеральный уполномоченный орган обязательно направляет уведомление редакции об удалении недостоверной информации с сайта, а в случае непринятия мер Роскомнадзор принимает решение о блокировке сайта.

Кроме того, в РФ предусмотрена административная ответственность за публикацию недостоверной информации.

Опыт деятельности правоохранительных органов РФ показывает, что принятые нормы успешно реализуются в практической деятельности и в целом позволяют урегулировать общественные отношения в данном направлении.

Таким образом, важно отметить, что нормы закона о фейковых новостях в РФ работают, несмотря на сложность привлечения к ответственности всех граждан, распространяющих недостоверную информацию в социальных сетях [9, с. 85—92]. По нашему мнению, в последующем технология выявления злостных распространителей ложной

информации будет совершенствоваться с учетом технической оснащенности правоохранительных органов.

Сотрудники полиции органов внутренних дел Российской Федерации в целях обеспечения общественного порядка наделены довольно широким кругом государственно-властных полномо-чий1 и мерами административного принуждения2: требовать от участников массового беспорядка прекратить совершение преступления и правонарушения; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие; доставлять, проверять и подвергать административному задержанию участников массовых беспорядков; изымать вещественные доказательства и документы; осуществлять привод.

Территориальные органы МВД России в рамках двухсторонних соглашений на постоянной основе совместно с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, администрациями предприятий (организаций и учреждений), лидерами профсоюзов проводят комплекс организационных мероприятий предупредительного характера [8, с. 46]. Также стоит отметить, что нормативная правовая база системы МВД России направлена, во-первых, на совершенствование профессионального мастерства сотрудников ОВД; во-вторых, на изучение тактических приемов предупреждения и пресечения массовых беспорядков; в-третьих, обеспечение психологической готовности3 полицейских своевременно решать задачи, возникающие в процессе выполнения функциональных обязанностей.

Таким образом, российский опыт предупреждения массовых беспорядков отличается жестким набором требований к порядку проведения массовых мероприятий и детальным описанием полномочий сотрудников полиции.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости учета зарубежного опыта правового обеспечения деятельности органов внутренних дел РБ, РК, РУ и РФ. С этой целью Закон КР «О мирных собраниях»4, на наш взгляд, целесообразно дополнить нормой, предусматри-

1 О полиции: Федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.01.2024).

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 10.01.2024).

3 Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900.

4 О мирных собраниях: Закон Киргизской Республики от 23 мая

2012 г. № 64 // Централизованный банк данных правовой ин-

формации Киргизской Республики. URL: https://cbd.minjust.gov. kg/203664/edition/713354/ru (дата обращения: 10.01.2024).

вающей обязанности организаторов массового мероприятия, в частности:

1) соблюдать условия проведения мероприятия, которые были отражены в уведомлении;

2) требовать прекращения нарушения закона от участников мероприятия и соблюдать общественный порядок;

3) приостанавливать или прекращать публичное мероприятие в случае совершения противоправных действий (бездействий);

4) принимать меры по недопущению превышения количества участников мероприятия, указанного в уведомлении, если это превышение создает угрозу общественному порядку и безопасности;

5) обеспечивать сохранность имущества (частного, муниципального и государственного) и зеленых насаждений на месте проведения мероприятия.

В случае неисполнения своих обязанностей организатор мероприятия несет гражданско-правовую ответственность.

В Законе КР «О средствах массовой информации»5 и Кодексе КР о правонарушениях6 предлагается предусмотреть административную ответственность за публикацию недостоверной информации.

Также авторы поддерживают точку зрения о целесообразности создания единой электронной базы организаторов массовых мероприятий при МВД КР.

Кроме того, необходимо проводить совместные мероприятия с институтами гражданского общества по правовому просвещению как граждан, так и сотрудников органов внутренних дел [10, с. 276—280]. Данное направление является важной частью повышения профессионализма сотрудника. Немаловажное значение имеет психологическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел своевременно решать задачи, возникающие в процессе выполнения функциональных обязанностей [6, с. 96—103]. Деятельность сотрудников органов внутренних дел должна быть направлена на изучение тактических приемов предупреждения и пресечения массовых беспорядков, с этой целью на постоянной основе рекомендуется проводить учения совместно с другими заинтересованными органами и организациями, как правильно и слаженно действовать при массовых беспорядках.

5 О средствах массовой информации: Закон Киргизской Республики от 2 июля 1992 г. № 938-XII // Централизованный банк данных правовой информации Киргизской Республики. URL: https://cbd. minjust.gov.kg/4-780/edition/1273555/ru (дата обращения: 10.01.2024).

6 Кодекс Киргизской Республики о правонарушениях от 28 октября 2021 г. № 128 // Централизованный банк данных правовой информации Киргизской Республики. URL: https://cbd.minjust.gov. kg/3-36/edition/2102/ru (дата обращения: 10.01.2024).

Список литературы:

1. Адилов А. Н. Теоритические основы функционирования системы охраны общественного порядка в КР (на материалах КР и РФ): монография. М., 2007.

2. Алексеев С. Н, Уваров М. А. К вопросу о правовом механизме обеспечения общественной безопасности // Аграрное и земельное право. 2023. № 11 (227).

3. Вдовиченко К.. /.Понятие массовых беспорядков // Современные проблемы уголовной политики: материалы V Международной научно-практической конференции: в 3 т. / под ред. А. Н. Ильяшенко. Краснодар, 2014. Т. 2.

4. Григорьев В. Н. Расследование массовых беспорядков в условиях чрезвычайного положения. М., 1992.

5. Джакишев А. У. Деятельность милиции Кир-гизстана: проблемы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью: дис ... д-ра юрид. наук. М., 2007.

6. Зайырбекова А. А. Эмоциональный интеллект в деятельности сотрудников органов внутренних дел Киргизской Республики // Прикладная психология и педагогика. 2023. Т. 8. № 1.

7. Майдыков А. Ф. Проблемы совершенствования управления органами внутренних дел в особых условиях // Проблемы повышения готовности органов внутренних дел в охране общественного порядка и безопасности в особых условиях: сборник статей. М., 1990.

8. Майдыков А. Ф, Демин В. Г., Махаков Б. Д. Деятельность органов внутренних дел по противодействию правонарушениям социально-политического характера // Угрозы и безопасность. 2012. № 43 (184).

9. Мищенко С. А, Осташевский А. В., Крайних И. Г. Фейковые новости в российских интернет-СМИ: правовое регулирование // Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. Т. 12. № 2.

10. Кадырова Ч. А, Зайырбекова А. А. Профилактика профессиональной деформации сотрудников ОВД КР // Российская девианто-логическая панорама: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции / сост. А. А. Жаворон-кова, О. С. Кравченко. СПб., 2023.

11. Чиркин В. Е. О понятии «ветвь государственной власти» // Право и политика. 2003. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.