SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULA TION OPREA TIVNO-INVESTIGA TIVE SOFTWARE EXECUTION OF THE PENALTY OF DEPRIVATION OF LIBERTY
I.A. Ivankov, I.B. Kazak This article discusses the legal regulation of operational-investigative enforcement of sentences of imprisonment and suggests ways to address them.
Keywords: operativno-investigative activity, institutions executing punishment operational
units.
Ivankov I.A., candidat jurid. science, docent, [email protected], (Russia, Ryazan, Russian Academy of FSIN)
Kazak I.B., candidat jurid. science, docent, [email protected], (Russia, Ryazan, Russian Academy of FSIN)
УДК 343
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ВНУТРЕННИХ ВОЛНЕНИЙ И БЕСПОРЯДКОВ
И.Р. Кадыркулов
В статье рассматривается и анализируется ряд нормативно-правовых актов Кыргызской Республики, обеспечивающие деятельность органов и подразделений МВД Кыргызской Республики по предупреждению и пресечению внутренних волнений и беспорядков
Ключевые слова: предупреждение, пресечение, внутренние волнения, беспорядки, органы и подразделения Министерства внутренних дел.
Эффективность управленческой деятельности органов и подразделений МВД Кыргызской Республики всех уровней во многом зависит от надлежащей правовой обеспеченности (урегулированности) деятельности их должностных лиц, их отношений с другими субъектами охраны общественного порядка и общественной безопасности. Чем совершеннее нормы права и механизмы их применения, тем полнее обеспечено верховенство закона, увереннее и результативнее действуют должностные лица, как в обычных, так и в особых условиях.
Регулирующая, дисциплинирующая и организующая роль права еще более усиливается в особых условиях, так как без четкого правового регулирования (обеспечения) значительно повышается степень риска принятия и реализации ошибочных управленческих решений, цена которых в данной обстановке исключительно велика.
Как отмечено в Указе Президента Кыргызской Республики [1], «выполняя важнейшую государственную функцию по защите жизни, здоровья, прав и
свобод граждан, решая первоочередные задачи противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности органы внутренних дел (ОВД) требуют дальнейшего совершенствования своей структуры, организации деятельности, соответствующего кадрового, финансового и материально -технического обеспечения».
Законодательные и иные нормативные правовые акты, обеспечивающие (регулирующие) деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД Кыргызской Республики в особых условиях, весьма различны по своей юридической природе, времени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности, степени регулятивного воздействия на решение возникающих задач и образуют свою систему, называемую нами системой чрезвычайного законодательства, которая может быть представлена следующим образом:
1. Конституция Кыргызской Республики.
2. Законы Кыргызской Республики.
3. Указы и распоряжения Президента Кыргызской Республики.
4. Постановления и распоряжения Правительства Кыргызской Республики.
5. Нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Кыргызской Республики и совместные с другими министерствами и ведомствами (приказы, наставления, инструкции, уставы, директивы и др.).
Как отмечалось ранее, статья 1 Конституции Кыргызской Республики [2], в частности, провозглашает то, что Кыргызстан является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством.
Статья 31 Конституции Кыргызской Республики определяет, что каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него.
В мае 2012 года вступил в силу Закон Кыргызской Республики «О мирных собраниях» [3], который стал по-новому регулировать общественные отношения, связанные с реализацией права каждого на мирные собрания. Важным нововведением закона является то, что уведомление органов власти о планируемом собрании является правом организаторов и участников мирных собраний, не допускается запрет и ограничение проведения мирного собрания, отказ в надлежащем его обеспечении ввиду отсутствия уведомления, несоблюдения формы уведомления, его содержания и сроков. Закон чётко устанавливает обязанности государственных органов и органов местного самоуправления, предусматривает конкретные мероприятия по обеспечению права на свободу мирных собраний, права и обязанности их участников и организаторов, прописывает основания и порядок ограничения и прекращения мирного собрания, условия, при которых может быть применена сила.
Принятие новой Конституции, установившей правовые гарантии реализации права на свободу мирных собраний, положило начало предупреждению угрозы конфронтации между властью и гражданским
обществом и последствий нарушения права на мирные собрания. Вместе с тем, сохраняется острая потребность в доработке закона «О мирных собраниях», который детально пропишет конституционные нормы, а также установит порядок организации проведения мирных собраний в Кыргызской Республике, права и обязанности государственных органов, организаторов и участников мирных собраний в полном соответствии с принципами проведения мирных собраний.
Систематический анализ практики соблюдения требований Закона «О мирных собраниях» в деятельности подразделений и служб правоохранительных органов, задействованных в охране общественного порядка и безопасности общества, обозначил существующие проблемы в разработке и реализации мер по их преодолению. Обеспечение неукоснительного соблюдения требований ч.4 статьи 17 Закона «О мирных собраниях» о применении силы для прекращения собрания в качестве крайней меры и о представлении протокола с указанием причин применения таких действий, который незамедлительно представляется в суд для разрешения вопроса о законности и обоснованности применения силы, является важным в практике деятельности органов милиции. Неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего требования влечет признание собрания незаконным, его прекращения с применением силы. Таким образом, прекращение собрания с применением силы в обоих выше обозначенных случаях будет признаваться законным только в том случае, если судом решен вопрос о законности и обоснованности самого факта применения силы.
В соответствии с принципами Закона «О мирных собраниях», таковые могут служить различным целям, включая, но не ограничиваясь, выражением взглядов и защитой общих интересов, проведением праздников, акций памяти, пикетирования и выражения протеста. Закон разрешает проведение любых собраний, независимо от того, к какой теме организаторы и участники собрания пытаются привлечь внимание.
Таким образом, главным требованием, является то, чтобы собрание преследовало мирные цели и имело мирный характер. Только мирные собрания находятся под защитой закона и государства.
В рамках темы исследования в 2011 году для проведения анализа целей публичных мероприятий все охваченные собрания условно были поделены на два типа: общественно-политические и социально-экономические.
Анализ показал, что 180 (81,8%) из числа охваченных мониторингом собраний были посвящены общественно-политической теме и требованиям, а 40 (18,2%) - вопросам социально-экономического характера [4, С. 17].
Конституция Кыргызской Республики устанавливает, что никто не может быть принужден к участию в собрании [6]. Эта норма нашла конкретизацию и усиление в части 2 статьи 4 Закона «О мирных собраниях», согласно которой участие в собрании является добровольным, а лица, принуждающие к участию в собрании или незаконно препятствующие участию в нём, несут ответственность, установленную законодательством. Анализ практики
проведения митингов, демонстраций показывает, что нередко инициаторы таких собраний стимулируют участников деньгами.
На вопрос журналистов, когда митингующим перестанут давать деньги, президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев в свое время ответил, что в этом можно видеть минус, но, с другой стороны, в этом есть и свой плюс. «Люди не хотят митинговать за кого-то. Нет такой душевной потребности, они идут за деньги. Есть, конечно, те, кто идёт по зову души, но, в целом, ситуация в стране меняется. Я всегда говорю, если хотите власти, нужно идти на выборы», - сказал он [7].
Закон «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» определяет место и роль органов внутренних дел в системе исполнительной власти, основные задачи, права и ответственность их органов. Закон устанавливает, что в своей деятельности органы внутренних дел исходят из уважения к правам граждан и являются гарантом защиты каждого человека, причисляют обеспечение общественного порядка, безопасности личности и общества к важнейшим задачам органов внутренних дел [8].
Основная задача органов внутренних дел в период проведения мирных собраний также заключается в обеспечении общественного порядка, безопасности личности и общества. В целях обеспечения надлежащего выполнения этой задачи, наряду с обязанностями предусмотренными статьей 8 Закона «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики», определённые специфические обязанности возлагаются и соответствующими нормами Закона «О мирных собраниях», а именно обязанности по:
- взаимодействию с другими органами государственной власти по вопросам, связанным с обеспечением проведения собраний;
- взаимодействию с организаторами и участниками собраний по вопросам обеспечения проведения мирных собраний, включая их информирование о предпринимаемых мерах обеспечения мирных собраний;
- обеспечению защиты участников мирных собраний и других лиц, оказавшихся на территории проведения мирного собрания, а также их имущества от противоправного посягательства.
Конституция Кыргызской Республики устанавливает, что права и свободы гражданина и человека могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерны указанным целям.
В соответствии со статьей 15 Закона «О мирных собраниях» решение об ограничении собрания по времени, месту проведения или маршруту движения принимается на период действия обстоятельств, когда есть реальная угроза безопасности участников собрания и иных граждан, находящихся в указанных местах. Государственные органы и органы местного самоуправления (ОМСУ) обязаны довести до сведения организаторов и участников собрания информацию о причинах введения ограничения собрания.
Эта же норма устанавливает, что решение о запрете собрания может быть
принято в случаях, когда собрание преследует противоправные цели, включая:
- пропаганду войны;
- выступление в пользу этнической, расовой или религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию;
- призывы к нарушению национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц;
- проведение контрсобрания с целью срыва другого мирного собрания.
Руководящие принципы по свободе мирных собраний обговаривают, что
применение ограничений должно строго соответствовать принципам законности и пропорциональности (соразмерности) и недискриминации. Руководящие принципы по свободе мирных собраний обращают внимание на то, что неуместное, чрезмерное или незаконное применение силы правоохранительными органами может нарушить основные свободы и защищаемые законом права, подорвать отношения между милицией и обществом и стать причиной широкого распространения напряженности и беспорядков. В этой связи применение силы должно регулироваться национальным законодательством.
Во исполнение этой рекомендации в Законе «О мирных собраниях» установлено, что прекращение собрания с применением силы является крайней мерой. Закон запрещает применение физической силы, в том числе специальных боевых приёмов борьбы, подручных средств, специальных средств и оружия, если собрание с противоправными целями не прибегает к насилию и использованию оружия.
Основания и порядок применения сотрудниками милиции мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия регулируются Законом «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики»
[7].
Закон «О мирных собраниях» устанавливает важное требование о том, что в случае прекращения собрания с применением силы органы внутренних дел составляют протокол с указанием причин применения таких действий, который незамедлительно представляется в суд для разрешения вопроса о законности и обоснованности применения силы. При неисполнении или ненадлежащем исполнении настоящего требования прекращение собрания с применением силы признается незаконным.
Таким образом, прекращение собрания с применением силы будет признаваться законным только в том случае, если судом решен вопрос о законности и обоснованности самого факта применения силы.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел» закреплены основные вопросы организации и функционирования значительной части системы органов и подразделений МВД Кыргызской Республики (место, роль, задачи, принципы деятельности, права, обязанности, система милиции и ее подчиненность, применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, гарантии
правовой и социальной защиты сотрудников милиции, финансирование, материальное и техническое обеспечение милиции, гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции).
Анализ общественной ситуации в стране вызывает адекватную озабоченность у всех органов власти и в первую очередь у первого лица республики Президента Кыргызской Республики Алмазбека Шаршеновича Атамбаева. Это нашло свое отражение в Указе президента №24 от 1 февраля 2012 года, где отмечается, что в последние годы деструктивными силами были предприняты действия и совершены особо тяжкие преступления, которые вызвали общественный резонанс как внутри страны, так и за ее пределами. Основой планов и тактики совместных действий деструктивных сил является создание внутриполитической напряженности в стране с активным вовлечением в противоправную деятельность, в том числе межэтнические столкновения, обманутых ими слоев населения, в первую очередь молодежи.
Также в Указе президента говорится о том, что граждане республики высказывают справедливую критику в адрес органов власти, правоохранительных структур и, вместе с тем, выражают надежду, что государственные органы и органы местного самоуправления сделают самые серьезные выводы, примут необходимые меры по недопущению дестабилизации общественной безопасности и охраны общественного порядка. И в целях укрепления правопорядка, усиления защиты прав и свобод граждан от противоправных посягательств Указом предписывается Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики, Государственному комитету национальной безопасности Кыргызской Республики, Министерству внутренних дел Кыргызской Республики оперативно и эффективно реагировать по фактам разжигания межнациональной розни с применением статей Уголовного кодекса Кыргызской Республики по отношению гражданам, юридическим лицам, в том числе средствам массовой информации, иным организациям.
На вопрос респондентам «удовлетворяет ли Вас существующая нормативная правовая база по проблемам предупреждения и пресечения внутренних волнений и беспорядков?» 36 % из них ответили положительно, а 58,4% - отрицательно. Затруднились ответить 4,8% респондентов.
Таким образом, подводя итоги, на наш взгляд, следует отметить следующее:
1. Несмотря на то, что новый Закон «О мирных собраниях» установил новый, более четкий порядок регулирования отношений, связанных с реализацией права на мирные собрания, он не предусмотрел перечень мест проведения митингов, пикетов и шествий.
2. Органы внутренних дел не в полной мере осуществляют возложенные на них задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности. Это можно констатировать по анализу последних событий, имевших место в Алайском районе Ошской области, где народ с требованием освободить арестованного депутата Келдибекова А. заблокировал
стратегическую трассу, связывающую Кыргызстан с Китаем на 27 суток, тем самым причинив колоссальный ущерб простому населению и государству в целом [8].
3. На наш взгляд следует совершенствовать организационные основы деятельности органов и подразделений МВД Кыргызской Республики по предупреждению и пресечению внутренних волнений и беспорядков до уровня требований современных законодательных и иных нормативных правовых актов.
4. Действующие нормативные акты, в том числе ведомственные правовые установления не в полной мере отражают современные условия, в которых приходится действовать органам внутренних дел, их задачи и функции.
5. Необходимы разработка и принятие специальных нормативных актов, которые бы регулировали деятельность органов и подразделений по предупреждению и пресечению внутренних волнений и беспорядков.
6. Требуется правовое регулирование подготовки личного состава органов внутренних дел к действиям в условиях внутренних волнений и беспорядков.
7. Необходимы существенные изменения в правовом регулировании организации и тактике деятельности органов и подразделений Министерства внутренних дел Кыргызской Республики по предупреждению и пресечению внутренних волнений и беспорядков.
Список литературы:
1. Указ Президента Кыргызской Республики от 1.02.2012 №24 «О неотложных мерах по укреплению общественной безопасности в Кыргызской Республике» (газета Эркин-Тоо от 3.02.2012 №8).
2. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом (всенародным голосованием) 27.06.2010 ) Опубликована: «Эркин Тоо» от 6.07.2010 № 60.
3. Закон Кыргызской Республики от 23.05.2012 № 64 «О мирных собраниях» Опубликован: «Эркин Тоо» от 29.05.2012 № 47.
4. Азимов У.Х., Саякова Д.Ш. Соблюдение права на свободу мирных собраний в Кыргызской Республике. - Б.: 2012.
5. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом (всенародным голосованием) 27.06.2010 года), ч.1. ст.34. Опубликована: «Эркин Тоо» от 6.07.2010 № 60.
6. Выступление Президента Кыргызской Республики А.Атамбаева: «В Кыргызстане отныне никто не будет запрещать митинги и пикеты». Бишкек -«АКИр^». 28.11.2012
7. Закон КР «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики», ст.2. от 11 января 1994 года № 1360-ХП (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.08.2013 г.)
8. URL: http://www.24kg.org/community/180409-v-alajskom-rajone-kr-v-otnoshenii-uchastnikov.html. (дата обращения 6.07.2014 г.)
Кадыркулов Ильяс Раимжанович, адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России, тел.8925156 46 85 , e-mail: [email protected] (Россия. Москва).
LEGAL SUPPORT OF ACTIVITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE
KYRGYZ REPUBLIC ON THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF INTERNAL
DISTURBANCES AND RIOTS I.R Kadyrkulov
The article discusses and analyzes a number of normative-legal acts of the Kyrgyz Republic providing for the activity of bodies and divisions of the Ministry of interior of the Kyrgyz Republic on the prevention and suppression of internal disturbances and riots.
Keywords: prevention, suppression, civil unrest, riots, bodies and divisions of the Ministry of internal Affairs.
Kadyrkulov I.R., associate chair of management bodies of internal affairs in the special conditions of the Academy of the Interior Ministry of Russia, tel. 89251564685, e-mail: [email protected], (Russia. Moscow).
УДК 343.221.51:343.241
НАКАЗАНИЯ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
В.В. Качалов
В статье рассматриваются системы наказаний для юридических лиц в отдельных зарубежных странах, делается вывод о возможности использования в России зарубежного опыта правового регулирования наказаний юридических лиц в целях повышения эффективности борьбы с различными группами преступлений.
Ключевые слова: уголовное право зарубежных стран, уголовная ответственность юридических лиц, сравнительное правоведение.
Введение уголовной ответственности юридических лиц все чаще рассматривается в качестве одного из направлений совершенствования действующего российского законодательства [1; 2]. Одной из проблем установления уголовной ответственности юридических лиц является проблема наказаний, которые могут к ним применяться. Представляется, что при ее разрешении следует воспользоваться методом сравнительного правоведения, который нельзя недооценивать. Значение сравнительно-правовых исследований