Научная статья на тему 'Современное правовое положение органов внутренних дел Кыргызской Республики'

Современное правовое положение органов внутренних дел Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
708
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / МВД / ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Ф. П., Кадырова У. О.

В условиях нарастающей сложности геополитический среды в Евразийском регионе, все большую актуальность представляют вопросы совершенствования существующих систем государственного управления, особенно в области обеспечения безопасности. Данные вопросы значимы и для Кыргызской Республики в условиях реализации программ повышения эффективности деятельности всех подсистем органов власти. В частности, в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики А. Атамбаева от 31 декабря 2014 «Об объявлении 2015 года Годом укрепления национальной экономики» целью реализации таких программ является укрепление уровня доверия к государству, государственным органам и органам местного самоуправления со стороны инвесторов и других субъектов предпринимательства. В работе показано, что органы внутренних дел Кыргызской Республики осуществляют исполнительно-распорядительные функции по обеспечению общественного порядка, безопасности личности и общества и борьбе с преступностью. Однако в современных условиях необходим системный пересмотр модели правового положения с целью приведения ее в соответствие существующим глобальным вызовам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное правовое положение органов внутренних дел Кыргызской Республики»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 351.745

Васильев Ф.П.

д.ю.н., профессор, Юридический институт Московского института инженеров транспорта

[email protected]

Кадырова У.О.

майор милиции, старший оперуполномоченный УБНОН ГУВД

г. Бишкек

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В условиях нарастающей сложности геополитический среды в Евразийском регионе, все большую актуальность представляют вопросы совершенствования существующих систем государственного управления, особенно в области обеспечения безопасности. Данные вопросы значимы и для Кыргызской Республики в условиях реализации программ повышения эффективности деятельности всех подсистем органов власти. В частности, в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики А. Атамбаева от 31 декабря 2014 «Об объявлении 2015 года Годом укрепления национальной экономики» целью реализации таких программ является укрепление уровня доверия к государству, государственным органам и органам местного самоуправления со стороны инвесторов и других субъектов предпринимательства. В работе показано, что органы внутренних дел Кыргызской Республики осуществляют исполнительно-распорядительные функции по обеспечению общественного порядка, безопасности личности и общества и борьбе с преступностью.

Однако в современных условиях необходим системный пересмотр модели правового положения с целью приведения ее в соответствие существующим глобальным вызовам.

Ключевые слова: государство, закон, МВД, правовая модель, правовое положение, органы государственной власти.

В ряде современных исследованиях отмечается, что по существу вопросы о правовом положении госорганов (субъектов управления) в правовой литературе высказаны с различных точек зрения, в том числе об органах внутренних дел (далее — ОВД), отдельных подразделениях и служб1.

Что же касается правового положения ОВД КР, то они определены (закреплены) в Законе Кыргызской Республики от 11.01.1994 № 1360-ХП «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики»2 (далее — Закон КР об ОВД). Закон определяет место и роль ОВД в системе исполнительной власти Республики, устанавливает основные задачи, права и ответственность, гарантии правовой и соцзащиты, порядок их финансирования и материально-технического обеспечения. При этом, единую систему ОВД составляют непосредственно

1 См. Главу 9 «Правовое положение федеральных органов исполнительной власти на современном этапе» и Главу 10 «Правовое положение территориальных органов внутренних дел районного уровня» Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В семи частях. Часть 3. Исполнение государственных функций // М.: ЦОКР ДГСК МВД России, 2012. . С. 154-251. При этом, по мнению авторов (М.Т. Турганбаева) вопросы правового положения (их определение) силовых и иных органов имеет схожесть с позициями ученых Академии управления МВД России. А отличительность, в том, что субъекты, определяющие правового положения участников правоотношения (в данном случае МВД, милиции) различны.

2 В редакции с изменениями на 21 июля 2015 года №183). Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской ки от 11 января 1994 года № 1361-Х11.

МВД КР, подчиненные ему УВД областей городов Бишкек и Ош, подразделения на транспорте, городские, районные, районные в городах, айылные (сельские) подразделения ОВД, а также особые и режимные объекты, учебные заведения, учреждения и организации. А структуру ОВД и Положение о МВД КР утверждает Правительство КР (далее — Правительство) по предложению министра внутренних дел КР (далее — Министр).

Но, руководство ОВД КР осуществляет непосредственно Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с законодательством КР3. Он подчиняется Премьер-министру КР и несет персональную ответственность за свою деятельность перед Правительством. В настоящее время с учетом присмотра управления государством Президентом страны (2012-2015) А. Атамбеевым и законодателями КР основные задачами ОВД являются:

- обеспечение общественного порядка, безопасности личности и общества; борьба с преступностью; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах компетенции; осуществление контрольно-разрешительных мер в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. При этом запрещается привлекать ОВД для выполнения задач, не возложенных на них законодательством. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в ее деятельность.

Безусловно, ОВД в своей деятельности исходят из уважения к правам граждан и являются гарантом защиты каждого человека независимо от его гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий. Любое ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основании и в порядке, предусмотренных законом КР. А также граждане вправе получить от работников ОВД разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод. Или же, лица, считающие, что действиями сотрудника ОВД ущемлены их права, свободы и законные интересы, вправе обжаловать эти действия вышестоящему органу или должностному лицу ОВД, прокурору, а также в суд. ОВД предоставляют возможность задержанным, заключенным под стражу и осужденным лицам реализовать право на юридическую защиту, уведомляют о месте их нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы. А в случае необходимости ОВД (сотрудники)4 принимают меры к немедленному оказанию им медицинской и другой помощи, а также устранению опасности жизни, здоровью или имуществу граждан, возникшей в результате задержания, заключения под стражу, осуждения указанных лиц. Или же если, ОВД выполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с госорганами, общественными объединениями, трудовыми коллективами, а также формированиями общественности, создаваемыми для содействия ОВД в их деятельности. То, госорганы, трудовые коллективы, должностные лица, общественные объединения обязаны оказывать ОВД помощь в выполнении их задач. И долг граждан страны (КР) всемерно содействовать деятельности ОВД, а также они на добровольных началах могут работать в качестве нештатных сотрудников ОВД. Их обязанности и права определяются решением Правительства.

В области правового положения ОВД существенную юридическую роль играет порядок и условия прохождения службы в ОВД регламентируется Законом КР об ОВД и Положением о прохождении службы рядовым и начсоставом ОВД, утверждаемым Правительством5.

3 По мнению авторов, в целях обеспечения единой государственной политики (дисциплины) назначение, Министра, его заместителей, а также руководителей областных аппаратов (руководителей и заместителей) и присвоение им специальных званий должен осуществлять Президент страны (по представлению Министра), а не Министр внутренних дел Кыргыстана.

4 Правовую основу деятельности ОВД составляют Конституции КР, Закон КР об ОВД, другие законодательные и нормативные акты Кыргызской Республики а также международные правовые соглашения и договоры.

5 См.: постановление Правительства КР от 20 июня 2013 года № 360 «Об утверждении Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Кыргызской Республики».

Дисциплинарная ответственность и поощрение сотрудников ОВД регламентируются Дисциплинарным уставом ОВД КР, утверждаемым Правительством. В частности, ныне сотрудником ОВД может быть гражданин КР, не имеющий гражданство другого государства, не имеющий судимость за уголовные преступления, независимо от того погашена или снята эта судимость, не моложе 19 лет (за исключением лиц, обучающихся в учебных заведениях МВД КР и равнозначных учебных заведениях других государств), прошедший военную службу в рядах Вооруженных Сил и других воинских формирований КР либо военную подготовку по программе офицеров запаса или альтернативную (вневойсковую) службу по основаниям, вытекающим из семейного положения годный к службе в ОВД, обладающий квалификационными знаниями, предъявляемыми к сотруднику ОВД.

Квалификационные требования, предъявляемые к сотруднику ОВД, определяются Положением о прохождении службы рядовым и начсоставом ОВД КР, утверждаемым Правительством. А годность лица к службе определяется на основе медобследования, проводимого по правилам, установленным для военной службы.

Сотрудники ОВД могут привлекаться для обеспечения охраны общественного порядка в иных регионах страны, участия в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств (ЧО). При этом срок службы исчисляется из расчета 1 день за 3, выплачивается трехкратное денежное содержание. Сотрудникам ОВД запрещается организация забастовок и участие в их проведении, участие в мирном собрании в качестве участника при осуществлении мероприятий по организации его проведения, занятие предпринимательской деятельностью. Не допускается создание в системе ОВД общественных объединений, преследующих политические цели.

В соответствии вышеназванного Закона, для сотрудников ОВД присваиваются следующие специальные звания: для рядового состава: рядовой милиции; рядовой внутренней службы (в/службы); для младшего начсостава: младший сержант милиции, младший сержант в/службы, сержант милиции, сержант в/службы, старший сержант милиции, старший сержант в/службы, старшина милиции, старшина в/службы, прапорщик милиции, прапорщик в/службы, старший прапорщик милиции, старший прапорщик в/службы; среднего начсостава: младший лейтенант милиции, младший лейтенант в/службы, лейтенант милиции, лейтенант в/службы, старший лейтенант милиции, старший лейтенант в/службы, капитан милиции, капитан в/службы; старшего начсостава: майор милиции, майор в/службы, подполковник милиции, подполковник в/службы, полковник милиции, полковник в/службы; высшего начсостава: генерал-майор милиции, генерал-майор в/службы, генерал-лейтенант милиции, генерал-лейтенант в/службы, генерал-полковник милиции, генерал-полковник в/службы. При этом, сотрудникам из числа офицерского состава установлены соответствующие сроки выслуги в спецзваниях. Или же, они могут состоять на службе ОВД: • имеющие специальные звания рядового и младшего начсостава: подлежат увольнению в отставку в 50 лет; вправе увольняться в запас с 45 лет; имеющие специальные звания среднего и старшего начсостава: подлежат увольнению в отставку в 55 лет; вправе увольняться в запас с 50 лет; имеющие специальные звания высшего начсостава: подлежат увольнению в отставку в 60 лет; вправе увольняться в запас с 55 лет; занимающие преподавательские должности в учебных заведениях ОВД, имеющие ученую степень или ученое звание: вправе состоять на службе до 60 лет. А женщины, имеющие специальные звания рядового и начсостава: вправе увольняться в запас с 45 лет.

При сокращении штатной численности или упразднении лица (сотрудники), занимающие должности, которые сокращаются или упраздняются, освобождаются от занимаемых должностей с оставлением в распоряжении кадров ОВД на срок не более 4 месяцев. При этом, лицам, находящимся в распоряжении кадров, в течение 4 месяцев выплачивается денежное содержание в порядке и размерах, установленных Правительством. Или при возникновении вакантной штатной должности назначение осуществляется из числа

лиц, находящихся в распоряжении кадров ОВД, исходя из их прежней должности и специального звания. Допускается назначение в этих случаях и путем ротации. Сотрудники, достигшие предельного возраста пребывания на службе в ОВД, включая находящихся в распоряжении кадров ОВД, подлежат увольнению из службы ОВД.

Надо отметить, что если мы говорим о правовом положении непосредственного сотрудника (исполнителя), то он выступает как полноправным (правомочным в области правоприменения) уполномоченным должностным лицом только после принятия им присяги следующего содержания:

«Я,, (фамилия, имя, отчество), гражданин Кыргызской Республики, поступая на госслужбу в ОВ, принимая присягу на верность моему народу, торжественно клянусь:

- неукоснительно руководствоваться требованиями Конституции, соблюдать законность; не щадя жизни защищать права, свободы, законные интересы граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

- быть честным, бдительным сотрудником, проявлять уважение к личности, хранить государственную и служебную тайну;

- добросовестно выполнять служебный долг и возложенные на меня обязанности; служить там, где это необходимо в интересах службы.

В случае нарушения мной присяги готов нести ответственность по всей строгости законов Кыргызской Республики».

Сотрудник, принимающий присягу подписывает текст присяги и указывает дату принятия и ее текст хранится в его личном деле, а порядок ее принятия определяет Министр.

В правовом положении ОВД (сотрудника), также следует видеть их компетенции и обязанности. В частности:

- оказывать неотложную помощь лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии; выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, регистрировать поступающую информацию о них; разыскивать лиц, совершивших преступление, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропавших без вести6, а также других лиц, розыск которых возложен на ОВД;

- осуществлять: производство по делам об административных правонарушениях; на договорной основе охрану объектов, имущества юридических и физических лиц, а также контроль за организацией деятельности ведомственной охраны объектов, за исключением объектов Вооруженных Сил, органов национальной безопасности и уголовно-исполнительной системы (УИС) КР; дознание и предварительное следствие; предусмотренные законодательством КР меры безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства в соответствии с решением суда (судьи), прокурора, начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело;

- участвовать в: проведении карантинных мероприятий, содействовать органам охраны природы в охране окружающей среды, природных ресурсов и животного мира; обеспечении и соблюдении правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории страны или в отдельных местностях, а также в предупреждении и преодолении кризисных ситуаций; обеспечивать: безопасность дорожного движения, осуществлять контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в этой

6 В данном случае авторы считают (М. Турганбаев, У. Кадырова), что эти же проблемы, изложенные Н.Ф. Бережковой присутствуют и в деятельности правоохранительных органов КР. См. Бережкова Н. Ф. Российские правовые проблемы поиска без вести пропавших// Крымский научный вестник. — № 4 — 2015 г., Том 3. «Юридические науки», с. 126-139. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/BerezhkovaNF1 .pdf

сфере, проводить гостехосмотр механических транспортных средств и прицепов; общественный порядок, безопасность личности и общества;

- контролировать: соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки взрывчатых, сильнодействующих химических, ядовитых, наркосодержащих и других веществ, предметов и материалов, оружия, боеприпасов; открытие и функционирование объектов по перечням, определяемым законодательством; соблюдение гражданами и должностными лицами правил паспортной системы;

- исполнять законодательство КР о гражданстве, миграции, въезде и выезде, по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства; устанавливать и осуществлять административный надзор; исполнять уголовные наказания и административные взыскания; охранять и конвоировать задержанных и заключенных под стражу лиц; организовывать специальные и военные перевозки; предоставлять на договорной основе частным детективам и частным детективным предприятиям право пользоваться соответствующими картотеками ОВД, не содержащими сведений секретного характера; проявлять уважительное отношение к участникам мирных собраний, обеспечивать беспрепятственную работу СМИ, а также исполнять обязанности и соблюдать ограничения, предусмотренные законодательством КР о мирных собраниях;

- определять установленные требования и осуществлять контроль за их дальнейшим соблюдением, в том числе координировать работы, направленные на повышение эффективности систем наружного видеонаблюдения, а также вести реестр объектов, оснащенных системами наружного видеонаблюдения;

- согласовывать угол ракурса и обозримость при установке систем наружного видеонаблюдения.

В процессе исполнения служебных обязанностей сотрудники ОВД не вправе находиться в масках, за исключением случаев, предусмотренных Законом КР об ОВД, и обязаны предъявить служебное удостоверение по требованию гражданина. А при отказе сотрудника предъявить служебное удостоверение гражданин вправе не подчиняться требованиям сотрудника ОВД, за исключением случаев, указанных в Законе (ч. 4 ст. 8). Или же сотрудники могут находиться в масках только при проведении спецопераций, задержании лиц, совершивших преступления, освобождении заложников, конвоировании и охране задержанных, арестованных и осужденных лиц.

Несомненно, в толковании о правовом положении следует учитывать права любого субъекта управления (должностного лица, сотрудника). Так, ОВД (сотрудникам) для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляются права:

- требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий ОВД; в случае невыполнения законных требований применять меры принуждения; проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения правил, контроль за выполнением которых возложен на ОВД;

- при проведении мероприятий по розыску бежавших из-под стражи лиц, карантинных мероприятий, в местах массового произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, нереста ценных пород рыб, на территории национальных парков, госзаповедников и заказников устанавливать совместно с иными госорганами контрольно-пропускные пункты; вести учет лиц, взятых под административный надзор, осуществлять за ними контроль, применять к ним ограничения; составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать административные взыскания, задерживать и доставлять правонарушителей в ОВД, производить личный досмотр вещей и транспортных средств,

изъятие вещей и документов, применять другие предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

- производить контрольные закупки; опечатывать кассы, другие места хранения денег, товарно-материальных ценностей и документов, принимать иные меры, обеспечивающие их сохранность; производить фотографирование, звуко-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование и регистрацию лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений либо за бродяжничество и попрошайничество, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении умышленных преступлений, подвергнутых административному аресту; получать беспрепятственно и безвозмездно по возбужденным уголовным делам, имеющимся материалам проверок статоперативную и отчетную информацию в банках, финансово-кредитных учреждениях независимо от форм собственности, а также в учреждениях госстатагентства, в том числе компьютерную, о кредитно-денежных операциях физических и юрлиц; изымать образцы сырья, полуфабрикатов и продукции;

- ограничивать или временно запрещать доступ граждан на отдельные участки, объекты и территории в целях обеспечения их личной безопасности, общественного порядка и общественной безопасности, а также для проведения ОРМ и следственных действий; задерживать и содержать: в центрах адаптации и реабилитации лиц, не достигших 18 возраста и совершивших правонарушения, если необходима их немедленная изоляция, а также направлять в специальные учебно-воспитательные учреждения; под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; задерживать военнослужащих, совершивших правонарушение и передавать их военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам;

- вызывать в ОВД граждан по делам и материалам, находящимся в их производстве, получать от граждан объяснения, справки, документы и снимать с них копии; подвергать граждан в случаях и порядке, установленных законом, принудительному приводу; проводить: экспертизы по уголовным делам, ревизии, исследования по материалам, проверок, привлекать специалистов для участия в производстве следственных действий и оперативных мероприятий; освидетельствование лиц, допустивших правонарушения, на предмет употребления алкоголя, наркосредств (других) либо направлять или доставлять их для его проведения в медучреждения;

- осуществлять: во взаимодействии с таможенными органами досмотр ручной клади, багажа и досмотр пассажиров гражданских воздушных судов; в соответствии с ЗКР оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), в том числе с применением технических средств, в целях пресечения и раскрытия преступлений; контрольно-разрешительные и ограничительные мероприятия по приобретению, хранению, перевозке огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих химических, ядовитых и других веществ, предметов и материалов по перечням, определяемым законодательством КР; открытию магазинов, торгующих оружием, стрелковых тиров и стендов;

- при наличии предусмотренных законом КР оснований: входить беспрепятственно на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций (кроме дипломатических и консульских представительств иностранных государств и международных организаций в КР) независимо от подчиненности и форм собственности, а также в помещения, используемые гражданами для занятий индивидуальной и трудовой деятельностью, проводить с участием собственника либо его представителя или уполномоченного им лица осмотр производственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования товаров и имущества; беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций (кроме дипломатических и консульских представительств иностранных государств в КР) и

осматривать их в целях обеспечения общественного порядка, задержания преступника, спасения жизни, здоровья или имущества человека. Законность и обоснованность действий сотрудников ОВД при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан и в иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, подлежат рассмотрению судом в течение 24 часов.

Гарантии и ограничения распространяются также на юридические лица; принимать решение об осуществлении госзащиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства в соответствии с Законом КР «О защите прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства»;

- получать от руководителей, должностных лиц и работников предприятий, учреждений, организаций, а также граждан необходимую информацию, сведения, документы, письменные объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности;

- безвозмездно пользоваться: для проезда всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме легкового такси), а в сельской местности — также попутным транспортном;

- в служебных целях бронировать или приобретать вне очереди проездные документы на все виды транспорта; СМИ в целях предупреждения преступлений и других правонарушений, укрепления правопорядка, установления обстоятельств преступлений и лиц, их совершивших, розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших; в служебных целях средствами связи, принадлежащими физическим и юрлицам;

- использовать транспортные средства (кроме транспортных средств дипломатических, консульских представительств иностранных государств, международных организаций и спецназначения) для проезда к местам происшествий и ЧС, доставления в медучреждения граждан, нуждающихся в экстренной медпомощи, преследования лиц, совершивших преступление и доставления их в ОВД, а также в иных случаях, не терпящих отлагательств;

- контролировать деятельность министерств, госкомитетов и административных ведомств, предприятий, учреждений и организаций в части обеспечения безопасности дорожного движения и окружающей среды, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и иных дорожных сооружений, разработки образцов новой автотранспортной техники и выдавать обязательные для исполнения предписания; согласовывать проекты правил, нормативов, стандартов и учебных программ, относящихся в этим сферам деятельности; ограничивать и запрещать при необходимости движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, проводимые на них работы, эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, останавливать транспортные средства и проверять у водителей документы на право пользования и управления ими, путевые листы и соответствие перевозимых грузов товарно-транспортным документам; отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования ими; задерживать и доставлять на спецстоянки транспортные средства для временного хранения;

- выдавать лицензии в соответствии с действующим законодательством; контролировать работу частных детективов и детективных, а также охранных предприятий на территории страны; вносить в соответствующие госорганы, общественные объединения или должностным лицам, а также лицам, занятым индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства, представления о необходимости принятия мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений.

Законодателями КР также определены правовое положение сотрудников ОВД и гарантии их деятельности. В частности, лицо, состоящее на службе в, которому присвоено спецзвание, является сотрудником ОВД и на него распространяются положения Закона об

ОВД. А перечень специальных званий устанавливается Жогорку Кенешем КР (Верховный Совет — Парламент КР). Он (сотрудник) является представителем власти, находится под защитой государства и при исполнении служебных обязанностей обладает правом неприкосновенности. Законные требования сотрудника ОВД обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. При этом, невыполнение законных требований сотрудника ОВД, оскорбление, сопротивление, угроза насилием ими посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, а также любое посягательство на членов семьи и близких родственников сотрудника ОВД, в связи с выполнением им служебного долга, влекут установленную законом ответственность. Показания сотрудника ОВД по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

В целях поддержания государственной правоохранительной дисциплины (правопослушности) в названном законе предусмотрена ответственность сотрудника ОВД. Так, он, в пределах своих полномочий самостоятельно принимают решения и в соответствии с законом несут ответственность за свои противоправные действия или бездействие. А в случае, если сотруднику ОВД отданы противоречащие закону приказ или распоряжение, он руководствуется законом. И действия сотрудника ОВД, формально подпадающие под признаки противоправного деяния, могут быть не признаны нарушением закона, если они совершены в состоянии оправданного профессионального риска. Риск признается оправданным, если совершенное действие объективно вытекало из сложившихся обстоятельств, а законная цель не могла быть достигнута без совершения такого действия, и сотрудник ОВД, допустивший риск, предпринял в создавшейся обстановке все возможные меры для предотвращения причиненного вреда.

Значимость ОВД в области правопорядка и безопасности или же вести о правовом положении силовой структуры государства недопустимо вести научных суждений без рассмотрения вопросов о применении мер физического воздействия, спецсредств и огнестрельного оружия. Так, сотрудникам предоставляется право в случаях и порядке, предусмотренных Законом КР об ОВД, применять этих мер. В частности, они применяют физическую силу, в том числе специальные боевые приемы рукопашного боя и подручные средства, для предотвращения и пресечения преступлений и других правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны7, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников ОВД, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных обязанностей.

Сотрудники ОВД применяют спецсредства, состоящие на вооружении ОВД, в следующих случаях:

- для отражения: нападений на здания, сооружения, помещения, транспортные средства, земельные участки независимо от их принадлежности либо их освобождения; нападения на граждан, сотрудников ОВД и иных лиц, выполняющих служебный или общественный долг по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью;

- для: задержания правонарушителей, если они оказывают неповиновение или сопротивление сотрудникам ОВД, иным лицам, выполняющим возложенные на них обязанности по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, доставления их в ОВД, конвоирования и охраны задержанных, заключенных под стражу лиц, подвергнутых административному аресту либо если имеются основания полагать, что они могут совершить

7 Васильев Ф.П., Косиковский А.Р., Молочаева О.С. Практическое толкование о применении полицией огнестрельного оружия. Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: сборник статей межвузовской научно-практической конференции (Москва, 29 мая 2012 г.). — М., Академия управления МВД России. 2013. — С. 3543.

побег или причинить вред окружающим или себе, а также в отношении лиц, умышленно препятствующих сотрудникам ОВД осуществлять возложенные на них законом обязанности; освобождения заложников;

- пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка.

Но при этом запрещается применять спецсредства в отношении женщин, малолетних, лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления. Перечень указанных спецсредств утверждается Правительством.

Для обеспечения на должном уровне безопасности (правопорядка) сотрудникам ОВД предоставляется право хранения и ношения табельного огнестрельного оружия. Так, огнестрельное оружие применяется сотрудниками ОВД в следующих случаях:

- для защиты граждан и самозащиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью, а равно освобождения заложников; для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из-под стражи (кроме содержащихся под административным арестом), а также для задержания вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования о сдаче оружия;

- для отражения группового или вооруженного нападения на: важные и охраняемые объекты, жилые помещения граждан, помещения и здания государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, отражения нападений служебный наряд ОВД; сотрудников ОВД, других лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, а также иного нападения, когда их жизнь и здоровье подвергается опасности.

Но, применению оружия, как правило, должно предшествовать предупреждение о намерении его применения. А без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских (речных) судов, освобождении заложников, побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, а также побеге лиц, находящихся под стражей, из транспортных средств во время их движения.

Сотрудники ОВД имеют право также использовать оружие в следующих случаях: для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется требованиям сотрудников ОВД и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан; для защиты от нападения животных; для подачи сигнала тревоги, вызова помощи, а также для производства предупредительного выстрела.

Сотрудник ОВД имеет право обнажить оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения. Совершение задерживаемыми лицами посягательственных и других умышленно неожиданных действий, попытки приблизиться к сотруднику ОВД ближе указанного им расстояния, достать что-либо из одежды без команды, прикоснуться к его оружию, а равно иные опасные действия и движения, которые могут быть истолкованы сотрудником ОВД как угроза насилия, предоставляют ему право применить огнестрельное оружие в соответствии с Законом КР об ОВД. При этом, запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств либо угрожающего жизни группового нападения. Или же, во всех случаях применения и использования оружия сотрудник ОВД обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медпомощи пострадавшим. Но при этом, о каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник ОВД в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику соответствующего ОВД по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.

Государство КР достаточно полно гарантирует сотрудникам различного характера соцподдержки. Так, при переводе сотрудника ОВД на другое место службы (учебы), связанном с переездом, у его супруги (супруга) стаж трудовой деятельности не прерывается в течение 6 месяцев со дня увольнения с предыдущего места работы.

Сотрудникам ОВД гарантируется первоочередное обеспечение жилой площадью за счет жилищных фондов местных государственных администраций или жилищностроительных кооперативов (по их выбору).

ОВД имеют право приобретать жилье для своих сотрудников за счет имеющихся средств. Безвозмездно передаются в собственность занимаемые жилые помещения в домах государственного и ведомственного жилищного фонда сотрудникам ОВД и лицам, уволенным со службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов и имеющим выслугу не менее 20 календарных лет, а также членам семей сотрудников ОВД, погибших или умерших в связи с осуществлением служебной деятельности. И не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения члены семьи погибшего (умершего) в связи с осуществлением служебной деятельности сотрудника ОВД независимо от срока службы и проживания.

Сотрудникам ОВД предоставляются беспроцентные или льготные ссуды на индивидуальное, кооперативное жилищное и дачное строительство с погашением ссуды в установленном законом порядке. А в случае гибели (смерти) сотрудника ОВД в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего (умершего) предоставляется при необходимости право внеочередного получения жилой площади или улучшения жилищных условий.

Лицам, пользующимся жилыми помещениями по договору поднайма или найма, принадлежащими гражданам на правах личной собственности, выплачивается компенсация в установленных размерах за счет соответствующих смет ОВД. А лицам офицерского состава в звании полковника и выше, как состоявшим на службе, так и уволенным в запас или отставку предоставляется дополнительная жилая площадь в размерах, устанавливаемых действующим законодательством. Или же, сотрудники ОВД подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств Республиканского бюджета, а также средств, поступающих на основании договоров от министерств, госкомитетов и административных ведомств, предприятий. учреждений, организаций и граждан, порядок и условия которого устанавливаются законодательством. А в случае гибели сотрудника ОВД в связи с исполнением служебных обязанностей или служебного долга либо его смерти после увольнения со службы вследствие ранения, травмы, заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере двадцатилетнего денежного содержания погибшего (умершего) по последней занимаемой должности из средств государственного обязательного личного страхования. Семье погибшего (умершего) выплачивается ежемесячная компенсация в порядке и размере, установленных Правительством. Или же, в случае его гибели (смерти) в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего (умершего) или его иждивенцам назначается пенсия в связи с потерей кормильца в соответствии с законодательством КР.

В случае причинения сотруднику ОВД в связи с осуществлением служебной деятельности увечья, травмы или иного повреждения здоровья денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по инвалидности, выплачивается за счет средств ОВД. Или получении им в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания из средств государственного обязательного личного страхования. А при его понижении в должности вследствие ранения, телесного повреждения, заболевания, полученных в период

прохождения службы, производится выплата денежного содержания по последней перед понижением должности (компенсация) за счет средств ОВД.

Кроме того, ущерб, причиненный его имуществу, членов его семьи или близких родственников в связи с осуществлением им служебной деятельности, возмещается государством в полном объеме.

Сотрудники ОВД и члены их семей пользуются бесплатным медицинским и льготным санаторно-курортным обслуживанием. Гарантированная медпомощь, а также санаторно-курортное, лечебно-профилактическое обслуживание по его желанию может быть оказано в любом медицинском, лечебно-оздоровительном учреждении КР. Сотрудники ОВД пользуются также льготным медико-социальным; лекарственным и протезно-ортопедическим обеспечением.

Для сотрудников ОВД устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю, а при необходимости они могут быть привлечены к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. За работу в ночное время, выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законодательством продолжительности рабочего времени сотрудникам предоставляется компенсация. Все условия оплаты труда сотрудников ОВД определяет Правительство.

Сотрудники ОВД и члены их семей имеют право на гарантированное государством пенсионное обеспечение, устанавливаемое Законом КР «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Притом, Правительство, местные органы исполнительной власти вправе устанавливать дополнительные гарантии соцзащищенности сотрудников ОВД.

Вопросы финансирования ОВД КР осуществляется в централизованном порядке Правительством за счет Республиканского бюджета, средств, поступающих от министерств, госкомитетов и административных ведомств, предприятий, иных юридических и физических лиц, других источников в порядке, установленном законодательством КР.

В порядке, определяемом Правительством, ОВД: предоставляется право на получение 30% денежных средств, в том числе в иностранной валюте, от реализации обращенного в доход госимущества и других ценностей, изъятых ОВД; имеют преимущественное право на приобретение изъятого и конфискованного на законных основаниях имущества юридических и физических лиц для использования в работе.

Порядок и нормы материально-технического обеспечения подразделений ОВД устанавливаются Правительством.

Местные государственные администрации предоставляют безвозмездно подразделениям и учреждениям ОВД служебные помещения, а участковым инспекторам — оборудованные помещения для работы на обслуживаемых участках, автомототранспорт, средства связи.

Подразделениям ОВД, содержащимся за счет средств, поступающих на основании договоров, соответствующие министерства, госкомитеты и административные ведомства, предприятия, учреждения, организации предоставляют безвозмездно служебные помещения, транспорт, средства связи, а также необходимое для их нормального функционирования имущество. А ОВД на железнодорожном, воздушном, водном транспорте, на спецобъектах обеспечиваются безвозмездно оборудованными служебными помещениями, средствами связи, автотранспортом за счет соответствующих административных ведомств, которые также несут расходы по их эксплуатации. Также при установке служебных телефонов и выделении номеров АТС уполномоченным госорганом в сфере коммуникаций подразделениям и учреждениям ОВД, последние освобождаются от выплаты средств по долевому участию в развитии сетей связи.

На развитие материально-технической базы ОВД передаются изъятые, а также конфискованные по решению суда автотранспорт, звуко- и видеотехника, компьютеры, средства оргтехники и другое имущество.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности ОВД осуществляет Генпрокурор КР и подчиненные ему прокуроры.

В заключении надо отметить, что с учетом специфических особенностей Кыргызстана (однотипность — вероисповедования, традиций и обычаев, географического положения) и с учетом международных ситуаций (в том числе событий 2010 г. в Оше), по мнению авторов (Ф. Васильева) по существу руководство деятельностью и оперативное управления целесообразнее Президенту Республики, а не Правительству страны. Значительное количество исследований в области обеспечения национальной безопасности компактно расположенного государства, на существующий уровень национальной безопасности которой влияют факторы социально-кризисного характера (теракт, коррупция, проблемы развития рыночной экономики) эффективней снижать присутствие дополнительных иерархических уровней в области руководства силовыми структурами. Также в рамках Конституционных норм КР, сам Президент должен утверждать структуру органов исполнительной власти (и штатные численности всех силовых структур), информируя Жогорку Кенеша. Кроме того, Президентом контролируется деятельность Правительства (в частности, посредством полномочия его роспуска).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для сравнительно небольшого государства для постоянного поддержания стабильной государственной политики необходимо, чтобы вопросы внутренней и внешней безопасности и управления силами в подобных ситуациях в стране осуществлялись гарантом Конституции Кыргызской Республики — ее Президентом. При этом, децентрализация системы управления силовыми структурами может привести к системным ограничениям защиты национальной безопасности. Тем более, в соответствии ст. 60 Конституции КР Президент является главой государства и он же олицетворяет единство народа и государственной власти. Следуя из буквы и духа основного закона страны, МВД КР целесообразнее находиться в ведении Президента, а не Правительства.

Все эти вопросы делают наиболее актуальными исследования в области правового положения органов внутренних дел, а также комплексного освоения соответствующей дисциплины в рамках программ системы ведомственных учебных заведений. С целью реализации данных положения авторами планируется подготовка в 2016-2017 гг. учебника, посвященного вопросам определения правового положения органов внутренних дел Кыргызской Республики.

Литература

1. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Дембицкая И.Л., и др. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 — 2014 г. С. 146-153.

2. Васильев Ф.П., Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф. (всего авторов 7) Правовое положение полиции МВД России. Учебник. под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева. Предисловие докт-ра эконом. наук, канд. юр. наук профессора Н.Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2014, — 816 с.

3. Килясханов Х.Ш. ОБСЕ в борьбе с терроризмом: Учебное пособие/ под редакцией докт. юр. наук, доцента Ф.П. Васильева: предисловие доктора юр. наук, проф. И.В. Гончарова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 523 с.

4. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года). О введении в действие Конституции см. Закон КР от 27 июня 2010 года.

5. Линда А.О. Международно-правовые основы борьбы государства с угрозами национальной (государственной) безопасности. Дис. канд. юр. наук //Московский университет МВД России, 2008. М., — 167 с.

6. Мельников А.В., Васильев Ф.П., Лятифова Т.С. Современное правовое положение МВД России по итогам проведенного реформирования Президентом страны // Алтайский юридический вестник № 2 — 2013, С. 45-55.

7. Васильев Ф.П. Обсуждаем проект ФЗ «О полиции» Дети на службе в полиции www.psj.ru Электронный. М.: 2010. жур. «Охранная деятельность». 10 декабря, 2010. С. 6-8. Васильев Ф.П., Майдыков А.А. заместитель начальника ФБУ НИИ ФСИН России — Взаимодействие территориального органа внутренних дел с международной полицейской организацией Интерполом // Теория и практика правопорядка в современных условиях: Сборник научных статей. М., 2009. Вып. 16. С. 208-216.

8. Васильев Ф.П. Осуществление административного надзора участковым уполномоченным полиции //Материалы круглого стола ВИПК МВД России «Организация деятельности участковых уполномоченных полиции, М.: ВИПК МВД России. Сборн. научных статей 2011 г. С. 17-23.

9. Васильев Ф.П. Роль следственных подразделений районного территориального органа МВД России в организации охраны общественного порядка// М.: изд-во Юрист Российский следователь. 2011. № 21.

10. Васильев Ф.П. Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России статья, М.: жур. ВАК Российский следователь № 4 — 2012 г. Васильев Ф.П. рецензирование. Косиковскиого А.Р. Структура Министерства внутренних дел Российской Федерации. Справочный материал. г. Москва типография «Мэйлер» 2012. — 132 с.

11. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности полиции Договорно-правовой департамент МВД России. Нижегородская академия МВД России // Полиция России: вчера, сегодня, завтра Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции В 2 т. / Под общ. ред. А.Н. Конева. — Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России,-. Том 1. Нижний Новгород 2012. — 225-237.

12. Быкадоров В.А., Васильев Ф.П., Лятифова Т.С. О необходимости изучения технических регламентов в вузах МВД России//Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. Сборник трудов XXII Всероссийской научной конференции (29-30 мая 2013 г.). С. 124 — 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.