Научная статья на тему 'Профилактические меры Министерства внутренних дел Кыргызской Республики по предупреждению внутренних волнений'

Профилактические меры Министерства внутренних дел Кыргызской Республики по предупреждению внутренних волнений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / MINISTRY OF INTERIOR / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / PREVENTIVE OPERATIONS / ВНУТРЕННИЕ ВОЛНЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / OF PROVISION OF PUBLIC ORDER / DOMESTIC UNREST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кадыркулов Ильяс Раимжанович

Рассмотрены меры профилактики внутренних волнений сотрудниками органов внутренних дел Кыргызской Республики, а также обеспечения общественного порядка во время проведения массовых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кадыркулов Ильяс Раимжанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive measures of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic on prevention of domestic unrest

The article refers to measures to prevent domestic unrest by officers of the Interior of the Kyrgyz Republic, as well as ensuring public order during mass events.

Текст научной работы на тему «Профилактические меры Министерства внутренних дел Кыргызской Республики по предупреждению внутренних волнений»

УДК 342 ББК 67.301

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВНУТРЕННИХ ВОЛНЕНИЙ

ИЛЬЯС РАИМЖАНОВИЧ КАДЫРКУЛОВ,

адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России, старший лейтенант милиции Научная специальность 12.00.11- судебная деятельность; прокурорская деятельность;

правозащитная и правоохранительная деятельность

E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России М.А. Громов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены меры профилактики внутренних волнений сотрудниками органов внутренних дел Кыргызской Республики, а также обеспечения общественного порядка во время проведения массовых мероприятий.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел, профилактические операции, внутренние волнения, обеспечение общественного порядка.

Annotation. The article refers to measures to prevent domestic unrest by officers of the Interior of the Kyrgyz Republic, as well as ensuring public order during mass events.

Keywords: Ministry of Interior, preventive operations, domestic unrest, of provision of public order.

«... государство должно предупреждать всякий раз внутренние волнения в государстве, которые обычно возникают по самым различным причинам; в случае их возникновения государство должно как можно скорее позаботиться о том, чтобы они улеглись. Поэтому верховные правители государства должны обладать постоянным правом созывать и распускать собрания как установленные законами, так и те, необходимость в которых возникает внезапно»1.

Древнегреческий философ Платон

Внутренние волнения и беспорядки, произошедшие в Кыргызской Республике в 2002-2013 гг. (Аксы - 2002 г., Джалал-Абад - 2005, 2010, 2013 г., Бишкек - 2005, 2010, 2012 г.г., Талас - 2010 г., Ош - 2005, 2010 гг., Иссык-Куль - 2013 г.), заметно снизили социальный, политический, экономический и нравственный уровень страны, репутацию перед соседними государствами и перед всем мировым сообществом. Отсутствие стабильности в общественно-политической и социально-экономической жизни страны создаёт проблемы, которые порождают протестные настроения, а также рост числа преступных проявлений. Жизненный уровень населения непосредственно зависит от стабильности в стране. В настоящее время проблемы обеспечения общественного порядка при-

обрели особую остроту и актуальность. Совершаются групповые и массовые нарушения общественного порядка, возникают конфликты на социальной, экономической и религиозной основах, возрастает социальная напряженность в обществе. В этих условиях государство отводит сотрудникам органов внутренних дел существенную роль в деле обеспечению порядка в обществе.

Основными задачами органов и подразделений Министерства внутренних дел Кыргызской Республики2 в сфере обеспечения внутренней безопасности являются: обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и законных интересов; борьба с нарушителями общественного порядка; расследование и раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили.

Безопасность государства3 - это состояние его защищенности, здоровья, законных прав и интересов граждан, защиты ресурсов социально-экономического развития и обороноспособности страны от внутренних и внешних угроз. Кроме правозащитной и правоприменительной, одной из основных функций государства является и правоохранительная. На ее реализацию направлена специфическая деятельность государства, которая обеспечивается правоохранительными органами, в том числе органами внутренних дел.

На наш взгляд, Миндагулов А.Х.4 в своей работе правильно отметил, что «ведущее место в борьбе с пре-

ступностью принадлежит мерам профилактики. Среди многообразных форм и методов профилактической работы в последнее время вновь получает широкое распространение практика проведения комплексных профилактических операций на основе специальных разработанных планов. Цель и смысл таких операций заключается в коренном улучшении оперативной обстановки, профилактике правонарушений».

Комплексные профилактические операции в сложной оперативной обстановке убедительно доказывают свою эффективность и становятся надежным фактором единения государственных органов и общественных организаций в предупреждении внутренних волнений.

При организации и проведении комплексных профилактических операций изыскиваются пути и способы рационализации поиска, обнаружения и устранения (нейтрализации) причин, условий и обстоятельств, способствующих внутренним волнениям. Этой же задаче посвящена деятельность по организации управления сложной системой правоохранительных органов (а не только органов внутренних дел) в целях повышения эффективности профилактики (предупреждения) внутренних волнений, приводящих к беспорядкам.

Подготовка и проведение специальных комплексных операций - задача чрезвычайно ответственная и сложная, требующая от исполнителей хороших знаний о формах и методах профилактической работы, глубокого проникновения в суть стоящих проблем, умения предельно четко сформулировать цели предстоящих действий и пути решения проблем.

Чаще всего необходимость проведения профилактических операций определяется в результате анализа информации об оперативной обстановке и возникающих тенденций в динамике, состоянии и структуре преступности, т.е. в основе разработки профилактических мероприятий лежит прогностическая информация.

В результате изучения и оценки оперативной обстановки субъект управления осознает проблемы, стоящие перед органами внутренних дел. Обнаружение проблемы немедленно выдвигает задачу поиска путей и способов ее решения. В зависимости от сложности проблем, их характера и актуальности намечаются наиболее эффективные пути их решения.

В результате анализа вариантов, способов решения проблем может родиться замысел, решения на операцию т.е. намерение самого общего, предположительного характера о необходимости осуществить профилактические мероприятия как средство коренного улучшения оперативной обстановки в определенном направлении. Следующей после замысла стадией является формирование целей предстоящих действий.

Четко сформулированные цели операции, их иерархическая соподчиненность предполагает определение путей и способов их достижения.

Схематически весь управленческий процесс по разработке и проведению комплексных профилактических операций по предупреждению внутренних волнений можно представить в виде следующей цепи:

Сбор и анализ Осознание Замысел

информации проблем операции

*

Формулирование целей - Определение путей и способов достижения целей - Принятие решения о плане операции

Организация Контроль за хо- Подведение

исполнителей дом операции итогов

Схема 1. Стадии разработки и проведения

комплексной профилактической работы по предупреждению внутренних волнений.

Одним из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в соответствии с действующим законодательством, являются органы внутренних дел Кыргызской Республики5.

Именно на них возложены задачи по: разработке плана охраны общественного порядка и безопасности при проведении конкретного массового мероприятия; подготовке и расстановке необходимых сил и средств; организации и координации взаимодействия со всеми государственными органами и общественными организациями, участвующими в охране общественного порядка и непосредственно в проведении массового мероприятия; контролю за обстановкой; осуществлению административного надзора; предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений со стороны участников и зрителей, а также привлечению виновных к ответственности.

При обеспечении охраны общественного порядка в процессе проведения массовых мероприятий необходимо предусматривать следующие аспекты:

• характер проводимого мероприятия;

• скопление большого количества людей на ограниченной территории;

• динамику и скоротечность происходящих событий;

• быстрое изменение оперативной обстановки;

• специфический контингент присутствующих лиц (представители оппозиционных сил);

• особенности расположения объектов проведения массовых мероприятий;

• необходимость приостанавливать работу некоторых предприятий и изменять движение городского транспорта на время проведения массового мероприятия;

• обязательный учет погодных условий на момент проведения мероприятия и др.

Изучение практики деятельности органов внутренних дел показало, что на местах принимаются необходимые меры по поддержанию общественного порядка во время проведения массовых мероприятий. Обычно они соответствуют требованиям приказа начальника соответствующего ОВД Кыргызской Республики «О мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий»6. В большинстве органов внутренних дел действуют оперативные штабы. Их действия согласовываются с местными органами власти, прокуратурой и органами национальной безопасности для обеспечения охраны общественного порядка при массовых мероприятиях. Обобщается и анализируется информация о намерениях организаторов неразрешенных массовых мероприятий, экстремистки и националистически настроенных лиц, хулиганствующих элементов. Проводится работа по разъяснению населению действующего законодательства о возможном привлечении к установленной законом ответственности за его нарушение. Затем необходимо тесное взаимодействие с организаторами проведения массовых мероприятий, а таковыми обычно выступают государственные и общественные организации, политические партии, культурные и другие организации.

Деятельность органов внутренних дел по непосредственному обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия условно подразделяется на три основных этапа: подготовительный, исполнительный и заключительный.

На подготовительном этапе организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы, проводится окончательное обследование территории и объектов совместно с организаторами и соответствующей администрацией и устраняются выявленные недостатки; проводится служебный инструктаж нарядов и должностных лиц, уточняются их задачи и обязанности при проведении мероприятия, осуществляются тренировки и репетиции действий нарядов в экстремальных условиях на закрепленных за ними участках, организуется надежное взаимодействие всех заинтересованных служб и организаций.

Исполнительный этап охватывает время с момента начала осуществления задействованными силами и средствами своих обязанностей по охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия и продолжается до его окончания. В указанный период организуется управление нарядами, производится удаление из зоны оцепления лиц, не имеющих отношения к проводимому мероприятию, вводятся предусмотренные планом ограничения

транспорта и пешеходов, организуется пропускной режим на контрольно-пропускном пункте и турникетах, реализуются меры административного предупреждения, пресечения и взыскания, предусмотренные действующим законодательством, задерживаются или удаляются граждане, нарушившие установленные правила, производится разбор правонарушений в комнатах для задержанных, осуществляется маневр силами и средствами, используется резерв. При этом штабом контролируется исполнение приказов и команд, осуществляется взаимодействие всех заинтересованных представителей. Активный этап охватывает период, когда сформировавшаяся агрессивная толпа в случае отклонения ее требований переходит к целенаправленным действиям. Они, как правило, носят противоправный и преступный характер и влекут за собой тяжелые последствия. Участниками массовых беспорядков блокируется движение транспорта и пешеходов, дезорганизуется нормальный ритм жизни населения в месте возникновения конфликта, строятся заслоны и баррикады из имеющегося подручного материала. Делинквенты могут разбирать ограждения и коммуникации, переворачивать машины, опрокидывать уличные столбы и т.п. Подобные действия сопровождаются актами насилия, сопротивления представителям власти, а то и убийствами. В подобной обстановке различными преступными элементами зачастую совершаются имущественные преступления, кражи, грабежи, а также погромы и поджоги.

Заключительный этап начинается с момента окончания мероприятия и заканчивается после осуществления эвакуации и посадки основной массы людей на общественный транспорт. На этом этапе снимаются введенные режимные ограничения, в полном объеме возобновляется прерванная работа транспорта и отдельных предприятий, свертываются силы и средства, подводятся итоги службы и дается общая ее оценка. В случае выявления серьезных обстоятельств, могущих влиять на безопасность людей в будущем при проведении подобных мероприятий, готовится и направляется соответствующая информация местным властям и организаторам массовых мероприятий.

При конфликтном варианте заключительный этап характеризуется подавлением наступательности и активности толпы в результате комплексных действий правоохранительных органов по пресечению и ликвидации внутренних волнений и беспорядков. Органами внутренних дел проводится специальная операция. Документируются преступные действия организаторов и участников внутренних волнений и беспорядков, производится рассредоточение толпы, виновные привлекаются к ответственности.

Сотрудники органов внутренних дел должны заранее готовиться к возможным массовым волнениям и планировать свои действия во время них.

Внутренние волнения и беспорядки могут иметь различную интенсивность: от слабо выраженного про-

теста, например, против действий милиции, до крупномасштабных акций. Беспорядки могут носить как характер пассивного сопротивления (например, сидячие забастовки), так и ярко выраженный активный и агрессивный характер (выступления экстремистских групп).

Существует 4 этапа нарастания внутренних волнений.

1. Возникновение напряженности - проявляются недовольства социально-экономической политикой правительства, выражающиеся в актах гражданского неповиновения, по отношению к отдельным лицам в силу их принадлежности к какой либо социальной, религиозной или этнической группе, публичных заявлениях и уличных демонстрациях на этой почве.

2. Нарастание напряженности - происходит усиление активности протестного электора, возрастает количество демонстраций и митингов.

3. Ужесточение напряженности - происходит ужесточение позиции сторон и бурные демонстрации, руководителей умеренных взглядов заменяют лидеры более радикального толка, общение между противостоящими группами ограничивается и затем прерывается полностью, разногласия приобретают весьма эмоциональный характер, в политических заявлениях на первое место выдвигаются различия, а не сходство позиций, раздаются угрозы применить насилие, отдельные угрозы приводятся в исполнение.

4. Открытое насилие - переговоры блокируются, между сторонами происходят столкновения, начинают создаваться вооруженные формирования, конфликт становится открытым.

Причинами возникновения внутренних волнений являются, как правило: неудовлетворительное социально-экономическое положение значительной части населения; несправедливость со стороны органов исполнительной власти; упущения в воспитательной и профилактической работе среди определенной части населения, проявления черствости к нуждам и запросам граждан; нарушения нормативных актов со стороны отдельных должностных лиц; недостаточно активная работа ОВД с населением, ослабление ООП и связи органов власти с общественностью.

Условиями, способствующими возникновению внутренних волнений, являются: неудовлетворительное решение давно назревших социальных, экономических, национальных проблем; бездушное, бюрократическое отношение государственных органов к нуждам населения, неумение и даже нежелание решать социальные вопросы; низкий уровень политико-воспитательной, культурно-просветительной работы и правовой пропаганды среди населения, недостатки в деятельности СМИ; нераспорядительность и нерасторопность администрации объектов при проведении на них массовых мероприятий; дестабилизирующая деятельность сепаратистских, националистических, религиозных и коррумпированных элементов; грубость,

превышение власти или злоупотребления по службе, допускаемые отдельными работниками административных органов и милиции; слабая работа ОВД по предупреждению и пресечению группового хулиганства, пьянства и других антиобщественных действий; несовершенство действующего законодательства по защите социальных, культурных и национальных интересов населения, а также правовая незащищенность сотрудников ОВД, личного состава ВВ МВД.

Мотивами для возникновения внутренних волнений могут стать национальные и религиозные предрассудки, кровная месть и другие низменные побуждения, которые, к сожалению, еще имеют место в отдельных регионах республики.

Анализ имевших место чрезвычайных происшествий убедительно показывает, что отсутствие надлежащей информации и оставление полученных сигналов без внимания или слабое реагирование на них является одной из причин несвоевременного пресечения внутренних волнений и разрастания их до массовых беспорядков, неправильные, неграмотные действия работников милиции (Аксы, 2002 г.; г. Бишкек, 2005 г.; г. Талас, 2010 г.; г. Бишкек, 2010 г.; г. Ош, 2010 г.).

Если предотвратить внутренние волнения на стадии провокационных слухов не удалось вследствие чего сформировалась толпа, а подстрекатели стали призывать к насильственным действиям и, в ряде случаев, и переходить к ним, то начальник ОВД обязан принять все меры к пресечению массовых беспорядков.

Для проведения профилактических мероприятий необходима хорошая подготовка сотрудников органов и подразделений Министерства внутренних дел Кыргызской Республики. Для предотвращения внутренних волнений на начальном этапе применяются соответствующие методы и приемы переговоров с их организаторами и участниками.

За 12 месяцев 2013 г. в Кыргызстане было зарегистрировано 782 акции протеста.

По данным МВД, больше всего митингов - 425 -было зафиксировано в Бишкеке. «Митинги были политического, социально-экономического и бытового характера. В Джалал-Абадской области была зарегистрирована 101 акция протеста, в Иссык-Кульской - 53 митинга, в Баткенской - 49, в Нарынской - 43. В Ош-ской области за 12 месяцев 2013 г. зафиксировано 27 митингов», - сообщили в пресс-службе МВД.

Таким образом, подводя некоторые итоги, следует отметить, что необходимо совершенствовать деятельность органов и подразделений Министерства внутренних дел Кыргызской Республики по предупреждению и пресечению внутренних волнений. Следует брать, как пример, опыт органов и подразделений МВД России в указанных условиях. Необходимо разработать специальную методику по предупреждению и пресечению внутренних волнений, проводить учеб-

ные занятия как начальствующего, так и рядового состава, учения по пресечению внутренних волнений.

На наш взгляд, необходимо широко применять методы переговоров между представителями правоохранительных органов и организаторами мероприятий по недопущению внутренних волнений и беспорядков, которые используются на практике ОВД в Российской Федерации.

1 Платон. Диалоги. АСТ. С. 219.

2 Закон Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» от 11 января 1994 г. № 1360-XII.

3 Закон Кыргызской Республики от 26 февраля 2003 г. № 44 «О национальной безопасности» (с изменениями по состоянию на 25ноября 2011 г.)

4 Миндагулов А.Х. Планирование и организационное обеспечение комплексных профилактических операций. Методические рекомендации для практических работников. Академия МВД СССР. М., 1989. - С. 26.

5 Закон Кыргызской Республики от 23 мая 2012 г.а № 64 «О мирных собраниях». Опубликовано «Эркин-Тоо».

6 Приказ УВД Ошской области «О мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий».

УДК 340 ББК 67

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ: ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ,

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ ЛЕВИН,

старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность E-mail: [email protected] Научный руководитель и рецензент: профессор кафедры управления ОВД в особых условиях Академии управления МВД России, доктор юридических наук,

профессор, Заслуженный юрист РФ М.П. Киреев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются подходы к определению понятий чрезвычайной терминологии: чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайная ситуация, особые условия; и значение для правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России.

Ключевые слова: чрезвычайная терминология, чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайная ситуация, особые условия.

Annotation. Considered approaches to the definition of emergency terminology: emergencies; emergency; special conditions. Their value to law enforcement of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Keywords: emergency terminology, emergency, emergency, special conditions.

Подходы рассматриваемых понятий обусловливаются правоприменительной практикой употребления чрезвычайной терминологии1 и соответствующей заблаговременной подготовкой правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.

В теории и практике при характеристике различной обстановки, возникающей вследствие кризисных явлений, влекущих нарушение нормального функционирования государственных институтов, жизнедеятельности населения и создающих угрозу безопас-

ности граждан, общества государства, используются различные термины: чрезвычайные обстоятельства; чрезвычайная ситуация; особые условия.

Многообразие терминов объясняется тем, что исследователи на протяжении многих лет стремятся наиболее полно отразить те или иные признаки, которые, по их мнению, точно характеризуют складывающуюся чрезвычайную обстановку.

Научное обоснование в толковании основных терминов имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение; от адекватного восприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.