Научная статья на тему 'Особенности действий территориальных органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков'

Особенности действий территориальных органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6329
655
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Массовые беспорядки / предупреждение и пресечение массовых беспорядков / внешнее и внутреннее управление / масштабы и количество участников / место и характер происшествия / способы наблюдения за обстановкой / Mass riots / prevention and suppression off mass riots / internal and external control / the scope and number of participants / place and character of accident / methods to monitor the situation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валерий Григорьевич Акимов

Анализируются действия территориальных органов внутренних дел по борьбе с массовыми беспорядками. Дана правовая оценка массовых беспорядков, дается вывод о необходимости своевременного решения социально-экономических и политических проблем, являющихся объективными предпосылками появления социальной напряженности. В статье изложены предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков. Показана роль и задачи управленческого аппарата в руководстве проведения операцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валерий Григорьевич Акимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ACTIONS OF TERRITORIAL BODIES OF INTERNAL AFFAIRS FOR THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF RIOTS

The article analyzes the actions of territorial bodies of internal Affairs on struggle against mass riots. Given a legal assessment of the riots, given the need for a timely solution to the socio-economic and political problems, which the objective prerequisites for the emergence of social tension. The article describes proposals for improving the activity of internal Affairs bodies on prevention and suppression of riots. The role and tasks of the administrative apparatus in the management of the operation.

Текст научной работы на тему «Особенности действий территориальных органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков»

ББК 74.580 УДК 378.4 + 004.915

© В.Г. Акимов, 2018

Научная специальность 12.00.12 — Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

Валерий Григорьевич Акимов, кандидат военных наук, доцент,

доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируются действия территориальных органов внутренних дел по борьбе с массовыми беспорядками. Дана правовая оценка массовых беспорядков, дается вывод о необходимости своевременного решения социально-экономических и политических проблем, являющихся объективными предпосылками появления социальной напряженности. В статье изложены предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков. Показана роль и задачи управленческого аппарата в руководстве проведения операцией.

Ключевые слова: Массовые беспорядки, предупреждение и пресечение массовых беспорядков, внешнее и внутреннее управление, масштабы и количество участников, место и характер происшествия, способы наблюдения за обстановкой.

PECULIARITIES OF ACTIONS OF TERRITORIAL BODIES OF INTERNAL AFFAIRS FOR THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF RIOTS

Valery Grigoryevich Akimov, candidate of military Sciences Professor

Departments of internal affairs bodies in the special conditions

Educational-scientific complex special training

Moscow University of the MIA of Russia named V.Ya.Kikotya,

117437/Moscow; ul. Academician Volgina d.12,

E-mail: al vo str oknutov@mail .ru

Annotation. The article analyzes the actions of territorial bodies of internal Affairs on struggle against mass riots. Given a legal assessment of the riots, given the need for a timely solution to the socio-economic and political problems, which the objective prerequisites for the emergence of social tension. The article describes proposals for improving the activity of internal

Affairs bodies on prevention and suppression of riots. The role and tasks of the administrative apparatus in the management of the operation.

Keywords: Mass riots, prevention and suppression off mass riots, internal and external control, the scope and number of participants, place and character of accident, methods to monitor the situation

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: В.Г. Акимов. Особенности действий территориальных органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):259-62

Особенности, присущие некоторым массовым социальным явлениям, получившим широкую распространенность вследствие действия ряда негативных

факторов (кризис в сфере производства, разбаланси-рованность государственных финансов, бюджетный дефицит, напряженная ситуация на рынке кредитных

ресурсов и на рынке труда, отсутствие эффективной системы государственного контроля за расходованием бюджетных средств, несовершенство действующего законодательства и др.), а также противоправное поведение отдельных граждан в местах массовых акций протеста в последние годы оказывают негативное влияние на состояние общественного порядка и безопасности в стране. Изучение практики деятельности подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих общественный порядок и безопасность при проведении различных массовых мероприятий, материалов оперативных сводок и аналитических материалов, свидетельствуют о том, что оперативная обстановка, складывающаяся в этих условиях, существенно отличается от обычной (повседневной).

Органы внутренних дел, являясь основными субъектами обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении гражданами и их объединениями массовых мероприятий, как правило, вступают не только исполнителями, но и инициаторами ряда организационных мероприятий, основное содержание которых состоит, прежде всего, в создании наиболее благоприятных условий для их проведения.

Однако положительных результатов здесь можно достигнуть лишь путем проведения совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, лидерами профсоюзов, партий и движений, своевременного и профессионально грамотного комплекса организационных мероприятий, прежде всего предупредительно- профилактического характера.

Выполнение задач по поддержанию надлежащего правопорядка требует от органов внутренних дел принципиальной перестройки содержания своей деятельности, использования в ней прогрессивных форм и методов охраны общественного порядка, и борьбы с преступностью, совершенствованием существующих организационных структур для действия в чрезвычайной обстановке и формирования соответствующей системы управления.

Таким образом, одним из важнейших условий повышения эффективности деятельности органов и подразделений системы МВД по охране общественного порядка и обеспечению безопасности в сложной оперативной обстановке является постоянное совершенствование профессионального мастерства всех сотрудников.

Много проблем существует на практике в вопросах обучения личного состава, привлекаемого к охране общественного порядка при массовых мероприятиях, а также при планировании, разработке типовых тактических действий нарядов и управления ими различными должностными лицами в условиях сложной оперативной обстановки.

Правовыми основами охраны общественного порядка и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий являются общие или специально издаваемые нормативные акты.

Эти акты регламентируют: компетенцию Правительства РФ, местных исполнительных органов по

охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, порядок создания специальных органов управления, формы взаимодействия органов внутренних дел с органами массовых мероприятий и командованием частей внутренних войск.

Ответственность за правонарушения в сфере общественной безопасности и общественного порядка, допускаемые гражданами во время проведения массовых мероприятий, предусмотрена как нормами Уголовного кодекса, так и нормами Кодекса об административных правонарушениях.

Управление в социальной сфере, в том числе и в сфере деятельности органов и организаций, осуществляющих правоохранительные функции — это всегда управление отдельными людьми, объединенными в те или иные общности. Применительно к деятельности органов внутренних дел можно выделить сферу внутреннего и внешнего управления. Соответственно различается и психология каждой из этих сфер управления.

Между внутренним и внешним управлением (как и психологическими аспектами того и другого) нельзя провести четкой грани: во всех случаях проявляются, с одной стороны, общие закономерности управления как целенаправленной, целеустремленной деятельности особого рода, а с другой стороны — психологические и социально-психологические закономерности руководства и подчинения.

Охрана общественного порядка и безопасности при массовых мероприятиях специфична тем, что она осуществляется в условиях большого сосредоточения людей.

Любое массовое мероприятие организуется государственными, профсоюзными органами, спортивными и общественными организациями, но не всегда и не на все массовые мероприятия люди приходят организовано. Они идут колоннами во главе с руководством предприятия и профсоюзным руководством. Безусловно, управлять ими с точки зрения обеспечения охраны общественного порядка намного легче, чем, скажем, болельщиками на футбольном поле, хотя и футбольный матч тоже организуется спортивными обществами. Но на него зрители покупают билеты, как правило, в индивидуальном порядке, и в подавляющем большинстве на футбольном мачте люди собираются незнакомые. Если в первом случае мы можем говорить о коллективе, принимающем участие в демонстрации, то во втором случае речь идет о толпе и отдельных компаниях и группах в ней.

Все это должно учитываться как руководителями органов внутренних дел, организующими охрану общественного порядка, так и личным составом, задействованным на службу. Каждый сотрудник полиции в этих условиях должен строго руководствоваться действующим законодательством, принимать продуманные решения и помнить, что его неумение, а тем более незаконные действия в условиях большого сосредоточения людей могут повлечь за собой серьезные последствия, включая массовые беспорядки.

В условиях большого скопления зрителей или

участников массового мероприятия задержание правонарушителя можно производить лишь тогда, когда сочувствие толпы явно на стороне работников полиции. Если же такого сочувствия нет, тактику задержания необходимо изменить, необходимо понаблюдать за правонарушителем и задержать его за пределами стадиона, дворца спорта или иного места, где проводилось массовое мероприятие.

С точки зрения психологических аспектов поведения людей на массовых мероприятиях, сами массовые мероприятия можно квалифицировать как:

• массовые мероприятия, проводимые с организованным входом людей;

• общественно-политические мероприятия;

• массовые мероприятия, проводимые с неорганизованным входом людей, к которым относятся подавляющее большинство культурно-массовых и спортивных мероприятий.

На таких массовых мероприятиях коллективов, как правило, не существует (за исключением коллективного выхода в театр, на концерт), существует только масса людей и отдельные группы в ней.

Эти закономерности должны обязательно учитываться при обеспечении охраны общественного порядка. Каждый сотрудник органов внутренних дел должен знать и строить свою работу на массовом мероприятии по осуществлению управляющих воздействий на граждан, исходя из этих закономерностей.

Для успешного предупреждения и пресечения массовых беспорядков в ОВД заблаговременно создается: оперативный штаб (группа управления), планируются силовые действия по пресечению и ликвидации массовых беспорядков и формируется группировка сил и средств.

Руководитель ОВД при получении сигнала о возникновении конфликтной ситуации должен:

• уточнить время, место и характер происшествия; масштабы и количество участников;

• доложить обстановку руководителю ГУВД и вышестоящему оперативному дежурному.

По распоряжению руководителя ОВД к месту конфликта высылается усиленная оперативная группа, с задачей — не допустить перерастания конфликта в групповое нарушение. Оповещаются все наряды полиции, несущие патрульно-постовую службу.

После этого руководитель ОВД:

немедленно выезжает на место, лично оценивает обстановку; отдает необходимые распоряжения дежурному по ОВД и начальникам служб;

• докладывает руководителям администрации города(края), сообщает в прокуратуру, ФСБ, руководителям хозяйственных органов;

• принимает меры по устранению возможных нарушений в деятельности ОВД, послуживших поводом к конфликту;

• организует разъяснительную работу среди участников конфликта;

• при необходимости дает указания на блокирование нарядами ППС и другими силами райо-

на места конфликта в целях его ликвидации;

• организует наблюдение с использованием гласных и негласных способов наблюдения за обстановкой, изменением настроений и намерений граждан, особенно агрессивно настроенных.

В соответствии с заранее разработанным планом объявляется сбор оперативного штаба и личного состава привлекаемого к проведению специальной операции в пунктах дислокации частей и подразделений. Производится экипировка сотрудников, усиливается охрана административных зданий, зданий ОВД, банков, сберкасс и других важных объектов, определяются задачи добровольным народным дружинам.

Оперативный штаб прибывает на место происшествия, а специальный сводный отряд и другие силы и средства сосредотачиваются в установленных местах или районах.

Район группового нарушения изолируется путем перекрытия движения автотранспорта и доступа граждан. В зависимости от обстановки он может блокироваться частично или полностью. За действиями нарушителей устанавливается постоянное наблюдение, ведется работа по выявлению подстрекателей и активных участников беспорядков.

Руководитель ОВД, используя технические средства, обращается к гражданам с требованиями прекратить противоправные действия и покинуть место происшествия.

Если предпринятые меры не привели к предотвращению группового нарушения в начальной стадии и развитие событий ведет к резкому обострению оперативной обстановки и перерастанию в массовые беспорядки, руководитель ОВД обязан перейти к решительным действиям по ликвидации этого нарушения и приступить к проведению специальной операции.

К основным элементам тактики пресечения массовых беспорядков относятся: сбор и анализ информации, прогнозирование развития событий и вариантов противоправных действий; принятие неотложных мер для нейтрализации активно действующих лидеров и группировок с использованием оперативных и режимных возможностей; концентрация сил и средств для создания материального (физического) и психологического превосходства над участниками беспорядков; удовлетворение законных требований граждан; использование всех возможностей для локализации конфликтов без применения силы, для деморализации организаторов, подстрекателей и активных участников компрометирующей их информацией.

Тактические приемы пресечения массовых беспорядков в значительной мере зависят от конкретных условий (состава толпы, вооруженности участников беспорядков и других обстоятельств), но в любом случае силовые действия должны быть направлены прежде всего не на подавление толпы или перемещение ее с места на место, а на отделение и изоляцию организаторов и наиболее активных участников массовых

беспорядков.

Тактические способы действий сил и средств органов правопорядка по пресечению массовых беспорядков можно условно разделить на контактные и неконтактные.

Неконтактные способы предполагают воздействие сил правопорядка на толпу на расстоянии — посредством использование специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газов, мыльной пены, звукоусиливающих установок, резиновых пуль, свето-шумовых гранат и т.п.- применяя такие средства, силы правоохранительных органов постепенно перемещают толпу в заданном направлении, рассредоточивают и рассеивают ее участников. Одновременно ведутся документирование противозаконных действий, сбор доказательств изобличающих виновных, а затем и задержание правонарушителей (как правило, после рассеивания и рассредоточения толпы).

После рассредоточения и вытеснения толпы личный состав группы оцепления до особого распоряжения продолжает нести службу на занимаемых рубежах. По мере нормализации оперативной обстановки часть нарядов снимается. Освободившийся личный состав используется для усиления патрулирования в городе. Полное снятие всех нарядов осуществляется по распоряжению руководителя операции.

После выполнения задач по ликвидации (пресечению) беспорядков подразделения сосредотачиваются в местах временной дислокации, где проверяется состояние оружия, техники и другого имущества, организуются мероприятия по совершению марша в места постоянной дислокации.

В последующем подводятся итоги, анализируются и оцениваются результаты проведенной операции.

Изучение правовых основ деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности при массовых мероприятиях свидетельствует о необходимости дальнейшего законодательного регулирования этой важнейшей сферы их деятельности, психологические аспекты поведения граждан и тактические действия нарядов в условиях проведения массовых мероприятий со всей убедительностью показывают необходимость специальной подготовки личного состава.

Для этой цели в помощь руководителям ОВД и командирам подразделений необходима методическая помощь в разработке типовых планов, типовых тактических действий при возникновении различных ситуаций, методика психологической подготовки личного состава и ряда других, на первый взгляд, второстепенных вопросов, но крайне важных для практических работников.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ О собраниях,

митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях //Российская газета. -2004. -23 июня

2. Деятельность сотрудников органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельств. Сборник научных трудов. — Волгоград: В А МВД России,2006.

3. Закон Российской Федерации от 19.06.2004г. №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

4. Ашихмин М.А., Башков А.В, Анализ складывающейся оперативной обстановки на улицах и в других общественных местах обслуживаемой территории для принятия решения на охрану общественного порядка: Учебно-практические рекомендации. — Барнаул: БЮИ МВД России, 2003.

5. Неклюдов В.Г. Агрессивная толпа как элемент социального субъекта массовых беспорядков на почве межнациональных конфликтов М., Волтере Клувер. 2005. — 198 с.

6. Поленов Г.Ф. Организация или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок. М., Академия управления МВД России. 2007. — 278 с.

Reference

1. FederaTiiyj zakon Rossijskoj Federacii ot 19 iyunya 2004 goda № 54-FZ О sobraniyah, mitingah, demon str aciy ah, shestviyah i piketirovaniyah //Rossijskaya gazeta. -2004. -23 iyunya

2. Deyatel'nost' sotrudnikov organov , vnutrennih del pri chrezvychajnyh obstoyatel'stv. Sbornik nauchnyh trudov. — Volgograd: VA MVD Rossii,2006.

3. Zakon Rossijskoj Federacii ot 19.06.2004g. №54 «О sobraniyah, mitingah, demonstraciyah, shestviyah i piketirovaniyah»

4. Ashihmin M.A., Bashkov A.V. Analiz skladyvayushchejsya operativnoj obstanovki na ulicah i v drugih obshchestvennyh mestah obsluzhivaemoj territorii dlya prinyatiya resheniya na ohranu obshchestvennogo poryadka: Uchebno- prakticheskie rekomendacii. — Barnaul: BYTJI MVD Rossii, 2003.

5. Neklyudov V.G. Agressivnaya tolpa как ehlement social'nogo sub"ekta massovyh besporyadkov na pochve mezhnacionarnyh konfliktov M., Voltere ICluver. 2005.- 198 s.

6. Folenov G.F. Organizaciya ili aktivnoe uchastie v gruppovyh dejstviyah, narushayushchih obshchestvennyj poryadok. M.? Akademiya upravleniya MVD Rossii. 2007.- 278 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.