Научная статья на тему 'Тактика пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков'

Тактика пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41349
1905
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / ТАКТИКА ПРЕСЕЧЕНИЯ / ГРУППОВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафарянов И.Ф.

В статье рассматриваются такие понятия, как организация, тактика пресечения, документирование групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков и др. Исследуется тактика пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тактика пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков»

УДК 342.951

И. Ф. САФАРЯНОВ, преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

I. F. SAFARYANOV, lecturer of the chair of administrative legal disciplines of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

ТАКТИКА ПРЕСЕЧЕНИЯ ГРУППОВЫХ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

TACTICS OF SUPPRESSION OF GROUP VIOLATIONS OF PUBLIC ORDER

AND MASS RIOTS

Аннотация. В статье рассматриваются такие понятия, как организация, тактика пресечения, документирование групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков и др. Исследуется тактика пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

Ключевые слова: массовые беспорядки, тактика пресечения, групповые нарушения, общественный порядок.

>

<ч а а и и

s а о

0 «

У

а -с а

1

о

0 «

1

£ «

а s S

u «5

Annotation. The paper formulates such concepts as organization, tactics of restraint, documentation of group violations ofpublic order and mass riots etc. is Investigated tactics of restraint group violations of public order and mass riots.

Keywords: riots, restraint tactics, group violations of public order.

Основным органом управления силами и средствами при возникновении особых условий в соответствии с планом является оперативный штаб. Структурно оперативный штаб состоит из двух блоков: руководителя оперативного штаба и рабочей группы (аппарата). Основными задачами штаба являются: организация предупреждения массовых беспорядков; обеспечение готовности сил и средств к действиям при массовых беспорядках; управление силами и средствами при пресечении массовых беспорядков; организация непосредственной работы по ликвидации последствий массовых беспорядков и др.

Результативность тактических действий ОВД зависит не только от количества задействованных сил, но и в значительной степени от их оснащенности необходимыми специальными

средствами, а также от умения сотрудников обоснованно и профессионально грамотно применять их в конкретных ситуациях [1, с. 18].

Тактические способы действий можно условно разделить на контактные и бесконтактные.

Бесконтактные способы подразумевают влияние сил правопорядка на толпу на расстоянии - с помощью применения специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газов, мыльной пены, звукоусиливающих установок, воз-духо-струйных приборов, резиновых пуль и др.).

Положительной стороной бесконтактных способов является то, что прекращение массовых беспорядков достигается с минимальными потерями гражданского населения и сил правопорядка. Если при контактных спосо-

бах неизбежна рукопашная схватка, что приводит к возрастанию злости толпы, к телесным повреждениям, то неконтактные способы по сути «бескровны». Безусловно, в конкретных обстоятельствах необходимо использовать комбинацию приемов и способов в зависимости от сложившейся обстановки, характера и масштабов массовых беспорядков.

Если бесконтактный способ воздействия на участников беспорядка не привел к положительному итогу, то по решению руководителя мероприятия дается указание на применение мер по контактному воздействию на граждан. Отечественная практика идет по пути широкого применения контактных способов, главной сутью в которых является введение специализированных групп непосредственно в толпу с целью ее разделения, рассредоточения и рассеивания [2, с. 157].

Для пресечения массовых беспорядков могут применяться следующие виды тактических приемов: оцепление, блокирование, рассечение и рассредоточение толпы, задержание зачинщиков и активных участников. Приемы осуществляются специально создаваемыми группами, каждая во главе со старшим выполняет свой тактический прием. Рассмотрим их более подробно.

1. Задача группы оцепления: образовать режимную зону в месте проведения массовых мероприятий с целью ограничения доступа в нее других участников и для обеспечения выявления и задержания организаторов и активных участников. Оцепление осуществляется нарядами органов внутренних дел, войсками с привлечением общественности, с использованием ограждений, канатов, барьеров, автомашин, указательных знаков и других технических средств.

2. Задачи группы блокирования: осуществление блокирования района операции и прекращение доступа в зо-

ну оцепления посторонних граждан и транспорта; отделение активных участников от остальной части толпы и последующее их блокирование.

3. Задача группы рассечения: разделить на отдельные группы для обеспечения задержания; применяется одновременно с блокированием и без блокирования. Образуется коридор для групп задержания.

4. Задача группы рассредоточения: разобщить участников массового нарушения общественного порядка и удалить их из определенного места.

5. Задача группы задержания: выявление, задержание и доставление в ОВД зачинщиков и активных участников групповых нарушений общественного порядка.

6. Задачи группы изъятия и прикрытия: изъятие из толпы зачинщиков и наиболее активных участников массовых беспорядков при проведении специальной операции; прикрытие

группы при оказании физического со>

противления со стороны участников

беспорядков. Для изъятия из толпы за- ^

чинщиков и активных нарушителей 3

порядка создаются группы изъятия. В а

них должны назначаться наиболее под- | готовленные в физическом отношении

сотрудники [3, с. 99]. Прикрывающие ¡^

после захвата субъекта обеспечивают ^

прикрытие группы, защищая от ударов |

камнями, палками и другими предме- ^

тами; пресекают попытки освобожде- |

ния захваченного, которого выводят за ^

группу рассредоточения и передают ^

группе конвоирования [4]. |

После ликвидации групповых ^ нарушений общественного порядка и „а массовых беспорядков проводятся следующие мероприятия: сбор личного | состава после окончания операции, его | проверка, осмотр вооружения и специ- ^ альных средств; оцепление района про- ^ ведения операции для обеспечения ли- ^ квидации последствий массовых бес- а порядков; организация охраны общест- | венного порядка по усиленному вари- ^

анту патрульными группами; создание мобильных оперативных групп для воспрепятствования повторного сбора участников массовых беспорядков; организация оперативно-разыскных мероприятий и задержание участников массовых беспорядков.

Необходимо предусмотреть мероприятия по тщательному документированию действий нарушителей, для того чтобы, с одной стороны, избежать фактов необоснованного привлечения к ответственности, а с другой - обеспечить неотвратимость справедливого наказания виновных.

В этих целях наряду с традиционными методами документирования целесообразно применение технических средств (фото-, кино- и видеоза-писывающей аппаратуры), использование в качестве вещественных доказательств изымаемых у правонарушителей предметов атрибутики, плакатов, листовок и т. д. Эту работу осуществляет группа документирования [5, 5 с. 59].

При составлении протоколов § об административных правонарушени-^ ях, предусмотренных ст. 20.2 КоАП | РФ, наряду с выполнением требований с^ ст. 28.2 КоАП РФ, необходимо отмене; тить, в чем конкретно (в какой форме) ^ выразилось нарушение порядка орга-| низации и проведения собраний, ми-^ тингов, уличных шествий и демонстра-| ций.

^ В рапортах сотрудников поли-

® ции, принимавших участие в охране | правопорядка, объяснениях свидетелей ^ и очевидцев, иных документах необхо-^а димо как можно подробнее расписать ^ ситуацию совершения правонаруше-| ния: отразить поэтапность развития со-^ бытий, примерное количество их уча-^ стников, содержание демонстрируемых ^ и скандируемых лозунгов, мероприятия ^ правоохранительных органов по пре-а дупреждению и пресечению данных § нарушений, порядок обращения с гра-

жданами, точное время их задержания и доставления в полицию.

Также документирование противоправных действий осуществляется следственно-оперативной группой, она проводит необходимые следственные и разыскные действия: производит осмотр места происшествия, задержание, допросы, следственные эксперименты, обыски, освидетельствования.

Меры по задержанию правонарушителя при совершении групповых нарушений общественного порядка необходимо осуществлять стремительными и решительными действиями, для того чтобы не допустить возможность провоцирования остальных участников на активное противодействие нарядам полиции, на массовые беспорядки. С этой целью необходимо увести задержанных из зоны блокирования с соответствующим сопровождением в заранее отведенные для этого места (фильтрационные пункты).

Если обстановка складывается таким образом, что предпринимаемые сотрудниками полицией мероприятия по задержанию лидеров и активных участников массовых беспорядков связаны со значительными трудностями и способны спровоцировать массовое недовольство граждан, участвующих в беспорядках, привести к нежелательным результатам, то в этом случае достаточно довольно тщательно документировать их противоправные действия, а задержание и оформление материалов совершить несколько позже в наиболее спокойной обстановке.

Распространенной ошибкой сотрудника полиции при документировании административно-процессуальных действий является пренебрежение составлением протокола об административном задержании, предусмотренного ст. 27.4 КоАП РФ, которое рассматривается как ущемление прав и законных интересов граждан. Время начала административного задержания в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ начина-

ется с момента доставления нарушителя для составления протокола.

Наряду с задержанием существенную роль имеют вовремя и процессуально грамотно организованные личный досмотр нарушителей и досмотр их вещей и документов, ставшими орудием или непосредственным объектом правонарушения.

От правильности и своевременности проведения следственно-разыскных мероприятий и документирования противоправных действий организаторов и активных участников групповых нарушений общественного

порядка и массовых беспорядков зависит неотвратимость справедливого наказания виновных.

Таким образом, успех пресечения массовых беспорядков в решающей степени зависит от правильности быстрых и согласованных действий органов и подразделений внутренних дел во взаимодействии с иными силовыми структурами, что невозможно без предварительного планирования и практической отработки этих действий, без специальной подготовки привлекаемых сил и средств, а также без поддержания их в постоянной готовности.

* *

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметшин Р. А. К вопросу о деятельности милиции Башкирии по реализации новой экономической политики // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 18.

2. Теория государства и права: курс лекций: в 2 частях. Часть II / С. Г. Аксёнов и др.; под ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2009. С. 157.

3. Сафарянов И. Ф. Штраф как вид административного наказания // Евразийская адвокатура. 2016. № 4 (23). С. 99. ^

4. Официальный сайт Livejournal // URL: http://shadow-ru.livejournal.com/86717.html (дата обращения: 25.09.2016).

5. Васильев Ф. П. Правовое положение полиции МВД России: учебник для студентов

вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» М., 2014. С. 59. g

и £

© Сафарянов И. Ф. ¿1

К"

<ч а

и «

а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

0 «

1 £

а «

S «5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.