6.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
Сторублёнкова Елена Геннадиевна, канд.юрид.наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Московский университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя. Подразделение: кафедра криминологии. E-mail: [email protected]
Самуткин Вячеслав Леонидович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Московский университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя. Подразделение: кафедра деятельности органов внутренних дел в особых условиях. E-mail: [email protected]
Аннотация
Рассматривается информационное обеспечение деятельности специальных подразделений органов внутренних дел при проведении специальных операций по предупреждению и пресечению массовых беспорядков; роль ситуации в поведении человека, цикличный психологический алгоритм ее развития; оценка поведения индивида; динамика развития социального конфликта, критерии определения эмоционального состояния толпы; тактика действий специальных подразделений органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков.
Цель написания статьи - рассмотреть теоретические и методологические основы информационного обеспечения деятельности специальных подразделений органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков.
Иностранные специалисты, занимающиеся исследованием этих научных проблем: Г.Блуммер, Р.Нисбетт, Г.Олпорт, Л.Росс, У.Томас, А.Тэшфел, З. Фрейд, Х. Хекхаузен, Г.Шнайдер.
Методология: статья выполнена на основе комплексно-междисциплинарного подхода, с использованием комплекса общенаучных и специальных методов исследования: сравнительно-типологического, логико-аналитического, формально-логического, системно-структурного, статистического.
Выводы: Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел является ключевым фактором при решении задач предупреждения и пресечения массовых беспорядков специальными подразделениями органов внутренних дел. Своевременность и полнота такого обеспечения в современных условиях оказывают непосредственное влияние на принятие оптимальных управленческих решений.
Рамки исследования: Статья подготовлена вне территориальных, хронологических и законодательных рамок научного исследования.
Практическое значение: положения статьи могут быть использованы в практической деятельности правоохранительных органов в разработке стратегии и тактики специального предупреждения преступности.
Социальные последствия: повышение общественной безопасности публичных мероприятий.
Ключевые слова: публичные мероприятия, социальный конфликт, массовые беспорядки, информация, безопасность, криминальная ситуация, поведение, эмоциональное состояние, толпа, специальные подразделения, тактика действий, специальные средства.
INFORMATION SUPPORT OF ACTIVITIES OF SPECIAL UNITS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES TO PREVENT AND COMBAT MASS RIOTS
Storublenkova Elena Gennadievna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Moscow University of MIA Russia named after V.Ya.Kikot. Department: Criminology chair. E-mail: [email protected]
Samutkin Vyacheslav Leonidovich. Position: senior lecturer. Place of employment: Moscow University of MIA Russia named after V.Ya.Kikot. Department: internal affairs bodies activities in special circumstances chair. E-mail: [email protected]
Annotation
We consider the information support of special units of internal affairs bodies during the special operations for the prevention and suppression of mass disorders; the role of the situation in human behavior, psychological cyclical algorithm of its development; assessment of the individual's behavior; dynamics of social conflict, the criteria for determining the emotional state of the crowd; tactics of special units of law-enforcement bodies to stop the riots.
The purpose of writing this article - to review the theoretical and methodological foundations information management of special units of law-enforcement bodies to stop the riots.
Foreign experts who are engaged in the study of scientific problems: G.Blummer, R.Nisbett, G.Allport, L.Ross, W.Thomas, H.Tajfel, S.Freud, H.Heckhausen, G.Schneider,
Methodology: the article is made based on an integrated, multidisciplinary approach, using a combination of scientific and special methods of research: comparative-typological, logical and analytical, formal-logical, systematic and structural, statistical.
Conclusions: Information support of the activities of the Interior is a key factor in solving the problems of prevention and suppression of mass disorders by special units of the Interior. Timeliness and completeness of such security in modern conditions have a direct impact on the adoption of optimal management decisions.
Scope of the study: This article was prepared outside the territorial, historical and legal framework of scientific research.
Practical value: The provisions of article can be used in the practice of law enforcement agencies to develop a strategy and tactics of the special crime prevention.
Social consequences: increased public safety and public events.
Keywords: public events, social conflict, mass riots, information, security, criminal situation, behavior, emotional state, crowd, special units, action tactics, special funds.
Время, в котором мы живем, характеризуется интенсивными темпами изменения существующей реальности, это приводит к тому, что сегодня человек находится в принципиально ином мире, чем человек, который жил даже десятилетие назад. В настоящее время, благодаря современным технологиям, человек вступает в более активные отношения с окружающим миром, он более коммуникативен, информирован. Данные технологии приводят к «сужению» географическо-
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
Сторублёнкова Е.Г. Самуткин В.Л.
го пространства, расширению пространства межличностных контактов, взаимодействию между людьми разных культур, разных социальных и этнических групп. Все это свидетельствует об изменения ситуационного контекста существования человека.
Четыре десятилетия назад европейский психолог А.Тэшфел (Tajfel Н.) указывал на недопустимость недооценки роли социальных изменений и изучения человека в отрыве от реального социального контекста его существования [См.:6, с. 229-243].
Для нас таким социальным контекстом является памятная нам эпоха «перемен», сопровождавшаяся в перестроечный период, вооруженными конфликтами, катастрофами, экономическим кризисом, массовой миграцией из бывших советских республик, обострением этнических, социальных, политических конфликтов и многих других ситуаций вплоть до распада Советского Союза. Такие ситуации мы относим к объективным факторам, обладающим деструктивным воздействием на массы людей и толкающие их к публичному отстаиванию и защите своих интересов не всегда мирным путем.
Сегодня задача органов внутренних дел состоит в том, чтобы граждане, отстаивая свои права и интересы, действовали в правовом поле, не нарушая законодательство, регулирующее организацию и проведение мирных собраний, в частности нормы Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [См.:10]. Поэтому обеспечение безопасности граждан при проведении публичных мероприятий в нашем динамически меняющимся мире является основной обязанностью органов внутренних дел.
Деятельность органов внутренних дел по обеспечению публичных мероприятий требует принятия непростых управленческих решений, задействования значительного количества сил и средств, привлечения множества специалистов различного профиля.
Осуществление такой деятельности, ее результативность зависит от объема и качества имеющейся у руководства специальных подразделений ОВД информации о складывающейся ситуации в ходе проведения публичных мероприятий; факторах, продуцирующих неправомерное ее развитие в массовые беспорядки; индивидах; толпе и готовности личного состава специальных подразделений ОВД к проведению специальной операции. Для чего необходимо знать: социально-психологические предпосылки возникновения и развития массовых беспорядков, динамику эмоционального состояния толпы, поведение подстрекателей, организаторов групповых правонарушений; профессионально-психологическую подготовленность личного состава к действиям в осложненной обстановке; а также владеть навыками сбора оперативной информации о назревающих эксцессах. Совокупность информации составляет ориентировочную основу деятельности специальных подразделений ОВД.
Тем более что поводом для массовых беспорядков могут служить различные события, как умышленные, так и неосторожные действия, которые в неблагоприятных условиях обостренно воспринимаются гражданами, вызывая резкую негативную реакцию. К массовым беспорядкам может привести и особенности толпы, поскольку именно она представляет главную опасность во время массовых беспорядков, чем бы они не были вызваны.
Провоцирующим элементом является и сам сотрудник органов внутренних дел. Говоря о деятельности органов внутренних дел в деле предупреждения и пресечения массовых беспорядков, мы можем отметить, что их неточные действия могут способствовать перерастанию публичного мероприятия в массовые беспорядки, благодаря отсутствию полной, достоверной, объективной информации, что затрудняет анализ сложившейся ситуации и ведет к неверному прогнозу ее развития и к закономерному результату - запаздыванию действий правоохранительных органов, что может также усугубиться отсутствием профессиональных навыков работы в толпе.
Возникшие на одном основании социального конфликта, массовые беспорядки в своем развитии могут захватить другое основание социального конфликта, более того, при определенных условиях может произойти «наслоение» одного основания на другое.
Территориальная локализация и распространение массовых беспорядков по масштабу может быть различна. Они могут возникать в одном или нескольких городах, районах, населенных пунктах одновременно или последовательно на территории республики, края, области, автономного образования, в отдельных местностях, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в исправительных учреждениях.
На масштаб публичного мероприятия оказывает влияние не только территория, но также количество участников и задействованных органами внутренних дел сил и средств в охране общественного порядка.
Время также является важным фактором, ведь возникновение массовых беспорядков длительный процесс. В основе массовых беспорядков, независимо от поводов их возникновения, лежат неразрешенные противоречия, переросшие в прямое противостояние, конфликт, как непосредственное столкновение сторон, что говорит о предельном психологическом насыщении. Такой конфликт имеет определенную модель развития, проходящий несколько этапов, и отсутствие должного контроля может привести к разрешению его насильственным путем.
Рассматривая массовые беспорядки как социальный конфликт мы можем выделить три стадии динамики его развития:
Первая стадия, предконфликтная, проходит две фазы развития:
латентную фазу, когда происходит формирование конфликтной ситуации, появляются условия, создающие возможность для возникновения социальной напряженности, недовольства, негативные массовые настроения и
открытую фазу, при которой конфликт становится очевидным для его участников, происходит осознание собственных целей и интересов, к событиям привлекается внимание общества, люди объединяются в группы, формируется психологическая установка на борьбу, социальная напряженность уже возникла и она имеет разную степень выраженности от нулевого уровня, при условии, что стороны занимают позиции сотрудничества, вплоть до высшей степени - антагонизма и непримиримости сторон.
Вторая стадия, конфликтная, характеризуется тем, что на этом этапе развития намерения участников публичных мероприятий воплощаются в конкретные формы поведения. При этом действия участников конфликта могут принимать как контролируемые, так и не контролируемые (столкновение групп и т.д.) формы.
Конфликтная стадия, на наш взгляд, выражается в конкретных действиях, совершаемых большим количеством (толпой, массой) людей, действующих совместно, последовательно, продолжительно, направленных на совершение противоправных действий, существенно нарушающих общественный порядок и общественную безопасность, создающих угрозу жизни, здоровью, собственности граждан и нормальному функционированию организаций, предприятий и учреждений. Заканчивается конфликт разрешением, т.е. наступлением позитивных или негативных последствий.
Третья стадия развития процесса, постконфликтная, стадия на которой противоречия интересов сторон урегулированы.
По сути, мы имеем дело со сложившейся в ходе проведения публичного мероприятия криминологической ситуацией и для ее оценки можем применить ситуационный подход. Важным в такой оценке является то, в какой степени ситуационные факторы способны детерминировать поведение человека.
Обратимся к учению У.Томас (W.Thomas), который во всех работах говорит о том, что индивида и общество всегда следует рассматривать и понимать в их постоянном обоюдном взаимодействии, особо подчеркивая их взаимную необходимость друг в друге, как обладателей взаимодополняющих совокупностей ценностей, планов, фактов, умений и пр. Особое значение У. Томас придавал роли ситуации в поведении человека. Он подчеркивал возможность адекватного объяснения ситуации только с помощью понимания ее субъективного значения для индивида. По мнению ученого всякой деятельности предшествует «стадия рассмотрения, обдумывания, которую можно назвать определением ситуации» [См.:5, с.68-70] .
Однако «неправильное решение проблемы среды» по мнению Л.С.Выготского, является проблемой изучения ситуации в теоретическом и практическом разрезах ведь действующий научный подход рассматривает среду как некую совокупность внешних условий по отношению к человеку [См.:1, с. 376 -385].
Предсказать поведение человека на основе знания о его личностных особенностях или о его поведении в других ситуациях - невозможно. Данную позицию высказали в работе «Человек и ситуация» Р.Нисбетт и Л.Росс. (Nisbett R., Ross L.) [См.:3].
К оценке поведения индивида нас подводит в своих работах К.Левин: «поведение определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно» или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него» [См.:7, с.22].
Формула оценки поведения индивида К.Левин применима и в оценке поведения лиц в условиях массовых беспорядков: «поведение есть результат взаимодействия личности со средой» (B = f [P,E]).
Раскрывая данную формулу, мы можем говорить о том, что для оценки поведения индивида нам необходимо знание трех компонентов: особенностей личности, среды и их взаимодействия.
Совокупно рассмотреть эти три компонента нам помогает ситуационный подход. Он позволяет рассмотреть целостное единство личности и ситуации, преодолевая противопоставление внутренних (личностных) и внешних (ситуационных) факторов.
Раскрывая взаимодействие личности и среды мы можем использовать психологический цикличный алгоритм развития ситуации, сценарно ведущий к разви-
тию ситуации в кризисном направлении: 1) исходная неблагоприятная социальная ситуация, вызванная различными политическими, экономическими, социальными, этническими и прочими факторами; 2) критическая точка - контакт с рискованной средой, отрицательно настроенными людьми, призывающими к неправомерному решению социального конфликта; 3) критическая социальная ситуация - устойчивые рискованные отношения со средой, реагирование, действенный отзыв на активные действия провокаторов и организаторов призывающих к противоправным действиям; 4) критическая точка - переход к собственному рискованному противоправному поведению; 5) кризис социальной ситуации в критической точке - невозможность самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию. Говоря о возможно сложившейся ситуации в ее стабильности, изменении и развитии отметим, что она может быть привлекательна или непривлекательна для человека.
В этом цикличном психологическом алгоритме развития кризисной ситуации присутствует критическая точка, связанная с установлением контакта индивида с рискованной средой. В этой точке сохраняется возможность индивида выхода из ситуации, остановки развития ситуации или ее прерывания. Если данные намерения индивида не реализуется, то возникает новый виток развития ситуации, появляются устойчивые отношения с социально неблагополучной средой, переходящие в рискованную, а в некоторых случаях противоправную форму поведения.
Одна из идей К.Левина заключается в том, что поведение человека есть результат действия побуждающих и сдерживающих сил. Поэтому приоритетными мерами, принимаемыми на предконфликтном этапе, являются меры по изучению психологических особенностей не только индивида и индивидов, а также социально-психологических характеристик толпы.
Определяя толпу с психологической точки зрения, мы можем сказать, что толпа - это бесструктурное скопление людей, лишенных осознаваемых целей, но имеющих общий объект внимания и эмоциональное состояние, восприимчивых к внушению, действующих на основании единого порыва, руководствующихся собственным бессознательным, в основе которого с первобытного строя лежит триада основных желаний -«убить, съесть, изнасиловать».
При изучении толпы важное значение имеют все особенности: механизмы ее формирования, авторитетность, внушаемость, изменчивость, зависимость поведения участников от численности толпы и прочие параметры.
Для характеристики толпы важно также уметь выявлять нарастающее эмоциональное состояние группы людей. Данное состояние, согласно теории Г.Олпорта ^.АПро|1) и Г.Блуммера ^.ВШттег), в случае наличия обратной связи способно перерасти в циркулярную (кольцевую) реакцию (обоюдно направленное эмоциональное заражение) при которой происходит передача эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психологического контакта. Один агрессивно настроенный индивид своими реакциями эмоционально возбуждает окружающих [См.:4, с. 3-16]. Данное обстоятельство объясняется психоаналитической теорией З.Фрейда, по которой каждый индивид в толпе эмоционально связан с лидером группы и друг с другом. Такое обоюдное заражение приводит к распаду формальных и неформальных структур группы, что означает, по сути, ее дезоргани-
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
Сторублёнкова Е.Г. Самуткин В.Л.
зацию и трансформацию в ту или иную разновидность толпы: окказиональную, конвенциональную, экспрессивную, действующую (агрессивную, паническую, стяжательную, повстанческую).
Все это имеет значение для определения тактики действий специальных подразделений ОВД по пресечению массовых беспорядков.
Планируя специальную операцию, руководитель определяет способы действий сотрудников специальных подразделений ОВД, начиная от организации простого патрулирования в местах возможного возникновения массовых беспорядков до действий маневренных групп на определенных маршрутах по рассредоточению групп нарушителей порядка и изъятию зачинщиков, исходя из сложившейся обстановки, характеристики толпы, отдельных индивидов (организаторов, провокаторов), этапов возникновения и развития массовых беспорядков, наличия сил и средств, времени года и суток, состояния погоды. От этих знаний напрямую зависит: формирование различных групп специальных подразделений ОВД - вытеснения и рассечения; изъятия; применения спецсредств (расчет специальных средств); разминирования; преодоления искусственно созданных заграждений; пожаротушения и эвакуации.
составление алгоритмов тактических действий специальных подразделений ОВД: способы построений боевого порядка; выдвижение со спецтехникой (водометная установка, БТР, грузовой автомобиль, трактор и т.д.); действия личного состава при поступлении команды «Газы!»; способы перестроений; высадка личного состава из автотранспорта в полной боевой экипировке; основные способы коллективной защиты: «Стена», «Забор», «Вал», «Черепаха», «Панцирь».
выработка критерия избрания специальными подразделениями ОВД вида специальных средств, необходимых для пресечения массовых беспорядков и определения этапов действий специальных подразделений ОВД по их применению.
Можно выделить пять этапов применения специальных средств:
первый этап предполагает демонстрацию силы, в ходе которой могут осуществляться лишь действия, дающие собравшимся наглядное представление о намерении властей прибегнуть к использованию силы для поддержания общественного порядка;
на втором этапе происходит рассредоточение участников групповых правонарушений наиболее гуманными средствами силового принуждения;
третий этап характеризуется возможностью использования специальных средств: ранцевых распылителей раздражающе-слезоточивых веществ, ручных газовых гранат средней и большой мощности, а также безосколочных светозвуковых гранат;
на четвертом этапе для нейтрализации наиболее агрессивно настроенных правонарушителей допустимо применение оружейных систем: карабинов КС-23;
пятый этап, из-за потери возможности пресечь насилие указанными средствами силового принуждения, характеризуется крайней мерой, использованием табельного стрелкового оружия против участников массовых беспорядков.
Проведя экспертный опрос сотрудников специальных подразделений ОВД, мы получили интересное знание о том, что мерами, способствующими предупреждению массовых беспорядков, сотрудники считают не инструктажи (6,2% опрошенных) и изучение за-
конодательства (10,4%), а навыки определения особенностей толпы по ее эмоциональному состоянию (31,3%) для составления прогноза развития ситуации (31,3%) и своевременного блокирования ее перерастания в массовые беспорядки, после чего идет отработка тактики действий (20,8%).
Особое значение эти знания приобретают и для выработки психологической стратегии прогнозирования и предупреждения массовых беспорядков. И здесь, в деле предупреждения, уже становятся интересны психологические стратегии разрешения конфликта: конфронтация, сотрудничество, избегание конфликта, приспособленчество, компромисс.
Мы предполагаем, что информационно-психологическое обеспечение сотрудников органов внутренних дел в вопросах предупреждения и пресечения массовых беспорядков является необходимым средством для принятия эффективных управленческих решений. Владение необходимой информацией, помогает сотрудникам органов внутренних дел, включая руководящий персонал, реагировать на любые изменения ситуации, выявлять деструктивные процессы в толпе на начальных этапах. При этом мы понимаем, что практика правоохранительной деятельности основывается на различной информации (оперативной, правовой, социологической), вбирающей в себя составной частью и психологическую информацию. Вся информация в совокупности, имеющаяся в распоряжении сотрудников органов внутренних дел, составляет ориентировочную основу, являясь главным регулятором деятельности по предупреждению и пресечению массовых беспорядков.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.
2. Гришина Н.В. Ситуационный подход к анализу и разрешению конфликтов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16, Психология. Педагогика. 2012. Вып. 3.
3. Росс Л., Нисбетт Р. [Ross L., Nisbett R.] Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999
4. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1990. Т. 11, N 5.
5. Thomas W, Znaniecki, 1958, vol. 1.
6. Тэшфел А. [Tajfel H.] Эксперименты в вакууме // Социальная психология. Тексты / под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
7. Хекхаузен Х. [Heckhausen H.] Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.
8. Шнайдер Г. [Schneider G.] Массовые беспорядки глазами криминолога // Общественные науки и современность. 1991. N 4
9. Федеральный закон N 226-ФЗ от 3 июля 2016 г. "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.11.2016)
10. Федеральный закон № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.11.2016)
11. Чрезвычайные ситуации социального характера. [Электронный ресурс] // URL: http://www.volgmed.ru (дата обращения: 09.11.2016).
Рецензия
на статью «Информационное обеспечение деятельности специальных подразделений органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков», подготовленную в соавторстве: кандидатом юридических наук, доцентом, доцентом кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя Сторублёнковой Еленой Геннадиевной и старшим преподавателем кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Московского университета МВД РФ имени В.Я.Кикотя Самуткиным Вячеславом Леонидовичем
В период преобразования и реформ, происходящих в нашей стране, в обществе становятся популярными явления массового характера, включая проведение различных митингов, шествий, демонстраций и т.п. В этих условиях приобретают распространенность и явления массового характера, носящие негативные оттенки, причиняющие (могущие причинить) ущерб общественному порядку и общественной безопасности.
В представленной на рецензирование научной статье рассматривается ряд актуальных вопросов: информационное обеспечение деятельности специальных подразделений органов внутренних дел при проведении специальных операций по пресечению массовых беспорядков; роль ситуации в поведении человека, цикличный психологический алгоритм ее развития; оценка поведения индивида; динамика развития социального конфликта, критерии определения эмоционального состояния толпы; тактика действий специальных подразделений органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков.
Данной тематике уделяли внимание многие ученые. В своей истории изучению данного вопроса было посвящено более ста лет. Данную проблему рассматривали такие выдающиеся ученые: Г.Блуммер, Р.Нисбетт, Г.Олпорт, Л.Росс, У.Томас, А.Тэшфел, З. Фрейд, Х. Хекхаузен, Г.Шнайдер. А.М. Багмет, Л.С. Выготский, С.К. Рощин и др. Значимо это направление научного исследования и сегодня.
Изучение информационного обеспечения деятельности специальных подразделений органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков имеет научно-практическое значение, так как своевременное и полное владение информацией позволяет начальствующему составу ОВД дифференцированно подойти к принятию управленческих решений по предупреждению массовых беспорядков. Более того подобные исследования позволяют глубже проникать в механизм детерминации массовых беспорядков, устанавливать закономерности влияния различных по своим характеристикам ситуаций, социально-экономических, социо-культурных и прочих аспектов на особенности поведения индивида и толпы, влияющие на развитие публичных мероприятий и их перерастание в массовые беспорядки. Все вышесказанное подтверждают актуальность темы исследования.
Научная статья, представленная на рецензирование, содержит новизну, обладает несомненной теоретической значимостью, ее положения могут быть использованы в практической деятельности органов внутренних дел по осуществлению специального предупреждения преступности, чем представляют интерес для науки и будут полезны как для научных, так и практи-
ческих работников. Совокупность информации об индивиде, толпе, среде; цикличном психологическом алгоритме развития кризисной ситуации - составляет ориентировочную основу для выработки тактики действий специальных подразделений ОВД по пресечению массовых беспорядков. Как итог авторами предлагается алгоритм тактических действий специальных подразделений ОВД, поэтапного применения ими специальных средств, выработки психологической стратегии прогнозирования и предупреждения массовых беспорядков.
Говоря о качестве изложения материала статьи, отмечу: в целом статья оставляет благоприятное впечатление; статья имеет научный, понятный стиль изложения; логика изложения материала соблюдена; аннотация статьи достаточно информативна; цель указана; статистические данные, приведенные в статье, уместны; статья не требует сокращения и ее можно оставить в предложенном авторами объеме; библиографический список и ссылки на цитируемую литературу соответствуют содержанию статьи; результаты и выводы статьи научно обоснованы.
Вывод. Научная статья «Информационное обеспечение деятельности специальных подразделений органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков», подготовленная в соавторстве Сторублёнковой Е.Г. и Самуткиным В.Л. соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого вида, и может быть рекомендована к публикации без доработки, дополнительного и повторного рецензирования.
Рецензент -
Д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» В.И.Гладких
Оригинальность публикации: 80,32% (Антиплагиат МосУ МВД. http://mosu-mvd.antiplagiat.ru)