К вопросу о понятии и содержании административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел Киргизской Республики и Российской Федерации
ДЖАКИПОВ УЛАН ДЖЕНИШОВИЧ,
слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
On the Question of the Concept and Content of the Administrative and Legal Status of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Kyrgyz Republic and the Russian Federation
DZHAKIPOV ULAN DZHENISHEVICH,
Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается содержание терминов «статус», «правовой статус», «правовое положение», «административно-правовой статус», а также приводятся ключевые характеристики административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел в правовых доктринах Киргизской Республики и Российской Федерации. На основе анализа киргизского и российского законодательства обозначается содержательное наполнение административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел государств. В заключение определяется совокупность элементов, наличие и взаимосвязь которых составляют содержание исследуемой категории - административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел Киргизской Республики и Российской Федерации.
Ключевые слова и словосочетания: орган внутренних дел; сотрудник органа внутренних дел; правовой статус; правовое положение; административно-правовой статус.
УДК 351.74
Annotation. The article reveals the content of the terms "status", "legal status", "legal status", "administrative and legal status", and also provides key characteristics of the administrative and legal status of employees of internal affairs bodies in the legal doctrines of the Kyrgyz Republic and the Russian Federation. Based on the analysis of Kyrgyz and Russian legislation, the substantive content of the administrative and legal status of employees of the internal affairs bodies of the states is indicated. In conclusion, a set of elements is determined, the presence and interrelation of which constitute the content of the category under study - the administrative and legal status of employees of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic and the Russian Federation.
Keywords and phrases: internal affairs body; employee of the internal affairs body; legal status; legal status; administrative and legal status.
К числу актуальных вопросов обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, противодействия преступности и гарантирования соблюдения прав и свобод человека и гражданина относится эффективное функционирование органов внутренних дел как ключевого субъекта, реализующего правоохранительную функцию в механизме государства. Их деятельность в изменяющихся социально-экономических и общественно-политических современных условиях актуализирует раскрытие понятия и содержания административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел применительно к Киргизской Республике и Российской Федерации.
Исследование особенностей административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел (далее — ОВД) обоснованно требует в первую очередь раскрытия сущности и содержательного наполнения этого понятия, в частности с учетом того, что категория «административно-правовой статус» является не только многозначной, но и многоэлементной [9, с. 135].
Статус (лат. status) означает «положение», «состояние чего-либо или кого-либо» («статус человека», «статус лица», «статус гражданина», «статус органа» и др.). Наиболее близкое к современному пониманию понятие статуса было введено в научный оборот в начале ХХ в. сторонниками теории личности американскими социологами и социальными психологами Р. Линтоном, Я. Морено, Т. Парсонсом. Такая потребность была вызвана необходимостью описания социальной культуры общества [6, с. 84] — целесообразность определения социального значения и трактовки статуса в качестве положения, состояния чего-либо или кого-либо способствовала актуализации исследований понятия и основных элементов указанной категории, в том числе в контексте ее наполнения как правового явления.
В научной литературе нет единой точки зрения и относительно тождества (а следовательно, возможности во время конструирования соответствующих дефиниций) понятий «правовой статус» и «правовое положение (состояние)» (ряд авторов используют упомянутые категории для определения правового статуса) [3; 4, с. 8]. Однако обозначенные понятия не следует рассматривать в качестве равнозначных, поскольку правовой статус определяет место субъекта в системе правоотношений, характеризуется прежде всего его правами и обязанностями, а правовое положение отражает функциональ-
ную роль и указывает на место субъекта в системе общественных отношений [12, с. 48].
Таким образом, большинство ученых, предлагая определение правового статуса, прибегают к перечню его элементов и акцентируют внимание на высокой общественной значимости исследуемой категории. Реже правовой статус определяется через категории «положение», «состояние», однако такой подход представляется не вполне обоснованным в силу разности содержательного и функционального наполнения. Следует поддержать позицию авторов, которые эти понятия различают.
Отметим, что законодательство Киргизской Республики уравнивает понятия «правовой статус» и «правовое положение». Такой вывод можно сделать из результатов анализа преамбулы закона Киргизской Республики от 25 июля 2019 г. № 102 «О прохождении службы в правоохранительных органах Киргизской Республики»1 (далее — Закон Киргизстана о службе в ОВД). Помимо обозначения специфики, отмечается сфера регулирования указанного нормативного правового акта с акцентуализацией на значимости установления статуса сотрудников правоохранительных органов и обеспечения гарантий их служебной деятельности.
В ст. 5 Закона Киргизстана о службе в ОВД под правовым статусом сотрудника правоохранительного органа понимается «совокупность установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами прав и обязанностей, гарантированных государством».
В Российской Федерации сходные общественные отношения урегулированы в главе 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 (далее — Закон РФ о службе в ОВД). Однако следует отметить, что в указанном законе не раскрывается понятие «правовой статус», как и в некоторых других нормативных правовых актах3, содержащих указанное по-
1 О прохождении службы в правоохранительных органах Киргизской Республики : Закон Киргизской Республики от 25 июля 2019 г. № 102 : ред. от 18 января 2022 г. URL: http://cbd.minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/111956 (дата обращения: 10.03.2023).
2 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 : в ред. от 5 декабря 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
3 О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : Федер. закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ : в ред. от 28 декабря 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 2. Ст. 74; О статусе военнослужащих : Федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ : в ред. от 29 декабря 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.
нятие в своем названии. Фактически сущность исследуемой категории обозначена достаточно исчерпывающе лишь в ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В указанном нормативном правовом акте исследуемое явление раскрывается в контексте, применимом и для определения правового статуса сотрудников органов внутренних дел; под статусом понимается «совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
В системе юридических норм, которые определяют правовой статус сотрудника ОВД, важную роль играют именно нормы административного права, поскольку административно-правовая норма устанавливается конституционными актами и нормативными правовыми актами государства в национальном аспекте, а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод Совета Европы, другими ратифицированными национальным законодателем международными правовыми актами [13, с. 29], а также подзаконными актами публичной администрации. Их содержание обусловливается своеобразием статуса субъектов и объектов управления в публичном праве: субъекты публичного управления наделяются юридически властными полномочиями, а объекты управления, соответственно, обязаны выполнять их законные требования. Административно-правовая норма при этом в первую очередь определяет меру установленного поведения для объектов управления, которые не являются властными, а также предусматривает строго регламентированные действия для субъектов публичной администрации [10, с. 42].
Именно с нормами административного права связывают понятие административно-правового статуса ученые-административисты и классики теории государства и права. Отмечается, что исследуемая категория охватывает комплекс непосредственно обозначенных субъективных прав и обязанностей, которыми наделяется тот или иной субъект на основании норм административного права [8, с. 111; 11, с. 87].
Что же касается определения административно-правового статуса ОВД как субъектов, реализующих правоохранительную функцию государства, или их сотрудников, то ученые применяют различные подходы от акцентуации на отдельных элементах в сочетании характерных признаков административно-право-
вого статуса как общетеоретической категории до выявления сферы функционирования соответствующего субъекта. В частности, отдельные авторы отмечают важность сферы деятельности полиции и выполнения ею в этой сфере ключевых задач в конкретных условиях. При таком варианте административно-правовой статус ОВД определяется как общетеоретическая категория, которая характеризует определенное положение этого правоохранительного органа в государстве [7, с. 81]. Сходным образом административно-правовой статус ОВД определяется как предназначенный для идентификации этого органа государственной власти в качестве субъекта конкретных правоотношений в определенный промежуток времени с конкретным субъектом [16, с. 133].
Другие исследователи сосредотачивают внимание на содержании и элементах административно-правового статуса, предлагая, например, рассматривать правовой статус органов полиции как определенное нормами административного права юридическое положение данного органа власти в механизме государства и системе общественных отношений, и отмечая, что сущностное содержание правового статуса органов полиции проявляется в целях, задачах и принципах их деятельности, а также в тех возможностях, которыми он пользуется, реализуя свое функциональное назначение, и обязанностях, которые на полицию возлагаются [2, с. 8].
Однако наиболее распространенным представляется интегративный подход, в соответствии с которым принимаются во внимание не только элементы правового статуса, но и сфера деятельности. Этот подход применяют исследователи административно-правового статуса полиции и как единой системы субъектов, и как ее подразделений, отделов либо сотрудников. В соответствии с таким подходом правовым статусом полиции является совокупность определенных нормативно-правовыми актами целей, задач, структурно-организационных и компе-тенционных элементов, направленных на гарантирование детализированных в законодательстве прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, включая противодействие преступности и обеспечение безопасности в ее публичном и государственном измерении, предоставление сервисных услуг населению [5, с. 67].
Исходя из указанного, административно-правовой статус ОВД и их сотрудников можно рассматривать как систему регламентированных законом и гарантированных силой государственного принуждения правовых положений и принципов, которыми урегулированы права
и обязанности ОВД и их сотрудников, задачи и функции которых направлены на гарантирование детализированных в законодательстве прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства [1, с. 101]. Кроме того, таковой статус может быть рассмотрен как совокупность нормативно закрепленных и обеспеченных государством предписаний, которыми нормированы права, обязанности, ответственность сотрудников органов внутренних дел.
В целях совершенствования административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел необходимо обобщить и проанализировать научные достижения в данной области иных ученых [14; 15] с учетом особенностей служебно-правового положения сотрудников органов внутренних дел.
Административно-правовой статус — это динамическая система взаимосвязанных юридических явлений, которые определяют место конкретного субъекта и характеризуют его как участника административных правоотношений. Основой административно-правового статуса являются его структурные элементы, подлежащие обязательному нормативному закреплению, без которых любой субъект не может быть участником административных правоотношений, как и не может вообще существовать.
Под административно-правовым статусом сотрудников органов внутренних дел предложено понимать совокупность нормативно закрепленных и обеспеченных государством предписаний, которыми нормированы права, обязанности, ответственность сотрудников органов внутренних дел.
Список литературы:
1. Административная деятельность ОВД / под ред. М. В. Костенникова, А. В. Куракина. М., 2023.
2. Амельчаков И. Ф. Современная концепция административно-правового статуса полиции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2 (28).
3. Бахаев А.-М. А. Правовой статус и правовое положение: сходства и различия. URL: https://journalpro.ru/articles/pravovoy-status-i-pravovoe-polozhenie-skhodstva-i-razlichiya/ (дата обращения: 10.03.2023).
4. Бутов С. В., Лысенков С. Г. О соотношении понятий «правовой статус» и «правовое положение» как самостоятельных юридических категорий // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 4 (35).
5. Виноградова В. С. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.
6. Гузельбаева Г. Я. Личность и общество // Социология. Казань, 2014.
7. Демидов Ю. Н, Костенников М. В., Куракин А. В. Административная деятельность органов внутренних дел : в 2 ч. Общая часть. Домодедово, 2016. Ч. 1.
8. Кемрюгов Т. ^Административное право: общая часть. СПб., 2021.
9. Колесников А. В. Правовой статус органа и должностного лица местного самоуправления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 10.
10. КонинН. М. Административное право. М., 2023.
11. Корбутова О. М. Понятие административно-правового статуса и применение его к должностному лицу // Инновационная наука. 2021. № 11-1.
12. Красильников А. В. К вопросу о соотношении понятий «правовое положение» и «правовой статус» в сфере уголовно-процессуальных правоотношений // Академическая мысль. 2020. № 3 (12).
13. Носатов Ю. Н. Правовые нормы национального законодательства Российской Федерации, регламентирующие деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 3.
14. Редкоус В. М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов внутренних дел // Государственная служба и кадры. 2020. № 4.
15. Редкоус В. М, Кулишов Д. Н. Административно-правовое положение граждан Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности: теоретические подходы к выработке понятия и определению структуры // Административное и муниципальное право. 2013. № 10 (70).
16. Соломатина Е. А., Калинкин А. А. Изменение административно-правового статуса МВД России как органа исполнительной власти в условиях административного реформирования // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3.