Научная статья на тему 'Основы общего административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан: сравнительно-правовой анализ'

Основы общего административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
742
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ADMINISTRATIVE-LEGAL STATUS / СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ / STRUCTURAL ELEMENTS OF ADMINISTRATIVE-LEGAL STATUS OF INDIVIDUAL SUBJECTS / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СУБЪЕКТЫ / COLLECTIVE SUBJECTS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ / INDIVIDUAL SUBJECTS / ОБЩИЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / COMMON ADMINISTRATIVE-LEGAL STATUS / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / BULK OF ADMINISTRATIVE LEGAL STATUS / ПРАВА / RIGHTS / СВОБОДЫ И ЛЬГОТЫ / LIBERTIES AND BENEFITS / ОБЯЗАННОСТИ / ГАРАНТИИ / LEGAL CAPACITY AND COMPETENCE / CHARGES / GUARANTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуралиев С.Ш.

В статье исследуется административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел как в виде совокупности определенных элементов, образующих его содержание, так и в виде совокупности правовых статусов субъекта в сфере публичного управления. Автор проводит сравнительно-правовой анализ Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Таджикистан, позволяющий сделать вывод о том, что правовую основу общего административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан составляют основные законы этих государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нуралиев С.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grounds of Common Administrative-Legal Status of Officer of Internal Affairs Agencies of Russia and Tajikistan: Comparative-Legal Analysis

The paper examines the administrative-legal status of officer of internal affairs agencies as a bulk of certain elements forming its body as well as a bulk of legal statuses of the subject in the area of public management. The author conducts the comparative-legal analysis of the Constitution of Russia and the Constitution of Tajikistan. On the base of this analysis the author concludes that the above mentioned constitutions establish the legal basis for the administrative-legal status of officer of internal affairs agencies of Russia and Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Основы общего административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан: сравнительно-правовой анализ»

о

u

О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш

s

а H

104

с.ш. нуралиев,

адъюнкт1 кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка

(Академия управления МВД России)

S.SH. NÜRALIEV, Adjunct2, Department of Command of Public order Services (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 351.74

основы общего административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел российской Федерации и республики Таджикистан: сравнительно-правовой анализ

Grounds of common Administrative-Legal status of officer of internal affairs agencies of Russia and Tajikistan: comparative-legal analysis

В статье исследуется административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел как в виде совокупности определенных элементов, образующих его содержание, так и в виде совокупности правовых статусов субъекта в сфере публичного управления. Автор проводит сравнительно-правовой анализ Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Таджикистан, позволяющий сделать вывод о том, что правовую основу общего административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан составляют основные законы этих государств.

Административно-правовой статус, содержание административно-правового статуса, структурные элементы административного статуса индивидуальных субъектов, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты, общий административно-правовой статус, административная правосубъектность, права, свободы и льготы, обязанности, гарантии.

The paper examines the administrative-legal status of officer of internal affairs agencies as a bulk of certain elements forming its body as well as a bulk of legal statuses of the subject in the area of public management. The author conducts the comparative-legal analysis of the Constitution of Russia and the Constitution of Tajikistan. On the base of this analysis the author concludes that the above mentioned constitutions establish the legal basis for the administrative-legal status of officer of internal affairs agencies of Russia and Tajikistan.

Administrative-legal status, bulk of administrative legal status, structural elements of administrative-legal status of individual subjects, collective subjects, individual subjects, common administrative-legal status, legal capacity and competence, rights, liberties and benefits, charges, guaranties.

Административно-правовой статус (далее — АПС) сотрудника органов внутренних дел представляет собой сложное юридическое явление, имеющее своим родовым объектом правовой

статус индивида, с которым его объединяют общее назначение и теоретическая конструкция состава.

Структура АПС по сей день представляет собой предмет горячих научных дискуссий. Пред-

1 Ранее - старший преподаватель кафедры административного 2 Early - Senior Lecturer, Department of Administrative Law and права и административной деятельности органов внутренних дел Administrative Activity, Academy of the Ministry for Internal Affairs,

Академии МВД Республики Таджикистан. Tajikistan.

лагаются самые различные конструкции его внутреннего состава, в котором содержится от 2—3 до 6—7 элементов.

Ученые-административисты предлагают авторские понятия АПС различных субъектов правоотношений, к которым они относят как физических, так и юридических лиц, учреждения, организации, а также лиц, наделенных определенными должностными полномочиями.

Например, А.С. Ускова, формулируя понятие АПС городских и районных органов внутренних дел, представляет его как «совокупность определенных законодательными и ведомственными правовыми актами целей, задач, функций, организационной структуры и структуры управления, компетенции, прав и обязанностей, обеспечивающих эффективную борьбу с преступлениями и административными правонарушениями, а также охрану общественного порядка и безопасности на территории, обслуживаемой конкретным горрай-органом» [15].

Исследуя АПС подразделений лицензион-но-разрешительной работы, А.А. Долгополов видит в нем «совокупность норм, правил и различных требований, устанавливающих определенный порядок, режим деятельности указанных подразделений, возникающих в процессе обеспечения административно-правовых режимов предметов и объектов разрешительной системы» [10].

Ю.А. Тихомиров, рассматривая АПС гражданина, определяет его как «установленные законом права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов» [13].

Некоторые ученые рассматривают АПС государственного служащего как совокупность его прав, обязанностей, ограничений, гарантий, поощрений, денежного содержания, пенсионного обеспечения и ответственности [9].

В научной литературе широко используется видовая классификация субъектов административно-правовых отношений по признаку субъекта (индивидуальный либо коллективный) [7]. Такая классификация применима в процессе исследования АПС органа власти, реализующего государственную политику в сфере внутренних дел. А.С. Ускова отмечает, что определение АПС начальника территориального органа МВД России неразрывно связано с управленческими отношениями, в которых он находится [15].

Исследуя АПС руководителя органа внутренних дел, В.О. Тулев представляет его в виде систематизированной совокупности административно-правовых норм, закрепляющих

правовое положение лица, замещающего должность начальника территориального органа МВД России на районном уровне, в системе общественных отношений, складывающихся в связи с его профессиональной деятельностью в соответствии с целевым назначением при соблюдении принципов государственного управления [14].

Как уже отмечалось, выделяются два вида субъектов административных правоотношений: индивидуальные, то есть физические лица (граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства), и коллективные, то есть организации и объединения граждан различных организационно-правовых форм [12]. В зависимости от индивидуальной или коллективной принадлежности субъектов содержание их АПС может быть различным.

Анализируя точки зрения разных ученых о понятии и структуре АПС индивидуальных субъектов (к которым относится сотрудник органов внутренних дел), П.И. Кононов приходит к выводу, что АПС индивидуального субъекта может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений [11].

Профессор Н.Ю. Хаманева считает, что к структурным элементам административного статуса индивидуальных субъектов относятся: административная правоспособность; административная дееспособность, охватывающая и административную деликтоспособность; права и свободы, в том числе права в виде льгот; обязанности, в том числе установленные в форме ограничений и запретов; гарантии прав и свобод [8].

Следует отметить, что данная структура элементов АПС может быть применима к индивидуальным субъектам, включая сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Проанализировав имеющиеся в науке мнения о сущности АПС сотрудника органов внутренних дел, можно выделить два аспекта характеристики его внутреннего строения. С одной стороны, АПС может быть представлен в виде совокупности элементов, образующих его содержание. С другой стороны, АПС также может быть рассмотрен как комплекс, система взаимосвязанных правовых статусов субъекта в сфере публичного управления, разграниченных в зависимости от содержания правомочий и законодательной основы статуса.

Именно последний из перечисленных подходов к представлению внутренней структуры АПС целесообразно применить в процессе проводимого сравнительно-правового анализа. В этом смысле АПС сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и Республи-

о

и

О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

105

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

106

ки Таджикистан представляются как комплекс, система вертикально взаимообусловленных статусов, среди которых принято выделять общий, специальный и особый статусы.

Основу общего АПС составляет конституционно-правовой статус, а точнее та часть конституционного статуса, которая определяет правовое положение субъекта в сфере государственного управления.

Специальный АПС указывает на правовое положение субъекта в определенной отрасли государственного управления или сфере межотраслевого управления. Специальные статусы обеспечивают субъекту возможность реализовать все многообразие его видов деятельности, должностных задач и функций.

Особый правовой статус выделяет субъекта в связи с особым объемом правомочий или ограничений. Например, особым административно-правовым статусом обладают должностные лица органов государственной власти и управления, образуемые на период чрезвычайного или военного положения [3, 4]. Особый правовой статус субъекта — это преимущественно подвид специального АПС субъектов данной группы.

Таким образом, общий АПС — это основной статус субъекта, указывающий на его правовую связь с государством, исполнительной властью, на его правовое положение в сфере публичного управления [8].

Исследуя АПС сотрудника органов внутренних дел, необходимо отметить, что орган государственной исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере внутренних дел (МВД России и МВД РТ) [5, п. 1; 6, п. 1] представляет собой систему коллективных и индивидуальных субъектов административного права. В структуру МВД входят органы исполнительной власти (аппарат Министерства, территориальные органы внутренних дел, государственные учреждения (образовательные, научные организации)), органы управления и части внутренних войск [5, п. 14; 6, п. 5]. Индивидуальными субъектами являются сотрудники системы МВД (аттестованные на должности правоохранительной или военной государственной службы) или работающие по трудовому договору работники и служащие (вольнонаемные).

Каждый аттестованный сотрудник имеет общий АПС гражданина государства и специальный статус государственного служащего правоохранительных органов. Кроме того, как сотрудник органов внутренних дел он имеет и особые административно-правовые статусы: должностное лицо; лицо, имеющее допуск к секретной информации, к проведению экспертиз, и иные.

Исследование структуры общего АПС свидетельствует о том, что для индивидуального субъекта административно-правовых отношений (сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан) он состоит из четырех элементов: административная правосубъектность, права и свободы, обязанности, гарантии.

Сравнительно-правовой анализ четырех вышеуказанных элементов общего АПС сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан позволяет сделать следующее выводы:

— административная правосубъектность (1-й элемент общего АПС) вышеуказанных сотрудников органов внутренних дел состоит из административной правоспособности и административной дееспособности. Правосубъектность сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, выступающего как человек, гражданин государства в административных правоотношениях наравне с другими физическими лицами, проявляется в том, что его основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, а в полном объеме он может их осуществлять, достигая совершеннолетия [1, ч. 2. ст. 17; ст. 60]. Правосубъектность сотрудника органов внутренних дел Республики Таджикистан также опирается на аналогичные конституционные принципы, предусматривающие право участвовать в публичном управлении по достижению 18-летнего возраста [2, ч. 2. ст. 14; ч. 3. ст. 27];

— права и свободы (2-й элемент общего АПС) сотрудников органов внутренних дел законодательно закреплены в основных законах (конституциях) государств. Сотрудник органов внутренних дел, гражданин Российской Федерации... на ее территории обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Его права и свободы являются непосредственно действующими [1, ч. 2. ст. 6; ст. 18; ч. 1. ст. 22]. Права и свободы сотрудника органов внутренних дел, гражданина Республики Таджикистан, являются неприкосновенными, признаются высшей ценностью, соблюдаются и защищаются государством. Принципиальных различий между правами и свободами сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан нет [2, ст. 5; ч.ч. 1, 2. ст. 14];

— к обязанностям (3-й элемент общего АПС) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации как гражданина государства относятся: соблюдение законов, забота о родителях и детях, сохранение исторического наследия, сохранение природной среды, по-

лучение образования, уплата налогов и сборов, защита Отечества, которые отражены в первых двух главах Конституции Российской Федерации [1]. К обязанностям сотрудника органов внутренних дел Республики Таджикистан как гражданина государства относятся: соблюдение и исполнение законов, воспитание детей, забота о родителях, получение основного образования, уважение прав, свобод, чести и достоинства других людей, защита Родины, охрана природы и истории, уплата налогов и сборов. Они отражены в первых двух главах Конституции Республики Таджикистан [2]. Содержащиеся в основных законах обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан как гражданина аналогичны друг другу;

к гарантиям (4-й элемент общего АПС) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации как гражданина государства относятся: его права и свободы, равенство этих прав и свобод, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, право на наследие, социальное обеспечение,

Список литературы:

1. 2. 3.

4.

5.

6.

Конституция Российской Федерации. Конституция Республики Таджикистан. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ // СПС КонсультантПлюс.

0 правовом режиме чрезвычайного положения: Конституционный закон Республики Таджикистан от 3 ноября 1995 г. № 94. URL: http://base.spinform.m/show_doc.fWx?rgn=2235 (дата обращения: 17.08.2015).

Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от

1 марта 2011 г. № 248 // СПС Консультант-Плюс.

Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан: постановление Правительства Республики Таджикистан от 28 декабря 2006 г. № 592. URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=23438 (дата обращения: 17.08.2015). Административное право России: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, Н.В. Румянцева. М., 2015. Альхименко В.В., Выручаев А.А, Гришковец А.А. и другие. Административное право России: учебник. М., 2011.

общедоступное и бесплатное образование, свобода творчества и преподавания, судебной защиты, квалифицированной юридической помощи, защита и покровительство за пределами государства. Они закреплены в Конституции Российской Федерации [1]. К гарантиям сотрудника органов внутренних дел Республики Таджикистан как гражданина государства относятся: права и свободы, неприкосновенность личности, судебная защита, свободы слова, печати, право на пользование средствами информации, социальное обеспечение, общее основное образование и другие, закрепленные в Основном законе Таджикистана [2]. Указанные гарантии сотрудников органов внутренних дел двух государств схожи.

С учетом проведенного сравнительно-правового анализа становится очевидным, что основу общего административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан составляют положения и принципы основных законов (конституций) Российской Федерации и Республики Таджикистан.

9. Васильев Ф.П., Дугенец А.С, Дашко М.Н., Мельников А.В. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности в современной России // Административное право и процесс. 2012. № 3.

10. Долгополое А.А. Административно-правовые и организационные основы деятельности подразделений лицензионно-разрешитель-ной работы органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кононов П.И. Об основах административно-правового статуса индивидуальных субъектов административного права // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2007. № 19.

12. Старилое Ю.Н. Курс общего административного права: в 3 т. М., 2006. Т. 1.

13. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005.

14. Тулев В.О. Административно-правовой статус начальника территориального органа МВД России на районном уровне: монография. М., 2015.

15. Ускова А.С. Административно-правовой статус городских и районных органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

E-mail: sodikjon69@yandex.ru

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.