УДК 342.95 ББК 67.401.04
ИЗМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА МВД РОССИИ КАК ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА СОЛОМАТИНА,
доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, E-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ КАЛИНКИН, слушатель 508 уч. вз. 5 «Д» курса факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
младший лейтенант полиции E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
Рецензент: кандидат юридических наук Н.Л. Денисов
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуются причины и итоги административного реформирования в Российской Федерации. Перечисляются основные положительные достижения административной реформы органов исполнительной власти. На основании причин, повлекших реформирования органов внутренних дел, анализируется административно-правовой статус МВД России.
Ключевые слова: административная реформа, административное реформирование, орган исполнительной власти, административно-правовой статус, МВД России.
Abstract. The authors explore the causes and results of the administrative reform of the Russian Federation. Lists the main positive achievements of the administrative reform of the executive power. Based on the reasons that led to the reform of the internal affairs bodies, analyzing the administrative and legal status of the Russian Interior Ministry .
Keywords: administrative reform, administrative reform, the executive authority, administrative and legal status of the Russian Interior Ministry.
В Российской Федерации за последние десять лет активно проводится административное реформирование, позволяющее повысить эффективность функционирования органов исполнительной власти посредством изменения их структуры, штатов, полномочий в рамках совершенствования механизмов реализации деятельности.
Основанием для проведения современной административной реформы в Российской Федерации послужили принятые в 2003 году Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведе-
нию административной реформы в 2003—2004 годах»1, Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 «О Правительственной комиссии по Проведению административной реформы»2, в которых указывалось, что реформа системы управления является одним из важных условий социально-экономического развития страны; позднее Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г № 1789-р были одобрены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006— 2008 годах3 и план мероприятий по ее проведению.
В них определены цели, задачи, сроки и этапы реформы.
Основными мероприятиями административных реформ являлось сокращение численности чиновников, оптимизация функций и структуры органов государственной власти, совершенствование системы предоставления государственных услуг, создание и развитие «электронного правительства», сокращение государственных затрат и совершенствование бюджетирования, а также децентрализация и более активное взаимодействие с обществом.
Впервые в практике постсоветской России была установлена трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти по выполняемым ими функциям: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства4.
Правительством РФ утверждены постановления о компетенции образованных и преобразованных федеральных органов исполнительной власти с целью повышения эффективности их деятельности и разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам совместного ведения.
В областях и краях стали создаваться министерства с отраслевой компетенцией, в республиках — службы и агентства по оказанию государственных услуг.
Вместе с процессом трансформации управленческих органов в процессе административного реформирования появилась необходимость изменения административно-правового статуса МВД России. С 2011 года по настоящее время проводится одна из крупнейших реформ органов внутренних дел за всю историю их создания.
Преобразования ведомства были сделаны после ряда резонансных преступлений, которые совершили сотрудники органов внутренних дел. В их числе коррупционные махинации, а также громкое дело майора милиции Дениса Евсюкова, который в 2009 году расстрелял сотрудников и посетителей одного из московских магазинов. Суд признал его виновным в 2 убийствах и 22 покушениях на убийство и назначил меру наказания в виде пожизненного заключения.
Принятое Д.А. Медведевым решение о реорганизации милиции в полицию подразумевало ради-
кальные изменения в самой сущности ее деятельности, обновление содержания ее работы. Защита и соблюдение прав и свобод граждан выходили на первый план как непосредственная задача полиции, стремящейся обеспечить к себе общественное доверие, прозрачность деятельности и повышение престижа своей деятельности.
В рамках данной статьи нас интересует, как именно проведение административной реформы повлияло на трансформацию компетенстного блока административного статуса Министерство внутренних дел Российской Федерации как органа исполнительной власти.
Под «административной реформой» принято понимать преобразования в системе органов исполнительной власти с целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей в «автоматическом режиме» в интересах общества.
Для определения административного статуса МВД России как органа исполнительной власти в условиях административной реформы необходимо определить его полномочия посредством анализа как общего так и специального законодательства, регламентирующего предмет деятельности рассматриваемого органа исполнительной власти.
Большинством ученых по основным отраслям юриспруденции термины «правовой статус» и «правовое положение» рассматривают как тождественные, то есть правовой статус субъекта определяется через его правовое положение. Несмотря на то, что в юридической литературе наблюдается плюрализм мнений относительно элементов, входящих в правовой статус, большинство ученых справедливо определяют его как совокупность прав, обязанностей, полномочий, ответственности, а также гарантий.
Термин «правовой статус», как правило, означает совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение государственного органа. Как отмечают ученые-административысти, правовой статус конкретного органа государственной власти характеризуется обособленностью, которая индивидуализирует его в системе государственного управления и придает ему признаки устойчивости, формируя при этом специфические основы для его деятельности. При этом орган власти является
учреждением обособленным: организационно (не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением); функционально (его главное назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций); юридически (орган имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа)5.
Общий статус — это статус МВД России как целостной структуры. Его основу составляют Конституция РФ, законы и подзаконные акты.
Специальный статус — это статус, определенный в зависимости от характера и объема выполняемых функций МВД России применительно к конкретной сфере общественных отношений.
Персональный статус — статус конкретного органа внутренних дел района (города), осуществляющей свою деятельность, исходя из территориальных, экономических, этнических и иных особенностей местности, находящейся под ее юрисдикцией.
Начало процесса реформирования МВД России было положено Указом Президента РФ Д.А. Медведева от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»6. Активная фаза преобразований началась с 1 марта 2011 г., когда Закон «О полиции»7 вступил в силу и главой государства были подписаны семь указов, непосредственно определяющих направления реформирования Министерства. Более того, основой нового полицейского законодательства стали, кроме Закона «О полиции», Федеральные законы «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации»8 и «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»9. Помимо них, обновленную правовую базу деятельности ОВД составляют 17 указов Президента России, 19 постановлений Правительства и более 800 ведомственных нормативных правовых актов. И эта работа еще не завершена. О масштабах и качестве нормативно-право-
вой деятельности говорит та оценка, которую дал Президент России Д.А. Медведев на коллегии по итогам года, отметив, что МВД получило добротную нормативную базу, которой не было никогда, за исключением царского периода10.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел11.
Согласно внесенным изменениям основными задачами МВД России являются:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
4) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД) и внутренними войсками МВД России (далее ВВ);
5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
В настоящее МВД России осуществляет большой спектор полномочий, общае сумарная числен-
ность которых насчитывает свыше 60 направлений.
Среди них можно выделить такие, как:
• формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, а также обеспечения общественной безопасности основные направления государственной политики в сфере внутренних дел;
• разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел; представляет проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;
• определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
• обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в сфере внутренних дел;
• разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
• организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;
• организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность; розыск лиц и похищенного имущества, дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность; контроль в области оборота оружия; контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, контроль деятельности ведомственной охраны и др.;
• выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;
участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий и др. МВД России организует:
служебно-боевую деятельность ВВ в мирное и военное время, поддерживает внутренние войска в постоянной боевой и мобилизационной готовности, разрабатывает и реализует планы строительства и развития ВВ, а также организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;
воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу с личным составом ОВД и ВВ;
постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности ОВД и организаций системы МВД России, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества; кадровое обеспечение системы МВД России, в том числе подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; организует повышение квалификации и стажировку сотрудников ОВД, включенных в список федерального кадрового резерва МВД России; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России; обеспечивает подготовку кадров для правоохранительных органов зарубежных стран;
работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МВД России, а также организует укрепление и развитие материально-технической базы ОВД и ВВ, их централизованное обеспечение боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами; участвует в укреплении и развитии материально-технической базы ФМС России;
подготовку водителей к управлению транспортными средствами системы МВД России, обо-
рудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также организует и проводит государственную экспертизу проектной документации объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России, и государственную экспертизу результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации;
• прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленные сроки, а также организацию и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в системе МВД России; контроль и координацию деятельности ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;
• государственное страхование жизни и здоровья сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ. МВД России как орган исполнительной власти
активно принимает участие в исполнении государственных программ, например, «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступ-ности»12, «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах»13, «Информационное общество (2011—2020 годы)»14. Подобное участие позволяет достичь ожидаемых результатов, поставленных задачами государственных программ, и способствует оздоровлению криминальной ситуации в стране.
В 2013 году закончены расследованием уголовные дела по 1 млн 238,3 тыс. преступлений, в том числе 288,9 тыс. — относящихся к категории тяжких и особо тяжких. Установлены лица, виновные в совершении 592,2 тыс. преступлений, следствие по которым обязательно, и 646,1 тыс. — следствие по которым не обязательно. Почти по 90% уголовно наказуемых деяний виновные в их совершении установлены сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, по 75% — уголовные дела расследованы сотрудниками органов внутренних дел.
Раскрыто 57,7 тыс. преступлений прошлых лет, из них 16,4 тыс. — тяжких и особо тяжких составов, почти 2,4 тыс. — совершенных организованной группой либо преступным сообществом.
В течение 2013 года органами внутренних дел разыскивалось 133,5 тыс. лиц, скрывших-
ся от органов дознания, следствия и суда, из них 78,6 тыс. обвиняемых были объявлены в розыск в 2013 году.
Приведенные статистические данные свидетельствуют о сокращении числа наиболее общественно опасных (тяжких и особо тяжких) преступлений, оставшихся нераскрытыми, а также числа неразысканных подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, благодаря чему обеспечена реализация принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступное деяние15.
Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент России.
Структура МВД Росии отражена посредством регламетации нормативных правовых актов и отражена на официальном сайте МВД России16.
Возглавляет МВД России министр. В настоящее время им является генерал полиции РФ Колокольцев В.А. Он имеет двух первых заместителей, стас-сектертаря, 5 заместителей.
МВД России состоит из:
1) девяти главных управлений: внутренних войск; вневедомственной охраны; по обеспечению безопасности дорожного движения; по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; по противодействию экстремизму; собственной безопасности; на транспорте; уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции;
2) восьми департаментов: следственного, государственной службы и кадров; делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций; информационных технологий, связи и защиты информации; по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД Росии; по финансово-экономической политике и обеспечения социальных гарантий; договорно-правового; организационно-аналитического;
3) одинадцати управлений: «К» МВД России; по обеспечению безопасности лиц, подлежащх государственной защите; по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации; по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий; организационно-штатное управление; контрольно-ревизионное управление; по ор-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ганизации дознания; оперативное; Национальное центральное бюро Интерпола; по обеспечению ея-тельности подразделений специального назначения и авиации; по организации лицензионно-разреши-тельной работы;
4) пятнадцати центров: информационно-аналитический; экспертно-криминалистический; связи и защиты информации; специальных перевозок; административно-хозяйственного и транспортного обеспечения; ФКУ НПО «Спецтехника и Связь»; Всеросийский научно-исследовательский институт»; ФКУ «Центр кинологического обеспечения МВД России»; ФКУ «Центр метрологии» МВД России; специального назначения сил оперативного реагирования и авации МВД России; специального назначения вневедомственной охраны МВД России; Всеросийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России; ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России; Академия управления МВД России; ФКУ «Объединенная редакция МВД России»;
5) территориальных органов МВД России;
6) представителей МВД России за рубежом.
Однако, в деятельности служб и подразделений
МВД продолжают наблюдаться негативные явления, выражающиеся, в частности, в недостаточном уровне профессиональной подготовки руководящих кадров, исполнительской дисциплины сотрудников. Ряд структур управления системы МВД продолжают воспроизводить определенную инерционность, препятствующую оперативному решению назревших организационных проблем. В деятельности некоторых сотрудников имеют место нарушения законности, факты прямого участия в преступлениях, грубость, иные формы неуважительного отношения к гражданам. Продолжают иметь место волокита с рассмотрением заявлений, невнимательность, косность, а нередко и фальсификации, вымогатель-ства17. Перечисленные проблемы негативно отражаются на реформировании административно-правового статуса МВД России.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что продолжающееся с начала 2000-х годов до настоящего времени административное реформирование стало важным событием в формировании новой стратегии развития органов исполнительной власти. Административная реформа за-
тронула все сферы деятельности государственных органов и устанавила новые стандарты всего управленческого механизма, повысила эффективность деятельности органов исполнительной власти и оптимизировала их функции.
Происходящие преобразования в системе органов внутренних дел — это логически обусловленный шаг в рамках концепции проведения административной реформы.
В условиях модернизации системы общественных отношений МВД России продолжает оставаться основным федеральным органом исполнительной власти по вопросам обеспечения внутренней безопасности общества и государства от противоправных посягательств, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
1 Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах // СЗ РФ. 28.07.2003. № 30. Ст. 3046.
2 Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 (ред. от 27.08.2015) «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» // СЗ РФ. 04.08.2003. № 31. Ст. 3150.
3 Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // СЗ РФ. 14.11.2005. № 46. Ст. 4720.
4 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от
22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. № 11. 15.03.2004. Ст. 945; структуру федеральных органов исполнительной власти см. в Указе Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 02.02.2016) «О структуре федеральных органов исполнительной власти // СЗ РФ. 28.05.2012. № 22. Ст. 2754.
5 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало-М, 2003. С. 247.
6 Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (ред. от
01.03.2011) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч. 1). Ст. 6536.
7 Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
8 Федеральный закон РФ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 23.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
9 Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
10 Дмитрий Медведев принял участие в работе расширенной коллегии МВД России // Президент России. Москва, 2012.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
[Электронный ресурс]. URL: http:// http:// http://kremlin.ru/events/ president/news/14474 (Дата обращения: 08.12.2015).
11 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 12.09.2015) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // СЗ РФ. 07.03.2011. № 10. Ст. 1334.
12 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // СЗ РФ. 05.05.2014. № 18 (часть IV). Ст. 2188.
13 Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 (ред. от 29.10.2015) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» // СЗ РФ. 14.10.2013. № 41. Ст. 5183.
14 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» // С РФ. 05.05.2014. № 18 (часть II). Ст. 2159.
15 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности в 2013 голу // Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. иКЬ: https:// mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports (Дата обращения: 08.12.2015).
16 Структура Министерства // Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. иКЬ: https://mvd. ru/mvd/structure1 (Дата обращения: 08.12.2015).
17 Пашин В.М., Кобозев А.А. Проблемы кадровой доктрины в системе МВД России // Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 58.
Основы гражданского права. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. Н.Д. Эриашвили, Р.А. Курбанова. Изд-во ЮНИТИ, 2015.
В учебнике изложены основные положения гражданского права. Раскрыты источники, принципы и субъекты гражданского права. Определена система вещных прав. Рассмотрены общие положения об интеллектуальной собственности; об обязательственном праве, а также отдельные виды обязательств. Отдельный раздел посвящен общим положениям наследственного права.
Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
Таможенное право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Таможенное дело» / под ред. Н.Д. Эриашвили. 6-е издание, переработанное и дополенное. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 303 с. (серия «Dura lex, sed lex»).
Учебник состоит из трех разделов: «Общие положения», «Таможенная деятельность» и «Обеспечение законности деятельности таможенных органов».
В новом издании учтены изменения в законодательстве, а также решения Конституционного Суда РФ и иных государственных судебный органов по состоянию на 1 марта 2015 г.
Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Таможенное дело», юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и других органов.
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
УЧЕБНИК
т «7
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
Учебник Шестое издание