Научная статья на тему 'К вопросу об административно-правовом статусе сотрудника органов внутренних дел'

К вопросу об административно-правовом статусе сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административно-правовой статус / сотрудник органов внутренних дел / права / обязанности / ограничения / гарантии / юридическая ответственность / administrative legal status / employees of internal affairs agencies / rights / responsibilities / restrictions / warranty / legal responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Владимировна Ольшевская

Дан обзор основных элементов административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел. В их числе называются: должностные права и обязанности сотрудников; налагаемые ограничения и запреты; требования к служебному поведению; гарантии служебной деятельности; виды и пределы юридической ответственности. Также немаловажное значение имеют: присяга; близкая к воинской дисциплина; специальные звания и знаки различия; форменная одежда; аттестация личного состава; доступ сотрудников к оружию и специальным средствам и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анна Владимировна Ольшевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On administrative legal status of employee of internal affairs agencies

An overview of the main elements of the administrative and legal status of an employee of the internal affairs bodies is provided. Among them named: official rights and duties of employees; imposed restrictions and prohibitions; requirements for official behavior; performance guarantees; types and limits of legal liability. Also of no small importance are: oath; close to military discipline; special ranks and insignia; uniform; certification of personnel; access of employees to weapons and special equipment, etc.

Текст научной работы на тему «К вопросу об административно-правовом статусе сотрудника органов внутренних дел»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-155-158 NIION: 2015-0066-5/22-484 MOSURED: 77/27-011-2022-05-683

К вопросу об административно-правовом статусе сотрудника органов внутренних дел

Анна Владимировна Ольшевская

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, olshevskya@mail.ru

Аннотация. Дан обзор основных элементов административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел. В их числе называются: должностные права и обязанности сотрудников; налагаемые ограничения и запреты; требования к служебному поведению; гарантии служебной деятельности; виды и пределы юридической ответственности. Также немаловажное значение имеют: присяга; близкая к воинской дисциплина; специальные звания и знаки различия; форменная одежда; аттестация личного состава; доступ сотрудников к оружию и специальным средствам и пр.

Ключевые слова: административно-правовой статус, сотрудник органов внутренних дел, права, обязанности, ограничения, гарантии, юридическая ответственность

Для цитирования: Ольшевская А. В. К вопросу об административно-правовом статусе сотрудника органов внутренних дел // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 155-158. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-155-158.

Original article

On administrative legal status of employee of internal affairs agencies

Anna V. Olshevskaya

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,

olshevskya@mail.ru

Abstract. An overview of the main elements of the administrative and legal status of an employee of the internal affairs bodies is provided. Among them named: official rights and duties of employees; imposed restrictions and prohibitions; requirements for official behavior; performance guarantees; types and limits of legal liability. Also of no small importance are: oath; close to military discipline; special ranks and insignia; uniform; certification of personnel; access of employees to weapons and special equipment, etc.

Keywords: administrative legal status, employees of internal affairs agencies, rights, responsibilities, restrictions, warranty, legal responsibility

For citation: Olshevskaya A. V. On administrative legal status of employee of internal affairs agencies. Bulletin of economic security. 2022;(5):155-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-155-158.

Вопросы административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел приобрели в последнее время особую актуальность. Это связано с новеллами действующего в данной сфере законодательства и их неоднозначным восприятием в научном сообществе.

Летом 2021 года был подписан Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [3], который обозначил в числе главных угроз государственной и общественной безопасности преступные посягательства на личность и собственность. Органы внутренних дел являются инструментом государственной политики в области обеспечения государственной и национальной безопасности. Именно на

© Ольшевская А. В., 2022

№ 5/2022

сотрудников данных органов возложены обязанности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, предотвращению и раскрытию преступлений.

Указанные обстоятельства обуславливают повышенное внимание к органам внутренних дел со стороны государства. Не случайно, в течение последних десяти лет численность органов внутренних дел неоднократно подвергалась корректировке. Так, 1 января 2012 г. численность сотрудников была сокращена на 20 % и составила 1 106 472 человек, что привело к увольнению примерно 220 тыс. сотрудников. В 2014 г. предельная численность была установлена в 1 113 172 человек.

Bulletin of economic security - 155

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В 2015 г. - в 1 003 172 человек. В результате включения в систему МВД России в 2016 г. сотрудников ряда иных служб, численность сотрудников увеличена в среднем на 76 000. Начиная с 1 октября 2016 года, установлены: «предельная штатная численность органов внутренних дел Российской Федерации в количестве 904 871 единицы, в том числе сотрудников - 756 859, федеральных государственных гражданских служащих - 17 199, работников - 130 813» [4].

Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел вплоть до настоящего времени активно пересматривается. В конце прошлого года законодателем были приняты поправки в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], существенно расширившие спектр прав сотрудников полиции. Так, в частности, в декабре 2021 года Государственная Дума РФ существенно упростила возможности для правоохранителей вскрывать автомобили, проникать в квартиры, а также оцеплять строения. Данные поправки вызвали общественный резонанс.

Все это говорит в пользу необходимости обращения к теоретическим основам административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел. Имеющиеся исследования в подавляющем большинстве не учитывают современные тенденции развития складывающихся в этой сфере общественных отношений, а также изменения и дополнения, которые были внесены в последнее время в законодательство. В рамках настоящей статьи видится целесообразным провести обзор ключевых положений, составляющих теоретический каркас административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

Исходя из положений Федерального закона от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], к числу элементов административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел принято относить: должностные права и обязанности; налагаемые ограничения и запреты; требования к служебному поведению; гарантии служебной деятельности; виды и пределы юридической ответственности. Также немаловажное значение имеют присяга, специальные звания и знаки различия сотрудников органов внутренних дел, а также требования, предъявляемые к их форменному обмундированию.

Основные права сотрудника органов внутренних дел можно подразделить на: права, реализация которых призвана обеспечить надлежащие организационно-технические, информационные и правовые условий выполнения служебных обязанностей; права, реализуемые сотрудником независимо от замещаемой им должности и местонахождения; права, реализуемые при совмещении обязанностей по замещаемой должности с обязанностями по иной должности в органах внутренних дел; социальные и трудовые права.

В свою очередь, основные обязанности сотрудника органов внутренних дел могут быть подразделены на

следующие группы: обязанности, ориентирующие сотрудника на профессиональное, четкое и законопослушное выполнение своего служебного долга; требования к профессионализму сотрудника, носящие активный характер и обязывающие его поддерживать необходимый уровень квалификации; обязанности, отражающие субординационную специфику взаимоотношений в коллективе сотрудников органов внутренних дел; обязанности, раскрывающие особенности служебной дисциплины; обязанности, ориентированные на профилактику нарушений закона, коррупции в среде сотрудников органов внутренних дел [5, с. 55-57].

Представляется возможным акцентировать внимание на обязанностях сотрудника органов внутренних дел, в числе которых:

- знание на обязательной основе положений Конституции РФ, в том числе и всего перечня нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних; знание должностного регламента и иных правовых документов, положения которых закрепляют перечень прав и обязанностей сотрудника органов внутренних дел;

- исполнение приказов и распоряжений прямого начальства; при получении приказа или распоряжения от начальства, сотрудник должен уметь определять их соответствие законодательным нормам; при возникновении вопросов, касающихся несения и прохождения службы, сотрудник должен их уточнять у непосредственного руководства;

- в рамках выполнения служебных обязанностей и несения службы, сотрудник органов внутренних дел должен на обязательной основе поддерживать на должном уровне свою квалификацию посредством прохождения профессионального обучения или же получения профессионального образования на дополнительной основе;

- в случае, если у сотрудника органов внутренних дел имеется доступ к информации, составляющей государственную тайну, не разглашать ее; неразглашению также, в частности, подлежит полученная сотрудником информация, касающаяся личной жизни и состояния здоровья граждан, а также сведения, которые затрагивают их честь и достоинство;

- в рамках несения службы в распоряжение сотрудника органов внутренних дел предоставляется государственное имущество, к которому он обязан бережно относиться;

- сведения обо всех полученных сотрудником органов внутренних дел доходах и понесенных им расходах, а также имуществе и обязательствах, как своих, так и жены/мужа, а равно не достигших совершеннолетия детей, должны быть отражены и предоставлены в определенном законодателем порядке;

- в случае выхода из российского гражданства или получении гражданства иной страны, в день подачи заявления поставить в известность непосредственное начальство;

JURISPRUDENCE

- о ситуациях, когда сотрудник ОВД выходит из российского гражданства и приобретает гражданство иностранного государства (либо поучает вид на жительство или аналогичные документы, подтверждающие право жительства в иной стране), в письменной форме должен быть уведомлен прямой руководитель сотрудника. Законодателем установлен срок в пять рабочих дней со дня прекращения российского гражданства или получения гражданства иного государства (вида на жительство или аналогичных документов, подтверждающих право на жительство в иной стране);

- соблюдать антикоррупционное законодательство, в случаях склонения его к совершению коррупционного деяния незамедлительно уведомлять непосредственное начальство;

- физическая и специальная подготовка сотрудника органов внутренних дел должна в полной мере соответствовать предъявляемым квалификационным требованиям к замещаемой должности, что подтверждается периодическими проверками профессиональной пригодности;

- ежегодное прохождение медосмотров, в том числе на наличие в крови запрещенных химических, наркотических и психотропных веществ, а равно прохождение медицинского освидетельствования по требованию вышестоящего уполномоченного должностного лица.

Правам сотрудника органов внутренних дел, связанным с ограничением прав и свобод граждан, корреспондирует комплекс обязанностей сотрудников, исполнение которых преследует цели ограничения возможных злоупотреблений. Так, например, ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О полиции» допускает применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы при условии, что несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Службе в правоохранительных органах всегда сопутствует риск, стрессы, угрозы для их жизни и здоровья, высокая физическая и эмоциональная напряженность. Данные факторы являются предпосылкой для развития заболеваний, получения увечий, эмоциональных срывов. Все это обуславливает необходимость регулярного медицинского освидетельствования сотрудников военно-врачебной комиссией.

К сотрудникам органов внутренних дел предъявляются требования как личностного, так и профессионального характера. Рассматривая личностные требования, отметим, что они, как правило, отражаются в психофизиологических особенностях характера и поведения личности. Личностные особенности сотрудника играют определяющую роль, составляя основу для его деятельности в качестве представителя власти. И первое место среди личностных особенностей сотрудника органов внутренних дел должны занимать морально-нравственные качества, его ориентация на служение обществу и государству, защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В числе предъявляемых к сотруднику органов внутренних дел профессиональных требований следует выделить такие качества, как дисциплинированность, порядочность, ответственность, организованность, развитые коммуникативные навыки. В процессе служебной деятельности он должен уметь оперативно принимать решения, проявлять инициативу, уметь сохранять самообладание в стрессовых ситуациях, обладать даром убеждения людей, а также способностью работать в условиях чрезмерной психофизиологической нагрузки.

Требования к профессиональным качествам сотрудника органов внутренних дел, в свою очередь, можно разбить на следующие группы: 1) интеллектуальные качества. Их составляющими является оперативность и логичность мышления, хорошо поставленная грамотная речь; многозадачность; умение концентрировать внимании и выделять главное; умение быстро переключать внимание; развитая память, как образная, так и аудиовизуальная; наблюдательность; аналитический склад ума; 2) психофизиологические качества, в числе которых: хорошая физическая подготовка; сила; быстрота; выносливость; физическая и психологическая устойчивость к стрессу; самообладание; уравновешенность; выдержка.

Ограничения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, во многом обуславливают особенности юридической ответственности сотрудников. В зависимости от тяжести совершенного деяния сотрудник органов внутренних дел, при наличии всех предусмотренных законодательством условий, подлежит уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также, в отдельных случаях, административной ответственности.

Немаловажное место в структуре административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел также занимают гарантии его социальной и правовой защиты. В законодательстве закреплен ряд социальных гарантий, таких как: оплата труда сотрудников ОВД; жилищное, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи; страховые гарантии сотруднику органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей; гарантии в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел; вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника органов внутренних дел; пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

Указанные гарантии являются не только фактором повышения престижа и авторитета службы в органах внутренних дел, но и должны позволять сотрудникам и членам их семей чувствовать себя уверенно в условиях нарастающего социально-экономического кризиса [6].

В качестве неотъемлемых элементов административно-правового статуса сотрудника органах внутренних дел также выступают: дисциплина, близкая к воинской; наличие специальных званий у рядового

№ 5/2022

Bulletin of economic security

157

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

и начальствующего состава; принятие личным составом Присяги; форменная одежда и аттестация личного состава; доступ сотрудников к оружию и специальным средствам и пр.

Тем самым, можно констатировать, что административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел как юридическая категория представляет из себя многоэлементную систему. Причем каждый из представленных элементов напрямую связан с реализуемыми сотрудником органов внутренних дел функциями и полномочиями.

Список источников

1. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

2. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27. Ст. 5351 (Часть II).

4. Официальный интернет-сайт МВД России : https://мвд.рф/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.03.2022).

5. Барсуков С. И., Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодатель-

ные акты Российской Федерации» (постатейный). М. : Деловой двор, 2012. 424 с.

6. Маздогова З. З. Проблемы реализации социальной защиты сотрудников полиции на современном этапе: Пробелы в российском законодательстве // электронный юридический журнал. 2021. № 5. С. 55-59.

References

1. Federal Law № 342-FZ of 30.11.2011 «On service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 05.12.2011. № 49 (Part 1). Article 7020.

2. Federal Law № 3-FZ of 07.02.2011 «On Police» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 14.02.2011. № 7. Art. 900.

3. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. № 27. Art. 5351 (Part II).

4. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia: https://мвд.рф / [Electronic resource] (accessed: 20.03.2022).

5. Barsukov S. I., Borisov A. N. Commentary to Federal Law № 342-FZ of November 30, 2011 «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» (article by article). M. : Delovoy dvor, 2012. 424 p.

6. Mazdogova Z. Z. Problems of implementing social protection of police officers at the present stage: Gaps in Russian legislation // Electronic legal journal. 2021. № 5. P. 55-59.

Информация об авторе

А. В. Ольшевская - доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author A. V. Olshevskaya - Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 30.11.2022; принята к публикации 13.12.2022.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 30.11.2022; accepted for publication 13.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.